Константин ушинский: кратко о его педагогических идеях, реформах и судьбе

Ушинский  константин дмитриевич: основные труды в педагогике

В современности

На сегодняшний день образовательные реформы в стране снова актуальны. Вопросы воспитания регулярно пересматриваются. И многие исследователи считают, что в опыте прошлого содержится немало подсказок касательно того, какой путь сегодня будет наиболее актуальным и эффективным, и позволит решить назревшие проблемы в образовательной сфере. И центральное место здесь принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому.

Это центральная фигура русской педагогики. Для детей это детский писатель, для преподавателей – учитель. У каждого человека определение этой фигуре будет своим собственным.

Известно, что на самого Ушинского как на специалиста существенное влияние оказали Грановский, Редкин. Он впитал в себя немало знаний в ходе обучения в лицее. В последующей своей работе Ушинский реализовывал то, что было задумано еще в ходе обучения, на практике. И выяснилось, что это было эффективным.

Труд как отдых

Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства

Образование — это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу

Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. Об этом и сейчас многие забывают. 

В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд — не только для гармоничного развития, но и для удовольствия. 

Развитие эмоционально-нравственной сферы учеников по Ушинскому

Педагогика по Ушинскому акцентирует внимание на развитии не только интеллектуальных способностей учеников, но и их эмоционально-нравственной сферы

Важной задачей педагога является формирование у учеников полноценной и гармоничной личности, способной к саморазвитию и самовоспитанию

Для достижения этой цели Ушинский предлагает использовать следующие методы:

Создание эмоционально-психологического комфорта в классе. Педагог должен создать доверительные отношения с учениками и быть готовым к проявлению их эмоций и чувств.
Работа с моральными и этическими ценностями

Ушинский считал, что важно формировать у учеников чувство справедливости, этические нормы и моральные ценности.
Стимулирование саморазвития и самовоспитания. Педагог должен вдохновлять учеников развивать свои нравственные и эмоциональные качества, а также помогать им осознавать и корректировать свое поведение.
Организация коллективной работы

Ушинский считал, что групповая работа способствует развитию социальных навыков и эмоциональной компетентности учеников.
Использование приемов эмоциональной поддержки и психологического возмещения. Педагог должен быть готов помочь ученикам справиться с негативными эмоциями и стрессом, предоставить им возможность выразить свои чувства и эмоции.

Педагогика по Ушинскому основывается на убеждении, что развитие эмоционально-нравственной сферы учеников имеет не меньшее значение, чем развитие интеллектуальных способностей. Только в том случае, когда ребенок становится эмоционально устойчивым и морально отзывчивым человеком, он может успешно функционировать в обществе и обрести счастье и благополучие.

Учения

Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии в области преподавания. Он утверждал, что в основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей. Он заявлял, что в области преподавания ни в коем случае нельзя полагаться исключительно на свой, пусть и удачный, опыт. Теория обязательно должна сопровождаться практикой.

Кроме того, рассказывая о пользе педагогической литературы, Ушинский отмечал, что теория без основания является бесполезной. Теория без практики не значит ничего. Она ни в коем случае не может отрицать реальность.

Константин заметил, что в воспитании и преподавании в обязательном порядке нужно брать в расчет отличительные особенности национальности, географические и исторические нюансы. Народность, по рассказам Ушинского, проявляется в уважении собственного национального языка, истории своей государственности. Такое воспитание, по его мнению, должно воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, внушать национальную гордость. В то же время нельзя бросаться в крайности – шовинизм он отрицал. Уважение, как считал Константин, должно проявляться и в отношении других народностей.

Воспитание он определял в качестве сознательного процесса построения личности человека с ориентиром на гармонию. Важнейшее место в преподавании он отводил развитию нравственных начал в учениках. Он заявлял о том, что главнейшей целью воспитания и является развитие нравственности. Личные качества провозгласил как нечто более ценное, нежели чем наличие знаний в голове. Кроме того, в развитие нравственности он вкладывал привитие ученикам дисциплины, гуманности, старательности. Отмечал он чувство собственного достоинства, скромность.

Педагогическая система Ушинского.

Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности, воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.

Для достижения воспитательных целей Ушинский рассматривал широкий круг педагогических явлений в русле идей народности и народной школы.

Проблемы нравственного воспитания представлены как общественно-исторические.

Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться.

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания.

Идеи К.Д. Ушинского используются и в современной школе, в учебниках и программах с экологической направленностью. В пед.учении Ушинского разработана оригинальная система природоохранного воспитания. Педагог утверждал, что природа не является материалом для удовлетворения человеческих потребностей, но определяет культуру и духовность человека. У Ушинского существует собственная модель изучения природы, согласно которой природу следует изучать не только в рамках естественных наук, но и целостно в единстве гуманитарных и естественных наук, народных представлений, этики, религии, эстетики, что определяет подходы к изучению окружающего мира.

В книгах «Родное слово» и «Детский мир» реализованы идеи природоохранного воспитания.

В первом случае, это предметно-объектный и эмоциональный уровень. Это позволяет изучать природу как живой развивающийся организм, постоянно связанный с человеком. Во втором случае, это рассмотрение взаимосвязей естественнонаучного и социального подхода изучения природы.

Развитие личности

Ушинский верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это Ушинского особенно не любили чиновники от образования. А Константин Дмитриевич утверждал: «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность — живой человек, наставник.  

Поскольку педагогика по Ушинскому — скорее искусство, чем наука, учитель должен иметь талант и подходить к работе творчески. Не вещать с кафедры сухие факты, а показать, что знания можно добывать отовсюду — наблюдая за окружающей природой, за языком, за поведением других людей. Продемонстрировать, что мировые законы не существуют отдельно от жизни, а работают прямо здесь и сейчас и нет ничего интереснее, чем открывать их. Учить человеколюбию на своём примере, относясь к ученикам справедливо и уважительно. Быть объективным и не навязывать своих убеждений. И сохранять беспощадную честность, прежде всего к себе самому. 

Биография

Детство и юность

Город рождения — Тула. Отец — офицер в отставке, мелкопоместный дворянин. До 12 лет воспитывался дома. Большой вклад в его начальное образование внесла мать. Эти первые 11 лет были счастливыми. Семья была весьма обеспеченная. Жили в красивейшей местности с древней историей. Мать воспитывала сына с любовью и терпением, привила ему любовь к чтению.

Образование

В 12 лет лишился матери, но благодаря ее подготовке поступил в Новгород-Северскую гимназию сразу в третий класс.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Примечание

Дети в классе были намного старше его и не дворянского происхождения, относились недружелюбно. Социально положение «барчука» здесь было скорее невыгодным. Но он смог сдружиться со всеми, часто бывал в гостях у бедных семей своих одноклассников. Впоследствии это повлияло на формирование его педагогических взглядов.

Ушинский очень уважал директора этого учреждения за любовь к науке. Впоследствии он отмечал, что полученное им в гимназии небольшого уездного городка образование было не только не хуже, но даже во многом лучше того, что давали более крупные и уважаемые в то время учреждения.

В 1840 году поступил в Московский университет, учился на юриста. Окончил в 1844 году блестяще в статусе кандидата юридических наук.

Начало научной деятельности

Ушинский остался при университете готовиться к получению звания профессора в своей области. 

В 1846 получил назначение профессором в Демидовский лицей на кафедру законоведения, государственного права и науки финансов. Стал преподавать, также работал редактором «Ярославских губернских ведомостей».

Интересные факты об Ушинском

Ушинский был вспыльчивым, но пытался бороться с этим недостатком. Он, например, записывал себе в дневнике установку: «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее», а следующей же записью признавался, что не сдержался, разгорячился на уроке. Сокрушался: «Бурчливость сделает из меня старую сварливую бабу». По воспоминаниям коллег, его раздражали затруднения, которые случались у учащихся на занятиях. А вот лекции он читал увлекательно.

По причине той же вспыльчивости своих детей он грамоте сам не учил. Теория и методология были ему ближе, чем практика.


Урок физики, Смольный институт, 1905 годФото: «Императорское воспитательное общество благородных девиц в Смольном в Петербурге» / Товарищество Р. Голике и А. Вильборг / РНБ / НЭБ

В Смольном институте Ушинский сначала получил у девиц репутацию «злеца», отругав их за то, что они облили его шляпу духами (такая была там глупая традиция отмечать тех, кто понравился). Но по мере реформ он стал их кумиром. К тому же, как потом вспоминала одна из учениц, девочки сразу почувствовали в его личности «что-то сильное, крупное и оригинальное».

Будущий автор «Родного слова» — руководства для учителей и родителей по преподаванию родного языка, которое до 1917 года переиздавалось 146 раз, — в гимназии имел по русской грамматике весьма скромную оценку «знания достаточные» (по-нашему — примерно тройка с плюсом). Правда, по истории словесности у него было «отлично». А вот с математикой совсем не сложилось, он смог одолеть её лишь на минимальную оценку «слабо».

Ушинский считал, что склонность к размышлениям в нём воспитали не только книги, но и полуторачасовой путь до гимназии и обратно, который он ежедневно должен был проделывать пешком вдоль живописного берега реки (его отец был небогат и не мог позволить себе кучера с повозкой). Однажды его за провинность оставили в гимназии на ночь, и он сбежал оттуда под утро лишь для того, чтобы проделать путь домой и сразу же обратно — на уроки.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Тема 22. Педагогическая теория К.Д. Ушинского

Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского
(1824-1870), основные произведения. Философские и естественнонаучные основы
педагогической системы К.Д. Ушинского. Демократические воззрения.

Педагогическая теория К.Д. Ушинского: разработка педагогической
антропологии; идея народности воспитания; первоначальное обучение родному
языку; психологические основы воспитания и обучения, психологическое
обоснование дидактических принципов; пути и средства нравственного
воспитания детей; труд и его воспитательное значение.

Дидактические взгляды К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский об учителе и его
подготовке.

Основы теории дошкольного воспитания: теория детской игры; вопросы
эстетического воспитания; преобразование воспитательной работы детских
садов; подготовительное учение и методическое обучение детей; требования к
личности воспитателя; вопросы воспитания и обучения детей в семье.

Вклад К.Д. Ушинского в развитие педагогики.

Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы

Учебные пособия

Джуринский, А.Н. История педагогики . — М., 1999. — Разд. IV. Гл. 14. — С. 292-299.

История дошкольной педагогики / под ред. Л.Н. Литвина. — М., 1989. — Гл. 14.

История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. / под ред. А.И. Пискунова. — М., 1997. — Гл. IV. — С. 174-180.

Константинов, Н.А. и др. История педагогики . — М., 1982. — Гл. 22.

Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X — начало XX века)
. — М., 1998. — Ч. III. Разд. II. — С. 372-383.

Латышина, Д.И. История педагогики и образования . — М., 2008. — Ч. II. Разд. V.
Гл. 18.

Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс . — М., 2003. — Кн. 1. Ч. I. Тема 1. — С.
16-21.

Успенский, В.Б. История образования . — Ярославль, 1996. — Гл. XVII.

Сборники, монографии

К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / под общей ред. Е. Белозерцева. — М., 1994.

Карпова, Т.В., Карпов, В.В. Великий русский педагог-демократ К.Д. Ушинский . — Ярославль, 1975.

Лордкипанидзе, Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского . — М., 1950. — Гл. II-VI.

Методические пособия

Реализация педагогических идей К.Д. Ушинского в современной русской школе (по результатам экспериментальной работы в Леснополянской нач. шк. Ярославского р-на) . — Ярославль, 1997.

Статьи, очерки

Егоров, С.Ф. К.Д. Ушинский: жизнь и педагогическая деятельность // Ушинский К.Д.
Педагогические сочинения: В 6 т. — Т. 1 / сост. С.Ф. Егоров. — М., 1988.
— С. 6-30.

Заварзина, Л.Э. Два столпа русской педагогики // Педагогика. — 2007. — № 4. — С.
73 (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев).

Замостьянов, А. Служение Ушинского (к 180-летию со дня рождения великого русского педагога)
// Народное образование. — 2004. — № 1. -С. 225.

Медынский, Е.Н. Педагогические идеи и деятельность К.Д. Ушинского // Очерки по
истории педагогики / под ред. Н.А. Константинова. — М., 1952. — С.
205-221.

Плеханов, А. Проблемы дошкольного воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского
// Дошкольное воспитание. — 1974. — № 4. — С. 40.

Флеров, А.П. Константин Дмитриевич Ушинский // Педагогика. — 2006. — № 2. — С.
71.

Первоисточники

Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании; Научно-практическое назначение
педагогики; Труд в его психическом и воспитательном значении; Родное слово;
Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» //
Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. /
сост. П.А. Лебедев. — М., 1990. — С. 38-68.

Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы // История дошкольной педагогики
в России: Хрестоматия / сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф.
Егорова. — М., 1999. — С. 185-194.

Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения : В 6 т. — Т. 1, 5, 6 / сост. С.Ф. Егоров.
— М., 1988-1990.

Ушинский, К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову», ч. I. О времени начала
учения // Хрестоматия по истории педагогики / сост. В.З. Смирнов. —
М., 1961. — С. 337-359.

Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии //
История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. С.В. Лыков, Л.М.
Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. — М., 1999. — С. 214-222.

Далее:Тема 23. Педагогические взгляды Вверх:Раздел IV. Школа и Назад:Тема 21. Педагогические взгляды

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
26.05.2009

Родное слово

В 1861 году за границей вышли книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» — первые массовые учебники русского языка для начальной школы. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей — первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом. 

В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретённые, быть может, прежде, понемногу изгладятся.  

«Детский мир» и «Родное слово» оказали на преподавание русского языка такое же влияние, какое оказал пушкинский «Евгений Онегин» на сам русский язык: Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь. 

Успех был громадным. «Детский мир» вышел тиражом в 3 600 экземпляров (что по тем временам немало) и в первый же год был переиздан дважды. «Родное слово» пережило 147 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги.

Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе

Взаимодействие школы и семьи является одним из важных аспектов воспитательного процесса. Оно направлено на сотрудничество и взаимопонимание между родителями и педагогами с целью обеспечения полноценного развития ребенка.

Школа и семья имеют разные, но взаимосвязанные задачи в воспитании. Школа обеспечивает формальное образование, развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, формирует его социальные навыки и ценности. Семья же отвечает за эмоциональное благополучие ребенка, его нравственное воспитание и формирование личностных качеств.

Взаимодействие школы и семьи осуществляется через различные формы и методы:

Родительские собрания и консультации

На родительских собраниях педагоги информируют родителей о текущей работе школы, планах и достижениях. Также проводятся консультации, где родители могут задать вопросы и получить рекомендации по воспитанию и образованию своего ребенка.

Родительский комитет

Родительский комитет состоит из представителей родителей и педагогов. Он занимается организацией различных мероприятий, обсуждением вопросов, связанных с жизнью школы, и представляет интересы родителей перед администрацией.

Домашние задания и контроль успеваемости

Школа дает домашние задания, которые выполняются ребенком дома с поддержкой родителей. Родители могут контролировать выполнение заданий и помогать ребенку в случае необходимости. Также они вовлечены в процесс контроля успеваемости и оценки знаний ребенка.

Совместные мероприятия и проекты

Школа и семья могут организовывать совместные мероприятия, такие как спортивные соревнования, концерты, выставки и т.д. Это способствует укреплению взаимоотношений между родителями и педагогами, а также создает благоприятную атмосферу для развития ребенка.

Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе является важным фактором успешного развития ребенка. Оно позволяет объединить усилия педагогов и родителей для достижения общей цели – формирования гармоничной и самостоятельной личности.

Педагогическая деятельность Ушинского.

Основной целью воспитания считал духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера.

  • Основные принципы воспитания:
    • народность;
    • христианская духовность;
    • научность.
  • Основные задачи школьного воспитания:
    • нравственное воспитание школьников;
    • сближение религиозного и светского образования;
    • воспитание у ребенка любви к труду;
    • воспитание патриотических чувств.

Цель нравственного воспитания – формирование личности, имеющей следующие качества:

· уважение и любовь к людям;

· искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру;

· чувство собственного достоинства.

Основные педагогические положения:

1. искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексные знания о человеке;

2. построение обучения на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических особенностей детей, специфики развития их психики;

3. посильность содержания обучения и его последовательность;

4. учет в обучении общеразвивающего и практически полезного;

5. использование наглядности в обучении;

6. основной источник получения новых знаний – опыт, полученный с помощью внешних чувств;

7. широкое использование игры в процессе обучения;

8. основательность и прочность усвоения знаний;

9. единство функций воспитания и обучения;

10. урок – важнейший элемент системы обучения;

11. комплексное использование фронтальных форм обучения с индивидуальными.

Методики, разработанные К. Д. Ушинским:

1. повторение учебного материала;

2. формирование у детей общих представлений на основе наглядных представлений;

3. одновременное развитие мышления и речи у детей.

Методы поощрения и наказания:

1. соревнование;

2. похвала;

3. предупреждение;

4. низкая оценка за поведение.

Вместо заключения

Идеалом Ушинского было улучшение общества через воспитание его членов. В целом, основа общественно-политических взглядов Ушинского христианская и консервативная. Эта основа замалчивалась в советское время, и Ушинский был представлен как педагог-демократ, жертва царского самодержавия. После 1990-х годов Ушинского ждало забвение, и лишь в настоящее время вновь начинает ощущаться масштаб его личности.

Идеи Ушинского оказали огромное влияние на российских и советских педагогов Макаренко, Выготского, Амонашвили, Ильина, на создание Занковым, Элькониным и Давыдовым развивающих программ.

Но часть поднятых Ушинским проблем все ещё актуальна, как и взгляды, что реформы в образовании не принесут пользы, если в России не будет хорошо устроенных школ и хорошо подготовленных учителей. Программы российских школ перегружены информацией, знания оторваны от реальности, а воспитательная функция знания временами отражена лишь в методических пособиях, не претворяясь на практике. 2023 год, Год педагога и наставника, призван изменить это состояние.

Новые учителя для благородных девиц

Отдельно нужно отметить то, как Ушинский повлиял на развитие женского образования. Он помог огромному количеству девушек, которые прежде помышляли только о замужестве после окончания института, ощутить интерес к чтению, устройству общества и природы, работе и общественной деятельности.

За эти полтора года, проведенные нами в институте после реформы Ушинского, мечты и стремления институток совершенно изменились. Никто из нас не мечтал более о балах, о выездах, об эффекте, произведенном роскошью туалета и легкостью танца, — теперь все хотели работать, все мечтали о серьезных занятиях, даже девушки, совершенно обеспеченные в материальном отношении.

Ещё по этой теме :

С подачи Ушинского В. И. Водовозов, читавший смолянкам литературу, ввёл практику, которой прежде не было в институте — между занятиями и во время прогулок по саду начал беседовать с девушками об интересных вещах не из программы. Так смолянки впервые узнали названия литературных журналов и имена Добролюбова, Некрасова, Островского и Тургенева. В 1860-х все эти писатели были представителями современной литературы, а её изучение институтская программа не предполагала.

Новый учитель литературы, приглашённый Ушинским, действительно интересовался тем, что ученицы думают и чувствуют.

Однажды одно из сочинений, попавшее в руки классных дам, показалось им интимным письмом учителю. В сочинении девушка лишь описывала свои переживания от прочитанных книг. В частности, там говорилось о том, что Печорин и Онегин, оставаясь антигероями, обладают тёмным обаянием, противиться которому трудно.

Я чувствую, я вполне уверена, если бы я встретилась с личностью вроде Онегина, и тем более Печорина, я с наслаждением записалась бы в число его жертв, лишь бы только он, хотя на одну минуту, остановил на мне свое внимание. (

) Прошу Вас, добрый, хороший Василий Иванович, составить мне программу на целый год, имея в виду 12 часов в день работы в продолжение шести дней, воскресенье же я буду проводить в Вашей школе и только вечером посещать подруг, которых очень люблю. Для моей пошленькой натуры необходим целый день тяжелого труда, иначе я совсем погибну.

Искренний и экзальтированный (что вполне естественно для девушки, которая погрузилась в литературные грёзы) тон письма показался классным дамам непристойным. Они стали подозревать смолянок в вещах, которые тем и в голову не приходили, а именно в романах с новыми преподавателями, которых набрал Ушинский.

Елизавета Водовозова (в девичестве Цевловская), которая приводит эту историю в своих воспоминаниях, после окончания института вышла за своего прежнего учителя литературы замуж, а также стала писательницей и педагогом.

Подрыватель устоев

В 1859 году Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена девушки проводили в нём девять лет практически в полной изоляции, а обучение сводилось к танцам, музицированию и поверхностному изучению пары иностранных языков. Считалось, что серьёзное образование вредит женскому естеству. Ушинский был с этим категорически не согласен.

Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества.

Ушинскому удалось изменить старые порядки и создать новый стандарт женского образования в России. В частности, он:

  • отменил разделение учениц на «благородных» и «неблагородных», то есть фактически уравнял в правах девушек из разных сословий; 
  • добился того, чтобы занятия велись не на французском, а на русском языке;
  • полностью сменил преподавательский состав и создал новый учебный план с углублённым изучением естественных наук и литературы; 
  • открыл двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки могли преподавать; 
  • ввёл практику педагогических совещаний и учредил преподавательские конференции для обмена опытом; 
  • сократил обучение с девяти до семи лет и добился для девушек права уезжать домой на каникулы и праздники. 

Салонные шутки про «кисейных барышень» постепенно сошли на нет: вместо оторванных от реальности светских кукол Смольный начал выпускать развитых, рационально мыслящих девушек, способных поддержать учёную беседу.        

Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года он стал редактором официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.

Все эти «вольнодумства» не могли остаться незамеченными. В 1861 году, после назначения министром просвещения консервативного графа Е. В. Путятина, Ушинского сначала уволили из журнала, а ещё через год — из Смольного. Поводом послужил анонимный донос: его обвиняли в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Правда, Ушинский был уже слишком заметной фигурой, поэтому скандала решили избежать: Константин Дмитриевич был отстранён от преподавания под предлогом пятилетней командировки в Европу. В этом путешествии он посетил женские гимназии, народные школы и детские сады Швейцарии, Германии, Франции, Италии и Бельгии, познакомился с опытом иностранных коллег и пришёл к довольно неожиданным выводам. 

Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я понял, что воспитание и учение детей, по крайней мере до восьмилетнего и даже до десятилетнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребёнка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости.

<<Форма демодоступа>>

Последние годы жизни

В биографии Ушинского было место и общественной деятельности, к которой педагог пристрастился на склоне лет. Он принял участие в учительском съезде в Крыму, побывал в учебных заведениях Симферополя, охотно общался с учителями и учащимися.

Кроме того, Константин Дмитриевич продолжал много писать. Среди его последних работ – статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников.

После трагической гибели старшего сына Ушинский решил переехать жить с семьей в Киев. Но прежде ему необходимо было отправиться на лечение в Крым. По дороге Константин Дмитриевич сильно простудился, и умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе.

Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогической деятельности в России, и после смерти его именем были названы многие учебные заведения в стране.

Жизнь и характер Ушинского

Родился Константин Ушинский 19 февраля (3 марта) 1824 года в Туле. Его отец, Дмитрий Ушинский, был офицером в отставке и принимал участие в Отечественной войне 1812 года. С повышением отца семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли юношеские годы будущего великого педагога.

Фото: inlnk.ru

Первым наставником для самого Ушинского стала его любимая мама, которая умерла, когда Константину было всего 12 лет. Именно она учила его не только основам литературы, языкам и другим предметам, но и любви, заботе и человеческим отношениям.

Когда юного Ушинского отправили в гимназию, он был принят сразу в третий класс

Позднее он отзывался о своем первом месте учебы тепло и с любовью: Константин говорил, что педагоги гимназии не только учили, но и любили детей, а это – самое важное

После окончания гимназии Ушинский становится студентом юридического факультета Московского университета. Преподаватели, профессора престижного вуза привили Ушинскому любовь к философии, литературе и праву. Именно в то время Константин впервые заинтересовался вопросами просвещения простого народа, безграмотности населения.

Роль семьи в воспитании по Ушинскому

Константин Ушинский считал семью основой воспитания и развития ребенка

Он уделял большое внимание роли родителей в формировании личности ребенка и считал, что именно семья является первичной и наиболее значимой средой для воспитания

Семья, по мнению Ушинского, должна быть местом, где ребенок чувствует любовь, заботу и поддержку. Родители должны быть примером для своих детей, вести здоровый образ жизни, проявлять доброту, терпение и уважение к окружающим. Они должны учить ребенка правилам поведения, этике и морали.

Ушинский подчеркивал важность семейных ценностей и традиций. Семья должна передавать ребенку свои ценности, учить его уважению к старшим, ответственности, трудолюбию и другим нравственным качествам

Родители должны быть активно вовлечены в жизнь ребенка, проводить с ним время, общаться, играть и учиться вместе.

Ушинский также подчеркивал важность образования в семье. Родители должны быть готовы помогать ребенку в учебе, интересоваться его успехами и проблемами, поддерживать его в образовательном процессе

Они должны стимулировать ребенка к саморазвитию, поощрять его интересы и таланты.

Важным аспектом роли семьи в воспитании по Ушинскому является создание благоприятной и поддерживающей атмосферы в семье. Родители должны быть терпимыми, понимающими и готовыми помочь ребенку в решении проблем. Они должны учить ребенка конструктивному общению, умению решать конфликты и справляться с трудностями.

Таким образом, семья играет ключевую роль в воспитании по Ушинскому. Она является основной средой, где формируются ценности, нравственность и личностные качества ребенка. Родители должны быть активно вовлечены в жизнь ребенка, создавать условия для его развития и поддерживать его во всех сферах жизни.

Умение думать

По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить

Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления. . В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей. 

В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей. 

Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально, достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов. 

Требования

Главнейшее требование этого выдающегося педагога заключалось в том, чтобы с ранних лет ученики знакомились с произведениями устного народного творчества. Благодаря этому они становились ближе к народной культуре, больше любили и понимали родную речь. Передовым было его требование, которое неоднократно высказывалось в научных работах – обучение необходимо строить с учетом индивидуальных психологических особенностей детей, которые присущи им в разные возрастные периоды. Учеников педагогу нужно на постоянной основе изучать заново, а не полагаться слепо на собственный опыт, каким бы он ни был успешным

Важно узнавать обучающегося таким, какой он есть – со всеми недостатками и достоинствами

Особенно много внимания в своих трудах Ушинский уделял психологическим аспектам. Он считал, что психология дает множество знаний, которые попросту необходимы в воспитании подрастающего поколения. Кроме того, мало лишь знать и владеть законами этой науки – необходимо постоянно действовать в соответствии с ними. Здесь важен творческий подход, чтобы это было максимально эффективным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: