Краткое содержание рассказа «Два помещика» подробно
Рассказчику захотелось поделиться с читателями своими впечатлениями о помещиках, живущих с ним по соседству и к одному, из которых он иногда захаживает в гости. Оба по факту являются уважаемыми, почтенными людьми, имеющими репутации достойных господ сразу в нескольких уездах. Один из них, по имени Вячеслав Илларионович Хвалынский, отставной военный в звании генерал-майора. Он высокий мужчина, когда-то имевшим армейскую выправку, но с годами стал обрюзгшим, постаревшим человеком, красившим поредевшие волосы в лиловый цвет купленным на рынке специальным средством. И хотя внешность его уже претерпела некоторые возрастные изменения, Хвалынский по-прежнему ведет себя бодро, весело и нередко отзывается о себе, как о «старом кавалеристе».
В целом, это добряк по натуре, но при этом у него не получается общаться на равных с теми дворянами, кто хоть немного уступает ему в доходах. На небогатых он глядит пренебрежительно, свысока и беседует с ними крайне неохотно. Однако с господами более высокого, чем у него, социального положения или ранга, он ведет себя подобострастно, если проигрывает таким в карты, то сдерживается и не ропщет на переменчивую фортуну. Еще Вячеслав Илларионович не любитель вспоминать о службе, поскольку, скорее всего, и на войне ни разу не был.
Главная его слабость – любвеобильность, при появлении в его поле зрения миловидной женщины он становится готовым на свершение любых героических поступков ради нее. Семьи у Хвалынского нет, он все еще считается завидным женихом. Генерал часто выступает на торжественных собраниях, выставках и прочих мероприятиях, куда его регулярно зовут, но если дело доходит до споров, продолжительных разговоров, то в дебаты ни с кем не вступает, особенно побаиваясь молодежи. Излишним гостеприимством он тоже не страдает и слывет скупердяем.
В корне от генерала в отставке отличается Мардарий Аполлоныч Стегунов, который красавцем никогда не являлся, роста был невысокого и едва ли где служил. Зато он известен своим гостеприимством, хлебосольством, пусть и вконец обленившимся барином, забывшим читать даже «Сонник». Объединяет обоих помещиков только то, что оба не женаты.
Как-то раз автор повествования решил нагрянуть в дом к Стегунову. У того после всенощной находится молоденький батюшка, которому слуга Юшка выносит на подносе рюмку водки. И хотя священник упорно отказывается от спиртного, помещик то ли по доброте душевной, то ли по привычке всем указывать, заставляет того выпить. Потом он выводит рассказчика на балкон, угощает чаем и предлагает насладиться замечательной вечерней панорамой. Сначала их идиллию нарушают куры, забежавшие в сад, за что дворовая девчонка получает по спине от ключницы под одобрение барина, а потом до ушей помещика и его гостя долетают звуки наносимых ударов. На вопрос собеседника, что они означают, Мардарий Аполлоныч отвечает, что по его повелению наказывают «шалунишку», буфетчика Васю. И вообще, по разговору становится понятно, что крепостным Стегунова живется очень тяжко. Когда рассказчик возвращается к себе домой, то на дороге пересекается с тем самым Васькой, что оказался за что-то наказан хозяином. Рассказчик спрашивает: за что? Буфетчик конкретно не объясняет, но замечает, что наказание получил за дело. Причем на барина парень не обижается, а напротив, отзывается о нем, как о справедливом человеке, какого во всей губернии не сыщешь! Рассказчик после услышанного поневоле задумывается о безграничном терпении и трагической судьбе обычного русского народа.
За минуту
Князь Нехлюдов решает оставить университет, и, несмотря на противодействие родственников, уезжает в свое имение, чтобы помогать своим работникам и крестьянам.
Через год он решает обойти крестьянские дома, чтобы понять нужды людей. В избе у Ивана Чуриса все разваливается, но тот просит не помочь построить новый дом, а починить старую грязную избу. Князь дает Ивану денег, чтобы купил корову.
Дом Юхванки-Мудренова выглядит лучше, но крестьянин не хочет пахать на лошади, а собирается продать ее. Он проедает и пропивает все, что может, и увещевания Нехлюдова на него не действуют.
Давыдка Белый вообще не хочет работать и весь разжирел. А его мать трудится, как пчелка. Он тоже не обращает внимания на уговоры Нехлюдова.
Только в доме богатого крестьянина Дутлова Нехлюдов находит отклик своим проектам и сотрудничеству. Остальные же плывут по течению и не хотят даже пошевелиться.
С первых страниц романа перед нами предстает 19-летний князь Нехлюдов, прибывший в поместье, и желавший посвятить себя жизни в деревне. Он написал письмо своей тете, где сообщил, что бросает учебу в университет и уезжает в родные места.
Молодой барин составил график приема крестьян, по часам. В воскресенье он обхаживал их подворья, давая советы. В один из таких дней он направился также по дворам мужиков и в первую очередь зашел к Ивану Чурисеноку, который просил сошек. Встретила его старушка, постоянно смотревшая на него. Барин спросил, почему Иван сразу не пришел за помощью, но тот ответил, что отвлекать не хотел хозяина. Жена его, пострадавшая от того, что деревяшка с потолка на нее упала, тоже не пожаловалась и не обратилась в больницу. Все потому, что не на кого детей ей было оставить, и работы было много. Нехлюдов зашел в избу и увидел, в каком плачевном состоянии находится потолок. И ему было неудобно за то, что Чурисенок не обращался к нему за помощью. Он предложил Ивану переселиться на новый хутор, где стоят каменные избы, но Иван отказался, мотивируя том, что здесь веселее и похоронены все его предки.
Нехлюдов поинтересовался у мужика, почему он такой бедный. Иван ответил, что земли здесь не очень плодородные, да и его жена рожает каждый год одних девчонок. Надежда лишь на 7-летнего сына. На предложение барина отдать мальчика на обучение в училище, тот отказал, говоря о том, что сын помогает им нянчиться с младшими сестренками. Нехлюдов дал ему несколько бумажных денег для покупки коровы и довольный, что сделал добро человеку, вышел из избы.
У следующего мужика Епифана Юхванка он узнал, что крестьянин хотел продать лошадь по причине ее старости. На самом деле кобыла оказалась молодой. И ее нужно было продать, чтобы отдать долги. Здесь помещик опять дал им немного денег на хлеб.
Потом он побывал у Давыдки Белого и увидел, что тот бездельничал. А во дворе и доме была нищета. Он опять одарил их деньгами и вышел восвояси. Прогуливаясь по саду, он думал о том, что его теперь прямая обязанность помогать крестьянам. Но он жил уже больше года, а результата своих трудов он так и не увидел. Денег у него практически не осталось, и Нехлюдов испытывал чувство сожаления и горести от этой жизни.
Произведение учит нас делая добро другим людям, не быть эгоистом, а совершать благородные поступки от души.
Сюжет
В повести рассказывается о девятнадцатилетнем князе Нехлюдове, приехавшим из университета на лето в свою деревню, где он видит бедственную жизнь крестьян. В итоге, он понимает, что его обязанностью является забота о крестьянах. В конце лета Нехлюдов решает уйти из университета, остаться в деревне и вести своё хозяйство.
За время повести он знакомится со многими жителями своих владений, например, с Давыдкой Белым, толстым и ленивым человеком, который ни к чему не стремится. Нехлюдов забирает его к себе на работу.
В конце рассказа он заходит к старику Дутлову, который благодарит молодого князя за помощь, и князь понимает, что он хочет видеть своих подданных, такими же как старика: благодарными и счастливыми. Но благополучный старик не откликается на разумные, но чуждые ему идеи князя.
В чем смысл? И верным было ли решение князя отказаться от службы и посвятить себя «благому делу» в деревне? Нет ответа.
2 часть. Последыш
Глава 1
Странники добрались до Волги. Вокруг шла веселая косьба. Странники увидели, как чудный старик куражился над крестьянами. Он заставил разметать богатырский стог. Ему показалось, что сено не досохло. Это оказался князь Утятин. Удивились странники, почему так ведут себя крестьяне, если им давно уже дана вольная и вотчина принадлежит не князю, а им. Влас объясняет товарищам, в чем дело.
Глава 2
Помещик был очень богат и важен. Он не поверил, что отменили крепостное право. Его хватил удар. Приехали дети, их жены. Все думали, что старик помрет, а он выздоровел. Испугались наследники отцовского гнева. Одна из барынь сказала, что крепостное право вернули. Пришлось уговорить крепостных продолжать вести себя как раньше, до вольной. Пообещали заплатить за все причуды родителя. Приказы князя были настолько смешны, насколько нелепы. Один из стариков не выдержал и высказал князю. Его было приказано наказать. Уговорили Агапа пить и кричать так, как будто его бьют. Напоили до смерти старика, к утру умер.
Глава 3
Крестьяне, веря в обещания наследников, ведут себя как крепостные. Князь Последыш умирает. Но обещания никто не выполняет, земли, обещанные, не переходят к крестьянам. Идет судебная тяжба.
Дела арендодателей и арендаторов > Публикации и формы
|
Договоры аренды
Ниже приведены образцы договоров аренды для одной семьи, квартир/кондоминиумов и дополнительных квартир в округе Монтгомери вместе со всеми необходимыми приложениями.
- Заявка на аренду
- Приложение к уголовному прошлому
- Сводка по аренде
- Дополнение к оконной решетке
- Свинцовая краска
- Образец аренды
Заявление об аренде
Если вы являетесь лицензированным арендодателем, владеете десятью или менее квартирами и хотите проверить кредитоспособность потенциального арендатора по сниженной ставке, вы можете получить доступ к решениям SafeRent Solutions (ранее CoreLogic Safe Rent Database), используя вашей учетной записи Лицензирование и регистрация AccessMCG. Это необязательная форма.
Приложение о криминальном прошлом
С 20 июля 2021 года все арендодатели должны предоставить это приложение всем заявителям на аренду жилья, информируя их об их правах в отношении раскрытия любого криминального прошлого.
English
Краткая информация об аренде
Раздел 29-27(w) Кодекса округа Монтгомери требует, чтобы все лицензированные арендодатели прикрепляли сводную информацию об аренде к каждому новому договору аренды.
አማርኛ (Amharic) • Английский • Français (французский) • 한국어 (корейский) • 中文 (мандарин) • Эспаньол (испанский) • tiếng việt (вьетнамский)
Адденмум окна
. В статье 1 января 2022 г., глава 29. требует, чтобы все домовладельцы многоквартирных домов установили оконные решетки на всех открываемых окнах выше первого этажа, если у вас есть дети в возрасте до 11 лет или по запросу. Приложение Window Guard должно быть включено при каждом подписании договора аренды, возобновлении аренды и уведомлении об увеличении арендной платы. Эта информация должна быть включена в каждый договор аренды.
አማርኛ (Amharic) • • • Français (французский) • 한국어 (корейский) • 中文 (мандарин) • Эспаньол (испанский) • tiếng việt (вьетнамский)
.
- Дополнение к свинцовой краске
- Уведомление о правах арендатора
- Защитите свою семью от свинца в вашем доме Английский • Español (испанский)
Примеры договоров аренды
Ниже приведены бесплатные образцы договоров аренды, которые арендодатели могут использовать для сдачи в аренду своего имущества. Эти договоры аренды соответствуют всем применимым законам штата и округа о арендодателях-арендаторах, и DHCA поощряет их использование для защиты прав арендаторов, а также прав арендодателей.
- Односемейный Английский *
- Квартира/Кондоминиум Английский *
- Аксессуар Квартира Английский *
- Аренда комнаты
Другие публикации
- Разное
- Уведомления
- Буклеты и проспекты
Разное
Законы и информация во время чрезвычайной ситуации COVID-19 Презентация о законе о арендодателях и арендаторах в отношении COVID-19 и доступной помощи для арендодателей и арендаторов.
4 часть. Пир на весь мир
Странники расположились в конце села под ивою. Они вспоминают барина – Последыша. Под пир начинают петь и делиться историями.
Песнь Веселая. Ее поют как плясовую попы и дворовые люди. Не пел только вахлак. Песня о тяжелой доле русского мужика.
«Славно жить народу на Руси святой»:
Барщинная песня. Вторая песнь печальная и протяжная. Герой сказания – нечесаный Калинушка. Расписная у него только спина от розги и плетей. Горе топит Калинушка в кабаке, жену видит только в субботу, «аукнет» ей из барской конюшни.
Про холопа примерного – Якова Верного. Рассказ ведет дворовый Викентий Александрович. Главный герой рассказа – господин, жестокий и злой. За взятки он приобрел себе деревню и установил свой закон. Жестокость господина была по отношению не только к дворовым. Родную дочь выдал замуж, высек парня и «прогнал (детей) нагишом». У Поливанова был холоп – Яков. Он служил хозяину как верный пес. Заботился о барине холоп, ублажал, как мог. Старик начал болеть, отказывали ему ноги. Яков носил его на руках как ребенка. У Якова вырос племянник Гриша. Яков попросил разрешения женить на девушке Арише, но барину самому нравилась девчонка, отправил он Григория в рекруты. Холоп загоревал. 2 недели пил, почувствовал барин, каково ему без помощника. Яков вернулся и предано снова стал ухаживать за помещиком. Направились они проведать сестру. Беззаботно расположился помещик в карете, Яков повез его в лес. Барин испугался, когда увидел, что свернули они с дороги к оврагу. Испугался, решил, что ждет его смерть. Но зло смеялся холоп:
«Нашел душегуба!»,
«…руки убийством марать…».
Рассказ «О двух великих грешниках». Ионушка стал рассказывать историю отца Питирима из Соловков. Двенадцать разбойников с атаманом Кудеяром бесчинствовали на Руси. Неожиданно у разбойника Кудеяра проснулась совесть. Он стал спорить с ней, пытаясь одержать верх. Отрубил голову красавице, убил есаула. Но совесть победила. Распустил атаман шайку, ушел молиться. Долго он сидел под дубом, прося у Бога. Услышал господь грешника. Предложил ему спилить ножом вековое дерево. Атаман приступил к труду, но дуб ему не поддавался. Пришел к нему пан Глуховский. Он стал хвастаться, что легко убивает и спит спокойно, без угрызений совести. Не выдержал Кудеяр, вонзил нож пану в сердце. Дуб рухнул в ту же минуту. Одному грешнику отпустил Бог грехи, освободив мир от другого злодея.
Крестьянский грех. Аммирал-вдовец получил за службу от государыни 8 тысяч душ. Оставляет аммирал завещание старосте. В ларце спрятаны вольные. Родственник после смерти аммирала выведывает у Глеба, где хранится вольная и сжигает завещание. Крестьянский грех – это предательство среди своих. Он не прощается даже Богом.
Песня Голодная. Мужики поют ее хором, как чеканный марш, слова надвигаются тучей и затягивают душу. Песня о голоде, постоянном желании еды у мужика. Он готов съесть все один, мечтает о ватрушке с большой стол. Песня поется не голосом, а голодным нутром.
К странникам присоединяется Гриша Добросклонов. Он говорит мужикам, что главное для него добиться хорошей жизни крестьянам. Поют песню о доле народной и трудовой жизни. Мало чего просит народ у Бога – света и свободы.
Эпилог. Гриша Добросклонов
Григорий жил в семье бедного захудалого крестьянина. Он был сыном дьяка, который хвастался детьми, но не думал об их пропитании. Григорий помнил песню, которую пела ему мать. Песня «Соленая». Суть песни – мать сумела посолить кусок хлеба сына своими слезами. Парень рос с любовью к матери в сердце. Уже в 15 лет он знает, за кого отдаст жизнь. Перед человеком простираются две дороги:
- Просторная, где бесчеловечно воюют между собой люди ради страстей и греха.
- Тесная, где честные люди страдают и борются за угнетенных.
Добросклонов думает о родине, он идет своей дорогой. Встречает бурлаков, поет песни о великой и могучей стране. Григорий сочиняет песню «Русь». Он верит, песня поможет крестьянам, придаст оптимизма, заменит грустные сказания.
Критика
Произведение Толстого было холодно встречено критикой. Анненков называл его довольно посредственным, а Боткин писал Тургеневу, что «Утро помещика» «впечатления не произвело, хотя некоторые лица мужиков очень хороши».
Более благожелательно повесть оценил Тургенев. Из его письма Дружинину: «Главное нравственное впечатление этого рассказа (не говорю о художественном) состоит в том, что пока будет существовать крепостное состояние, нет возможности сближения и понимания обеих сторон, несмотря на самую бескорыстную и честную готовность сближения — и это впечатление хорошо и верно…».
В первом номере «Современника» за 1857 год с оценкой книги выступил Чернышевский. Он написал, что Толстой «с замечательным мастерством воспроизводит не только внешнюю обстановку быта поселян, но, что гораздо важнее, их взгляд на вещи», и что «в крестьянской избе он так же дома, как в походной палатке кавказского солдата».
Критики Дудышкин и Гончаров также похвалили повесть.
Советуем почитать
Дождь шел очень долго. Все вокруг свидетельствовало о планирующемся мероприятии. Вот-вот должен приехать цирк из Москвы.
В этом рассказе говориться о рассудительном, сердечном, ответственном мальчишке, которого зовут Эмиль. Папа гласного персонажа скончался, когда тому было пять лет. Его воспитывала мама, работающая парикмахером
Имя французского комедиографа 17-го столетия Жана-Батиста Поклена, известного под псевдонимом Мольер, остается популярным уже на протяжении нескольких столетий.
10 апреля 1908 году в деревне Вырица родился писатель Иван Ефремов. Его отцом был Антип Ефремов. В жизни он создал свой бизнес, занимая хорошее положение среди знатных людей. В 1917 году он меняет отчество на Антонович.
-
Карл янкель бабель краткое содержание
-
Школьные трудности детей с зпр соматогенного генеза обусловлены
-
Личутин долгий отдых краткое содержание
-
Вигдорова дорога в жизнь краткое содержание
- К г паустовский бескорыстие краткое содержание
1856
Оглавление
I | 322 |
II | 324 |
III | 328 |
IV | 333 |
V | 335 |
VI | 338 |
VII | 339 |
VIII | 341 |
IX | 344 |
X | 349 |
XI | 351 |
XII | 353 |
XIII | 354 |
XIV | 357 |
XV | 359 |
XVI | 362 |
XVII | 363 |
XVIII | 365 |
XIX | 367 |
XX | 369 |
Полный текст |
О произведении
Рассказ «Утро помещика» носит автобиографический характер и связан с крупнейшим замыслом молодого Толстого — «Романом русского помещика».
«Главное основное чувство, которое будет руководить меня во всем этом романе, — пишет Толстой в «Предисловии не для читателя, а для автора»,— любовь к деревенской помещичьей жизни.— Сцены столичные, губернские и кавказские все должны быть проникнуты этим чувством — тоской по этой жизни. Но прелесть деревенской жизни, которую я хочу описать, состоит не в спокойствии, не в идиллических красотах, но в прямой цели, которую она представляет,— посвятить жизнь свою добру, — и в простоте, ясности ее.
Главная мысль сочинения: счастие есть добродетель».
Цитаты
Нехлюдов уж давно знал, не по слухам, не на веру к словам других, а на деле, всю ту крайнюю степень бедности, в которой находились его крестьяне; но вся действительность эта была так несообразна со всем воспитанием его, складом ума и образом жизни, что он против воли забывал истину, и всякий раз, когда ему, как теперь, живо, осязательно напоминали ее, у него на сердце становилось невыносимо тяжело и грустно, как будто воспоминание о каком-то свершенном, неискупленном преступлении мучило его.
Рано-рано утром он встал прежде всех в доме и, мучительно-волнуемый какими-то затаенными, невыраженными порывами юности, без цели вышел в сад, оттуда в лес, и среди майской, сильной, сочной, но спокойной природы долго бродил один, без всяких мыслей, страдая избытком какого-то чувства и не находя выражения ему. То со всею прелестью неизвестного юное воображение его представляло ему сладострастный образ женщины, и ему казалось, что вот оно, невыраженное желание. Но какое-то другое, высшее чувство говорило не то и заставляло его искать чего-то другого. То неопытный, пылкий ум его, возносясь все выше и выше, в сферу отвлечения, открывал, как казалось ему, законы бытия, и он с гордым наслаждением останавливался на этих мыслях. Но снова высшее чувство говорило не то и снова заставляло его искать и волноваться. Без мыслей и желаний, как это всегда бывает после усиленной деятельности, он лег на спину под деревом и стал смотреть на прозрачные утренние облака, пробегавшие над ним по глубокому, бесконечному небу. Вдруг, без всякой причины, на глаза его навернулись слезы, и, бог знает каким путем, ему пришла ясная мысль, наполнившая всю его душу, за которую он ухватился с наслаждением,— мысль, что любовь и добро есть истина и счастие, и одна истина и одно возможное счастие в мире. Высшее чувство не говорило не то; он приподнялся и стал поверять эту мысль. «Оно, оно, так! — говорил он себе с восторгом, меряя все прежние убеждения, все явления жизни на вновь открытую, ему казалось, совершенно новую истину. — Какая глупость все то, что я знал, чему верил и что любил,— говорил он сам себе.— Любовь, самоотвержение — вот одно истинное, независимое от случая счастие!»— твердил он, улыбаясь и размахивая руками. Со всех сторон прикладывая эту мысль к жизни и находя ей подтверждение и в жизни и в том внутреннем голосе, говорившем ему, что это то, он испытывал новое для него чувство радостного волнения и восторга. «Итак, я должен делать добро, чтоб быть счастливым»,— думал он, и вся будущность его уже не отвлеченно, а в о́бразах, в форме помещичьей жизни живо рисовалась пред ним.
Л.Н. Толстой. Утро помещика // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1979. Т. 2. С. 322—372.
Электронная публикация РВБ, 20022023. Версия 3.0 от 28 февраля 2017 г.