Старшая школа
Как правильно использовать региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Биология, химия, география, физика — это предметы, которые сложно представить без местной составляющей.
При подборе материала для регионального компонента в каждой учебной дисциплине педагог, прежде всего, ориентируется на особенности края
Например, при изучении млекопитающих в курсе биологии особое внимание уделяется тем животным, которые распространены в данной местности. Именно в рамках регионального компонента уместно будет и знакомство с растениями и животными своего населенного пункта и окрестностей, которые считаются исчезающими, включены в Красную Книгу РФ
На уроках химии особое внимание отводится на те производства, которые функционируют в городе, области, республике. Например, при изучении школьного курса неорганической химии вологодскими школьниками возможно не только теоретическое рассмотрение способов получения и обработки металлов, но и организация экскурсии на Череповецкий металлургический комбинат
В каждом российском регионе есть промышленное предприятие, которое поможет учителю химии не только сформировать у ребят теоретическую базу по предмету, но и получить представление о возможном применении знаний, то есть, способствовать самореализации школьников, выбору ими будущей профессии.
Начальное обучение
В настоящее время есть региональный компонент в образовательной программе по ФГОС. Начальная школа продолжает масштабную работу, связанную с социальной адаптацией подрастающего поколения россиян. В каждом регионе используются свои образовательные программы, предполагающие реализацию требований ФГОС второго поколения.
Что подразумевает региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Школа вправе самостоятельно определять направления деятельности, например, специализироваться на изучении истории родного края, отдавать предпочтение растительному и животному миру региона.
Если в образовательном учреждении есть военно-патриотические классы, в качестве регионального компонента можно выбирать курс по истории кадетского движения.
Особое место в приобщении школьников к культуре родного края уделяют в столице. Чему здесь посвящен региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Москва — образец для подражания российских регионов, поскольку с первого класса у ребят формируется четкое представление об истории и культуре столицы, интересных людях, которые внесли вклад в развитие главного города страны.
Опыт московских педагогов успешно транслируется в другие регионы. Например, в вологодских школах ребята изучают культурное наследие Вологды, а архангельские дети изучают поморскую столицу.
Презентация на тему: » Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1.» — Транскрипт:
1
Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1
2
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года. Введение ФГОС на средней и старшей ступени образования планируется: — на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года; — на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.
3
3 новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
4
Требования к структуре ООП Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Общие рамки для Системы нормативов Общие рамки для Системы нормативов Запросы и ожидания Запросы и ожидания Ожидаемые результаты деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база информация, финансы
5
5 основная образовательная программа –целостный документ пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план программа формирования универсальных учебных действий программы учебных предметов программа духовно-нравственного развития, воспитания программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов
6
6 характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
7
7 Личностные готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметные опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания
8
ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, и т.д. Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
9
9 «Православная культура», «Истоки», «Русские умельцы», «Живое слово», «Отечественная история».
Слайд 7 Ресурсное обеспечение проекта:1.Национальный уголок2.Методический комплект УМК3.Наглядный материал:а) дидактические
игрыб) музыкальные сказки на татарском языке. Л.Батыр-Булгари, “Болтливая утка”
(по мотивам сказок татарского писателя А.Алиша), мультфильмы по мотивам татарских
народных сказок («Төлке белән каз», «Өч кыз», «Алтын бөртекләр», «Эш беткәч, уйнарга ярый», «Ике кыз» и др. материалы из сайта: Татармультфильм) в) аудиозаписи гимна Татарстана, песни на слова Г. Тукая — «Туган тел».г) просмотр видеороликов о Татарстане, Казани.д) презентации «Казань», «Иван Иванович Шишкин», «Поэт-герой — М.Джалиль», «Г.Тукай- великий татарский поэт» и др.
:1.Национальный уголок2.Методический комплекс УМК3.Наглядный материал:а) дидактические игрыб) музыкальные сказки на татарском языке., мультфильмы по мотивам татарских народных сказок и др. материалы из сайта: Татармультфильм) в) аудиозаписи гимна Татарстана, песни на слова татарских поэтов и музыку татарских композиторовг) просмотр видеороликов о Татарстане, Казани.д) презентации
Ресурсное обеспечение проекта
Национальный уголок
Наглядный материал
УМК
Направления деятельности
Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в детских садах предполагает изучение обычаев и традиций, природы родного края, развитие толерантности, социальную адаптацию подрастающего поколения.
В зависимости от особенностей региона, в программу включаются специальные разделы, при изучении которых малыши начинают гордиться своим краем. Например, для дошкольников Архангельской области разработаны программы, основной аспект в которых учителя делают на уникальность северной природы.
На занятиях ребята узнают об истории появления поморского региона, достопримечательностях области, выдающихся людях Архангельской области
Особое внимание уделяется знакомству малышей с климатическими и природными особенностями региона. На занятиях дошкольники узнают о национальных парках, функционирующих в Архангельской области, растительном и животном мире поморской земли
Особое внимание уделяется народным праздникам, традициям, национальным поморским костюмам. Для проведения занятий по региональному компоненту, приглашаются сотрудники краеведческих музеев, национальных парков, библиотек
В результате социального партнерства воспитателям детских садов удается в полной мере выполнять социальный заказ — формировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих предков.
Слайд 12
Заключительный1.Анализ выполнения запланированных мероприятий (педсовет)2.Степень освоения материала проекта (мониторинг) 3.Итоги реализации — обобщающая презентация проекта, проведение праздника «Моя Республика — Татарстан!» Деятельность педагогов: направление деятельности детей, оказание помощи, обогащение их жизненного опыта историческими событиями через произведения искусства (изобразительное, музыкальное, театрализованное, а также чтение художественных произведений, продуктивной, игровой деятельности), организация совместных с родителями воспитанников мероприятий, направленных на знакомство с культурой татарского народа, с родным краем и городом , формирующих чувств патриотизма за свою малую родину. Деятельность детей: усвоение новых знаний, практических умений, проявление активной позиции, творческой инициативы, желание выразить свое эмоционально – положительное отношение к увиденному и происходящему, привлечение родителей к своей деятельности.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП