Введение
Мир вокруг нас поражает наше воображение своим разнообразием. Существует так много различных объектов, отношений, процессов и свойств. Рядом с нами есть океаны, леса, реки и горы. Мы можем наблюдать за полетом комет и северным сиянием. Мир так разнообразен, и это разнообразие не поддается учету. Человек должен обладать большим воображением и способностью мыслить, чтобы за всем многообразием явлений мира увидеть их единство и общность.
В это время почти каждый человек представляет себе атом. Это нечто невероятно малое и то, что является основой окружающего мира. Атомы имеют общую природу и относятся к категориям, характеризующим основу всего сущего — материю. Атомы предоставляют нам чрезвычайно удобную систему для научного мировоззрения. Обычно 20 век изображают как век атомизма, но чтобы найти истоки атомизма, мы должны обратиться к Древней Греции.
Яркой особенностью греческой философии является протонаука и стремление понять природу космоса, природы и мира в целом. Многие греческие философы размышляли об устройстве мира, его происхождении, пытались понять становление и его причины. Этот фокус интереса во многом определялся характером древнегреческой мифологии, традиционных культов и верований. Греческая мифология задалась главным вопросом — вопросом о происхождении мира. Мифология задавала вопрос о том, кто породил все сущее, философия, в свою очередь, задавала вопрос — откуда оно взялось? Со временем эта наука приобрела ту ясность, которую принесла математика. Аналогичным образом, математика привнесла систематический подход и доказательства и заложила основу для логического анализа.
Философы-атомисты смогли оригинально решить проблемы движения и небытия. Их идеи впоследствии вдохновили Резерфорда, Эйнштейна, Томсона и Оппенгеймера. Их идеи ознаменовали собой высшую точку в развитии научной натурфилософии. И по сей день они остаются актуальными и вызывают много споров.
Содержание
В атомизм Это теория, которая утверждает, что вся реальность и объекты во Вселенной состоят из очень маленьких частиц, которые неразделимы и нерушимы и называются атомами. Атом означает что-то неразрезанное или неразделимое. Слово «атом» происходит от суммы двух греческих слов: «а», что означает «без», и «томон», что означает «разрезать».
Атомистическая школа зародилась как философское движение в очень древних культурах Греции, Рима и Индии. Левкипп и Демокрит основали движение примерно в 5 веке до нашей эры.
Изначально школа атомистов была основана на философском аспекте и не имела доказательств, что не позволяло ей добавлять последователей. От этой теории отказались на несколько столетий, и она стала более широко принятой только в начале девятнадцатого века благодаря химическим доказательствам ее постулатов.
Задача первых представителей атомизма состояла не в том, чтобы говорить о структуре вещей, а в том, чтобы объяснить, как они меняются или остаются такими же. Для первых атомистов атомы всегда существовали; а когда происходило какое-либо изменение, это происходило из-за объединения атомов.
Есть несколько типов атомистических убеждений. Традиционный утверждал, что объекты — это совокупность атомов, и что между ними есть только пустота. Можно сказать, что это вариант философского материализма, поскольку он гарантирует, что нематериальное не существует. Также присутствует социальный атомизм, космологический или физический, логический, социальный, биологический и психологический.
Атомизм Эпикура
Эпикур родился на острове Самос и жил в 342-270 гг. до н.э. Он был основателем одной из самых известных философских школ. Его учителем был Навсифан.
К свойствам атомов, описанным Демокритом, Эпикур добавил массу атома. Под действием своего веса атом образует различные корпуса, поэтому вес тела связан с весом атома. Это дополнение не противоречило логике, предложенной Лейциппом и Демокритом.
Эпикур продолжал преследовать цель более глубокого обоснования атомистической концепции. Он попытался описать внутреннюю логику этой концепции, в отличие от Демокрита, учение которого было в значительной степени сосредоточено на натурфилософии. Эпикур пытался выяснить, чем полезен атомизм.
Эпикур пришел к выводу, что Вселенная состоит из пространства и тел. О существовании тел свидетельствуют ощущения людей. Если бы не было пустоты, то тела не имели бы того, благодаря чему они осуществляют движение. Некоторые тела являются сущностью соединения, в то время как другие тела являются материалом для соединения. Последние тела неизменны и неделимы. Необходимо, чтобы посвящаемые были неделимыми телесными натурами.
Другая идея Эпикура заключалась в том, что полные и неделимые тела имеют множество форм, потому что множество различий в объектах не может быть образовано из численно ограниченных форм. В каждой форме число атомов безгранично, а различие форм не безгранично, а лишь огромно.
Миры, которые похожи на наш мир и которые не похожи на него, также бесконечны. Атомы, из которых создаются и формируются миры, не могут быть все израсходованы на создание миров, похожих на наш мир и не похожих на него. Таким образом, ничто не мешает осознать, что существует бесконечное число миров.
Эпикуру также принадлежала идея о свойствах тел. Он утверждал, что все, что касается постоянных свойств тела, присущих всем телам и познаваемых чувственным восприятием, не может быть представлено как сущность; их существование нельзя отрицать; их нельзя считать частью тела. Однако следует понимать, что тело обязано своим существованием этим свойствам, но не в том смысле, что тело образовано из этих свойств, а в том, что они обеспечивают его непрерывность. Эти свойства обладают особыми возможностями, благодаря которым они узнаваемы и различимы.
Это размышление о свойствах тела очень важно, и здесь углубляется спор с теми, кто провозглашал эти свойства независимой материей. Эпикур утверждал, что свойства тел существуют, но есть разница между телом и его свойством
Свойства присущи телу, но тело — это не просто набор свойств.
Эпикур развил доктрину Демокрита о чувственном восприятии и придал смысл его концепции идолов. Эпикуру было ясно, что выделения, исходящие из тела, нельзя увидеть, но они телесны. Он утверждает, что существуют различные эффузии, эффузии, напоминающие тела, но не сравнимые с объектами по своей тонкости. Такие излияния пронизывают воздух. Изображения обладают определенной тонкостью и быстротой. Формирование образа приравнивается к быстроте формирования мысли.
Еще одним дополнением к атомистической теории стало предположение о большей свободе в движении атомов. Атом должен обладать определенной свободой в движении, случайностью. Атомы движутся в разных направлениях, а не в одном направлении. Имеет место неупорядоченное, свободное движение атомов, и поэтому комбинации, получаемые в ходе этого движения, не свободны от элементов случайности, имеет место отклонение от жесткого порядка. Здесь необходимость сотрудничает со случайностью.
Левкипп и Демокрит
Основателем школы античных атомистов был Левкипп, современник Анаксагора и Эмпедокла; однако, время его жизни не может быть установлено точнее. Феофраст называет его учеником Парменида, но не знает, происходил ли он из Милета или из Элеи. Сочинения, из которых Аристотель и Феофраст сообщают сведения об его учениях, позднее, по-видимому, находились в обращении в составе сочинений Демокрита.
Демокрит, знаменитый философ и естествоиспытатель, гражданин города Абдер, был, согласно своему собственному свидетельству, еще молод, когда Анаксагор был уже стариком. Фрасилл относил его рождение к 470/69 до Р. X., быть может, на основании одного места у Аристотеля, которое уже в древности толковалось в том смысле, будто Аристотель признал Демокрита моложе Сократа. Любознательность Демокрита увлекла его в путешествия по Египту и Вавилонии. У нас нет сведений о том, относится ли к эпохе, которую он провел на чужбине, его общение с Левкиппом, учеником которого он был согласно сообщению Аристотеля и Феофраста; вероятнее всего, что он, как и Протагор, находился в общении с Левкиппом в Абдерах. Кроме него, Демокрит знал и других, современных ему и более старых философов; он был вообще первым ученым и естествоиспытателем своего времени. Диодор сообщает, что он дожил до 90 лет, другие говорят, что он достиг столетнего и даже еще большего возраста. Из его сочинений сохранились многочисленные отрывки, из которых однако трудно выделить подложное – в особенности в моральных изречениях.
Философ Демокрит
Самыми значительными школами римского периода
Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)
Эта школа была больше похожа на религиозно – мистическое течение. Неопифагорейцы объединили платонические и стоические доктрины с сочинениями Пифагора. Они создали учение об единице (деятельном начале) и двойке (страдательной материи) как о первоначалах всего физического мира. Неопифагореец Нумений на основе платоновской «идеи блага» и аристотелевского «Ума» выстроил теософию трех богов, которая должна была противостоять растущему влиянию христианства.
Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)
Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.
Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.
Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.
Милетская школа (VI век до н.э)
Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.
Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.
Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.
Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
История прорыва в понимании микромира
На первый план вышли атомисты — ученые, которые предполагали, что вся материя состоит из неделимых частиц, называемых атомами. В их понимании, эти атомы объединены в различные сочетания, образуя различные вещества.
Самым знаменитым атомистом является Демокрит, живший в V веке до нашей эры. Он считал, что все, что нас окружает, состоит из атомов различных форм и размеров, которые неизменны и неподвижны.
Однако, идеи атомистов были долгое время отвергнуты, и только в начале XX века были подтверждены научными открытиями.
Научные исследования таких ученых, как Эрнест Резерфорд и Джеймс Чедвик, привели к открытию атомного ядра и электронов. Это открытие показало, что атомы состоят из маленьких, заряженных частиц.
Дальнейшие исследования позволили установить, что ядро состоит из протонов и нейтронов, а вокруг него располагаются электроны на энергетических уровнях. Это открытие сформировало основу для современной теории атомистов — квантовой механики.
Таким образом, история прорыва в понимании микромира доказывает, что атомисты были правы в своих предположениях о строении материи. Их идеи стали фундаментом для множества научных открытий, которые позволили нам понять и контролировать невидимый мир атомов и молекул.
Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)
Пифагор (ок. 570 – 497 гг. до н.э.), философ и математик, в юности был слушателем Анаксимандра, побывал в Египте и Вавилоне, где познакомился с математикой и астрономией. Примерно в 532 г. до н.э. в г. Кротон он основал «пифагорейский союз» – нечто среднее между философской школой и тайным обществом. Члены союза имели совместное имущество и общий распорядок дня, включающий занятия музыкой, гимнастикой и науками. Обучение в школе длилось 15 лет.
Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.
Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.
Ксенофан Колофонский (род. в 570 г. до н.э.) – философ и поэт, во многом предопределил учение элеатов. Ксенофан впервые разделил знание на «истинное» и «чувственное», утверждая, что человек не способен полностью познать истину (т.е. стоял у основ скептицизма). Также он отрицал существование антропоморфных греческих богов и верил в существование единого Бога, неотделимого от мира.
Школа скептиков (IV век до н.э.)
Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).
Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).
Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)
Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.
Протагор сформулировал главные положения софистов: а) человек есть мера всех вещей; б) всякая истина относительна и субъективна; в) моральные нормы также относительны, и в случае неэффективности заменяются другими. Горгий отрицал существование «небытия», а Гипий провозгласил всех людей равными от природы.
Происхождение и история
Школа атомистов зародилась в Древней Греции как философская теория, насчитывающая более 2500 лет. Идеи об атомизме также были развиты в Индии в самом начале истории. Буддийские философы, джайны и даже индуисты в древние времена писали об атомизме.
Первым философом в Индии, сформулировавшим идеи об атоме, был Канада. В Индии считалось, что существует четыре типа элементарных атомов. Они, в свою очередь, обладали более чем 20 качествами и могли сочетаться друг с другом. Философы азиатской страны вникали в то, как они были объединены, как они реагировали и какие возможности существовали для расщепления атома.
В западной культуре атомизм ассоциируется с досократовской эпохой. Левкипп и Демокрит считаются основателями этого течения, хотя Аристотель придает всю заслугу Левкиппу в изобретении атомизма. Сам Аристотель возглавил первое движение с идеями, отходящими от атомизма.
В XVI и XVII веках интерес к атомизму возродился благодаря научным достижениям Николаса Коперника и Галилео Галилея. В 18 веке была создана первая математическая теория атомизма, основанная на принципах механики Ньютона.
Только в XIX веке была разработана атомная теория. Джон Дальтон предположил, что каждый химический элемент состоит из атомов уникального типа, которые могут объединяться, образуя другие структуры.
Философский атомизм привел к развитию теории атома, но современная наука отвечала за ее уточнение. Было показано, что атомы состоят из более мелких частиц (электронов, нейтронов и протонов). Они, в свою очередь, состоят из еще более мелких частиц, называемых кварками.
Атомизм в древнем мире
Идея о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых частиц -атомов, высказывались еще в древности. Например, в древнеиндийских философских школах атом рассматривался как элементарная неделимая частица мира. В Европе атомистические представления были изложены в трудах древнегреческого философа Левкиппа и были в дальнейшем развиты и систематизированы его учеником Демокритом.
Рис. 1. Демокрит.
По Демокриту, движение атомов является причиной всего, что происходит во Вселенной. Платон считал, что атомы имеют форму четырех правильных многогранников, по числу «элементов». Атомы земли имеют форму куба, воды – форму икосаэдра, воздух – октаэдра, огонь – тетраэдра. (Форму додекаэдра, по Платону имеет вся Вселенная).
Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).
В начале IV в. до н.э. некоторые ученики Сократа основали собственные школы, получившие название «сократических»:
- мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
- элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
- киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
- Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.
Список литературы
- Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. Ф. — М.: Высшая школа, 1976, 544 стр.
- E. Богомолов, А.С. Античная философия: учебник, 2-е издание / Богомолов А.С. — М.: Высшая школа, 2006, 390 стр.
- 3-й Бучило Н.Ф. Философия в двух частях. Часть 1: История философии / Н.Ф. Бучило — М.: Юристъ, 2007, 435 с.
- Гайденко П. П. История греческой философии в ее отношении к науке / Гайденко П. П. — М.: Наука, 1980.
- Дынник Н.А. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Дынник Н.А. — М.: Политическая литература, 1955, 237 стр.
- Иовчук М.Т. Краткий очерк истории философии. Изд. 3-е / Иовчук М.Т. — М.: Мысль, 1975.
Представители
Левкипп и Демокрит — два античных философа, которые считались основателями атомистической школы и поэтому являются наиболее важными представителями. Нет согласия относительно того, кто из двоих был творцом или что каждый способствовал атомизму, хотя Аристотель отдает всю заслугу Левкиппу, учителю Демокрита.
То, что известно об идеях Левкиппа и Демокрита, со временем сохранилось в трудах других ученых, таких как Аристотель, Диоген или Теофраст, среди прочих.
Платон был одним из первых, кто выступил против атомизма, поскольку он утверждал, что атомы, которые сталкиваются с другими атомами, не могут создать красоту и форму мира. Вместо этого Платон постулировал существование четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли.
Аристотель, в свою очередь, утверждал, что эти четыре элемента не состоят из атомов и что существование вакуума, как утверждал атомизм, нарушает физические принципы. Аристотель был первым представителем движения, отошедшего от идей школы атомистов.
Позже появился Эпикур, также называемый Эпикур Самосским, греческий философ, который определил себя как последователь атомизма Демокрита. Он задавался вопросом, как можно объяснить природные явления (землетрясения, молнии, кометы) с помощью теории Аристотеля.
Откуда взялась теория атомистов
Теория атомистов развивалась на протяжении долгого времени. Однако, несмотря на свою сущность, атомистическая концепция была отвергнута многими учеными и философами того времени. Аргументом против атомизма было то, что чувственное восприятие не позволяет видеть эти неделимые атомы, а только многообразие форм и чередование качеств у веществ.
Преимущества атомистической концепции: | Недостатки атомистической концепции: |
---|---|
Объяснение устойчивости и изменчивости объектов | Отсутствие объяснения различия между разными видами атомов |
Объяснение изменения состояний вещества | Отсутствие объяснения взаимодействия атомов друг с другом |
Понимание объема и плотности объектов | Отсутствие объяснения электрических и магнитных свойств вещества |
Тем не менее, атомистическая концепция стала отправной точкой для развития научного метода и построения современной физики. Идеи атомизма получили новое развитие в XIX веке доказательствами существования атомов, такими как опыт Брауна и дальнейшим развитием теории кинетической молекулярной энергии.
Атомы и пустота
Атомистическую теорию надлежит признать в существенных ее чертах созданием Левкиппа, тогда как приложение ее ко всем областям естествознания было преимущественно делом его ученика. Согласно Аристотелю, Левкипп был вместе с Парменидом убежден в невозможности абсолютного возникновения и уничтожения, но он не хотел отрицать множественности бытия, движения, возникновения и уничтожения сложных вещей – и так как Парменид показал, что все это немыслимо без не-сущего, то Левкипп утверждал, что не-сущее существует так же, как и сущее. Сущее же есть наполняющее пространство, полное, а не-сущее – пустота. Согласно этому, Левкипп и Демокрит обозначали, как главные составные части всех вещей, заполненное и пустое. Но чтобы иметь возможность отсюда объяснить явления, они мыслили заполненное разделенным на бесчисленные тельца, которые не могут быть восприняты в отдельности вследствие их мелкости и которые отделены друг от друга пустотой. Сами же эти тельца неделимы, потому что они совершенно заполняют часть пространства, которую они занимают, и не имеют в себе пустоты; поэтому они называются атомами (άτομα – неделимые) или «плотными телами» (ναστά).
Атомы Левкиппа и Демокрита обладают совершенно такими же свойствами, как и сущее Парменида, если представить себе последнее расколотым на бесчисленные части и помещенным в пустое пространство. Они не возникли и непреходящи, совершенно однородны по своему веществу, различаются только по фигуре и величине, и способны лишь на пространственное перемещение, а не на качественное изменение. Поэтому лишь отсюда мы должны объяснять все свойства и изменения вещей. Так как все атомы состоят из одного вещества, то их вес должен точно соответствовать их величине; поэтому, если сложные тела при одинаковой величине имеют различный вес, то это может проистекать только из того, что в одном из них – больше пустых промежутков, чем в другом.
Всякое возникновение сложного, по мнению атомистов, состоит в сближении разделенных атомов, всякое уничтожение – в разделении связанных атомов; и точно так же все виды изменения сводимы отчасти на эти процессы, отчасти на изменения в положении и порядке атомов. Всякое влияние вещей друг на друга есть механическое воздействие через давление и толчок: всякое действие на расстояние (как между магнитом и железом, или между светом и глазом) определяется истечениями. Все свойства вещей основаны на фигуре, величине, положении и порядке их атомов; чувственные качества, которые мы им приписываем, выражают лишь способ, каким вещи действуют на наши чувства: «условно сладкое и горькое, теплое и холодное, окрашенное, подлинны же атомы и пустота».
Мысли о земном притяжении античная древность не знала. Тогда просто считалось, что любое обладающее весом тело имеет свойство «падать вниз». Поэтому и атомисты считали, что в силу своей тяжести все атомы от века движутся вниз в бесконечном пространстве. Но при этом более крупные из них, будучи тяжелее, должны падать быстрее, чем более мелкие и легкие; поэтому они наталкиваются на последние и оттесняют их кверху, и из противоположности этих двух движений – столкновения атомов и отскакивания их – возникает вихревое движение. С помощью последнего, с одной стороны, сводятся воедино однородные атомы; с другой стороны, через смешение разнородных атомов образуются отдельные, замкнутые вовне комплексы атомов, или миры. Так как движение не имеет начала, а масса атомов и пустое пространство не имеет границ, то от века должно существовать бесчисленное множество таких миров, которые находятся в самых многообразных состояниях и имеют самые различные формы. Мир, к которому мы принадлежим, образует лишь один из этих бесчисленных миров.
Современный атомизм
После открытия электрона и сложного строения атома в начале XXв представления о «неделимости» атомов благодаря работам Дж. Томсона, М. Планка, А.Эйнштейна, Э.Резерфорда сменились теорией атомного строения. Атомы оказались сложными структурами, состоящими из ядра, содержащего почти всю массу и электронных оболочек, определяющих химические свойства.
Одновременно в работах Л. де Бройля, Э. Шрёдингера, В. Гейзенберга, П. Дирака были открыты квантово-механические представления о процессах, происходящих в атоме.
С точки зрения современной науки атомы – это лишь одна из ступеней организации материи, которая, в свою очередь, может быть представлена более мелкими и более «глубокими» ступенями.
Рис. 3. Современная модель атома.
Что мы узнали?
Идея атомизма о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых частиц, возникла еще в античности. По мере накопления физических и химических знаний представления об атомах уточнялись и расширялись. К началу XXв стало понятно, что атомы представляют собой лишь один из многих уровней организации материи.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Цифры в наше время
Интерес к атомизму возродился в 16-17 веках. Николас Коперник и Галилео Галилей были обращены в атомизм благодаря некоторым научным достижениям, которые начали противоречить некоторым аристотелевским теориям, которые доминировали в то время.
Другие философы, такие как английский Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и Джордано Бруно, некоторое время считались атомистами. Однако большая часть признания возрождения школы атомистов принадлежит французам Рене Декарту и Пьеру Гассенди.
Декарт утверждал, что все физическое во Вселенной состоит из маленьких частиц материи; и что ощущения, такие как вкус и температура, вызваны формой и размером этих маленьких кусочков материи. Эта идея Декарта имела много общего с атомизмом, хотя для Декарта не могло быть вакуума.
Затем в XVIII веке Роджер Боскович создал первую математическую теорию атомизма. Наконец, именно Джон Дальтон разработал атомную теорию и ее постулаты.
Он впервые предположил, что каждый химический элемент состоит из атомов уникального типа и что они могут быть объединены, образуя новые, более сложные структуры.
Демокрит о вселенной
Догадки Демокрита о возникновении мира, об образовании звезд в воздухе, об их постепенном высыхании и возгорании и т. д., соответствуют его общим предпосылкам. Землю Левкипп и Демокрит вместе с Анаксименом представляют себе как круглую плиту, витающую в воздухе. Звезды, из которых две наибольших – Солнце и Луна – вошли в нашу мировую систему лишь после своего возникновения и двигались до склонения земной оси в горизонтально-боковом движении вокруг Земли. Из четырех «элементов» (земля, вода, воздух, огонь), согласно Демокриту, огонь состоит из круглых, гладких и мелких атомов, в остальных же смешаны атомы различного вида.
«Атомы, молекулы и ионы»
Ключевые слова конспекта: Атомно-молекулярное учение, атомы, молекулы и ионы, элементарные частицы, ядро, электрон, протон, нейтрон.
Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад предположил, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых, вечно движущихся частиц — атомов. В переводе «атом» означает «неделимый».
Учение о молекулах и атомах в основном было разработано в XVIII— XIX вв. Великий русский учёный М. В. Ломоносов утверждал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). Многообразие веществ учёный объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них.
Основоположником атомно-молекулярного учения принято считать известного английского учёного Джона Дальтона. Тем не менее некоторые представления об атомах и молекулах, высказанные Ломоносовым за полвека до Дальтона, оказались более достоверными, научными. Например, английский учёный отрицал возможность существования молекул, образованных одинаковыми атомами.
Атомно-молекулярное учение получило окончательное признание только в 1860 г. на Всемирном съезде химиков в Карлсруэ.
Молекулы
Каждое отдельно взятое вещество состоит из одинаковых молекул. Например, вещество вода состоит из молекул воды. Но размеры молекул воды очень малы, поэтому даже маленькая капелька воды содержит огромное количество молекул, которые имеют одинаковые состав и свойства.
Молекулы — это мельчайшие частицы многих веществ, состав и химические свойства которых такие же, как у данного вещества. При химических реакциях молекулы распадаются, то есть они являются химически делимыми частицами. Молекулы состоят из атомов.
Атомы
Следует иметь в виду, что существуют также вещества, состоящие из отдельных одинаковых атомов. Мельчайшими частицами, сохраняющими характерные химические свойства таких веществ, являются атомы. Так, из отдельных атомов состоят благородные газы — гелий, неон, аргон и др. Атомы в отличие от молекул в ходе химических реакций не делятся на более мелкие части.
Атомы — это мельчайшие химически неделимые частицы вещества.
Элементарные частицы
В конце XIX—начале XX в. было обнаружено, что атомы состоят из ешё более мелких частиц. Эти частицы были названы элементарными частицами. В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого находятся отрицательно заряженные частицы — электроны. Заряд электрона принято считать равным —1.
Ядро атома, в свою очередь, также состоит из элементарных частиц. В состав ядер атомов входят положительно заряженные частицы — протоны и частицы, имеющие почти такую же массу, как протоны, но не имеющие заряда,— нейтроны. Заряд протона численно равен заряду электрона, но имеет противоположный знак (+1).
Например, атом водорода состоит из ядра, в котором находится только один протон и один электрон. Атом гелия состоит из ядра, в котором находятся 2 протона и 2 нейтрона, а также 2 электрона. Атом лития состоит из ядра, в котором находятся 3 протона, 4 нейтрона, а также 3 электрона.
Ионы
Одни атомы, взаимодействуя с другими атомами, могут терять или, наоборот, приобретать один или более электронов. В результате электрически нейтральный атом превращается в заряженную частицу — ион. Если атом теряет один или несколько электронов, его называют положительно заряженным ионом. Атом, дополнительно присоединивший один или несколько электронов, называют отрицательно заряженным ионом. Противоположно заряженные ионы притягиваются друг к другу. Подробнее электронно-ионная теория рассматривается в курсе физики (читать Конспект «Электронно-ионная теория»)
Конспект урока «Атомы, молекулы и ионы».
Следующая тема: «Простые и сложные вещества».
Заключение
Категории научного мышления впервые появились в древней культуре и начали развиваться. Большой вклад древних мыслителей в развитие математики, астрономии, этики, политологии и других наук. Поэтому древняя наука и философия сыграли важную роль в развитии науки и техники в будущем. Культура античности послужила основой для развития мировой культуры в целом.
У истоков концепции атомизма стоял Левкипп. Долгое время он считался мифической фигурой, но последние исследования показывают обратное. Согласно теории Лейциппа, мир состоит из атомов, которые вечно находятся в движении, однородны по качеству, но имеют бесконечное разнообразие форм, неделимы и пусты там, где они движутся.
Его учеником был Демокрит, выходец из Абдеры, величайший греческий натурфилософ. Демокрит был разработчиком первого этапа античной атомистики. Согласно Демокриту, все тела состоят из атомов — мельчайших, неделимых частиц. Атомы имеют разный объем, форму и расположение. Они не обладают свойствами макровеществ, которые из них образуются. Мы воспринимаем эти макросубстанции нашими органами чувств, через действие «идолов» или «образов», которые вытекают из тел. Сенсорное восприятие дает нам лишь поверхностное знание. Выше чувственного восприятия находится «светлое» знание, которое приходит из темноты. Движение, образование и разрушение макротел является результатом движения атомов, но для того, чтобы атомы могли двигаться, им нужна пустота.
Эпикур развил идеи Лейциппа и Демокрита. Он выдвинул три принципа в концепции атомизма:
- Ничто не рождается из ничего. Это формулировка закона сохранения материи;
- Происходит постоянное преобразование веществ, процессы создания и разрушения. Таким образом, основным свойством материи является ее движение;
- Пустота необходима для движения атома.