О мании преследования и сумасшествии
Сумасшествие Руссо обострилось в Англии. Ссора с Юмом была не беспочвенна: несмотря на стальные нервы Юма, молодой человек сумел вывести из себя англичанина. Его нарциссизм, пугливость и мнительность были настолько гиперболизированы, что Жан Жак стал настоящим чудаком. Юм обратился в суд и выставил все слабые стороны обезумевшего мужчины. Руссо вновь покинул место пребывания и начались новые скитания умалишённого человека.
Если кратко, наиболее важными и значимыми в политических вопросах стали следующие произведения:
- «Об общественном договоре или Принципы политического права» (произведение было сожжено в Женеве и Франции);
- «Исповедь»;
- «Суждение о Вечном Мире»;
- «Эмиль» (роман был сожжен в Женеве и Франции);
- «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».
Педагогические идеи Руссо
Стоит учитывать, что педагогическая практика у Жан-Жака Руссо была очень ограниченной. Так что его подход к образованию, изложенный в «Эмиле», — это скорее утопическая модель, чем проверенная методика. Тем не менее многие из идей философа получили развитие в следующие века и отчасти остаются актуальными до сих пор.
Как уже упоминалось выше, ключевая идея Руссо заключается в том, что первобытный человек морально совершенен, а культурное, экономическое и технологическое развитие ведёт человечество к упадку. Причину этого мыслитель видел в неравенстве, возникшем с появлением частной собственности.
Из этого, по мнению философа, следовало, что любой человек от природы добродетелен, но развращается под влиянием общества. И традиционное догматическое образование, считал Руссо, этому только способствует. Оградить ребёнка от этого разрушающего воздействия, сохраняя и развивая его природные задатки, поможет система естественного воспитания и обучения, утверждал автор «Эмиля».
Иллюстрации Жан-Мишеля Моро к изданию «Эмиля» 1777 годаИзображение: Jean-Michel Moreau / Jean-Jacques Roussea. l’Emile. Londres, 1777 / Gallica
Иллюстрации Жан-Мишеля Моро к изданию «Эмиля» 1777 годаИзображение: Jean-Michel Moreau / Jean-Jacques Roussea. l’Emile. Londres, 1777 / Gallica
Первые четыре части «Эмиля» посвящены тому, как главный герой, мальчик по имени Эмиль, развивается и учится под руководством наставника. В каждой из этих частей Руссо рассматривает конкретный период естественного развития человека:
От рождения до освоения речи. Здесь автор даёт рекомендации по уходу за младенцем — например, советует не пеленать его и не укутывать, а давать свободу движений, закаливать его организм
И пишет о том, что обучение начинается с самого рождения, а значит, очень важно знакомить ребёнка с различными предметами, позволять ему трогать их и ломать.
От освоения речи до 12 лет. На этом этапе, по мнению Руссо, обучение всё ещё должно происходить только путём чувственного восприятия
Ребёнка, по мнению философа, не стоит ограничивать в активности, даже если взрослому она кажется опасной — пусть он познаёт мир на собственном опыте, в том числе болезненном. Наказания, согласно Руссо, должны быть объективными последствиями действий ребёнка, а не проявлением власти наставника. А вот «книжное» обучение наукам в этом возрасте автор «Эмиля» считал бессмысленным, так как, по его мнению, ребёнок ещё не способен рассуждать о предметах, далёких от его повседневной жизни. Значит, он не сможет в полной мере усвоить знание, а лишь зазубрит то, что от него требуется.
От 12 до 15 лет. В этот период, согласно системе Руссо, подросток развивает мышление и трудовые навыки. Темы для изучения должны соответствовать интересам ребёнка, а сами знания — проистекать в первую очередь не из книг, а из осмысления жизненного опыта. Эмиль в этой части — любознательный и активный исследователь, он осваивает географию, астрономию, природоведение. Также Руссо считал, что «из всех званий самое независимое от судьбы и людей — это звание ремесленника». Поэтому подростку в этом возрасте предстоит выбрать себе ремесло, «честное» и «полезное», например столярное дело.
От 15 до 20 лет. По мнению философа, правильно воспитанный подросток уже достаточно разумен и рассудителен, чтобы противостоять вредному влиянию социума. Он готов познавать систему общественных отношений и абстрактные понятия, такие как «сострадание» и «совесть», а также разумно выбирать друзей и возлюбленную.
В пятой части «Эмиля» Руссо изложил свои взгляды на воспитание девочек. Здесь появляется Софи — идеальная спутница для главного героя. Человек своей эпохи, Руссо был убеждён: «Исследование абстрактных и умозрительных истин, исследование принципов, аксиом науки, всего того, что стремится к обобщению идей, не под силу женщинам: все их занятия должны относиться к практической сфере». Поэтому «книжные» знания, по мнению философа, девочке нужны ещё меньше, чем мальчику. В согласии с женской природой, считал Руссо, Софи необходимо развивать скромность, аккуратность и вкус в выборе одежды, умение вести хозяйство, шить и плести кружево. Также девушке понадобится «гибкий ум» и рассудительность, чтобы у её будущего мужа была приятная собеседница, а у будущих детей — хорошая воспитательница.
Иллюстрация Жан-Мишеля Моро к «Юлии», 1777 годИзображение: Jean Michel Moreau / Jean-Jacques Roussea. Julie ou la Nouvelle Héloïse. Boubers, 1774 / The British Museum
Конечно, эти идеи сейчас выглядят не более чем пережитком прошлого — и не только они. В «Эмиле» описаны довольно манипулятивные методы воспитания: наставник там нередко прибегает к обману, чтобы исподволь повлиять на поведение подопечного.
Философские взгляды
В своих мыслях и писаниях автор продвигал новые идеи философии. По мнению Жан Жака, люди равны, независимо от внешних и внутренних факторов. Никто не вправе решать судьбу человека и каждый с рождения является свободным.
Философ считает демократию идеальной сущностью общества, но признает, что она никогда не сможет существовать как абсолютная истина. Для Руссо государство — семья, в которой правитель является отцом народа и призван защищать, заботиться о своих «детях». Законы и депутаты не должны ограничивать людей — они должны давать людям возможность творить свой мир и общество. Конечно, такие взгляды были оппозиционными в то время. Именно за это Жан Жак получил острый ответ со стороны политиков.
Просветительство и воспитание
Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным. Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками. Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.
Руссо оспорен по всем статьям. Но он был не столько великим философом, сколько великим мечтателем. И его мечты – о счастливом и неразлученном единстве человечества – не умирают. Это одно из обстоятельств бытия человека. Человек не способен существовать в жестоком и четком осмыслении невыполнимости его исконных желаний – к чему старался склонить его Фрейд. И настоящий мир, как мы могли сотни раз убедиться, принимает позицию Руссо. Фрейд перебарывается в концепциях нерепрессивной культуры. Сдерживание исходных инстинктов, делает из человека животное. Животные – тоже наши меньшие братья. Всевозможные поэты-битники, сексуальные экспериментаторы, хиппи и другие – это далекие последователи Жан-Жака.
Педагогика
В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.
Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.
По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.
Книга Жана-Жака Руссо
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.
Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.
Мыслитель Жан-Жак Руссо
По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.
В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.
Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.
Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой
Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно
На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.
Книга Жана-Жака Руссо
Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.
Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.
Мизантропия писателя
Ж.Ж. Руссо поменял своё поведение и отношение к обществу. Он ограничил общение с людьми и стал жить отдельно от своей жены. В это время начинается активная деятельность писателя-философа.
Произведения Руссо быстро обрели большой резонанс в обществе, они кардинально меняли представление о политическом строе. И пока народ зачитывался его учениями, возмущенные власти нашли острый ответ на критику, лишив гражданства Женевы и приговорив к тюремному заключению во Франции.
Руссо живёт в бегах. Верден, Мотье, 3 года жизни в Англии и возвращение во Францию в 1767 году в связи с конфликтом с Юмом, знакомым Жан Жака — насыщенная стрессом жизнь привела философа к мании преследования и постоянному страху. Автор гениальных произведений начал сходить с ума.
Критика естественного состояния и благородного дикаря
Идея Руссо о благородном дикаре или человеке в естественном состоянии со временем подвергалась резкой критике. Даже в его собственное время критики Руссо обвиняли его в том, что он по сути противостоит прогрессу, потому что его теория утверждала, что чем более развитым становится общество, тем более коррумпированным оно становится.
Многие также считали, что идея о человеке в естественном состоянии одиночества противоречит основной социальной природе человека. По мере развития антропологии и социологии стало ясно, что идея Руссо об изолированном человеке вряд ли когда-либо существовала. Тем не менее, если рассматривать эту идею о состоянии природы как просто метафору, а не буквальную истину, все равно трудно утверждать, что люди действительно получают автономию, занимая место в гражданском обществе.
Жизнь Жан-Жака Руссо
Биография философа началась 28 июня 1712 года, когда он появился на свет в небольшом городке возле Парижа. Он рос без матери, поэтому еще с малых лет его отдали в ученичество. Практически все время Жан-Жак проводил за книгами, в связи с чем его многие недолюбливали.
Однажды Руссо решился на побег, после чего попал к госпоже де Варан. Спустя какое-то время он начал прислуживать одной богатой семье, но вскоре вновь вернулся к де Варан. Госпожа помогла ему устроиться в семинарию, из которой он сбежал спустя несколько лет и начал жизнь бродяги.
Жан-Жак Руссо был первым, кто классифицировал неравенство с социальной точки зрения, выделив несколько видов. Он считал, что все люди являются природными существами, а на неравенство повлияли появившиеся материальные ценности. Впоследствии эти ценности неравномерно распределились в обществе, так как некоторым досталось все, а другие остались с пустыми руками. Руссо пытался решить этот социальный конфликт и даже создал с группой единомышленников понятие «общественный договор».
Детство Жака
Детство мыслителя было нелёгким. Согласно биографии, Ж. Ж. Руссо появился на свет в Женеве, в 1712 году. Мама, Сюзанна Бернар, умерла во время родов и воспитание мальчика легло на отца — Исаака Руссо. Папа юного Руссо работал часовщиком и подрабатывал учителем танцев. С самого детства мальчик был окружен любовью отца. Жан не получил должного образования, но стремление к знаниям сумело оставить должный эффект — малыш с 7 лет был поглощен в творчество Плутарха и зачитывался романом «Астрея».
Вооруженное нападение отца на соседа стало причиной бегства в другой город. Ребенок остался на попечении дяди по маминой линии. Жан за короткий срок смог получить уникальные знания и изучить несколько контрастных между собой мировоззрений: с 1723 по 1724 год мальчик жил в протестантском пансионате Ламберсье, затем обучался у нотариуса и гравёра.
Несмотря на насыщенность и постоянные перемены в детстве, юный мыслитель находил время на чтение книг. Иногда это происходило во время работы, что приводило к серьезным наказаниям, а жестокость хозяина была невыносимой.
Однажды, в очередной раз не вернувшись вовремя в город и наблюдая за ночным небом, Жак решился покинуть Женеву. Мальчику было всего 16 лет и перед ним открывался новый мир, полный трудностей и испытаний. До 1741 года автор революционных учений проживал в Швейцарии, а затем прибыл во Францию.
После 1728 года Руссо получал образование нестабильно: сначала обучение проходило в монастыре Турина, далее он работал лакеем у аристократов. Получал образование в семинарии, и долгое время скитался пешком. За этот основный период он успел поработать учителем и наставником, но так и не сумел найти себе достойного места.
Эстетические взгляды Руссо
Руссо, наряду со всеми мыслителями эпохи Просвещения, выступал против ограниченности и условности набора принципов классицистической эстетики во имя демократического и реалистического искусства. «Вкладывайте больше жизни и правды в искусство! Расширьте диапазон наблюдений, пишите о простых людях — ремесленниках, крестьянах! Говорите прямо!» — Именно с такими призывами он обращался к писателям своего времени. Он критиковал Вольтера за его уступки вкусам аристократов, критиковал Корнеля и Расина за склонность к эффектам в ущерб реалистической правде, за склонность к максимализму. Он назвал их трагедии «красноречивыми диалогами». Знаменитое письмо Руссо к д’Аламберу о театре, несмотря на ошибочность основного тезиса (отрицание воспитательной роли театра), содержит много важных суждений, которые отнюдь не расходятся с общей эстетической программой мыслителей Просвещения, хотя «письмо», как уже говорилось, направлено против Вольтера, д’Аламбера и Дидро. Руссо отвергал величие и самодовлеющее значение классицистической трагедии, он резко осуждал систему сословной иерархии в театре, где право на высокие чувства и героические поступки дается только высокопоставленным людям, которые представлены в трагедиях. Однако он чутко отметил недостатки нового жанра, так называемой «лакримозной комедии», и резко осудил тенденцию к резонерству, присущую моральной драме Дидро («второстепенный сын», «отец семейства»).
Современники Руссо были в восторге от его романа «Новая Элоиза» (1761). Для них это было нечто неожиданное. Поэзия в прозе, мелодия любви, полная огня, поэзия чувства, всеобъемлющего обожания природы, ее красоты. Ничего такого, чего бы они еще не знали из литературы. Романтики позже назвали роман «поэмой в прозе» и сравнили его с музыкой Моцарта.
Основан на трагической истории двух влюбленных в XII веке. века, Абеляра и Элоизы, он нарисовал похожую ситуацию в современных Швейцарии и Франции.
Сюжет разворачивается у подножия Альп, посреди великолепной природы Швейцарии. К Джулии д’Этанж, богатой и знатной девушке, приглашен учитель, чтобы завершить ее образование. Это молодой Сен-Прё. Он умен, красив, но беден и не принадлежит к дворянскому сословию по рождению. Сен-Пре страстно влюбляется в свою юную ученицу. Джульетта так же страстно влюбляется в него. Сен-Прё отличается созерцательным характером. Он очень чувствителен, но почти не способен к действию, к борьбе за свое место на земле, за свое счастье. Джулия, напротив, волевая, активная натура. Она понимала и ценила духовное и нравственное превосходство Сен-Пре над людьми своего круга и, не боясь осуждения со стороны последних, идет отвечать на зов его чувств.
Молодые люди не видят в своих отношениях ничего порочного: они нарушили законы общества, запрещающие брак между простолюдином и аристократкой, но они подчинились закону природы, согласно которому союз между двумя любящими существами, к какому бы сословию они ни принадлежали, является естественным и необходимым. «Настоящая любовь — самый целомудренный из союзов», — пишет Джульетта своему возлюбленному. Однако родители Джулии смотрели на это иначе, особенно ее отец, которого оскорбляла сама мысль о том, что его дочь выйдет замуж за Сен-Пре.
Таким образом, в романе мы видим конфликт между «естественной моралью» и заблуждениями «цивилизованного» общества. Сен-Пре отвергают, потому что он не дворянин. Но. «Какие заслуги может показать это дворянство, кроме как разбой и бесстыдство своих предков? Чем гордится ваше благородство, что вы так надменны? Что он сделал для славы отечества и для счастья человечества? Смертельный враг права и свободы, что он произвел, кроме тирании и угнетения народов?».
Влияние Руссо на современную философию и общество
Jean-Jacques Rousseau был французским писателем, философом и музыкантом, который сильно повлиял на современную философию и общество. Его духовное наследие включает в себя философские убеждения, qui стал фундаментом для концепции общественного договора и пра-социальной теории.
Одной из ключевых идей Руссо была теория общественного договора, которая подвергла критике экономические модели современности.Com men from the earliest times did not live in isolated families but in Flock-Communities, it follows that the abstraction of individual property so plainly leads to the idea of the community that the latter would logically precede it in time. He believed that individuals had to willingly give up some personal freedom and liberties in order to form a cohesive society, one that is greater than the sum of its parts. As a result, his work had a significant impact on societal structures around the world.
Rousseau’s love life was tumultuous and controversial in his day. In fact, romances and affairs often took center stage in his works. The writer’s relationships with women including Leonore d’Epinay, Sophie d’Houdetot, and Francoise-Louise de Warens are widely attended. His own life was anything but easy, with an unceremonious upbringing that saw him raised in poverty and exile.
Despite the challenges of his early life, Rousseau’s legacy continues to influence modern political, economic, and social theory. While some may disagree with his philosophies and idealism, there is no denying the unique and everlasting impact he left on the modern world.
