Содержание портфолио школьного музея.
Содержание портфолио школьного музея в краткой форме отражает его разделы, начиная от титульного листа и заканчивая приложениями
Поэтому к содержанию необходимо отнестись с особым вниманием. Оно должно идти сразу после титульного листа и показывать суть портфолио
В содержание входят следующие разделы с указанием страниц:
-
Общая характеристика бухгалтера кратко профессии
-
Техническое задание на систему видеонаблюдения в школе
-
Сценарий школьного этапа конкурса живая классика 2021
-
Данные полученные в ходе беседы с учителями школьным психологом
- День искусства в школе сценарий
Саркофаги и доспехи: чему посвящают свои выставки дети
В британской начальной школе «Сайдгейт» в создании местного музея участвуют группы от каждой параллели. Каждому потоку выделяют секцию, где они организуют выставку, например, на тему истории, естествознания или географии. Кураторами тоже становятся ученики, их выбирают в классах. Задача кураторов — собирать работы и артефакты.
К экспонатам прикладывают небольшие пояснительные записки и QR-коды. Просканировав код, можно посмотреть дополнительную информацию об объекте. Одну из экспозиций Древнему Египту. Среди выставочных объектов были, например, макеты анха и саркофага.
Как отмечают в школе, эта практика научила ребят методам исследования и показала, как собирать доказательства и с их помощью приходить к собственным заключениям. Ученики попробовали себя в роли археологов, исследователей, журналистов и музейных кураторов. Вовлечённость в проект помогла им почувствовать себя увереннее и самостоятельнее.
Фото: страница начальной школы «Сайдгейт» в Twitter
Фото: страница начальной школы «Сайдгейт» в Twitter
В другой британской школе ученики третьих и четвёртых классов организовали музей саксонской культуры. Дети сами выбирали, какая тема им интереснее, — и в соответствии с этим получали свою область ответственности. На выставке представили, среди прочего, портретную галерею саксонских королей, саксонские одеяния, шлемы, щиты, украшения и глиняную посуду. А ещё установили шатёр, в котором дети показывали фильмы, созданные ими на изучаемую тему.
Социальная миссия музеев при школах
Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности — посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:
- Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри — через поисковую и исследовательскую деятельность.
- Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию — через знакомство с делами предков.
- Навыки самостоятельной жизни — участие в походах, экспедициях.
- Черты исследователя — через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
- Репетиция будущих социальных ролей — в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
- Роль непосредственного летописца, документоведа — школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
- Профессиональная определенность — примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.
Цели работы музея при школе
Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:
- Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
- Поддержка детского творчества.
- Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
- Воспитание уважительного отношения к прошлому.
- Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
- Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
- Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
- Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.
Совет музея (Актив) как орган самоуправления
Общественным органом самоуправления школьного музея является
Совет музея (актив), который создается для всестороннего вовлечения учащихся и
педагогов в сознательную, целенаправленную деятельность по формированию музея.
Совет музея состоит из представителей студентов, преподавателей, общественных
организаций и представителей местных музейных ассоциаций. В соответствии с
положением о музее образовательного учреждения, совет музея осуществляет
текущую работу музея в образовательном учреждении. В музее формируются
профильные функциональные группы для реализации основных направлений
деятельности музея:
- Поиск и инкассация, осуществляющая приобретение средств;
- Коллекция, которая ведет учет и хранит музейные экспонаты;
- Экспозиция и выставка, отвечает за разработку и создание экспозиций и выставок.
Культурно-просветительская группа для проведения экскурсий,
лекций, праздников и встреч с гостями музея.
Совет музея избирает председателя Совета музея.
Одной из важнейших организационных задач Совета музея
является разработка концепции музея. Под концепцией музея следует понимать
систему взглядов организаторов музея на то, как они представляют себе свой
музей, его профиль, название, направления деятельности музея, структуру музея,
обеспечение его деятельности, принципы комплектования музейных фондов и их
использования, выставочную деятельность и культурно-образовательные формы
работы музея.
Концепция — это конкретная и долгосрочная программа действий
по созданию музея. Разработка научной концепции — это наиболее рациональный
подход к организации музея учебного заведения. Работа над концепцией ведется в
три этапа:
Подготовка и анализ искомых данных (в других музеях,
библиотеках, архивах, интернете, частных коллекциях, литературе).
