Что такое правовая семья?

Вопрос 88. семья традиционного (обычного) права: общее понятие семьи традиционного права. 1. особенность правовых

Романо-германское семейство

Семья формируется в области Европейского континента. Первым периодом возникновения является время до XIII века, когда признаки только обобщались, но не принимались попытки их систематизации. Второй тайм развития относится к периоду, когда в высших учебных заведениях начинают читать римское право. Третий этап знаменуется распространением правовой схемы романо-германского права за границы Европы на континентальную Африку, в Дальневосточные страны и государства Латинской Америки.

Особенности развития

Изучение римского права в университетах Германии, Италии и Франции оказывает существенное влияние на становление романо-германской правовой семьи, хотя многие компаративисты значение этого факта переоценивают.

В странах римская отрасль правовой науки по-разному воздействует на формирование и эволюцию систем юрисдикции. В Германии римское направление появилось позднее, чем в Англии и Франции, и привело к подавлению национального права из-за феодальной раздробленности.

Публикация научных источников ведет к тому, что право признается не только достоянием работников юрисдикции, не обосабливается от остальных сфер общественного развития.

С этого времени законодательные нормы выступают в качестве всеобщих правил поведения, а не только как средство для наказания определенного случая. В отличие от англосаксонской системы, нормы не создаются судебными работниками во время процесса, а существуют в форме статусного законодательства.

Внутреннее деление

Романо-германская система делится на институты и отрасли, что становится важным не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Разделение на частное и публичное право происходит под влиянием римского направления.

Наблюдается усиление публичных законов за счет ослабления частных норм поведения, что приводит к формированию двух разных систем судебных инструментов.

Кодификация или систематизация правовых положений преобразовывает, а в некоторых случаях и аннулирует устаревшие нормативы. В результате исчезают некоторые архаизмы и обычаи, стоявшие на пути обновления судебной практики. Недостатки кодификации проявляются в том, что она искоренила университетские истины поиска справедливости и пошла в направлении общих законодательных традиций.

Современность выделяет различия между коммерческим и правовым законодательством. Во Франции возникает система коммерческих судов и разрабатываются акты рыночного права. Торговые кодексы получают характерные черты законодательства:

  1. Бельгия, Франция — 1807 г.
  2. Германия — 1897 г.
  3. Австрия — 1862 г.

Источники[править | править код]

  • Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains / Пер. с фр. В. Туманова. — М.: Международные отношения, 2009. — 456 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7133-1340-1.
  •  (Дата обращения: 23 августа 2012)
  • Ковлер А.И. Антропология права. — М.: Норма, 2002.
  • Рулан Норбер. Юридическая антропология / Пер. В.С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2000.
  •  (Дата обращения: 23 августа 2012)
  • Крашенинникова Н.А. Колониальные системы управления в Южной и Юго-Восточной Азии. — М., 1972.
  • Генри Мэн. Древний закон и обычай. — М.: Изд-во «Красанд», 2011.
  • Генри Мэн. Древнее право. — М.: Изд-во «Красанд», 2011.
  • Генри Мэн. Древнейшая история учреждений. — М.: Изд-во «Красанд», 2011.
  • Лукьянов Д. В. Традиционно-правовая семья: понятие, характерные черты и структура. Харьков: Штрих, 2004.

Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться.

В современном Израиле Галаха не является доминирующей правовой нормой. Основой правовой системы Израиля служат законы государства. Хотя некоторые процессы, связанные с семьёй и браком могут вестись как в государственном, так и в религиозном (раввинатском) суде, сфера её применения всё больше и больше сводится к ритуальным аспектам в рамках отдельных общин.

В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей.

Правовая семья стран Дальнего Востока

Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт

В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов

В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.

Социалистический курс

Первая советская система права оказывает существенное влияние на развитие социалистической семьи в странах Европы, латинской Америки и Азии. Национальные законодательства Кубы, Китая складывались в форме разновидностей этой схемы. Основные характеристики социалистического права рассматриваются на примере Советского Союза, в эту категорию отношений входит Россия.

Социалистическое право в основном сохраняет аппаратное строение, присущее романо-германскому направлению с соответствующей концепцией развития. Но присутствуют некоторые отличия:

  • появляется жилищное и колхозное право;
  • гражданское и семейное направление юриспруденции отделяется одно от другого;
  • устраняется торговое право.

Вначале основным регламентом является творчество революционных исполнителей, т. к. власть сосредотачивается в руках советов. Ведущую роль в становлении конституционного права отводится компартии страны. Нормативные законы, которые должны выражать волю народа, появляются немного позднее и затрагивают не только населения славянской группы. По сути, они отражают интересы партийного руководства.

