Признаки религиозной системы права
В основе формирования и выделения религиозной системы права лежит совокупность определенных признаков, существование которых делает рассматриваемую систему уникальным объектом изучения в рамках сравнительного правоведения. К числу таких отличительных признаков могут быть отнесены:
Основной и единственный творец общеобязательных правил поведения – Бог, в этой связи, юридические предписания в рамках религиозной системы права признаются данными раз и навсегда, в их содержание нужно верить, неукоснительно соблюдая сосредоточенные в них требования;
В качестве источников права признаются нормы, характер содержания которого совмещает в себе религиозные, нравственные и философские начала, закрепленные в текстах священных писаний (Коран, законы Ману, Талмуд и т.д.);
В системе источников религиозного права важное значение имеет богословская доктрина, выраженная вовне в трудах ученых, толкующих первоисточники – священные писания и конкретизирующих их содержание;
В рамках религиозной системы права отсутствует традиционное деление юридического массива на публичное и частное право, материальные и процессуальные отрасли и т.д.;
Законодательство, как совокупность принятых в установленном порядке общеобязательных правил поведения санкционированных государством, несмотря на относительное признание и распространение в современных условиях, в связи с усложнением общественных отношений, тем не менее, носит вторичный и опосредованный характер, по сравнению с традиционными источниками религиозного права;
В основе правового регулирования в рамках религиозной системы права лежит преобладание обязанностей индивида, а не прав личности, в отличие от иных современных систем права.
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Из всех социальных норм религия по степени своей формализованности, нормативности наиболее приближена к праву. Религия представляет собой ориентир пути, который избирается той или иной цивилизацией по вполне определенным, обусловленным исторически причинам. Поэтому религиозные наставления — способ в доступной и понятной форме сформулировать в сакрализированных категориях, имеющих непреходящий характер, основные цивилизационные ценности, объясняющие политику, право, мораль, основы житейской мудрости. Как отмечает В.П. Малахов, «скорее не право произошло из религии, а первоначальная форма духовного существования права — религия… Только религиозность сообщает доверию, солидарности, отношениям, требованиям, оценкам, мотивам и т.д. подлинность и полноценность» . Не стоит забывать, что крупнейшие мировые цивилизации относятся к культурам аврамистского типа, для которых право – это несомненная ценность. В основании же философии данных цивилизаций лежат монотеистические религии, которые представляют собой учение о существовании единого Бога. Бесспорными представителями данного религиозного представления являются иудаизм, христианство и ислам. Также, стоит отметь, что перечисленные религии связаны между собой генетически, так представляют собой вид религиозного представления происходящий один из другого. Например, иудаизм сыграл огромную роль в зарождении и развитии христианства. Иудейское религиозное право лежит в основе всех западных правовых систем.
Целью настоящей работы является рассмотрение религиозных правовых систем современности.
Актуальность проблемы вызвана тем, что она заслуживает подробного изучения и оценки, так как без изучения отдельных вопросов религиозных правовых систем невозможно дальнейшее представление о государстве и праве.
Обозначенная проблема и её актуальность позволили определить тему реферата: «Религиозные правовые системы современности».
Литература
- Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains / Пер. с фр. В. Туманова. — М.: Международные отношения, 2009. — 456 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7133-1340-1.
- (Дата обращения: 23 августа 2012)
- Менахем Элон. Еврейское право / Под общей ред. И.Ю. Козлихина. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. — 640 с. — ISBN 5-94201-066-8.
- Ерёмин В.Н. История правовой системы Японии / Отв. ред. Кириченко А.А.. — М.: РОССПЭН, 2010. — 296 с. — ISBN 978-5-8243-1391-8.
- Артёмов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. — 2007. — № 3. — С. 128—135.
- Лукьянов Д.В. Религиозно-правовая семья: понятие, характерные черты и структура. — Харьков : Штрих, 2003. — 48 с.
- Лук’янов Д. В. Релігійні правові системи в сучасному світі: монографія. – Харків : Право, 2015. — 352 с.
- Уланов М.С., Бадмаев В.Н., Мацакова Н.П. Буддизм и правовая традиция в Монголии // Былые годы. 2016. №4. URL: http://bg.sutr.ru/journals_n/1480335814.pdf
- Уланов М.С., Бадмаев В.Н. Буддизм и право в Калмыцком ханстве (XVII-XVIII вв.) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. №4. С.76-81.
Ссылки
- Сравнительное правоведение
- Религиозное право
- Религия
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Религиозное право» в других словарях:
РЕЛИГИОЗНОЕ ПРАВО — одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками Р.п. могут быть… … Юридический словарь
религиозное право — одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками Р.п. могут быть… … Большой юридический словарь
Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия
Религиозное обращение — Религиозное обращение отождествление себя с какой либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы… … Википедия
ПРАВО — система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Тесная связь с государством осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др. нормативных систем (напр., морали). Связь П. с государством не… … Философская энциклопедия
ПРАВО (система норм) — ПРАВО, система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством (см. ГОСУДАРСТВО) и обеспечиваемых силой принуждения (позитивное право) или вытекающих из природы человека (естественное право). В государственно… … Энциклопедический словарь
ПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; императив, стоящий… … Юридический словарь
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридическая энциклопедия
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридический словарь
Религиозное обучение и образование — система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях (См. Духовные учебные заведения) и религиозное обучение населения. Р. о. и о. используется… … Большая советская энциклопедия
-
Хоккей правила игры кратко
-
Шмонина л в зайцева о и инновационные технологии в методической работе доу планирование формы работы
-
Организационный контекст управления персоналом кратко
-
Формирование коммуникативных ууд в средней школе
- Философия конца xix века основные идеи и принципы этапы развития школы и их представители кратко
Мусульманское право
Развод супругов в Шариатском суде. Османская миниатюра, XVIII век
Мусульманское право (Шариат) действует в странах Африки и Азии, а также частично в государствах Индийского и Тихого океанов. Оно зародилось в VI веке на аравийском полуострове в результате деятельности пророка Мухаммеда и ведёт своё летоисчисление с 622 года.
Мусульманское право распадается на две огромных ветви: суннитскую и шиитскую. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книга ислама, Сунна — традиции, связанные с посланцем Бога, Иджма — «единое соглашение мусульманского общества» и Кияс — суждение по аналогии.
Страны, где одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем. В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником.
Христианское право
Моисей держит в руках скрижали с Десятью заповедями
Христианское право делится на две большие ветви: каноническое (католическое) право и церковное право. Они действуют в западных странах, однако сфера их действия очень ограничена, так как церковь в таких странах отделена от государства. Правила в основном распространяются только на служителей церкви, а также регулируют очень ограниченный круг вопросов личного статуса, например, брак и венчание, погребение, ведение метрических записей.
Кодекс канонического права
- Каноническое право
Каноническое право возникло в странах Западной Европы, официально было оформлено монахом Грацианом в XII веке, позднее развивалось при активном участии Римской курии. На сегодняшний день имеет около 1 миллиарда верующих[источник не указан 4074 дня].
Каноническое право имеет ярко выраженный центр власти и управления, сосредоточенный в Ватикане.
- Церковное право
Церковное право действует в некоторых странах Восточной Европы, особенно в России, на Украине и в Белоруссии. Церковное право имеет своим источником не только Библию и учения Апостолов, но и Византийское право сильно повлиявшего на развитие древнерусского права и государственности.
Церковное право не имеет единого центра, так как существуют пять самостоятельных глав (патриархов) православных церквей, каждый из которых претендует на первенство в иерархии, таким образом управление в церковном праве децентрализовано и рассредоточено по пяти центрам.