Введение
В недавнем прошлом считалось, что познание состоит из двух этапов: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, по мере того как становилось все яснее, что чувственное в ряде моментов проникает в рациональное, мы стали думать, что этапы (или уровни, ступени) познания — это эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное — это способности, на основе которых формируется эмпирическое и теоретическое.
На наш взгляд, такой подход в большей степени отражает реальную структуру когнитивной деятельности, но требует дальнейшей конкретизации и терминологического уточнения. Такой подход упускает из виду другой, первый уровень познания — «живое созерцание»; эта ступень познания не отличается от эмпирической. При этом живое созерцание имеет место в обыденном и художественном познании, а эмпирический уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности — научного познания. Научное познание невозможно без опоры на живое созерцание.
Скорее, живое созерцание — это не познавательная способность, а результат реализации этих способностей, или процесс познания указанной стороны объектов.
Процесс познания во всех его существенных моментах связан с практикой.
Практика является основой формирования и развития познания на всех его этапах, источником познания, критерием истинности результатов познавательного процесса.
Таким образом, когнитивное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют.
Критика рационализма
Рационализм – это философское направление, которое полагает, что основой знания является рациональное мышление и логика, а не опыт и чувства. Такой подход к знанию был крайне популярен в XVII веке в свете научных открытий и прогресса.
Однако критики рационализма указывают на его недостатки. Некоторые утверждают, что такой подход приводит к отрыву от реальности и жизненного опыта. Он может также привести к отсутствию эмпатии и понимания других людей, так как они не подчиняются логическому мышлению человека.
Кроме того, рациональное мышление может иногда обманывать человека, ведь логическая цепочка может быть неверна, а доказательства могут быть неудовлетворительными. Это может привести к ошибкам и ложным выводам.
В целом, критика рационализма подводит нас к необходимости более уравновешенного подхода к знанию, который учитывает как рациональную, так и чувственную сторону человеческого опыта и помогает обеспечивать более полное понимание мира вокруг нас.
Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?
В 17-18 веке философы осознали, что пришло время переосмыслить критерии истины. В связи с этим бурно развивались рационализм, эмпиризм и сенсуализм. При этом эмпиризм и сенсуализм во многом похожи между собой. Они базируются на общих положениях, в каждом из них за источник всех знаний принимается чувственное познание.
Ключевые отличия между эмпиризмом и сенсуализмом сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).
Он привёл следующие тезисы:
- В эмпиризме принимается, что чувства являются источником знаний, но и разум также важен.
- В эмпиризме для извлечения знаний из чувственного опыта необходимо взаимодействие чувств и разума.
- Сенсуализм ориентирован на пассивное созерцание. В эмпиризме поощряется вмешательство в изучаемые процессы.
Также, разницу между сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом можно объяснить тремя метафорами:
Проблема метода в философии Нового времени
Философия нового времени / Проблема метода в философии Нового времени
Страница 1
В силу революционных преобразований в науке, особую актуальность в философии Нового времени приобретает проблема метода. Метод – путь познания. Проблема метода – проблема основ познания и критериев истины.
Проблема метода обсуждалась еще в античности, но лишь в философии Нового времени она получает систематическое развитие.
Философия Нового времени даёт три основных решения: сенсуализм, рационализм и эмпиризм. Сенсуализм и рационализм берут свое начало в античной философии, эмпиризм – принципиально новая концепция, появление которой соответствовало интенциям развития новоевропейской науки.
Сенсуализм
Эта философская концепция за основу познания и критерий истины берущая чувства
. Главный принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
В философии Нового времени сенсуализм представлен в философии англичанина Джона Локка (1632–1704). Главная его работа – «Опыт о человеческом разумении». Дж. Локк, выступая против теории «врождённых идей», восходящей к Платону, считал, что сознание человека от рождения – «чистая доска», которая наполняется содержанием через ощущения. Ощущения Дж. Локк называет идеями. Идеи – это всё то, что воспринимается душою в себе самой или является непосредственным объектом восприятия, мышления или интеллекта. Ум способен только комбинировать идеи, а не производить их. Развитие познания – движение от простых идей к сложным.
Насколько достоверно чувственное восприятие реальности? Локк доверяет чувствам, но, принимая во внимание их возможную субъективность, развивает концепцию первичных и вторичных качеств: он различает пространственно-временные характеристики объектов (первичные качества) и их субъективное преломление (вторичные качества). К первичным качествам следует отнести фигуры, величины, положения и т
д. Вторичные качества – это цвет, вкус, запах и т. д. Различение первичных и вторичных качеств имело большое значение для последующего развития философии Нового времени, когда в ней был поставлен вопрос о границах человеческого познания.
Эмпиризм
Данная философская концепция основу познания и критерий истины усматривает в опыте
. Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ, политик и писатель. Основные принципы нового метода были изложены им в трактате «Новый Органон» – второй части большого, но неосуществлённого до конца замысла, названного Ф. Бэконом «Великое восстановление наук». Ф. Бэкон критикует предшествующую философию за бесплодность и многословие. Рост практического могущества человека – свидетельство обладания им подлинным знанием. Выступая за тесную связь науки с практикой, Ф. Бэкон выдвигает свой знаменитый тезис «Знание – сила».
Эмпирический метод близок к сенсуализму, но имеет ряд существенных отличий
Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для процесса познания, но настаивает на тесном союзе чувств и разума. Свой метод Ф
Бэкон образно назвал «методом пчелы», противопоставив его «методу муравья» и «методу паука». Сторонники первого метода – сенсуалисты (Ф. Бэкон называет их эмпириками) – «только собирают и довольствуются собранным». Сторонники второго – рационалисты – «производят нить рассуждений из самих себя». Пчела же, как пишет Ф. Бэкон, «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению». Ф. Бэкон считает, что его метод соединяет в себе достоинства первых двух путей, но свободен от недостатков каждого из них
. Свой метод Ф. Бэкон образно назвал «методом пчелы», противопоставив его «методу муравья» и «методу паука». Сторонники первого метода – сенсуалисты (Ф. Бэкон называет их эмпириками) – «только собирают и довольствуются собранным». Сторонники второго – рационалисты – «производят нить рассуждений из самих себя». Пчела же, как пишет Ф. Бэкон, «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению». Ф. Бэкон считает, что его метод соединяет в себе достоинства первых двух путей, но свободен от недостатков каждого из них.
Страницы: 1
Критика сенсуализма
Сенсуализм как философское направление считал, что все знания приходят от ощущений. Однако, это утверждение подвергается критике.
Первоначально, сенсуализм игнорирует роль рационального мышления в познании мира. Ощущения могут ввести в заблуждение, и не могут быть единственным источником знаний.
Кроме того, сенсуализм не может объяснить происхождение некоторых знаний. Например, мы знаем математические и логические истины, которые не могут быть получены только из ощущений.
Также, сенсуализм подвержен критике по поводу наличия универсальных понятий, которые не могут быть получены только из опыта.
Критика сенсуализма говорит о том, что познание мира происходит не только через ощущения, но и через рациональное мышление и врожденные знания.
Основные положения сенсуализма
Сенсуализм – это философская доктрина, основанная на убеждении, что сущность нашего познания мира заключается в ощущениях и восприятиях. Согласно сенсуалистам, все знания получаются только через опыт и чувственное восприятие.
Одним из ключевых положений сенсуализма является утверждение о том, что наши инструменты познания ограничены. Наше восприятие и опыт не всегда позволяют понять всю глубину и многовариантность мира. Сенсуалисты считают, что наши ощущения и восприятия могут искажаться, и, следовательно, мы должны быть осторожны в своих выводах.
Сенсуализм в разных формах существовал в истории философии долгое время. Одним из наиболее известных представителей сенсуализма являлся английский философ Джон Локк, который считал, что все наши идеи и понятия происходят из опыта. Сенсуализм был также распространен во Франции в 18 веке, в рамках движения энциклопедистов, которые настаивали на необходимости отбросить мистические и религиозные взгляды на мир.
- Сенсуализм основывается на идее о том, что все знания происходят из опыта и чувственного восприятия.
- Сенсуалисты убеждены в том, что наши инструменты познания ограничены и ощущения могут искажаться.
- Сенсуализм был распространен в разные исторические периоды и существовал в разных формах.
Основные идеи сенсуализма
Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя британскими философами: Джоном Локком (1632-1704), Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Чтобы лучше понять, что такое сенсуализм и в чём заключаются его основные идеи, давайте подробно ознакомимся со взглядами каждого из этих трёх мыслителей.
Сенсуализм Джона Локка
Согласно теории познания Джона Локка, любая простая идея, возникающая в нашей голове, является продуктом чувственного опыта. При этом чувственный опыт может быть внешним (при восприятии внешнего мира) или внутренним (при исследовании собственной души). Примером внутреннего опыта является рефлексия, которая также может порождать новые простые идеи, несмотря на то, что человек при этом никак не взаимодействует с внешним миром (точнее, взаимодействует с ним в своём воображении).
Сложные идеи формируются на основе размышления – процесса, представляющего собой всевозможные взаимодействия простых идей. В результате их объединения возникают сложные идеи, которые не могут быть получены посредством чувственного опыта. К примеру, представление об определенном объекте является сложной идеей, которая формируется на основании простых знаний о его свойствах.
Важным аспектом в теории познания Джона Локка является разделение качеств на первичные и вторичные. К первичным относятся объективно существующие качества: форма, масса, размер. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств (цвет, вкус, запах и прочие свойства, зависящие от восприятия). К примеру, глядя на головку камамбера (популярный сорт сыра с плесенью), люди могут по-разному воспринимать её вид и запах. Одни будут находить её аппетитной, другие – не очень. Но оспаривать её форму и размер никто не станет.
Сенсуализм Джорджа Беркли
Если сенсуализм Локка тяготеет к материализму, то Джордж Беркли был сторонником идеализма. В частности, Локк признаёт объективность первичных качеств, Беркли же исходит из утверждения, что все качества являются вторичными. Свою точку зрения он аргументирует тем, что качества, первичные по Локку, не всегда являются объективными.
К примеру, предмет, кажущийся тяжёлым одному, будет лёгким для другого. А нечто большое на расстоянии выглядит гораздо меньшим. Более того, для ребёнка большим выглядит предмет, кажущийся небольшим взрослому человеку (то есть, дело именно в субъективности восприятия, а не только в расстоянии или ракурсе). А значит, и здесь присутствует зависимость от органов чувств. Основываясь на этих аргументах, Беркли приходит к выводу, что все качества вторичны.
Сенсуализм Дэвида Юма
Как и Джордж Беркли, Дэвид Юм придерживался идей субъективно-идеалистического сенсуализма. Однако если Беркли считал, что материального мира не существует вообще, то позиция Юма была менее категоричной. Он пришёл к выводу, что мы не можем однозначно судить по одним только ощущениям как о том, что материальный мир существует, так и о том, что его не существует.
То есть, имея в своём распоряжении только ощущения, мы не можем установить реальные факты. Кроме того, Юм отрицает религиозные и мистические концепции, утверждая, что мы никак не можем установить достоверно, существует ли Бог (и другие божественные и мистические существа и явления) или нет. В связи с этим многие современные исследователи называют Юма агностиком.
Философия сенсуализма
Определение и основные принципы
Сенсуализм — философское направление, основанное на убеждении, что источниками наших познаний являются непосредственные чувственные восприятия. Оно стремится установить прямую связь между сенсорными впечатлениями и пониманием окружающего мира.
Согласно принципам сенсуализма, все наши познавательные способности обусловлены восприятием внешнего мира через чувства. Концепции, изобретенные умом человека, не имеют никакого значения для образования знаний.
Сенсуалисты считали, что познание истины не является готовым продуктом человеческого ума, а носит точечный характер и усвояется на основе опыта чувственного восприятия. Данный метод признается единственно верным путем познания реальности.
Исторические представители
- Джон Локк – английский философ, один из представителей британского эмпиризма, утверждал, что человек рождается с чистым умом и постепенно заполняет его опытом.
- Дэвид Юм – шотландский философ, предприниматель и политический экономист, считал, что всего, что мы знаем, мы знаем только через наши чувства и что идеи формируются в уме благодаря соединению наших сенсорных впечатлений.
- Этьен Бонно – французский философ, который отвергал теорию идеи и представления, считая их лишь половинчатым знанием, а основным источником знания признавал наши чувства.
Рациональное познание и его формы
Чувственный образ мира, который передают нам органы чувств, необходим, но недостаточен для глубокого познания объектов, их взаимосвязей, зависимостей, причин и законов развития. Для этого необходимо мышление, еще одна познавательная способность человека, с помощью которой он проникает в сущность предметов. Отражение через мышление опосредовано и тесно связано с языком. Возникновение мышления основано на практической деятельности людей. Познание, основное содержание которого получено на основе мыслительной деятельности, называется рациональным познанием.
В современной литературе выделяют различные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное. Первые два возникают как процесс оперирования конкретными сенсорными образами, встречаются у высокоорганизованных животных и появляются у детей на ранних стадиях их развития. Абстрактное мышление — это наиболее зрелый тип мышления, связанный с оперированием понятиями (абстракциями). Рациональное познание в первую очередь ассоциируется со способностью человека абстрактно и разумно осмысливать реальность.
Основными формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — это форма мышления, отражающая общие и существенные связи и отношения предметов и явлений действительности. Все понятия формируются путем операций абстракции (отвлечения) от сенсорных и визуальных (единичных, внешних, несущественных) признаков и обобщения на основе выделения общих, внутренних, существенных признаков. Понятия могут быть разной степени общности: менее общие, более общие и универсальные (например, соответственно: растение, природа, материя). В повседневном познании понятия могут содержать набор общих признаков, как существенных, так и несущественных. В научном познании понятие содержит общие существенные признаки (сравните обыденное и научное понятие человека). Существуют концепты, раскрывающие смысл, смысл объекта, концепты-проекты (образы будущего) и другие. Грамматической формой выражения понятия является слово или фраза.
Суждение — это форма рассуждения, в которой что-то утверждается о чем-то путем соединения понятий. Понятия и суждения взаимосвязаны. Можно сказать, что суждение — это расширенное понятие, а понятие — это расширенное суждение. Грамматической формой выражения мнения является предложение. Умозаключения формируются на основе понятий и предложений.
Умозаключение — это процесс мышления, в котором новое заключение, называемое выводом, формируется из одного или нескольких предложений (оснований) в соответствии с правилами логики. Косвенные рассуждения показывают опосредованный характер мышления: не прибегая к чувственному опыту, мы приходим к новым знаниям на основе рассуждений. В этой способности мышления выходить за пределы чувственных данных заключается творческая природа мышления.
Формы мышления, а также правила, законы мышления изучает наука логика. Основные законы и формы логического мышления были сформулированы Аристотелем.
К формам рационального знания, если иметь в виду научное знание, относятся гипотеза — вероятностное, гипотетическое знание об объекте, нуждающееся в доказательстве, и теория — система объективно истинных, проверенных практикой знаний об объекте, о законах действительности, которая является основой научного предвидения.
Современная наука характеризуется высокой степенью абстракции своих понятий, законов, теорий. Наука все дальше и дальше уходит от непосредственного чувственного восприятия объектов, мышление все дальше и дальше уходит от реальности. В этом одновременно слабость и сила мышления. С одной стороны, при абстрактном мышлении теряется «многоцветность» мира, уникальные свойства и качества объектов, мир схематизируется и упрощается в абстракциях. С другой стороны, «уход» абстракций от реальности означает одновременно и углубление познания — от изучения сущности первого порядка знание переходит к сущности второго порядка и далее, открывая новые законы бытия.
Единство чувственного и рационального познания
Вся умственная деятельность человека вовлечена в процесс познания. Однако сенсорное и рациональное познание играет главную роль. Сенсорное или чувственное познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственные знания об объектах и их свойствах и протекает в трех основных формах: Восприятие, восприятие и репрезентация.
Восприятие — это сенсорный образ отдельного свойства объекта — его цвета, формы, вкуса и т.д. Благодаря активной работе человеческого сознания образы чувств, поступающие в мозг человека, подвергаются активной обработке и преобразуются в образы восприятия. Целостный образ объекта, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Восприятия формируются из ощущений и являются комбинацией ощущений. Например, яблоко воспринимается как сочетание ощущений его формы, цвета и вкуса. Восприятие возникает и существует в сознании как форма активного синтеза различных проявлений объектов и процессов, которая неотделима от других актов познавательной деятельности. Поэтому процесс восприятия является активным и творческим.
В его сознании накапливаются целостные сенсорно-перцептивные образы как результат интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой. Накопление и сохранение этих образов в сознании человека происходит через память. Не зря философы и психологи называют память «хранилищем образов». Благодаря памяти мы можем сохранить и воспроизвести целый образ, даже если он не дан нам непосредственно. В этом случае функционирует более сложная форма сенсорного восприятия — представление — образ отдельного объекта, воспринятый человеком ранее, который сохраняется в сознании. Восприятие — это результат прошлых воздействий объекта на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа объекта при его отсутствии в данный момент.
Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют согласованно, влияя друг на друга и испытывая влияние рациональных форм познания, логического мышления.
Эмпирическое знание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первый слой эмпирического знания — данные наблюдений — всегда записывается на определенном языке: и это язык, который использует не только повседневные термины, но и специальные научные термины. Данные наблюдений не могут быть сведены только к формам чувственности — ощущениям, восприятиям, представлениям. Здесь также наблюдается сложное переплетение чувственного и рационального.
Таким образом, сенсорное познание дает знания об отдельных свойствах и объектах реальности. Можем ли мы предположить, что эти знания надежны?
Что касается достоверности сенсорных образов, их соответствия вещам и их свойствам, рассмотрим следующее
Одни и те же предметы вызывают разные ощущения у разных людей, на что обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями в органах чувств отдельных людей, их эмоциональными состояниями и другими факторами
Но было бы ошибкой абсолютизировать субъективную сторону познания, считая, что в ощущениях и восприятиях нет объективного элемента, независимого от человека и отражающего реальность. Если бы это было так, человек вообще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Он не сможет различать предметы по их размеру, цвету, вкусу и т.д. Без знания реальных свойств дерева, камня, железа он не смог бы изготовить и использовать инструменты для получения средств к существованию. Поэтому чувственное познание, включая момент субъективного, имеет объективное, независимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают истинное знание о действительности прежде всего. Ощущения, восприятия, идеи — это субъективные образы объективного мира.
Следует подчеркнуть, что познавательная деятельность человека не сводится исключительно к сенсорному восприятию. Оно также включает в себя рациональное познание, о котором также нельзя сказать, что оно представляет собой чистую рациональность.
Презентация на тему: » СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Философия европейского сенсуализма XVI-XVIII вв. 2. Европейский рационализм XVII-XVIII вв. ГУМЕР.» — Транскрипт:
1
СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Философия европейского сенсуализма XVI-XVIII вв. 2. Европейский рационализм XVII-XVIII вв. ГУМЕР
2
ФИЛОСОФИЯ СЕНСУАЛИЗМА 1. Фрэнсис Бэкон 2. Томас Гоббс 3. Джон Локк 4. Джордж Беркли 5. Давид Юм Чтобы знать – надо видеть!
3
ФРЭНСИС БЭКОН ( ) «Знание – сила!» Власть над природой через новую науку. Идолы: — рода; — пещеры; — рынка; — театра Причины вещей… «Простые природы», их разные комбинации … — к созданию НОВОЙ ПРИРОДЫ!
4
Чтобы знать – надо видеть! ТОМАС ГОББС ( ) ОНТОЛОГИЯ *Мир – совокупность тел, движущихся по законам механики… *Идея первотолчка … Социальная философия *естественное и общественное состояние *учреждение государства *суверен и подданные: все права у суверена ради охраны права людей на жизнь
5
Чтобы знать – надо видеть! ДЖОН ЛОКК ( ) Гносеология: *Tabula rasa *Наши знания адекватны *Первичные и вторичные свойства вещей свойства вещей *Субстанция? существует, но в опыте не дана… в опыте не дана…
6
Чтобы знать – надо видеть! Социальная философия Джона Локка Весь мир торгует люди не только враждуют (конкурируют), но и заинтересованы друг в друге ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР А. ПРАВА ПЕРЕДАЮТСЯ СУВЕРЕНУ, КРОМЕ ПРАВ: 1)ПРАВА НА ЖИЗНЬ 2)ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ 3) ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ B. СУВЕРЕН «СКОНСТРУИРОВАН» ПО ПРИНЦИПУ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: 1)ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ 2)ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ 3)СУДЕБНАЯ
7
Чтобы знать – надо видеть! ДЖОРДЖ *Материя? Покажите мне ее! ДЖОРДЖ БЕРКЛИ *Локк прав: существуют первичные БЕРКЛИ и вторичные качества вещей *Но вторые – субъективны, субъективна и вся вещь в целом! СУЩЕСТВУЮ Я И МОИ ОЩУЩЕНИЯ! Солипсизм…? *Я существую с моим сознанием в Сознании Бога…
8
Чтобы знать – надо видеть! Скептицизм ДАВИДА ЮМА ( ) * -Знаем ли мир, в котором живем? -Да, но … * -Но это знание явления, а не сущности -Как мы познаем мир? -Существуют 3 гипотезы: 1)Воспринимаем образы объективных предметов 2)Восприятия – комплекс моих ощущений 3)Восприятия – это та картина, которую дает БОГ КОТОРАЯ ИСТИННА?..
9
ГНОСЕОЛОГИЯ СЕНСУАЛИЗМА ОПЫТ ВНУТРЕННИЙ Джон Локк ОПЫТ ВНЕШНИЙ ОПЫТ…?КАКОЙ? Джордж Беркли СЕНСУАЛИЗМ SENSE ЧУВСТВА ОТРАЖАЮТ: вещь или качества индукция ОТРАЖАЮТ – СОЗДАЮТ
10
ФИЛОСОФИЯ РАЦИОНАЛИЗМА 1. Рене Декарт. 2. Бенедикт Спиноза. 3. Вильгельм Лейбниц. ГУМЕР Чтобы видеть – на до знать!
11
РЕНЕ ДЕКАРТ ) РЕНЕ ДЕКАРТ Чтобы видеть – надо знать! ( ) Я сомневаюсь, следовательно, существую. Сомневаюсь несовершенен. Но если понимаю, что несовершенен, знаю, что значит совершенное. Откуда это знание?.. Бог дал человеку ограниченный разум и безграничную свободу воли есть надежда на познание мира.
13
Чтобы видеть – надо знать! БЕНЕДИКТ СПИНОЗА ( ) Субстанций не может быть много – она одна (монизм). Мышление и протяжение Декарта – 2 атрибута одной субстанции. Эта субстанция – ПРИРОДА: Natura naturans – Производящая 1)чувственное познание 2)рациональное познание 3)интуиция Natura naturata – Произведенная Natura naturans – самозаводящийся механизм
15
ЭТИКА СПИНОЗЫ «Этика». Как жить? Избавиться от аффектов – страстей. Удовольствие – неудовольствие – желание. Дурная страсть – плохо, но и хорошая тоже плохо. Ненависть как и Любовь делает нас рабами кого-либо, чего-либо… Философствование приведет к Богу, а рабство по отношению к нему – это не зло, а благо. Дело в том, что любя Бога вместо самого себя как отдельного модуса человек становится на место Бога, любящего самого себя в силу своего абсолютного совершенства. То есть человек соединяется с Богом.
16
Фридрих Вильгельм Чтобы видеть – надо знать! Готфрид ЛЕЙБНИЦ ( ) Фридрих Вильгельм Чтобы видеть – надо знать! Готфрид ЛЕЙБНИЦ ( ) *Бытие – всё то, что может быть мыслимо непротиворечиво. *Это могут быть и несуществующие Миры, и наш – реальный мир, как самый логически стройный, четкий. *Логическая стройность следствие простоты устройства – наш мир состоит из монад…
17
МОНАДЫ ЛЕЙБНИЦА
19
МЫ БЕГЛО ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ФИЛОСОФАМИ XVI- XVIII ВВ. НАСКОЛЬКО ИХ МЫСЛИ МОГУТ СЧИТАТЬСЯ АКТУАЛЬНЫМИ СЕГОДНЯ? НАСКОЛЬКО ИХ МЫСЛИ МОГУТ СЧИТАТЬСЯ АКТУАЛЬНЫМИ СЕГОДНЯ? МОЖЕТ БЫТЬ ЧТО-ТО ВЫЗВАЛО ИНТЕРЕС ЛИЧНО У ВАС?
20
Свои знания по философии начала Нового времени можно проверить на сайте historic.ucoz.ru
Философия рационализма
Основные принципы
Рационализм – философское направление, основанное на принципах рационального мышления, который отделяет истину от лжи путем логического, а не чувственного познания мира. Основные принципы рационализма – это отказ от доказательств, основанных на авторитете, и признание самого умозаключения в качестве истины. Все истины, в соответствии с рационализмом, находятся в сознании человека.
Рационализм ставит своей целью найти все ответы, которые могут возникнуть, используя только рациональные и дедуктивные методы расчета. Философия рационализма подчеркивает, что все суждения должны быть доказаны, иначе они не могут быть приняты истинными. Главным элементом рационального мышления является умозаключение.
Рационализм и эмпиризм
Рационализм и его антагонист, эмпиризм, имеют много общих черт, и они являются главными философскими направлениями. Однако, в отличие от рационализма, эмпиризм основан на принципах чувственного восприятия и опыта. Рационализм опирается на априорные знания и логические выводы. В этой связи, рационализм и эмпиризм представляют собой крайности в философском мышлении.
- Рационализм – основан на дедуктивной логике и априорных знаниях
- Истины находятся в сознании человека
- Цель – найти все ответы только с помощью рациональных методов
- Рационализм противоположен эмпиризму
Рационализм был заложен еще в античности, но получил развитие в эпоху Возрождения и стала одной из главных философских школ. Следователи рационализма считают, что человеческий разум необходим для понимания окружающего мира и построения идеального общества.
Основные положения рационализма
Априоризм
Рационализм подчёркивает значение априорного знания и возможности разума находить истины, которые не зависят от опыта. Рационализм утверждает, что мы не можем зависеть только от чувственного опыта, чтобы получить все знания, которые нам нужны. Рационалисты уверены, что разум может найти истины, находящиеся за пределами чувственного опыта.
Эмпиризм
Рационализм находится в противоположность к эмпиризму. По мнению рационалистов, наше знание подлежит структурированию и интеллектуальному анализу. Тогда как эмпирики исходят из обратной позиции: исходя из опыта, они утверждают, что мы получаем все знания и идеи из опыта и восприятий.
Суждения
Рационализм включает в себя т. н. «аналитические суждения», которые всегда верны, вне зависимости от опыта. Они основаны только на анализе понятий и логике и не требуют участия чувств. Рационалисты также полагают, что существуют «синтетические суждения», полученные о чем-то в результате опыта.
Объективный мир
В рационализме предполагается, что мир существует независимо от нашего сознания о нём. Такой объективный мир может быть познан разумом, как в этике, так и в природе. По мнению рационалистов, истина существует независимо от нашего опыта и нашей интерпретации мира.
Что такое сенсуализм
Сенсуализм — это направление в философии, согласно которому основной формой достоверного познания является комплекс ощущений и восприятий.
Представители направления уверены в том, что знания являются следствием приобретенного человеком чувственного опыта. Разуму в этом процессе отводится лишь систематизирующая роль.
Крайний сенсуализм настаивает на невозможности познания без связи с внешним миром, приоритете чувств, вторичности критического осмысления. Умеренный признает влияние разума на процесс обретения знаний и допускает, что не каждый комплекс восприятий и ощущений может обеспечить достоверное познание.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Примечание 1
Термин произошел от латинского слова «sensus», что означает «ощущение, восприятие». Его автором считается французский мыслитель Виктор Кузен.
Сенсуализм не стоит путать с иррационализмом — философским течением, опирающимся на неподдающиеся рациональному объяснению способы познания: интуицию, мистические видения, медитацию, «божественные» откровения.
Заключение
Сенсуализм – это концепция, рассматривающая чувственное познание в качестве единственного источника знаний. При этом разум считается лишь продуктом чувственного опыта. В умеренном сенсуализме ему приписывают функцию систематизации и анализа достоверности. В крайнем сенсуализме роль разума вторична, и единственным источником истины считаются чувства. Так или иначе, сенсуалисты считают, что ощущения формируют разум, а не наоборот.
-
Конституционно правовой статус республики в составе рф кратко
-
Воспитание и образование в эпоху средневековья и возрождения кратко
-
Географический экологический детерминизм в социальной философии кратко
-
Темы логопедических занятий в детском саду в старшей группе
- Основные направления профориентационной работы педагога психолога в школе
Заключение
Чувственное и рациональное связаны как два необходимых и взаимодополняющих момента единого процесса познания. Эта связь находит свое выражение в том, что чувственное познание связывает мысль с внешним миром, а мысль, в свою очередь, придает чувственному познанию целенаправленность, теоретически обобщает его данные. Следовательно, чувственное познание и рациональное познание полностью выполняют свою познавательную задачу только тогда, когда они находятся в единстве друг с другом.
Диалектический материализм, различающий чувственное и рациональное как две ступени познания, не противопоставляет их друг другу. Его представители утверждают, что эти стадии находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Именно отсюда они черпают свой исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания сенсорное познание находится под влиянием рационального познания. Человеческие ощущения, восприятия, идеи несут в себе характеристики всей ментально-интеллектуальной деятельности сознания.
Подводя итог, можно сказать, что процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития приобретают практический характер, а само познание становится все более дифференцированным и воплощенным в своих различных формах. Последние родственны, но не идентичны друг другу, каждый из них имеет свои особенности. Познание предстает как отражение, воспроизведение, воссоздание внешнего мира в сознании человека. У человека в результате контакта с внешним миром возникают ощущения, восприятия, понятия, мысли, которые представляют собой чувственные или мысленные образы предметов и явлений действительности, их свойств и отношений. А изображения — это копии, картинки, фотографии предметов и явлений. По сути, они правильно отражают то, что существует в реальности. Отражение, познание окружающего мира осуществляется человеком с помощью органов чувств и разума, рассудка, мышления. Человек воспринимает и познает разнообразный и красочный мир предметов, явлений и процессов с помощью органов чувств, то есть глаз, ушей, кожи, носа и языка.
Органы чувств — это каналы, по которым вся информация из внешнего мира поступает в мозг человека, в его сознание. Человек расширяет познавательные возможности органов чувств, усиливая их с помощью приборов, технических средств. Работа органов чувств вместе с приборами и техническими средствами позволяет человеку получать знания о внешнем мире.