Вопрос 6. Потестарные интерпретации государства
В потестарной парадигме термин «государство» используется для обозначения принудительного порядка. При этом государственность может объясняться через так называемое социологическое понятие, когда считается, что государство (публично-властная организация) первично по отношению к «праву» — инструменту социального управления и контроля. Но в этой парадигме есть и свое «юридическое» понятие государства — в действительности не юридическое, а легистское, определяющее государственность как законоустановленный порядок формирования и осуществления публичной власти.
Социологическое понятие государства в потестарной парадигме
Это понятие строится на отрицании юридического понятия государства — независимо от того, как понимать юридическое качество. Сторонники такого понятия обычно определяют государство как организацию, обладающую монополией на принуждение (насилие) на определенной территории.
Это понятие государства использовалось в классическом легистском позитивизме (Дж. Остин, Г.Ф. Шершеневич) для объяснения права (при отождествлении права и закона): право есть приказ, команда «суверена», носителя верховной власти (отсюда название — «командная теория»). Здесь в принципе допускается, что формирование и осуществление публичной власти может быть регламентировано законом, но при этом закон или конституция необязательны для носителей верховной власти, каковыми могут быть «народ», или «господствующий класс», или их выборные представители, или просто верховный правитель. По этой логике, правовое государство — это нонсенс. Возможно только «самоограничение» верховной власти им же созданным «правом», которое, однако, в любой момент может быть отменено или изменено.
Разновидностью классического легистского позитивизма является «марксистско-ленинскосталинское учение о государстве и праве». Согласно этому учению, общество со времени утверждения частной собственности разделяется на антагонистические классы, а государство является политической организацией экономически господствующего класса. Сущность государства — диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов. Государственный аппарат, опираясь на насилие, управляет обществом так, как это выгодно и угодно господствующему классу. Диктатура класса означает несвязанность его власти какими бы то ни было законами. Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами (Ленин).
Легистское понятие государства
«Командная теория права» оказалась слишком вульгарной для западной культуры, с ее идеологией прав человека. Поэтому на Западе в потестарной парадигме она была вытеснена, с одной стороны, позитивистской социологией, рассматривающей закон (приказ верховной власти) лишь как один из факторов формирования реальных социальных институтов, с другой стороны — легистским неопозитивизмом. Последний, сохраняя отождествление права и закона, отбросил «социологическое понятие государства», т.е. отказался от объяснения «права» (принудительных норм) через понятие верховной власти, которая сама этими нормами не связана.
Теоретической «вершиной» легистского неопозитивизма является «чистое учение о праве» Г. Кельзена, открыто противопоставлявшего легистику социальным наукам (наукам об обществе, о реальных социальных институтах). Согласно Кельзену, у законоведов есть свое профессиональное знание о государстве, составленное путем систематического изучения законов, и только такое знание может быть предметом «юриспруденции». Отсюда — формалистическое «юридическое» понятие государства, когда порядок властеотношений, смоделированный в текстах конституций и законов, воспринимается как своего рода реальность и изучается в отрыве от действительно существующих институтов публичной власти.
Нельзя не согласиться с тем, что законная форма является характерной чертой государственности в развитой правовой культуре. Но даже в такой культуре реальные институты публичной власти могут отличаться от того, что предписано законом, не говоря уже о неразвитой правовой ситуации, для которой законность отнюдь не характерна. Конституции и законы могут быть фиктивными. Деспотическая власть может только прикрываться внешней государственно-правовой атрибутикой, как это было, например, при советском коммунистическом строе. Таким образом, легистское понятие государства не дает адекватного знания о государственности и не может быть использовано для изучения публично-властных институтов в неразвитой правовой ситуации.
Потестарная теория государства и права
Потестарная теория государства и права гласит, что государство образовывается не из-за влияния извне, возникновение происходит в силу потребности народа в организации, а также перехода общества от присваивающей экономики к производящей, что является результатом изменения материальных условий жизни.
Длительное время древние народы жили в условиях экономики присваивающей, то есть, потребляя блага, которые можно было найти в природе: человек занимался собирательством, охотой, бортничеством, рыболовством. Но возникновение экологического кризиса порядка 10-12 тысяч лет назад внесло свои коррективы. Выход из него был через переход от экономики присваивающей к производящей. Миру явилась неолитическая революция, в ходе которой возникло расслоение общества. В результате этого процесса усложняется организация производства, появляются новые управленческие и организационные функции, возникает новый тип трудовой деятельности, связанный с производством пищи, сельскохозяйственное производство требует регламентации, а также хранение и распределение добавочного продукта. Ввиду этих изменений, становится необходимым учитывать трудовой вклад каждого члена общества. Это, в свою очередь, усилило расслоение общества. Далее следовало возникновение новых форм собственности: коллективной, групповой, частной. Процесс расслоения общества приобрел социальный характер. По мере усложнения процессов трудовой деятельности, в обществе все сильнее проявляются процессы разделения: верхушка общества отделяется от основной массы производителей и перестает участвовать в материальном производстве. После этого появляются экономически неравные группы и запускается процесс формирования классов и образования государства. В данном случае оно – является социальным институтом, который обеспечил производящую экономику политической, структурной и территориальной организацией.
Главными чертами власти первобытного общества являлись:
- 1) выборность;
- 2) сменяемость;
- 3) срочность;
- 4) отсутствие привилегий;
- 5) общественный характер.
Основоположником данной теории является профессор Анатолий Борисович Венгеров. Сама концепция значительно отличается от тех, которые ранее были популярны в теории государства и права и взглядов на проблему, но она сохраняет классовый подход к объяснению процессов. Потестарная концепция содержит в себе новые знания, поскольку в ней раскрываются взаимосвязи между происхождением государства и развитием производящей экономики. Рассмотрение организационных функций первичных городов-государств – базовый элемент построения теории. Особое значение придается реальному событию, повлекшему за собой столь стремительные изменения.
Читать о других теориях происхождения государства и права:
- Теологическая теория государства и права
- Патриархальная теория государства и права
- Договорная теория государства и права
- Марксистская теория (классовая) государства и права
- Теория насилия государства и права
- Органическая теория государства и права
- Расовая теория государства и права
- Теория инцеста государства и права
- Ирригационная теория государства и права
- Феноменологическая теория государства и права
- Экзистенциальная теория государства и права
- Историческая теория государства и права
- Потестарная теория государства и права
- Школа позитивного права
- Школа естественного права
Политическая и потестарная власть : сущность и разграничение понятий
Потестарная власть
Потестарная власть принадлежала вождям, предводителям, совету старейшин и опиралась на авторитет вождя и его силу. Эта власть распространялась на эгалитарное общество, члены которого были равны. Политическая власть, как известно, предполагает неравенство, то есть деление на управляющих и управляемых. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало такого деления и не нуждалось в нем.
Потестарная власть была характерна для родоплеменной общины, в которой для обладания властью над сородичами достаточно было быть старшим, иметь большой опыт, житейскую мудрость, знать обычаи и ритуалы.
Потестарная власть принадлежала вождям, предводителям, совету старейшин и опиралась на авторитет вождя и его силу. Эта власть распространялась на эгалитарное общество, члены которого были равны. Политическая власть, как известно, предполагает неравенство, то есть деление на управляющих и управляемых. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало такого деления и не нуждалось в нем.
Численный рост племен способствовал расширению ареала их расселения. Борьба за жизненное пространство вынуждала племена объединяться в союзы. Эти два естественных процесса вызвали качественный сдвиг в системе внутренних связей и взаимодействий: отношения родства и соседства перестали быть единственными связующими структурами между людьми. Для обеспечения единства новых усложнившихся конгломератов требовались дополнительные мощные объединительные механизмы — важнейшим из них стала политическая власть, которая упрочивалась по мере усложнения и дифференциации системы социальных взаимодействий, по мере перехода от общинного, родоплеменного характера организации социальной жизни к социетальному. Политическая власть — это важнейший компонент общества: история свидетельствует, что смогли выжить и развиться лишь те общества, которые создали устойчивые формы политической власти.
ПОТЕСТА́РНАЯ ОРГАНИЗА́ЦИЯ (от лат. potestas – власть), в широком смысле – любая система властно-управленческих институтов. В узком смысле – догосударственная (дополитическая) организация власти, характерная для первобытности . В отличие от политической организации власти, П. о. основана, наряду с разл. формами народовластия ( народное собрание ), на авторитете предводителей – бигменов, старейшин , вождей (см. в ст. Вождество ), появление которых связано со специализацией функции руководства хозяйств. и социальной сферами жизни первобытного общества. В поздней первобытности возникают особые институты власти: мужские союзы , тайные союзы , советы вождеств и союзов вождеств, дружины . В целом для П. о. характерна нерасчленённость или неполная расчленённость управленч., социально-экономич. и идеологич. (религиозных, ритуальных) функций. Отношения власти строились на основе родств. отношений (см. Родство ) и половозрастной стратификации или их имитации (на поздних этапах). Пережиточные формы П. о. сохраняются во многих архаич., или традиционных, обществах и в большинстве развивающихся стран (самоуправление сельских общин, харизматичность власти политич. лидеров, институт традиц. вождей, палаты вождей в парламентах, земляческие союзы, мусульм. тарикаты).
-
Бихевиористические теории развития ребенка кратко
-
Характеристика ивана 4 кратко 7 класс
-
Методика чтения в доу традиции и новации
-
Геология оренбургской области кратко
- Социальный ролик о дружбе для начальной школы
Книжная полка РАПН
>>>
421. Мельвиль А. Ю. Так что же случилось с «российским выбором»? |
422. Алексеева Т.А. (Москва) Политическая философия: проблемы методологии |
423. Малинова О.Ю. (Москва) «Конец идеологии» и проблемы исследования нормативно-символического пространства современной политики |
424. Удашова О.А. (Москва) Толерантность как основной принцип взаимодействия в современном российском обществе |
425. Зотова З.М.(Москва) Повышение роли и статуса политических партий в избирательном процессе: возможные сценарии развития |
426. Маркова С. А. (Воронеж) Между «административным» и «протестным» ресурсом: к вопросу о структурировании партийно-политического поля накануне выборов (ситуация в Воронежской области) |
427. Мизулин М.Ю. (Москва) Образование и институциализация политических партий в современной России |
428. Пеньков В.Ф. ( Тамбов) О региональных аспектах деятельности политических партий в избирательных кампаниях |
429. Савушкина О.В.(Москва) Парламентская деятельность политически партий |
430. Устименко С.В. (Москва) «Партия власти» в современной России: ретроспектива и перспектива |
431. Юрченко И.В. (Краснодар) Феномен политического центризма в постсоветской России |
432. Водолазов Г.Г. (Москва) Политическая наука, государство и гражданское общество |
433. Воржецов А.Г. (Казань) Особенности формирования гражданского общества в Российской Федерации |
434. Тузиков А.Р. (Казань) Гражданское общество в России: скромное обаяние идеологемы? |
435. Бляхер Л.Е. (Хабаровск) Методология исследования неформальных отношений в российской политике: неоинституциональный аспект |
436. Петров К. Е. (Москва) Структура концепта «терроризм» |
437. Андреев И.В. (Москва) Ранний российский этап творческой эволюции М.Я. Острогорского |
438. Гуторов В.А. (Санкт-Петербург) К проблеме обоснования легитимности тоталитарной традициив истории общественной мысли |
439. Ирхин Ю.В. (Москва) Современные подходы к изучению проблемы формирования национальной идеи для России |
440. Мягков Г.П. (Казань) Либеральная политическая мысль России начала ХХ в.: “за” и “против” теории и практики разделения властей |
441. Полякова Н.В. (Санкт-Петербург) Политический реализм Ж. де Местра: истоки и уроки для России |
442. Рогочая Г.П. (Краснодар) Идейно-философские основания русского либерализма |
443. Айвазова С.Г. (Москва) Гендерное измерение власти в современной России |
444. Завершинская Н.А. (Великий Новгород) Гендерная деконструкция текстов современных российских масс-медиа как дискурсов власти |
445. Рябова Т.Б. (Иваново) Мужественность и женственность в политическом дискурсе современного российского общества |
446. Шведова Н.А. (Москва) Время для «гендерной революции» в политологии |
447. Ярская-Смирнова Е. Р., Рыгина Л. (Саратов) Социальная политика в гендерном аспекте |
448. Козлов Г.Я. (Рязань) Проблемы сочетания теоретического и прикладного аспектов в подготовке политологов |
449. Мокшин В. К. (Сыктывкар) Использование возможностей научно-исследовательской работы студентов в повышении качества преподавания политологии |
450. Сидельникова Т.Т. (Казань) Применение компьютерных технологий при изучении политологии (на примере использования мультимедийных обучающих программ) |
451. Щербинин А.И. (Томск) Методические особенности подготовки политологов по дисциплине «Политический инжиниринг» |
452. Жебин А.З.(Владивосток) Ядерная проблема в Корее и безопасность России |
453. Заргарян А. (Москва) Перспективы урегулирования конфликта между Нагорно-Карабахской республикой и Азербайджанской республикой |
454. Ознобищев С.К. (Москва) Демократия и антитеррор |
455. Стрельцина М. М. (Санкт-Петербург) Участие МЧС в урегулировании внутри- и внешнеполитических конфликтов |