Правление николая 1

Устав об образовании николая 1. реформа образования при николае i

Основные события и особенности

В укреплении власти Николай делал ставку на дворянство. Поэтому с началом правления монарх стремился усилить влияние и роль этого сословия, в надежде на поддержку. В 1828 году был издан Указ, по которому среднее и высшее образование стало доступно только дворянским детям (крестьяне могли посещать низшие школы). Кроме того, запрещалось при наследовании разделять дворянское имущество в состав которого входило более 400 крестьянских дворов. Эти шаги направлены на то, чтобы поднять роль и авторитет дворянства в жизни государства. Активные действия проводились для расширения и укрепления аппарата власти.

Реформы государственного управления

Одним из первых шагов императора Николая I было усиление роли Собственной его Императорского Величества Канцелярии. Этот орган существовал и раньше, но во время правления Николая стал играть главную роль во внутренней политике государства. В 1826 году по указу императора создано второе отделение Канцелярии под руководством М. Сперанского. Его задача – систематизация и упорядочение российских законов. Работа шла активно, и в 1833 году «Полное Собрание законов Российской империи» было опубликовано.

Детищем Николая стало созданное в 1826 году Третье отделение Канцелярии, основная задача которого состояла в борьбе с революционными настроениями в обществе, осуществление политического сыска. Возглавил отделение граф Бенкендорф. В результате существенно увеличился жандармский корпус, который должен был обеспечить устойчивость и безопасность самодержавия. За период царствования императора Николая I увеличилось общее число чиновников (с 15000 до 90000 ), что усложнило контроль за их деятельностью, привело к росту коррупции и казнокрадства.

Крестьянская и финансовая реформы

Николай понимал необходимость отмены крепостного права, однако осуществить такое кардинальное преобразование был не готов. Он предпринял ряд шагов, направленных на изменение положения государственных крестьян, чем вызвал недовольство помещиков и крепостных. В результате первых преобразований действительно улучшилась жизнь только государственных крестьян, поэтому реформы пришлось расширить:

  • Крестьяне получили право выкупа земли в случае продажи имения, где они жили, за долги. Также им было разрешено покупать собственность (населенные земли и строения).
  • Помещикам разрешено отпускать крестьян без земли или с землей. За освобождение крестьяне должны были заплатить помещику.
  • Введен запрет на продажу крестьян по отдельности. Теперь их можно было продавать только целыми семьями.

Кроме того, в государственных деревнях стали активнее строить школы и больницы, были выделены земли под общественное использование крестьянской общиной. Эти земли в основном засаживались картошкой, что вызвало недовольство в народе. По стране прокатились «картофельные бунты». Началось активное переселение государственных крестьян на свободные земли, в том числе на восток.

Несмотря на некоторое ослабление крепостничества, Николай не избавил от него Россию.

Благодаря финансовой реформе, которая проводилась под руководством министра финансов графа Канкрина в период с 1939 по 1843 годы, серебряный рубль стал основным средством платежа, что позволило избавиться от большого количества бумажных денег, укрепить финансовую систему России; преодолеть бюджетный дефицит.

Образование в России до Николая I

Период до Николая I в истории образования в России характеризовался недостаточной развитостью системы образования и ограниченным доступом к образованию для большинства населения. В основном, образование было доступно только дворянству и духовенству, в то время как крестьяне и горожане имели ограниченные возможности получить образование.

Важным элементом образования в России до Николая I были церковные школы, которые предоставляли базовые знания в религии и чтении-письме. Однако, эти школы не обеспечивали полноценное образование и не готовили к профессиональной деятельности.

Для дворянства существовали гимназии, которые предоставляли более широкий круг предметов и готовили к университетскому образованию. Однако, доступ к гимназиям был ограничен и требовал определенного социального статуса и финансовых возможностей.

Таким образом, образование в России до Николая I было неравномерным и недоступным для большинства населения. Это создавало преграды для социальной мобильности и ограничивало развитие общества в целом.

Денежная реформа

Еще одной важной реформой, проведенной Николаем I, была денежная реформа, которая началась в 1839 году. Она была связана с ухудшением экономической ситуации в России в первой половине XIX века и снижением стоимости рубля

В рамках реформы было проведено замещение старых серебряных монет новыми, более легкими монетами. Новые монеты были меньшего размера и содержали меньшее количество серебра, но их номинал оставался прежним. Таким образом, новые монеты были дешевле в производстве, что позволило государству сэкономить на выпуске монет.

Однако, эта реформа вызвала недовольство в обществе, так как старые монеты были обменены на новые по очень низкому курсу. Кроме того, новые монеты были низкого качества, что привело к тому, что они быстро стали портиться и терять свою стоимость.

Тем не менее, денежная реформа Николая I сыграла важную роль в стабилизации экономической ситуации в России и повышении доверия к государственной валюте. Она также стала основой для дальнейшего развития финансовой системы России.

Реформы Николая I (кратко)

Г. И. Невельской открыл устье Амура и пролив между Сахалином и материком. В 1819-1821 гг. русская экспедиция — ее возглавлял адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен — открыла Антарктиду. Уче-ник Головнина, Ф. П. Литке, исследовавший Се-верный Ледовитый океан, берега Камчатки и Юж-ной Америки, основал Русское географическое об-щество. Экспедиции путешественников имели большое значение не только для географической науки; они открывали другие страны, изучали жизнь других народов.

После смерти Александра I и восстания декабристов реакционный откат российской системы образования продолжался. Уже в мае 1826 года императорским

рескриптом был образован специальный Комитет устройства учебных заведений, которому было поручено немедленно ввести единообразие в учебную систему.

Николай I прекрасно понимал, что борьбу с революционными и либеральными идеями надо было начинать со школ и университетов. Системе образования был возвращен сословный характер.

Общее устройство системы образования осталось тем же, но все школы были выведены из подчинения университетам и переведены в прямое подчинение администрации учебного округа, т.е. Министерству народного просвещения. Было сильно изменено преподавание в гимназиях. Главными предметами стали греческий и латинский языки. «Реальные» предметы разрешалось преподавать как дополнительные. Гимназии рассматривались лишь как ступень к университету; таким образом, учитывая сословный характер гимназий, разночинцам был практически закрыт доступ к высшему образованию.

В университетах и других высших учебных заведениях была отменена выборность ректоров, проректоров и профессоров — они теперь прямо назначались Министерством народного просвещения. Поездки профессоров за границу были резко сокращены, прием студентов ограничен, была введена плата за обучение. Для всех факультетов стали обязательными богословие, церковная история и церковное право. Ректоры и деканы должны были наблюдать, чтобы в содержании программ, в обязательном порядке представляемых профессорами перед чтением курсов, «не укрылось ничего, несогласного с учением православной церкви или с образом правления и духом государственных учреждений». Из учебных планов была исключена философия, признанная — «при современном предосудительном развитии этой науки германскими учеными» — ненужной. Чтение курсов логики и психологии было возложено на профессоров богословия.

Были приняты меры к укреплению дисциплины среди студентов, т.е. к гласному и негласному надзору за ними. Студенты были одеты в форму, регламентировалась даже их прическа.

В 1839 году в некоторых гимназиях и уездных училищах были открыты реальные отделения, где преподавались промышленно-естественная история, химия, товароведение, бухгалтерия, счетоводство, коммерческое законоведение и механика. Принимались туда разночинцы; задача заключалась в том, чтобы, удержать низшие сословия государства в соразмерности с их гражданским бытом и побудить их ограничиться уездными училищами, не допуская в гимназию и университеты. Но объективно это означало отход от господства классического образования в сторону реальных потребностей общества.

Актуально о образовании:

Анализ результатов работы по формированию графо-моторного
навыка
Целью контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР. Контрольный эксперимент проводился в конце апреля 2011 г. Выполнение методики оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких у де…

Клинико–психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения
Людмила Ивановна Солнцева в своих исследованиях отмечает, что наблюдение за детьми школьного возраста с нарушением зрения и анализ их психического развития, протекающего под активным воздействием внешней среды, показывают достаточно разнообразную и сложную картину психического статуса современного…

Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии
С целью повышения активности самого учащегося в поиске призвания, оказания ему помощи в самоопределении необходимо проводить коррекционную индивидуальную работу. В качестве консультанта может выступить методист, он рекомендует школьнику сферу трудовой деятельности, корректирует его действия, связан…

Николай 1 является одной из ключевых фигур в России 19 века. Реформы Николая 1 в большинстве своём привели Россию из отстающей державы к прогрессивному росту как и экономически так и во внутренней политики. Но не во всем. Чтобы узнать, в чем, дочитай эту статью до конца.

Император Николай Первый

Схема и характеристика внутренней политики Николая I

Как уже было сказано, главные причины ужесточения внутренней политики при Николае I – восстание декабристов и новые возможные протесты. Несмотря на то, что император старался и делал жизнь крепостных лучше, он придерживался основ самодержавия, подавлял оппозицию и развивал бюрократизм. В этом и заключалась внутренняя политика Николая 1. Схема, представленная ниже, описывает основные её направления.

Итоги внутренней политики Николая, как и общая оценка современных историков, политиков и учёных, неоднозначны. С одной стороны, императору удалось создать финансовую стабильность в государстве, «возродить» промышленность, увеличив её объёмы в десятки раз.

Были даже предприняты попытки улучшить жизнь, и частично сделать свободными обыкновенных крестьян, но эти попытки успехом не увенчались. С другой стороны, Николай Первый не допускал инакомыслия, сделал так, что религия в жизни людей занимала чуть ли не первое место, что по определению не очень хорошо для нормального развития государства. Охранительная функция в принципе была соблюдена.

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I. Продолжение

Реформы Николая I

Император проводил преобразования в области законов, религии, крепостного права и территорий. При нём жизнь крепостных несколько облегчилась, а польские земли были преобразованы на российский лад.

Крестьянские реформы Николая I

В 1837-1841 годах под руководством императора была проведена реформа государственных крестьян Киселёва, в результате которой вступил в силу запрет на продажу крестьян без земли, а также запрет на их приобретение безземельными дворянами. В деревнях появилось крестьянское самоуправление, строились местные больницы, улучшилось качество образования. Чуть позднее крестьяне получили право выкупать себя и свою землю, если имущество их помещиков было продано за долги. Помещики также получили право освобождать крестьян с землёй в обмен на отработку бывшими крепостными определённых повинностей.

Реформирование Польши

После подавления польского восстания 1830-1831 годов территория бывшего Царства Польского была реформирована. Вместо польских воеводств появились губернии, как в остальной части России, польский сейм был упразднён (как и польская армия), а русский язык стал в Польше основным в сферах делопроизводства и высшего образования, а также в системе мер.

Таблица реформ Николая I

Законодательная реформа Николая I

В 1826-1832 годах знаменитый государственный деятель М. М. Сперанский по поручению императора работал над кодификацией российских законов. Итогом законодательной реформы стало появление нового свода законов, который просуществовал до самой революции в 1917 году.

Финансовая реформа

Реформа финансов Николая I (она же реформа министра финансов Канкрина) проводилась в 1839-1843 годах и была достаточно успешной. В результате в России установилась стабильная финансовая система, просуществовавшая до начала Крымской войны в 1853 году. Для чеканки монет стали использовать только серебро.

Церковные реформы Николая I

В эпоху правления Николая I возобновились гонения на старообрядцев. При этом императору удалось объединить христиан-униатов с православной церковью, что было важным успехом. Активно проводилась миссионерская работа в Сибири, на Северном Кавказе и на других окраинах империи. Греко-католическая церковь была распущена и передана в подчинение Синоду.

Развитие культуры России в 19 веке
Основные причины Гражданской войны в России 1917-1922 кратко

Экономическое развитие

Промышленная ситуация, которая устаканилась в государстве к моменту прихода Николая на престол, была самой ужасной за всю историю России. Ни о какой конкуренции в этой сфере с западными и европейскими державами и речи быть не могло.

Все те виды промышленных изделий и материалов, которые были стране просто необходимы, покупались и доставлялись из-за границы, а сама Россия за рубеж поставляла лишь сырьё. Однако, к закату правления императора ситуация очень заметно изменилась в лучшую сторону. Николай смог начать формирование технически развитой промышленности, уже способной к конкуренции.

Очень сильное развитие получило производство одежды, металлов, сахара и текстиля. Огромное количество изделий из совершенно разных материалов начало производиться в Российской империи. Рабочие станки тоже начали изготавливаться на Родине, а не покупаться за рубежом.

Реформа Киселева

По статистке, за 30 с лишним лет, оборот промышленности в стране за один год вырос более, чем в три раза. В частности, машиностроительная продукция увеличила свои обороты в целых 33 раза, а хлопчатобумажная продукция — в 31 раз.

Первый раз за всю историю России началось строительство шоссейных дорог, обладающих твёрдым покрытием. Были сооружены три крупные трассы, одна из которых – Москва-Варшава. При Николае I было также положено начало строительству железных дорог. Бурный рост промышленности послужил увеличению городского населения более, чем в 2 раза.

Результаты и оценка образования при Николае I

Реформы Николая I в образовании имели значительное влияние на результаты и оценку образования в России. Одной из главных целей реформ было повышение качества образования и подготовка высококвалифицированных специалистов.

В результате реформ были созданы новые учебные заведения, такие как университеты, гимназии и реальные училища. Эти учебные заведения предоставляли студентам более широкие возможности для получения знаний и развития своих навыков.

Программа обучения в учебных заведениях была более систематизированной и структурированной. Студенты изучали различные предметы, включая гуманитарные, естественнонаучные и технические дисциплины. Это позволяло им получить более полное образование и развить свои интеллектуальные способности.

Методы преподавания также были улучшены. Преподаватели использовали различные методы, такие как лекции, семинары и практические занятия, чтобы обеспечить более эффективное усвоение материала студентами. Это способствовало активному участию студентов в образовательном процессе и развитию их навыков самостоятельного мышления.

Оценка образования при Николае I была в основном положительной. Реформы позволили значительно повысить уровень образования в России и подготовить квалифицированных специалистов в различных областях. Выпускники учебных заведений при Николае I были востребованы на рынке труда и успешно применяли свои знания и навыки в практической деятельности.

Однако, несмотря на достижения в образовании, оно все еще было доступно только ограниченному кругу людей. Образование при Николае I было преимущественно доступно дворянству и высшим слоям общества, в то время как простые люди имели ограниченные возможности для получения образования.

Таким образом, результаты и оценка образования при Николае I показывают, что реформы в образовании привели к значительному улучшению качества образования и подготовке специалистов, но они также оставили проблемы доступности образования для всех слоев общества.

Программа обучения и методы преподавания

Программа обучения и методы преподавания в учебных заведениях при Николае I были тщательно разработаны с целью обеспечить качественное образование и подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности.

Программа обучения

Программа обучения включала широкий спектр предметов, которые были разделены на группы в зависимости от уровня образования. В высших учебных заведениях, таких как университеты, студенты изучали гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, а также получали специализированное образование в выбранной области знаний.

В средних и низших учебных заведениях, таких как гимназии и училища, программа обучения включала основы грамотности, математику, историю, географию, физику и другие предметы. Она была ориентирована на формирование базовых знаний и навыков, необходимых для дальнейшего образования или профессиональной деятельности.

Методы преподавания

Методы преподавания в учебных заведениях при Николае I были традиционными и основывались на лекционной системе. Преподаватели читали лекции, а студенты занимались самостоятельно или в группах, выполняя задания и решая задачи.

Кроме того, в учебных заведениях использовались и другие методы обучения, такие как практические занятия, лабораторные работы и экскурсии. Это позволяло студентам применять полученные знания на практике и развивать практические навыки в своей области.

В целом, программа обучения и методы преподавания в учебных заведениях при Николае I были направлены на формирование учащихся как образованных и компетентных граждан, способных успешно функционировать в обществе и вносить свой вклад в развитие страны.

Другие реформы

При Николае Первом проводится очень важная денежная реформа. Всего в XIX и XX вв. их было несколько основных. О других мы поговорим чуть позже, в других статьях, а сейчас затронем реформу Канкрина, благодаря которой укрепился рубль. Кроме того, стоит затронуть инвентарную реформу, которая тоже была значимой. 

  • 1839-1843 — денежная реформа Канкрина. Систематизация денежной системы и укрепления рубля. В банке лежит определенное количество денег, и точно такое же количество денег находится в обращении. Это укрепляет рубль. Все сделки необходимо проводить только в серебре. Серебряный рубль стал использоваться как основное платежное средство, а бумажные деньги отходили на второй план; 
  • 1847-1848 гг. — инвентарная реформа. Опись размеров наделов и повинностей крестьян. Ограничение произвола помещиков в западных губерниях. 

Реформы Николая I

Император, осознававший важность и надобность реформ, старался претворить их в жизнь

Финансовая реформа

Это было первое изменение, которое осуществил правитель. Финансовую реформу также называют реформой Канкрина – министра финансов. Главная цель и суть изменения заключалась в том, чтобы вернуть доверие к бумажным деньгам.

Николай – это первый человек, который предпринял попытку не просто улучшить и создать стабильность в финансовой ситуации своего государства, но и эмитировать мощную валюту, высоко ценившуюся на международной арене. При этой реформе ассигнации должны были быть заменены на кредитные знаки. Весь процесс изменения поделили на два этапа:

  1. В государстве накапливался металлический фонд, который впоследствии, по замыслу, должен был стать обеспечением бумажным деньгам. Для этого банк начал принимать золотые и серебряные монеты с последующим их обменом на депозитные билеты. Параллельно с этим министр финансов – Канкрин, закрепил на одном уровне стоимость ассигнационного рубля, и распорядился исчислять все платежи государства в серебряных рублях.
  2. Вторым этапом стал процесс обмена депозитных билетов на новые кредитные билеты. Они могли без проблем обмениваться на металлические рубли.

Реформа Канкрина

Важно! Таким образом, Канкрину удалось создать такую финансовую ситуацию в стране, при которой обычные бумажные деньги были обеспечены металлом и ценились абсолютно так же, как и металлические деньги.

Крестьянская реформа

Главные особенности внутренней политики Николая заключались в действиях, направленных на улучшение жизни крестьян. За всё его время правления было создано 9 комитетов, обсуждающих возможность улучшения жизни крепостных. Сразу стоить отметить, что до конца решить крестьянский вопрос императору не удалось, поскольку делал он все очень консервативно.

Великий государь понимал важность отмены крепостного права, но первые изменения правителя были направлены на улучшения жизни именно государственных крестьян, а не всех:

  • В государственных деревнях, сёлах и других населённых пунктах увеличилось количество учебных заведений и больниц.
  • Выделялись специальные участки земли, где члены крестьянской общины могли их использовать для того, чтобы предотвратить плохой урожай и впоследствии голод. Картофель – это то, чем в основном засаживались эти земли.
  • Проводились попытки решить проблему недостатка земли. В тех населённых пунктах, где крестьянам не хватало земли, проводились переводы государственных крестьян на восток, где свободных участков было очень много.

Эти первые шаги, которые Николай I предпринял для улучшения жизни крестьян, очень сильно насторожили помещиков, и даже вызвали у них недовольство. Причиной этому послужило то, что жизнь государственных крестьян начала действительно становиться лучше, а следовательно, обычные крепостные начали тоже проявлять недовольство.

Крестьянская реформа

Позже, правительство государства во главе с императором начало разрабатывать план по созданию законопроектов, которые, так или иначе, улучшали жизнь обыкновенных крепостных:

  • Был издан закон, который запрещал помещикам рознично торговать крепостными, то есть продажа какого-нибудь крестьянина отдельно от семьи отныне была запрещена.
  • Законопроект, называющийся «Об обязанных крестьянах», заключался в том, что теперь помещики имели право отпускать крепостных без земли, а также отпускать их с землёй. Однако, за такое дарование свободы, освобождённые крепостные обязаны были выплачивать своим бывшим хозяевам определённые долги.
  • С определённого момента крепостные получили право покупать собственную землю и, следовательно, становиться свободными людьми. Кроме этого, крепостные также были наделены правом покупать собственность.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на все вышеописанные реформы Николая I, вступившие в силу при этом императоре, ни помещики, ни крестьяне ими не пользовались: первые не хотели отпускать крепостных, а у вторых просто не было возможности выкупиться. Однако, все эти изменения были важным шагом на пути к полному исчезновению крепостного права.

Цензурная реформа (1826, 1828)

Это преобразование очень сильно повлияла на культуру и внутреннюю политику государства. Николай подавлял малейшее проявление вольнодумства. Цензурная реформа или как её ещё называют чугунная была очень жестокой по сути под запрет попадали все статьи, произведения и т.д которые хоть как-то затрагивали политику.

Ужесточение цензуры было связано с европейскими революциями которые бушевали по всей Европе, дабы не усугубить своё положение Николай создал чугунную реформу. Все популярные журналы на тот момент попали под запрет, под запрет попадали также пьесы. Эти реформы известны также большим количеством ссылок поэтов на каторги (Полежаев, Лермонтов, Тургенев, Пушкин, и т.д).

Итог и характер преобразований Николая 1 очень спорный. Несмотря на жесточайшую цензуру он умудрился удержать власть и улучшить экономическое положение. Но несмотря на все это стремления Николая 1 к централизации власти убило его реформаторские задумки.

Вы должны понимать, что здесь мы набросали схематический план реформ Николая 1. Вся полная информация есть в нашем видеокурсе «История. Подготовка к ЕГЭ по истории на 100 баллов«.

Во всей великой истории нашей великой Родины царствовало очень много царей и императоров. Одним из таких был Николай Первый, который появился на свет 6 июля 1796 года, а управлял своим государством целых 30 лет, в период с 1825 по 1855 год. Николай запомнился многим как очень осторожный император, не проводящий активную внутреннюю политику в своём государстве, о которой и пойдёт речь в дальнейшем.

Реформы Николая I

После восстания декабристов и суда над ними, молодой император приступил к реформированию законодательства и государственного управления.

Рис. 1. Николай I.

Курсом внутренней политики была объявлена централизация власти. Для осуществления политического сыска сформировано Третье отделение с корпусом жандармов. Далее около 6 лет заняла кодификация права. По поручению Николая I Михаил Сперанский создал Свод законов Российской империи.

Война с Царством Польским в 1830-1831 годах потребовала реформировать его бывшую территорию в соответствии с общероссийскими стандартами. Там появились губернии, а конституция была отменена.

Реформы на рубеже 1830-1840-ых годов связаны с крестьянским вопросом и улучшение финансов империи. Реформу государственных крестьян провел граф Павел Киселев, а финансовую – граф Егор Канкрин, занимавший пост министра финансов с 1823 по 1844 год. В итоге, в России улучшилось положение государственных крестьян и немного ослабло крепостное право. Помещики потеряло право продавать крестьян без земли и отправлять на каторгу. Крепостное право стало превращаться в институт натуральной ренты. В Российской империи началось введение массового крестьянского образования.

Император одобрил решение и о церковной реформе. В 1839 году в состав Русской православной церкви вошла созданная в конце XVI века греко-католическая Украины и Беларуси.

Рис. 2. Император Николай I.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: