Формы и факторы человеческой активности
При рождении человек полностью зависит от окружающих его людей. Но по мере его взросления и развития появляются новые возможности, которые поддерживают его самостоятельное существование как индивида, побуждают к определенным видам деятельности.
Советский психолог Б. Г. Ананьев в своих исследованиях выделил такие формы активности человека как общение, труд и познание.
В трудах других ученых к ним относятся созерцание, рефлексия и поведение, управление другими людьми, самодеятельность, а также творческая, художественная, когнитивная, побудительная, практическая, боевая, спортивная, информационно-коммуникативная формы.
Причины или факторы активности человека объясняются необходимостью удовлетворения ряда потребностей, которые гарантируют ему, во-первых, физическое выживание (пища, одежда, жилище, защита, размножение). Во-вторых, он нуждается в общении и признании другими членами социума, что является источником активизации его трудовой, коммуникативной деятельности. В-третьих, удовлетворение духовных запросов требует от индивида собственных энергичных поисков внутренней свободы, самопродвижения в творчестве, действий по изменению среды в соответствии со своими взглядами и запросами.
Формы и модели активности
Психическая деятельность (психика) подразделяется по содержанию на познавательную, эмоциональную и волевую; с точки зрения сознания — сознательную и бессознательную; с точки зрения личности — личную и безличностную. Этот вид деятельности также можно назвать внутренней деятельностью, т.е. деятельностью, которая происходит в рамках одной реальности.
Поведение связано с попыткой построить целостную картину личности и ее основных психических процессов, а также с изучением индивидуальных различий. Этот вид деятельности можно также назвать внешней деятельностью, т.е. деятельностью между двумя реальностями. В результате получаются четыре модели деятельности, которые подчеркивают различные взаимосвязи двух реальностей:
- Пассивность — когда одна реальность влияет на другую, а внутреннее состояние второй реальности и ее реакция на внешнее воздействие равны 0 (нулю). В жизни эта модель не встречается.
- Реактивность — когда одна реальность воздействует на другую, внутреннее состояние которой равно 0 (нулю), но при этом существует реакция от нее, соответствующая внешнему воздействию. Эта модель находится в бихевиоризме.
- Самоактивность — одна реальность воздействует на другую, реакция которой равна ее внутреннему (собственному) состоянию. Эта модель встречается во фрейдизме и гуманистической школе.
- Обусловленная деятельность — одна реальность влияет на другую, реакция которой является функцией сочетания внешнего воздействия и внутреннего состояния (личного опыта). Эта модель встречается в нео-фрейдизме и в бытовом активном подходе.
Чтобы больше узнать о различных подходах к изучению источника деятельности личности, мы обращаемся к истории ее развития.
Вопрос о деятельности личности впервые был поднят австрийским психиатром С. Фрейдом — основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории обосновывают мнение о том, что источником деятельности человека являются инстинктивные влечения, которые он имеет с рождения и которые передаются по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических черт, бессознательных импульсов, природа которых «неизвестна». Что поражает в его учениях, так это признание приоритета биологического в человеке. Положительным моментом в учении Фрейда можно считать его обращение к царству бессознательного в психике человека, которое существенно влияет на его жизненную активность. Неофрейдисты, руководствуясь основными постулатами Фрейда о бессознательном, в изучении человеческой психики пошли в направлении ограничения половых признаков и поиска новых движущих сил человеческого поведения. Нео-фрейдизм начинается с признания решающей роли окружающей среды и механизмов социального характера. Нереализованные сексуальные черты сменяются в подсознании стремлением к власти, проистекающим из сознания собственной неполноценности (К. Юнг, А. Адлер), стремлением к безопасности или удовлетворению собственных желаний (К. Хорни), неспособностью прийти в гармонию с социальной структурой общества и возникающим в результате этого чувством одиночества (Э. Фромм) и т. д.
Позднее другие школы разработали собственные теории деятельности личности, в частности, гуманистическую школу, которая отвергла нео-фрейдистскую позицию о том, что природные импульсы обязательно враждебны обществу (страх одиночества, агрессия, стремление к власти или удовлетворение желаний). Напротив, они предложили рассматривать врожденные альтруистические мотивы как источник деятельности (К. Роджерс). Другие представители той же школы разработали собственные концепции, так называемую «теорию потребностей» (Г. Олпорт), согласно которой люди отличаются количеством и степенью выраженности некоторых независимых черт, а описание личности можно получить путем тестирования или иного менее тщательного изучения их, и «теорию потребностей» (А. Маслоу), согласно которой семь классов потребностей появляются с рождения и постепенно сопровождают человеческое развитие. Физиологические (органические) потребности, потребности безопасности, потребности принадлежности и любви, потребности уважения (благоговения), когнитивные потребности, эстетические потребности, потребности самореализации. Более того, по мнению автора, физиологические потребности лежат в основе этой пирамиды мотивации, а более высокие потребности, такие как эстетические и самореализующиеся, образуют ее вершину.
Принципы психологии как науки
На протяжении всей сознательной жизни, человечество проявляло живой интерес к сущности человека: по каким причинам и закономерностям определяются его поступки, какие законы влияют на его поведение среди себе подобных, вопросы внутреннего мира. Интрига состояла в том, что основной задачей для понимания стояло возникновение мысленных образов, в чем заключается сознание, умение мыслить, творить… И психология в метании между верованиями, научными доводами и искусством, старается найти ответы не только на эти вопросы, но и на другие.
Эта наука о самых сложных процессах, происходящих в жизни человека, которые когда-либо были известны ему. В психологии человеку уготованы две одновременные роли, как объекта, так и субъекта познания. Все становятся свидетелями уникального явления: когда из научного сознания человека получается научное самосознание.
Психологические изыскания сопровождаются трудной и неоднозначно решаемой проблемой объективности в научном познании. Многими учеными психология не была признана, как объективная научная дисциплина, выдвигая на счет этого аргументы, что невозможно объективно осуществлять изучение субъективного внутреннего мира личности, который доступен для познания по определению только ей.
Похожие термины:
-
общая основа, «единица», не только интеллектуального, но и любого вида творческой деятельности (Максименко С.Д., 1998, 1999).
-
свойство человека и реальное проявление этого свойства, заключающееся в мобильности, предприимчивости, инициативе.
-
средство совершенствования организма Человечество на протяжении своего существования искало пути укрепления и продления активной жизни. Испробовано бесчисленное множество способов омоложения
-
Учебные действия учащегося, связанные с говорением, письмом, переводом и др.
-
одна из форм общественной активности, основной целью которой является реализация, социально значимых интересов.
-
степень внутренней обусловленности поведения ребенка (в отличие от реактивности, т. е. прямой обусловленности поведения внешними причинами).
-
применительно к говорению) — свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех языковых возможностей, к ко
-
интенсивность направленности личности на определенную деятельность .
-
проявление активности человеком при отсутствии положительной мотивации по отношению к выполняемой деятельности и низком конечном результате. Внешне ложная активность очень похожа на обыкновен
-
способность субъекта поднимать с я над уровнем требований ситуации, ставить избыточные с точки зрения исходной задачи цели (термин введен А. В. Петровским).
-
качество личности, проявляющееся как гармоничное нерасторжимое единство нравственных знаний и поведения. Человек, владеющий знанием нравственных категорий, в жизни поступает в соответствии с ни
-
деятельное отношение человека к жизни общества, в к-ром он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложн
-
дидактический принцип, требующий от преподавателя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глубок
-
деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.
-
принцип, сущность к-рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние н
-
сознательная целесообразная деятельность человека, ориентированная как на преобразование внешней среды (социальных условий), так и на формирование необходимых социальных качеств собственной ли
-
стремление человека к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов.
-
(от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, сущность которых определяется его потенциальной готовностью к принятию и выдвижению принципиально новых (как для определенн
-
суммарное число движений (локомаций) человека за определенний отрезок времени (час, сутки). Обычно нормируется суточное число движений (шагов). Д.а. регулируется организмом, является биологической
-
широкая концепция, которая охватывает наиболее производительную деятельность, осуществляемую детьми, независимо оттого, осуществляется ли такая деятельность в интересах рынка или нет, оплачива
Уровни активности
Чем привлекательнее для человека поставленная цель, тем больше энергии он тратит для ее достижения. Наиболее высокий уровень активности наблюдается у людей с гармоническим типом личности: у них высоко развиты как ответственность за дело, так и стремление получить наибольшее внутреннее удовлетворение от его результатов.
У личностей продуктивного типа результаты действий также высокие, однако, они достигают их из-за увлеченности своими идеями, а не из-за высокого уровня ответственности.
Повышенной сознательностью, гиперконтролем отличается рефлексивный тип, но эти качества в сочетании с самокритичностью делают его неуверенным в себе и в своих инициативах. Поэтому к активному их осуществлению он готов только при посторонней моральной поддержке.
Несамостоятельность в достижении поставленных перед ними целей проявляют люди исполнительского и функционального типа. Взяв на себя ответственность, они строго следуют сторонним указаниям и инструкциям, пользуются готовыми решениями, не подключая собственную инициативу.
Сложные деловые и творческие предложения могут выдвинуть созерцатели, но на первом плане у них стоит продвижение собственного «Я», а не деятельность по реализации своих идей. Отсутствие ответственности и самостоятельности, наступательности — характерные черты людей такого типа.
Таким образом, какой у него уровень активности (высокий, средний или низкий), зависит как от личностных природных качеств человека (темперамент, способности), так и от тех, которые воспитаны в нем родителями и социальной средой.
Типы и виды
Деятельность в психологии можно поделить на 4 вида. С рождения малыш может издавать различные звуки. Таким образом он общается с внешним миром. Затем он начинает произносить отдельные слова, благодаря чему может общаться не только со своими близкими. С помощью игровой деятельности ребенок учится социализации. Например, примеряя на себя определенную профессию или играя в куклы, малыш будто погружается в реальную семейную жизнь.
С помощью труда создается общественно значимый продукт. В данном случае человек может заниматься трудовой деятельностью как самостоятельно, так и привлекать других.
С помощью познавательной деятельности человек приобретает новые знания, а художественная способствует удовлетворению эстетических потребностей.
Теория уровней построения движений.
В зависимости от того, какую информацию несет сигнал
обратной связи, афферентные сигналы проходят в разные чувствительные центры
головного мозга и, соответственно, переключаются на моторные пути на разных
уровнях. Уровни – это морфологические слои ЦНС.
Уровень А – структуры спинного мозга и ствола.
Основная функция – регуляция тонуса мышц. Движения – тремор, внутримышечные
координации (подбор необходимого усилия), равновесие.
Уровень В – Синергий. подкорковые структуры.
Основная функция – регуляция движений организма как единого целого.
Обеспечивает ритмические и циклические движения, которые не требуют координации
с внешним пространством – потягивание, эмоциональная мимика и пантомимика.
Уровень С – низшие уровни коры. Вну координация
сложных ансамблей. Основная функция – координация движений во внешнем
пространстве. Возможность неподготовленных целенаправленных движений в
ближайшем окружении. Прицеливание, все переместительные движения (ходьба, бег и
пр.), движения рук пианистки или машинистки, метание. Переместительные, на
ловкость.
Уровень Д – теменно-премоторный уровень. Основная
функция – координация предметных действий, делает возможным манипуляции
с объектом и восприятие деталей. Движения подчиняются логике деталей.
Жонглирование, фехтование, шнуровка ботинок, завязывание галстука.
Уровень Е – основная функция: обеспечение интеллектуальных
двигательных актов: речь, письмо, движения символической или кодированной
речи (азбука Морзе). Движения определяются вербальным смыслом.
Зачем нужны коррекции: Силы. реактивные, инерционные,
внешние, исх. состояние.
Развитие навыка: Ознакомление: двиг. состав, внутренняя
картина=первичная роспись коррекций; автоматизация: развёрстка фонов,
срабатывание; Автоматизация: авт., стандартизация, стабилизация.
Дополнительные комментарии:
1. В организации сложных движений участвуют, как правило,
несколько уровней: тот, на котором выполняется движение и все предыдущие. В
сознании человека представлена только работа ведущего уровня, работы фоновых,
как правило, не осознается.
2. Формально одно и то же движение может выполняться на
разных ведущих уровнях, в зависимости от смысла задачи.
5 принципов психологии
Принципом отражения раскрывается осознание сути психики и ее главных функциональных возможностей, раскрываются уровни развития человеческой психики. Психика человека своеобразна и имеет особую форму отражения, зависящую от многих обстоятельств, в которые входят:
- Объективная реальность с ее особенностями, воспринимаемая при помощи речи и органами чувств.
- Головной мозг и его самочувствие.
- Психическое и физическое здоровье человека.
По принципу активности исследователь ориентируется во время изучения явлений психики брать во внимание сознательное и целенаправленное отражение в человеческом сознании внешних и других обстоятельств, а не только зеркальное. По принципу единства специалист ориентируется на содержательное и аксиологическое исследование психического состояния человека, учитывая конкретные исторические условия его жизнедеятельности
По принципу единства специалист ориентируется на содержательное и аксиологическое исследование психического состояния человека, учитывая конкретные исторические условия его жизнедеятельности.
Целостный и системный подход — это принцип, связанный с изучением и глубоким пониманием феноменов психики, которые находятся во взаимосвязи между собой. Также специалист по этому принципу ориентируется на осмысление психики, как целостное интегральное явление.
Относительная самостоятельность — этот принцип говорит о том, что у всякого психического явления есть своя специфика, которая состоит из своих формирующихся, развивающихся и функционирующих закономерностей, заодно с физиологическими основами.
Соотнесение активности с категорией деятельности
Широкое распространение получила теория В.А. Петровского, который рассматривал личность как подлинный субъект активности. В процесс становления деятельности автор выделяет три последовательных этапа:
- 1-й этап — функционирование особи как предпосылка деятельности. На данном этапе функционирование предполагает простейшее проявление жизни, то есть возможность непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением.
- 2-й этап — деятельность выступает как условие выживания субъекта. С помощью той или иной деятельности субъект может достичь необходимый предмет, который ранее был недоступен, но необходим для функционирования.
- 3-й этап — активность как высшая форма развития деятельности. Процесс развития человека сопровождается возникновением новых, вспомогательных форм взаимодействия с миром. Они направлены на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта.
Понятие активности
Активность как категория затрагивается в различных сферах научной мысли. Однако полного ее освещения нет ни в одной из них.
Определение 1
Активность – это универсальное свойство, которое характерно для всего живого.
Различные концепции по-разному соотносят активность с другими процессами. В ряде случаев она рассматривается как составляющая поведения.
Определение 2
Активность личности – это способность человека к осуществлению общественно значимых преобразований в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, которая проявляется в творчестве, волевых актах, общении.
Согласно позиции других авторов, активность сопоставляется с деятельностью. Сторонники третьей точки зрения рассматривают активность опираясь на ее составные элементы.
В психологии активность рассматривается как отображение трех явлений:
- Деятельность индивида.
- Противоположность пассивности (не только непосредственно сама деятельность, а также желание ее реализовать и готовность к этому).
- Инициативность.
Компоненты деятельности
Действие состоит из познавательной, эмоциональной и волевой частей. Внутреннее строение познавательного компонента делится на перцептивные, мнемические и мыслительные процессы.
По мнению первооткрывателя, деятельность является структурированной и ее можно поделить на этапы. Сразу формируются цель и задача, а также выполняется план. Далее смотрят на полученный результат, исправляя ошибки. Третьим этапом является анализ работы.
В дальнейшем другие ученые несколько доработали теорию, поставив на первое место мотив. Лишь после постановки цели человек может выработать план, который сможет ему помочь достичь желаемого.
Что говорили о ней древние философы
Ученые древнего Востока и Запада к изучению того, что такое активность человека, подходили и с материалистической и идеалистической точек зрения.
Сократ (470-399 гг. до н. э., Древняя Греция) объяснял ее состоянием души, которую считал его психическим свойством, средоточием нравственных представлений. Эти представления формируются в результате обучения человека тому, что есть добро и зло, а виды активности и характер его поступков как раз и зависят от этих знаний. Лозунг Сократа «познай самого себя» следует понимать как призыв к анализу поведения и отношения к нему, а не к анализу собственных эмоций и переживаний.
Аристотель (384-322 годы до н. э.), изучая, что такое активность психики, называл упражнения в нравственных поступках как условие ее повышения. Простое знание о добре и зле не делает человека обладателем таких качеств как, например, добродетельность и благоразумность — постоянные тренировки, упражнения в них делают его таковым.
Учение стоиков возникло в Афинах в IV веке до н. э. Его последователи считали, что повышение активности психики недоступно обычным людям, руководство ею — удел лишь истинных мудрецов, чей разум бесстрастен и не допускает душевных переживаний. Любые эмоциональные потрясения лишают человека внутренней свободы, мешают выполнению долга.
Эпикур (341-270 годы до н. э., Древняя Греция), напротив, считал истинным счастьем отречение от общественной активности. Его он видел в удовлетворении простых потребностей. Воля, ум, психическая активность человека должны направляться на тренировку в самоограничении от недоступных удовольствий, иначе неизбежны страдания от их недостижимости.
Методологические принципы психологии
Применительно к психологии следует назвать следующие методологические принципы:
Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм — причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный методологический принцип психологии предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений.
Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).
Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).
Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений — это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте).
Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность — внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.
Принцип системности (системного строения психического явления) -принцип психологии, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение.
Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.
4 стр., 1889 слов
Основные принципы гуманистической психологии
… направление в психологическом консультировании. Основные принципы гуманистической психологии Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического … делают его агрессивным и отчужденным. Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в … Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться …
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Проблемы активности личности
Наконец, психология интернатного типа также подходит к развитию проблемы личностной активности. В России наука о поведении начинается с работ И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева, которые пришли к идее активного отношения организма к окружающей среде. Следует подчеркнуть, что учение Павлова об условных рефлексах оказало значительное влияние на исследования многих зарубежных физиологов и психологов, занимающихся проблемами поведения и деятельности животных и человека.
Психологические проблемы человеческой деятельности решались многими российскими психологами разных периодов. Центральное место в этой концепции занимает концепция деятельности. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Теория отношения Д.Н. Узнадзе, основанная на рассмотрении развития отношения субъекта, анализирует закономерности психической деятельности. Н.А. Бернштейн, П.К.. Проблеме психофизиологической природы деятельности посвящены Анохин, А.Р.Лурия и другие ученые
Наибольшее внимание социальному характеру деятельности уделено в работах Б.Ф. Ломова, К.А
Абулханова-Славской, Е.В. Шороховой. Божович показал, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенок в разные периоды своей жизни формирует определенный взгляд на мир, который называется внутренней позицией. Как и в случае с ней, важнейшей внутренней особенностью деятельности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории является личный смысл. Она выражает связь целей деятельности человека, т.е. того, к чему он непосредственно стремится в данный момент, с его мотивами, т.е. с тем, что его мотивирует. Чем шире и разнообразнее деятельность, в которой участвует человек, чем более развита и упорядочена она, тем богаче он сам.
Мотивирующим фактором для деятельности является «цель». Цель — это воспринимаемый результат, на который в данный момент направлено действие (деятельность), связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Потребность — это потребность, которая проявляется в зависимости человека от определенных условий, необходимых для жизни и деятельности. Потребности всегда отражают стабильные жизненные зависимости организма и окружающей среды. Потребности человека развиваются вместе с развитием социальных условий жизни, производством, научно-техническим прогрессом. Сам процесс удовлетворения потребностей способствует его развитию и воспроизводству новых потребностей, которые неизбежно порождаются различными сферами общественной жизни людей и их деятельностью. Чем выше уровень цивилизации общества, экономическое и духовное развитие, тем богаче и разнообразнее его потребности. Основными характеристиками человеческих потребностей являются сила, периодичность, возникновение и способ удовлетворения.
Внутренние мотивы действий становятся мотивами, которые возникают в результате осознания потребностей человека и проявляются в конкретных усилиях по их удовлетворению. Мотив — это реальная мотивация, которая побуждает человека действовать в конкретной жизненной ситуации и при определенных условиях.
В процессе взросления многие направляющие поведенческие мотивы в конечном итоге становятся настолько характерными для человека, что они становятся его личностными качествами. К ним относятся мотивация к достижению цели или стремление избежать неудачи, мотив власти, мотив помощи другим (альтруизм), агрессивные поведенческие мотивы и другие. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, которая отражается в проявлениях других личностных качеств.