Биография Ж.Ж.Руссо
Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 родился в Женеве в семье часовщика. Рано лишившись матери, он был отдан для обучения граверному ремеслу, но, не испытывая никакого интереса к этому занятию, в 16 лет ушел из Женевы и долго скитался по стране. Он перепробовал множество профессий: был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот
Систематического образования он так и не получил, однако, большое внимание уделял самообразованию: изучал различные труды философов и ученых, писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы
В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с великим французским писателем, философом-просветителем и драматургом Дени Дидро и знаменитым французским учёным-энциклопедистом, философом, математиком и механиком, членом Академии наук — Жаном Леро́ном Д‘Аламбером. По приглашению Дидро, Руссо принял участие в создании „Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел“, 1751–1780 г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750 г
в свет вышла работа Руссо „Рассуждения о науках и искусствах“, которая привлекла к нему наибольшее общественное внимание. В этой работе Руссо пытался доказать, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их
«Пышность наряда, — подчеркивает он, — «может свидетельствовать о богатстве человека,…но здоровый и сильный человек узнается по другим признакам, телесная сила скрывается не под златотканой одеждой придворного, а под грубым одеянием землепашца. Не менее чужды нарядности и добродетели, представляющие собою силу и крепость души». За эту работу, позднее, он получил премию Дижонской Академии. Затем вышли его „Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми“ (1755) и „Юлия, или Новая Элоиза“ (1761), где в форме художественного произведения, он выступил с политическими обличениями социального неравенства.
Его книга „Эмиль, или О воспитании“ (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из–за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, однако на этом политические преследования не закончились. В это время творчество Руссо претерпевает значительные изменения, он порывает с просветителями, обостряется его полемика с Вольтером.
С 1766 г. по 1767 г. Руссо ищет прибежища в Англии по приглашению философа, и одно из крупнейших деятелей шотландского Просвещения Дэвида Юма, но затем снова возвращается во Францию. Остаток жизни с 1770 г. он живет в Париже, где пишет мемуары и ведет достаточно аскетичный образ жизни, зарабатывая на жизнь переписыванием нот, вплоть до своей смерти 2 июля 1778.
Период становления
В возрасте 16 лет Жан-Жак решил покинуть Женеву и начать взрослую самостоятельную жизнь. Пустившись в странствие по Швейцарии и Франции, Руссо успел поработать наставником, секретарем, учителем, однако нигде не мог найти по-настоящему достойное место. Жизненная неустроенность не мешала юноше сочинять музыку, которую он очень любил.
В этот период большое влияние на становление личности молодого Руссо оказала богатая аристократка Франсуаза Луиза де Варан. Она помогла юноше устроиться в Туринский монастырь, где он принял католицизм. В дальнейшем Варан лично занялась образованием своего подопечного: обучила его грамотной речи, правописанию, светским манерам.
Судьба Руссо сложилась весьма удачно именно благодаря покровительству мадам де Варан: перед будущим философом открылись двери в новый мир, который ранее был для него недоступен.
Человеческая природа и общественный договор
Во многих отношениях Руссо является противоположностью или зеркальным отображением более раннего философа Томаса Гоббса. Руссо критиковал идею Гоббса о состоянии природы. В то время как Гоббс утверждал, что человеческая природа должна быть эгоистичной и жаждать власти, а цель общества — обуздать эти импульсы, Руссо придерживался прямо противоположной точки зрения. Он настаивал на том, что люди одиноки в естественном состоянии и в сущности хороши. Это была коррупция в обществе, которая привела к худшему в людях, когда идея личной собственности служила предлогом для обладания властью и эксплуатации наших собратьев.
По мнению Руссо, вопреки взглядам Гоббса и Джона Локка, формирование общества фактически увеличивало свободу. Руссо считал место человека в естественном состоянии совершенно уединенным. В результате люди были в основном хорошими, но они не были свободными, потому что уединенное существование требовало от них удовлетворения своих собственных потребностей без чьей-либо помощи.
Он утверждал, что внутри общества у нас больше свободы преследовать собственные цели и интересы, потому что мы разделяем бремя выживания с другими людьми. Это идея свободы, основанная на автономии, а не по сути либертарианская идея свободы, которой придерживался Локк.
Руссоизм
Руссо создал культ чувств («Мы велики своими чувствами»). Все творчество Руссо тесно связано с его философией, с его «религией сердца». «Не тот человек, кто прожил наибольшее количество лет, а тот, кто больше всех ощутил жизнь», — писал Руссо в «Змыле».
Один из первых французских романистов, Руссо обратил внимание на красоту природы и сумел воспеть ее. Современники были в восторге и запечатлели многоцветные образы альпийских пейзажей, написанные волшебной кистью замечательного художника слова
«Наш народ только недавно открыл для себя красоту природы. Она была еще неизвестна Вольтеру; Руссо ввел ее в моду», — писал Стендаль.
Как ни странно, но парадоксально, что Руссо, один из мыслителей Просвещения XVIII века, «переживший» революцию 1789-1794 годов, перешагнул ее исторический порог и по сей день остается живой, активной фигурой в интеллектуальной жизни человечества. Его соратники сделали свое дело, подготовили революцию, помогли ей прорваться и достояли свой век. Сегодня ее читают не за критику феодализма, а наслаждаются тонким изяществом ее письма. Проблемы, которые ее волновали, давно перестали интересовать людей. Даже ее живая, остроумная критика религии кажется слишком поверхностной сегодня, в дни строгой научной мысли.
Между тем Руссо с его мрачными нападками на цивилизацию, которая искажает здоровую естественность человека, разрушает естественные связи и гармонию природы, будоражит и мучает мышление людей XX века как призрак провидца. Уже в девятнадцатом веке проницательный глаз Герцена заметил разницу между Вольтером и Руссо. «Вольтер еще борется против невежества цивилизации — Руссо уже клеймит эту искусственную цивилизацию». Руссо страстно отвергал феодальное сословно-монархическое государство и в то же время предвидел пороки нового буржуазного мироустройства, пришедшего на смену феодализму. Строки из его письма д’Аламберу кажутся поистине поразительным озарением: «В монархии богатство никогда не позволяет простому смертному возвыситься над государем, но в республике он легко может возвыситься над законами. Здесь правительство теряет всю власть, а истинный государь становится богатым человеком». Никто из мыслителей эпохи Просвещения не поднялся на такую высоту исторического предвидения.
Герой Шатобриана Рене, как и Сен-Пре, покидает цивилизацию Европы и отправляется к дикарям Америки. Нервозность, мрачная страстность философа была созвучна настроению поколения, пришедшего в литературу Франции после падения Наполеона.
Руссо вызывал в России противоположные чувства. Екатерина II не терпела этого и даже сделала выговор Академии наук за продажу «Эмиля» в ее книжном магазине. Фонвизин, отправляясь во Францию, обещал сестре навестить ее кумира в Париже. Затем он даже получил согласие философа на встречу, но неожиданная смерть автора «Исповеди» помешала им ее осуществить. Радищев был очень заядлым читателем французского автора. Пушкин, семнадцатилетний студент лицея, был во власти своих идей. В стихотворении «Деревня» он насыщает свою картину русской действительности идеями Руссо. Культ природы Руссо и его свободолюбивый патетизм нашли свое наиболее выразительное подтверждение в России.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Человек в философии Ф. Ницше
- Немецкая классическая философия
- Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках
- Начало философии в индии: веды, упанишады. Буддизм
- Вопросы демографии
- Типы мировоззрений
- Современная философия
- Индивид, индивидуальность, личность
- Пространство и время в философии
- Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии
Популярные темы сообщений
-
Клубника
Клубника – это вкусная, сладкая, яркая с небольшой кислинкой ягода, которую любят и дети и взрослые. В наше время является довольно распространенным продуктом на мировом рынке.
-
Памятники
Для того что бы говорить о памятниках нужно ясно понимать что это такое. Памятник это архитектурное или скульптурное сооружение в память о ком либо или каком то историческом событии. Памятником так же называют свидетельство (материальное) прошедших
-
Творчество Федора Абрамова
В деревне Веркола, Архангельской области в 1920 году, в семье извозчика родился сын Федор. Его мать была из крестьянской семьи староверов. Вскоре отец умер, соседи думали, что многодетная семья обречена,
-
Творчество Фридриха Шиллера
Творчество идеалиста и романиста Фридриха Шиллера оставила свой неизгладимый след в мировой литературе. Выступая против духовного гнета молодежи, воспевая свободу, нравственность и просвещение,
-
Природа Самарского края
Самарский край расположен на реке Волга. Растительность самарской области поистине уникальна. Здесь находится много лесов. Очень распространен дуб. Леса из дуба занимают самую большую площадь среди всех лесов Самарского края.