Разработка самой концепции музея.
Разработка конкретных практических мер по реализации
видения, т.е. перспективного плана развития на определенный период времени.
Одним из важных направлений деятельности Совета музея на
начальном этапе создания музея в образовательном учреждении является разработка
Правил (Устава) музея. Этот внутренний документ был разработан на основе
Типовых правил музея (2003).
Положение (устав) музея отражает цели, задачи, структуру,
профиль, направление деятельности музея и его ответственность перед
образовательным учреждением
Очень важно, чтобы через участие в разработке,
обсуждении, принятии и исполнении Устава дети усвоили принципы демократии,
получили представление о собственных правах и обязанностях по отношению к
активистам школьного музея, к учебному заведению и государству
Постановление о музее выполняет важную функцию: этот местный
закон, который был обсужден и принят, позволяет регулировать отношения не
только между учителем, директором музея и членами совета музея, между
директорами образовательного учреждения и членами совета музея, но и между
самими детьми.
Совет музея также рассматривает и утверждает перспективные и
календарные планы, обсуждает важные вопросы музейной деятельности, организует
сбор и классификацию музейных предметов, разрабатывает музейные экспозиции и
временные выставки, организует музейные мероприятия: Экскурсии, лекции,
фестивали.
Совет музея является органом самоуправления и был создан для
полного вовлечения студентов и преподавателей в сознательную, целенаправленную
деятельность по созданию музея.
Таким образом, школьный музей — это одно из ярких явлений национальной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей как общественный детский музей, созданный по инициативе детей и в результате их исследовательской и творческой деятельности, сочетает в себе черты и функции научно-исследовательского учреждения, сообщества по интересам и творческой мастерской.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Задачи музыкального воспитания детей
- Основные виды педагогической деятельности
- Методика организации и проведения деловой игры
- Моделирование как метод научного исследования
- Классификация методов профессионального обучения по Л Г.Семушиной
- Типы семейных отношений
- Особенности ролевой игры в раннем возрасте
- Системы воспитания в истории человечества
- Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста
- Педагогическая практика в детском саду
Блог — Клуб школьных музеев
СТРАНИЦА КЛУБА | МАТЕРИАЛЫ | БЛОГ | ЧАТ | УЧАСТНИКИ | ПРО КЛУБ |
|
ЗАПИСЬ #2 | В ЗАКЛАДКИ |
Музей МОУ 516 Санкт-Петербурга «Наш край»www.proshkolu.ru/org/116-024/folder/8108/ Музей МОУ СОШ №3 города Кондопоги Республики Карелия:www.proshkolu.ru/user/niklolya/folder/3961/ www.proshkolu.ru/user/soroka1960/file/1381554/ Чтобы добавить Ваш музей в этот список, сделайте на своей либо школьной странице папку, загрузите в неё материалы про музей (фото, видео, презентации, документы) и вышлите в редакцию ссылку на музей и данный блог (не забудьте, пожалуйста, указать название учреждения). Тэги: музей, краеведение, история, ссылки, каталог |
Вакансии для учителей
Какие бывают школьные музеи?
У каждого музея при школе есть свой профиль — специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:
- исторические;
- естественно-научные;
- художественные;
- театральные;
- музыкальные;
- технические;
- литературные;
- сельскохозяйственные и проч.
Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример — краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом
Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный — только творчество неизвестных писателей, музыкальный — только частушки определенного этноса и т
д.
Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических — посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, — это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные (усадьба-музей, квартира-музей) и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.
Зачем школам идти в музеи, а музеям — в школы
Создание музея учениками — один из примеров объектно-ориентированного обучения. Основная цель этого подхода — передавать знания, демонстрируя ученикам объекты, связанные с темой урока (англ. learn from objects), а не просто рассказывая о них (англ. learn about objects). Объектами в таком обучении выступают произведения искусства, музейные артефакты, архивные материалы или их цифровые копии. Такой подход глубоко погружает учеников в изучаемую тему: ведь они оказываются настолько же близки к объекту, как и те, кто создал его.
С другой стороны, объект становится для учеников источником информации и побуждает их задавать вопросы: «Кто сконструировал этот объект, или он создан природой?», «Почему у него такая форма?», «Из какого материала он состоит?», «Для чего он использовался?», «Что он может рассказать об обществе, в котором его использовали?» и так далее.
Фото: Akimov Igor / Shutterstock
Библиотеки, галереи, архивы, музеи — каждое из этих мест может стать площадкой для объектно-ориентированного обучения. Иногда учащимся даже не обязательно посещать её. Так, в Англии широкое распространение получили особые тематические коробки, которые музеи «одалживают» школам. В каждую аккуратно упакованы музейные предметы, описания и инструкции к ним, чтобы прикоснуться к истории можно было сразу на уроке.
Причём дисциплины не обязательно должны быть историческими. Организация «Музеи и галереи Лидса» предлагает школам 25 коробок с тематическими коллекциями. В коробке «Космос», например, содержатся редкие геологические объекты — в частности, фрагмент паласситового метеорита возрастом более 4,5 млрд лет.
Городской музей английского города Чемсфолд предоставляет школам коробки с коллекциями по зоологии и истории. А ещё — необычный набор для экспериментов по мотивам книги Ронды Армитаж «Ланч смотрителя маяка». А один канадский музей одалживает школам артефакты Первой мировой, но акцент там делают на «индивидуальной» истории: в тематических коробках находятся личные вещи, открытки, фотографии и рассказы об участниках войны.
Стоит отметить, что большинству школ приходится арендовывать такие коробки за отдельную плату — и получать их на один семестр. Многие музеи предлагают специальную подписку, чтобы каждые несколько месяцев ученики могли увидеть новые артефакты. Школы охотно реагируют на такие предложения, а некоторым приходится даже подождать в очереди, так велик спрос.
Школьный музей: определение понятия
Музей школы — это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим образовательные, учебно-воспитательные и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.
Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников — биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения.
Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке — тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития — двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев — многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.
Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.
Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:
- исторических — порядка 2000;
- военно-исторических — около 1400;
- краеведческих — 1000;
- других профилей — 300-400.
Для вузов это тоже полезная практика
Стоит отметить, что зародилось объектно-ориентированное обучение вовсе не в школах, а в университетах
В XIX и начале XX века университетские музеи — их создание и функционирование — были важной частью образовательного процесса. Многие коллекции, собранные студентами и преподавателями, и сегодня используются по назначению
Есть целый ряд специальностей, где без такого обучения в принципе не обойтись: например, история, археология, геология и так далее. Но некоторые вузы используют объектно-ориентированное обучение, чтобы расширить кругозор студентов самых разных специальностей, как, например, в Австралии.
А в Англии учащиеся проводят целые исследования вместе с музеями. Например, студенты медицинского факультета Университетского колледжа Лондона выясняли, как взаимодействие с музейными объектами влияет на пациентов местной больницы, на примере таких же коробок, которые одалживают школам.
Фонды музея при школе
Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:
- Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
- Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)
В фонде могут значится:
- орудия труда;
- продукция, готовые изделия производства;
- нумизматика;
- оружие, знаки воинской славы;
- предметы быта;
- изобразительные источники — произведения искусства и документальные материалы;
- письменные источники — мемуары, письма, книги, периодика;
- медиатека — созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
- семейные раритеты и реликвии и проч.
Почему дети больше не спрашивают «А зачем мы это учим?»
То, что организация музея повышает самостоятельность учеников, отмечали и в школе «Бейсайд» в Висконсине. Они не только ответственно подошли к увлекательному делу, но и научились командной работе, улучшили навыки общения и решения реальных задач.
А ещё такая работа мотивировала юных исследователей учиться. Нередко ребята спрашивают учителя: «А зачем мы это учим?» Но организация музея сама по себе содержит ответ на этот вопрос. Необходимость стать экспертом в теме своей выставки побуждала учеников читать литературу и источники, проводить интервью и выполнять другие исследовательские задачи.
Среди других плюсов музейного обучения Линда Д’Аккуисто, автор книги «Выставочное обучение: как музеи, созданные учениками, помогают пониманию», отмечает, что оно помогает:
- Получать новые знания благодаря обобщениям, анализу и синтезу информации из разных источников при ответе на вопросы, которые возникают в ходе работы.
- Осваивать новые навыки, среди которых, например, дизайн и написание текстов (они нужны, чтобы поделиться своими знаниями).
- Сотрудничать с одноклассниками, учителями и местным сообществом.
- Создавать визуальную или письменную презентацию усвоенных знаний.
- Сообщать свои знания кому-то ещё, кроме учителя.
Об экспозиции музея при школе
Наличие экспозиции — ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.
В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип — каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:
- систематический;
- тематический;
- ансамблевый.
Вы отлично придумали! У меня ещё со школы ко всяким школьным музеям развито чувство. У нас было 3 музея в школе. 1. Посвященный В О войне. 2. Героическим подвигам. 3. Международная дружба. Но вот не додумались сделать Самоделкина, как вы. А то же было бы ОЧЕНЬ интересно.
Можно: Скуола (итал. Scuola), так в Средние века называли братство или благотворительную организацию, члены которого ежегодно вносили взнос на определенные нужды. Или скуолетта — маленькая скуола. Они носили имя покровителей — святых. Во-первых, созвучно «школе», во-вторых — тоже маленькая корпорация, в -третьих, большая часть зданий скуол представляют в настоящее время музеи (выдающаяся архитектура и живописное оформление) . К скуоле (скуолетте) прибавить имя собственное — по имени города или художественного руководителя. Это имя можно как-нибудь переделать на латинский манер.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
На сегодняшний день единого требования к портфолио школьного музея не существует. Поэтому каждый руководитель школьного музея составляет портфолио по своему усмотрению. Однако, определенные правила все же действует.
При составлении этого методического материала мы использовали рекомендации для прохождения сертификации музеями на портале Школьный Музей Победы и Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения. Мы также опирались на опыт составления портфолио руководителями школьных музеев Республики Татарстан, Мамадышского района и других регионов РФ. В качестве источников и литературы были привлечены методические материалы по музееведению и составления портфолио.
Данный методический материал составлен на основе выступления автора на семинаре руководителей школьных музеев Мамадышского района Республики Татарстан.
И, так, что такое портфолио? А.В. Иванов в авторском методическом пособии, портфолио определяет как цель и средство образовательной деятельности, как демонстративный материал достижений учителя или ученика . Такой подход правомерен, когда мы говорим о портфолио педагога, школьника. Портфолио же школьного музея имеет ряд специфических черт. Он не только должен быть суммой достижений музея, но в первую очередь, отражать его деятельность от момента создания до сегодняшнего дня. Портфолио школьного музея должен быть составлен таким образом, чтобы показать лицо музея; дать четкое представление о проводимой в музее работе; раскрыть сущность школьного музея. Любой человек, взяв в руки портфолио конкретного школьного музея, мог представить себя его посетителем. Такой подход к портфолио позволяет руководителю музея создавать не сухую статистику документов, а в первую очередь представить музей, что называется лицом. Ведь у каждого музея разные лица. И нельзя подгонять их под один шаблон. Поэтому руководитель школьного музея имеет возможность творчески подходить к его составлению.
При составлении портфолио необходимо учитывать, что школьный музей – это не только хранилище; его главное предназначение – образование и воспитание подрастающего поколения, привитие им духа патриотизма и гражданственности. В тоже время нельзя забывать, что школьные музеи (не смотря на всю свою специфичность) все же являются музеями, то есть должны иметь архив, фонды, экспозиции, вести исследовательскую и поисковую работу.
Еще в годы существования Советского Союза были выработаны методические рекомендации по музейному делу. В то время, музейное дело представлялось как специфическая деятельность, имеющее отношение к науке, образованию, воспитанию и к культуре в целом . Такой подход к музейному делу актуален и сегодня. Ведь музейное дело и в современном мире имеет огромное значение, особенно в свете фальсификации исторической правды. И, здесь на первое место выходит образовательно-воспитательная функция музея, которая должна быть отражена в портфолио.
Таким образом, портфолио – это документальное отражение всей деятельности школьного музея, со дня его образования.