Основные принципы современной отечественной психологии
Современная отечественная психология представляет собой динамично развивающееся научное направление, которое исследует разнообразные аспекты человеческой психики, поведения и взаимодействия. Основные принципы современной отечественной психологии можно охарактеризовать следующим образом:
Фотограф: Debby Hudson
- Интегративность: Современная российская психология стремится к объединению различных подходов и методов исследования. Исследователи активно используют многодисциплинарные подходы, включая биологические, социальные, культурные и когнитивные аспекты психики, чтобы лучше понять ее природу.
- Эмпиричность: Психологические исследования базируются на наблюдениях, измерениях и экспериментах. Основным методом получения данных является эксперимент, который позволяет изучать причинно-следственные связи между различными факторами и психологическими явлениями.
- Контекстуальность: Современная отечественная психология учитывает социокультурный и исторический контекст влияния на психические процессы и поведение. Она исследует, как культурные и общественные факторы влияют на формирование личности и мировоззрение.
- Индивидуальность: Психология признает уникальность каждого человека. Исследователи интересуются индивидуальными различиями в психологических характеристиках, а также множеством факторов, влияющих на формирование личности.
- Практическая направленность: Современная отечественная психология активно используется в различных практических областях, таких как образование, здравоохранение, бизнес и спорт. Ее методы и результаты исследований помогают улучшать качество жизни людей и решать реальные проблемы.
- Этика и социальная ответственность: Психологи придерживаются высоких стандартов профессиональной этики и стремятся соблюдать конфиденциальность и безопасность пациентов и участников исследований. Они также активно работают над решением социальных и моральных вопросов, связанных с психологическими аспектами человеческой жизни.
Современная отечественная психология представляет собой научное направление, которое не только расширяет наши знания о человеческой психике, но и способствует решению практических задач и улучшению качества жизни людей. Она активно развивается, интегрируя новейшие научные достижения и методы исследования для более глубокого понимания человеческой природы.
Воображение
Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.
Существует и классификация воображения:
- По степени направленности – активное и пассивное воображение.
- По результатам – репродуктивное и творческое воображение.
- По виду образов – абстрактное и конкретное.
- По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное.
- По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.
Механизмы воображения:
- типизация;
- акцентирование;
- схематизация;
- агглютинация;
- гиперболизация.
Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.
Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.
Предмет психология как наука – понятие и определение
Определение
Психология — это наука, изучающая психику как отдельных индивидов, так и групп людей.
«Психе» в переводе с древнегреческого языка — это душа. «Логос» — учение.
Термин введен философом Аристотелем в IV в. до н.э. Он считается основоположником этой науки.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Определение
Психика — это высокоорганизованная материя, активно отражающая реальность.
Представление о предмете психологии менялось с течением времени.
С античности до XVII в. это была душа. Древнегреческие философы говорили о единстве телесного и духовного начала в человеке. Они считали, что душа контролирует эмоционально-волевую сферу.
В XVIII-XIX в. в центре внимания психологов было сознание — способность человека соотносить себя с окружающим миром.
В XX в. разные направления психологии рассматривали в качестве ее предмета:
- поведение человека (бихевиоризм);
- процессы переработки информации (когнитивизм);
- опыт (структурализм);
- приспособляемость (функционализм);
- проблемы бытия человека (экзистенциализм).
Объект психологии — различные носители психических процессов и явлений:
- взаимоотношения людей;
- деятельность;
- поведение.
Выделяют 3 основных направления психологии:
- фундаментальная (теоретическая);
- прикладная;
- практическая.
Тесная взаимосвязь у психологии со следующими науками:
- философия;
- антропология;
- социология;
- медицина;
- история;
- экономика.
Особенно много пересечений у нее с:
- Психотерапией — системой лечебного воздействия на психику человека с целью избавления его от различных проблем.
- Психиатрией — наукой и отраслью медицины, изучающая психические расстройства и занимающаяся их лечением.
Основные этапы развития психологии
Донаучный этап
На протяжении многих веков психология ограничивалась областью описательных знаний. Предметом ее исследования выступала душа. Ее наличием пытались объяснить все непонятные события в жизни человека.
В учениях Древнего Востока была тесно связана с религией.
Философы Древней Греции сформулировали первые понятия, принципы, предмет и проблемы психологии. Дали первые основные характеристики психическим процессам:
- Аристотель в «Трактате о душе» подчеркивал целостность процессов, протекающих в теле и душе человека.
- Гиппократ разработал ставшее классическим учение о 4-х типах темперамента.
- Гераклит сформулировал идею о том, что процессы, протекающие в душе, закономерны.
- Анаксагор разработал принцип системности.
- Сократ доказывал связь между развитием мышления и общением.
Наука о сознании
В XVII веке были заложены первые предпосылки научного понимания сознания и психики человека. Душу стали трактовать как сознание, работа которого связана с деятельностью мозга. Основным методом считалось самонаблюдение. Основоположником перемещения центра внимания с души на сознание является философ Декарт.
Наука о поведении
В XIX в. психология оформилась как самостоятельная наука. Тесно изучалась связь физиологии и психических процессов
В центре внимание было поведение и реакции человека на внешние раздражители. Основной метод — эксперимент
В 1879 г. в Германии открылась первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория под руководством В. Вундта.
Современная психология
Для XX-XXI вв. характерно:
- Многообразие учений: бихевиоризм, функционализм, психоанализ.
- Дробление на отдельные отрасли: психология личности, управления, политическая, военная, юридическая, социальная, педагогическая.
- Различный взгляд на ее предмет.
- Тесная связь со смежными науками: социологией, медициной, антропологией.
- Развитие прикладных направлений.
- Использование информационных технологий.
- Применение томографии и других новейших достижений медицины для изучения психики.
Ситуация в современной психологии осложняется тем, что в нее часто проникают псевдонаучные теории и представления.
Трудности становления психологии
Статус психологии как науки вызывает дискуссии в научной среде. Это связано со следующими ее особенностями:
- трудность в определении ее предмета;
- наличие огромного количества теорий и концепций, часто противоречащих друг другу;
- сложность ее структуры как науки;
- субъективность изучаемых процессов;
- неоднозначность формулировок и наличие большого количества пересекающихся понятий;
- идеологизированность (особенно в авторитарных режимах).
Тема 5.4 Представления
Понятие представления. Представления – вторичные образы памяти, их организация, особенности и виды. Функции представлений. Физиологическая основа представлений – «следы» в коре головного мозга. Роль сенсорных процессов в формировании представлений. Отличие представлений от восприятия. Память и представление. Ассоциации представлений: по сходству, контрасту, по смежности, по связи причины и следствия, части и целого. Прототипические представления. Общие и конкретные представления.
Классификация представлений: по модальности, по степени обобщенности, по участию волевого процесса, по продолжительности.
Идеомоторные акты. Идеомоторная тренировка. Двигательные иллюзии. Значение представлений в психической деятельности. Развитие представлений.
Представление о предмете психологии в отечественной науке
В России самостоятельное развитие получила в XIX в. Одним из основоположников считается физиолог И.М. Сеченов. В своих трудах он предпринял попытку дать физиологическое обоснование психическим процессам. Он рассматривал их по схеме рефлексов:
- внешнее воздействие;
- отражение в центральной нервной системе;
- ответная деятельность.
Большой вклад в ее становление внес В.М. Бехтерев. В 1885 г. он создал лабораторию экспериментальной психологии, стал основоположником рефлексологии и патопсихологии. Предметом психологии считал разные виды психической деятельности человека и их связи друг с другом, а основным методом выбрал объективное наблюдение.
Классик отечественной психологии Л.С. Выготский подчеркивал сложность определения точного предмета этой науки. Он пытался создать в ней системный подход и рассматривал высшую психическую деятельность по схеме:
- стимул;
- знак (средство);
- реакция.
Психические свойства и состояния
Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.
Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.
Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.
Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.
Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).
Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.
Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:
- Состояния личности;
- Состояния сознания;
- Состояния интеллекта.
Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:
- По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
- По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
- По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
- По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
- По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
- По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.
Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:
- Оптимальная работоспособность;
- Напряжённость;
- Заинтересованность;
- Вдохновение;
- Утомление;
- Монотония;
- Стресс;
- Релаксация;
- Сон;
- Бодрствование.
К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.
Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в статье «Свойства психических состояний».
Определение психологии, предмет, задачи, принципы
Термин «психология» вытекает из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logos (наука), то есть наука о душе.
Психология формировалась на протяжении столетий и бурно развивается в современных условиях научно-технического прогресса в неразрывной взаимосвязи с другими отраслями научного знания (социальной, исторической, экономической, юридической, политической и т.д.) и общественной жизни.
Предмет психологии: закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмы.
Задачи психологии:
- понять сущность и закономерность психических явлений;
- научиться управлять психическими явлениями;
- развивать теоретические исследования;
- решать практические проблемы;
- использовать обретенные знания для повышения эффективности человеческой деятельности.
Какие-либо исследования, осуществляемые психологией, основаны на таких руководящих положениях – принципах:
Принцип детерминизма
Основополагающий методологический принцип материалистической психологии, который фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связи и отношения объективных явлений, существующих вне субъекта. При этом каждая следующая форма детерминированного объяснения включает психику к более полной, по сравнению с предыдущей, системе связей материального мира, которая открывает ее новые грани.
Идеалистическая психология борется за право на индетерминизм: отрицает внешнюю обусловленность психики и рассматривает ее как самодетерменированое явление.
«Внешние причины действуют через внутренние условия».
Принцип отражения
Конкретизирует принцип детерминизма, показывая, что психические явления несут в себе внешнее содержание. Согласно этому принципу, психику можно толковать как субъективный образ объективного мира. Принцип отображения должен быть дополнен принципом субъекта, который акцентируется на собственной активности психического, его способности быть фактором жизни.
Принцип единства психики и деятельности
Психика возникает, развивается и существует в деятельности как образе жизни субъекта. Психика является продуктом, компонентом и условием деятельности как активности, путем которой человек реализует свои отношения с миром. Этот принцип направлен против редукции психики только к субъективному и призывает изучать ее косвенно – путем анализа деятельности. По данному принципу психика должна рассматриваться в связи с процессами приспособления, осваивания, самореализации и творчества.
Принцип развития
Обязывает подходить к психике как к продукту осложнения взаимоотношений человека с миром. Это происходит в филогенетическом, историческом и онтогенетическом аспектах.
Методы психологии
Главными требованиями к формированию подходов к созданию методов психологической науки являются: объективность, генетический подход, системность, личностный подход, индивидуализация, единство теории и практики.
Психологические методы – это путь организации психологом собственной деятельности, с помощью которых он достигает поставленной задачи. Делятся на объективные и субъективные методы.
Существуют четыре группы психологических методов:
Организационные. Определяют стратегию исследователя. Среди них выделяют: сравнительный метод (сопоставление разнообразных групп по возрасту, деятельности и т.п.), лонгитюдный метод (многократное исследования одних и тех же лиц в течение долгого периода времени) и комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными способами).
Эмпирические. Определяют тактику при проведении исследования: основные (наблюдение, эксперимент), дополнительные (тесты, интервью, беседа, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности).
Метод обработки данных: количественный и качественный анализы.
Интерпретационные. Выделяют генетический метод и структурный.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Тема 5.9 Эмоции и чувства
Общая характеристика эмоций и чувств. Основные функции эмоций и чувств.
Физиологическая основа эмоций. Роль эмоций в жизни человека. Психологические теории эмоций: эволюционная теория Ч.Дарвина, трехмерная теория эмоций В.Вундта, теория Джемса-Ланге и теория Кеннона-Барда, информационная теория эмоций П.В. Симонова. Оценка эмоциональных процессов и состояний: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа.
Внешние выражения (экспрессия) эмоций и чувств.
Классификация и виды эмоций (К. Изард).
Классификация и виды чувств.
Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Эмоции и эффективность деятельности. Развитие эмоционально-личностной сферы человека. Приемы саморегуляции эмоций.
Школы, направления, концепции в психологии
На пути становления психологии как науки возникли различные школы, направления и концепции, а именно:
Интроспективная психология. Одно из направлений в психологии, предметом изучения которого является самонаблюдение (интроспекция) человека за содержанием, актами собственного сознания.
Ассоциативная психология. Сводит все сложные психические процессы в комбинацию элементарных ассоциаций – ощущений, представлений и самых простых чувств.
Психоаналитический подход. Разработан З. Фрейдом. Предметом изучения является подсознательное. Бессознательное («оно»), по мнению З. Фрейда, – глубинный слой; Сознательное «я» – посредник между «оно» и внешним миром. Над «я» – «интернализованная» версия общественных норм и стандартов поведения.
Аналитическая психология. Предмет изучения – бессознательное. Рассматривает процесс психического развития индивида, а также делится по содержанию на две составляющие: коллективное бессознательное и личное бессознательное.
Когнитивная психология – один из современных направлений психологии, основным предметом изучения которого является знание, познание
Представители данного направления исследуют внутреннюю организацию психических процессов: восприятие, память, внимание и мышление
Операциональная концепция интеллекта и генетической эпистемологии. Направление основано швейцарским ученным Жан Пиаже. Он рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания. Касаемо генетической эпистемологии: контролируемые психологические исследования когнитивного развития детей, по мнению ученного, призваны ответить на принципиальные теории познания (как происходит переход от незнания к знанию, от менее достоверного к более достоверному знанию; существуют ли врожденные идеи или наши знания вполне извлекаются из опыта; как формируются основные категории познания).
Бихевиоризм. Предметом изучения является поведение. Представители данного направления психологии отрицают сознание, признают предметом лишь поступки (образ действий).
Необихевиоризм – направление в современной психологии, представители которой делаю попытку преодолеть прямолинейность и упрощенную систему ортодоксального бихевиоризма.
Психология поступка. Предмет изучения – поступок – основное звено, центр какой-либо формы человеческой деятельности, не только моральной.
Гештальтпсихология. Представители данного направления утверждали целостность структуры и выдвигали идею целостности восприятия.
Концепция психологии народов. Главная движущая сила истории – народ, который выражает себя в искусстве, воспитании, религии, легендах, мифах и т.д.
Гуманистическая психология – совокупность направлений психологической науки и практики, отличающиеся сознательным и последовательным соглашением осуществляемой психологами деятельности принципам гуманизма.
Критическая психология – направление в немецкой психологии, основанное на марксизме и возникшее в конце 60-х гг. XX века. Предмет изучения – способность к действию.
Определения психологии
С течением времени в истории под предметом психологии постоянно подразумевались различные понятия. По сей день поиск предмета психологии является актуальной задачей. С первым упоминанием науки под предметом подразумевались:
- Душа. Все учения и исследования до конца XVIII века были именно о душе.
- Сознание или эмпиризм — направление английской ассоцианистской психологии, подразумевающее концепцию чувственного восприятия и опыт познания.
- Происхождение психической деятельности. Психофизиология — изучение психики на уровне нейрофизиологии.
- Поведение индивидов. Иными словами, бихевиоризм — изучает поведения живых существ. Основатель американский психолог Джон Уотсон.
- Бессознательная или глубинная психология. Изучает неосознанные психологические процессы индивида.
- Проблемы бытия. Направление, развивающееся в западной психологии. Главный принцип — жизнь каждого человека уникальна и не должна сводиться к общим схемам.
- Когнитивные способности человека. Познавательные способности человека, стремление к знаниям, к новому. Включает в себя исследования внимания, памяти, разума, чувств, хранение информации.
Рис. 2. Определение психологииИсходя из вышеперечисленного, можно сказать, что под выражением “предмет психологии” подразумевается очень большое количество различных терминов. Но все эти понятия схожи между собой, несмотря на то, что были введены на разных временных этапах. Предмет психологии — это душа и сознание
Эта основная концепция присутствует во всех трудах великих ученых и является самой важной составляющей по сей день.
Тема 4.1 Понятие и психологическая структура деятельности
Категория деятельности в психологии. Принципы деятельности в психологии: единства сознания и деятельности; деятельного опосредования; деятельностного общения. Активность личности и деятельность. Внутренняя и внешняя активность. Социальная активность личности, ее связь с деятельностью. Отличие деятельности от поведения и активности.
Специфика деятельности. Формирование личности в деятельности. Психологическая структура деятельности. Понятие цели, мотивов, средств и продуктов деятельности. Понятия действия, операции и средства осуществления деятельности. Компоненты действия и их функции. Иерархическая структура деятельности. Деятельность и психические процессы. Освоение деятельности. Навыки, умения – компоненты деятельности. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.
Гностические навыки и умения (перцептивные, имажинативные, мнемические, интеллектуальные), ориентировочные навыки и умения, их характеристика и формирование. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Взаимодействие навыков. Феномен переноса навыка.
Понятие индивидуального стиля деятельности. Протекание познавательной и исполнительной составляющих деятельности. Анализ результатов деятельности. Причины выбора стиля (внутренние условия, внешние предметные и социальные условия).