Сознание и язык в философии кратко

Сознание и язык. проблема сознания в философии - реферат

Содержание

Слайд 1

Слайд 2
Вопрос 1. Проблема сознания в философии: происхождение и сущность.
Вопрос 2. Мышление и язык.

Слайд 3

Подходы к пониманию сознания в истории
Физикализм – сознания, как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и может быть объяснено с точки зрения физики (Фохт «мозг выделяет мысль, как печень — желчь»).
Солипсизм – сознание индивида – единственная достоверная реальность. Весь материальный мир – его порождение (Дж.Беркли, Д.Юм,Й.Фихте и др.).

Слайд 4
Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, но рассматривает сознание как часть «мирового сознания».
Умеренный материализм. Сознание — особое проявление материи отражать саму себя («теория отражения» — в ней признается качество идеальности сознания).

Слайд 5
Основные определения сознания
1. Концепция отождествления сознания с знанием: все, что мы знаем, – это сознание, и все, что мы осознаем, – знание. Но: современная философия и другие науки о человеке столкнулись с фактом несознаваемого знания.
2. Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание сознания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета «Я» в собственных действия
3

Когнитивная психология: сознание отождествляется с вниманием.

Слайд 6

Сознание — способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта (сознания и мира)

Мышление – способность мыслить, т. е. фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений.
Таким образом, сознание  – необходимая предпосылка для мышления и включает в себя мышление как необходимую часть.

Слайд 7
Вопрос 2. Мышление и язык
Социальное единство человечества основано, на использовании им языка, координирующего человеческую деятельность.
У людей в лингвистическом поле возникают слова, которые позволяют координировать коммуникативное поведение.

Слайд 8
У других живых существ возникают другие средства коммуникации, но у всех, кроме человека, они носят врожденный, инстинктивный характер. Они передаются только генетически, а у людей и генетически и через культуру.
Социальная жизнь человека и присущая ей лингвистическая сопряженность порождают наш разум, наше сознание.

Слайд 9
Язык – это не копирование в словах внешнего, объективного мира, а описание наших переживаний в процессе проживания каких-то ситуаций и адаптации к ним.
Слова, посредством которых мы выражаем знания, есть знаки для координации действий, а не неизменные обозначения предметов. Знаки могут быть приняты любые.
Языки: естественные и искусственные.

Посмотреть все слайды

Всё начинается в мозге

Человеческий мозг – тонкое устройство, которое являет собой часть целого организма и одновременно автономно. Именно мозг и есть орган, рождающий сознание, утверждает философия.

Изначально врачи, позже учёные заметили и подтвердили массой примеров и экспериментов, что все реакции у людей наблюдаются если есть нормальное функционирование мозга, основного органа центральной нервной системы. Именно здоровая мозговая материя даёт нормальную работу всей психики. Удовольствие, смех, слёзы, боль и много другое недоступны тем, у кого нарушены или поражены её части.

Ранение лобной доли лишает возможности производить мыслительные действия. Нарушены мозговые структуры затылочной части, происходит потеря пространственной ориентации. Повреждены доли лобные, сложные поведенческие программы становятся недоступными. Подобных примеров множество.

Сознание ребёнка проходит все стадии взросления вместе с развитием мозга. При этом мозг старца демонстрирует уже некоторые потери функциональности разума. Чем сложнее структура мозга живого существа, тем многообразнее и тоньше реакции. Тем оригинальнее отражается действительность.

Сознание и язык

Невозможно отделить даже временно мысль от материи, которая её мылит. Мозг – материальный субстрат сознания. Всю полученную информацию он обрабатывает логическими алгоритмами, переводя её в знаки, слова составляют речь. Язык есть основание для мышления.

Средством общения между людьми является слово. Язык выступает способом сформулировать, выразить свою мысль и передать её другим в результате мыслительных операций и осознания происходящего. Мыслительная речь известна устная, письменная и внутренняя (думы о себе). Рождение её происходит всё там же, в мозгу.

Только если присутствует вторая сигнальная система мы понимаем, что сознание у человека присутствует. Без сознания нет речи, без речи нет признаков сознания. В этом их единство и взаимное существование. Язык позволяет перейти от восприятия и представлений к формированию целых понятий. Однако говорить о тождественности этих двух явлений не приходится, даже в философии. Сознание отражает мир, а язык обозначает и выражает мысль.

Концепция Сознания

Общественное сознание — это совокупность идей, теорий,
взглядов, представлений, чувств, убеждений, эмоций людей, установок, отражающих
природу, материальную жизнь общества и всей системы общественных отношений.
Общественное сознание формируется и развивается вместе с появлением бытия,
потому что сознание возможно как продукт общественных отношений. Но общество
можно назвать обществом только тогда, когда сформированы его основные элементы,
в том числе общественное сознание. Общество — это материальная и идеальная
реальность.

Сознание — высшая форма отражения объективной реальности,
свойственная только человеку, то, как он относится к миру и к самому себе,
которая представляет собой единство психических процессов, активно вовлеченных
в понимание человеком объективного мира и собственного бытия. Сознание состоит
из сенсорных образов, объектов, которые являются ощущениями или представлениями
и поэтому имеют смысл и значение, знания как совокупность ощущений,
запечатленных в памяти, и обобщений, возникающих в результате высшей
психической активности, мысли и языка. Сознание — это особая форма взаимодействия
человека с реальностью и управления ею.

Структура сознания включает в себя основные познавательные
процессы, посредством которых человек постоянно обогащает свои знания. Такие
процессы могут включать в себя ощущения и восприятие, память, воображение и мышление.
С помощью ощущений и восприятий при прямом отражении в сознании раздражителей,
действующих на мозг, формируется сенсорный образ, как он представляется
человеку в данный момент. Память позволяет обновлять в сознании образы
прошлого, воображение позволяет строить воображаемые модели из того, что
является нужным объектом, но отсутствует в данный момент. Мышление —
обеспечивает решение проблем путем использования обобщенных знаний. Перерыв,
распад, не говоря уже о полном разрыве любого из вышеперечисленных когнитивных
процессов неизбежно становится распадом ума.

Вторая особенность сознания — это четкое разграничение между
субъектом и объектом, то есть между тем, что ему принадлежит — «Я»
человека, и тем, что ему не принадлежит — «Я». Человек, который впервые
в истории органического мира отделился от него и столкнулся с окружающей
средой, продолжает сохранять это противостояние и отличие в своем сознании.
Человек — единственный среди живых существ, кто способен к самопознанию, то
есть к направлению умственной деятельности на изучение самого себя. Человек
делает сознательную самооценку своих действий и себя в целом. Отделение
«я» от «не-я», которое человек совершает в детстве,
происходит в процессе самосознания человека.

Третьей особенностью сознания является обеспечение
целеполагающей деятельности человека. Функция сознания включает в себя
формирование целей деятельности, формирование и взвешивание мотивов, принятие
решений по воле, рассмотрение хода действий и внесение необходимых
корректировок и т.д.

Наконец, четвертой особенностью сознания является включение
в его состав определенного отношения. «Мое отношение к окружающей среде —
это мое сознание», — писал К. Маркс. Сознание человека неизбежно включает
в себя мир эмоций, который отражает сложные объективные и, прежде всего,
социальные отношения, в которые вовлечен человек. Человеческое сознание
представляет собой эмоциональную оценку межличностных отношений. Здесь, как и
во многих других случаях, патология помогает нам лучше понять природу
нормального сознания. При некоторых психических заболеваниях нарушение сознания
характеризуется именно нарушением в области эмоций и отношений.

Общее понятие о связи языка и сознания человека

Процесс сознания может существовать лишь в материальной форме, которая выражается в языке.

Сознание выступает как единство знания и материальной формы его выражения — языка.

Язык и сознание являются теснейшим образом взаимосвязанными процессами, но следует отметить, что это единство не является диалектическим, но следует отметить, что это единство не является диалектическим и не исключает наличия отличий между данными явлениями.

Язык не может существовать без мышления, так же, как и мышление в свою очередь не может развиваться без языка. Однако эти процессы имеют различную структуру. Этот факт подтверждается тем, что закономерности и формы мышления являются едиными для всех людей, а вот язык является национальной принадлежностью.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что связь языка и мышления — это связь различных компонентов, к возникшая в процессе общественно-трудовой практики.

Высшие животные обладают элементарным образным мышлением и способностью издавать определенные звуки, но данные способности между собой никак не связаны. Человек является существом, которое производит в процессе своей деятельности предметный окружающий мир, и с помощью него развивается и сам.

Еще одним отличием человеческого существа от животных является социально выработанная в течение жизни программа действий, тогда как жизнедеятельность животного в основном является генетически запрограммированной.

Жизнь человека неразрывно связана с совместной социальной деятельностью, опыт человека существует только в виде общественного опыта, которые не передается генетическим путем, а только с помощью коммуникации. Именно поэтому человеку необходим язык и его влияние на жизнедеятельность человека трудно переоценить. Он возникает в качестве средства осуществления человеческой деятельности, общения, управления проявлениями поведения, орудием познания и самопознания.

Готовые работы на аналогичную тему

Для того, чтобы зафиксировать знания, полученные в процессе восприятия событий и явлений окружающего мира, человеку необходим язык, выражающийся в слове и речи.

Сознание, мышление и язык.

Язык — система знаков, с помощью которых люди
об­щаются, осуществляют познание мира
и самопознание, хра­нят и передают
информацию, управляют поведением друг
друга. Язык — материальное средство
выражения идеально­го, духа, сознания,
мышления. Язык делает дух слышимым,
материальным. В языке можно выделить
естественную сис­тему знаков или виды
языка, используемые человеком: уст­ная
и письменная речь, позы, жесты, мимика,
математиче­ский язык, философский,
язык музыки и живописи, системы
сигнализации — дорожные знаки. Язык —
один из главных моментов функционирования
общества. Он выполняет в обществе
множество функций: номинативную
(способность языка обозначать и
представлять мир вещей и процессов),
познавательную (участие в процессе
познания), коммуника­тивную (участие
в процессе общения людей).

Сознание имеет
сложную структуру, которая включает в
себя верхние и нижние этажи. Мышление
представляет собой верхний этаж психики,
сферу понятий.

Мышление характеризуется
в зависимости от характера отражаемых
объектов. Конкретное мышление более
тесно связано с материальной реальностью,
выражается в терми­нах, словах и
обозначает конкретные вещи. Абстрактное
мышление выражено в общих понятиях,
обозначает неви­димые связи между
предметами и явлениями. В этом виде
мышления проявляется природа и специфика
идеального.

Абстрактное
и конкретное мышление выражаются в
различных физических символах, знаках,
устной и пись­менной речи или в
специальных языках.

Между
словом, мыслью и той реальностью, с
которой они связаны, нет тождества,
здесь существует большой раз­рыв.
Слово отражает лишь сущность предмета
и не может раскрыть его многообразие,
мысль охватывает большее число свойств
предмета. В понятиях сознание, слово,
реаль­ность — слово выполняет связующую
роль между сознанием реальностью.

Различием
между сознанием и языком является
дли­тельность и стабильность их
существования.

Мысль
неустойчива, смертна. Слово стабильно
и бес­смертно, оно является средством
накопления и хранения знаний и их
передачи.

Сознание
распространяется в мире с помощью языка.

Мышление
и язык возникли одновременно. Они
явля­ются продуктом длительного
социально-исторического процесса,
развивались и обогащались под влиянием
одних и тех же форм человеческого
общения.

Мышление
и язык не тождественны. Язык имеет ту
или иную физическую природу, он материален.
Природа мыш­ления бестелесная. Его
продукты — понятия, категории, су­ждения
— являются идеальными.

Связь
сознания с языком проявляется в том,
что возник­новение индивидуального
сознания возможно, если человек включен
в мир словесного языка.

В
речевом общении человек бессознательно
усваивает логику мышления, и так же
бессознательно формирует ос­новные
присущие ему чувства.

Богатство
языка отдельной личности определяются
его способностью к мышлению. Для людей
творческих, мыс­лящих характерен
богатый словарный запас. Чем богаче
со­держание сознания и духовного мира
человека, тем больше ему нужно знаков
для его передачи, и, к сожалению, наобо­рот.
Великий философ античности Сократ учил:
«Заговори, и я скажу кто ты».

Видео

МОЗГ И ДУША. Разговор нейробиолога и священника (Дубынин, Великанов, Мацан) / Подкаст «Райсовет»Скачать

Джон Кехо. У нас есть 4 части: разум, тело, подсознание и душаСкачать

Космос Сознания — мудрая ЖИЗНЬ- размышления о Душе и предназначении- Ланни-КРЫМ-Глобальная волнаСкачать

Документальный фильм 2020г Что такое сознание ? Тайны сознания Тайны мозга / Бог в нейронахСкачать

Подкаст о философии | Сознание | Антон Кузнецов, Сева Ловкачев, Евгений ЦурканСкачать

Вот почему не нужно огорчаться в жизни/Наше ПОВЕДЕНИЕ = наше ПОДСОЗНАНИЕ Татьяна Черниговская ️ Скачать

Мозг и Сознание. Татьяна ЧерниговскаяСкачать

Как связаны мозг, сознание и душа / Константин Анохин // Нам надо поговоритьСкачать

НЕЙРОБИОЛОГ Константин Анохин: Как устроен разум и сознание?Скачать

Хусаинова Г.Д. Лекция №3. Сознание, душа и языкСкачать

Арестович: Семинар «Философия сознания» 10.09.17 @ApeironSchoolСкачать

Тело влияет на Характер и Уверенность в Себе. ПСИХОСОМАТИКА.Скачать

Ваше сознание творит вашу реальность — КНИГА НЕОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Скачать

Повседневное и научное сознание

Обычное сознание — это самый низкий уровень общественного
сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Она
отражает простые, видимые отношения между людьми, между людьми и вещами, между
людьми и природой. На эмпирическом уровне повседневная практика людей позволяет
устанавливать единые причинно-следственные связи между явлениями, делать
простые выводы, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на
уровне обычного сознания невозможно глубоко проникнуть в суть вещей, явлений,
подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни человека
обычное сознание было единственным и самым важным. По мере развития общества
возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обычное сознание
становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда
возникает теоретическое сознание

Возникающий на основе обычного сознания, он
направляет внимание людей на размышления о природе явлений природы и общества и
способствует их более глубокому анализу. Через повседневное сознание
теоретическое сознание связано с социальным существом

Теоретическое сознание делает жизнь людей более
сознательной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, так
как раскрывает естественную связь и сущность материальных и духовных процессов.

Обычное сознание состоит из обычных знаний и социальной
психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и
обществе. Обычные знания — это знание элементарных условий человеческого
существования, которые позволяют людям найти свой путь в своем непосредственном
окружении. Эти знания относятся к использованию простых орудий труда, простых
природных явлений, норм взаимоотношений друг с другом.

Мы выработали ограниченное и ложное представление о массовом
сознании, которое трактуется как низшая, примитивная часть повседневного
сознания определенной части трудоспособного населения, особенно молодежи. Но
массовое сознание — более сложное явление. По подсчетам социологов, каждый
человек входит как минимум в 5-6 малых и не менее 10-15 больших и
«средних» формальных и неформальных групп. Эта масса людей, которая
является реальной, естественной общностью, объединена реальным (по крайней
мере, краткосрочным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность,
демонстрирует общее поведение. Более того, явление массы не возникает при
отсутствии такой общей, совместной деятельности или поведения.

Научное сознание — это систематическое и рациональное
отражение мира на специальном научном языке, подкрепленное и подтвержденное
практическими и фактическими выводами. Он отражает мир в категориях, законах и
теориях.

Концепция языка

В именовании прагматические факторы действуют для того, чтобы установить и уточнить отношение человека к тому, что обозначено данным именем для целей повседневной жизни, знаний и общения. Посредством именования сознательная деятельность человека приобретает в целом значимый статус средств и форм коммуникации. Номинативные средства языка позволяют реализовать: во-первых, когнитивную функцию определения концептуальной формы сознания, во-вторых, коммуникативную функцию приведения этой концептуальной формы в соответствие с требованиями коммуникации. Такая посредническая работа предполагает языковое формирование структур сознания в соответствии с фонологическими, синтаксическими, семантическими и прагматическими требованиями языка. Как отметил Л.С. Выготский, мысль не просто выражается одним словом, а дополняется им. Структура наименований или обозначений всегда разворачивается в речевом общении. Это соответствует чьей-то компетенции, чьей-то осведомленности о предметной области, к которой относится то или иное слово.

Выразительная функция языка в сознательной человеческой деятельности выполняется многими средствами. Разумеется, средства выражения языка используют ресурсы его представительских, намеренных и номинативных способностей. Ибо с помощью языка мы выражаем каждое наше отношение к миру, к другим людям, к предыдущим и будущим поколениям. Но дело не только в том, что язык является универсальным средством выражения всего, с чем человек сталкивается в своей жизни. Помимо общих целей языка как средства выражения, необходимо отметить его выразительную роль по отношению к структурам сознания.

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

  • Изучение социально психологической адаптации детей к школе

      

  • Учение н макиавелли о государстве и политике кратко

      

  • Сценарий школьного математического квн

      

  • Амниоцентез суть метода кратко

      

  • Кратко охарактеризуйте основные черты эволюции европейского капитализма с 17 по 20 век

Философские взгляды на сознание

Двойственность сознания

Одна из самых известных философских теорий сознания – это теория двойственности. Согласно этой теории, сознание состоит из двух частей: физической и нематериальной. Физическая часть – это мозг и нервная система, а нематериальная – это духовная сущность, которая не может быть объяснена научными методами.

Монистические взгляды

Другие философы отвергают идею двойственности и считают, что сознание является единым и неотделимым от физического мира. Эта точка зрения называется монизмом. Согласно монистическим взглядам, сознание происходит из мозга и его функционирование может быть объяснено научными методами.

Феноменология

Еще один подход к изучению сознания – это феноменология. Феноменология фокусируется на исследовании того, как мы воспринимаем и осознаем мир. Эта теория говорит, что сознание представляет собой непрерывный поток восприятия, в котором мы осознаем и интерпретируем.

Философия ума

Одна из важных тем в философии сознания – это философия ума. Ум – это способность рассуждать, решать задачи и управлять своими мыслями. Философы задаются вопросом, как ум связан с сознанием и как они взаимодействуют друг с другом.

Проблема качественного сознания

Другая важная проблема в философии сознания – это проблема качественного сознания. Качественное сознание – это способность ощущать и воспринимать мир с высокой степенью качества и четкости. Философы исследуют, как качественное сознание возникает и как оно связано с нашими физическими ощущениями.

Свободная воля

Еще одна важная тема в философии сознания – это свободная воля. Свободная воля – это способность принимать решения без внешнего принуждения. Философы обсуждают, насколько свободная воля реальна и насколько она ограничена нашими биологическими и социальными факторами.

Влияние сознания на жизнь

Сознание играет огромную роль в нашей жизни. Оно определяет наше восприятие мира, наши эмоции, наши решения и действия. Сознание также влияет на наше здоровье и благополучие. Например, позитивное сознание может улучшить наше настроение и повысить нашу мотивацию, тогда как негативное сознание может привести к депрессии и тревоге.

Заключение

Сознание – это одно из самых интересных и загадочных явлений в мире. Философия сознания помогает нам лучше понимать, как оно работает и как оно влияет на нашу жизнь. Надеемся, что эта статья дала вам новые идеи и подходы к изучению сознания и его философии.

Особенности проявления сознания человека

Подводя итог вышесказанному и обобщая наиболее значимые особенности процесса сознания можно определить его как:

  1. Результат и продукт общественно – трудовой деятельности человека;
  2. Целенаправленное отражение человеком особенностей окружающего мира;
  3. Процесс опережающего отражения действительности;
  4. Процесс активного творческого преобразования действительности;
  5. Субъективный образ объективного мира, который окружает человека;
  6. Идеальный образ материального мира, сформированный человеком.
  7. Свойство высокоорганизованной материи и определенная функция мозга, которая действует на основании имеющихся у человека потребностей;
  8. Материализованный в языке процесс отражения окружающего мира.

Таким образом можно сделать вывод о том, что сознание является основной функцией мозга и уровень его развития находится в прямой зависимости от степени организации деятельности головного мозга человека и развития его речевых функций. Взаимосвязь сознания и языка человека является не просто теснейшей, но и взаимонеобходимой для обоих процессов.

Мир без языка — это первобытная, бесформенная, хаотичная паутина всевозможных раздражителей (переживаний субъекта). Только язык придает этому хаотическому потоку стимулов определенное определение, расположение, регулярную зависимость, структуру.

В этом случае общая семантика абсолютизирует конвенциональный (произвольный) характер языка, а поскольку язык определяет структуру реальности с его точки зрения, то образ мира является результатом конвенции, плодом произвольного согласия людей. В этом эссе мы подробно рассмотрим понятия сознания и языка и установим их внутреннюю связь.

Сознание и язык

Для фиксации познания, его передачи и общения человеку необходимо слово, речь. Непосредственное отношение животного к действительности на основе действия 1-ой сигнальной системы сменяется опосредованным: материальной формой такого опосредованного отражения выступает слово. Как на основе орудийной деяельности человека удваивается мир, так на основе языковых знаков удваивается отражение. Это значит, что непосредственно с 1-ой сигнальной системой вступает в действие в действие 2-ая сигнальная система. Слово выступает наряду с непосредственным сигналом опосредованным сигналом отражения, так как человек реагирует не на звучание слова, а на его значение.

Слово имеет сложную структуру. Оно служит заменителем предмета: слово предмет обозначает. Это обозначение выражает значение слова, его идеальный смысл.

Знак является материальным заменителем предмета; он служит для получения, хранения и передачи информации. Знак есть чувственно-воспринимаемое обозначение предмета. Между знаком и предметом никакого сходства нет (такое сходство было в пиктографическом письме). Есть небольшое количество звукоподражательных слов, например кукушка, где знак и предмет образуют некоторое единство.

Значение (смысл) слова есть идеальный образ предмета, получающий затем материальное выражение в знаке. Между знаком и значением существует отношение выразительности. Знак выражает значение, а значение выражается в знаке.

Мышление всегда является умственной деятельностью на каком-либо языке. Если бы разумное существо с другой планеты посетило Землю и описало бы все языки, то оно не могло бы не приметить их удивительное сходство по логической структуре, определяемого строем единого земного мышления (субъект, предикат суждения, понятие, суждение, умозаключение). Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами. Каждый национальный язык обладает структурной и смысловой спецификой. Поэтому неверной является точка зрения, предполагающая, что люди, говорящие на разных языках, по-разному мыслят. Если бы это было так, то невозможен был бы перевод с одного языка на другой.

Сознание и язык представляют собой такое единство, в котором определяющей стороной является сознание. Будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего речевого бытия. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. Где нет языка, там нет и отражения. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит,; мысля, осуществляет речевую деятельность. Когда ум хорошо овладел мыслью, то она выходит оформленной в слове, как Минерва из головы Юпитера в доспехах.

Итак, суммируя наиболее существенные особенности сознания, рассмотренные нами, можно дать ряд определений сознания в каждом из которых отраженa та или иная особенность сознания.

1) Продукт общественно-трудовой деятельности;

2) Целенаправленное отражение.

3) Опережающее отражение.

4) Творчески активный характер сознания.

5) Субъективный образ объективного мира.

6) Идеальный образ материального мира.

7) Продукт развития материи; свойство

высокоорганизованной материи; функция мозга, действующего на

основе потребностей человека.

8) Сознание материализовано в языке.

Таким образом, рассмотрев альтернативные взгляды на природу сознания, мы подробно остановились на распространенной в современной отечественной философии концепции сознания как атрибута деятельного человека. Есть основания предполагать, что в условиях мировоззренческого плюрализма на основе дальнейшего развития науки произойдет обогащение наших представлений о сущности сознания.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. _ М.: Изд-во АПН, 1956.

5. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии, 1990. N 8.

8. Соловьев Вл.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989. N 6.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: