Ложкой по лбу
Получить деревянной ложкой по лбу от главы семейства любой находящийся за столом мог за нарушение правил поведения за столом. Из стоявшего в центре стола чугунка все черпали согласно старшинству и положению в семье: сначала пробу снимал отец (или дед), а затем остальные. Полез ложкой вперед батьки – проявил неуважение к кормильцу.
Отправлять в рот кашу или похлебку следовало аккуратно, вдумчиво и неспешно. Не подставил под ложку хлеб и капнул на стол? Подставляй лоб! Задал кому-то невинный вопрос! Опять готовься к удару! Семьи были большими, поэтому некоторым отцам приходилось частенько доставать новый столовый прибор.
Розги
К розгам дети были привыкшие, ведь порку можно было получить не только за проступок, но и для профилактики. Считалось, что это наказание «ум вострит» и оборачивается для ребенка исключительной пользой. И даже если в течение недели он был шелковым и не совершил ни одной промашки, в субботу приходилось спускать портки. Именно этот день был рекомендован для регулярной порки в «Домострое». В нем черным по белому написано: «страхом спасать (детей), наказывая и поучая, и когда и побить… сокрушая ребра, бить железом».
И не дай бог ребенку пожаловаться на суровость родителя или учителей. В Уложении XVII века имелись на этот счет четкие указания – взрослым рекомендовалось за это «бить детей нещадно». На отцов, которые не поднимали на детей руку, соседи смотрели косо. Совсем человек воспитанием отпрыска не занимается!
Розги даже удостоились чести попасть на обложку первого Букваря, отпечатанного в 1637 году Василием Бурцевым. На форзаце учитель нещадно хлещет одного из воспитанников, пока другие усердно разбирают аз-буки-веди.
Насколько «искусно» родители владели розгами легко вспомнить по эпизоду порки Алеши в «Детстве» Горького, когда дед засек мальчика так, что тот потерял сознание, а потом несколько дней «хворал».
Отменены телесные наказания в школах были только в начале XIX века, в семьях же на смену розгам пришел ремень, познакомиться с которым и сегодня приходится многим детям.
Как секли розгами в старину
Исторически этот способ наказания сложился очень давно. Детей секли розгами не только за совершение неблагочинных поступков, но и просто так, в целях профилактики, или, проще говоря, «чтобы неповадно было».
Если рассматривать более древние времена, то женщинам частенько доставалось за различные проступки. Так, в Древнем Египте их часто секли за адюльтер. С наступлением в европейском мире христианской веры избиение женщин стало расцениваться как безнравственный поступок, и постепенно оно применялось все реже и реже.
В Великобритании секли представительниц прекрасного пола в тюрьмах. Происходило это примерно следующим образом. Женщину приводили в специально отведенную для этого вида наказания комнату. В ней была установлена широкая и длинная лавка, оснащенная ремнями для связывания рук и ног. Женщине зачитывался приговор, в котором подробно говорилось о том, за что она будет избита. После этого виновная должна была лечь на скамью животом вниз. Ей крепко связывали руки и ноги, из-за чего она практически не могла пошевелиться. Затем начинался сам процесс наказания. Раздавались душераздирающие крики и мольбы о помощи. Секли в то время жестоко. После этого женщину отводили в ее камеру, очень часто несчастных доставляли туда в бессознательном состоянии.
При королеве Елизавете Английской секли, как правило, публично. Флагелляция проходила в тюремном дворе на специально обустроенных помостах. Площадь не позволяла вместить всех желающих присутствовать при наказании.
Как розги влияли на качество образования
Использование розг в школах на Руси имело значительное влияние на качество образования. Основная цель использования розг состояла в формировании дисциплины и усилении контроля над учащимися.
Ученики, зная о возможности наказания розгами, старались быть более послушными и внимательными. Физические наказания помогали поддерживать строгую дисциплину в классе и создавали атмосферу подчинения и подчиненности.
Однако, использование розг имело и отрицательные последствия для качества образования. Наказания часто применялись без особой причины или за незначительные нарушения. В результате, некоторые ученики начинали бояться учителей и школы в целом, что негативно сказывалось на их усвоении знаний.
Кроме того, использование физических наказаний часто приводило к применению насилия в школе. Некоторые учителя превышали свои полномочия и причиняли слишком сильные физические и моральные страдания ученикам. Это негативно влияло на образовательный процесс и могло привести к травмам и психологическим проблемам учащихся.
Таким образом, использование розг в школах на Руси имело двойственное влияние на качество образования. С одной стороны, оно помогало поддерживать дисциплину и контроль над учениками. С другой стороны, оно создавало атмосферу страха и насилия, что отрицательно сказывалось на обучении и развитии детей.
Читать онлайн «Сборник рассказов о порке» — RuLit — Страница 6
Загрузка. Через час мама вернулась. Я со страхом увидел у нее в руках целую охапку ивовых прутьев. Я понял, что она ходила в парк рядом с нашим домом, чтобы заготовить новые розги.
Но так много прутьев сразу никогда раньше весной не готовили. Мне стало страшно. Мама довольным голосом произнесла: “Видал, сколько я приготовила для твоей задницы…” Она унесла прутья в ванну, и услышал, как она готовит розги: моет их от пыли и бросает в воду, чтобы отмокали для гибкости.
Розги мама держала прямо в ванной. Их вынимали только на время купания, а потом клали снова в воду.
Я размышлял, что мне готовят, когда мама вошла в комнату с 3 пучками розог и веревкой. Я дрожащим голосом спросил: “Маам, а за что ты меня будешь пороть? За школу ты ведь уже высекла.” Мама насмешливо сказала: “Не до конца.
Высекла за прогул. А теперь – за обман.
Потом провела рукой по моим ягодицам и насмешливо сказала: “Конечно, твоей заднице надо бы дать отдых, но ты меня жутко разозлил своим проступком. И не вздумай кричать или просить остановить порку, иначе отлуплю пряжкой ремня…” Потом мама взяла первый пучок розог и со словами “пусто в голове, добавлю на попе” ударила меня розгами.
Матрена была горничной в доме Коровиных. Ей было тринадцать, когда умерла жена барина. С тех пор прошло два года. Кирилла Матвеевич после смерти жены жил в имении родителей.
Он был молод красив. Темные шелковистые кудри свисали до плеч.
Глаза синие большие. Добрые такие ласковые глаза. Матрена знала, барин скоро снова женится. Даже невесту его видела. Но все равно, стоило ей увидеть его, ноги у нее становились ватными, голова шла кругом, а сердце хотело выскочить из груди.
Она любила его, как преданная собака. Она хотела близости с ним. Она хотела его ласк, хотела его власти над собой.
Кирилла Матвеевич пришел однажды вечером на берег реки и увидел девушку. Она входила в воду медленно. Когда вода дошла ей до ягодиц, она поняла, что мочит волосы. Коса у нее была длинная, очень светлая, пушистая.
Девушка подняла руки и завязала косу узлом, а сверху, что бы узел не развязался, повязала платок, который до этого лежал у нее на плечах.
Так он увидел ее всю. Она стояла спиной к нему, совершенно голая. Тело ее было на вид плотным, упругим.
Очень хотелось коснуться ее. Кирилла Матвеевич бросил удочки на берег и отослал лакея прочь. Планы его на сегодняшний вечер изменились.
Он спрятался в кустах и стал ждать, когда она выйдет из воды. Он узнал ее, когда она шла к берегу. Почему он раньше не замечал ее.
Черты лица нежные. Носик маленький курносый, губы пухлые, мягкие. Грудь высокая, полная. Лицо и руки чуть тронуты солнцем, а тело белое.
Кожа слегка розоватая, может от вечернего солнца, может от природы.
Кнут без пряника
Педагогика СССР решительно восстала против телесных наказаний, однако негласно на детвору по-прежнему сыпались затрещины, оплеухи и тумаки. Наказание-устрашение сменилось наказанием-принуждением. 20 раз отжаться, выучить 10 стихотворений, 3 раза перемыть полы — и прочие ненавистные или трудно выполнимые задания.
В детских садах озорников выставляли без трусов в дверях спальни во время тихого часа. Не желавшим спать завязывали полотенцем глаза. Инструментом семейного воспитания оставался отцовский ремень: «влепить 25 пряжек» считалось обычным делом.
По образцу партийных собраний в школах устраивали «проработки» нарушителей дисциплины на пионерских и комсомольских сборах. Портреты провинившихся размещали на «Доске позора», а их проступки клеймились в стенгазетах. Репродукция монументального — 168 на 259 см — полотна Сергея Григорьева «Обсуждение двойки» украшала стены множества советских школ.
Современные родители чаще практикуют наказания-лишения — вожделенных покупок, карманных денег, любимых игр, обещанного отдыха. Психологический прессинг и постоянная боязнь по-прежнему калечат душу, ломают характер, уродуют личность детей.
Происхождение использования розг в школе
Использование розг в школе на Руси имело свои исторические корни. Оно было введено в систему образования как один из способов наказания и воспитания детей. Учительские розги, или «школоприказные розги», были специальными приспособлениями, состоящими из пучка резких и гибких палок, связанных вместе.
Использование розг в школах было распространено в Российском государстве в 17-18 веках. Этот метод дисциплины и наказания был частью общей системы воспитания, основанной на строгой дисциплине и подчинении. Учительские розги использовались для наказания детей за их плохое поведение и несоблюдение школьных правил.
Использование розг в школе имело свои последствия. Во-первых, оно способствовало формированию у детей чувства страха и подчинения авторитету учителя. Во-вторых, оказывало прямое воздействие на физическое состояние ребенка, вызывая боль и нервное напряжение. Таким образом, использование розг в школе имело целью не только наказание, но и воспитание дисциплины и укрепление власти учителя над учениками.
Преимущества использования розг в школе: | Недостатки использования розг в школе: |
---|---|
1. Быстрая и непосредственная форма наказания. | 1. Возможность физического и психологического насилия над детьми. |
2. Укрепление дисциплины и повиновения в школе. | 2. Возможность ошибочного и несправедливого наказания. |
3. Воспитание чувства страха и уважения к учителю. | 3. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ученика. |
Использование розг в школах на Руси было прекращено в 19 веке, в период реформ в образовании, когда в центре внимания стали ставиться гуманность и психологические аспекты обучения. Однако, влияние использования розг в школе на Руси продолжает ощущаться и сегодня в культуре и представлениях о системе образования.
Sokolieds.ru
Я вытянул руки к голове, а мама связала их веревкой.
Потом провела рукой по моим ягодицам и насмешливо сказала: “Конечно, твоей заднице надо бы дать отдых, но ты меня жутко разозлил своим проступком. И не вздумай кричать или просить остановить порку, иначе отлуплю пряжкой ремня…” Потом мама взяла первый пучок розог и со словами “пусто в голове, добавлю на попе” ударила меня розгами.
Она сильно секла. Удары ложились на уже вспухшую попу и ляжки, поэтому причиняли резкую боль. Я сумел сдерживать крик только первые 20 ударов, а потом стал протяжно ойкать и стонать. Мама приостановила порку и дала мне по губам со словами “замолчи, негодяй, терпи заслуженное”.
Но я не мог сдерживать крики. Мне казалось, что на попе уже выступила кров, так было сольно. Я стал вскрикивать “не буудуу боольшее, ообеещааюю…”, “проостиии” “оойй, боольноо” и т.п.
Самому стыдно об этом вспоминать. После розог мама снова за ухо подняла меня с кровати, надавала рукой по губам. Затем повела к журнальному столику, на котором лежал ремень.
Мама взяла его в правую руку, положила меня поперек своих коленей, а я потом почувствовал сильный удар по правой ягодице.
Мне уже была знакома пряжка, потому я не сомневался, что бьют ею.
Читать онлайн «Сборник рассказов о порке» — RuLit — Страница 1
Загрузка. Автора нет Сборник рассказов о порке Мои воспоминания Это было в 1978 году.
У меня с соседской девчонкой было 8 лет разницы: мне было 5 лет, ей – уже 13 (почти маленькая женщина, с развитой попкой и красивым бюстом, акселератка). Мы переехали в коммуналку в 1978 году, в мае. В июне, кажется в начале, к нам постучалась соседка – тетя Галя, которая попросила меня и маму зайти к ним в комнату.
В комнате стояла в ночной рубашке ее дочь Инга; посередине комнаты стояла невысокая короткая гимнастическая скамейка, рядом с ней, в корыте, мокли прутья, связанные в пучки (по два прута). На скамейке лежали: маленький диванный валик и три веревки. Тетя Галя пригласила нас с мамой сесть на диван и сказала: «Поскольку Инга себя вела из рук вон плохо, то я собираюсь ее высечь розгами при свидетелях.
Прошу Вас, она обратилась к моей маме и ко мне, быть свидетелями наказания моей дочери, ей это будет стыднее, а тебе – она повернулась в мою сторону, послужит наукой.» Моя мама не возражала, поэтому порка началась. Инга подняла подол рубашки на спину, обнажив свою пухлую попку и лобок.
Затем, она подошла к скамейке и легла на живот, лобком на валик. Тетя Галя привязала дочь за ноги (у щиколоток), подмышками и связала ей руки.
Потом спросила мою маму, секла ли она когда-нибудь меня?
Мама ответила, что порола меня пару раз ремнем через трусики. Тогда тетя Галя обратилась ко мне:
«Смотри, что бывает с детьми, когда они грубят родителям»
, потом взяла пучок прутьев, стряхнула с него воду, с размаху ударила Ингу посередине попки.
Что такое розги?
Ответ на этот вопрос можно дать, изучив исторические труды педагогов прошлых веков. Розги — это прутья различных пород древесины. Чаще всего используются орешник, ива, краснотал, тармарин. Прутья связываются в пучки по три-пять веточек (если применяется береза). Если же берутся более твердые сорта дерева, то можно использовать и одну ветвь. Каждый прутик должен иметь длину не менее 60 сантиметров, а толщину — не меньше, чем полпальца. Кончики розг обязательно после вымачивания расщепляли, чтобы не было захлестов. В старину такой вариант назывался «бархатным», так как следы на теле исчезали очень быстро — от трех до пяти дней. Конечно, если нужно было сечь розгами детей за непослушание, применялись самые мягкие породы дерева. Они не могли нанести тяжелых повреждений нежной коже.
Из жизни крепостной девушки
Но когда чувствуешь этот «жгучий поцелуй» свистящей над тобой лозины, то уже не до этой науки, тут просто извиваешься, как уж, стараясь хоть как-то увернуться от этой свистящей, жалящей розги, стараясь заглушить эту нестерпимую боль отчаянными стонами и криками. Просить о пощаде, умолять о прощении, перекладывать свою вину на сестру или брата категорически не приветствовалось в нашей семье. За это можно было схлопотать «добавку» в виде дюжины розог. Где-то после 20-25 розог, отец останавливает экзекуцию, давая возможность перевести дыхание. Пока отец выдирает новые розги для продолжения порки, бабушка поправляет мою привязь, которой мое тело прихвачено к скамье. Затем бабушка наклонившись, опять, как перед началом порки целует меня в лоб, гладит по голове и говорит: «Терпи Галка, терпи. Еще малость и твоим страданиям конец».
Лишить пищи
Еще одним весьма распространенным наказанием являлось ограничение в еде. Ребенка запросто могли на несколько дней посадить на один хлеб и воду.
Наследники аристократов за баловство тоже наказывались. Хоть и не так строго. Например, гувернеры детей Александра II за мелкие провинности напрочь лишали своих воспитанников каких-либо сладостей – за обедом им подавали только суп.
Крестьянские наследники могли лишиться пищи за менее мелкие прегрешения, например, за слишком громкий смех или, наоборот, за угрюмое выражение лица, когда с тобой старший разговаривает.
А уж если начал проказничать во время церковной службы – тут без всяких разговоров строжайший пост, который мог продлиться до 12 дней. А особо разгулявшегося сорванца и вовсе могли оставить без еды на неопределенный срок, до тех пор пока не одумается.
Даже если ребенка не отлучили от стола и позволили ему трапезничать вместе со всеми, в любой момент он мог получить ложкой по лбу. По лбу мог получить любой из присутствующих за столом, кто осмелится полезть своей ложкой в общий котелок раньше деда или отца, т.е. старшего в семье. Чтобы выйти из-за стола без синяков и шишек, есть следовало аккуратно, чинно и скромно.
Дикие помещики
Дарья Салтыкова Когда в 1801 году умерла помещица Дарья Салтыкова, одной кровавой фигурой в Российской империи стало меньше, ибо Салтычиха за свою жизнь зверски замучила многих крепостных.
Иллюстрация работы Курдюмова к энциклопедическому изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах» Так, дворовую свою Максимову она собственноручно била скалкой по голове, жгла волосы лучиной. Девок Герасимову, Артамонову, Осипову и вместе с ними 12-летнюю девочку Прасковью Никитину помещица велела конюхам сечь розгами, а после того едва стоявших на ногах женщин заставила мыть полы.
Недовольная их работой, она снова била их палкой. Когда Авдотья Артамонова от этих побоев упала, то Салтыкова велела вынести ее вон и поставить в саду в одной рубахе (был октябрь).
Лето в деревне 1
В старину такой вариант назывался «бархатным», так как следы на теле исчезали очень быстро — от трех до пяти дней. Конечно, если нужно было сечь розгами детей за непослушание, применялись самые мягкие породы дерева. Они не могли нанести тяжелых повреждений нежной коже.
Подготовка орудия наказания Существует абсолютно достоверная информация о том, как проводилась подборка качественного инструмента для порки. Для этого розги вымачивались в течение нескольких часов (а лучше двух-трех дней) в обычной проточной воде. Известны и сведения о том, что для того, чтобы доставить жертве гораздо большие страдания, прутья помещались на некоторое время в соленый раствор. Тогда порка причиняла сильнейшую боль, которая потом не могла долго пройти. Рождение такой изощренной технологии уходит своими корнями еще в Древнюю Грецию. Именно там секли розгами провинившихся.
Aleksandra
Платье барыни. Все знакомые и друзья бизнесмена были бы шокированы, узнав о том, что всеми уважаемый Иван Андреевич дома превращается в крепостного холопа Ивашку, целиком принадлежавшего молодой и красивой барыне Марине Алексеевне, в миру законной жене удачливого предпринимателя.
Жизнь холопа Ивашки была в полном распоряжении барыни, и он получал от нее огромное число капризных приказов, нес множество повинностей.
Сегодня утром Марина была не в духе и пообещала вечерком высечь Ваньку розгами. Порола барыня как в старину, засекая до беспамятства, поэтому холоп был в страхе и думал в каком настроении его надменная повелительница. Придя, домой, Иван Андреевич с облегчением заметил, что барыни нет дома. Кряхтя и морщась, запуганный холоп переоделся в специальную, зеленую лакейскую ливрею, и начал спешно драить полы к приходу госпожи.
Отполировав их до блеска, Ивашка бросил тряпку, косясь на большую кадку, наполненную соленым рассолом.
Что означает «сечь розгами». Как в старину секли розгами?
https://youtube.com/watch?v=MbIyEdiGPcY
Нередко можно услышать от представителей старшего поколения, что современную молодежь нужно сечь розгами.
Но и дети, и взрослые слабо себе представляют, что же это за способ наказания и как он осуществлялся.Это понятие абсолютно прозрачно и не имеет двойного смысла.
Сечь розгами — значит наносить удары связкой прутьев по мягким Обычно этот способ применялся в качестве за провинности. Эта процедура имела несколько целей. Во-первых, доставленная физическая боль должна была внушить детям страх перед наказанием, а значит, предотвратить совершение ими новых шалостей.
Во-вторых, очень важен и психологический фактор. Сечь розгами — это не только больно, но и стыдно. Особенно это было актуально, когда процедура наказания проходила в присутствии других детей, например, товарищей по играм или одноклассников.
оставляло неизгладимый след и больно било по самолюбию ребенка.Очень популярен был это способ воспитания в Англии.
Там розгами секли как дома, так и в школе.
Сохраняется эта традиция и в наше время, но только в определенных общинах.Почему-то очень распространено мнение, что именно наша страна стала прародительницей этого жестокого и даже в чем-то варварского способа наказания.
Однако это в корне неверно. Исследования историков доказывают, что розги использовались во многих государствах, в том числе и развитых европейских.У этого способа есть даже свое латинское наименование — «флагелляция».
Английские эротические новеллы (fb2)
Добавлена: 24.12.2012 Версия: 1.0.
love_erotica Алекс Новиков Английские эротические новеллы От переводчика-компилятора События, о которых я хочу рассказать, решившись на весьма вольный перевод эротических английских новелл, охватывают довольно большой период царствования двух английских королей Генриха VII, 1485 – 1509, и Генриха VIII, 1509 – 1547.
«Возможно, холодный климат первоначально был толчком к развитию у англичан приверженности к порке»
«Нигде в мире мы не находим такой глубокой привязанности к розгам»
Я тебя породил, я тебя и убью!
Строгое отношение к детям было свойственно не только крестьянам, но и представителям высших сословий. Уклад патриархальной крестьянской семьи строился на строгом подчинении младших старшим. Да и женщины были обязаны подчиняться мужчинам. Но чаще всего родители демонстрировали свою власть именно над детьми, которые должны были быть абсолютно послушны под страхом наказания.
Как правило, до семи лет дети больше общались с матерью, но потом мальчики постепенно переходили на воспитание к отцу. Детям прививали не только жизненно необходимые навыки, но и покорность родителям. Они имели огромную власть над детьми. В XVIII — первой половине XIX века, как и в более раннее время, отец легко мог продать детей или отдать в кабалу, желая погасить свои долги.
Народная педагогика признавала принуждение и насилие нормальными и важными формами воздействия на непослушных. Дети наказывались физически, особенно часто маленькие; но розга не обходила и взрослых детей. Крестьяне считали, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, что наказание всегда идёт на пользу ребёнку, и поэтому не упускали случая наказать его, искренне полагая при этом, что они обходятся с детьми ласково и балуют их
Поводы для наказания могли быть самыми разными. Например, как сказано в Уложении 1649 года, если дети в любом возрасте говорили родителям грубые слова, поднимали на них руку, они подвергались наказанию кнутом. Детям запрещалось жаловаться на родителей, а также судиться с ними.
При этом родителей могли наказать только в том случае, если они ненароком убивали своих детей в процессе воспитания. За убийство ребёнка они приговаривались к году тюрьмы и церковному покаянию. Но за любое другое убийство без смягчающих обстоятельств полагалась в то время смертная казнь. По мнению историка Ричарда Хейли, столь мягкое наказание родителям за их действия способствовало развитию детоубийства.
О воспитании детей было сказано также в документе «Устав благочиния или полицейский» 1782 года, подписанный Екатериной II. Позже эти постановления вошли в Свод законов 1832 и 1857 годов.
Родители суть властелины над своими детьми, природная любовь к детям предписывает им долг дать детям пропитание, одежду и воспитание доброе и честное по состоянию; дети имеют оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь и служить им самим делом, словами и речами отзываться об них величайшим почтением, сносить родительские поправления и увещания терпеливо, без ропота, и да продолжится почтение и по кончине родителей
За что секли розгами девушек
В 19 веке, вплоть до 1830 года, этот вид наказания широко применялся и к девочкам. За что и как секли розгами девушек? Этот довольно негуманный по отношению к женскому полу способ имел свою градацию. Так, существовало три степени наказания. Первая – виновную ученицу бил руководитель учреждения или учитель в присутствии одного из слуг. Вторая степень – секли розгами на специальной скамейке в присутствии трех слуг. Из них двое держали виновницу, если ее руки не были привязаны, а третий наносил побои. И, наконец, третья – осуществление процедуры в присутствии всего класса. При самых тяжких провинностях свидетелями становились вообще все ученицы учреждения. Когда принималось решение об иссечении розгами третьей степени, прежде чем провести девочку в комнату для экзекуции, на нее надевали ночную сорочку.
Если рассматривать более древние времена, то женщинам частенько доставалось за различные проступки. Так, в Древнем Египте их часто секли за адюльтер. С наступлением в европейском мире христианской веры избиение женщин стало расцениваться как безнравственный поступок, и постепенно оно применялось все реже и реже.
В Великобритании секли представительниц прекрасного пола в тюрьмах. Происходило это примерно следующим образом. Женщину приводили в специально отведенную для этого вида наказания комнату. В ней была установлена широкая и длинная лавка, оснащенная ремнями для связывания рук и ног. Женщине зачитывался приговор, в котором подробно говорилось о том, за что она будет избита. После этого виновная должна была лечь на скамью животом вниз. Ей крепко связывали руки и ноги, из-за чего она практически не могла пошевелиться. Затем начинался сам процесс наказания. Раздавались душераздирающие крики и мольбы о помощи. Секли в то время жестоко. После этого женщину отводили в ее камеру, очень часто несчастных доставляли туда в бессознательном состоянии.
При королеве Елизавете Английской секли, как правило, публично. Флагелляция проходила в тюремном дворе на специально обустроенных помостах. Площадь не позволяла вместить всех желающих присутствовать при наказании.
«Бьют — ума дают»
Еще античный комедиограф Менандр утверждал: «Кого не будут бить, тот останется невоспитанным». Гораций величал своего учителя Orbilius plagosus — бьющий Орбилий. Марциал в одной из эпиграмм назвал порку «горем для мальчиков всех, для наставников — сущей радостью».
Воспитание битьем начиналось с самых малых лет. Документально зафиксированы случаи телесных наказаний даже трех-четырехмесячных младенцев. В ход шли вожжи, крапива, мокрые веревки, специальные плети из цепей — т. н. «дисциплины». И, конечно, розги. «Черемховые» для малых деток, березовые для отроков, они были не только инструментом наказания, но и особым словом-пугалом. В русских диалектах кнут, хлыст, хворостина неспроста назывались пуга, пужник. Отсюда же старинная поговорка: «Умный слова боится, глупый — пуги».
Франсуа-Клавдий Компт-Каликс. Порка. (gallerix.ru)
Алексей Венецианов. Мальчик с розгой. 1830-е. (wikipedia.org)
Михаил Ватутин. Воспитатель. 1892. (wikimedia.org)
Павел Ковалевский. Порка, 1880. (wikimedia.org)