Социалистическая семья права базируется на реализации основных положений марксизма и ленинизма. Законодательство подменяется теоретическими административными и партийными решениями, которые, по сути, не образуют право. Своеобразность советского права заключается в отсутствии деления на частное и публичное направление, при этом последнее превалировало во всех сферах общественной формации.

Традиционно-правовая формация

Этот тип семьи распространился в африканских странах, в Азии, на территории Австралии, Океании. В этой системе обычаи превалируют над законными юридическими нормами и регулируют общественные отношения.

В составе обычаев приводятся примеры:

  • приношение жертвы для хорошего урожая (иногда человеческой);
  • прохождение обряда мальчиками для перехода в совершеннолетие;
  • проведение военных ритуалов для победы и др.

Распространение на земле

В чистом виде семья традиционного права не существует ни в одной стране, т. к. ее первоначальный вид имеет право на существование только при первобытном строе. Такая система присутствует в форме определенной ниши в каждом государстве определенной группы. Черты традиционного права, смешанные с другими законодательными системами, проявляются в племенах и социальных группах на континентах, сохранивших доисторический и патриархальный уклад жизни.

Семьи традиционного права различаются в зависимости от географического положения:

  • континентальная, охватывающая поселения Азии и Африки;
  • островная, находящаяся на большей территории Океании, Австралии, распространяется среди народов Меланезии, Полинезии, Микронезии.

Острова, которые располагаются в водном бассейне Тихого океана, являются единственным районом, где действуют положения традиционного права. Острова Атлантики и Индийского океана состоят в системе другой правовой формации (исключение составляет Мадагаскар).

Характеристики системы

Строй характеризуется отсутствием традиционного понятия права, которое представляется в цивилизованных странах. Обряды, лежащие в основе нормативного поведения, основываются на поклонении природным явлениям и направляются на одушевление неживых предметов. Традиции передаются последующим поколениям и исполняются членами общества по привычке.

Особенность включает следующие черты:

  • отсутствует сформированная юридическая власть как субъект для принятия решений;
  • нет понятия правовой науки и обучаемости;
  • не развивается письменность для фиксации поведенческих норм;
  • в основе экономики лежит собирательное хозяйство, денежные единицы отсутствуют и заменяются дорогими предметами;
  • правосудие вершится старейшинами или подобными главами кланов.

Традиционное право не делится на категории и регулирует государственную и общественную жизнь одновременно. В качестве правовых норм применяются моральные правила, которые действуют внутри общины. Исполнение обеспечивается за счет авторитетности местных лидеров, силы повиновения обычаям предков и веры в сверхъестественные явления.

С помощью обычного права выбирается власть на местах, регулируются брачные отношения, складываются семьи. На извечных порядках базируется понятие собственности, передачи имущества по наследству

Госорганы в регионах признают решения, которые предварительно вынес старейшина, например, в республике ЮАР обращается внимание на определение суда племени.

Традиционная правовая система делится на 2 группы:

  1. Схема, которая состоит из обычного права. Распространяется в поселениях на труднодоступных экваториальных землях и на маленьких островах Тихого океана.
  2. Структура права, где обычное право сочетается с религиозным верованием или влиянием внешней философии. Такие системы представляют эволюционные разновидности и тяготеют к цивилизованным формам общества.

В мире есть некоторые государства, где развилась сложная смешанная система правовых отношений. К ним относится, например, Индия, где мусульманское право одновременно господствует в виде религиозной нормы и регулирует общественные отношения в качестве обычного права.

Англо-саксонская правовая семья

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями:

  1. базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела);
  2. главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства;
  3. на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде;
  4. основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право;
  5. отсутствуют кодифицированные правовые отрасли;
  6. нет классического разделения на частное и публичное право;
  7. широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками;
  8. правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер.

Главная особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.

Классификация правовых семей по различным основаниям

С момента зарождения общего понятия и теории о существовании различных правовых семей подобными исследованиями занимались многие учёные. Самые известные типологии на сегодняшний день носят имена Р. Давида, К. Цвайгерта и X. Кетца, Х. Бехруза и К. Осакве. Каждая из них уникальна, однако, принято придерживаться общего среднего варианта, в котором выделяются пять основных видов.

1. Романо-германская. Эта семья объединяет системы права всех стран континентальной Европы. Сложившаяся здесь совокупность норм и законов основана на принципах юридической науки древнего Рима и определена усилиями известных европейских университетов.

