Возрастные особенности семиклассников автор: шкаликова и.п., учитель биологии моу сош 20. — презентация

Возрастные особенности детей 6-7 лет: информация для педагогов и родителей - преподавание в начальных классах  - преподавание - образование, воспитание и обучение - сообщество взаимопомощи учителей педсовет.su

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    • Развитие чувства собственного достоинства
    • Формирование представлений, связанных с половым созреванием
    • Формирование интереса к другому человеку как к личности
    • Формирование нового уровня мышления, памяти
    • Развитие чувства взрослости
    • Развитие интереса к себе как к личности формирование широкого спектра способностей, интересов
    • Основные задачи развития в этот период
  • Слайд 3

    • Появление чувства взрослости;
    • Начало «ценностного конфликта»;
    • Новый период в нравственном развитии;
    • Потребительское отношение к взрослым;
    • «Право на родителей»;
    • Недостаточный опыт общения;
    • Развитие самооценки;
    • Потребность говорить о себе;
    • Учение обретает личностный смысл;
    • Познавательная активность;
    • формирование понятийного мышления.
  • Слайд 4

    Появление чувства взрослости…

    Положительное проявление

    Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое

    Воспитательное воздействие

    Отрицательное проявление копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя)

    Поощрять проявление общественно одобряемых черт характера

  • Слайд 5

    Положительное проявление Отстаивание собственного понимания взглядов на мир Воспитательное воздействие Отрицательное проявление Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям…

  • Слайд 6

    Положительное проявление Становятся значимыми ценности ,выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь) Воспитательное воздействие Детям важнее говорить о ценностях, чем претворять их в жизнь. Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированно Отрицательное проявление

  • Слайд 7

    Положительное проявление Желание проверить равенство прав со взрослыми Воспитательное воздействие Отрицательное проявление Расширение своих прав и сужение своих обязанностей Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать выполнять эти требования 9 он должен чувствовать безопасность)

  • Слайд 8

    Положительное проявление Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят. Воспитательное воздействие Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений… Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими… Отрицательное проявление

  • Слайд 9

    Положительное проявление Воспитательное воздействие Отрицательное проявление Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить своё поведение Совместный анализ поступков ребёнка, выражения понимания

  • Слайд 10

    Положительное проявление Дети начинают ориентироваться на реальные достижения Воспитательное воздействие Отрицательное проявление Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету Помочь найти сферу, в котором ребёнок будет успешным…

  • Слайд 11

    Положительное проявление Воспитательное воздействие Отрицательное проявление Отсутствие словарного запаса говорить о себе, описывающего чувства… Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах…

  • Слайд 12

    Положительное проявление Формируется интерес к какой-либо деятельности Воспитательное воздействие Отрицательное проявление Отсутствие учебной мотивации… создание классов , групп по уровням обучения, по интересам, занятия научной работой.

  • Слайд 13

    Положительное проявление Пик любознательности, формирование устойчивых интересов, мода на интересы… Воспитательное воздействие Отрицательное проявление Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд-учёба… Контролировать «моду» на интересы…

  • Слайд 14

    Формирование понятийного мышления

    Положительное проявление Формируется научный язык, умение логически мыслить Воспитательное воздействие Отрицательное проявление непонимание значения самых распространённых слов Давать определения понятий, добиваться полного понимания…

  • Слайд 15

    Об этом возрасте Л. Выготский писал: « Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определённой системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами»

  • Слайд 16

    Подробнее об этом можно прочитать в книгах:Добрович А.Б. « Воспитателю о психологии и психогигиене общения» М.1987

Посмотреть все слайды

Особенности кризиса семи лет

Итак, семья решила, что ребёнок готов стать школьником, и выбрала формат обучения

Очень важно морально подготовить ребёнка к учёбе — много говорить с ним о школе, объяснять, что и как там будет происходить, в идеале — походить на подготовительные занятия. . Конечно, ребёнок не всегда может это сформулировать, но он очень взволнован, даже если старается не показывать этого

Кстати, именно к шести-семи годам созревает способность контролировать эмоции: ребёнок уже может скрывать свои чувства, управлять своим состоянием, а вместе с этим — сомневаться в своих ощущениях и испытывать сложные социальные чувства

Конечно, ребёнок не всегда может это сформулировать, но он очень взволнован, даже если старается не показывать этого. Кстати, именно к шести-семи годам созревает способность контролировать эмоции: ребёнок уже может скрывать свои чувства, управлять своим состоянием, а вместе с этим — сомневаться в своих ощущениях и испытывать сложные социальные чувства.

