Евгений замятин: дракон

Образовательный портал. в.и.заика анализ рассказа евгения замятина "дракон" замятин дракон краткое

Замятин «Мы» для читательского дневника

В 1920 году Замятин написал роман-антиутопию «Мы». В этом произведении описан примерно тридцать второй век. Государство придерживается тоталитарной политики. У людей нет имен, а только номера. Под контролем даже очень личные моменты в жизни каждого члена государства. Для людей нет права выбора ни в чем. Для них только линия, которую избрал Благодетель.

Главная мысль романа-антиутопии «Мы» в том, что Евгений Замятин преломляет Я в Мы, чтобы подчеркнуть безжалостное давление тоталитарной машины. В мире царит не только разум и всяческие его производные. Не менее важны духовные ценности.

Замятин подчеркивает, что техника не может жить отдельно без нравственной составляющей

Важно помнить, что главное в человеке для человека – душа, духовное

Короткий пересказ «Мы» Замятина

События романа происходят в далеком будущем, где человечество победило и искоренило практически все «опасные» чувства. Люди существуют в великом Государстве, в котором все подчиняется четким и понятным математическим законам. У них нет привычных нам имен, вместо этого каждому гражданину присвоен определенный номер и буква.

Все в их жизни подчинено строгому расписанию, прием пищи, работа, сон – все происходит в одно и то же время. Даже интимные отношения входят в этот график, чтобы провести время с определенным человеком, необходимо подать заявку и записаться на него.

Главный герой — это инженер Д‑503, принимающий участие в строительстве Интеграла.

В первой записи герой приводит отрывок из сегодняшней газеты, в котором рассказывается о скором завершении строительства ИНТЕГРАЛА. Благодетель призывает всех, кто чувствует в себе силы, составлять различные манифесты, поэмы и оды, воспевающие невероятную мощь процветающего Единого Государства. Д‑503 вдохновлен этой идеей и решает вести своеобразный дневник своих мыслей и чувств.

Д‑503 чувствует невероятное единение со всем миром, он ощущает себя причастным к великому делу. Но, гуляя с О‑90,он встречает незнакомку I‑303, которая вселяет в него какую-то смутную тревогу. «Неуловимый икс» в ее лице очень беспокоит героя.

Третья запись содержит рассуждения о красоте и незыблемости Единого Государства. Инженер рассказывает о часовой Скрижали, о гениальном решении уравнения времени. Все прекрасно и идеально в его мире. Но неясная тревога, внушенная I‑330, уже немного омрачает его существование.

I‑330 ведет Д‑503 в Древний дом. Это музей, единственное место, где сохранились отголоски прошлого. Девушка предлагает герою остаться с ней и нарушить распорядок. Это повергает его в ужас, и он решает пойти и доложить на нее в Бюро Хранителей, но вместо этого берет больничный.

I‑330 записывается на Д‑503. Они начинают встречаться, и герой понимает, что в нем начались необратимые перемены, в нем пробуждается душа. Случайно попадая в подвал Древнего дома, он выходит за Стену и видит мир, не подчиненный привычным законам.

О‑90 просит героя помочь ей зачать ребенка. Он соглашается, несмотря на то, что ее за это ждет наказание Машиной Благодетеля. Позже он помогает ей уйти за Стену.

В День Единства происходит первое восстание против избранного Благодетеля. Д‑503 спасает I, которая принимает в нем активное участие. Он решает помочь заговорщикам разрушить Интеграл. Но их план раскрывают. I уверена, что Д предал их, но это не так. Смотрительница дома прочла его записи и сообщила в Бюро.

Д‑503, как и многие другие, насильно подвергается операции по удалению фантазии. После этого он чувствует огромное облегчение, все опасные чувства и мысли исчезают. Он доносит Благодетелю все, что ему известно о заговорщиках. Их всех приговаривают к смерти. Заканчивается роман мыслью, что разум обязан победить.

Замятин в своем романе показал, насколько губительно воздействует на человека лишенная чувств и эмоций власть. Стремление сделать всех одинаковыми убивает личность в каждом.

Про рассказ Замятина «Дракон»

В рассказе Замятина
можно выделить 5 частей.

1 – пейзаж, рисующий образ больного
бредового Петербурга
. В этом туманном холодном мире временно
существуют драконо-люди, изрыгающие в туманный мир туман. Было ясно: из этого
ясного туманного бредового мира бредут вон колонны шпили и решетки. Над
горячечным Петербургом ледяное солнце, как голубь над загоревшимся домом.

Люди выныривали из туманного больного мира в
земной мир лишь когда произносили слова, но здесь, в туманном мире, слова-дымки
тонули в тумане. Т.е. земной мир почти исчез:
несущийся вон из земного мира трамвай.

2 – портрет, рисующий дракона с винтовкой. Дракон странный, из частей тела названы только уши и
рот – дыра в тумане, нос. Дракон, несмотря на огненное слово, пассивен, пуст.
Зато катруз налезал, проглотил бы, засел. Щинель болталась, рукава свисали,
сапоги загибались. Таким образом, получается, что дракон с винтовкой здесь пуст
и пассивен, его драконья одежда ему не по росту. На трогательных оттопыренных ушах агрессивно-глагольная одежда дракона.

3 – фабульный событийный эпизод 1. Это рассказ дракона об убийстве, две его реплики, из
которых мы узнаем четыре факта: факт 1: сопровождал
арестованного, факт 2: с ненавистью и презрением относится к арестованному,
факт 3: убил арестованного, факт 4: не сомневается в правоте своих действий. Причем уверенность в правоте действий и причина, и результат: Дракон,
возмущенный, кроме интеллигентной морды, именно речью
арестованного, заколол его. В описании внешности
персонажа ничего нового: после диалога дыра в тумане заросла, зато нарочито
повторено, что был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель.
Подчеркивается признак пустоты. Пустота и ничтожность физическая (уши, одежда
не по росту) становится пустотой, ничтожностью душевной. В противопоставлении
«туманный, бредовый мир» / «земной мир» побеждает бредовый. Замятин констатирует:
Новый мир — соскочивший, несущийся мир, соскочившее, сошедшее с нормальной
колеи общество, не поддающееся управлению, не имеющее ясной цели. Завершающая
фраза «Скрежетал и несся вон из мира трамвай» дает оценку этому бредовому миру
и его представителю – дракону с ружьем. Этот новый герой ничтожный духовно и
физически человечишка в драконьей одежде не по росту в бредовом мире
оказывается проводником в Царствие небесное. Убил штыком за то, что
разговаривает.

4 – второй событийный эпизод 2 начитается с союза И. И
вдруг… дракон оживает(т.е. на миг проявляет человечность):
выросли лапы, сбил картуз, появились глаза – щелочки из бредового в человечий
мир. Но, как видно, оживает дракон – не человек. Интересно, что шинель присела,
т.е. повиновалась, хоть и пустая, и сдалась – тогда уже сбил картуз, тогда уже
глаза, тогда уже изо всех сил дул, и это были человечьи
слова воробьенышу
, но их не было слышно в туманном
бредовом мире. Человек с винтовкой, безусловно, не человек, — дракон, чудовище.
Но что-то человеческое все же осталось. Может, это последнее человеческое
проявление дракона.

В эпизоде-1 идет речь о лишении жизни, в эпизоде-2 о возвращении жизни.

В эпизоде-1 собственно действием
является рассказ (две реплики) о лишении жизни, убийстве: что произошло и как к
происшедшему относится рассказывающий. Дракон рассказывает о том, как он убил.
И наиболее важным здесь является именно
отношение
, поскольку собственно лишение жизни
«объективно» здесь не представлено. Таким образом, об убийстве рассказано, оживление показано. В эпизоде 2 дракон оживил воробьеныша, но никак к этому не отнесся, лишь
оскалил пасть (может, даже не заметил, скоро забудет). Затем глаза-щелочки в
человечий мир захлопнулись. Картуз осел на ушах. Дракон, т.е. Проводник в Царствие Небесное, взял винтовку.

5 – финальный пейзаж про
несущийся вон из человеческого мира трамвай. Это третий уже
повтор. Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира,
трамвай.

Анализ рассказа показывает, что Евгений Замятин констатирует
расчеловечивание мира холодной зимой 1918 год: дракон походя рассказывает, как
лишил жизни человека, затем воскрешает к жизни воробья и несется вместе со всем
свихнувшимся миром в неизвестное. Думаю, Замятину жутко.

Сейчас читают

  • Краткое содержание сказки Волк и семеро козлят братьев Гримм

    На опушке леса в небольшой избушке жила коза со своими семью детьми. Коза щипала зеленую травку, запивала холодной водой из лесных ручейков, а детей оставляла в избушке, заставляла закрывать двери и не впускать никого чужого.

  • Краткое содержание Мориц Всадник Алеша

    Мальчик Алёша едет к новой семье отца. Он знает, что там у него есть брат. И в смутных чувствах едет верхом в гости. Отец и раньше приезжал за ним на машине.

  • Краткое содержание Приключения Незнайки и его друзей Носов

    В одном необычном и поразительном Цветочном городе жили очень маленькие человечки. Ростом они были небольшие, примерно с маленький огурец. Поэтому из-за их роста они назывались коротышками.

  • Краткое содержание Бианки Снежная книга

    Рассказ о том, как снежной зимой заяц от лисы убегал. Сначала на снегу следы зайчишки обозначились, за ними следы от лисьих лап показались. Понял заяц, что за ним лиса гонится, стал составлять хитроумные сплетения

  • Краткое содержание Достоевский Вечный муж

    В произведении три героя, которым присуща своя история. Вельчанинов Алексей – сорокалетний ловелас, прожигающий наследство. Трусоцкий Павел – чиновник с заурядной внешностью

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: