Семейная жизнь
Немаловажную роль в анализе образа персонажа играет его отношение к семейной жизни. В какой-то момент герой признается, какова была его цель ранее. Когда-то давно мужчина мечтал сделать карьеру чиновника, но добиться успехов у него не получилось. И тогда Репетилов выбрал другой путь, он решил жениться по расчету
И это ему удалось, теперь мужчина женат на дочери большого человека, важного чиновника. Вот только полностью воплотить планы в реальность не получилось
Свекор, вместо того чтобы помогать Репетилову и продвигать его вверх по карьерной лестнице, принял решение не вмешиваться. Он испугался упреков со стороны знакомых и коллег.
Значение образа Репетилова в «Горе от ума»
Согласно традициям литературного направления «классицизм», у Репетилова говорящая фамилия. Она созвучна с английским «repeate» и происходит от «repeto» на латыни, что означает «повторять». Фамилия этого персонажа указывает на то, что он неспособен на самостоятельные мысли или действия – всегда повторяет за кем-то.
Образ Репетилова в «Горе от ума» — это пустой, поверхностный человек, чьи слова и действия ничего не значат. Да, он проживет свою сытую и праздную жизнь, но он не принесет в мир ничего нового и полезного, никого не сделает счастливым. И, что самое интересное, сам Репетилов понимает бессмысленность своего существования. Он говорит:
«…Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!..»
Тем самым видно, что этот герой отличается от представителей фамусовского общества хотя бы тем, что осознает истинное положение вещей и отсутствие собственной значимости для народа и для мира в целом. После всех событий в комедии появление в конце Репетилова – это громкое и отчетливое заявление автора о том, что он думает о московской аристократии начала XIX века.
При все этом Репетилов – совсем не злой человек. Он никому не желает ничего худого и пытается искренне радоваться жизни. Поэтому назвать его отрицательным персонажем никак нельзя. В этом и состоит новаторский элемент «Горе от ума», ведь образ Репетилова – это типичный дворянин своего времени. Не злой, не желающий навредить кому-то, местами даже добродушный, но все-таки – зависимый от чужого мнения и собственного статуса. Бесполезный человек. Именно из-за отсутствия практической пользы от дворянства во второй половине XIX века многие люди с активной политической позицией стали выступать против того, чтобы дворянство оставалось передовым классом.
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1
Характеристика Репетилова
Известнейшая комедия Грибоедова «Горе от ума» известна не только яркими образами главных героев, но ещё и второстепенных. Одним из таких персонажей является Репетилов-старый друг Чацкого. Он появляется в самом конце пьесы на балу, причем сперва о нём складывается ошибочное мнение. Но позже он показывает себя как достаточно поверхностный, гнилой и болтливый человек. Он относится к представителям «фамусовского общества» , хоть и общается со своим «любезным другом», который стоит один против всего этого общества.
В прошлом Репетилов поднимался по карьерной лестнице чиновника вверх, но позже сдал позиции и потерпел неудачу. Его образ довольно примитивен, ведь у него нет никаких талантов и способностей. Всю свою жизнь его интересовали лишь шумные вечера, балы, обеды, и в круге его общения полно таких же лицемерных людей. Весь его образ жизни подавляет его энергию, целеустремленность, и он сам понимает, что чем больше лет летит, тем меньше шанс того, что он когда-либо изменится, поэтому он не может «перебеситься». Вследствие этого он довольно-таки не уверен в себе, потому что признает себя глупцом и дураком первей, чем его кто-то так назовет. Он ленив, является плохим мужем и отцом, постоянно проигрывает что-то ценное из своей жизни из-за карточных игр. Всю свою жизнь он мечтает оказаться в кругу высшего и богатого общества, поэтому состоит в клубе, где собралась вся дворянская элита. Еще посещает тайные кружки, где собираются по четвергам. Это было общество будущих декабристов, которые были готовы отдать все свои силы за счастливое будущее народа и родной страны. Но именно Репетилов стремился больше к моде, нежели к благотворительности. У него есть отличительная черта-повторять то, что сказал его приятель, который является «искаженным зеркалом» его самого, как бы тот не старался походить на него. Между ним и Чацким огромная пропасть, потому что у Чацкого всё идет от пылкого сердца, порывов души, а Репетилов — очередной тип, который ставит перед собой лишь материальные цели
Ему не важно, каким способом добиться лидерства и статности в обществе. Ему важен чин, статус, положение в обществе, но то, что он сгнил изнутри, потерял в себе свои духовные и моральные качества
В заключение можно сказать, что Репетилов-это тот герой комедии, от кого нет никакого толка абсолютно. Он лишь очередной раз доказывает косность мышления «фамусовского общества»
Противостояние Чацкого и комичного оппонента
Вторая задача, с которой автор комедии создал данного персонажа — это сравнение главного героя с типичным представителем общества. Несложно составить сравнительную таблицу, озвучив кардинальную разницу между Чацким и Репетиловым. Несмотря на то что они были давними друзьями, главный герой постоянно осуждает на балу товарища, говоря о том, что тот не меняется в лучшую сторону.
Суть противопоставления Чацкого и Репетилова заключается в обелении и превозношении образа центрального персонажа, по сравнению с простыми приземленными людьми, идущими на поводу у времени и модных веяний, не задумывающихся о будущем. Комичный герой шумит, да и только, как говорит автор комедии. Он любит все заграничное, отличается душевной простотой и отсутствием своего мнения. Главный герой, наоборот, более серьезный, идейный. Он любит все русское, вольно излагает свои мысли, проявляет патриотизм, ненавидит чинопочитание и карьеризм.
Репетилов придерживается либералистических взглядов и радуется своему положению. Чацкий же, наоборот, противостоит устоям минувшего века, он выступает против:
- Вседозволенности помещиков, измывающихся над крепостными.
- Разлуки простых работников с детьми по велению вельмож.
- Обмена крепостных работников на собак, что унижает человеческое достоинство.
- Многочисленного лагеря инакомыслящих.
Чацкий считает, что материальное благополучие, недюжинный азарт, увлечение карточными играми, положение в обществе — это не мерила человеческой личности. Главный герой пытается донести другим, что честь и достоинство должны в первую очередь служить методом оценки человечности в дворянском обществе.
В глазах Репетилова центральный персонаж выглядит безнадежно бесстрашным, сумасшедшим. Но это все клевета на фоне иных взглядов на жизнь. На балу Чацкого никто не слушает, а вот болтовню пришедшего товарища выслушивают абсолютно все. Но он уверен, что его время скоро придет, ведь за пределами дома Фамусова есть много единомышленников, готовых победить прошлый век.
Будучи кривым зеркалом для Чацкого, Репетилов позволяет максимально точно раскрыть образ главного персонажа и воспринимать слова Александра Андреевича максимально серьезно. Несмотря на такие большие различия, эти герои схожи между собой, так как оба постоянно говорят о своих убеждениях.
Сочинение про Репетилова в Горе от ума
В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов написал бессмертную комедию «Горе от ума». В ней автор показал конфронтацию взглядов, нравов и умов людей, принадлежащих разным социальным сословиям. Раскрытая тема в произведении остается актуальной во все времена. И в нашем современном обществе можно наблюдать людей, которые являются прототипами выдуманных героев в комедии.
Для того, чтобы внести ясность в представление о сложившейся политической обстановке, автор вводит образ героя по фамилии Репетилов. Он был старым приятелем господина Чацкого. Это смешной человек, который выдает свою неуклюжесть и неловкость. В какое-то время он решил делать карьеру чиновника, но потерпел в этом неудачу. Ни в чем не может достичь успеха, потому что является ленивым человеком.
Он все время говорит разный вздор. Считает себя глубоко суеверным человеком. Из положительных черт у него есть одна. Он является человеком с добрым сердцем. Заурядный господин, у которого нет особых способностей, всегда вел никчемную жизнь. Был игроком, который разорился. Тем самым, он расточил свое имение, и оно было отдано в пользу государства. Всю жизнь мечтает о том, чтобы находиться среди высшего богатого сословия. Несмотря на свою глуповатость, он относится к себе самокритично. Автор комедии представляет Репетилова неудачным отцом и мужем. Он не пренебрегал тем, чтобы обмануть свою жену, периодически посещал танцовщиц.
Однажды он стал членом элитного клуба, который был весьма престижным. В клубе собиралась вся дворянская элита. Так же он посещал какие-то тайные собрания по четвергам. В таких собраниях собиралось общество декабристов, которые стремились к справедливости. Они пропагандировали уважение к народу и свободу личности. Несмотря на то, что Репетилов посещал такие собрания, вся его сущность стремилась к моде. Часто он повторяет чьи-то слова, не понимая и не осознавая их значения. Он стремился завоевать свое место в аристократическом обществе.
Что из себя представляет Репетилов, можно судить только сравнив его с Чацким. Между ними всегда будет существовать огромная пропасть. Репетилов является пустым человеком. Он не занимает четкой позиции в обществе
Ему не важно в каком обществе находиться. Главное – это занимать не последнее место в нем
Репетилов изображен отражением Чацкого, его идей, его жизни. Но отражением это как в кривом зеркале. Это искаженное отражение.
Список действующих лиц и прототипы героев
Главные персонажи
Чацкий. Главный герой комедии, является положительным персонажем. Молодой человек получил воспитание в семье богатого помещика, Фамусова, но на момент событий в пьесе уже 3 года живет отдельно. По происхождению — дворянин. Умен, проницателен, благороден. Несмотря на свой статус, осуждает взгляды высшего общества. Питает чувства к Софье, дочери Фамусова, однако интерес не взаимен.
Прототипом Чацкого, предположительно, стали две исторических фигуры: П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер. Чаадаев — участник Отечественной войны, путешественник и философ. Издал книгу «Философические мысли», идеи которой шли в разрез с идеологической политикой Николая I.
Кюхельбекер — общественный деятель, друг А. С. Пушкина, декабрист. По возвращении из заграницы оказался в опале на родине. Его черты Грибоедов также позаимствовал для создания ключевого персонажа пьесы.
Фамусов. Богатый помещик, придерживающийся консервативных взглядов. С подобострастием относится к чиновникам и власть имущим. Фамусова заботит его положение в обществе и мнение окружающих о его персоне. Занимается воспитанием дочери Софьи.
Не поддерживает взгляды Чацкого и постоянно вступает с ним в споры. Заигрывает со служанкой Лизой. Прототип героя — собирательный образ помещиков той эпохи. Ряд литераторов придерживается мнения, что Грибоедов при создании персонажа опирался на характер своего дяди.
Софья. Умная девушка, получившая воспитание в лучших традициях дворянского общества. Испытывает чувства к Молчалину, не отвечает взаимностью Чацкому. Любит французскую литературу. Прототипом, предположительно, стала Софья Грибоедова, двоюродная сестра писателя, которая вышла замуж за Римского-Корсакова.
Молчалин. Отрицательный персонаж комедии. Работает секретарем Фамусова. Происходит из бедной семьи, стремится выбраться «в люди». Умеет раболепствовать и пресмыкаться перед начальством. Влюблен в Лизу, прислугу в доме Фамусова. Прототип — некий усердный посетитель знатных персон, который получил сан почетного опекуна.
Скалозуб. Известный человек в Москве среди высшего общества. Немолодой и неженатый полковник, мечтающий о генеральских погонах. Не блещет интеллектом, принадлежит к разряду «солдафонов». Прототип: С. А. Римский-Корсаков, супруг кузины писателя, Софьи, а также русский генерал И. Н. Скобелев. Декабристы утверждали, что Скалозубы встречались в армии повсюду — недалекие военные, которые «поучали» солдат исключительно битьем.
Второстепенные герои
Лиза. Прислуга в доме Фамусова. Простая и веселая девушка. Покрывает Софью после свиданий последней с Молчалиным. Влюблена в буфетчика Петрушу. Фамусов не упускает возможности пофлиртовать с Лизой.
Репетилов. Приятель Чацкого. Посредственный и недалекий персонаж. Прототип — Н. А. Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском полку. Это был остряк, страстью которого было отпускание шуток и каламбуров. Человек простодушный и добрый.
Загорецкий. Светская персона, частый гость в доме Фамусова. Недалекий, глуповатый, при этом изворотливый. Предполагаемый прототип — литератор А. Элькан, по совместительству делец и аферист. Он утверждал, что является потомком арабского князя Эль-хана, которого на самом деле никогда не существовало.
Хлестова. Одинокая старая женщина, живущая с собаками и приживалками. Ее образ списан с Н. Д. Офросимовой, известной богатой барыни, о крутом нраве и откровенном поведении которой знало все высшее общество. Также предполагается, что прототипом героини стала мать самого писателя.
Горичев. Друг Чацкого. Военный в отставке. Женат на молодой даме и во всем ей подчиняется. Нет единого мнения, кто послужил прототипом для героя. По одной из версий, им стал И. И. Огарев — давний приятель Грибоедова, по другой — это С. Н. Бегичев, также друг писателя.
Тугоуховский. Часто общается с Фамусовым. Главная цель его жизни — найти мужей для своих шестерых дочерей. У Тугоуховского нет своего мнения, нет эмоций. Персонаж обезличен, склонен к ханжеству и лицемерию.
Княжны. Дочери Тугоуховского. Автор не дает девушкам даже имен, а только порядковые номера. Пустые и обделенные интеллектом дамы. Примечательно, что Софья Фамусова, при всей ее развитости, относится к княжнам со всей серьезностью, что сказывается на восприятии этого персонажа читателями — Софья видится такой же поверхностной.
Петрушка. Слуга, оказывает помощь князю при составлении записей, т.к. владеет основами грамоты. Неопрятен. К нему неравнодушна Лиза, прислуга в доме Фамусова.
В комедии также присутствуют внесценические герои — представители высшего московского общества.
Система образов «Горе от ума» в комедии Грибоедова
Комедия «Горе от ума» Грибоедова занимает особое место в русской литературе. Она сочетает черты классицизма и новых направлений того времени – романтизма и реализма.
При написании сочинения по системе образов в «Горе от ума» нельзя этого не коснуться.
Признаки классического канона в этом произведении: композиционная строгость – действие происходит в течение суток, любовный конфликт сочетается с общественным конфликтом, в центре произведения традиционный для классической литературы любовный треугольник.
Произведение носит общественный пафос, что свойственно романтизму. «Горе от ума» описывает противостояние Чацкого фамусовскому обществу.
Признаки реализма – это сложная система образов. Герои комедии с противоречивыми характерами и функциями. Так, Чацкий, не только отвергнутый любовник. Он еще и высказывает идеи близкие автору. То же касается и других. Новаторство системы образов в их неоднозначности. Каждый герой индивидуален.
Горе от ума: система образов
Любовный конфликт происходит между Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественный – между Чацким и Фамусовым.
Второстепенные герои Лиза, Скалозуб, Горич, Репетилов – участвуют как в любовном, так и в общественном конфликте.
Персонажи из эпизодов представляют картину московского общества. Это гости на балу у Фамусова.
Для раскрытия системы образов в «Горе от ума» играют роль внесценические персонажи. Они делают характеры героев более развернутыми. Это буфетчик Петруша, брат Скалозуба, Марья Алексеевна и так далее.
Образная система организована по принципу противопоставления. Герои «века нынешнего» противостоят героям «века минувшего». У них различное отношения ко всему.
Всего действующих лиц более 20. Нельзя четко разделить их на положительных и отрицательных.
Чацкий
Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого среди других. Об этом еще до его появления говорит служанка Лиза.
Но в то же время герою свойственен сарказм, вспыльчивость, бестактность. Софья укоряет его за сарказм. Оправдание Чацкого в том, что он искренне возмущается обществом, в котором оказался.
Образ героя выражает позицию самого Грибоедова. Чацкий не принимает рабского преклонения перед всем иностранным. Он также ненавидит чинопочитание и желание везде заводить полезные знакомства.
Герой переживает личную драму. Его надежды на любовь Софьи не оправдались.
Софья
Это противоречивый образ. С одной стороны она близка Чацкому по духу, с другой – отвергает его.
Софья образована. Но именно поэтому увлечение Молчалиным закономерно, так как на неё большое влияние оказали французские романы. Она увидела в Молчалине скромного человека вместо двуличного, которым он является на самом деле.
Но в то же время, она часть фамусовского общества, где дорожат только должностями и богатством. Софья, желая доминировать над супругом, выбрала Молчалина.
Молчалин
Этот персонаж нравится фамусовскому обществу тем, что стремится услужить. Небогатый дворянин, он гордится успехами по службе и хвалится ими. Его идеалы полностью совпадают с идеалами московского дворянства. Но Софья будет им обманута, так как он ухаживает за ней «из выгоды».
Фамусов
Этот герой – главный проповедник «века минувшего». Он занимает влиятельный пост в Москве, принадлежит к консервативных дворянам, которые не хотят перемен.
Мнение Фамусова – это мнение московского дворянства. Он считает, что книги опасны, а образованность ни к чему. Фамусов заботится лишь о том, какое впечатление он произведет в свете. Он презирает тех, кто не обладает властью и деньгами.
В произведении «Горе от ума» Грибоедов стоит у истоков новой русской драматургии. В комедии сочетаются черты разных направлений, чтобы передать основную идею – конфликт старого и нового века.
Сочинение на тему Репетилов
В русской литературе принято давать героям говорящие фамилии и персонаж произведения Грибоедова «Горе от ума» Репетилов не стал исключением. В переводе с латинского языка данная фамилия трактуется русским глаголом «повторять». И данный перевод в полной мере подтверждает манеру поведения героя. Он постоянно повторяет разные унижения относительно себя и утверждает, что его жизнь никчемна.
Репетилов воображает себя другом Чацкого
, только потому, что во время посещения бала ему удалось с ним поздороваться. Через какое-то время читателю удаётся понять, что подобных друзей у Репетилова несколько, среди которых и Скалозуб. Появляется ощущение, что Репетилов восторгается теми людьми, которым удалось чего-то добиться в жизни и он, как неудачник, хочет хоть как-то встать рядом с одним из таких людей
Ему важно иметь возможность даже просто поздороваться с, таким как, Чацкий, к примеру. Подобные пустые жизненные моменты для Репетилова идут, как главные события всей жизни
Он осознает, что ему уже никогда не дорасти до высшего чина и не стать борцом за справедливость, как Чацкий. И он выбирает пассивное поведение наблюдателя балабола.
Репетилов по своему образу — прирожденный балабол, который постоянно что-то повторяет и врёт. Он открыто заявляет, что является прожигателем собственной жизни и читателю удаётся это заметить по ходу рассказа. Репетилов ведёт праздную жизнь, любит балы. Он пытался выбиться в высшие чины с помощью женитьбы на дочери чиновника.
Репетилов считает, что состоит в либеральном обществе похожем на декабристское. Но, когда мы узнаем суть этого общества, становится понятно, что Репетилов снова выдумывает. Все члены этого кружка собираются только для того, чтобы играть в карты и делиться смешными историями.
Репетилов в произведении играет роль искаженного зеркального отражения Чацкого, который затеял ссору с бывшими друзьями министрами. Так же и Репетилов поссорился с не сложившимся тестем. Речь Чацкого ясна, тверда и решительна, а Репетилов, как искаженное отображение несёт небывальщину. Сцена посещения Репетиловым бала, как карикатура на действия Чацкого.
Репетилов вобрал в себе образы разных характеров. Он является пародией на «пустого» человека, который идёт по течению праздной жизни. Создавая образ Репетилова писатель хотел показать, как подобные люди способны снизить высокие идеалы.
2 вариант
Второстепенный герой комедии служит одним из образов дворянского общества начала девятнадцатого века, времени проникновения в эту среду новых идей, зарождения декабристского движения.
Репетилов, в отличие от мыслящего Чацкого, стремящегося к новому, более справедливому обществу, а также и от Фамусова и подобных, сознательно отстаивающих прежние порядки, не имеет твердых убеждений. Он проникся новыми деями, но это наносное, просто следование моде. На отсутствие у данного персонажа твердых убеждений указывает и говорящая фамилия, напоминающая французское слова «повторять».
Репетилов состоит в тайном обществе (вероятно, напоминающим организации декабристов). Однако он не читает, не занимается самообразованием, даже осхваляя организацию, к которой он принадлежит, Репетилов не может толком объяснить ее цели.
В целом, этот персонаж комедии – образец светского человека. Он глуп, в чем сознается сам. Репетилов не принести пользы обществу, как, впрочем, и самому себе. В пьесе упоминается, что карьеру сделать у него не получилось.
С нравственной точки зрения, Репетилов также выглядит неприглядно. Он содержит танцовщиц, изменяя с ними своей жене. При этом о своих собственных интересах этот персонаж также позаботится неспособен. Он проиграл много денег в карты, а имение его отдано в опеку, то есть управляется государством. Все что, действительно, занимает Репетилова – это мишура светской жизни, балы и собрания. На примере этого персонажа комедии видно, почему в то время все осталось как прежде, несмотря на явное влияние новых идей.
Репетилов представляет собой пародию на Чацкого. В лице главного героя произведения, который в конце повествования, требуя карету, выражает презрение к тогдашнему высшему обществу, есть большая доля осуждения Грибоедовым и таких как Репетилов, людей, не имеющих настоящих убеждений и неспособных ни на что. Отсутствие самостоятельного мышления, замененного бездумным следованием моде, делает их даже хуже, чем также осуждаемые автором старомосковские консерваторы.
Характеристика героя
Один из персонажей известной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» — Фамусов Павел Афанасьевич. Герой пьесы — главный представитель так называемого фамусовского общества, является дворянином, известным помещиком. В своих кругах, учитывая многочисленные знакомства и связи, Фамусов — более чем узнаваемый житель Москвы, который служит управляющим в казённом месте. Невозможно описать Фамусова, не упомянув его хвастливость, присущую всем знатным представителям дворянства. Помимо этого, Павел Афанасьевич вполне гостеприимен, общителен, можно назвать его любителем красивой жизни «на широкую ногу». Ему безразличны любые обсуждения и сплетни в сторону своей личности. Для себя Фамусов определил жизненным кредо умение в нужных ситуациях угождать, а также выслуживаться перед теми, кто может быть ему полезен. Идеалом для Павла Фамусова является его дядя — Максим Петрович, которому племянник всячески стремится подрожать.
(Образ Фамусовского общества с характерным дворянским времяпрепровождением в XIX веке того времени
)
Невзирая на то, что жены Фамусова нет в живых, он же позволяет себе развязное поведение, хоть и создаёт видимость добропорядочного вдовца. Фамусов не только проявляет интерес к служанке, но и тесно связан с докторшей.
У Павла Афанасьевича есть дочь Софья, ее Фамусов бесконечно любит и бережёт. И каждый подходящий момент приходится удобным случаем для напоминания о том, как много сил было вложено в воспитание дочери. Однако нельзя определить образ Фамусова односторонне негативным, ведь он способен к состраданию и проявлению доброты. Подтверждением этому служит случай смерти его друга, сына которого Фамусов взял на собственное воспитание и относился к нему ничем не хуже, чем к родной дочери. По соображениям Фамусова, брак между людьми может быть возможным лишь в случае, когда их сочетание способно принести достойный финансовых доход. Исходя из этого, его цель — обеспечение будущего Софьи удачным замужеством за богатым женихом.
Работает Фамусов лишь с желанием получить побольше денег, заслужить признание и последующие звания. Всю работу за него выполняет его секретарь, а сам же он только что и делает, так ставить свою подпись на подготовленных бумагах.
Фамусова, заядлого московского барина 20-х годов XIX века, можно отнести к ярым сторонникам крепостных порядков.
Новости
/ / / Сравнительная характеристика Чацкого и Репетилова
В комедии Грибоедова представлен образ современного человека в лице . Мужчина молод, умен и с хорошим образованием. В отличие от фамусовского окружения у него свои взгляды на мир. Он не готов мириться с подхалимством и лицемерием завладевшим сознанием многих людей. Ради собственной выгоды, мужчина не отказывается «выслуживаться» ни перед кем. Он не только осуждает подобного рода действия, но и практически объявляет им войну.
Но борьба с низкими моральными устоями, оказывается проигранной. Павел Фамусов и все гости, приглашенные на танцы под фортепиано, посчитали Чацкого сумасшедшим, уже после нескольких его резких высказываний. Эта новость обескураживает и оскорбляет мужчину. Он не желает больше пребывать в обществе маскирующихся лицедеев.
Грибоедов показывает и образ Репетилова. Мужчина появляется почти в самом конце комедии, когда встреча в доме Фамусовых практически завершена и гости поджидают свой экипаж.
На первый взгляд производит мнение образованного человека, так же как и Чацский олицетворяет собой современность. Он рассказывает Александру о том, что он только вернулся из Английского клуба. Однако объяснить предназначение данного сообщества он не может. Репетилов не понимает, ни о чем так разговаривают, ни какие проблемы решают. Из его «доклада», становится понятно, что он находится там исключительно потому, что это в данный момент очень модное заведение.
Он очень отличается от Чацского тем, что, несмотря на стремление, так же принадлежит к обществу с низкими моральными качествами. Мужчина с легкостью верит в слухи о сумасшествии своего «товарища». Ведь это мнения большинства, а люди, не могут ошибаться!
Грибоедов в Чацском показывает, каким именно должно быть будущее человечества. Без лицемерия, алчности, холодного расчета и погони за должностями. Однако к этому Россия сможет прийти не сразу, ведь это настолько массово «въелось» в культуру страны, что избавится он ежечасно, точно не получится. Возможно, Репетилов и является следующим звеном, пути «эволюции» общества к поднятию культуры и морали. В нем только зарождается интерес к другой жизни, однако из-за вранья и нелепых рассуждений, он, как и главный герой в итоге, становится изгоев. Его собеседники незаметно исчезают из поля зрения, еще до того, как Репетилов успеет закончить свою мысль.
Грибоедов образом Репетилова, как бы завершает картину происходящего. Автор не наделяет совершенством ни этого, ни какого другого персонажа. В Чацском присутствует честь и доблесть, однако низкий моральный уклад общества, выводит молодого человека из равновесия. Мужчина резко высказывается о других людях. Этим самым он и показывает, что тоже не совершенен. Ведь оскорбления других тоже не является признаком большого ума.
Автор своим произведением показывает, что нет идеальных людей с абсолютно правильными действиями и мировоззрением. И то, что считают не приемлемым одни, становятся вполне нормальным явлением для других. Сколько людей, столько и мнений, об этом никогда не нужно забывать. У каждого человека есть выбор, и он не смотря ни на что, будет самым правильным для него. Каждый вправе поступать, как считает нужным, ведь мнение окружающих, это всего лишь взгляд со стороны. Главное, уважать чужой выбор и постараться не осуждать. Ведь как говориться в великой книге «… не суди, да не судим будешь».
Как образ Репетилова помогает в раскрытии образа Чацкого?
По-настоящему понять значение образа Репетилова в комедии «Горе от ума» невозможно без обращения к образу Чацкого.
Чацкий выступает в пьесе против «века минувшего» и его идей: против вседозволенности помещиков-крепостников, которые могут разлучить по своей прихоти детей крестьян с родителями, обменять крепостных на борзых собак; против безнравственности московского дворянства, которое привыкло оценивать людей по чинам и деньгам. Причем выступает Чацкий против этого многочисленного лагеря в одиночку. Он убежден, что деньги и положение в обществе не могут быть мерилами человеческой личности. Чацкий считает, что честь и достоинство должны являться главными ценностями в дворянском обществе. Он выражает свои взгляды бесстрашно, но вытеснен из этой среды, оклеветанный, названный сумасшедшим. Время Чацких еще не пришло. Но одиноким он оказался лишь в доме Фамусова. За его пределами у Чацкого есть единомышленники, и победа «века нынешнего» придет позже, но обязательно.
Чтобы более полно и со всех сторон отразить особенности исторического периода, представленного в комедии, Грибоедов вводит в пьесу «Горе от ума» Репетилова. Этот герой появляется на сцене в последнем действии, но он значительно расширяет уже сложившееся у читателя представление о политической обстановке в России того времени. Репетилов – это карикатурный двойник Чацкого, который способен только повторять его слова, но не может осознать их. Задача Репетилова – завоевать вес в аристократическом обществе. Задача Чацкого – это общество обличить и исправить.
Значение образа Репетилова в комедии «Горе от ума»
Как принято в традиции классицизма, героям комедии «Горе от ума» Грибоедов дал говорящие фамилии. Репетилов не исключение. Его фамилия образована от французского слова repeto, что означает «повторяю». Репетилов способен только повторять идеи декабристов, не вникая в них.
Появляясь на балу у Фамусова в тот момент, когда гости уже разъезжаются, Репетилов не знает о том, что в обществе уже распущен слух о сумасшествии Чацкого. Сначала может даже показаться, что Репетилов станет единственным союзником Чацкого в доме Фамусова, ведь он никому не верит, что Чацкий безумен. Репетилов зазывает Чацкого на собрание тайного общества. По его словам, там обсуждаются многие политические вопросы, связанные с идеями декабризма. Становится понятно, что Репетилов состоит в революционном кружке. Но является ли в комедии «Горе от ума» образ Репетилова образом истинного декабриста?
Репетилов изображается Грибоедовым как пустой человек, произносящий пустые, ничего не значащие для него слова. Не случайно поехать с ним Репетилов предлагает сначала Чацкому, а после его отказа Скалозубу. Этому герою все равно, на чьей стороне быть: «века нынешнего» или «века минувшего». Ему все равно, где проводить свое время: на балу или на тайном собрании. Главное для него – быть своим в светском обществе. К тому же сам Репетилов говорит, что он понимает далеко не все из того, что обсуждается на встречах этого кружка.
Репетилов не декабрист. Это карикатура на декабриста, карикатура на Чацкого. В пьесе «Горе от ума» характеристика Репетилова имеет значение только в сопоставлении с Чацким. Репетилов – отражение Чацкого и его идей в кривом зеркале.
Между Репетиловым и такими людьми, как Чацкий, огромная пропасть. Репетиловы выражают либеральные идеи только потому, что это модно в дворянском обществе. Это могло помочь ему в карьере, а удачная карьера – высшая ценность в фамусовском обществе.
Таким образом, Репетилов – это герой, который бездумно повторяет чужие слова, слова Чацкого и слова, которые он слышит на собраниях тайного общества, в котором состоит, не понимая их смысла и значения. Пустой Репетилов противопоставлен в комедии идеологу Чацкому.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Горе от ума»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Горе от ума»
для самых компанейских —
Главные герои «Горе от ума»
для самых занятых —
Читательский дневник «Горе от ума»
для самых любопытных —
Анализ «Горе от ума» Грибоедов
для самых крутых —
Читать «Горе от ума» полностью
Тест по произведению
-
/15
Вопрос 1 из 15
Самые популярные материалы октября для 9 класса:
Краткое содержание «Людмила»
Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина
Лирика Лермонтова
Каждый сам себе судьба (Старуха Изергиль)
Мечта и реальность (Старуха Изергиль)
Проблема ума в комедии «Горе от ума»
Краткое содержание «Холстомер»
Характеристика Правдина
Популярные сегодня темы
Авторству Антона Павловича Чехова принадлежит немало прозаических произведений – произведений лаконичных и при этом глубокомысленных. В этом тексте будет проанализировано
Шатов Иван Павлович может кому-то показаться героем второстепенным, я же уверен, что мысли, которые Достоевский вложил в монологи и размышления Шатова, в саму его судьбу — чуть ли не главное, что есть в романе.
Образ Павла Ивановича Чичикова — один из самых интересных в русской литературе. Гоголь не сразу дает понять читателю кем же является этот герой. Он умело маскирует все его человеческие качества, заставляя нас размышлять о его истинном лице.
А. П. Чехов – удивительный писатель, мастерски сочетающий в своих произведениях мягкий юмор с сатирой. При этом его творения имеют большое философское звучание.
Остап и Андрей являются сыновьями главного героя повести – Тараса Бульбы. Это красивые и здоровые парни, близкие по возрасту, но по характеру – совершенно разные. Оба брата с двенадцати обучались в киевской академии.