Бота́ника

Бота́ника

Большой энциклопедический словарь

Слова, описывающие внешнее строение и разнообразие растений, делятся на несколько групп.

Так, ушакова – большой, толковый словарь о растениях, традиционно разделен на две формы:

  • Энциклопедический словарь, который описывает основные понятия и данные о растениях;
  • Толковый словарь, который объясняет значения различных слов, связанных с ботаникой и другими науками.

Большое разнообразие растений делит их на несколько групп:

  1. Высшие растения – это цветковые растения, которые размножаются семенами.
  2. Нижние растения – это папоротники и мохообразные растения, которые размножаются спорами.
  3. Водные растения – это растения, которые живут в водоемах.
  4. Альги – это растения, которые живут на воде, на поверхности и в подводном мире.
  5. Грибы – это растения, которые обычно не содержат хлорофилла.

Ботаника тесно связана с другими науками, такими как анатомия, генетика, экология и многими другими.

В ботанике изучаются функции и структура растений, их размножение, адаптация к среде обитания и другие важные аспекты жизни растений.

Пример таблицыов

Наука
Изучает

Ботаника
Растения
Анатомия
Строение организмов
Генетика
Наследственность
Экология
Взаимодействие организмов с окружающей средой

Связь с другими науками

Ботаника, как наука о растениях, традиционно связана с другими науками, такими как биология, анатомия, физиология и экология. Растения, как большие организмы, изучаются ботаниками с помощью этих наук.

Вспомним изучает ли биология растения: Луковицa, стебль, корень, лист – все такие растительные органы изучает биология растений. Вспомним ли какие есть группы биологии в учебниках и в них ли затрагивается такое понятие как растение: биология чаще изучает животных, про растение говорить не так часто. В толковом энциклопедическом словаре Ушакова есть такое слово «ботаника» и туда написано, что это наука о растениях. Но что такое ботаника рассматриваем в учебнике биологии? О ботанике мы тоже не говорим много.

Связь ботаники с другими науками проявляется в том, что она изучает внешнее строение и формы растений, их состав и строение, разнообразие и классификацию. Ботаника делятся на две большие группы: фитоморфология и анатомия, которая изучает вся растения. Для изучения растений очень важна связь с другими науками, чтобы получить комплексное понимание их жизни и функций в природе.

Наука Связь с ботаникой
Биология Они изучают растения
Анатомия Изучает строение растений
Физиология Изучает функции жизнедеятельности растений
Экология Изучает взаимодействие растений с окружающей средой

Таким образом, ботаника как наука тесно связана с другими науками, что позволяет получить более полное представление о разнообразии и функциональности растений в природе. Изучая растения, ботаники помогают нам понять основы жизни на планете Земля.

Какие бывают растения: разнообразие и внешнее строение

К многоклеточным растениям относятся некоторые водоросли, высшие семенные растения, гимноспермы и ангиоспермы. У многих растений есть органы. В науке орган — это часть тела животного или растения с определенным строением и функцией. Органы могут быть генитальными (участвующими в половом размножении) и вегетативными (поддерживающими жизнь организма). Не все многоклеточные организмы имеют такую структуру. Низшие растения, к которым относятся только водоросли, не имеют органов. Тело высших растений разделено на специализированные органы.

Наиболее важными частями (органами) растения являются корень и стебель, который в свою очередь делится на листья и стебли. Вышеперечисленные части относятся к вегетативным органам растений.

  • многолетние – те, что живут много лет и дают плоды либо много раз (поликарпики), либо раз в жизни – перед смертью (монокарпики);
  • двулетние – цветы и плоды появляются только на 2 год жизни;
  • однолетние – отплодоносив в первый же год жизни они погибают, а на следующий год возобновляются от семян или корней.

1. Корни — обычно находятся под землей. Он закрепляет растение в почве и необходим для поглощения воды и растворенных минералов (почвенных или минеральных питательных веществ). Однако у него есть и другие, неспецифические задачи: образование и хранение органического вещества, например, в корнеплодах, и участие в неавтономном (вегетативном) размножении. Измененные корни часто не находятся в почве, а служат для закрепления на опорах, для дыхания (у мангровых деревьев) или для проникновения вглубь почвы (у чеснока).

2. побег — это место, где находятся почки и листья, орган, который выносит их на свет и служит местом для транспортировки питательных веществ к другим частям растения. У многих растений в нем также может происходить движение воздуха (фотосинтез). Она может быть прямостоячей, ползучей или лианоподобной. Модифицированные (метаморфизированные) стебли — это шипы ежевики, бутылочные стебли тропических деревьев и лиан.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ

Элементарной систематической единицей в фитоценологии является ассоциация.

Ассоциация — это наиболее мелкая хорошо улавливаемая физиономически единица растительного покрова. Так, например, на лугу достаточно отчетливо заметны различные физиономически однородные участки: участок с обилием цветущих бобовых, участок с господством тысячелистника, участок с преобладанием злаков и т.д.

Подобные участки можно встретить и на других лугах в сходных условиях существования. Совокупность однородных участков это и есть ассоциация, а отдельный участок — это конкретный участок ассоциации.

Ассоциации объединяются в группы ассоциаций, последние соединяются в формации, группы формаций, классы формаций, и, наконец, в типы растительности.

В настоящее время различают четыре основных типа растительности:

I. Древесно – кустарниковый тип

II. Травянистый тип

III. Пустынный тип

IV. Водорослевый тип.

ПРИМЕРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ДЛЯ ЛЕСОВ

1. Тип растительности — древесно-кустарниковый.

2. Класс формаций — леса и кустарники с листьями в виде хвои или игл.

3. Группа формаций — все хвойные леса.

4. Формация — все сосновые леса.

5. Группа ассоциаций – Pinus + Andreaeidae.

6. Ассоциация Pinus sylvestris + Oxalis acetosella + Polytrichum commune.

Так как объектом полевого изучения чаще является отдельный участок ассоциации, то классификация растительности сводится обычно к типу и ассоциации.

Тип растительности определяется как тундры, леса, степи, луга, саванны, пустыни. Степи и луга объединяются в травяной тип растительности.

Название ассоциации дается по доминантам ярусов, которые перечисляются через знак +. Первым указывается доминант верхнего яруса.

ЗОНАЛЬНОЕ И ПОЯСНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

На территории суши Земли выделяют следующие зоны растительности:

тундры, хвойные леса, широколиственные листопадные леса, степи, пустыни, саванны, тропические леса. Вертикальное распределение растительности создает высокую поясность. В горах голарктического царства обычно различают 7 поясов: предгорный, нижний горный, средний горный, верхний горный, субальпийский, альпийский, субнивальный, нивальный.

Разделы ботаники

Ботаника — комплексная наука, которая изучает растения. Включает в себя следующие разделы:

  • Морфология изучает внешнее строение растений.
  • Анатомия изучает внутреннее строение органов растений.
  • Систематика занимается классификацией растений, изучает родство, филогению растений.
  • Физиология растений исследует жизненные процессы, протекающие внутри организма.
  • Экология растений изучает взаимоотношения и взаимозависимость растений и среды.
  • География растений изучает закономерности распределения растений и растительных сообществ на поверхности Земли.
  • Фитоценология или геоботаника, изучает процессы формирования и развития растительных сообществ, изменения их состава и состояния в связи с условиями среды, выясняет закономерности сложения растительного покрова Земли.
  • Палеоботаника изучает ископаемые остатки растений, живших в прошлые геологические эпохи.

Растительные миры Земли богаты и разнообразны, насчитывают более 500 тысяч видов. Среди которых встречаются как мелкие микроорганизмы, так и гигантские размеры деревьев. Некоторые тропические лианы и морские водоросли достигают длины 100 и больше метров. Условно растительный мир делится на две группировки: низшие растения и высокие. Невысокие растения, которые появились около 2 миллиардов лет назад, являются самыми простыми представителями флоры и фауны.

Растения различаются по окраске и форме стебля, а также листьями, цветками и плодами, длительностью жизни и иными особенностями.

Но как бы не отличались цветочные растения, все они могут быть разделены на три группы: деревья, кусты и травы.

Деревья, как правило, являются крупными растениями с многолетними деревянистыми стеблями. У каждого дерева есть ствол и ветви, которые образуют их крону.

Кустарники отличаются от дерева тем, что у них ствол начинает ветвиться почти на поверхности грунта, а его трудно обнаружить среди стволов.

Травы или травяные растения обычно обладают зелеными сочными стеблями; они практически всегда находятся ниже дерева и куста. Деревянные и кустовые растения являются многолетними растениями. Среди трав встречаются многолетние, однолетние и двулетние.

Однолетние растения, например, фиалка, лебеда, левка, редиска, просо и гречиха и овса, рожи, пшеницы, развиваются весной, цветут, формируют плоды с семенами и после них вымирают. Двулетние растения живут почти 2 года. В первый год свекла, редька, капуста развивается в обычном формате лишь корнями, стеблями и листьями. Эти растения только на второй год развивают новых побеги, цветут, дают плоды и семена, а на осень высыхают и умирают. Большой лопух дикое растение, которое относится к двулетнему. Из года в год повторяются определенные явления жизни растений — распускаются листья, затем период цветения, плодоношения, листопада.

Определение

Фенология — раздел ботаники, которая изучает сезонные периодические изменения в жизни животного и растения.

Но что такое растение?

Чтобы полностью понять, что такое ботаника, важно понимать, что именно они изучают: растения. Вообще говоря (и синтезируя это по максимуму), растение — это живое существо, образованное объединением растительных клеток

Эти растительные клетки — самые маленькие единицы жизни, специализирующиеся на том, что отличает растения от других живых существ: фотосинтезе. Этот фотосинтез — это биохимический процесс, который происходит внутри растительных клеток, посредством которого свет используется для получения энергии, которая, в свою очередь, служит для преобразования двуокиси углерода в атмосфере (CO2) в более сложные сахара. Другими словами, из света они создают свое собственное органическое вещество; В отличие от нас, мы не можем его синтезировать и поэтому должны есть.

Дополнительная информация: «Цикл Кальвина: что это такое, характеристики и краткое содержание».

Возвращаясь к растениям, фотосинтез возможен благодаря наличию в их цитоплазме (жидкой среде внутри клеток) хлоропластов, некоторых клеточные органеллы, содержащие хлорофилл, зеленый пигмент (отсюда и цвет растений), который стимулирует различные фазы этого метаболического пути.

Организация различных растительных клеток с увеличенным изображением хлоропласта.

Абсолютно все растения на Земле состоят из растительных клеток

Неважно, насколько они велики или малы, а также от того, более или менее сложен их метаболизм. Ботаника изучает всех этих живых существ, образованных растительными клетками, и, кроме того, тех, которые, несмотря на то, что не состоят из этих клеток, имеют пигменты, позволяющие им фотосинтезировать

Значение растений для природы и человека

Без растений жизнь животных, грибов и людей была бы невозможна. Они улавливают солнечную энергию, преобразуют ее в энергию химического связывания и передают ее дальше по пищевой цепочке. Таким образом, растения обеспечивают энергетическую связь между солнцем и землей. На космическую роль растений впервые указал русский ученый К. Тимирязев, назвав их «банкой солнечных лучей». Животные, грибы, многие прокариоты и человек получают органические вещества непосредственно из растений или по пищевой цепи от других организмов.

Биосфера (царство жизни) в целом возникла на Земле благодаря фотосинтезу. Растения и некоторые другие организмы связывают углекислый газ и разлагают воду, выделяя кислород. В результате на планете постепенно накапливался кислород. Он вызывает разложение (окисление) горных пород, что способствует формированию почвы и концентрирует минералы для растений. Кислород создает на Земле озоновый щит.

Растения являются важнейшими компонентами почвы и ее самыми важными защитниками. За время своей жизни они поглощают много воды из почвы и испаряют ее в атмосферу. Когда леса вырубаются, а поля пропалываются, вода, попадающая в почву, стекает и способствует деградации почвы (эрозии). Экваториальные леса смягчают климат, испаряя воду. Растения служат укрытием и средой обитания для животных.

Люди использовали растения с доисторических времен, когда собирательство было основой их существования. Они обеспечивали людей пищей, материалами для изготовления инструментов и домов, топливом и лекарствами.

В эпоху неолита (8-3-е тысячелетие до н.э.) люди начали возделывать землю и выращивать растения. Сельское хозяйство возникло независимо в разных центрах: Юго-Восточной Азии, Ближневосточной Азии,

Растения издавна использовались в лечебных целях. Развитие ботаники связано с развитием медицины. Ученые, внесшие вклад в развитие ботаники, также известны созданием ботанических препаратов, в которых они описывают наиболее важные лекарственные свойства флоры. Первые ботанические сады назывались «лекарственными садами». Сегодня официальная медицина использует в своей практике более 200 видов растений, а народная — до 3 000.

С самого начала своего создания человек интересовался растениями. Он всегда забирал у них доступную еду, материалы для строительства убежищ и лекарства. Но есть и ядовитые виды, поэтому людям пришлось научиться различать их. На протяжении многих тысячелетий люди собирали знания о них, а затем появилась ботаника. Это одна из древнейших наук.

Научные учреждения, общества, преподавание

В СССР крупнейшими учреждениями являются Ботанический ин-т АН СССР (Ленинград), Ин-т Физиологии растений АН СССР (Москва), Ин-т биохимии (Москва), Микробиологический ин-т АН СССР (Москва), Ин-т цитологии (Ленинград), Ин-т генетики (Москва), Палеонтологический ин-т (Москва), Главный Ботанический сад АН СССР (Москва), Ботанический сад МГУ (Москва), а также ин-ты республиканских академий. Ботанические сады (их в СССР более 100) культивируют растения всего мира, которые изучаются ботаниками теоретического и прикладного профиля (интродукция и натурализация растений). При многих садах и ун-тах имеются гербарии. Крупнейшими из них являются Гербарий Ботанического ин-та АН СССР (Ленинград), Гербарий Московского ун-та, а за рубежом Гербарий Ботанического сада в Кью (Лондон).

Крупнейшими учреждениями по прикладной Б. являются Всесоюзный ин-т растениеводства (Ленинград), Всесоюзный ин-т лекарственных растений (Москва), Никитский ботанический сад в Крыму и другие учреждения ВАСХНИЛ. Эти учреждения издают научные Труды по отдельным отраслям Б. Большую роль в пропаганде ботанических знаний играют ботанические общества — Всесоюзное ботаническое общество (основано в декабре 1915 г.), издающее «Ботанический журнал», и его многочисленные отделения в союзных республиках и городах; Московское общество испытателей природы (МОИП) издает «Бюллетень МОИП», Ленинградское общество испытателей издает журнал «Записки». Ун-ты и другие вузы издают Труды, в которых печатаются ботанические статьи. Б. преподается в ун-тах, с.-х. и лесных ин-тах, в педагогических, медицинских (общая биология, фармакогнозия) вузах и техникумах.

Библиография: История—Баранов П. А. Ботаника, Ташкент, 1933; он же, История эмбриологии растений в связи с развитием представления о зарождении организмов, М.— Л., 1955, библиогр.; Вульф Е. В. Историческая география растений, М.— Д., 1944; Очерки по истории русской ботаники, под ред. Н. А. Комарницкого, М., 1947; Русские ботаники, Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 1—4, М., 1947—1952; Серебряков К. К. Очерки по истории ботаники, М., 1941, М б b i u s M. Geschichte der Bota-nik, Jena, 1937; R e e d H. S. A short history of the plant sciences, Waltham, 1955.

Руководства, учебники — Алехин В. В. География растений, М., 1944, библиогр.; Г e н к e л ь П. А. Физиология растений, М., 1965; Г о л e н к и н М. II. Курс высших растений, М.— Л., 1937; Жуковский П. М. Культурные растения и их сородичи, Л., 1964; И м с А. Морфология цветковых растений, пер. с англ., М., 1964; Комарниц-кий Н. А., Кудряшов Л. В. и Уранов А. А. Систематика растений, М., 1962; Кретович В. Л. Основы биохимии растений, М., 1971; Курса-н о в Л. И. и К о м а р н и ц к и й Н. А. Курс низших растений, М., 1945, библиогр.; они же, Ботаника, т. 1, М., 1966; M e й-е р К. И. Морфогения высших растений, М., 1958, библиогр.; Поддубная-Арнольди В. А. Общая эмбриология покрытосеменных растений, М., 1964, библиогр.; Раздорский В. Ф. Анатомия растений, М., 1949; Рубин Б. А. Курс физиологии растений, М., 1971; T а х т а д ж я н А. Л. Высшие растения, т. 1, М.—Л., 1956; он же, Основы эволюционной морфологии покрытосеменных, М.— Л., 1964, библиогр.; Шенников А. П. Экология растений, М., 1950, библиогр.; Э с а у К. Анатомия растений, пер. с англ., М., 1969; Ярошенко П. Д. Геоботаника, М.— Л., 1961.

Л. В. Кудряшов, Н. А. Комарницкнй.

Важность изучения ботаники в школе

Обзор ботанических наук

Изучение ботаники помогает ученикам понимать, как живые организмы взаимодействуют с окружающей средой. Ботаника как наука имеет множество направлений, которые позволяют углубиться в изучении морфологии, анатомии, физиологии растений и многих других аспектов. Это позволяет изучать жизненные процессы растений и их влияние на окружающую среду.

Оценка экологической ситуации

Изучение ботаники также помогает понимать экологическую ситуацию в местности и делать выводы о влиянии человека на природу и обратно. Учебный курс ботаники помогает учащимся лучше понять, какие виды растений необходимы для экосистемы и как они взаимодействуют между собой. Это позволяет прогнозировать негативные последствия и разрабатывать способы их предотвращения.

Дополнительные навыки и награды

Изучение ботаники также может помочь ученикам получить дополнительные навыки и награды в академическом и научном плане. Знание ботаники может позволить учащимся получать более высокие баллы на экзаменах и участвовать в научных соревнованиях, что открывает двери к будущей успешной карьере.

В заключение, изучение ботаники в школе является важным компонентом всестороннего образования. Оно помогает ученикам лучше понимать природу и экологическую ситуацию в местности, развивать научные навыки и получать дополнительные награды.

Таксономия и классификация растений

Таксономия является наукой о систематическом упорядочении различных видов растений на основе их строения, морфологии, физиологии, биохимических и генетических характеристик. Основной целью таксономии является создание иерархической классификации растений, которая позволяет устанавливать родственные связи между различными видами и определять их эволюционные отношения.

Классификация растений основана на таксономической системе, которая включает в себя различные ранги таксонов, такие как вид, род, семейство, отдел, класс и др. В основе таксономической системы лежит иерархический подход, который позволяет организовать различные виды растений в логическую и иерархическую структуру.

Для классификации растений используются различные признаки, такие как строение цветков, листьев, стеблей, плодов, а также характеристики их развития, происхождения и генетического состава. Современная наука о растениях признает более 350 000 видов растений, которые классифицированы в различные таксономические группы.

Таксономия и классификация растений имеют большое практическое значение для сельского хозяйства, лесохозяйственного комплекса, охраны природы, фармацевтической и пищевой промышленности, а также для научных исследований в области биологии и медицины.

Ботаника: предмет изучения науки

Как наука ботаника сформировалась около 2300 лет назад, но сведения о растениях накапливались ещё раньше, в древних цивилизациях. Первые письменные источники, в которых излагаются знания о свойствах представителей флоры, известны из Двуречья, Древнего Египта, Древнего Китая, Индии. Основоположником ботаники считается древнегреческий философ, ученик Аристотеля Теофраст, которого часто называют «отцом» ботаники. Начиная с Аристотеля (IV в. до н. э.), все живые существа люди делили на растения и животных. В XVII в. К. Линней, составляя систематику, присвоил им ранг и дал названия Vegetabilia и Animalia. Долгое время ботаника изучала всё, что не относится к царству животных: растения, грибы, бактерии.

Рис. 1. То, что изучает ботаника

Начиная с XIX века курс ботаники разделяли на две части: высшие растения, имеющие листостебельное строение тела и низшие (талломные, слоевищные) растения, лишённые такового. Высшие растения более доступны для исследования, поэтому они были изучены раньше. В группе объединённой названием «низшие растения» долгое время не было известно даже общее число видов. К ним относили грибы, лишайники, водоросли, бактерии, миксомицеты, а затем и вирусы. Только в XIX в., когда естественные науки достигли нужного уровня развития, система двух царств стала пересматриваться. Е. Фриз — шведский ботаник — заметил отличия грибов от растений и предложил выделить их в отдельное царство. С этим очень быстро согласилось большинство учёных.

Рис. 2. Отличия грибов от растений

Объекты исследования

По объекту исследований выделяют 4 раздела ботаники.

Фикология или алькология

Это наука о водорослях, сложных живых организмах, возраст которых составляет 3 млрд лет. Родоначальником науки считают Карла Линнея. Наука изучает морфологию, биохимию, анатомию, генетику, физиологию, экологию и их географическое распространение

Важное направление – использование водорослей в хозяйственных целях

Разнообразие водорослей, множество их видов и форм привело к выделению отдельных направлений фикологии: палеоальгология, альгология моря, почвы, а также фитопланктонология.

Микология

Раздел биологии, который занимается изучением грибов и грибков. До ХХ века наука входила в состав ботаники. Ученые описали более 70 тыс. видов грибов. Некоторые ученые считают, что существует около 1,5 млн их видов. Микологию делят на промышленную, сельскохозяйственную, медицинскую и ветеринарную. Промышленная изучает дрожжевые грибы (грибки), которые незаменимы в хлебопечении. Часть грибов является мощным природным лекарством. Наука изучает также использование грибов для переработки отходов.

Лихенология

Лишайниками называют группу живых организмов, тело которых образовано двумя организмами: грибом и водорослью, находящимися в симбиозе. Этот раздел ботаники изучает рост, развитие и размножение лишайников, а также их экологию, использование в быту, медицине и в качестве корма для животных. Ученые изучают и уникальную их особенность – существовать в крайне неблагоприятных природных условиях.

Бриология

Этот раздел ботаники изучает мохообразные растения, их рост, развитие, размножение экологию, использование в быту и медицине.

В гербарии Института биологии Коми находится около 30 тыс. образцов мхов. В настоящее время изучены еще не все их виды. Малоизученными считаются тропические широты и южное полушарие.

Что изучает ботаника?

Ботаника — это раздел биологии, который фокусируется на изучении природы живых существ, принадлежащих к царству растений. Другими словами, это дисциплина, изучающая растения на всех уровняхот клеточной структуры растений до физиологии самого человека, через разнообразие видов, адаптацию к окружающей среде, распространение в средах обитания, формы воспроизводства, отношения, которые они устанавливают между ними и с другими формами жизни, ее анатомию, ее источник …

Поэтому все, что связано с растениями, изучается ботаниками или ботаниками, которые являются профессионалами в этой очень важной области биологии. Кстати, любопытно прокомментировать, что ботаника это также известно как фитология, этимологическое значение которого происходит от латинского: «фито» (растение) и «логос» (знание)

Можно предположить, что ботаника включает в себя огромную область знаний, потому что в дополнение к огромному разнообразию аспектов растительной природы, которые она исследует, эта дисциплина анализирует как простейшие растительные организмы, так и самые сложные растения, известные как сосудистые растения.

И как будто этого было недостаточно, помимо изучения организмов растительного мира, они также анализируют природу всех тех живых существ, которые, несмотря на то, что не принадлежат к этому царству растений, также способны к фотосинтезу, например цианобактерии или водоросли.

И, как мы уже говорили, ботаника занимается изучением фотосинтезирующих организмов (способных получать органическое вещество и энергию, необходимые для жизни от света) с теоретической и практической точки зрения, то есть выясняя, какое применение они могут найти в растительных клетках. и организмы в различных отраслях промышленности, таких как пищевая, фармацевтическая, косметическая …

Рекомендуем прочитать: «Половое и бесполое размножение у растений: как это работает?»

↑нАЫХЕ ЯБЕДЕМХЪ

вРН ФЕ РЮЙНЕ ЛХП ПЮЯРЕМХИ? б ЯПЕДМЕИ ЬЙНКЕ, ЙЮЙ ОПЮБХКН, МЕ ЯРЮБХРЯЪ БНОПНЯ Н РНЛ ЦДЕ ОПНУНДХР ЦПЮМХЖЮ ЛЕФДС ЛХПНЛ ПЮЯРЕМХИ Х ЛХПНЛ ФХБНРМШУ: Й ПЮЯРЕМХЪЛ НРМНЯЪР Х ЦПХАШ, Х БЯЕ БНДНПНЯКХ, Х, ЙНМЕВМН ФЕ, БШЯЬХЕ ПЮЯРЕМХЪ. нДМЮЙН ЦПХАШ Б МЮЯРНЪЫЕЕ БПЕЛЪ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧР ЙЮЙ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМНЕ ЖЮПЯРБН, НРКХВМНЕ ЙЮЙ НР ФХБНРМШУ, РЮЙ Х НР ПЮЯРЕМХИ. еЯКХ ФЕ ЦНБНПХРЭ Н АЮЙРЕПХЪУ Х ЯХМЕГЕКЕМШУ БНДНПНЯКЪУ, РН НМХ МЮЯРНКЭЙН ЯХКЭМН НРКХВЮЧРЯЪ НР НЯРЮКЭМШУ ФХБШУ ЯСЫЕЯРБ ОН ЯБНЕИ НПЦЮМХГЮЖХХ, ВРН ХУ БШДЕКЪЧР Б НЯНАНЕ МЮДЖЮПЯРБН — ОПНЙЮПХНР (ДНЪДЕПМШУ НПЦЮМХГЛНБ).

аНРЮМХЙЮ НУБЮРШБЮЕР НЦПНЛМШИ ЙПСЦ ОПНАКЕЛ: ГЮЙНМНЛЕПМНЯРХ БМЕЬМЕЦН Х БМСРПЕММЕЦН ЯРПНЕМХЪ (ЛНПТНКНЦХЪ Х ЮМЮРНЛХЪ) ПЮЯРЕМХИ, ХУ ЯХЯРЕЛЮРХЙС, ПЮГБХРХЕ Б РЕВЕМХЕ ЦЕНКНЦХВЕЯЙНЦН БПЕЛЕМХ (ЩБНКЧЖХЪ) Х ПНДЯРБЕММШЕ ЯБЪГХ (ТХКНЦЕМХЪ), НЯНАЕММНЯРХ ОПНЬКНЦН Х ЯНБПЕЛЕММНЦН ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЪ ОН ГЕЛМНИ ОНБЕПУМНЯРХ ( ЦЕНЦПЮТХЪ ПЮЯРЕМХИ), БГЮХЛННРМНЬЕМХЪ ЯН ЯПЕДНИ ( ЩЙНКНЦХЪ ПЮЯРЕМХИ), ЯКНФЕМХЕ ПЮЯРХРЕКЭМНЦН ОНЙПНБЮ ( ТХРНЖЕМНКНЦХЪ, ЦЕНАНРЮМХЙЮ), БНГЛНФМНЯРХ Х ОСРХ УНГЪИЯРБЕММНЦН ХЯОНКЭГНБЮМХЪ ПЮЯРЕМХИ (АНРЮМХВЕЯЙНЕ ПЕЯСПЯНБЕДЕМХЕ, ХКХ ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ АНРЮМХЙЮ). оН НАЗЕЙРЮЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ БШДЕКЪЧР ТХЙНКНЦХЧ (ЮКЭЦНКНЦХЧ) — МЮСЙС Н БНДНПНЯКЪУ, ЛХЙНКНЦХЧ — Н ЦПХАЮУ, КХУЕМНКНЦХЧ — Н КХЬЮИМХЙЮУ, АПХНКНЦХЧ — Н ЛУЮУ, ОРЕПХДНКНЦХЧ – Н ЯНЯСДХЯРШУ ЯОНПНБШУ ПЮЯРЕМХЪУ; ОЮКХМНКНЦХЧ — МЮСЙС Н ОШКЭЖЕ Х ЯОНПЮУ. хГСВЕМХЕ ЛХЙПНЯЙНОХВЕЯЙХУ НПЦЮМХГЛНБ, ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММН ХГ ЛХПЮ ПЮЯРЕМХИ (АЮЙРЕПХИ, ЮЙРХМНЛХЖЕРНБ, МЕЙНРНПШУ ЦПХАНБ Х БНДНПНЯКЕИ), БШДЕКЪЧР Б НЯНАСЧ МЮСЙС — ЛХЙПНАХНКНЦХЧ. аНКЕГМЪЛХ ПЮЯРЕМХИ, БШГШБЮЕЛШЛХ БХПСЯЮЛХ, АЮЙРЕПХЪЛХ Х ЦПХАЮЛХ, ГЮМХЛЮЕРЯЪ ТХРНОЮРНКНЦХЪ.

Современное состояние ботаники

Современное состояние ботаники характеризуется взаимопроникновением различных дисциплин. Так, напр., в систематике для характеристики таксонов применяются методы цитологии, эмбриологии, анатомии, физиологии и биохимии.

Физиологические и биохимические методы все шире проникают в экологию и геоботанику, в результате чего возникает комплексная наука о физиологии растительного сообщества, появление к-рой предсказывал еще в 20-х годах В. В. Алехин. В геоботанике широко используются достижения бриологии, альгологии, микробиологии, по-новому освещающие жизнь фитоценозов. Характерно также широкое применение эксперимента и возникновение новых дисциплин, напр, экспериментальной систематики, экспериментальной экологии в геоботанике, экспериментальной морфологии (культура тканей).

Применение электронного микроскопа позволило проникнуть в детальное строение растительной клетки. Методы хроматографии, цитофотометрии позволили производить химические анализы большой точности на микроскопических объемах исследуемого вещества и применяются во всех отраслях Б. Можно думать, что достижения молекулярной биологии помогут раскрыть молекулярные основы онтогенеза и филогенеза растений, откроют новые горизонты в морфологии и систематике. Эти данные уже позволили иначе подойти к выяснению механизма наследственности; можно надеяться, что будет выяснен один из основных вопросов — каким образом единый для всех клеток генетический код реализуется по-разному в отличающихся между собой клетках различных тканей. Интеграция отдельных ботанических дисциплин и разделов позволяет решать вопросы в масштабе планеты — круговорот веществ, продуктивность биоценозов, баланс энергии и веществ в природе, влияние биоценозов на водный и газовый режим Земли и т. д. Применение математических приемов обработки данных, счетно-решающих машин и кибернетических аппаратов, методов моделирования различных процессов поможет учесть последствия глобального вмешательства человека в жизнь природы. Ботанические исследования вносят неоценимый вклад в дело сохранения среды обитания человека.

УЧЕНИЕ О РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ (ФИТОЦЕНОЛОГИЯ)

В результате длительного исторического развития на определенном участке подбирается известный комплекс видов, сжившихся между собой и обладающих определенным флористическим составом и определенной физиономией, т.е. внешним видом. Такое сочетание растительных видов называется растительным сообществом или фитоценозом.

Растительное сообщество характеризуется определенным флористическим составом, количественным отношением между индивидуумами имеющихся видов, распределением видов и некоторыми другими признаками, что и определяет его физиономию.

Флористический состав. Определяется, в основном, экологическими условиями. В сообществе подбираются виды экологически разноценные и экологически равноценные, причем первых в сообществе больше. Достаточно определенный флористический состав фитоценоза определяет его структуру.

Ярусность. Определяется тем, что растения различной высоты и, соответственно, различных экологических свойств, располагают свои верхние части на разных уровнях. В различных сообществах бывает различное число ярусов.

В лесном фитоценозе наблюдается от двух до четырех ярусов. Первый ярус полного лесного фитоценоза образован деревьями, второй — кустарниками, третий — травостоем и четвертый — надпочвенными растениями. Сокращение количества ярусов связано с выпадением в фитоценозе кустарников и трав.

В травяном фитоценозе обычно различают также 4 яруса: высокотравные, среднетравные, низкотравные, надпочвенные растения.

Существуют также одноярусные сообщества, состоящие из одного вида. Тогда говорят о чистых зарослях.

Обилие. Это количество индивидуумов каждого вида в сообществе. Обилие определяется по шкале Друде со следующими условными обозначениями: sос. (sociales) — растение смыкаются надземными частями; сор. (copiosae) — растений очень много; sp. (sparsae) — растения встречаются в небольших количествах; sol. (solitareae) — единичные экземпляры.

Покрытие. Определяется тем, какую часть почвы в процентах на определенной площадке занимает тот или иной вид своими надземными частями.

Жизненность. Определяется тремя степенями: 3 — вид проходит полный цикл развития; 2 — вид в данном сообществе лишь вегетирует; I — вид вегетирует слабо. Определение жизненности играет особую роль при определении возможности заготовки лекарственного сырья.

Подвижность растительных сообществ

Растительные сообщества способны менять физиономию и даже подвергаться коренной перестройке.

Изменение физиономии обычно носит сезонный характер (фенологические изменения), что связано либо со сроками наступления и длительностью фенофаз (вегетативное состояние, бутонизация, цветение, плодоношение, обсеменение) либо с деятельностью человека или животных (сенокос, стравливание и т. д.).

Коренная перестройка фитоценоза связана с изменением климата, с изменением почвенно-грунтовых условий, с зоогенными, антропогенными факторами и т.п.

Изучаемые ботанические науки

Фитология

Фитология – наука, изучающая растительный мир. Ученые, занимающиеся фитологией, исследуют различные стороны жизни растений, начиная от анатомии и физиологии, заканчивая систематикой и экологией.

Ботаника

Ботаника – наука, которая изучает растения и их жизненные процессы. В этой области исследуются не только внутренние структуры растений, но и их взаимодействие с окружающей средой.

Генетика растений

Генетика растений – наука, изучающая наследственность и взаимосвязь генов у растительного мира. Ученые, занимающиеся генетикой растений, разрабатывают новые сорта растений, которые могут улучшить качество и количество урожаев.

Физиология растений

Физиология растений – наука, которая изучает жизненные процессы, происходящие у растений, такие как дыхание, питание, рост и развитие. Эта область науки помогает понимать, как растения адаптируются к различным условиям окружающей среды.

Экология растений

Экология растений – наука, которая изучает взаимодействие растительного мира с окружающей средой и другими живыми организмами. В этой области исследуют, как растения адаптируются к различным условиям экологической ниши и как они влияют на биогеохимические циклы в экосистемах.

Ландшафтоведение

Ландшафтоведение – наука, которая изучает структуру и функционирование природных ландшафтов. Ученые, занимающиеся этой областью, стремятся понять, какое воздействие на ландшафт оказывают антропогенные и природные факторы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: