Уничтожение Персидского царства
Поджог стал политическим актом, ознаменовавшим уничтожение Персидского царства. Выступление Таис было запланировано заранее. Едва ли на это ее толкнул сам Александр, который предпочитал действовать прямо. Более вероятно, что слова Таис были инспирированы Птолемеем и македонянами, выступавшими за уничтожение Персеполя. Такая версия сожжения дворца принадлежит Птолемею.
Во время пребывания македонской армии в Персеполе Птолемей, хотя и знал Александра с детства, не входил еще в его ближний круг. Поэтому вероятно, что он мог настроить Таис, которая могла позволить себе больше него и рискнуть. Факт, что ее выступление вызвало бурное одобрение присутствовавших, показывает незаурядность этой женщины. Плутарх при этом отмечает, что речь, произнесенная гетерой была слишком возвышенной для ее положения в обществе. Словом «гетера»
обозначались женщины, не имевшие законной семьи, начиная с бедных обитательниц публичных домов, заканчивая богатыми куртизанками и просто женщинами, которые позволяли себе вести независимый образ жизни.
Таис и Александр Великий
Таис, предположительно, была дочерью афинского гражданина. Скорее всего, она сама выбрала жизнь гетеры. Подобные случаи были не редки. Для примера можно вспомнить её современницу, гетеру Ламию, которая происходила из аристократической афинской семьи. Судя по тому, что Таис умела выступать перед публикой, она получила хорошее образование.
Античные авторы сохранили рассказ о сожжении дворца в захваченной персидской столице Персеполисе. Об участии в этом событии Таис написал один из современников Александра Македонского Клитарх. Его труд утрачен, но отдельные сведения из него дошли до нас, так как текст был одним из источников биографии Александра, написанной Плутархом. Согласно Клитарху, во время одной из пирушек Таис «во власти хмеля» заявила, что чувствует себя удовлетворённой за все лишения похода, видя захваченный Персеполис. Затем она предложила пойти и поджечь дворец царя Ксеркса, повинного в разрушении Афин за полтора столетия до этого.
Д. Рошгросс «Сожжение Персеполиса». (Wikimedia Commons)
Предложение гетеры было встречено с энтузиазмом. Александр во главе участников пира отправился ко дворцу и поджёг его. Таис бросила свой факел второй после царя.
Среди исследователей, писавших об эпохе Александра, велись споры о том, насколько внезапным было решение о сожжении дворца. Часть авторов отказывали свидетельствам об этом в достоверности, считая произошедшее продуманным шагом. По мнению российского исследователя И. С. Свенцицкой, несколько македонян (во главе с любовником Таис Птолемеем) подговорили гетеру выступить с пламенной речью на пиру.
Вошла в историю
Таис сопровождала Александра Македонского на протяжении всей компании в Малой Азии
Она привлекла внимание историков в 330 году, когда войском Александра был сожжен Персеполь
Александр, по словам Диодора, хотел полностью разрушить город. Он отдал его на разграбление своему войску. Полководец пробыл в нем четыре месяца, дал отдохнуть войску и подготовиться к новому походу на восток. Незадолго до ухода из Персеполя (весна 330 г. до н.э.) Александр устроил пир в царском дворце. Во время пира был подожжен сам дворец, вследствие чего сгорел весь некогда роскошный и могущественный город.
Строительство величественного города длилось шестьдесят лет и, что особенно удивляет, в нем не был задействован ни один раб, только свободные строители, а также лучшие архитекторы и скульпторы того времени.
По мнению историков вина за подстрекательство к пожару лежит на Таис Афинской. Плутарх так описывает эти события. «В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таис, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Таис сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии.
Долгая память о Таис
Современники Птолемея неоднократно писали комедии, посвящённые Таис, однако тексты утрачены. В комедии римского автора Теренция «Евнух» имя Таис носит гетера, в которую влюблён один из героев. Овидий в «Лекарстве от любви» противопоставляет Таис и Андромаху. У Лукиана (2-й век н. э.) есть произведение, представляющее собой диалог в царстве мёртвых между гетерами Таис и Гликерой.
Данте изобразил куртизанку Таис среди грешников, мучающихся в восьмом круге ада. Среди других льстецов она оказывается в яме, заполненной нечистотами.
Драматург Кристофер Марло изобразил Александра и Таис в своей пьесе «Доктор Фауст». Духи, принявшие их облик, разыгрывают перед императором представление. В ходе него Александр убивает Дария и надевает его корону на голову своей возлюбленной.
Джошуа Рейнольдс «Таис». (Waddesdon Manor)
В 1697 году Джон Драйден написал поэму «Пир Александра, или Сила музыки». Позже она стала основой для оперы Генделя. В поэме появляется новый герой, придуманный Драйденом, — музыкант Тимофей. Сначала музыкант восхваляет Александра, затем сокрушается о судьбе Дария, говорит о переменчивости судьбы и предлагает утешиться в любви с Таис. Затем Тимофей пробуждает царя ото сна призывом отомстить за павших воинов. И воспрянувший Александр с Таис и военачальниками идут поджигать дворец.
В 1770-е Джошуа Рейнольдс начал писать картину «Таис», изображающую афинянку с факелом. Моделью послужила Эмили Берти Уоррен, а картина была заказана её любовником Чарльзом Гревиллом. Эмили поссорилась с любовником до завершения Рейнольдсом картины и отправилась в Ост-Индию с новым мужем Робертом Поттом. По пути она скончалась от лихорадки, но в том же году Рейнольдс завершил обессмертившую её картину.
Литература
1. Стороженко Н.И. Роман // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1890—1907. Т. 53 (27). С. 68—71.
2. Горнфельд А.Г. Поэтика // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1890—1907. Т. 48 (24А). С. 837—844.
3. Веселовский А.Н. История или теория романа? // Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939. С. 3—22.
4. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души // К.С. Аксаков, И.С. Аксаков. Литературная критика. М., 1982. 384 с.
5. Белинский В.Г. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души // В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений: В 12 т. СПб., 1904. Т. 7. «Отечественные записки» 1842 года. С. 286—292.
6. Аверинцев С.С. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или Счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. М., 1994. Т. 1. С. 637—653.
7. Мандельштам О.Э. Конец романа // О.Э. Мандельштам. Сочинения: В 2 т. / Сост. С. Аверинцев и П. Нерлер; Коммент. П. Нерлера. М., 1990. Т. 2. Проза. С. 201—205.
8. Дилите Д. Античная литература. М.: Греколатинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2003. 488 с.
9. Шамшин Л.Б. Биография . Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/057.htm (дата обращения: 11.04.2015).
10. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. 280 с.
11. Винокур Г.О. Биография и культура // Биография и культура. Русское сценическое произношение. М., 1997. С. 17—88.
12. Радциг С.И. История древнегреческой литературы: Учебник. 5-е изд. М.: Высш. школа, 1982. 488 с.
13. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Пер. с древнегр. / Сост. и прим. М. Томашевской. М.: Правда, 1987. Т. 2. 608 с.
14. Тронский И.М. История античной литературы: Учебник для ун-тов и пед. ин-тов; 5-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1988. 464 с.
15. Тронский И.М. История античной литературы. Л.: Учпедгиз, 1946. 496 с.
16. Холиков А. Писательская биография: жанр без правил // Вопросы литературы. 2008. № 6. С. 41—62.
17. Ефремов И.А. От автора // И.А. Ефремов. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1989. Т. 5. Кн. 3. Таис Афинская. С. 5—12.
18. Ефремов И.А. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 5. Кн. 3. Таис Афинская. М., 1989. 494 с., с ил.
19. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека . Режим доступа: http://simposium.ru/node/863 (дата обращения: 11.04.2015).
20. Арриан. Поход Александра . Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/arrian/03.html (дата обращения: 11.04.2015).
Горы – это необычайно красивое творение природы
Цитаты про горы и природу
***
Горы – это необычайно красивое творение природы. В горах человек чувствует свободу и учится преодолевать все препятствия на жизненном пути.
***
В горах жизнь человека принадлежит природе и страховщикам.
***
Рассвет в горах — самое лучшее событие, какое только может случиться с человеком.
***
Горизонт изломали горы, Где в ущельях глубоких тьма, Эдельвейсы цветут на склонах, На вершинах всегда зима.
***
Человек подсмотрел у природы отличия: Города, словно горы, возвышены нами, Но у гор никогда не отнять их величия, Города никогда не сравнятся с горами.
***
Красивы горы, что и говорить, Осеннею порою в ярких платьях. Кто видел их — навеки не забыть, Таинственность, влекущую в объятия…
***
Величественные и прекрасные горы. Сколько в них силы и сколько романтики, и сколько того, что человеку непостижимо. И может действительно, Гора — это чудо природы. И может увидеть ее и покорить — тоже чудо?
***
Горы — это и пышные леса, и яркие ковры цветов, и безотрадные каменистые пустыни, блестящие на солнце снега и их унылая белизна при пасмурном небе, огнедышащие вулканы и многокилометровые ледники, бездонные пропасти ущелий и обширные ровные плато, нестерпимо жгучее солнце и жестокий мороз среди лета…
Цитаты про горы Кавказа
***
Когда горы Кавказа исчезнут, когда камни начнут говорить, вот тогда я тебя позабуду, вот тогда перестану любить…
***
Среди Кавказких гор, снега лежат С них по весне стекает талая вода, Под солнцем жарким, бурными ручьями И реки наполняя, убегает вдаль
***
Горы… Кавказские горы – Стражники здешних краёв. В небо вонзились просторы Дивных могучих хребтов.
***
Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины: Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. А.С. Пушкин
***
Горы всегда вызывают неподдельное восхищение. Хочется бывать на всё новых и как можно чаще. А кавказские горы — это наше достояние.
***
Эльбрус – таинственный вершитель, Двуглавый праведник седой. Не я твой бравый покоритель. Не я твой преданный герой. Георгий Скрипкин
Цитаты про горы и небо
***
Есть горы — под небосводом Они завидуют водам, И как отраженье неба Придумали звёзды снега. И есть иные горы, Но та же у них тоска. И горы в тоске по крыльям Придумали облака. Федерико Гарсиа Лорка
***
Горы — ступени в небо. Поднимаясь по ним, я иду к новой жизни… Наталья Турчанинова
***
Особенно хорошо в горах, там благодаря более прозрачному небу проявляется свечение нашей атмосферы: очень часто на фотографиях звездного неба проступают зеленые, красные или желтые полосы, волны и пятна.
***
Ради неба стоит ехать в горы.
***
Нельзя сравнить звездное небо под Москвой и россыпь в высокогорье, где даже цвета звезд различаются, не говоря об их количестве, особенно во млечном пути.
Как говорит история
В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.
Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона «Дискобол» и Поликлета «Диадумен» и «Дорифор».
Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле — внутреннем открытом дворике, а в пасмурную — в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.
Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.
Литература
1. Агапитова Е.К. Исторические источники в романе И.А. Ефремова «Таис Афинская» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. — 2015. — № 7 (152). — С. 103—106.
2. Античная лирика: пер. с древнегреч. и лат.; вступ. статья С. Шервинского; сост. и примеч. С. Апта и Ю. Шульца // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 4. М.: Художественная литература, 1968. 624 с.
3. Воронина Е., Матонина Э. Рапсодия для Таис // Студенческий меридиан. — 1977. — № 10. — С. 17—23.
4. Гомер. Илиада: пер. с древнегреч. Н. Гнедича; предисл. А. Нейхардт; прим. и словарь С. Ошерова; ил. Д. Бисти. М.: Правда, 1985. 432 с.
5. Готлиб А. Пафлагония // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т.; т. XXIII. СПб, 1898. С. 55.
6. Гринбаум Н.С. Новые папирусные тексты древнегреческой лирики (1962—1987 гг.) // Ранняя греческая лирика (миф, культ, мировоззрение, стиль). СПб.: Алетейя, 1999. — С. 7—79.
7. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь: в 2-х тт. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. 1043 с.
8. Материалы к творческой биографии И.А. Ефремова. Жизнь ученого и писателя. Интервью с И. Ефремовым // Вопросы литературы. — 1978. — № 2. — С. 187—208.
9. Платон. Эпиграммы // Платон. Законы: пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. 698 с.
10. Позднеев М.М. К вопросу об авторстве платоновских эпиграмм // AKADHMEIA. Академия. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник. Вып. 1; под редакцией д-ра филос. наук Р.В. Светлова, А.В. Цыба. — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. — с. 83—97. — http://platoakademeia.ru/index.php/ru/academeia/item/9-academaeia_1_07 (дата обращения 27.02.2017).
11. Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого языка: Ч. 1. М.: Филология, 1996. 400 с.
12. Страбон. География: в 17 книгах; перевод, статья и комментарии Г.А. Стратановского под общей редакцией проф. С.Л. Утченко. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: Ладомир, 1994. 944 с.
13. Эллинские поэты. М.: Художественная литература, 1963. 408 с.
14. Alcman. Παρθενεια Αισματα. Εις Αρτεμιν Ορθριαν // Anthologia lyrica Graeca. Vol. 2. Poetae melici: chori. Peplus Aristoteleus. Scolia. Carmina popularia. Poetae Alexandrini. Lipsia. 1925. pp. 7—14.
15. Homerus. Ilias; recensiut Arthurus Ludwich; Vol. 1. Lipsia, 1902. 514 p.
16. Plato. Επιγραμματα // Anthologia lyrica Graeca. Vol. 1. Poetae elegiaci. Theognis. Carmen aureum. Phocylidea. Iamborum scriptores. Poetae melici: monodia. Lipsia, 1925. 94 p.
Македонская армия[]
Файл:Aleksander-d-store.jpg
Александр Македонский
- Александр (356—323 гг. до н. э.)
- Македонский царевич, возглавивший Коринфский союз после гибели отца, короля Филиппа II. В романе представлен человеком, одержимым идеей достигнуть восточного края мира (который по древнегреческим представлениям находился за Индией). К цели своей идёт путём завоевания, используя закалённую македонскую армию и собственный военный гений. Владея огромной империей, Александр равнодушен к власти и богатствам и старается переложить бремя правительства на наместников. Александр также равнодушен к женщинам — за исключением Таис, свои чувства к которой считает слабостью, которую надо искоренить. Таис трижды предоставляет ему возможность (в Тире, Вавилоне и Персеполисе) дать волю своим чувствам, но он каждый раз уходит от неё. В их последнюю встречу Александр предлагает ей стать его царицей, но Таис ставит условие, которое он не может принять, — позволить ей защищать его против его воли. В его внезапной смерти Таис долгое время винит себя.
Файл:Ptolemy I Soter Louvre Ma849.jpg
Птолемей Сотер
- Птолемей (367—283 гг. до н. э.)
- Близкий друг Александра и опытный полководец. Первым из македонцев встречает Таис в Афинах и влюбляется в гетеру (вопреки ее ожиданиям, что его очарует Эгесихора). Прагматичный и уравновешенный, согласен постоянно пребывать в тени Александра, но при этом не упускает возможности заполучить новые богатства и власть. В отличие от Александра открыто добивается благосклонности многих женщин. Хотя именно он становится мужем Таис, она для него — первая женщина из многих. Таис, в свою очередь, многократно заявляет о равнодушии к связям супруга, но они все равно становятся причиной их ссор.
- Гефестион (356—324 гг. до н. э.)
- Ближайший из друзей Александра. В романе играет весьма малую роль, хотя именно его внезапная смерть подрывает дух Александра, который и сам умирает через несколько месяцев. Рядом с его мавзолеем происходит последняя встреча Таис и Александра.
- Неарх
- Критянин, одержимый морем, друг Александра и главнокомандующий его флотом. С первого взляда влюбляется в Эгесихору и глубоко потрясён её смертью, однако вскоре находит утешение в отношениях с Гесионой, с которой они становятся почти неразлучны. По просьбе Александра женится на дочери Барсины и Ментора, но сохраняет верность Гесионе. В романе Неарх пропадает без вести при попытке обогнуть Африку по морю.
- Клит (ок. 380—328 гг. до н. э.)
- Военачальник Александра, которого Таис впервые встречает в Мемфисе. В романе особой роли не играет. Вскользь упоминается его полуслучайная смерть от руки Александра.
Леонтиск (ум. ок. 329 г. до н. э.)
Вымышленный командир фессалийских конников, проявивший героизм в битве при Иссе и приближённый к Александру
Таис впервые встречает его в Мемфисе, и фессалиец не устаёт ей восхищаться, почти до самой смерти оставаясь соперником Птолемея за её внимание. Леонтиск и Птолемей дарят Таис коня Боанергоса
После гибели фессалийца в бою со скифами Таис называет в его честь своего сына от Птолемея (в романе).
- Ликофон
- Один из фессалийских охранников Таис в храме Атаргатис, приставленных к ней Леонтиском. Влюбляется в «жрицу ночи», но не зная обычаев храма (мужчина должен голыми руками разорвать прочную сеть, используемую жрицей в качестве одежды, прежде чем та ответит ему взаимностью), оказывается тяжело ей ранен. Спасает его только милосердие Эрис, пропустившей раненого воина к комнате Таис. Во время выздоровления привязывается к За-Ашт и женится на ней в Вавилоне.
Список философов и других персонажей
Афинская школа. Список философов и других персонажей
- 1. Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
- 2. Пифагор
- 3. Диоген Синопский
- 4. Микеланджело в образе Гераклита
- 5. Автопортрет
- 6. Эпикур
- 7. Александр Македонский
- 8. Сократ
- 9. Евклид
Философы изображены не только из разных стран,
но жили в разное время. Получается, что изображено идеальное общество античных мыслителей. Все
действующие лица разбиты на группы, все люди изображены в действии. Центром картины являются, как уже писалось
выше, Платон и Аристотель. Платон изображен с поднятой вверх рукой, что
указывает на идеалистическое направление его мысли. Аристотель вдоль земли, ладонью вниз – ведь
он основатель материализма. В образе
Платона нам предстает Леонардо да Винчи, с которым Рафаэль был хорошо знаком.
История Академии Платона
История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.
Основной дидактический метод обучения, использовавшийся в Академии — диалог или по-другому — диалектика. Ею овладевали на двух условных ступенях обучения: для младших и для старших. Здесь изучали различные предметы, но особый упор делали на астрономию и математику.
Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.
Дело Спевсиппа продолжил Ксенократ, который привлекал к себе всех знаменитостей обширной Греции. Далее Академию поочередно возглавляли последователи того же философского учения — Полемон, Кратес и Крантор.
Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.
Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.
Глава II. Папирус[ред.]
Таис дочь владельца кабака. Все детство провела под столами кабака, под пьяные драки спала, под матросские песни танцевала. Родители не кормили её и она доставала деньги, сидя на коленях у матросов. Единственное доброе и любящее существо в её детстве — раб Ахмес, христианин. В семь лет начал рассказывать ей о боге. На Святой неделе Ахмес отнес её на руках на собрание Христиан в подземелье, и она приняла крещение. Когда Таис было 11 лет, Ахмеса приговорили к казни за пропажу серебряной солонки, которую он не крал. Умер смертью мученика и стал чтиться как святой Федор Нубиец. Таис думала, что стать доброй — значит страдать. Но она боялась боли. С радостью пошла за женщиной Мероей, которая предложила ей жить у неё за вкусные лепешки (она кормила детей и учила танцам, а потом за плату давала их матросам на ночь). Влюбилась в сына проконсула Лоллия, который первым сказал ей нежные слова. Долго отказывалась от него, так как любила, потом он забрал её к себе в дом, и они стали жить вместе. Мерою, которая пришла за девушкой, поймали и отправили в суд. Потом Таис поняла, что не любит больше Лоллия и ушла от него, чтобы поступить работать танцовщицей в театр. Стала невероятно популярна, дом её украшали цветами, а деньгами усыпали её путь. Однажды она гуляла ночью и зашла в храм Иоанна Крестителя, где был праздник, чтили память святого Федора Нубийца. Там Таис переживает религиозный экстаз и целует гробницу раба (Федора). Возвращается домой и с ненавистью прогоняет своего тогдашнего любовника Никия. Кричит, что презирает всех счастливых и всех богачей. Решает жить как Федор, но утром делает все как всегда. Ей страшно, что её красота исчезнет, что она постареет. И тут к ней домой приходит Пафнутий. Начинает говорить льстивые слова о её красоте. Таис предупреждает его быть осторожным, чтобы не влюбиться. Он говорит, что любит её в Боге и во веки веков. Обещает ей небесное венчание и блаженство. Таис насмехается над ним, ей ведомы все виды любви. Он убеждает её, что любовь, известная ей — это стыд. Таис сердится и негодует, но потом думает, что вечная жизнь подарит ей средство против старости, которой она боится, и решает отдаться ему. Пафнутий показывает ей власяницу и рассказывает, кто он. Таис просит сделать так, чтобы она не умерла. Он проповедует ей, она плачет и кажется, что ей открылась истина. Но тут приходят рабыни, чтобы одеть её к ужину и она вспоминает, что мужчины ждут её. Монах говорит, что идет с ней.
Связь книги с реальными событиями
Согласно историческим источникам, около 330 года до нашей эры был сожжен почти дотла город Персеполис. Историки того времени перекладывают вину за это событие на одну из известных гетер. Многие историки ХХ века считали, что этой гетерой была именно прославленная Таис. Так ли это на самом деле – не доказано.
Известно, что Александр Македонский питал благосклонность к Таис, но история их чувств осталась интимной, и ничего нельзя сказать наверняка. Ефремов, по сути, придумал их романтические отношения, так как ни в одном источнике точных сведений нет, пара, скорее всего, была очень осторожна.
Реальная Таис долго жила в Греции, хоть и была замужем за соратником Александра Птолемеем Лагом. После смерти Македонского гетера, которая тогда уже давно отошла от дел и была видной светской дамой, покинула Родину и переехала в Египет. Постепенно и там она устроила все по-своему и стала звездой государства, заняв пост королевы Мемфиса. Читать книгу о Таис Афинской на сайте можно бесплатно, в удобном онлайн режиме.
Иван Ефремов описывает в своём историческом романе не только быт и нравы Древней Греции, но и достоверно показывает политические интриги и военные походы того времени, в особенности – походы Александра Македонского. К тому же, он много внимания уделил политике Древнего Египта, других провинций империи, он даже упомянул Китай.
Книга Ивана Ефремова тонко соединяет в себе достоверность исторического документа и гармоничный, насыщенный сюжет художественной литературы. Читать «Таис Афинскую» онлайн будет интересно даже тем, кто не связан с историей, так как главное, о чем пишет автор – это любовь.
Роль педагогов в афинском образовании
В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово «педагог» в переводе с греческого дословно означает «сопровождающий ребенка». Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.
Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.
Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.
Уничтожение Персидского царства
Поджог стал политическим актом, ознаменовавшим уничтожение Персидского царства. Выступление Таис было запланировано заранее. Едва ли на это ее толкнул сам Александр, который предпочитал действовать прямо. Более вероятно, что слова Таис были инспирированы Птолемеем и македонянами, выступавшими за уничтожение Персеполя. Такая версия сожжения дворца принадлежит Птолемею.
обозначались женщины, не имевшие законной семьи, начиная с бедных обитательниц публичных домов, заканчивая богатыми куртизанками и просто женщинами, которые позволяли себе вести независимый образ жизни.
Книга рассказывает о жизни известной греческой гетеры Таис Афинской. Гетеры были куртизанками, свободными и независимыми, и путать их с женщинами легкого поведения не только ошибочно, но и исторически недостоверно.
Таис, по сюжету книги, уже была известной, когда ее захотел заполучить Александр Македонский, и это ему удалось. Между молодыми людьми вспыхнуло чувство, но у них не было общего будущего. Завоеватель большей части ойкумены и руководитель государства не мог взять в жены гетеру.
Поэтому Македонский, не лишая гетеру своей благосклонности, находит ей достойного мужа, своего соратника Птолемея по прозвищу Лаг. Однако с этим человеком Таис не нашла того счастья, которое было у нее с Александром, хоть и недолго. Тем не менее, от Птолемея она рожает детей, помогает ему в политической карьере, ведет светскую жизнь.
Таис позволяла себе изменять мужу, но не только с любимым Александром, но и с другими мужчинами. Автор показывает, что для древнегреческого общества с его раскованными нравами такие увлечения были довольно обычными.
Иван Ефремов очень тонко, соединяя знания и точность историка и вкус писателя, показывает особый быт и нравы древних греков. Он ненавязчиво окутывает читателя атмосферой Древней Греции, описывая:
- трапезы;
- праздники;
- обычные дни;
- предметы быта, одежды и украшения.
Конец книги ознаменовывает собой не смерть, а конец былого могущества прославленной гетеры. Ее старость и постепенная потеря влияния, увядание и выход из активной жизни как бы сравниваются с внезапной и трагической смертью Македонского, который ушел, так и не завершив всего начатого, на вершине молодости и успеха.