В основе законодательства лежит конституция, а само право подразделяется на публичное и частное. В свою очередь, к публичному относятся такие отрасли, как административное, публичное, конституционное и международное, а к частному – семейное, гражданское и трудовое. Главенствующей формой считается нормативный акт, а дополнительной – прецедент

Традиции и обычаи же занимают второстепенное значение и практически не принимаются во внимание при решении важных вопросов. Правовое регулирование осуществляется преимущественно государством

2. англосаксонская (общего права, прецедентная). Соответствует структуре США, Канады, Новой Зеландии и Великобритании. В отличие от романо-германской семьи здесь не предусмотрено деление права на публичное и частное, также не выделяются отдельные отрасли. Хотя каждая страна имеет собственную писаную конституцию, в качестве главной формы принят судебный прецедент, а нормативные акты играют второстепенную роль. Принятие основных решений – это скорее обязанность суда, чем государства.

3. Дальневосточная. Характеризуется правовой ситуацией в Китае, Японии и других стран этого региона, хотя в настоящий момент считается уже практически недействительной, так как многие из перечисленных государств всё больше склоняются к европейским нормам.

В основе правовой системы лежат философские идеологии (конфуцианство, даосизм, легизм), где основным приоритетом всегда выступает семья. Вся деятельность направлена на нормализацию взаимоотношений и гармонию человека с обществом и природой. В качестве источника права выступают больше нормы морали и общие ценности. К суду принято обращаться лишь в крайнем случае, когда все прочие попытки урегулировать конфликт оказались неэффективными.

4. Традиционная. Самая старая из всех структур. К этой семье относят некоторые государства Африки, Австралии, Океании и Азии, которые в большинстве своём являются скорее племенами и общинами.

Нормативные акты, прецедент и подобные источники права либо полностью отсутствуют, либо играют незначительную роль. Общество живёт, подчиняясь исторически сформированным обычаям и традициям. Причём их влияние чрезвычайно высоко и основано на исключительном уважении и подчинении всех членов группы. Хранителем права считается вождь племени, он же выступает в качестве суда и вершителя сверхъестественной воли.

5. Религиозная. Объединяет иудейские и исламские страны. Здесь все юридические и моральные нормы носят религиозный характер. Деление на частное и публичное право отсутствует, но при этом в современной трактовке принято выделять некоторые отрасли: семейную, судебную и уголовную. Законы считаются определёнными свыше и потому не подлежат даже малейшим изменениям. Основным источником выступает святое писание, определяющее все возможные права и предписывающее ему определённые обязанности.

Особенности[править | править код]

В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права). Экономика в части данных социумов основана на собирательстве и натуральном обмене, денежный эквивалент отсутствует либо его заменяют какие-либо предметы материального мира (например, ракушки, украшения, определённые животные и т. п.). Правосудие вершат, как правило, старейшины.

В Сомали клановый суд согласно обычаю заседает под деревом акации

Обычаи и традиции, которые служат для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.

Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей, главным образом за пределами городов. Моральные нормы либо бытовые правила и традиции, сложившиеся внутри родово-племенной общины, приобрели там характер правовых норм и обеспечиваются авторитетом лидеров, а также повиновением в силу уважения предков и верой в сверхъестественное. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов.

Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины

Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве. Например, в ЮАР государственный суд при рассмотрении дела учитывает ранее вынесенное решение племенного суда.

Видыправить | править код

Система обычного права подразделяется на две большие группы:

  • Традиционная правовая система, состоящая исключительно из обычного права. Распространена среди племён, живущих в труднодоступных местностях экваториальной Африки, на Папуа-Новой Гвинее и ряде небольших тихоокеанских островов.
  • Традиционная правовая система, в которой обычное право смешано с религиозными догмами либо философскими учениями, привнесёнными извне. Является смешанной правовой системой, которая в определённой степени эволюционирует к цивилизованному образу жизни. Распространена среди большей части племён в странах Африки, Азии (Индия, Бангладеш), Австралии и Океании.

Существует также ряд государств с так называемым сложно-смешанным правовым режимом, например, Индия, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.

Особенности юридической техники в различных правовых семьях

Понятие правовой семьи

На сегодняшний день в мире существует более 250 государств. Все они используют право как средство регулирования общественной жизни. Есть ли что-либо общее между всеми этими национальными системами права?

На этот вопрос дает ответ сравнительный анализ правовых систем разных стран. Право государств можно классифицировать по группам, или семьям.

Помимо этого, при выделении семей права мы должны учитывать:

  • глобальные правовые идеи;
  • структуру права;
  • правовую культуру;
  • традиции права;
  • особенности происхождения и эволюции различных систем права и др.

Виды правовых семей.

По данному вопросу у ученых нет единого мнения. Можно выделить несколько позиций.

Первую точку зрения высказал французский ученый Р. Давид. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х гг. XX в. создал сравнительное правоведение.

Его классификация семей права состоит из двух частей:

  1. основные правовые семьи: романо-германская (континентальная); англосаксонская (семья общего права); социалистическая;
  2. дополнительные семьи права: религиозная, т.е. исламская; традиционная, т.е. семья обычного права; дальневосточная; индусская.

От социалистической семьи права после разрушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно говорить о том, что эта правовая семья почти исчезла.

Вторую точку зрения высказали немецкие ученые К. Цвайгерт и Х. Кетц.

Они выделяют следующие восемь семей (кругов, стилей):

  1. романская;
  2. германская;
  3. скандинавская;
  4. англо-американская;
  5. социалистическая;
  6. исламская;
  7. индусская;
  8. дальневосточная.

Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Осакве, объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в общей сложности он насчитывает 13 правовых семей:

западные (светские) семьи мира: романская; германская; скандинавская; английская; американская; российская; социалистическая;
иные незападные семьи мира: юго-восточная; африканская; религиозные семьи мира: мусульманская; еврейская; каноническая; индусская.

Четвертую точку зрения высказал X. Бехруз. Он все семьи считает основными и называет их семь:

  1. традиционного права (африканское обычное право);
  2. традиционно-этического права (китайское, японское право);
  3. религиозного права (иудейское, индусское, исламское право);
  4. законодательного права (романо-германское право);
  5. прецедентного права (английское, американское право);
  6. смешанного права (латиноамериканское, скандинавское право);
  7. постсоветские правовые системы.

И наконец, пятая точка зрения представлена французским ученым Р. Леже, который все правовые системы мира классифицирует на две группы: принадлежащие правовым государствам (с длительной правовой традицией); принадлежащие государствам, подчинившим право религии или идеологии (не обладающим правовыми традициями).

Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, несколько подкорректировав ее с учетом изменений, произошедших в мире.

Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:

  1. романо-германская (континентальная);
  2. англосаксонская (семья общего права);
  3. арабская (мусульманская);
  4. африканская (семья обычного права).

Рассмотрим особенности юридической техники в каждой из этих семей.

Романо-германская (континентальная) семья права (или профессорское право) ⇒
Англосаксонское право (семья общего права, прецедентное право, судейское право) ⇒
Мусульманская семья права ⇒
Семья обычного права (африканское право) ⇒
Российская правовая система в контексте мировых семей права ⇒

Классификация правовых семей

Как правило, все правовые семьи были сформированы в ХХ веке, однако есть большое количество подходов к их классификации, каждый из которых был выдвинут разными учеными. Первым был Давид, который в 60-е годы создал следующую классификацию:

  1. Романо-германская, англо-саксонская и социалистическая правовая семья;
  2. религиозная, индусская и дальневосточная.

Эта классификация устарела на сегодняшний день

Давиду было важно лишь то, что он взял за основу только исторический факт; в этом и заключается его отличие от других авторов. Ученый по фамилии Кетц высказал иную точку зрения на проблему классификации семей

Он выделил следующие семьи:

  1. Романская;
  2. Немецкая;
  3. Скандинавская;
  4. Англо-саксонская;
  5. Дальневосточная и т. п.

Кроме того, совсем другие классификации выдвигали ученые Бехруз и Осакве.

Мировая классификация

Упорядочивание систем в разных государствах становится необходимостью. Разностороннее восприятие мира не только зависит от общего рассмотрения, но и требует изучения отдельных элементов.

Унификация существующего законодательства имеет практическое значение, как и совершенствование отдельных разделов национального права. Зарубежные и отечественные ученые не выработали единой концепции классификации в вопросе нахождения конкретных мерил оценки.

Французский ученый Рене Давид, который является признанным специалистом в области правовой географии мира и сравнительной юриспруденции, выделяет 2 критерия. Первый представляет собой правовую технику, которая применяется юристами страны, а второй являет политическую, философскую и экономическую идеологию государства.

Автор учения разделяет мировые господствующие системы на правовые семьи, понятие и виды которых следующие:

  • романо-германская;
  • англосаксонская;
  • социалистическая;
  • семья традиционного права.

Другие современные ученые применяют различные критерии для определения понятия семьи. К ним относятся немецкие правоведы Х. Кетц и К. Цвайгерт, над систематизацией работали Ф. Энгельс и К. Маркс. На заре XX века принималась классификация, которая делила правовые системы на основании языковых и расовых характеристик, в результате мир был поделен на монголоидные, семитские и индоевропейские семьи. Систематизация Рене Давида является самой распространенной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: