Правила подчеркивания орфограмм в начальной школе

Что такое орфограмма 1 класс: правила и примеры и как их подчеркивать?

Зачем объяснять орфограмму

Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.

Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.

После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.

P. S. Вот мое видео про орфограмму.

Что такое орфограмма и как её обозначить?!

На сегодняшний день в великом и могучем русском языке немало различных правил. Некоторая часть из них может показаться непонятными и даже неправильными. Но все они обязательно подчиняются орфограммам. Что это такое — орфограмма? Само слово произошло от двух греческих:

Литературный же перевод будет выглядеть так — «правильно пишу» . Отсюда пошла целая наука — орфография, которая изучает все орфограммы и содержит весь свод правил русского языка.

На чём основывается выбор орфограммы?

На особых принципах. Вот они: — Фонетический. Главным требованием здесь является написание в соответствии с произношением. Например, бесхозный, сызнова, сразу. — Морфологический. Согласно ему все морфемы в слове пишутся одинаково. Пример, гора – горный, вода — водный. — Традиционный. Если же написание определить трудно и нельзя объяснить его современными правилами, то в таких словах используются старые правила, то есть они пишутся по традиции. Например — Мираж, Каблук, Собака. — Дифференцирующий. Не стоит снимать со счетов и тот факт, что в русском языке есть очень много слов, заимствованных из других языков мира. В то же время в языке уже было слово с таким же написанием и произношением. И вот тут как раз работает дифференцирующий принцип. Например, компания — кампания, бал-балл.

Как выделить и обозначить орфограмму?!

Орфограмма может располагаться в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. Чтобы выделить орфограмму найденную в слове — просто обозначьте ту часть слова, в которой орфограмма находится. Рядом так же графически поясните написание. Для пример рассмотрим орфограмму «Чередующиеся безударные гласные в корне слова» на слове «Приложение». Орфограмма в данном случае — это написание буквы «О» в корне — «лож». Обозначать её будем так — выделяем корень, одной чертой подчеркнём букву О, а двумя — букву Ж. В данном случае написание этой чередующейся безударной гласной полностью зависит от последующей согласной. Второй пример — слово «распарился». Здесь нас интересует написание приставки. Чтобы обозначить орфограмму в слове надо подчеркнуть букву С и последующую согласную букву П. В данном случае написание зависит от того, звонкий или глухой согласный расположен после приставки. Подчеркнём одной чертой букву «С», а двумя — букву «П». В одном слове могут быть сразу несколько орфограмм. Если Вы будете правильно их обозначать, то будете и грамотно писать слова.

Самые главные орфограммы

Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.

С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».

А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».

Орфограмма: безударные гласные в корне

Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:

Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.

Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».

Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.

Орфограмма: непроизносимые согласные в корне

Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.

Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.

Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-

Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце

бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание

Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».

безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд

Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?

УчиТЬся никогда не поздноОн учиТся целыми днями

Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.

«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»

«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»

Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.

Правило №1.

Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.

длиНа – длиННый, соН — соННый

То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».

вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой

При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».

Правило №2.

соломЕННый, листвЕННый, станциОННый

Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.

Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.

Правило №3.

Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:

выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).

Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:

«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».

Что такое орфограмма в правилах русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.

И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.

Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.

Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.

Основные принципы

Выделение орфограмм – важный этап в изучении языка. Он позволяет соотнести правописание слов с их звучанием, научить детей соблюдать правила написания и различать слова по орфографическим признакам.

Поиск орфограмм осуществляется на основе закономерностей. Методика может быть разной, но основой для выделения орфограмм являются система знаков, звуковое оформление и понимание роли каждого знака в слове.

Выбор слов для выделения орфограмм должен быть обоснованным и систематическим. Например, можно начать с простых звонких и глухих согласных, переходить к усложненным звукосочетаниям и к вводу дополнительных знаков.

Орфографическое обучение должно проводиться с учетом возрастных особенностей детей. На начальной стадии развития нужно избегать слишком сложных слов, давать их в контексте, заниматься в игровой форме

Важно преподавать правила сразу же после выделения орфограмм, объяснять их принципы и закономерности

Орфограмма и ее роль в формировании грамотностей

Орфограмма — это правило, которое позволяет написать слово правильно с учетом орфографических норм русского языка. Правильное использование орфограммы помогает формировать грамотность и является неотъемлемой частью процесса обучения родному языку.

Орфограммы помогают представить слово в правильном написании и согласовании с другими словами в предложении. Они определяют правила постановки ударения, прописных и строчных букв, правильного написания гласных и согласных звуков, использования знаков препинания и пунктуации, а также других орфографических и пунктуационных правил.

Правильное использование орфограммы имеет большое значение при написании правильных предложений, понимании и толковании текста. Ошибка в использовании орфограммы может существенно изменить значение слова и весь смысл высказывания. Правильное написание слова помогает избежать недоразумений и позволяет эффективно общаться на письме.

Орфограмма помогает сформировать грамотность ребенка с раннего возраста. Процесс овладения орфограммами начинается с первого класса, когда ребенок начинает знакомиться с письменным языком и основными правилами его написания. С помощью орфограмм ребенок учится правильно ставить ударение в словах, использовать прописные буквы в начале предложений и имен собственных, различать гласные и согласные звуки, а также учиться ставить знаки препинания.

Орфограммы помогают развивать у ребенка навыки чтения и письма, улучшают его орфографическую грамотность и грамматику. Они помогают ребенку осознать и запомнить правила правописания слов, что в дальнейшем обеспечивает правильное строение предложений и текстов. Правильное использование орфограммы способствует развитию речи и пониманию языка.

Орфограмма является неотъемлемой частью образования и обучения родному языку, она помогает сформировать грамотность и правильное использование языка на письме. Правильное использование орфограммы способствует улучшению коммуникационных навыков и развитию речи в целом.

Ударение в словах

Ударение в словах — это особое выделение одного из слогов в слове при произношении. Правильное ударение играет важную роль в правописании слов.

В русском языке ударение показывается знаком «́» — мягким знаком над гласной буквой, на которую падает ударение. Например:

  • ко́шка
  • до́мик
  • сло́н

Ударение в словах позволяет отличать слова одного написания, но с разным ударением, что может менять их значение. Например:

  1. гла́за (множественное число от глаз)
  2. гла̂за (выражение означает удивление, ужас)

Правила ударения в словах не являются чёткими и однозначными, и различаются в разных словах

Для правильного ударения важно знать основные правила ударения, а также запоминать ударение в сложных и безударных словах

В 1 классе важно не только учиться корректно ставить ударение, но и правильно понимать его значение при чтении и написании слов. Это поможет избежать ошибок в правописании и позволит легче усваивать новые слова и их значения

Правила использования полуторного и двойного подчеркивания

Полуторное подчеркивание – это специальный способ выделения текста при письме

Оно используется для акцентирования важной информации или выделения ключевых понятий

Правила использования полуторного подчеркивания:

  • Полуторное подчеркивание наносится с двух сторон выделяемого текста, при этом линия подчеркивания должна быть прочной и четкой.
  • Для подчеркивания используется прочный инструмент – например, ручка с острым наконечником или карандаш.
  • Подчеркнутый текст должен быть читаемым и различимым на фоне остального текста.

Двойное подчеркивание – это еще один способ выделения текста в письме

Оно используется для усиления акцента, создания ударного эффекта или указания на особую важность текста

Правила использования двойного подчеркивания:

  1. Двойное подчеркивание наносится с двух сторон выделяемого текста, при этом линии подчеркивания должны быть параллельными и четкими.
  2. Для подчеркивания используется прочный инструмент – например, ручка с острым наконечником или карандаш.
  3. Подчеркнутый текст должен быть читаемым и различимым на фоне остального текста.

Примеры использования полуторного подчеркивания:

Первый вариант Второй вариант
Полуторное подчеркивание Полуторное подчеркивание

Примеры использования двойного подчеркивания:

Первый вариант Второй вариант
Двойное подчеркивание Двойное подчеркивание

Орфограмма в начальной школе: основные правила и необходимость их выделения

Орфограмма — это правила, которые определяют правильное написание слов в русском языке

В начальной школе важно ознакомить детей с основными правилами орфографии и научить их применять их в практике письма

Основные правила орфографии

Орфограмма включает в себя различные правила, которые определяют правильное написание слов. Некоторые из них особенно важны для начальной школы:

  1. Правило о произношении звуков. Дети должны знать, как правильно произносить звуки в словах, чтобы правильно записывать их.

  2. Правило об ударении. Ударение в словах может меняться в различных формах слова. Дети должны знать, как правильно ударять и писать слова.

  3. Правило о написании гласных и согласных звуков. Дети должны знать правила, которые определяют, какие звуки пишутся буквами, и какие звуки могут писаться по-разному.

  4. Правило о написании сложных слов. Дети должны знать, как разбивать сложные слова на слоги и правильно писать каждый слог.

  5. Правило о написании слов с приставками и суффиксами. Дети должны знать, как правильно писать слова с приставками и суффиксами, учитывая изменения в орфографии.

Необходимость выделения правил орфографии

Выделение основных правил орфографии в начальной школе имеет несколько причин:

  • Формирование правильных навыков письма. Ознакомление с основными правилами орфографии помогает детям правильно писать слова и формировать правильные навыки письма.

  • Развитие грамотности и языковых навыков. Знание правил орфографии помогает детям развивать грамотность и языковые навыки, расширять словарный запас и улучшать свою речь.

  • Самостоятельное понимание и исправление ошибок. Когда дети знакомы с основными правилами орфографии, они могут самостоятельно понимать и исправлять свои ошибки в написании слов.

  • Подготовка к изучению более сложных правил. Ознакомление с основными правилами орфографии в начальной школе является важным шагом для подготовки детей к изучению более сложных правил в более старших классах.

Таким образом, знание основных правил орфографии и их выделение в начальной школе играют важную роль в развитии грамотности и языковых навыков детей. Правильное написание слов является основой качественного письма и коммуникации на русском языке.

Самые главные орфограммы

Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.

ЖИ-/ШИ, ЧА-/ЩА, ЧУ-/ЩУ

С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».

А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».

Орфограмма: безударные гласные в корне

Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:

  1. ЛЕДЯНОЙ – от слова ЛЁД, а значит, нужно писать именно через «Е»;
  2. БЕГОВАЯ – от слова БЕГ и опять же надо писать через «Е»;
  3. УХОДИТЬ – проверочное слово ХОД и соответственно пишем через «О»;
  4. АРГУМЕНТИРОВАТЬ – проверочное слово АРГУМЕНТ.

Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.

Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».

Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.

Орфограмма: непроизносимые согласные в корне

Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.

  1. СЕРДЦЕ – сердечный;
  2. ИЗВЕСТНЫЙ – весть;
  3. УЧАСТНИК – участие;
  4. ЗДРАВСТВУЙ – здравие;
  5. СОЛНЦЕ – солнечный;
  6. СЕРДЦЕ – сердечный;
  7. ЧЕСТНЫЙ – честь.

Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.

Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-

Это правило появилось в русском языке ровно 100 лет назад, когда большевики провели реформу. Раньше все приставки заканчивались на букву «З», и вопросов ни у кого не возникало. Теперь же есть разделения: воз-/вос- , из-/ис, раз-/рас, вз-/вс- , без-/бес- , роз-/рос- .

Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце

бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание

Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».

безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд

Правописание гласных и согласных звуков

Правописание гласных и согласных звуков является одним из важных аспектов орфографии. В первом классе дети начинают осваивать правила написания слов, включая правила написания гласных и согласных звуков.

Гласные звуки (а, о, у, ы, э, и, е, ё, ю, я) обычно пишутся после согласных букв. Например: дом, кот, сок, лес.

Однако, есть ряд исключений, когда гласные звуки пишутся перед согласными буквами:

  • Союз «и» всегда пишется перед согласной буквой. Например: миска, метла.
  • Слова с приставками «в», «на», «по» также пишутся с гласной перед согласной. Например: вокзал, нарисовать, поход.
  • Существительные женского рода в именительном падеже на -ья, -ье пишутся с гласной перед согласной. Например: семья, дерево.

Согласные звуки пишутся между гласными буквами или перед гласной буквой. Например: мама, книга, рыба.

Некоторые согласные звуки имеют различное написание в зависимости от ситуации. Например:

  • Звук пишется как «ш» после согласных букв «ч», «д» и «т». Например: чашка, душ, туш.
  • Звук пишется как «ц» после согласной буквы «с». Например: сцена.
  • Звук пишется как «ж» после согласной буквы «з». Например: зажигалка.

Знание правил правописания гласных и согласных звуков поможет детям более уверенно писать слова и избегать ошибок в орфографии.

Правила написания сложных слов

В русском языке существует ряд правил, которые помогают правильно написать сложные слова, состоящие из нескольких основ.

  1. Соединение основ в словах

Основы в сложных словах соединяются без изменений или соединительными гласными (о, е, и, ё, ю, я) в зависимости от звуковых сочетаний:

Звуковое сочетание Пример слова Примечание
согласный + гласный водопровод не пишется соединительная гласная
гласный + согласный светофор не пишется соединительная гласная
согласный + согласный дождевик пишется соединительная гласная «о»
согласный + й звонок пишется соединительная гласная «о»

Правила согласования

В сложных словах, состоящих из основ и приставок, нужно соблюдать правила согласования:

  • Если приставка оканчивается на согласную, а основа начинается с гласной, то между ними ставится «о»: охрана, озеленение.
  • Если приставка оканчивается на гласную, а основа начинается на согласную, то между ними ставится «о», если перед согласной стоит «е»: ежегодный, ежедневный; и соединительный звук «ь» или «й»: международный, междугородний.

Написание сложных слов с приставкой «с»

При написании сложных слов с приставкой «с» следует следующее правило:

Когда приставка «с» переходит в «со» перед гласными «е», «ё», «и», «ю», «я» и перед безударными основами на «е» и «и». Примеры: соединение, сообразительность, союзник, соя.

«Мама, нам сказали выделить орфограммы»: как понять, что это такое и зачем

«Одни ошибки» — для родителей младших школьников эти слова учителя звучат почти как приговор. И не всегда родители тут могут помочь ребенку, потому что от того же учителя зависит очень многое. Но есть все же алгоритмы, которые можно использовать. Наш блогер, создатель онлайн-школы грамотности Екатерина Бунеева, рассказывает, что такое орфографические навыки и как их развивать.

Когда ребёнок допускает много ошибок в написании слов, это чаще всего означает, что у него недостаточно развиты орфографические умения. Если вы услышали такой «диагноз» от учителя и хотите помочь своему ребёнку сами или пригласить репетитора, нужно, чтобы и родители, и репетитор правильно понимали, чем именно предстоит заниматься. Орфографические умения обеспечивают грамотное написание слов. И таких умений четыре.

1. Видеть орфограммы

То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написания из нескольких вариантов (о или а, е или и, слитно или раздельно, ь или ъ, с ь или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант. Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой согласный звук: зу, ле — это опознавательный признак орфограммы-проверяемой буквы согласного. Обнаружив его, ребёнок должен применить правило.

Каждую орфограмму можно найти в слове по определённым признакам, и этому надо специально учить. Чаще всего именно отсутствие этого умения мешает грамотно писать, потому что, зная правило, ребёнок не видит в слове место, к которому его нужно применить.

2. Выбирать написание

То есть применять орфографическое правило. Как только ребёнок нашёл в слове орфограмму, то есть точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов зу, ле, ребёнок подбирает проверочные слова (зубы, львы), слышит отчётливо согласный звук перед гласным и пишет зуб, лев.

3. Объяснять выбор написания устно и графически

Это умение нужно и когда ребёнок пишет самостоятельно, и когда анализирует написанное не им. Для развития этого умения полезнее объяснять выбор написания графически. Например, объясняя выбор букв б и в на конце слов зуб и лев, ребёнок должен написать так: зуб — зубы; лев — львы (букву ы он в обоих случаях подчёркивает двумя чертами, потому что в данном случае именно она помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребёнок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную форму, при этом «говорящую», так что и ему, и педагогу понятно, почему сделан именно такой выбор.

4. Находить и исправлять ошибки

Это умение базируется на трёх предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребёнок должен выполнить те же самые действия: найти орфограммы по опознавательным признакам, применить правила, объяснить написания графически.

7 детских ошибок в правиле про чередование гласных, от которых обидно будет взрослым

Именно поэтому, работая в школе и занимаясь индивидуально, я всегда просила детей писать через строчку: верхнюю строку над предложением мы оставляли пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делались на этой строке. Хочу особо подчеркнуть, что если в процессе такой проверки ребёнок сам находит свою ошибку и исправляет её, отметка не только не должна снижаться, наоборот, ребёнка нужно хвалить и всячески поощрять!

Абсолютно нелогично и очень вредно, когда за помарки и исправления снижают отметку

Если у ребёнка нет так называемой «врождённой грамотности», именно параллельное развитие всех четырёх орфографических умений через правильную, методически грамотную систему упражнений даёт эффект. Именно такую методику я использую на всех занятиях в Домашней онлайн-школе грамотности, при этом дети не только выполняют упражнения онлайн. После автоматической проверки трёх упражнений (три упражнения — это один блок внутри занятия) ребёнок слушает видеокомментарий к ним, проговаривает алгоритмы, а затем выполняет те же упражнения письменно и графически обозначает орфограммы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Запах цветущих цветов кружит голов?

Запах цветущих цветов кружит голов.

Звенит лес от веселых птичьих голосов.

Найди имена прилагательные.

На этой странице находится ответ на вопрос Как выделить орфограмму , окончание в прилагательных и догазать ее ?, из категории Русский язык, соответствующий программе для 1 — 4 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе

Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать

Последние ответы

Egik73 2 окт. 2021 г., 02:24:23

1. мель 2. Дерево 3. 2 варіант 4. Стол (я не очень розбераюсь в руском) 5. Очень легко є думаю справився сама 6. Соль.

Vika583 2 окт. 2021 г., 02:24:19

Многозгачное слово! Помоему.

Ghulienko85 2 окт. 2021 г., 02:19:09

Дождь это природное явление. Она может быть как хорошие так и плохим. С хорошей стороны дождь поливает Растения и они живут . Но с другой стороны из — за дождя часто Бывают потопы.

Kamila59 2 окт. 2021 г., 02:18:44

1) можно на гласные 2) и согласные ( а потом согласные на глухие и звонкие).

R9katerinstenk 2 окт. 2021 г., 02:16:52

1 — Повествование 2 — Повествование 3 — описание 4 — Повествование.

Kovaleva787 2 окт. 2021 г., 02:13:36

Значение инфинитива в предложениях 1. В комнате душно, а окно не открыть – комары налетят. (невозможность осуществления действия) 2. В зал не входить – идут ремонтные работы. (запрет на момент речи) 3. Деньги на билеты в театр сдавать старосте. ..

Ленчик110 2 окт. 2021 г., 02:12:42

Милу мыла мама мылом, Саша сама сшила шапку маше.

Kisa12308633456 2 окт. 2021 г., 02:12:28

Мой любимый урок в школе — труд, на нём мы учимся делать различные поделки Если можно изменять форму слова, то вот : В школе можно узнать много нового, если трудиться.

Анастасия951 2 окт. 2021 г., 02:11:46

Признак предмета — это прилагательное. Слово «кольцевая» обозначает признак предмета.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М
ы — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С
– это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М
ашей — пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять
– орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.

В
– это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч
а
щу – ча пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ
у
– щу пишем с У. Орфограмма — сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц
ветут — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве
ту́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ
Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш
и
– ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

.
– В конце предложения ставится точка.

В
от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро
– словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе
жи́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ
Г.

Беж
и
т — жи пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко
лю́чий – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ
Л.

Ёж
– орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ
И
К.

. – В конце предложения ставится точка.

П
ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи
щáт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи
ск.

Пищ
а
т — ща пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш
и
стые — ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш
ки — орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш
и
.

.
– В конце предложения ставится точка.

П
тички — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк
и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В
ь
ю
т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

.
– В конце предложения ставится точка.

Примеры использования орфограмм в тексте

Орфограммы – это правила русского языка, регулирующие правильное написание слов

Важно знать и правильно использовать орфограммы, чтобы текст был читаемым и понятным. Вот несколько примеров использования орфограмм в тексте:

  1. Одной из основных орфограмм является орфограмма «НН». Она используется в словах, в которых нужно написать две буквы «Н» подряд. Например, слово «канна» и «канифоль».
  2. Орфограмма «ТТ» также требует написания двух букв «Т» подряд. Например, слово «батут» и «пыльцеватый».
  3. Слова, в которых есть две одинаковые согласные буквы, такие как «заввекшийся» и «фиккантный» — это еще один пример правильного использования орфограмм.
  4. Орфограмма «ВВ» требует написания двух букв «В» подряд. Например, слово «дрова» и «подводвоздушник».

Использование орфограмм позволяет избежать ошибок в написании слов и делает текст более читабельным. Знание орфограмм поможет вам стать грамотным писателем и сделает тексты более профессиональными и качественными.

Орфограмма Пример
«НН» манна, коннектор
«ТТ» батут, пыльцеватый
Две одинаковые согласные заввекшийся, фиккантный
«ВВ» дрова, подводвоздушник

Запомните правила орфографии и используйте их в своих текстах.

Орфограммы согласных

Правописание согласного зависит от его местонахождения в слове. Находясь в слабой позиции, согласные могут заменяться парными по звонкости — глухости, что и указывает на наличие орфограммы в корне слова.

Согласные, как звонкие, так и глухие, требуют проверки, если:

  • они находятся в конце слова
    ;
  • звонкие согласные стоят перед глухими согласными
    ;
  • глухие парные согласные расположены перед звонкими согласными
    .

Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.

Что такое орфограмма?

Место в слове, где возможно появление ошибочного написания, называется орфограммой. Обычно она обнаруживает себя тогда, когда написание не совпадает с произношением. Ошибкоопасные места могут находиться в любой из частей — приставке, суффиксе, корне, окончании или между словами.

Для правильного написания частей слова ученику недостаточно просто заучить правило, которое укажет, как необходимо написать букву или проверить ее. Ребенок должен безошибочно определять состав слова, что, в свою очередь, является очень непростым делом. Кроме того, ему нужно увидеть само «опасное» место в слове.

Особенности орфограмм

Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.

  • Первый тип – буквенные орфограммы
    . Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм.
  • Второй вариант – небуквенные орфограммы
    . В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.

Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими

К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.

Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: