В классе ребёнка больше 30 человек: законно ли это и что могут сделать родители

В классе ребёнка больше 30 человек: законно ли это и что могут сделать родители

Воспитательная работа

Воспитательная работа в малокомплектной школе играет очень важную роль. В настоящее время существует ряд социально-экономических факторов, которые оказывают отрицательное влияние на развитие и воспитание сельского ребенка. Перечислим некоторые из них:

  1. Многонациональность учеников. Родители таких детей могут иметь свои взгляды на жизнь, религию, нормы поведения. В некоторых случаях на этой почве могут возникать конфликтные ситуации.
  2. Материальное положение. В большинстве случаев сельские семьи имеют достаток ниже среднего. Такое положение не позволяет родителям в полной мере обеспечивать ребенка или детей всем необходимым для полноценного обучения и развития. Питание ребенка может быть неполноценным, что приводит к авитаминозам и болезням.
  3. Благополучие семьи. В сельских школах намного чаще встречаются дети, которые растут в неблагополучной семье. Родители в таких семьях имеют социально неустойчивое положение, причинами возникновения которого могут быть: алкоголизм, аморальное поведение, хулиганство, нарушение закона.

Сельских детей чаще всего воспитывает улица, что не всегда положительно влияет на формирование личностных качеств. По этой и другим причинам школа должна более серьезно отнестись к вопросу воспитательной работы.

Малокомплектный класс позволяет проводить воспитательную работу более качественно. Педагог имеет возможность работать с учениками индивидуально. Учителю, имеющему подробную информацию о семьях детей (в небольших населенных пунктах все знают друг друга в лицо), намного проще построить план воспитательной работы того или иного учащегося.

В некоторых случаях учителю придется взять на себя роль психолога и коррекционного педагога, поскольку таких специалистов в сельской школе нет, и не будет. Воспитательная работа должна проводиться не только с ребенком, но и с его родителями. Педагог-психолог должен найти пути решения конфликтных ситуаций, возникающих у ребенка в школе или семье. Если педагог видит, что родители не могут обеспечить ребенку нормальную жизнь и благоприятную среду для развития, в этом случае он вынужден отреагировать — обратиться в органы социальной опеки и попечительства.

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА

школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. Распространены во мн. странах, гл. обр. в сел. местности. В СССР до нач. 70-х гг. термин «мало-комплектная» применялся в отношении к нач. школе, в к-рой учащиеся двух, трёх или четырёх классов объединялись в один класс-комплект, если в них вместе было менее 15 учеников. С классом-комплектом работает один учитель. Если в начальной М. ш. 2 или 3 класса-комплекта, то в ней работают соответственно 2 или 3 учителя. В Рос. Федерации с 1990/91 уч. г. оплата труда учителя нач. М. ш. исчисляется за каждый класс независимо от кол-ва детей, поэтому объединение детей разных классов в один комплект не является обязательным.

Специфика нач. М. ш., обусловливающая нек-рую усложнённость педагогического процесса, состоит в необходимости самостоят. работы учащихся одного класса в то время, когда учитель занят с др. классом. Решению этой проблемы способствуют специально разработанные для М. ш. дидактич. материалы, к-рые содержат алгоритмич. указания, направляющие деятельность учащихся. В ряде М. ш. внедряются также лингафонные устройства, к-рые в известной мере подменяют деятельность учителя и т. о. оптимизируют самостоят. работу учащихся.

В 70-е гг. в понятие «малокомплектная школа» начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняе-мостью классов. Многие М. ш. характеризуются не только наличием классов-комплектов в нач. звене, но и отсутствием нек-рых классов ср. ступени.

Малая наполняемость классов М. ш. ср. и ст. ступени ограничивает возможность применения ряда пед. методов и приёмов, обусловливает повышенный контроль и опеку со стороны учителя, снижает темп урока, но в то же время создаёт лучшие условия для индивидуализации обучения.

В пед. практику постепенно внедряются особые формы организации уч. занятий, к-рые снижают отрицат. последствия малой наполняемости классов: однотемные и повторительные уроки при вертикальном объединении двух классов; блок уроков, включающий урок-лекцию, уроки самостоят. работы и уроки обобщения и контроля; уроки-зачёты, на к-рых учащиеся ст. классов опрашивают младших. наиб. сложная форма — обобщающе-повторит. уроки для учащихся классов одной параллели разных М. ш.

В малонаселённых регионах Рос. Федерации удельный вес М. ш. в структуре шк. сети постепенно возрастает. М. ш. становится одним из гл. селообразующих факторов, особенно значимым в условиях многоукладности крестьянского х-ва.

М. ш. обладает рядом преимуществ перед обычной. Глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совм. работы с семьёй, тесный контакт с производств. окружением, близость природы, благоприятные условия для трудового воспитания, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником — эти и нек-рые др. особенности позволяют организовать уч.-воспитат. процесс на высоком уровне эффективности.

Однако эти преимущества, как правило, не реализуются. В большинстве случаев на уч. деятельность и преподавание в М. ш. оказывают негативное влияние замкнутый социум, дефицит общения учащихся, отсутствие кинотеатров, музеев, крупных б-к, более низкий образоват. уровень населения и др. Это усугубляется тем, что из-за недифференциров. подхода к оплате пед. труда в неполных средних и средних школах учителям нек-рых специальностей не хватает нагрузки для получения полной ставки заработной платы. Отсутствие в М. ш. параллельных классов не позволяет укомплектовать школу педагогами-предметниками. Чтобы обеспечить уч. нагрузку в пределах нормы, одному учителю приходится вести неск. предметов. Науч. рекомендаций о распределении предметов между учителями-предметниками нет, и практически распределение осуществляется произвольно, исходя из потребностей школы. Такие условия предъявляют высокие требования к подготовке педагогов М. ш.

Общая методика обучения и воспитания эффективна лишь в классах с обычной наполняемостью. В малых же классах использование этой методики приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению учащихся и учителей, низкой эффективности уч.-воспитат. приёмов и методов.

Несмотря на известные недостатки и высокие экон. затраты на содержание М. ш., их наличие в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором.

Решению мн. проблем М. ш. способствует объединение неск. школ по терр. признаку. В такие объединения на равных правах входят как пед., так и ученич. коллективы неск. М. ш. Терр.-метод. объединения позволяют расширить круг пед. средств и методов, оптимизировать уч.-воспитат. работу.

Сколько лет у людей

Недавно ученые обнаружили в Эфиопии кости, которые могут изменить наши представления о возрасте человечества. Ранее считалось, что человек возник около 2,4 миллиона лет назад, но сейчас есть предположения, что это число может быть ниже реальности. Кости принадлежат роду приматов — гоминидам, которые существовали на планете Земля на несколько столетий раньше, посчитали эксперты. Таким образом, возможно, что возраст человеческой цивилизации гораздо больше, чем мы думали ранее. Это открытие может также помочь ученым лучше понять эволюционную историю человека и привести к новым открытиям и научным выводам в области биологии и антропологии.

Задания с развернутым ответом: немного статистики

Многие думают, что эта часть ЕГЭ по математике очень сложная. Поэтому ребята, которые не рассчитывают на высокие баллы, даже не приступают к ней. И очень зря! С помощью этих заданий можно заработать дополнительные баллы и побороться за высокое место в рейтинге.

Сейчас будет немного статистики. В среднем около 35% учеников получают полные 2 балла за решение № 12, а вот неравенство № 14 дается хуже, только около 12% с ним справляются на полный балл. Геометрия даётся ещё хуже: стереометрию № 13 полностью решают 2% выпускников, планиметрию (№ 16) менее 5%. А вот с экономической задачей (№ 15) справляются около 20%, а это целых 2 балла! Что касается № 17 и 18, то они даются ещё хуже, но на то они и самые сложные, хотя 1 балл за № 18 по статистике получают около 25% сдающих — там нужно просто привести пример.

В этот учебный год, в отличие от предыдущих, не планируются сдвиги дат, либо какие-то другие мероприятия, связанные с пандемией. Ученики, заканчивающие 11 класс, будут сдавать ЕГЭ в обычном режиме, а это значит, что русский язык будет доступен для сдачи в трех периодах:

  • досрочный
  • основной
  • осенний период

На данный момент запланированы следующие даты проведения экзамена:

Период Основная дата Резервные дни
Досрочный 24.03.2023 15.04.2023
Основной 30.05.2023 и 31.05.2023 23.06.2023 и 02.07.2023
Осенний 08.09.2023 20.09.2023

Нормы количества обучающихся в одном классе

Как правило, составлением расписания занимается завуч. Эта задача должна отражать все требования нормативных документов, которые служат точкой опоры в распределении предметов.

Что учитывают при составлении расписания:

  • Необходимое количество часов по каждому предмету для каждого класса.
  • Равномерное распределение часов у педагогов.
  • Биоритмы учащихся.
  • Возраст учащихся, и допустимую максимальную дневную нагрузку.
  • Дополнительные занятия.

Помимо необходимости распределить уроки между классами по достаточному для усвоения материала количеству часов, важно учитывать биоритмы учеников. Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели

Есть и другие закономерности

Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели. Есть и другие закономерности.

Требования к сложным предметам в расписании школы:

Наибольшая активность по дням недели приходится на вторник и среду. В четверг ученики уже начинают уставать, в этот день нагрузка снижается. В понедельник дети ещё не «раскачались» после выходного. Суббота всегда была самым коротким и лёгким днём.
Активность среди дня также приходится на второй и третий уроки. Это время примерно с 10 до 12 часов дня. На эти часы учителям лучше всего назначать контрольные работы. А при составлении расписания в эти часы ставят наиболее сложные предметы.
Физкультуру ставят чаще всего ближе к последним урокам

После физкультуры не рекомендуют проводить сложные контрольные работы, поскольку внимание детей будет расфокусировано. Уроки, не требующие серьёзного умственного напряжения, ставят на понедельник, пятницу или субботу

Это труды, музыка.

Учитывается и дополнительная нагрузка: работа кружков, внеурочных занятий по предметам, подготовка к экзаменам.

Большинство подобных требований регламентирует СанПиН.

Тот самый абзац про 25 учеников и ни одной головой больше теперь сформулирован по-другому: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению». То есть — ура! — исчезла знаменитая норма. С другой стороны, а что мешает теперь директору набить в класс и 40 учеников? И как с такой оравой справится учитель?

Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки» (то есть уроков). Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока — физкультуры, а во 2 — 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными

Учебная нагрузка, согласно СанПиНам не должна превышать:

  • для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 5 — 7-х классов — не более 7 уроков;
  • для обучающихся 8 — 11-х классов — не более 8 уроков.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Много ли в России малокомплектных школ

Ещё в 2019 году тогдашний министр просвещения и нынешний президент Российской академии образования Ольга Васильева сообщила, что половина школ страны — сельские, 50% из которых — малокомплектные. Это образовательные организации, которые находятся на труднодоступных территориях и в которых мало учеников.

Основная проблема в том, что содержать такие школы довольно затратно и невыгодно. Поэтому нередко встаёт вопрос об их возможном закрытии, и тогда детям приходится добираться до других учебных заведений, которые находятся в других населённых пунктах.

Тем не менее в защиту таких школ регулярно выступают чиновники. Например, ещё в 2018-м на эту тему высказался Владимир Путин, отметивший, что с закрытием образовательных учреждений сёла умирают, а их жители разъезжаются.

Напомним, не так давно Федеральный закон «Об образовании в РФ» дополнили статьёй, согласно которой муниципальные школы теперь можно передавать в ведение региональных органов власти. Вероятно, больше всех изменения коснутся именно сельских школ, поскольку они смогут получать полное финансирование из региональных бюджетов.

Например, министр образования Кировской области Ольга Рысева отметила, что эта модель защищает сельские школы от закрытия и предоставляет абсолютно всем детям доступ к образованию. Но есть и те, кто не согласен с этим. Глава Алейского района Алтайского края Светлана Агаркова считает, что это не только не скажется на качестве образования, но и отдалит от решения многих проблем. По её мнению, региональным властям будет непросто управлять такой разветвлённой сетью сельских школ.

Какая установлена нормативная наполняемость классов в общеобразовательных школах городской и сельской местности?

Какая установлена нормативная наполняемость классов в общеобразовательных школах городской и сельской местности? Имеют ли право органы управления образованием требовать, чтобы в классе было не менее 25 учащихся в городской школе? Кто и как может быть наказан за превышение предельной наполняемости классов?

Согласно п. 25 Типового положения об общеобразовательном учреждении*(1) количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. При этом п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.

Таким образом, из приведенных норм следует, что Типовым положением об общеобразовательном учреждении определена предельная наполняемость классов для школ городской местности — 25 учащихся в классе.

Законно ли объединение классов школ и групп детсада?

Отмена предельной наполняемости в группах детских садов общеразвивающей направленности (а таких детских садов большинство) привела к тому, что, к примеру, в детских садах старой постройки, где игровые комнаты достаточно просторные, появилась возможность набирать группы по 35–40 человек. Это вызвало повторную волну негодования среди родителей: снова посыпались жалобы в Роспотребнадзор, местные органы образования и т.д

Родителей можно понять, они руководствуются интересами ребенка: хотят, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно, а воспитатели могли уделить внимание каждому малышу, что весьма проблематично при большой численности группы

Объединение классов в школе В том, что касается объединения классов в школе, действуют несколько иные правила. Наполняемость классов: требования закона В соответствии с п.26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, установлена наполняемость классов в количестве 25 обучающихся. В соответствии с п. 4.9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) количество обучающихся определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели. Возможно ли объединение классов? Да, но при определенных условиях.Во-первых, объединение классов допускается только в малокомплектных сельских школах. Во-вторых, п. 10.15. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, напрямую говорит лишь о возможности формирования классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования.

Поясним, что в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об образовании» общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

• начальное общее (I ступень – с 1 по 4 класс),• основное общее (II ступень – с 5 по 9 класс),• среднее (полное) общее образование (III ступень – с 10 по 11 класс).

Причем одновременно в п.10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10 указывается, что при объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры). Кроме того, есть свои особенности в отношении объединения классов компенсирующего обучения, в которых количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

В том же, что касается возможности объединения классов II и III ступеней общего образования, действующие СанПиН не содержат ни запретов, ни разрешений в отношении таких мероприятий. В то же время, ст. 32 ФЗ «Об образовании» относит к компетенции образовательного учреждения разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов, самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.

Соответственно, при наличии соответствующих организационно-педагогических условий (материальной базы, обученных образовательным технологиям учителей и пр.) объединение классов на II и III ступенях общего образования допускается

Однако здесь важно, чтобы при этом отсутствовало неблагоприятное влияние на функциональное состояние и здоровье обучающихся (п. 10.14

СанПиН 2.4.2.2821-10).

В случае, если родители не согласны с действиями администрации школы, считают, что объединение неблагоприятно может повлиять на их детей, они могут обратиться с письменной жалобой в районный отдел образования или прокуратуру. По закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня ее регистрации.

Что представляет собой малокомплектная школа?

При малой численности учеников формирование классов не представляется возможным. Детям приходится получать в малокомплектной школе начальное и даже среднее образование. В сельских школах бывает по 2-3 учащихся на одну параллель. В этом случае приходится объединять учеников разных классов и проводить совместные занятия. Рассмотрим подробнее особенности организации малокомплектной школы.

В настоящее время в стране функционирует несколько десятков тысяч малокомплектных школ. Какими признаками обладают эти учебные заведения? В СССР понятие «малокомплектный класс» было очень распространено, ведь в сельских школах не набиралось достаточного количества учащихся для формирования параллелей. Начальные классы объединяли в «комплекты» — классы, в которые входили ученики разных возрастных категорий. Особенность малокомплектной школы не только в присутствии комплектов, но и в полном отсутствии некоторых классов. Например: один класс включает 5 учеников, 2 из них учатся в 1-м классе, 1 — во 2-м, 2 — в 4-м, при этом в школе в данном учебном году полностью отсутствует 3-й класс.

Если сельская малокомплектная школа находится в определенном населенном пункте, то дети из близлежащих деревень также должны поступить в нее для прохождения обучения, если в месте их проживания нет учебных заведений данного формата.

С малокомплектным классом работает один педагог. Учебный процесс организован таким образом, чтобы все учащиеся были включены в работу. Это достигается путем чередования видов деятельности учеников. Большая роль отводится самостоятельной работе, для деятельности малокомплектной школы — это необходимость. В то время как одни ученики заняты самостоятельным выполнением задания, учитель работает с остальными учащимися, которым нужно объяснять другой материал.

В последние годы можно наблюдать тенденцию развития малокомплектных школ. Это связано с сокращением численности детей, рождаемость понизилась. Общеобразовательные средние школы, находящиеся в крупных населенных пунктах, также вынуждены преобразовываться в малокомплектные по причине нехватки учеников и учителей.

Общая характеристика сельского ребенка

Ребенок, который вырос в деревне или селе, отличается от городского ребенка. Он приспособлен к жизни, труду и намного более ответственен. Такие дети быстрее взрослеют, так как привлекаются к работе уже с малых лет.

Что касается уровня образования, то тут все не так хорошо, как в городе. По статистике первоклассники приходят в сельскую школу с достаточно низким уровнем знаний. Многие из них не знают букв и цифр, в то время как подавляющее большинство городских первоклашек уже читают и считают. В городе есть возможность отдать ребенка в школу выходного дня, в которой малыша подготовят к школе. Родители, как правило, уделяют данному вопросу больше времени и внимания. Некоторые школы организуют вступительные экзамены, которые ребенок должен пройти для зачисления в первый класс, поэтому подготовка должна быть серьезной.

В деревенскую школу возьмут любого ребенка, даже имеющего незначительные отклонения в развитии. Так и получается, что учитель-универсал должен иногда работать с такими детьми, которых бы в условиях городской жизни поместили в специализированное учебное заведение или коррекционный класс.

Влияние экосистемы школы на личностный рост и развитие

Школьная экосистема – это сложная структура, организующая жизнь и образовательный процесс в учебном заведении. Ее уровень и качество влияют на процессы, происходящие внутри школы, на личностный рост и развитие ученика.

В школах с развитой экосистемой ученики получают возможность развиваться по-максимуму, раскрывать свой потенциал и находить свое место в обществе. Эта экосистема включает в себя систему ценностей, общение с педагогами и соучениками, наличие дополнительных образовательных программ и кружков, участие в социальных проектах, уровень комфорта в школьном пространстве и многие другие факторы.

Недостаточно развитая экосистема школы может привести к негативным последствиям – дети могут потерять интерес к учебе и развитию, начать вести антиобщественный образ жизни, страдать от отсутствия возможностей для реализации своих потребностей.

Развитие экосистемы малокомплектной школы может оказаться труднее, чем в обычных учебных заведениях. Однако, благодаря более тесной связи между учениками и педагогами, а также небольшому числу участников, малокомплектная школа может предложить уникальные проекты и программы развития. Главное – постоянно работать над развитием экосистемы школы, чтобы ученики могли максимально раскрыть свой потенциал и получить возможности для роста и развития.

  • Плюсы:
  • • Возможность максимального развития личности учащегося;
  • • Наличие дополнительных образовательных программ и кружков;
  • • Участие в социальных проектах;
  1. Минусы:
  2. • Недостаточно развитая экосистема школы может отрицательно сказаться на развитии учеников;
  3. • Развитие экосистемы малокомплектной школы может оказаться труднее.

Вывод: Развитая экосистема школы – это залог успешного личностного роста и развития учеников. Ее уровень и качество влияют на процессы, происходящие внутри школы. В свою очередь, малокомплектная школа может предложить уникальные проекты и программы развития учеников, но требует более тесной работы над развитием своей экосистемы.

Что такое малокомплектная школа?

Малокомплектная школа — это образовательное учреждение, в котором учатся обычно не более чем 50-60 учащихся. В такой школе обычно работает небольшое количество учителей.

Какие преимущества есть у малокомплектной школы?

Малокомплектная школа позволяет более качественно и индивидуально преподавать учебный материал, так как учителя имеют больше времени на каждого ученика. Кроме того, в такой школе больше возможностей для организации внеклассной работы, так как учащихся меньше.

А какие есть недостатки у малокомплектной школы?

Один из главных недостатков — недостаточная разнообразность учебных программ и ограниченный выбор предметов, так как малокомплектная школа может не иметь своих учителей для всех предметов. Кроме того, в такой школе может быть меньше социально-культурных мероприятий, чем в крупных образовательных учреждениях.

Какую подготовку должны иметь учителя малокомплектной школы?

Учителя малокомплектной школы должны иметь высшее образование и специализироваться на нескольких учебных предметах. Кроме того, им нужно обладать определенными педагогическими навыками, такими как умение работать со сложной аудиторией и разноуровневым классом.

В чем заключается успех малокомплектной школы?

Успех малокомплектной школы заключается в индивидуальном подходе к каждому ученику и более качественной подготовке, так как учителя имеют больше времени на каждого ученика. Кроме того, в такой школе проще создать дружескую атмосферу и организовать внеклассную работу, что способствует потенциальному успеху учащихся.

Какие возможности для дополнительного образования есть в малокомплектной школе?

В малокомплектной школе может быть более широкий выбор дополнительных занятий, таких как курсы по интересам, углубленное изучение отдельных учебных предметов, подготовка к олимпиадам и конкурсам и т. д. В такой школе может быть больше гибкости в организации образовательного процесса, что позволит реализовать различные идеи для обогащения знаний учеников.

Наполняемость каждого класса не должна превышать какого количества учащихся?

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

  1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
  2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
  3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
  4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
  5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
  6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые возникают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.

«2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней — 250 человек, I, II и III ступеней — 500 человек. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.»«2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.»По результатам опроса, проведенному в теме «Сколько учеников в классе Вашего ребёнка?» на форуме Sibmama, лидирует результат «от 25 до 30 человек», что не удивительно и полностью отвечает тенденциям сегодняшнего времени.

По закону, в одном классе не может быть меньше 5 детей.

Кроме того, наполняемость школьников также не может составлять больше:

  • 24 учащихся в начальных классах;
  • 30 учеников в классе средней, старшей или профильной школы.

Кроме того, начальная школа может обеспечивать обучение детям (независимо от их количества) одного или разного возраста, которые могут учиться в одном соединенном классе.

Наполняемость таких классов-комплектов составляет не менее 5 и не более 12 человек. Обучение в такой школе может организовываться одним или несколькими учителями, или в любой другой форме, которая является наиболее удобной для детей.

К тому же, если количество учеников не позволяет образовать класс, учащиеся могут продолжить обучение в этом учебном заведении не на очном обучении или в другом учебном заведении поблизости.

Ограниченный выбор карьерных путей для выпускников

Одним из главных недостатков малокомплектной школы является ограниченный выбор карьерных путей для выпускников. В отличие от больших школ с более широкой предметной базой и разнообразием дополнительных занятий, школы с небольшим числом учеников предлагают ограниченный набор дисциплин и программ, способных подготовить учеников к выбору профессии.

Применение многих современных технологий и методов обучения, требующих больших инвестиций и сильной кадровой базы, может быть недоступно малокомплектным школам, поэтому выпускники таких учебных заведений зачастую не имеют широких возможностей для выбора профессии и дальнейшего профессионального развития.

Однако, несмотря на это, стоит отметить, что некоторые малокомплектные школы специализируются на определенных предметах или областях знаний и имеют высокую репутацию в этой сфере. Таким образом, ученики таких школ имеют более широкий выбор возможных профессий в соответствующих областях.

Независимо от этого, решение о том, где получать образование, зависит от многих факторов, включая потребности и интересы учеников, доступность, качество образования, финансовые возможности семьи и другие факторы

Важно также помнить, что нет идеальной школы. Одни могут предоставлять больше возможностей для карьерного развития, но менее концентрироваться на развитии других аспектов жизни и личности ученика

В конечном счете, чтобы выбрать школу, подходящую для вашего ребенка, необходимо проанализировать все подходящие варианты, оценить их достоинства и недостатки и принять решение в соответствии с потребностями и целями ребенка и его семьи.

Другие нормы

Не только нормы наполненности классов влияют на качество образования. В век технологий дети повально увлекаются компьютерами и гаджетами. Это привело к тому, что каждый второй ребенок теперь имеет проблемы со зрением или носит очки. Сейчас в классах стоят жидкокристаллические экраны, так что санитарные нормы, которые были рассчитаны на мониторы с электронно-лучевыми трубками, уже не актуальны. Потому нормы претерпели изменения. Сейчас ученик может находиться перед монитором:

  1. Не больше двадцати минут (первоклассники и второклассники).
  2. Не более двадцати пяти минут (для третьеклассников и четвероклассников).
  3. Время не должно превышать полчаса (для пятых-шестых классов).
  4. Для седьмых-одиннадцатых — тридцать пять минут.

Что касается интерактивной доски, то для младших классов непрерывная работа позволительна в течение пяти минут, а для средних и старших — десять минут. Общая продолжительность занятия с доской на уроке для первоклассников и второклассников не должна быть больше двадцати пяти минут. Для третьих и четвертых классов — не больше получаса, но при условии, что меняются виды деятельности.

Ранее нормы были не такие жесткие. Первоклассникам разрешалось непрерывно работать в течение десяти минут.

Врачи бьют тревогу, а потому требуют от школ, чтобы дети не пользовались на одном уроке несколькими электронными средствами обучения.

Также был добавлен третий урок физической культуры. В документах это объясняется тем, что детям необходимо удовлетворять свою потребность в движении. Нормы запрещают заменять физической культурой другой предмет.

Внешкольная деятельность теперь прописана в образовательных стандартах. Поэтому школы пытаются максимально занять детей. Чаще всего ничего хорошего из этого не получается — детей попросту перегружают. Сейчас установили максимальный объем такой нагрузки. Он не должен превышать десяти часов. Это время можно распределить как вне уроков, так и в праздничные, нерабочие дни или каникулы

Важно помнить, что внеклассная деятельность должна быть на добровольной основе, а не по принуждению

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: