Основные сведения о морали

Нравственный выбор – как не ошибиться?

Примеры роли морали в современном обществе

Социальная ответственность и устойчивое развитие: Мораль развивается в связи с социальными изменениями и призвана содействовать устойчивому развитию общества. Сегодня все больше организаций и компаний внедряют социальную ответственность в свою деятельность, чтобы отвечать на растущие требования общества к уровню этики и морали.

Психологический комфорт: Моральные нормы играют ключевую роль в формировании психологического комфорта людей в обществе. Когда люди знают, что моральные стандарты защищают их права и свободы, они чувствуют себя в безопасности и комфорте.

Обеспечение безопасной и справедливой жизни: Моральные нормы служат цели защиты жизни и здоровья людей, общественной безопасности, защите прав на справедливое судебное разбирательство и свободу от произвольного насилия и дискриминации.

Формирование личностей с этическими ценностями: Моральные принципы занимают ключевое место в формировании личности. Мораль обучает людей этической и ответственной поведению, повышает культуру принятия решений в трудных жизненных ситуациях и укрепляет бдительность на случай нарушений моральных норм.

Межличностные отношения: Сильные моральные ценности и принципы служат основой межличностных отношений в современном обществе. Мораль содействует нашему пониманию других людей и создает условия для гармоничного сосуществования в едином обществе.

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

Русский язык

Литература

Культура

Искусство

Литература

Как объяснить, что такое нравственный выбор? Самый простой вариант – привести примеры из жизненного опыта. Но не у всех учеников 9 класса набралось достаточно опыта, чтобы привести аргументы из жизни. Многомудрый Литрекон поможет Вам наверстать упущенное и аргументировать свою позицию в сочинении 15.3 на ОГЭ по русскому языку.

  • https://litrekon.ru/bank-argumentov/iz-zhizni-dlya-sochineniya-15-3-chto-takoe-nravstvennyj-vybor/
  • http://sposobnosti.info/nravstvennost/
  • https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/zolotoe-pravilo-nravstvennosti/
  • https://pandia.ru/text/80/536/93315.php
  • https://sprint-olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/bank-argumentov/219080-primery-iz-jizni-dlia-sochineniia-15-3-chto-takoe-nravstvennyi-vybor-oge-po-rysskomy-iazyky.html

Рассуждение

Нравственность — это качество, которое относится к понятию морали и этоса. Это основные принципы и правила поведения, которыми мы руководствуемся в жизни. Нравственность важна не только для каждого индивидуума, но также и для общества в целом.

Одним из важных аспектов нравственности является этика. Этика определяет наши действия и помогает нам отличать правильное поведение от неправильного. Она также помогает нам делать выбор в сложных ситуациях, где нет простых ответов.

В нашем обществе очень важно соблюдать этические стандарты, чтобы поддерживать порядок и уважение друг к другу. Как члены общества мы должны стремиться к тому, чтобы наше поведение было благоприятным для всех окружающих нас людей

Нравственность также связана с концепцией справедливости. Справедливость означает равноправие и равенство перед законом для всех людей, независимо от их положения в обществе. Справедливость является ключевой составляющей нравственности и помогает нам создавать более справедливое общество.

Кроме того, нравственность также связана с понятием ответственности. Мы должны нести ответственность за свои действия и последствия этих действий. Ответственность — это основная составляющая здоровых отношений в обществе и позволяет нам строить более благоприятную будущую жизнь для всех.

В заключение, нравственность играет ключевую роль в нашей жизни и обществе. Это понятие помогает нам понимать, что является правильным и неправильным, и устанавливает стандарты поведения, которые помогают нам жить в мире и гармонии. Нам нужно стремиться к тому, чтобы наше поведение было соответствовало высоким нравственным стандартам, чтобы мы могли создать лучшее общество для всех.

Зачем нужны общественно-нравственные нормы

Общественно-нравственные нормы являются основой существования любого сообщества. Они определяют правила и ценности, которым должны следовать люди, чтобы поддерживать порядок и гармоничные отношения в обществе.

1. Регулирование поведения

Основная цель общественно-нравственных норм — регулирование поведения людей. Они указывают, каким образом следует действовать в различных ситуациях, прописывают правила и запреты. Благодаря этому, люди могут ориентироваться в социуме, предсказывать поведение других людей и обеспечивать безопасное взаимодействие в обществе.

2. Формирование моральных ценностей

Общественно-нравственные нормы играют важную роль в формировании моральных ценностей. Они предлагают конкретные модели идеального поведения, которые должны быть восприняты обществом. Через соответствие этим нормам люди учатся оценивать различные ситуации и принимать этические решения.

3. Поддерживание стабильности общества

Общественно-нравственные нормы способствуют поддержанию стабильности общества. Они предоставляют людям рамки, в которых они могут свободно действовать, не нарушая права и интересы других людей. Благодаря этому, общество функционирует более гармонично и предсказуемо.

4. Продвижение ценностей справедливости и солидарности

Общественно-нравственные нормы способствуют продвижению ценностей справедливости и солидарности. Они призывают людей к уважению прав и свобод других, а также к содействию общественному благополучию. Это способствует созданию более справедливого общества и лучшим условиям для его членов.

5. Формирование доверия и толерантности

Общественно-нравственные нормы также способствуют формированию доверия и толерантности в обществе. Они устанавливают базовые правила взаимодействия между людьми и предотвращают конфликты и столкновения интересов. Благодаря этому, люди могут строить взаимоотношения на основе взаимного уважения и доверия, что благотворно сказывается на общей атмосфере и согласии в обществе.

Вывод

Общественно-нравственные нормы играют важную роль в формировании порядка и гармонии в обществе. Они регулируют поведение людей, формируют моральные ценности, поддерживают стабильность, продвигают справедливость и солидарность, а также способствуют формированию доверия и толерантности. Они помогают нам преуспевать не только как индивидуумам, но и как обществу в целом.

Моральные нормы и правовые нормы

Хотя моральные нормы и правовые нормы образуют набор правил, с помощью которых общество регулирует себя, эти два типа норм различаются по своему действию и природе. Моральные нормы, как мы видели, отвечают социальным и культурным соображениям о правильном и неправильном, справедливом и несправедливом, хорошем и плохом, и само общество предлагает и защищает их, посредством социального давления и самой традиции

С другой стороны, правовые нормы проводят различие между незаконным и законным, то есть, что является преступлением , а что нет, и государство несет ответственность за их соблюдение. Это можно резюмировать следующим образом:

Моральные нормы. Правовые нормы
Они служат для того, чтобы отличить хорошее от плохого, справедливое от несправедливого или, в любом случае, желательное от нежелательного в поведении человека. Они служат для разграничения разрешенного и запрещенного, или в любом случае для установления прав и обязанностей.
Они поощряются обществом неформально, через традиции, давление сверстников или моральные санкции. Они официально и положительно поощряются государством и закреплены в общеизвестных правовых текстах.
Они зависят от социального , культурного и религиозного контекста общества и поэтому могут значительно меняться от места к месту или от одной эпохи к другой. Они зависят от правового контекста общества, который, хотя исторически и дискурсивно связан с моралью, представляет собой отдельный мир. Поэтому изменения в правовые нормы вносятся путем консенсуса и конвенции, в официальном порядке.

Может ли человек самостоятельно выявить свою нравственную мерность и изменить её?

Может. И это необходимо делать.

Для этого имеется три шага:

  1. Нужно выявить мерила нравственности и назвать их, определить словами.Пример: вы идёте по квартире. На пути лежит кошка. Вы пихнули её ногой, так как она мешает пройти. Здесь нужно остановиться, осознать и проговорить словами, что это действие определено нравственной мерностью: «пнуть кошку — допустимо». Таким образом вы подсвечиваете меру, с которой в дальнейшем будете работать.
  2. Далее нужно обдумать: правда это или ложь.
  3. Главное не врать самому себе. Если это ложь, тогда эту меру необходимо перезаписать: «пнуть кошку — плохо». Останется только наблюдать за обстоятельствами в жизни, чтобы закрепить новую меру на практике. Жизнь в любом случае предоставит эту возможность.


Фото: f.vividscreen.info

Если с нравственностью у человека более-менее понятно, то хочется знать более глобально, существует ли нравственность в мироздании в целом? Есть ли понятие нравственности у Бога?

Существует. Её название — праведность.

Эта нравственность единая как для Бога, так и для мироздания.

А может ли человек выявить, какие нравственные мерила записаны в праведности? Что есть объективное добро и объективное зло?

И это возможно выявить.

Попробуем представить человечество в своём эволюционном развитии. От первобытных времён до современного общества и развития в будущем.

На ранних этапах жизнь человека выглядела как борьба за еду, выживание, потомство. Естественными были меры убийства, разбоя, грабежа и т.п. Далее нормы и морали менялись, появилось право, закон. В современном же обществе во многом благодаря интернету информация достигла глобального распространения в мире. Широко проявляются нормы морального поведения в социуме.

Если действия направлены на развитие человеческих нравственных мерностей, то это можно считать объективным добром, если же в обратную сторону — деградации — такие действия можно присвоить к объективному злу.

Пример: кто-то говорит, что употребление алкоголя является злом. Можно сказать, что это субъективное мнение человека. Он просто так считает. Возможно, он прав, а быть может и не прав. Не понятно. Как выяснить, является ли данное действие объективным злом или добром?


Фото: www.costacruises.ru

Данное действие можно сопоставить по отношению к эволюционной проведённой прямой и выяснить, какое истинное воздействие имеет спиртное на развитие общества в эволюционном плане. Имеются медицинские данные, исторические сведения, рассказы людей о горе в семьях из-за алкогольного злоупотребления. Таким образом, субъективная нравственность вытекает из объективной праведности.

Как проявляется нравственность?

Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести. То есть, одно из ключевых проявлений нравственности заключается в том, чтобы ответственно и справедливо относиться к окружающим, никак их не ущемляя ради собственной корысти.

Многие стараются поступать по совести из религиозных соображений, рассчитывая, что таким образом они спасают свою душу. Такой подход сложно назвать бескорыстным, а ведь бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности. Тем не менее, именно религия для многих людей является основным стимулом к формированию правильных взглядов и идеалов.

С точки зрения эволюции нравственность – это один из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Это свойство отдельной личности, играющее огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя. Любые умышленные преступления совершаются безнравственными людьми. При этом для окружающих они вполне могут выглядеть высокоморальными личностями.

С учетом вышесказанного, благополучие каждого отдельно взятого общества и человечества в целом зависит от уровня нравственности людей. Мораль данную задачу решить не может, поскольку она подразумевает внешнюю оценку. Человек, руководствующийся моралью, всегда поступает так, чтобы окружающие оценили его поступок. Тот же, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, а сам оценивает собственные действия.

Главные составляющие нравственности

В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее. Для каждого человека набор составляющих может отличаться. К примеру, христианин выше всего ставит 10 заповедей, продиктованных его верой. Представители других религий придерживаются собственных нравственных принципов.

Для многих людей наиболее желательные составляющие нравственности определяются их основным родом деятельности. К примеру, пожарный должен быть смелым и самоотверженным, правоохранитель – честным и принципиальным, а судья – порядочным и справедливым.

Кроме того, нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными. Например, сторонники гедонизма считают, что каждый человек должен получать максимум удовольствия от жизни. Это противоречит принципам верующих людей, и они наверняка упрекнут гедониста в безнравственности.

Люди с консервативными взглядами крайне негативно относятся к гражданскому браку и иным проявлениям свободы в личных отношениях. При этом они смешивают понятия нравственности и морали, называя раскрепощенное поведение современной молодёжи аморальным только потому, что оно является неприемлемым с их личной точки зрения.

Почему проблема нравственности актуальна во все времена

Нравственные проблемы актуальны всегда, потому что на нравственности держится общество. Если каждый представитель социума будет совершать поступки без учета интересов остальных, то это станет причиной появления хаоса.

В социальной среде он проявляется в появлении беспредела и безнаказанности. Еще в древние времена было определено, что для процветания государства нужен правитель, который мог бы урегулировать возникающие споры. Для этих целей выбирались старейшины рода, князья, а в дальнейшем правители. К тому же наши предки активно распространяли учение о том, что сила заключается в единстве.

Получается, что для процветания государства нужен был всеми уважаемый правитель и единство в обществе.

Проблемы золотого правила нравственности, или При чём тут карма?

Наверное, сегодня сложно найти человека, который не слышал о карме. Мало кто имеет представление о том, что это такое, но в шутливом контексте это понятие слышал каждый. Кто-то понимает под этим словом судьбу, кто-то наказание и так далее. Суть кармы в том, что это судьба, которую мы выбираем сами, и наказание, которого мы заслуживаем

Важно понимать, что нет никакого злого Бога, который то и дело нас наказывает, потому что ему больше нечем заняться

Закон кармы — это вовсе не религиозная догма, это чётко работающий принцип, суть которого можно изложить в поговорке «Что посеешь, то и пожнёшь». Проще говоря, совершать зло не то что «нельзя», а скорее банально невыгодно. Исаак Ньютон в своём «третьем законе» чётко отразил принцип кармы: любому действию всегда есть противодействие. Таким образом, золотое правило регулирует нашу нравственность через понимание того, что нам вернётся всё то, что мы делаем. И именно поэтому говорится, что не нужно делать другим то, что не хотим получить сами. Ведь всё, что мы делаем, нам вернётся. Поэтому золотое правило нравственности просто предостерегает нас, заставляет задуматься: готовы ли мы, совершая зло, в ответ получить то же самое?

Нравственный поступок и этика

Нравственный поступок – это действие или решение, которые основываются на принципах и ценностях, связанных с моралью и этикой. Нравственные поступки характеризуются соблюдением принципов справедливости, честности, уважения и заботы о других людях.

Нравственные поступки могут быть разными и зависят от ценностей и культуры каждого человека. Они могут включать в себя помощь нуждающимся, проявление сострадания, уважение к личности, соблюдение правил и законов, а также отказ от действий, которые противоречат моральным нормам и ценностям.

Нравственные поступки имеют важное значение для общества. Они способствуют развитию доверия между людьми, укреплению социальных связей и поддержанию справедливости

Нравственность является основой для совместной жизни и взаимодействия в обществе.

Примеры нравственных поступков:

  • Помощь старому человеку, переходящему дорогу
  • Добровольное участие в благотворительной акции
  • Отказ от участия в коррупционной схеме
  • Поддержка других людей в трудной ситуации
  • Соблюдение правил дорожного движения
  • Проявление уважения к разным культурам и мнениям

В этике изучаются нравственные поступки, а также принципы и нормы, которыми они руководствуются. Этика позволяет определить, что является хорошим или плохим, справедливым или несправедливым действием в конкретной ситуации.

Влияние нравственных поступков на общество

Нравственные поступки имеют значительное влияние на общество. Они способствуют развитию гармоничных отношений между людьми, созданию доверия и поддержанию социальной стабильности.

Нравственные поступки одного человека могут служить примером для других людей, вдохновлять их на совершение подобных поступков. В результате общественное сознание и нормы поведения могут измениться в лучшую сторону.

Общество, в котором распространены нравственные поступки, обычно характеризуется высоким уровнем доверия, справедливости и гармонии. Такое общество облегчает развитие и процветание каждого его члена, создает благоприятную атмосферу для взаимодействия и достижения общих целей.

Нравственный поступок и этика
Нравственный поступок
Этика

Действие, основанное на принципах морали и этики
Изучение нравственных поступков и принципов, руководящих ими

Соблюдение принципов справедливости, честности, уважения и заботы
Определение, что является хорошим или плохим, справедливым или несправедливым

Примеры нравственных поступков: помощь нуждающимся, уважение к личности, отказ от противоречащих морали действий
Изучение нравственности и ее влияния на общество

Мораль в обществе

Действительно ли в наше время существует стандартный моральный кодекс? Да, хотя большинство людей следуют законам общества, они также соблюдают определенные социальные нормы, которые регулируются моралью. Хотя мораль, как правило, определяется личными убеждениями и ценностями, безусловно, есть некоторые общие моральные принципы, с которыми большинство людей согласны, например:

  • Всегда говорят правду
  • Не разрушайте имущество
  • Иметь храбрость
  • Сдерживай свои обещания
  • Не мошенничай
  • Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам
  • Не суди
  • Быть надежным
  • Быть снисходительным
  • Быть честным
  • Возьмите на себя ответственность за свои действия
  • Иметь терпение
  • Быть лояльным
  • Уважайте себя и других
  • Будьте терпимы к различиям
  • Искать справедливости
  • Иметь смирение
  • Будь щедрым

Чтобы глубже погрузиться в разницу между ценностями и моралью, прочтите «В чем разница между этикой, моралью и ценностями?».

Как воспитывать моральные ценности в детях?

Приучайте к добрым поступкам

Начинайте с простых дел, которые ребенок может выполнить. Например, помочь собрать мусор после пикника или поздравить друга с днем рождения. Проявляйте при этом свою благодарность и восхищение. Это укрепит уважение к жертвенности и подвигу.

Общайтесь со своим ребенком

Спросите, какие качества ему кажутся морально-нравственными. Расскажите о своих представлениях о добре и зле, смотрите вместе кино или читайте литературу на эту тему. Это поможет сформировать общую систему ценностей и увидеть практические примеры осуществления моральных поступков.

Моделируйте правильное поведение

Будьте для ребенка примером, на который он может равняться. Объясняйте, почему вы выбираете такой подход в той или иной ситуации. Не забывайте о том, что воспитание происходит не только в семье, но и в школе, в коллективе друзей.

Обратите внимание на моральное здоровье ребенка

Помните, что каждый ребенок — личность со своим миром общения и ценностями. Заметьте черты, которые характерны именно вашему ребенку, и воспользуйтесь ими в качестве основы для общения и воспитания. Объясняйте, когда действия ребенка нарушают нормы поведения или вызывают отрицательное отношение окружающих.

  • Поощряйте добрые поступки
  • Говорите спасибо
  • Будьте чуткими к потребностям других
  • Поддерживайте связь с друзьями и семьей
  • Оказывайте помощь другим людям

Басни Эзопа

Самым плодотворным источником моральных уроков в литературе являются «Басни Эзопа». Давайте посмотрим на некоторые учения, содержащиеся в этих популярных сказках:

  • Внешность обманчива. — Волк в овечьей шкуре

    Избегайте лекарства, которое хуже самой болезни. — Ястреб, коршун и голуби

  • Не волнуйся ни о чем. — Гора труда
  • Каждый мужчина должен довольствоваться своим делом. — Чайка и коршун
  • Ему нельзя доверять как другу, плохо обращающемуся со своей семьей. — Хозяин и его собаки
  • Мудрый тот, кого предупреждают несчастья других. — Больной лев
  • Тот, кто однажды начинает говорить неправду, вынужден говорить другим, чтобы они казались правдой, и рано или поздно они навлекут на него неприятности. — Обезьяна и дельфин
  • Тот, кто стремится причинить вред другим, часто причиняет вред только себе. — Лошадь и олень
  • Это показывает злую склонность использовать друга, попавшего в беду. — Бык и коза
  • Несчастье проверяет искренность друзей. — Медведь и два путешественника
  • Никто не должен обвиняться в его немощах. — Старая гончая
  • Гордость предшествует разрушению. — Боевые петухи и орел
  • Герой храбр не только в словах, но и в делах. — Охотник и Дровосек
  • Лжецу нельзя поверить, даже когда он говорит правду. — Пастух и волк
  • Те, кто принимает характер, который им не принадлежит, только делают себя смешными. — Ворона и ворон

Как формируется мораль

Существует множество теорий о том, как у детей развивается чувство правильного и неправильного. Одна из наиболее известных принадлежит психологу Лоуренсу Кольбергу.

Кольберг разработал различные теоретические стадии морали, которые менялись по мере роста и развития детей. Он проверил эти теории, используя «Дилемму Хайнца»: когда у жены мужчины рак, и только одно лекарство может спасти ее.

Местный фармацевт обнаружил лекарство и может изготовить его за 200 долларов. Однако он продает его за 2000 долларов. Муж этой женщины, Хайнц, может собрать только 1000 долларов, чтобы купить лекарство у фармацевта. Фармацевт не стал бы вести переговоры. Итак, Хайнц ночью врывается в аптеку и крадет лекарство, чтобы вылечить свою больную жену.

Затем Кольберг спросил детей: «Должен ли был Хайнц это сделать?» Ответы, которые давали дети, оценивались не как «правильные» или «неправильные», а почему они так считали. Отсюда Кольберг развил свои стадии морали:

Доконвенциональная (Preconventional) стадия морали

Эта стадия чаще всего используется детьми младшего возраста, хотя она может использоваться людьми на протяжении всей жизни. На этом этапе люди считают правила важнее всего остального. Они верят, что мораль заключается в том, чтобы избегать наказания. Итак, дети на этом этапе могут сказать, что Хайнц поступил неправильно, потому что он нарушил закон, совершив кражу.

Условная (Conventional) стадия морали

Эта стадия присутствует у детей старшего возраста, но, как и доконвенциональная стадия морали, она может использоваться и пожилыми людьми. Этот этап в основном фокусируется на соответствии. Люди на этой стадии судят о морали и своих действиях, основываясь на том, будут ли люди злиться на них или нет, «хороший» поступок или нет, «нормальный» поступок или нет.

Поскольку люди на этой стадии стараются больше думать об обществе в целом, а не только о себе, они могут сказать, что нехорошо воровать у фармацевта, поскольку ему могут понадобиться деньги для ухода за собственной семьей, а закон и порядок должны поддерживаться, авторитет уважаться.

Постконвенциональная (Postconventional) стадия морали

На этой стадии люди сосредотачиваются на абстрактных рассуждениях и универсальных принципах этики. Эти идеи могут не соответствовать законам и общепринятым в обществе убеждениям. Например, кто-то может сказать, что кража лекарства правильна, потому что неэтично наживаться на больных и умирающих ради личной выгоды.

Мораль — это сложное понятие, как и выяснение того, как мы развиваем мораль по мере взросления. Теория Кольберга — лишь один из многих способов начать думать об этом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: