Читательский дневник по летописи «Житие Сергия Радонежского»
Число страниц: 6
Жанр произведения: житие
Главные герои: Сергий.
Второстепенные герои: мать, отец, братья.
Характеристика главных героев:
Сергий — он же Варфоломей.
Был любознательны, добрым и мудрым.
Стремился к высшему промыслу.
Характеристика второстепенных героев:
Кирилл и Мария — родители Варфоломея. Люди богобоязненные и трудолюбивые.
Стефан и Пётр — братья Варфоломея.
Добрые, правильные и трудолюбивые.
Грамотные.
Краткое содержание летописи «Житие Сергия Радонежского»
В этом произведении повествуется жизнь святого начиная с самого младенчества.
Автор рассказывает, что будучи ещё младенцем Варфоломей, не пил материнское молоко, если его мать ела мясо.
Также ещё в утробе он заплакал, когда мать была в церкви.
Два его брата быстро и хорошо учились, а Варфоломей никак не мог.
Но после встречи со святым старцем он научился грамоте и стал лучше всех понимать в церковных книгах.
Братья его женились, а Сергий хотел уйти в монастырь.
Но родители просили не покидать их, и Сергий жил с ними, пока они не умерли.
Только после этого Сергий и Стефан поселились в лесу близ Радонежа.
Но Стефан вскоре ушёл.
Сергий некоторое время жил один, потом к нему стали приходить монахи.
Постепенно возникла монашеская обитель, а Сергий стал её игуменом.
Он совершал множество чудес, оживлял умерших, изгонял бедных, проявляя при этом смирение и скромность.
Когда Руси угрожал хан Мамай, преподобный Сергий благословил Дмитрия Московского на битву и послал с ним двух монахов.
Благодаря этому русские победили.
Слава о святом наставнике распространилась по всей земле.
Даже из Царьграда приезжали посмотреть на святого.
Сергий всю жизнь служил Богу и помогал людям.
После смерти его тело распространяло благоухание.
План летописи:
- Детство Варфоломея
- Встреча со святым странником.
- Жизнь с родителями.
- В лесу со Стефаном.
- Начало обители.
- Первые чудеса.
- Настоятель монастыря.
- Расширение монастыря.
- Скромность Сергия.
- Князь Дмитрий.
- Почёт.
- Смерть святого.
Основная мысль «Жития Сергия Радонежского»
Главная мысль этой летописи в том, что достичь совершенства человек может лишь служа Богу.
Основной идеей летописи оказывается мысль о том, что настоящая святость не терпит мирской суеты.
Святой человек помогает другим людям найти свой путь к Богу.
Он не стремится к славе и богатству, он думает о своей душе.
Нужно быть чистым в своих мыслях и поступках.
Чему учит произведение
Летопись учит быть скромными, смиренными, стойко переносить выпавшие на вашу долю страдания.
Учит не делать и не желать зла, думать о своей душе, верить в Бога.
Учит быть честным перед собой и другими людьми. Учит патриотизму.
Краткий отзыв по «Житию Сергия Радонежского» для читательского дневника
Прочитав это произведение, я была поражена величием личности православного святого преподобного отца Сергия.
Это был великий человек, творивший немыслимые для нашего времени чудеса одной лишь силой своей веры.
Жизнь отца Сергия нельзя назвать простой и лишённой страданий.
Он не желал богатства, всегда был скромным и отзывчивым.
По мере сил он помогал всем, кто к нему обращался.
Количество добра, принесённое Сергием людям, не поддаётся исчислению.
Автору летописи удалось создать образ святого, лишённого любых человеческих недостатков.
И таким стать святому удалось потому, что он истово верил в Бога и жил руководствуясь высшими законами.
Я всем советую прочитать это произведение и задуматься о том, какое место добро занимает в вашем сердце.
Невозможно стать вторым Сергием Радонежским, но стремиться быть лучше, чем ты есть нужно обязательно.
Пословицы к произведению:
- Отыди от зла и сотвори благо.
- Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
- Нужный путь Бог правит.
- Бог пути кажет.
- Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.
- Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит.
Житие — повествование о жизни;
Преподобный — святой, монах;
Просфора — круглый хлебец для обрядов;
Игумен — настоятель в мужском монастыре.
Русь собралась
18 августа Димитрий вместе с князем Владимиром Серпуховским, иноземными князьями и воеводами прибыл в Лавру. Наверное, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь действительно собиралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем — впервые такие силы двинулись. Переехал не зря. Все это понимали.
Молитва началась. Во время службы прибыли гонцы — в Лавре шла война — доложили о передвижении неприятеля, предупредили о поспешности. Сергий умолял Димитрия остаться на трапезу. Тут он сказал ему:
«Еще не время тебе носить венец победы с вечным сном; но для многих, без числа, мученические венки сплетены для ваших сотрудников.
После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.
— Иди, не бойся. Бог поможет вам.
И, наклонившись, прошептал ему на ухо: «Ты победишь».
Есть что-то величественное, с трагическим оттенком, в том, что князь Сергий дал в помощники двух монахов-отшельников: Пересвета и Ослябю. Они были воинами в мире и шли к татарам без шлемов, панцирей — в виде схемы, с белыми крестами на монашеских одеждах. Это, очевидно, придавало армии Деметрия вид священного крестоносца.
20-го Дмитрий уже был в Коломне. 26-27 числа русские форсировали Оку, Рязанская земля продвинулась к Дону. 6 сентября она была достигнута. И они колебались. Ждать татар, переправляться?
Старшие, опытные губернаторы предлагали: ждите здесь. Мамай силен, Литва с ним, и князь Олег Рязанский. Деметрий, вопреки совету, переправился через Дон. Обратный путь был отрезан, а значит, все вперед, победа или смерть.
В эти дни Сергий тоже был на пике формы. И вовремя послал вслед князю письмо: «Иди-с, иди, Бог и Святая Троица помогут!»
8 сентября 1380 года!
По преданию, Пересвет, давно готовый к смерти, выскочил на зов татарского богатыря и, сразившись с Челубеем, ударил его, сам упал. Началось генеральное сражение на гигантском для того времени фронте в десяти милях. Сергий правильно сказал: «Мучеников венки плетут для многих». Многие из них были тканые.
Преподобный молился в это время с братией в своей церкви. Он рассказал о ходе боя. Он призывал павших и читал молитвы за умерших. И наконец он сказал: «Мы победили».
Чудо рождения
Семья Марии и Кирилла, проживающая в Ростове, ожидала появления на свет второго ребёнка. Во время беременности мать придерживалась поста, посещала церковные богослужения, литургии, соблюдая все религиозные правила христианства.
На одной из служб в выходной день Мария была сильно напугана. Ее ребёнок, ещё в утробе троекратно прокричал. Стоящие рядом люди начали искать младенца в церкви, а когда узнали, что он ещё не рожден, то многие покинули беременную недобрыми взглядами.
Со слезами на глазах Мария вернулась домой и рассказала о случившемся мужу. В тот момент она решила, что обязательно посвятит ребёнка Господу, если родится мальчик. Младенец родился здоровым, но своенравным.
Малыша покрестили именем Варфоломей на сороковой день после рождения. Родители рассказали настоятелю о криках его из утробы во время литургии. Священнослужитель успокоил Марию и Кирилла, сказав, что мальчик станет служителем Святой Троицы и великим человеком.
Варфоломей с младенчества придерживался поста:
- Не брал грудь матери после употребления ею в пищу мяса.
- Отказывался от молока кормилицы, желая только материнское.
- Не брал грудь в среду и пятницу.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Произведение повествует о жизненном пути преподобного Сергия Радонежского, который родился во время правления князя Твери Дмитрия в семье глубоко верующих людей.
Во время беременности мать Сергия часто посещает церковь и во время проведения одной из церковных служб из утробы матери слышится троекратный крик еще не родившегося ребенка. Этот случай сильно пугает беременную женщину и изумляет окружающих прихожан церкви.
Будущая мать, молясь весь период беременности Сергием и строго соблюдая посты, решает после рождения ребенка посвятить его божественному началу. При появлении на свет мальчика называют Варфоломеем и при крещении рассказывают священнику о крике из утробы матери, после чего священник предсказывает мальчику служение Святой Троице.
Подрастая, Варфоломей начинает обучение грамоте, однако значительно отстает в этом занятии от своих братьев, переживая и расстраиваясь из-за этого.
Немного повзрослев, Варфоломей с увлечением читает книги по священному писанию, не желая общаться с ровесниками, часто посещает церковь, усердно молясь и соблюдая все посты.
Вскоре семья переезжает в радонежские земли, где поселяется неподалеку от церкви Рождества. Старшие братья Варфоломея женятся и обзаводятся своими семьями, а юноша просит у родителей благословения на монашескую жизнь, но отец с матерью завещают сыну исполнить свою мечту после их смерти. Спустя время, приняв монашество, родители Варфоломея покидают грешную землю, и сын, предав их тела земле, чтит их память православной молитвой, раздав милостыню нищим.
Полученное наследство Варфоломей отдает Петру, своему младшему брату, а старшим братом Стефаном, который остался вдовцом, отправляются в пустошь, где создают небольшую церковь, освященную киевским митрополитом Феонгостом именем Святой Троицы. Через некоторое время Стефан отправляется в Богоявленский монастырь, не выдержав сурового быта в глухомани, в котором приобретает ранг игумена и становится княжеским духовником.
Варфоломей же с помощью приглашенного старца Митрофана в возрасте двадцати лет принимает монашеский постриг, в котором именуется Сергием. После причастия новоявленного монаха церковь наполняется необычайными благоуханиями.
В пустошь Сергия нередко наведываются другие монахи и некоторые из них высказывают желание жить совместно с Сергием, но он не разрешает им остаться с ним, так как считает жизнь в пустоше достаточно тяжелой и непростой. Однако несколько монахов все же настаивают на своем выборе и поселяются в соседних с Сергием кельях, ежедневно занимаясь служению богу.
Вскоре число монахов в пустоше Сергия достигло двенадцати, но Сергий отказывался принимать игуменство. Он самостоятельно изготавливает церковные свечи, делает просфоры и варит кутью. В один из дней монастырь Святой Троицы посещает старший брат Стефан вместе с сыном Иваном, которого он хочет определить в монахи, и Сергий проводит обряд пострига племяннику, нарекая его Федором.
Отдельные из монахов, живущих в пустоше, не желают следовать наставлениям Сергия и выказывают недовольство. Тогда Сергий принимает решение оставить монастырь и перебирает к реке Киржач, где строит маленькую церквушку и монашескую келью при ней. Спустя время многие монахи следуют за своим учителем, а другие просят митрополита вернуть Сергия в монастырь Святой Троицы.
В одну из служб в монастыре монахи замечают рядом с Сергием человека в блестящей одежде, проводящего литургию с преподобным. Оказалось, что Сергию помогает в службе божий ангел.
За полгода до своей кончины Сергий передает права игумена своему ученику Никону и в конце сентября умирает, распространяя вокруг своего белого как снег лица великолепный аромат. По его наказу Сергия упокоевают как преподобного в церкви с правой стороны.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Жизнь в пустыне
Варфоломей уговорил Стефана отправиться на поиски пустынного места. В лесу они построили хижину и срубили небольшую церковь. Старший брат не выдержал тяжести затворничества и вернулся в Москву, где выбрал для служения Богоявленский монастырь.
Варфоломей призвал к себе игумена Митрофана. 7 октября он совершил постриг Варфоломея, нарекая его Сергием в честь памяти святых Сергия и Вакхы. Пробыв ещё несколько дней в пустынной обители, игумен отправился обратно, дав наставления молодому монаху.
Сергий много времени проводил в молитве. Его пытались выгнать бесы во главе с дьяволом, но были сражены молитвенными текстами и крестным знамением.
К хижине приходили дикие звери, на протяжении года преподобный делился хлебом с медведем. Многие монахи приходили в обитель Сергия и просили остаться. Он не разрешал, понимая, что не каждый из них вытерпит тяготы и лишения. Некоторые оставались, Сергий не прогонял, но предупреждал о тяжёлой жизни.
Каждый из монахов самостоятельно устроил себе келью. По достижению дюжины жилища монахов обнесли забором. Они служили заутренню, вечерние службы, а на дневную приглашали священника.
Игумен, постригший Сергия в монахи, умер. Юный инок взмолился о даровании нового духовного настоятеля обители, отказываясь от просьбы братьев стать игуменом и священником. Монах направился в Переславль просить епископа о выделении игумена для его пустынной обители. Епископ выполнил делание братии монахов и повелел Сергию принять сан игумена и священника.
| Православная церковь Святого Филиппа
Не найдено
Страница, которую вы ищете, не найдена.
https://www.st-philip.net/files/resources/st-philip-library-by-author-5-11-18.pdf
Календарь 90 005
Ежедневные чтения
Деяния Апостолов 15:5-12
Иоанна 10:17-28
5-я пятница после Пасхи; Священномученик Патрик, епископ Прусский, и его товарищи мученики Акакий, Менандр и Полиэн; праведный отец наш Мемнон Чудотворец; Феотима и мученики Кириака
Писание с возможностью поиска
Библия с возможностью поиска (версия короля Иакова), включая «второканонические/апрокрифические» книги http://quod.lib.umich.edu/k/kjv/
Подкасты
Почему мы ходим в церковь?: Поклонение и образ Божий Играть сейчас
Проповедь: Отец Ной в воскресенье блудного сына (28.
Окончание литургии Слово: о. Виталис Воскресенье блудного сына Играть сейчас
Проповедь: Отец Джеймс Тайер Играть сейчас
Проповедь: Sdn Luke Carpenter (03-08-20) Играть сейчас
Проповедь: о. Ной Бушелл (03-01-20) Играть сейчас
Проповедь: Дн Дэвид Хаятт Играть сейчас
Подкасты
12 апреля 2023 г., 14:47
Gohl и Rdr Ник Muzekari обсуждают важность посещения Церкви, участия в богослужении Церкви, как места, где мы встречаемся со Христом и находим истинную цель нашей человеческой жизни…
12 марта 2021 г., 14:25
Мы блудные дети, которые заблудились и должны вернуться к Отцу. Мы должны видеть себя старшим братом…
Игумен Сергий
Сергей продолжал свою скромную и праведную жизнь, читая молитвы и литургии. Он учил своих братьев-монахов:
- Соблюдению заповедей.
- Терпению и выносливости.
Сергий не терпел жалоб и не позволил своим подопечным просить еды, считая, что все нужно заработать своим трудом. Со временем число монахов увеличивалось. Стефан привёл к Сергию младшего сына Ивана. Его постригли с именем Федор.
За время служения Господу Сергий совершил несколько чудес:
- Монахи пожаловались на отсутствие воды возле обители. По молитвам Сергия в скором времени рядом с кельями был найден источник, водой которого исцелялись прихожане.
- При длительном отсутствии еды к обители пришли неизвестные и принесли много яств. Сергий велел сначала накормить дарователей, а потом отведать еду самим монахам. Жертвователи отказались и удалились.
- Один бедняк пожаловался преподобному, что вельможа забрал у него свинью и не расплатился. Сергий пообщался с нечистым на руку и тот обещал отдать деньги за скотину, но слов не сдержал. Взамен он обнаружил сгнившую на морозе тушу борова.
- Самым важным считают наставление князя Дмитрия на битву с вражеским войском Мамая. Сергий предвидел победу и ободрил воинов. Перед началом князь усомнился в словах преподобного, но тот прислал гонца с благословением и русские победили татарское иго. В благодарность были воздвигнуты несколько монастырей.
Не всем монахам нравилось управление Сергия. Однажды старший брат Стефан нелестно выразился о его методах. Преподобный оставил церковь Святой Троицы и отправился к реке Киржач. Там он построил новую обитель и стал обживаться, но митрополит просил вернуться к прежнему месту служения.
Сергий не ослушался, а в каждом построенном монастыре стали игуменами и священниками ученики преподобного. Некоторые позже ушли строить собственные церкви.
https://youtube.com/watch?v=sapSQ4DflWs
Сергий знал о кончине за полгода и просил не хоронить его в церкви. Но Киприан велел положить тело сбоку монастыря. С тех пор мощи преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре Москвы.
Сергий Радонежский. Чудо
Теперь он — очень удрученный неудачами — нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца, саном пресвитера». Очевидно, старец его понял.
— Что тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
Видение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей — через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.
— Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.
О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.
Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо.
А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.
[После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.]
Преподобный Сергий Радонежский. Нестеров М.В.
Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.
Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.
Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в «церквице» своей он «пел утреню», чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый «полк бесовский». Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. («Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…») Бесы исчезли.
Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келии? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив».
Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.
Стремление к монашеству
Варфоломей не играл с другими детьми, проводя свободное время в церкви на богослужениях. Особенно интересно для него было Священное Писание. Мария, обеспокоенная поведением сына, просила его не мучить себя.
Семья, спасаясь от разорения, переезжает в Радонеж. Петр и Стефан обзавелись семьями и покинули отчий дом. Варфоломей просил разрешения постричься в монахи, но родители попросили не бросать их одних и позаботиться до смерти. Мария и Кирилл приняли монашеский постриг и разошлись по монастырям, где умерли через некоторое время. Варфоломей почтил их молитвами, отдал положенное наследство младшему брату Петру, а сам отправился к Стефану, который принял постриг в Хотьково — Покровском монастыре после смерти супруги.
О монастыре Высоком
Не следует также умолчать о Высоком монастыре, о котором в этой главе речь пойдет. Однажды упомянутый уже знаменитый князь Владимир попросил святого Сергия, чтобы он таким же образом пришел в вотчину его, город Серпухов, и благословил место на реке Наре, и воздвиг церковь в честь Зачатия Пречистой Богородицы. Послушался преподобный; ведь все князья в него великую веру всей душой имели, потому что великую пользу и утешение духовное от него получали. И исполняет желание желающего святой: пришел он и названное место благословил и церковь воздвиг. Также просит боголюбивый князь, чтобы дал ему Сергий одного из учеников его, по имени Афанасий. Святой же из-за любви исполнил просьбу, хотя и дорог ему был ученик; ведь был Афанасий в добродетелях муж чудесный, и в божественных писаниях очень сведущий, и книги многие руки егодо сих пор известны, и поэтому любил его очень старец. Его и оставляет святой строить монастырь и общежительство создавать; что и свершилось. Благодаря молитвам святого устроен был монастырь чудесный и весьма красивый, назывемый «что на Высоком». И собралась многочисленная братия в стадо доброе мужа благочестивого и добродетелями украшенного, этого славного Афанасия; этот монастырь по благодати божьей и до сих пор стоит, у всех на виду. Об этом закончим, чтобы не распространяться больше. И зачем много писать о насаждении святым плодов духовных? Хорошо известно всем, сколько сам божий человек, разумный великий пастырь, монастыре построил, и духовные сыновья его, и сыновья сыновей его, как светильники, видны везде и сияют во всех местах светлой и чудесной жизнью всем на пользу. Но мы об этом закончим рассказ, к дальнейшему перейдем, на последующих событиях в жизни святого остановимся. Вот о чем нужно рассказать.
Сейчас читают
Повествование ведется от лица ученого, который старается остановить экспедицию в Антарктику. В своей прошлой экспедиции он стал свидетелем страшных событий, о которых клялся никому не рассказывать
В повести трое совершенно разных человека обсуждают русских актрис. Они склоняются к той мысли, что славянские женщины на сцене не могут передать так чувства и эмоции как положено, чтобы было интересно зрителю потому, что сами никогда не испытывали их
В произведении показан обыкновенный американец, который хочет вырваться их серой повседневности, от всех забот и суеты.
-
Портрет и вокруг маканин краткое содержание
-
Промах гражданина лошакова краткое содержание
-
Шведская сказка замухрышка краткое содержание для читательского дневника
-
Девушка из джерси краткое содержание
- Оло эйек буйында краткое содержание на русском
Неподдающаяся грамота
У Варфоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Когда мальчики подросли, родители отдали их обучаться грамоте. У среднего сына ничего не получалось, в то время как братья его совершенствовали знания с каждым днём.
Однажды Кирилл отправил сына на поиски жеребят. Варфоломей увидел молящегося под дубом старца, подошёл к нему и поведал о боли своей с просьбой помолиться за его успехи. Старец внимательно выслушал отрока, прочитал молитву, затем протянул мальчику кусочек просфоры.
Старец объяснил мальчику, что с этого момента у него не будет проблем с грамотой, способности ему дарует сам Бог. Варфоломей уговорил благодетеля посетить родительский дом. Мария и Кирилл приготовили угощения, но сначала старец с мальчиком прошли в небольшую домашнюю часовню.
Старец просил Варфоломея читать Псалтирь, напомнив о божьем даре. Мальчик открыл книгу и начал свободно читать, понимая смысл слов. Удивленные родители приняли старца за ангела и рассказали о криках сына из утробы.
Старец объяснил, что их ребёнок особенный, выбранный и отмеченный Господом для службы Священному Писанию. После слов о том, что Варфоломей будет величественным человеком и не предаст веру, старец покинул дом. Мальчик начал проверять свои возможности и радовался тому, что может прочитать и понять любой текст.
Сергий Радонежский. Детство
По древнему преданию имение родителей Сергия Радонежского, сыновей Ростовских Кирилла и Марии, находилось под Ростовом Великим, на пути в Ярославль. Родители, «благородные мальчики», видимо, жили просто, это были люди тихие, спокойные, с сильным и серьезным образом жизни.
Святые преподобные Кирилл и Мария. Роспись Вознесенской церкви на Гродно (Павлов-Посад) Родители Сергия Радонежского
Хотя Кирилл не раз сопровождал ростовских князей в Орду, как надежный, близкий человек, сам он жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности со стороны позднейшего помещика говорить нельзя. Скорее, наоборот, можно подумать, что семейная жизнь ближе к земледельческой: мальчиком Сергия (а потом Варфоломея) посылали за лошадьми в поле.
Это означает, что он знал, как сбить их с толку и перевернуть. И подводит к пеньку, хватается за челку, вскакивает, торжествующе бежит домой. Может быть, он преследовал их и по ночам. И, конечно же, он не был барчуком.
Родителей можно считать добропорядочными и справедливыми людьми, в высокой степени религиозными. Они помогали бедным и приветствовали чужаков.
3 мая у Марии родился сын. Священник назвал его Варфоломеем, в честь дня празднования в эти выходные. Особый оттенок, который его отличает, кроется в ребенке с раннего детства.
Варфоломею дали семь лет на обучение грамоте, в церковную школу, к брату Стефану. Стефан хорошо учился. Наука не была дана Варфоломею. Как позже Сергий, маленький Варфоломей очень упрям и старается, но безуспешно. Он обезумел. Учитель иногда наказывает его. Товарищи смеются, а родители увещевают. Варфоломей плачет один, но дальше не идет.
И вот деревенская картина, такая близкая и такая понятная спустя шестьсот лет! Жеребята куда-то забрели и исчезли. Отец послал Варфоломея искать их, вероятно, мальчик не раз так бродил, по полям, в лесу, может быть, по берегу Ростовского озера и звал их, хлестал их кнутом, дергал недоуздок. Конечно, при всей любви Варфоломея к уединению, природе и при всей своей мечтательности, каждое дело он выполнял добросовестно — эта черта отличала всю его жизнь.