Воспитательная функция это кратко

3. воспитательная функция. теория обучения: конспект лекций.

Введение.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.               Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными. И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на  научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Репродуктивная

Репродуктивная функция состоит в способности воспроизводить следующие поколения людей. Долгое время считалось, что главная задача любой семьи — это рождение и воспитание детей. Однако в современном обществе существует множество бездетных пар, живущих друг с другом не для продолжения рода, а потому, что их устраивает такой образ жизни.

В древности репродуктивная функция была основой выживания человеческого рода. Поэтому была распространена полигамия — ситуация, при которой брак заключался не с одним партнёром, а с несколькими одновременно. С улучшением условий жизни, появлением системы нравственных ценностей появились моногамные семьи, в которых брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной.

Рис. 1. Свадьба.

Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения

Итак, педагогической наукой выделены три функции обучения. Они находятся в сложно переплетающихся связях, взаимообусловленности: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства.

Функции обучения реализуются на практике, во-первых, комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; в-третьих, единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оцениваются ход осуществления всех трех функций, а не одной из них (Ю.К. Бабанский). Этим определяется ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.

Развивающая функция

Результат реализации развивающей функции можно «измерить», опираясь на качественные изменения психической деятельности ребенка, появление у него необходимых качеств и умений.

Развивающая функция – это акцентирование учебно-воспитательного процесса на формирование мотивации и навыка самореализации у учащихся.

Воспитание может стать «тормозом» в развитии, если слишком высок уровень требований или ребенок лишен возможности быть инициативным (гиперопека). Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Таким образом, воспитание и обучение встроены в процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним.

Воспитательная и хозяйственно-бытовая

Говоря кратко, воспитательная функция семьи заключается в передаче знаний и опыта следующим поколениям, что способствует социализации личности. В первые годы жизни ребёнок усваивает модели поведения, реакции, нормы, наблюдая за родителями. Попадая в другие социальные группы, он получает опыт общения со сверстниками, старшими и младшими.

Хозяйственная функция семьи состоит в её способности:

  • решать бытовые проблемы (уборка, готовка, починка мебели);
  • вести собственный бюджет, то есть рационально распределять имеющиеся средства;
  • ухаживать за недееспособными членами (детьми, пожилыми людьми, инвалидами);

Она является одной из основных функций семьи.

Воспитательная функция

Работники, не выполняющие воспитательных функций, не могут быть уволены по этому основанию. Российской Федерации, поскольку обязанность по воспитанию подчиненных им работников не является их основной обязанностью, а является лишь частью их общей функции по руководству организацией.

Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

Следует отметить, что нравственная, воспитательная функция труда ценилась даже выше, чем практическая, в особенности, когда речь шла о религиозном спасении. Трудящийся человек является сотрудником Создателя, он усовершенствует мир, его деятельность угодна Богу, а потому нравственна и почетна.

Наконец, документ выполняет воспитательную функцию.

Наконец, документ выполняет воспитательную функцию. Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческого персонала, повышает престиж организации.

Работник по своей работе выполняет воспитательные функции.

Основ установить, что работники, выполняющие воспитательные функции, могут быть уволены с работы по инициативе администрации вследствие совершения аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Основ установить, что работники, выполняющие воспитательные функции, могут быть уволены с работы по инициативе администрации вследствие совершения аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Увольнение по указанному основанию производится с соблюдением порядка, установленного статьей 18 Основ, и без выплаты выходного пособия.

Некоторые обобщения, связанные с характеристикой воспитательной функции библиотек, см. в сборнике: Роль библиотек в коммунистическом воспитании советских людей.

Таким образом, процесс руководства выполняет воспитательную функцию, способствует повышению дисциплины, росту квалификации коллектива, развитию личностных черт, формированию идеалов и морально-политических представлений.

Поскольку закон говорит о лицах, выполняющих воспитательные функции, то следует признать, что уволенными по указанному мотиву могут быть только те работники, для которых эти функции являются основным содержанием работы, ибо работа по воспитанию подрастающего поколения требует не только высокой квалификации и трудоспособности, но и безупречного морального облика самих воспитателей, их высокого нравственного поведения в коллективе и в быту.

Современная семья не может лучше выполнять свои воспитательные функции.

Они осуществляют, таким образом, и воспитательную функцию. Ее цель постоянно повышать чувство ответственности трудящихся за порученное дело, прививать им коммунистическое отношение к труду.

Законодательство не дает точного перечня лиц, выполняющих воспитательные функции. В соответствии с судебной практикой к ним относятся: учителя, преподаватели учебных заведений, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений, общежитий и др. Для увольнения по этому основанию должно быть установлено, что проступок аморален и что совершенное несовместимо с продолжением работы в данной должности. Место совершения проступка не имеет значения: на работе, в общественном месте, в быту.

Пункт 3 предусматривает возможность увольнения работника, выполняющего воспитательные функции, если он совершил аморальный проступок, несовместимый с продолжением данной работы. К числу работников, которые могут быть уволены по этому основанию, относятся учителя, преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели общежития и другие должностные лица, основной работой которых являются воспитательные функции.

Воспитательные функции учителя как организатора учебного процесса

Педагогическая функция — это предписанное направление применения учителем профессиональных знаний и навыков. Основными сферами приложения педагогических усилий являются обучение, воспитание, обучение, развитие и образование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, поэтому его функции часто скрыты и не всегда явно обозначены. Основная функция учителя — направлять процессы обучения, воспитания, развития и формирования.

Не учить, а руководить обучением, не воспитывать, а управлять процессами образования. Чем больше он понимает эту главную функцию, тем больше независимости, инициативы и свободы он предоставляет своим ученикам.

Сократ называл профессиональных педагогов «акушерками мысли»; его учение о педагогическом мастерстве называется «майевтика», что означает «акушерство». Не навязывать предвзятые истины, а позволить мысли возникнуть в голове ученика благодаря знающему педагогу. Итак, суть педагогической работы заключается в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека.

Первая функция учителя — постановка целей. Цель — ключевой фактор педагогической деятельности; в идеале она предвосхищает и направляет движение совместной работы учителя и его учеников к их общему результату.

В неразрывной связи с диагнозом находится прогноз. Она выражается в способности учителя предвидеть результаты своей работы в данных условиях и определять стратегию своей работы, оценивать возможность получения педагогического продукта определенного количества и качества. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, поэтому его функции часто скрыты и не всегда явно обозначены.

Проективная функция учителя заключается в построении модели предстоящей деятельности, в выборе путей и средств достижения цели в заданных условиях и в установленное время, в выделении конкретных этапов достижения цели, в формировании частных задач для каждого из них, в определении видов и форм оценки достигнутых результатов и т.д.

Диагностика, прогнозирование и планирование — это педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) образовательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информативную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Таким образом, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере взаимосвязи между обучением и воспитанием. Для того чтобы оказать формирующее влияние на учащихся в процессе обучения, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его образовательного потенциала; во-вторых, организовать учебный процесс таким образом, чтобы стимулировать личностное восприятие учащимися учебной информации, вызвать их активное оценочное отношение к тому, что они изучают, сформировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации педагогической функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его составляющих. Однако следует иметь в виду, что воспитание учащихся происходит не только в школе и не задумывается в ней, поэтому не рекомендуется полностью подчинять процесс обучения целям воспитания. Необходимо создать условия для благоприятного формирования студентов, оставить им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов. Не случайно некоторые школы (например, экзистенциализм) считают, что школа не должна формировать взгляды учеников, а только давать информацию для их свободного выбора. Нам кажется, что это утопия: любая система образования прямо или косвенно формирует личность учащихся.

Цели и задачи воспитательной функции

Воспитательная функция в педагогике имеет свои цели и задачи, которые направлены на формирование личности студента и его социальной адаптации. Основные цели и задачи воспитательной функции включают:

Формирование ценностных ориентаций

Одной из целей воспитательной функции является формирование у студента системы ценностей, которая будет определять его отношение к миру, людям, себе и своей профессии. Задача заключается в том, чтобы помочь студенту развить понимание нравственных, этических и культурных норм, а также способность к моральному выбору и саморегуляции.

Развитие социальных навыков

Воспитательная функция также направлена на развитие социальных навыков у студента. Задача заключается в том, чтобы помочь студенту научиться эффективно взаимодействовать с другими людьми, уметь слушать и выражать свои мысли, уважать мнение других, решать конфликты и работать в коллективе.

Формирование самоопределения и саморазвития

Целью воспитательной функции является помощь студенту в процессе самоопределения и саморазвития. Задача заключается в том, чтобы помочь студенту определить свои интересы, цели и приоритеты, а также развить способности и навыки, необходимые для достижения этих целей

Важно также помочь студенту осознать свои сильные стороны и преодолеть свои слабости

Воспитание гражданской и патриотической позиции

Одной из задач воспитательной функции является воспитание у студента гражданской и патриотической позиции. Цель заключается в том, чтобы помочь студенту развить чувство ответственности перед обществом, страной и миром, а также понимание своей роли в них. Задача включает формирование у студента гражданских добродетелей, таких как толерантность, справедливость, уважение к правам и свободам других людей.

Подготовка к активной жизнедеятельности и профессиональной деятельности

Цель воспитательной функции также заключается в подготовке студента к активной жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Задача состоит в том, чтобы помочь студенту развить необходимые навыки и компетенции, такие как коммуникация, творческое мышление, критическое мышление, принятие решений, самоорганизация и самомотивация

Важно также помочь студенту осознать свои профессиональные интересы и цели, а также развить профессиональную этику и ответственность

Цели и задачи воспитательной функции в педагогике являются важными компонентами образовательного процесса и направлены на формирование гармоничной личности студента, способной к саморазвитию, социальной адаптации и активной жизнедеятельности.

Задачи и функции воспитательной работы классного руководителя

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

— учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

— классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель, лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);

— классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);

— в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютера (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютер может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

— формирование и развитие коллектива класса;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

— формирование здорового образа жизни;

— организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

— защита прав и интересов обучающихся;

— организация системной работы с обучающимися в классе;

— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

— организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.

Воспитательная функция

Воспитательной функцией пронизаны все аспекты целостного педагогического процесса: обучающее, воспитательное пространство, организация деятельности, личностные и профессиональные характеристики педагогического состава, формы и методы обучения, процесс взаимодействия в коллективе.

Воспитывающий характер обучения является закономерностью, выполняемой всегда при любых условиях.

Воспитательная функция получает реализацию в результате целенаправленной организации взаимоотношений всех участников процесса. Обучающий процесс ставит целью воспитать определенные взгляды, убеждения, ценности, характеристики личности. Полноценное формирование личности человека не состоится, если не усвоена система морально-нравственных правил и требований.

Воспитание – всеобщий непрекращающийся процесс. На самом деле все жизненное пространство каждого человека насыщено воспитанием: мы развиваемся в течение всей жизни, получаем все новый и новый опыт, формируем и реализуем себя посредством различных ресурсов.

Воспитание – процесс объективный, не находящийся в зависимости от степени признания, терминологических споров и т.д. Это нечто исходящее из реалий человеческого сообщества.

Воспитание – процесс многомерный, тесно связанный с адаптивными способностями личности к социуму, внутренней саморегуляцией каждого человека. При этом в воспитательном процессе участвуют как педагоги и воспитатели, так и непосредственно родители.

Воспитание также служит «зеркалом» конкретной исторической ситуации и существующей государственной системы, и опыт поколений дает возможность утверждать, что успешной и эффективной является гуманистическая воспитательная система.

Воспитывающий характер обучения

Процесс обучения также носит воспитывающий характер. Педагогическая наука исходит из того, что связь между воспитанием и обучением является таким же объективным законом, как и связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и т.д.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция образования направлена на формирование нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, умения следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе воспитания также формируются потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностные ориентации, мировоззрение.

Содержание воспитания является основным образовательным фактором, хотя не все предметы имеют одинаковый образовательный потенциал. Гуманитарные и эстетические предметы имеют больший потенциал для формирования личности. Преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры имеет больше шансов для формирования личности из-за содержания этих предметов. Однако нельзя сказать, что преподавание этих предметов происходит автоматически: Содержание учебного материала может вызвать неожиданную реакцию учащихся, противоречащую идее. Она зависит как от предшествующего уровня образования, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, так и от характеристик класса, группы, места и времени обучения и т.д. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла вместе с гуманитарными предметами в большей степени способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым фактором воспитания в учебном процессе, кроме системы методов обучения, также в определенной степени влияющим на формирование учащихся, является характер общения учителя и ученика, психологический климат в классе, учебной группе, взаимодействие участников учебного процесса, стиль руководства учителя познавательной деятельностью учащихся. Современная педагогика исходит из того, что оптимальным стилем общения учителя и ученика является демократический стиль, который сочетает в себе гуманное, уважительное отношение к ученикам, предоставляет им определенную самостоятельность и вовлекает их в организацию учебного процесса. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководство и деятельность в процессе обучения.

Экономическая и статусная

Экономическая функция связана с возможностью оказывать материальную помощь членам семьи. Примером может быть поддержка нетрудоспособных родителей совершеннолетними детьми.

Данная функция также заключается в том, что семья может накапливать имущество (движимое или недвижимое), которое затем передаётся по наследству.

Статусная функция состоит в том, что родители способны передать детям определённое положение, которое семья занимает в обществе (например, национальность, приверженность религии, принадлежность к социальному слою).

Ряд вышеупомянутых характеристик способен значительно повлиять на дальнейшую судьбу ребёнка. Так, человек, родившийся в семье с низкой социальной ответственностью, может попасть в детский дом, заняться бродяжничеством, воровством. Приобретённый негативный опыт может отрицательно сказаться во взрослой жизни: дети часто повторяют модели поведения родителей. Прервать этот замкнутый круг люди зачастую способны лишь после длительной работы над собой.

Факторы, влияющие на эффективность воспитательной функции

Эффективность воспитательной функции зависит от множества факторов, которые взаимодействуют и влияют на процесс воспитания. Рассмотрим некоторые из них:

Квалификация педагога

Опыт, знания и навыки педагога играют важную роль в эффективности воспитательной функции. Педагог должен обладать глубоким пониманием психологии и педагогики, уметь адаптировать свои методы и подходы к индивидуальным особенностям студентов. Квалифицированный педагог способен создать доверительную и поддерживающую атмосферу, что способствует успешному воспитанию студентов.

Климат в группе

Атмосфера и взаимоотношения в группе студентов также оказывают влияние на эффективность воспитательной функции. Положительный и поддерживающий климат способствует развитию доверия, сотрудничества и взаимопонимания между студентами. Это создает благоприятные условия для воспитания и формирования ценностных ориентаций.

Семейное воспитание

Семья является основным фактором воспитания, и ее роль нельзя недооценивать. Семейное воспитание оказывает сильное влияние на формирование ценностей, норм и поведенческих моделей у студентов. Сотрудничество и взаимодействие с семьей студента позволяет создать единое воспитательное пространство и обеспечить согласованность воспитательных воздействий.

Учебная среда

Учебная среда, включающая в себя физическое пространство, оборудование, учебные материалы и организацию учебного процесса, также влияет на эффективность воспитательной функции. Комфортные и стимулирующие условия обучения способствуют активному участию студентов, их мотивации и интересу к учебе.

Индивидуальные особенности студентов

Каждый студент имеет свои индивидуальные особенности, которые могут влиять на эффективность воспитательной функции. Педагог должен учитывать эти особенности и адаптировать свои методы и подходы к каждому студенту. Различные стили обучения, интересы, потребности и способности студентов должны быть учтены при планировании и реализации воспитательной работы.

Все эти факторы взаимосвязаны и влияют на эффективность воспитательной функции. Педагог должен учитывать их взаимодействие и создавать условия, которые способствуют успешному воспитанию студентов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: