Функции педагогики: анализ и классификация
Основные функции педагогики в образовательном процессе охватывают такие категории, как:
- Организационно-управленческая функция.
- Коммуникативная функция.
- Научно-исследовательская функция.
- Инновационная функция.
- Коррекционная функция.
-
Организационно-управленческая функция – это функция, связанная с организацией образовательного процесса, планированием и управлением учебной деятельностью. Она включает в себя разработку образовательных программ, распределение учебных материалов, организацию преподавания и контроля за учебным процессом.
-
Коммуникативная функция – это функция, связанная с обменом информацией между преподавателем и учеником, а также между учащимися. Она включает в себя эффективную коммуникацию, взаимопонимание, развитие аргументации и критического мышления, формирование навыков общения и сотрудничества.
-
Научно-исследовательская функция – это функция, связанная с поиском новых знаний, разработкой инноваций и проведением педагогических исследований. Она включает в себя изучение методов и принципов обучения, анализ результатов и оценку эффективности педагогической деятельности.
-
Инновационная функция – это функция, связанная с созданием и внедрением новых подходов, методов и технологий в образовательный процесс. Она включает в себя разработку и апробацию инновационных учебных программ, использование современных информационных технологий, использование интерактивных методов обучения.
-
Коррекционная функция – это функция, связанная с оказанием помощи и поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями. Она включает в себя диагностику и коррекцию педагогических проблем, разработку индивидуальных образовательных программ или адаптацию стандартных программ, проведение специализированных занятий и реабилитационных мероприятий.
Каждая из этих функций имеет свою специфику и значение и выполняется педагогами для достижения определенных образовательных целей.
Сущность процесса воспитания
Под воспитанием понимают процесс формирования личности. Этот сложный процесс включает в себя еще и обучение в образовательном учреждении.
К воспитанию всегда прилагается фактор воздействия среды и соцокружения ребенка. Психологический фактор воспитания подразумевает перевод ребенка из одного психологического состояния в иное. Итогом этого станет перевод опыта, знаний и норм в убеждения личностного характера, которые отражаются в поведенческом проявлении. Воспитание влияет на образование структуры личности.
Схематически сущность воспитания отобразить можно так:
Правила и знания ценностей -> воспитание -> поведение, формирование определенных личностных качеств.
Педагоги, в отличие от психологов, понятие воспитание в педагогике трактуют иначе. С педагогической точки зрения воспитание – это взаимодействие педагогов с воспитанниками, в результате чего воспитуемые получают духовный опыт и начинают впитывать в себя набор общепринятых ценностей. Педагогическое воспитание особый акцент делает на объекте воспитания. Подразумевается личностно-деятельный подход к воспитательному процессу. Отечественная теория воспитания поддерживает и активно пропагандирует эту теорию.
Современная теория делает акцент на непрямом воздействии
Она указывает на важность социального воздействия между воспитанником и педагогом. Результатом трудов педагога станет изменение сознания и поведенческой линии ребенка
Российская концепция воспитательного процесса отвечает на вопрос, в чем выражается воспитание, выделив определенные категории. Это:
- взаимодействие;
- сотрудничество;
- доверительные отношения между двумя сторонами воспитательного процесса;
- социальная ситуация, влияющая на развитие;
- педагогическая ситуация.
На практике воспитание подразумевает совместную работу воспитателя и ребенка в отношении развития. В этом случае у каждого участника отношений свои роли, цели и принципы взаимодействия.
На воспитание влияют такие независимые от воспитателя факторы, как:
- семья;
- школа;
- общественные компании;
- культура и искусство;
- экономическая, а также социальная ситуация в государстве.
Факторы определения содержания воспитания делают воспитание интересным, но, одновременно с этим, и сложным. Сложность в том, что процесс воспитания становится трудно управляемым.
Особенности воспитания
Воспитание – это растянутый во времени, непрерывный процесс, в заключительной своей фазе переходящий в стадию самовоспитания. Отличительными особенностями воспитания являются отсроченность его результата и разница в существующих оценках.
Многое здесь находится в зависимости от факторов, влияющих на личность воспитанника, а также его изначальных внутренних ресурсов.
Задачи воспитательного процесса качественно реализовываются лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания.
Содержание воспитания – это комплекс знаний и навыков, установок и личностных качеств, поведенческой составляющей и идеологических взглядов.
Все перечисленное и есть цель воспитательного процесса.
Воспитание – процесс разносторонний, многозадачный и многоуровневый; он учитывает все стороны жизнедеятельности и имеет особенности согласно своей направленности:
Формирование глобального мышления, научного мировоззрения включает в себя развитие установок и взглядов, доступное лишь личности с развитым мышлением и осознанностью. Недостаточно просто передать человеку знания, необходимо научить его в дальнейшем самостоятельно развивать свой интеллект, реализовывать способности к анализу и исследованию.
Гражданское воспитание предполагает привитие человеку чувства сопричастности к своей родине, уважение к своей стране и ее истории, патриотичной настроенности, а также культуры поведения в межнациональном социуме.
Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с социализацией личности. Воспитательный процесс содержит в себе обучение личности социально приемлемым нормам поведения (в конкретном социуме); привитие ей культурных ценностей, обычаев, правил; выработку адекватного отношения к обществу, другим людям, природе. Основой нравственного воспитания является гуманность, подразумевающая развитие в личности таких навыков как сочувствие, отзывчивость, терпимость, уважение чужого выбора и особенностей других людей
Здесь крайне важно, чтобы педагог сам являл собой достойный пример нравственности. Нравственное воспитание получает свою реализацию через коллективное взаимодействие, открытое и свободное обсуждение вопросов и сложных ситуаций
Такая деятельность способствует формированию у детей собственной нравственной позиции.
Трудовое воспитание. Ранее это направление было основой советского общества, в современных же условиях оно отошло на задний план как в учреждениях образования, так и в системе семьи. Трудовое воспитание имеет своей целью формирование ответственности, мотивации к прикладному использованию полученных знаний.
Эстетическое воспитание развивает творческую сторону мышления, создает условия для формирования духовных ценностей. Личности прививается способность к эмоциональному отклику на искусство и пониманию его.
Физическое воспитание способствует формированию целостной личности, имеющей навык заботы о своем здоровье и положительное отношение к двигательной активности, что, несомненно, отражается и на результатах умственной деятельности.
Верно организованный процесс воспитания включает в себя как прямую, так и обратную связь: от воспитателя к воспитуемому и наоборот, и это чрезвычайно важный аспект педагогической деятельности. Такой способ взаимодействия дает возможность учитывать индивидуальные особенности воспитанников и подбирать эффективные методы работы.
Функции воспитания напрямую влияют на процесс социализации и самого воспитания. Это система направленных воздействий, направленных на формирование определенных качеств личности и черт характера. Благодаря этому, человек приобщается к своей культурной среде, чтобы вскоре стать полноценным членом социума.
Особенности воспитательного процесса
Воспитание – это длительный, сложный и непрерывный процесс, который со временем должен дойти до уровня самовоспитания. Особенности воспитания заключаются в выраженной отсроченность результата, а также в его оценочной разнице. На воспитание влияет огромный ряд факторов, а также его внутренние ресурсы.
Задачи, которые перед собой ставит воспитатель, решиться эффективным образом смогут лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания. Содержание воспитательного процесса формируется из базы знаний, а также навыков. Сюда прилагается еще и поведенческая составляющая, а также идеологический выбор человека. Они выступают целью любого воспитательного процесса.
Воспитание – процесс многообещающий, многоуровневый и достаточно разносторонний. Он касается разных областей жизнедеятельности. Исходя из направления, теории воспитания могут отличаться своим содержанием, а также особенностями.
Научное мировоззрение тоже обязано в воспитании находить свое отражение. Интерес к науке позволит развить мышление и выработать целеустремленность. Дать определенные знания взрослеющему человеку, согласно разработанной современной воспитательной теории, это лишь полдела. Необходимо воспитать в ребенке еще и способность к анализу, а также рассуждениям.
Гражданское воспитание заключается в закладке в ребенка патриотических чувств. Ребенок должен в рамках межнационального социума выражать уважение к своему государству и проявлять интерес к его историческому прошлому.
Нравственное воспитание подразумевает прививание ребенку правил правильного поведения в обществе, уважения к культурным ценностям и почтительное отношение к другим членам социума. Нравственное воспитание реализоваться может лишь через коллективный труд, а также через общественное обсуждение проблем и непростых ситуаций. Благодаря этому у детей появляется своя правильная нравственная позиция. Также идея нравственного воспитания говорит о том, что у детей обязательно должны быть идеалы, к которым они будут стремиться.
Трудовое воспитание – ключевая основа советского социума. Сегодня это направление воспитания ушло на второй план. Ему не придают значения ни в семье, ни в образовательных учреждениях. Хотя недооценка значимости трудового воспитания чревата тем, что у ребенка не будет развито чувство личной ответственности, мотивация к активному использованию теоретических знаний, а также трудолюбие.
Эстетическое воспитание – важный вид воспитательного процесса, позволяющий развить в ребенке способность творчески мыслить. Без эстетического воспитания станет невозможным формирование определенных духовных ценностей. Оно учит подрастающего гражданина эмоционально воспринимать разные творческие веяния и понимать их.
Физическое воспитание превращает ребенка в развитую гармонично личность. Его задача – привить любовь к активной двигательной деятельности. Кроме того, физическое воспитание может приучить ребенка к соблюдению правил гигиены.
Организованный правильным образом процесс воспитания имеет две связи – прямую и обратную. Прямая связь подразумевает контакт воспитателя и маленького воспитанника. Обратная связь подразумевает отлаженные доверительные отношения между воспитанником и его воспитателем. Обратная связь в контексте этой схемы чрезвычайно важна. Благодаря такого рода взаимодействию, возможно правильным образом разработать воспитательный план личности, а также подобрать наиболее результативные рабочие методы.
Основные цели и характеристики
Четко определить цели воспитания значит осознанно и планомерно идти к их достижению, определять пути максимального приближения к решению поставленных задач.
Эффективным может стать только то воспитание, в котором грамотно определена цель. У правильного воспитания есть универсальные характеристики, однако не исключается индивидуальный подход с учетом особенностей ребенка.
Цель воспитания — формирование личности ребенка, поступки которой будут соответствовать нормам и правилам жизни в социуме.
Сегодня конкретизируются такие виды воспитания, как трудовое, эстетическое, музыкальное, культурное, творческое, нравственное и др. Каждое направление имеет свою цель и механизмы развития. Современная классификация целей воспитания предполагает:
- Общие цели. У ребенка развиваются те качества, которые для данного коллектива являются типичными. Ими обладает большинство детей данной ячейки и, не имея их, индивидууму сложно проявлять себя.
- Индивидуальные. Ребенок воспитывается с учетом личных особенностей. Такая цель позволяет развить индивидуальность, рассмотреть талант и выявить предрасположенность к чему-либо.
- Перспективные. Цель формулируется на несколько лет. Как правило, она посвящена выработке определенных качеств, например, для жизни в конкретном коллективе.
- Среднесрочные. Ограничиваются временным интервалом, чаще календарным годом. Логически обосновано такое определение цели учебным годом. Формулировка цели происходит в зависимости от возраста, потребностей детей, их особенностей и возможностей.
- Текущие. Организация воспитательного процесса в незначительный отрезок времени. Интервал ограничивается от недели до одного месяца. Часто с помощью таких приемов корректируются среднесрочные или цели на перспективу.
Подход к определению целей может выражаться в различных аспектах. Среди них наиболее значимы социальный, психологический, культурологический, профессионально-педагогический. Если для социального характерно формирование такой личности, которая идеально впишется в общество и получит набор всех нужных жизненных принципов, то для психологического важна внутренняя сила, способная управлять поведением.
Реализация культурологического аспекта нацелена на воспитание культуры поведения через межличностные отношения, общение, определенную деятельность. Подготовка профессионально-педагогического аспекта требует определения целей педпроцесса. В данном случае учитываются возраст, социальные условия, реализованные цели.
Основные категории педагогики
Педагогика — это наука о воспитании, образовании и развитии личности. В своей деятельности педагогика использует ряд основных категорий, которые помогают понять и описать процессы, протекающие в образовательной среде и взаимоотношениях между воспитателями и воспитываемыми, учителями и учениками.
- Субъект и объект педагогики — это категории, которые определяют участников образовательного процесса. Субъектом выступает педагог, который осуществляет воспитание, образование и развитие, а объектом является воспитуемый, ученик или человек, которому направлены педагогические воздействия.
- Цели и задачи педагогики — это категории, определяющие намерения и планы педагогов в процессе обучения и воспитания. Цели педагогики связаны с формированием определенных знаний, умений и навыков, а также развитием личности в целом. Задачи педагогики заключаются в выборе и организации методов и средств обучения и воспитания, а также в оценке результатов этих процессов.
- Методы и формы педагогики — это категории, определяющие способы и способы организации образовательного процесса. Методы педагогики включают в себя различные формы и приемы обучения, а также методические подходы к организации учебной деятельности. Формы педагогики определяют структуру и организацию учебного процесса, включая различные учебные занятия, индивидуальную или коллективную формы обучения.
- Оценка и контроль в педагогике — это категории, которые связаны с оценкой и контролем результатов образовательного процесса. Оценка позволяет оценить достижения учеников и эффективность педагогических воздействий, а контроль позволяет следить за прогрессом в обучении и воспитании.
Как соотносятся цели и задачи воспитания
При правильно организованном воспитательном процессе цель определяет его задачи. В зависимости от того, насколько правильно поставлены цели, формулируются конкретные задачи, подбирается воспитательный и образовательный методы. На достижение цели «работает» все: организация процесса, его содержание, формы и механизмы. При этом те вопросы и цели, которые стоят перед всей школой, являются ключевыми.
Исторически государство меняло цели, поставленные перед учебными заведениями. Автоматически менялись задачи. Это аргументировалось необходимостью формирования социума кадрами определенного идеологического образца. Логично, что перед педагогами стояла задача воспитания членов общества, настроенного на сохранение существующего института власти и общественного строя. В этом свою нишу занимала забота о благополучии подрастающего поколения.
В достижении цели, кроме школы, важно посильное участие государства, семьи, общества. Задачи воспитания — действия, направленные на достижение цели, алгоритм практических шагов, по прохождении которых в личности происходят намеченные изменения
Задачи воспитания — действия, направленные на достижение цели, алгоритм практических шагов, по прохождении которых в личности происходят намеченные изменения.
Таким образом, цель и задачи — зависимые друг от друга понятия, стратегия и тактика в воспитании подрастающего поколения.
Цели и задачи воспитательной функции
Воспитательная функция в педагогике имеет свои цели и задачи, которые направлены на формирование личности студента и его социальной адаптации. Основные цели и задачи воспитательной функции включают:
Формирование ценностных ориентаций
Одной из целей воспитательной функции является формирование у студента системы ценностей, которая будет определять его отношение к миру, людям, себе и своей профессии. Задача заключается в том, чтобы помочь студенту развить понимание нравственных, этических и культурных норм, а также способность к моральному выбору и саморегуляции.
Развитие социальных навыков
Воспитательная функция также направлена на развитие социальных навыков у студента. Задача заключается в том, чтобы помочь студенту научиться эффективно взаимодействовать с другими людьми, уметь слушать и выражать свои мысли, уважать мнение других, решать конфликты и работать в коллективе.
Формирование самоопределения и саморазвития
Целью воспитательной функции является помощь студенту в процессе самоопределения и саморазвития. Задача заключается в том, чтобы помочь студенту определить свои интересы, цели и приоритеты, а также развить способности и навыки, необходимые для достижения этих целей
Важно также помочь студенту осознать свои сильные стороны и преодолеть свои слабости
Воспитание гражданской и патриотической позиции
Одной из задач воспитательной функции является воспитание у студента гражданской и патриотической позиции. Цель заключается в том, чтобы помочь студенту развить чувство ответственности перед обществом, страной и миром, а также понимание своей роли в них. Задача включает формирование у студента гражданских добродетелей, таких как толерантность, справедливость, уважение к правам и свободам других людей.
Подготовка к активной жизнедеятельности и профессиональной деятельности
Цель воспитательной функции также заключается в подготовке студента к активной жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Задача состоит в том, чтобы помочь студенту развить необходимые навыки и компетенции, такие как коммуникация, творческое мышление, критическое мышление, принятие решений, самоорганизация и самомотивация
Важно также помочь студенту осознать свои профессиональные интересы и цели, а также развить профессиональную этику и ответственность
Цели и задачи воспитательной функции в педагогике являются важными компонентами образовательного процесса и направлены на формирование гармоничной личности студента, способной к саморазвитию, социальной адаптации и активной жизнедеятельности.
Цели воспитания
От целей воспитания зависит выбор его содержания, задач, методов и принципов. Конечная цель данного процесса — формирование совершенных качеств личности. Чем более идеальная модель формируется в процессе воздействия воспитателя на своего воспитанника, тем лучше результат воспитания.Процесс взаимодействия педагога и учащегося имеет свою структуру. В современной педагогике рассматриваются две концепции воспитания:
- Прагматическая. При прагматическом воздействии на личность у воспитанника формируют “навыки выживания”. Здесь важным моментом является формирование человека — потребителя, который умеет эффективно работать и в первую очередь ставит интересы государства превыше собственных желаний и потребностей. При таком подходе личные желания, стремления трудящегося отходят на второй план.
- Гуманистическая. При гуманистической концепции воспитания, цель — это развитие в личности талантов и способностей. Реализация возможностей человека на благо общества, раскрытие его индивидуальности.
Гуманистический подход в воспитании, при котором в центре оказывается человек и его таланты, стал популярен в социуме значительно позже — в 30-х годах XX в. была разработана система воспитания А. С. Макаренко.
Что такое воспитание
Теоретической истиной является выражение: «Воспитание есть исторически определившийся способ общественно-культурного формирования человека, который базируется на грамотном содружестве педагога и ученика». При этом первостепенно создание условий для такой деятельности.
Процесс воспитания сегодня воспринимается в нескольких формулировках, например: общественное явление, полномасштабный процесс, общественный институт, многопрофильная система и другие. В широком значении это механизм деятельности сети специализированных учреждений. В более узком ─ конкретная воспитательная деятельность, в результате которой происходит формирование мировоззрения ребенка.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Воспитание — процесс, построенный на принципах педагогики, цель которых состоит во всестороннем развитии личности, формировании социального сознания для полноценной жизни в обществе.
В социологии
Рассматривая воспитательный процесс с общественной позиции, в нем выделяют понятия:
- социального института с разрабатываемыми особыми практиками, направленными на восполнение общественной потребности в квалифицированных кадрах и активных членах социума;
- общественно-культурного процесса, предоставляющего формирующейся личности необходимые условия для развития, а также заботящегося о передаче опыта предыдущих поколений.
Функционирование такой системы оказывает на подрастающее поколение целенаправленное воздействие. Личность получает ориентир для жизни в социуме, сознательно начинает заниматься делом, которое в будущем станет профессией.
В педагогике
Антон Семенович Макаренко считал, что педагог и воспитатель должен уметь «проектировать» своего ученика. Сделать это правильно можно в том случае, если четко представлять, каков его уровень сегодня и каким должен стать завтра. В таком варианте четко прослеживаются направления педагогической деятельности.
Людмила Ивановна Новикова дала определение воспитанию в педагогике как процессу развития личности ребенка. При этом учителю и ученику отводятся равноправные роли. В своем взаимодействии они идут к цели познания и преобразования окружающего мира.
Примечание
Ряд современных институтов разрабатывает сегодня теорию личностно-ориентированного образования. В ходе работы проводятся исследования и анализ результатов. «Красной нитью» проходит в данной теории мысль, что ребенок имеет право не только на социальное существование, но и на личную жизнь. Большое значение отводится свойствам воспитательной среды, например, «кризису компетентности».
Назначение воспитания
Современная педагогика ставит перед собой большое количество задач, учитывающих все аспекты воспитания:
- формирование полноценной, всесторонне развитой личности;
- внедрение и закрепление в структуре личности социально приемлемых, культурных норм поведения и жизнедеятельности;
- внедрение и закрепление в структуре личности нравственных и эстетических качеств;
- обеспечение наличия факторов, способствующих развитию воли, целеустремленности, осознанности и эмоциональной устойчивости личности;
- приобщение воспитуемого к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
- воспитание патриотической личности согласно потребностям государства;
- распознавание и развитие индивидуальных способностей, склонностей и потребностей человека в разных сферах;
- формирование среды, способствующей реализации различных видов познавательной деятельности в целях расширения мировоззрения, повышения уровня образованности и культурного опыта;
- развитие адаптивной способности личности в отношении изменяющихся условий социальной, политической и культурной жизни общества.