Переживания ребёнка приобретают осмысленность, склеиваются с социальной ситуацией, закрепляются. Часто в этой точке он делает специфические выводы, например: «Я был сегодня в новой одежде, и именно поэтому меня заметили и оценили, нужно это использовать». Вообще, малыш начинает как бы смотреть на себя со стороны, оценивать, насколько он хорош, насколько вписывается в общество.

В новом социальном окружении — в школе — ребёнок быстро выбирает, за кем ему следовать, на кого быть похожим. Слушаться учителя? Следовать правилам? Держаться за самого яркого из одноклассников? Подружиться с самыми тихими? Держаться ото всех особняком с очень серьёзным лицом? А может, самому стать лидером? 

Итак, появляются первые социальные выводы, стратегии и некоторая личная мораль. У ребёнка уже достаточно опыта, чтобы делать выводы, что хорошо для него, а что плохо. Начинает формироваться самооценка. «Чем я отличаюсь от остальных? В чём я хорош? За что меня здесь будут любить?» 

Учебная деятельность и новый социум постепенно вытесняют интерес к игре. Игрушки становятся не так важны, кажутся слишком детскими, «некрутыми» и уходят в разряд развлечений, отдыха, баловства. Потребность в них всё ещё есть, но на публике ребёнок может заявлять обратное. Начинается этап переоценки ценностей. 

<<Форма семейного образования>>

Чего не стоит делать родителям?

Приказной тон не принесёт желаемого результата, таким путём можно только испортить отношения. Лучше мягко, но уверенно объяснить и привести разумные доводы. Учтите, что на них вы можете получить контраргументы, поэтому запаситесь терпением и смекалкой.

Успешный “сын маминой подруги”, который настолько идеален, что любой почувствует себя ущербным, не может быть работающим мотивационным приёмом. Если вы хотите использовать поучительный пример, то попробуйте метод сказкотерапии. Пусть придуманный сказочный герой пройдёт нужный путь и получит желаемый результат.

Не устраивайте дома “школу жизни”. Поверьте, каждый человек в течение всей жизни пройдёт через множество проблем и приключений. Помните, что вы не сможете уберечь детей от проживания этого непростого периода. Каждый условный семилетка должен пройти этот урок и получить на выходе новый опыт, знания и умения. Задача взрослых — быть опорой и тихой гаванью, где можно отдохнуть душой и наполниться новыми силами. Поэтому уходите от агрессии, не злитесь, считайте про себя до 10, когда чувствуете, что вас накрывает волна сильных переживаний. Вы уже прошли свой кризис семи лет, позвольте теперь это сделать вашему ребёнку.

Анастасия Барышникова,арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Основные признаки кризиса 7 лет

В таком возрасте ребёнок меняет свой статус: получает звание школьника

Это чрезвычайно важное событие в жизни каждого, а любое важное событие — это стресс для организма. Неудивительно, если родители чувствуют возвращение кризиса трёх лет: изменение поведения, нервозность и яркое проявление эмоций не проходят незаметно

Причины возникновения

Кризис 7 лет у ребёнка связан со сменой роли с дошколёнка на школьника. Меняется привычный ритм и режим жизни, появляются дополнительные новые задачи, возрастает ответственность. Всеобщая атмосфера нагнетания обстановки только усиливает переживания.

Заметим, что возраст сложного периода указан условно: кризис может проходить от 6 до 8 лет и проявляться не обязательно в начале учебного года. Уровень накала страстей зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и общей атмосферы в семье. Есть признаки, по которым можно определить, что ребёнок проживает сейчас это непростое время.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

Как бы ни показалось странным, один из симптомов кризиса 7 лет у детей — игры “в школу”. Это говорит о сильной значимости всего, что связано с процессом обучения. К тому же подобные сценарии могут происходить не только в игре, но и в обыденной жизни. В таких ситуациях дети копируют поведение учителя или одноклассников. Родители отмечают, что ребёнок ведёт себя непривычно: поучает, даёт не всегда уместные советы, становится более требовательным, припоминает старые обещания и обиды. Также появляется демонстративная взрослость, малыш может паясничать, а на просьбы взрослых находит аргументы, чтобы их не исполнять. Ребёнок становится “неудобным”: капризничает, перечит, отказывается выполнять привычные дела, “тормозит” (скорость реакции и ответа на обращения замедляется, надо “сто раз повторить”). Капризы часто принимают резкую форму, связанную с новым статусом: “Не буду носить эту одежду, я не маленький!”, “Купите мне это, я большой/хочу как у других!”. В изменении поведения можно наблюдать манеры, перенятые от других детей, это часто обобщают понятием “общественное влияние”.

Среди других симптомов кризиса 7 лет отмечают:

угасание интереса к ранее любимым игрушкам; 
появление хитрости и обманов; 
нелогичное поведение;
болезненную реакцию на критику;
ожидание похвалы даже в обычных вопросах;
острое внимание к своему внешнему виду;
агрессивность;
замкнутость, уход в себя, нежелание делиться рассказами о своих делах;
появление страхов;
неусидчивость.

Продолжительность

Продолжительность и ход течения кризиса зависят от многих факторов. Одни дети проживают становление своего социального “Я” остро и быстро, у других этот процесс принимает вялотекущую форму с несколькими пиками. Что едино для всех — это неотвратимость кризиса и необходимость его преодоления. Во многом качество проживания этого периода будет зависеть от реакций, принятия и поддержки ближайшего окружения.

Советы психологов для родителей

В этот сложный период психологи рекомендуют родителям проявить выдержку и терпение. Задача взрослых — помочь пережить такое время безболезненно и без негативных последствий.

Кризис 7 лет. Рекомендации родителям:

Помните, что это временный период.Он случается в жизни каждого человека, и вы тоже через него проходили.
Проводите больше спокойных бесед о школе.Если кризис случился до поступления в первый класс, по возможности, познакомьтесь с будущим учителем
Устройте небольшую экскурсию по учебному заведению, пройдите разными маршрутами от дома до школы, закупите нужную канцелярию, советуясь с будущим первоклассником.
Обращайте внимание на организацию режима дня.Понятный и удобный график, достаточное время для физической активности, своевременный отход ко сну, правильное и полезное питание, богатое витаминами, вселяют уверенность в своих силах и способствуют хорошему самочувствию.
Запаситесь богатым набором причин для объяснения, зачем учиться в школе.Это поможет избежать мотива “потому что так принято”. Расскажите о знакомстве с новыми увлекательными книгами и разными знаниями, возможности приобрести новые умения, о зарождении дружбы между одноклассниками.
Меньше запретов, больше свободы.Ребёнок взрослеет и учится смотреть на мир по-другому
Родителям придётся принять тот факт, что теперь нужно уменьшать количество запретов и больше разрешать. Также смените назидательный тон на товарищеский. Сейчас статус родителя в глазах ребёнка ещё очень значителен, старайтесь поддерживать доверительные отношения. Вместо указаний используйте рассуждения и учите его наблюдать, анализировать, делать выводы, проговаривать свои чувства и эмоции. Так вы формируете отношение к происходящему, не давая резких оценок и не навешивая ярлыков.
Соблюдайте баланс между критикой и похвалой.Помните, что реакция может быть несоразмерной, поэтому тщательно подбирайте слова, делая акцент на выполненной задаче вместо сухого и абстрактного “Молодец!”.
Поддерживайте контакт с преподавателями.Больше общайтесь с учителями, тренерами, ведущими кружков и дополнительных секций. Это поможет быть в курсе событий вне дома.
Беседуйте с ребёнком.Старайтесь говорить о деятельности малыша в школе, среди сверстников. Задавайте больше открытых вопросов, “раскручивая” на разные детали. Пусть это будут какие-то пустяковые, бессвязные рассказы

Ваша задача состоит не в получении логичного доклада, а в сохранении доверительных отношений, в создании уверенности о важности детских проблем и переживаний, в тренировке умения проживать эмоции, развитии критического мышления и “прокачки” эмоционального интеллекта.

Не перегружать

Уметь себя проверить, уметь все спланировать может только не очень усталый ребенок. Ребенок перегруженный первым делом теряет способность к самоорганизации. При усталости вылетает то, что освоено не так давно: он еще может сложить 2 и 2, но не может себя усадить за стол и проверить то, что он написал. Систематически перегружая ребенка, лишая его способности самоконтроля, мы подписываемся под тем, что будем делать уроки вместо него, за него, толкая его.

Перегруженный, хронически усталый ребенок – не ученик. Уровень нагрузки – индивидуален. Это зависит от психотипа, от гемоглобина, от миллиона всяких факторов. И нужно смотреть: то, что вы ребенку дали, нормально или нет, — по общему состоянию, по общей вменяемости, по тому, как ребенок просыпается.

Две беды у младших школьников: хроническое снижение самооценки и хроническое переутомление. Они легко диагностируются внешними людьми, но плохо видны маме: на некоторые вещи нас глаз замылен. Склонны перегружать детей мамы и папы, которые сами перерабатывают. Склонны много требовать от детей мамы (и папы), которые от себя требуют многого.

Если вы знаете, что вы — человек с синдромом отличника, нужно понимать, что это первая вещь, которая готова будет обрушиться на голову вашего ребенка. Все амбиции, все ожидания, все требования к себе берут и переезжают на ребенка. Если вас это устраивает, пожалуйста: может быть, и получится добиться отличных результатов, и ребенок сможет добиться большего из-за ваших амбиций.

Но — у упавших на ребенка амбиций и ожиданий есть масса побочных действий: проблемы со здоровьем, можно отбить желание учиться, можно добиться красного диплома, но получить его лично для себя, в ущерб интересам ребенка. Это достаточно запредельная вещь – видеть, где ваши желания и амбиции, а где желания и амбиции ребенка. Нужно пытаться понимать, какие из ваших действий диктуются вашими желаниями, какие интересами ребенка.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Особенности детской психологии в 7 лет

Ребёнок в семь лет заметно отличается от пятилетки, и, конечно, это уже не тот забавный карапуз, примеряющий мамины туфли. Семилетка уже обладает внутренним определением себя в этом мире: есть понимание времени, своих дел, обязанностей. Эти процессы находятся ещё в зачаточном состоянии, но они уже заложены. Ребёнок определяет своё “я”, может анализировать события и поступки, принимает и понимает нормы морали и нравственности. Состояние детей в семь лет образно можно описать как нахождение на старте, ведь уже есть багаж знаний и умений, формируется понятие ответственности

Да и окружающие постоянно акцентируют внимание на грядущем обучении в школе. И эта, с одной стороны, готовность к новому приключению, а с другой  — боязнь неизвестности, вселяют дисгармонию в ранее устойчивую реальность

Новый уровень самостоятельности

Ребенок в кризисе 7 лет упрям. Он упорно отстаивает то, что услышал в школе. Он не всегда управляем. Он имеет полярное поведение, как и в кризисе 3 лет: то ведет себя как взрослый и независимый, то — как малыш, который хочет на ручки. И эта полярность – признак взросления.

Мама может отпихивать ребенка, обиженная негативными проявлениями, а это не правильно

Очень важно, по возможности, не терять спокойствия, видя, как ребенок оттачивает о вас свои возможности говорить «нет». Самое полезное, что можно сделать в кризисе 7 лет, — сталкивать ребенка с последствиями своей самостоятельности

Не надо его ограждать от возможных ошибок, не надо пытаться его переубедить и испортить при этом отношения. Предупредить о последствиях мы можем.

Этот кризис довольно быстро проходит, и у ребенка возникает новый уровень самостоятельности, возможно, связанный с выполнением учебных заданий. Но учебная самостоятельность – сложный навык, состоящий из нескольких блоков.

• Первый блок – это блок планирования.
• Второй – формулирование задачи.
• Третий блок – выполнение.
• Четвертый блок – проверка.

Это то, чему ребенку нужно научиться за время начальной школы на материале разных предметов. На каждом этапе может возникать застревание. Например, планировать время уроков ребенок точно пока еще не может, потому что он еще не освоился во временном континууме. Планировать можно помогать и организовывать помощь в зоне ближайшего развития: «Давай придумаем время, и ты заложишь в свой телефон, когда тебе пора делать уроки».

Формулирование задач. Не всегда ребенок может сам понять, что нужно. Тут может возникать сложность из-за невозможности ребенка прочесть письменное здание, или неправильного понимания того, что Марьиванна сказала. Здесь в зоне ближайшего развития можно помочь, попросив ребенка объяснить, что надо сделать в задании.

Полезно ставить ребенка в отношении уроков в экспертную позицию: он – эксперт, а вы – на подхвате. Пока он будет объяснять задание, вы поймете, правильно ли понял он, и сможете чуть скорректировать проблему. Если вы уверены, что Марьиванна сказала что-то не то, то уже очень полезны контакты с одноклассниками: «Позвони Маше, спроси у нее», — пусть позвонит и узнает сам.

Блок выполнения. Тут работа в зоне ближайшего развития – оценить, можно ли это сделать за один присест. Если задание большое – разбить на куски, которые ребенку по зубам. Это тоже то, что дети сами не могут, им нужна организующая помощь. Увидели, что примеров очень много, предлагаете: «Давай сначала сделаешь столько, потом будет перемена, потом еще примеры».

Часто ребенок не может оценить объем задания даже до 3 класса. Необходимо научить ребенка не отвлекаться на объеме маленького куска: не вскакивать, не подбегать к пианино, не набирать номер, — не отвлекаться на всякие более интересные и приятные занятия.

Блок контроля, проверки. Это вообще – загадка, потому что это взрослые умеют проверять, и то не всегда хорошо. А в школе проверять не всегда учат. Только хорошие педагоги учат, как проверять диктант, как пример пересчитывать. Нужно учить проверять.

Это вообще прекрасное умение. Находить ошибки дети очень любят, и можно в игровой форме предложить ему такую «учительскую» роль — проверять. У ребенка самооценка еще не вошла в соприкосновение с реальностью. Самооценка ребенка-дошкольника завышена. В период кризиса 7 лет и вообще в начальной школе она идет к нормальной. На этом пути она может стать и заниженной – и это еще хуже. Но в 1-2 классе ребенок знает: все, что он сделал – прекрасно, и себя не проверяет: он постарался, написал, и, значит, это хорошо. Умение проверять – это отдельное умение, которое тоже формируется.

Сделать уроки – задача, состоящая из таких вот непростых блоков, и в каждом куске могут быть затыки

Но это все легко проходится, потому что человек – невероятно обучаемое существо, и важно верно направить его

Причины кризиса семи лет

Кризис семи лет в психологии называют кризисом младшего школьного возраста, потому что он выпадает на переломный момент жизни ребёнка, когда из дошкольника он становится первоклассником. Это обстоятельство и является главной причиной кризиса, который может начаться и в шесть, и в восемь лет — в зависимости от того, когда ребёнок начинает ходить в школу. 

Внешне мы видим, что к шести-семи годам ребёнок созревает для школы: он разыгрывает учебные ситуации, становится серьёзнее, ответственнее, подражает взрослым. Но в то же время внутренне он остаётся малышом, который всё ещё не может полноценно обслужить себя в быту. Ему по-прежнему нужна помощь, чтобы справиться с эмоциями, а иногда даже чтобы просто уснуть. 

Во многих странах ребята начинают учиться с шести и даже с пяти лет, но там начальное школьное образование спаяно с детским садом, так что учебная нагрузка у детей минимальная и серьёзное обучение начинается лет с одиннадцати. Почему же в России дети идут в школу именно в шесть или семь? 

По классификации Эльконина и Давыдова, принятой в отечественной детской психологии, в этом возрасте игровая деятельность естественно сменяется учебной: игра уже не приносит столько пользы, сколько может принести учёба. Согласно исследованиям, в среднем в семь лет у человека созревают лобные доли, отвечающие за самоконтроль. Увеличивается устойчивость внимания, формируется образное мышление, развивается мелкая моторика — рука становится пригодна к письму.

Но мы понимаем, что каждый ребёнок развивается в своём темпе, поэтому сейчас условным возрастом для поступления в школу считается промежуток от шести до восьми лет и существует множество вариантов организации начальной школы в зависимости от особенностей ребёнка и возможностей семьи, например семейное обучение.

<<Форма демодоступа>>

Интеллектуальное развитие

Значительные изменения происходят в интеллектуальном развитии.

Основным видом познавательной деятельности у детей6-7 лет остается игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил. Преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Окружающий мир

Ребенок 6-7 лет активно познает окружающий мир, задает много вопросов и сам строит собственные версии. Также:

  • хорошо ориентируется в пространстве;
  • интересуется, как и из чего сделаны предметы;
  • составляет собственное представление об устройстве окружающего мира;
  • умеет применять новые знания в жизненных ситуациях и играх;
  • легко понимает принцип действия сложных игрушек;
  • с легкостью учится новым действиям, совершенствует имеющиеся навыки.

Речь

Продолжает развиваться звуковой аспект речи, формируются основы грамматики. Шестилетка должен уметь:

  • четко произносить все звуки;
  • строить предложения, правильно согласовывая между собой слова;
  • заучивать и декламировать стихотворения, пересказывать литературные произведения.

Речь становиться внятной, эмоционально окрашенной.

Математика

Совершенствуются математические умения:

  • умеет считать до 10 и в обратном порядке;
  • понимает значение математических знаков, может, используя счетный материал, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • знает название основных геометрических фигур;
  • имеет представление об объемных телах;
  • может оперировать такими соотношениями: «близко — далеко», «больше — меньше», «толще — тоньше» и т.п.

Дети могут выполнять несложные операции по заданному алгоритму. Способны исправлять собственные ошибки, корректировать свою деятельность.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: