Исследование глубин человеческой свободы
Фильм «Звезда пленительного счастья» поражает зрителя своей глубокой философией исследования человеческой свободы. Главный герой Эстебан стремится избавиться от своей обусловленности и принять судьбу, осознавая, что свобода — это не только желание добиваться успехов, но и способность к принятию жизни в самых разных ее проявлениях.
Важным моментом в исследовании свободы является тема эгоизма и жертвенности. Каждый человек выбирает свой путь, и каждый путь может быть правильным. Но необходимо понимать, что свобода не просто дает возможность делать что угодно, она требует ответственности за свои поступки и последствия.
Свобода также связана с пониманием себя. Герой фильма, решив принять свою судьбу, осмысливает свою жизнь и приходит к выводу, что каждый человек проходит свой путь и не имеет права вмешиваться в путь других людей. Так, свобода становится не только свободой от внешних ограничений, но и свободой от собственных ограничений и стереотипов, которые мешают человеку самостоятельно мыслить и действовать.
Все это помогает нам понимать, что свобода — это дар, который каждый человек получает, но не каждый умеет им пользоваться. Иногда мы попадаем в ловушки собственных привязанностей и ограничений. Фильм «Звезда пленительного счастья» призывает нас к осмысленной свободе и непричастности к судьбе других людей, что, несомненно, способствует гармонии и покою в нашей жизни.
Предыстория
В ноябре 1825 года неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр I. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. Но женатый на простой дворянке, особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия не мог бы передать престол своим потомкам и поэтому отрёкся от престола. Наследником Александра I должен был стать следующий брат, Николай — грубый и жестокий, ненавидимый в армии. Отречение Константина держали в тайне — о нём знал лишь самый узкий круг членов царской семьи. Не обнародованное при жизни императора отречение не получило силы закона, поэтому наследником престола продолжал считаться Константин. Он воцарился после смерти Александра I, и 27 ноября население было приведено к присяге Константину.
Приближённый к Александру I, генерал-адъютант Иван Иванович Дибич, знавший о заговоре декабристов, как и многие в армии невзлюбили Николая Павловича, а потому после смерти Александра I он так и не решился раскрыть заговор декабристов, справедливо полагая, что они смогут сдвинуть Николая с престола.
Формально в России появился новый император — Константин I. В магазинах уже выставили его портреты, успели даже отчеканить несколько новых монет с его изображением. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга.
Вечером 13 декабря в сенате затянулись споры о том кому же из братьев Александра I взойти на престол, после которых Константин, не хотя, но всё же согласился отказаться от престола. Дело было поздно ночью, поэтому Николай I принял решение устроить переприсягу на следующий день в 12 часов дня.
В ролях[править | править код]
- Ирина Купченко — княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая, урождённая графиня Катрин Лаваль
- Алексей Баталов — князь Сергей Петрович Трубецкой
- Наталья Бондарчук — княгиня Мария Николаевна Волконская
- Олег Стриженов — князь Сергей Григорьевич Волконский
- Эва Шикульская — Жанетта-Полина Гёбль, в замужестве Прасковья Егоровна Анненкова
- Игорь Костолевский — Иван Александрович Анненков, декабрист, кавалергард
- Лев Иванов — Николай Николаевич Раевский, генерал от кавалерии
- Раиса Куркина — Софья Алексеевна Раевская, жена Н.Н. Раевского
- Борис Соколов — Александр Раевский, брат Марии Раевской (Волконской)
- Татьяна Панкова — Анна Ивановна Анненкова, мать И.А. Анненкова
- Александр Пороховщиков — Павел Иванович Пестель, декабрист
- Виктор Костецкий — Пётр Григорьевич Каховский, декабрист
- Юрий Родионов — Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, декабрист
- Олег Янковский — Кондратий Фёдорович Рылеев, декабрист
- Татьяна Фёдорова — Наталия Михайловна Рылеева, жена К.Ф. Рылеева
- Василий Ливанов — император Николай I
- Иннокентий Смоктуновский — Иван Богданович Цейдлер, иркутский генерал-губернатор
- Владислав Стржельчик — граф Жан (Иван) Лаваль, отец княгини Екатерины Ивановны Трубецкой
- Татьяна Окуневская — графиня Лаваль, мать княгини Екатерины Ивановны Трубецкой
- Дмитрий Шилко — граф Милорадович, санкт-петербургский генерал-губернатор
- Игорь Дмитриев — граф Людвиг Лебцельтерн, австрийский посланник в Петербурге
- Борис Дубенский — император Александр I
- Станислав Соколов — барон Карл Федорович Толь, генерал-лейтенант
- Дмитрий Бессонов — граф Карл Васильевич Нессельроде, министр иностранных дел
- Виктор Терехов — Василий Васильевич Левашов, генерал-адъютант
- Евгений Соляков — , генерал-адъютант, военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга, лично руководил казнью пятерых декабристов.
- Олег Даль (озвучил ) — дежурный офицер в Петропавловской крепости
- Иван Насонов — князь Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский, капитан лейб-гвардии Московского полка
- Вадим Макаровский — Воше
- Аркадий Трусов — Фёдор, камердинер Ивана Александровича Анненкова
- Михаил Кокшенов — Никитка, слуга Анны Ивановны Анненковой
- Алексей Кожевников — Пафнутий, слуга Ивана Богдановича Цейдлера
- Юрий Соловьёв — Егор, слуга в доме Раевских
- Иван Матвеев — слуга в доме Раевских
- Борислав Брондуков — солдат с известием об аресте
- Игорь Константинович Ефимов — кучер
- Наталья Головко — жена декабриста
- Юрий Мальцев — офицер
- Любовь Тищенко — нянька в доме Раевских
- Леонид Неведомский — Прохор
- Александр Суснин — караульный
- Владимир Солодников — комендант
- Тамара Тимофеева — глухая нянька
- Геннадий Нилов — доставивший депешу княгине Трубецкой
- Юрий Шепелев — гость Раевских
- Валентина Панина — Александра Фёдоровна, императрица, жена Николая I
- Виталий Щенников — палач
- Валерий Смоляков — Гродецкий
- Людмила Ксенофонтова — мать декабриста
- Элеонора Александрова — горничная Трубецкой
- Владимир Крыжановский — Пушкин
- Юлия Палицкая — Настя Рылеева
- Михаил Боярский — Александр Иванович Якубович, декабрист, капитан Нижегородского драгунского полка, литератор (нет в титрах)
- Наталья Немшилова — Софья Раевская, младшая cестра Марии Раевской (Волконской) (нет в титрах)
- Вадим Никитин — Иван Иванович Пущин, декабрист, поэт (нет в титрах)
- Эрнст Романов — генерал-майор Шипов (нет в титрах)
- Светлана Жгун — крестьянка (нет в титрах)
- Марина Юрасова — дама на венчании (нет в титрах)
- Николай Мартон — граф Орлов, гость Раевских (нет в титрах)
- Пётр Меркурьев — декабрист (нет в титрах)
- Юрий Башков — слуга в доме Анненковых (нет в титрах)
- Герберт Дмитриев — офицер (нет в титрах)
- Виктор Семёновский — офицер (нет в титрах)
- Булат Окуджава — капельмейстер на балу (нет в титрах)
- Вячеслав Жолобов — декабрист (нет в титрах)
- Владимир Скоропад — батюшка (нет в титрах)
- Владимир Марков — князь Антон Станиславович Яблоно́вский (нет в титрах)
- Анатолий Рудаков — офицер (нет титров)
- Николай Кузьмин — паромщик (нет в титрах)
План Декабристов
Декабристы ещё при создании своей организации приняли решение выступить в момент смены императоров на престоле. Члены тайного общества приняли решение выступать 14 декабря в день переприсяги.
Согласно плану, разработанному на квартире Рылеева, 14 декабря, в день переприсяги, на площадь выйдут революционные войска под командованием членов тайного общества. Диктатором восстания был выбран гвардии полковник князь Сергей Трубецкой. Войска, отказывающиеся присягать, должны выйти на Сенатскую площадь. Почему именно на Сенатскую? Потому что тут находится Сенат, тут сенаторы днём 14 декабря будут присягать новому императору. Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительство низложенным и издать революционный «Манифест к русскому народу». Это — один из важнейших документов революционеров, поясняющий цель восстания. Сенат, таким образом, волей революции включался в план действий восставших.
П. Г. Каховский на собрании декабристов.
В революционном Манифесте объявлялось «уничтожение бывшего правления» и учреждение Временного революционного правительства. Объявлялось о ликвидации крепостного права и об уравнении всех граждан перед законом, объявлялись свобода печати, вероисповедания, занятий, введение гласного суда присяжных, введение всеобщей воинской повинности. Все правительственные чиновники должны были уступить место выборным лицам.
Было решено, что как только восставшие войска блокируют Сенат, в котором сенаторы готовятся к присяге, в помещение Сената войдёт революционная делегация в составе Рылеева и Пущина и предъявит Сенату требование не присягать новому императору Николаю I, объявить царское правительство низложенным и издать революционный «Манифест к русскому народу». Одновременно гвардейский морской экипаж, Измайловский полк и конно-пионерный эскадрон должны были с утра двинуться на Зимний дворец, захватить его и арестовать царскую семью.
Затем созывался Великий собор — Учредительное собрание. Оно должно было принять окончательное решение о формах ликвидации крепостного права, о форме государственного устройства России, решить вопрос о земле. Если Великий собор решит большинством голосов, что Россия будет республикой, одновременно принималось бы решение и о судьбе царской семьи. Часть декабристов придерживалась мнения, что возможно изгнание её за границу, часть склонялась к цареубийству. Если же Верховный собор придёт к решению, что Россия будет конституционной монархией, тогда из состава царствующей семьи намечался конституционный монарх.
Командование войсками при захвате Зимнего дворца было поручено декабристу Якубовичу, командовавший тогда Измайловским гвардейским полком. Несмотря на опасения декабриста о том, что в схватке матросы убьют Николая и его родственников и вместо ареста царской семьи получится цареубийство, он согласился возглавить арест императора. Было решено также захватить и Петропавловскую крепость — главный военный оплот царизма в Петербурге, превратить её в революционную цитадель декабристского восстания.
Смысл фильма
Главным смыслом трогательного фильма следует считать героический подтекст.
Религия
Исторический фильм о судьбах декабристов наполнен религиозным смыслом. Картина с изображениями святых, показанная во время допросов офицеров, символизирует контраст со скорыми и жестокими распоряжениями императора. Самодержец не пожелал проявить смирение и мудрость, не захотел выслушать самих декабристов. Гравюра изображает село в Сибири.
Содержит намёк на будущие тяжёлые испытания и литургия, которая звучала в начале фильма. А трогательные слова литургии относятся к самим декабристам и их самоотверженным жёнам. «О страждущих, пленённых, путешествующих и о спасении их помолимся». Слова литургии призывают проявить сочувствие к пленённым офицерам. А страждущими показаны их жёны.
Символы
Содержится в фильме и символический смысл. Мрачная Нева, но которой идёт ледоход, символизирует бунт и хаос, смерть и разрушение. Темная вода, по которой движется ломающийся лёд, указывает на изменения в судьбе восставших офицеров.
Темные и узкие улочки внизу и яркие шпили, возносящиеся вверх, символизируют одновременно мрачные и яркие судьбы декабристов.
Долг и честь
Судьбы декабристов, смело и открыто восставших против самодержавия, полны трагизма. Но они не могли поступить иначе. Долг офицера велел им заступиться за угнетённых крестьян, честь дворянина заставила выступить открыто. Декабристы знали, что их ждёт. Поэтому их подвиг достоин восхищения и сожаления.
Любовь и верность
Жёны декабристов показали всему миру истинную любовь и верность. Подвиг, совершённый смелыми женщинами, окрашен яркими красками истинного благородства, человечности и покорности печальной судьбе. Утончённые и нежные, они бросили всё, что имели. Верные жёны кинулись на защиту своих мужей, поддержали их.
Когда им не удалось облегчить ужасное положение декабристов, они отправились за ними в Сибирь. Жёны совершили подвиг во имя любви и верности.
Смысл финала
Самоотверженные женщины терпели оскорбления от царских прислужников на каждом шагу.
Злобные холуи делали всё, чтобы сделать судьбу отважных женщин ещё тяжелее. У них отобрали всё, что только можно было отобрать. Бедные женщины терпели бесчисленные унижения. Но они с честью выдержали все испытания, не испугались трудностей. И в этом заключается великий подвиг самоотверженных женщин.
Отважные и верные жёны стали теми путеводными звёздами, которые осветили светом своей любви мрачный и тёмный путь своих благородных мужей.
Жёнам декабристов и их опальным мужьям остаётся только мечтать. Горстке смелых испуганных женщин на фоне белых сибирских снегов и мрачного серого забора острога будет светить звезда пленительного счастья. Она напоминает о прошлой жизни и вселяет надежду на будущее.
Сюжет
Фильм открывается посвящением женщинам России. Сюжет во многом следует за книгами «Северное сияние» Марии Марич и «Во глубине сибирских руд» Арнольда Гессена, иногда перекликаясь с поэмой Н. А. Некрасова «Русские женщины» и романом А. Дюма «Учитель фехтования».
В центре повествования — судьба декабриста Ивана Анненкова (Игорь Костолевский) и его возлюбленной, француженки-модистки Полины Гёбль, для которых сибирская ссылка оказалась шансом обрести счастье вместе. Мадемуазель Полин не имеет титула и состояния, служит в модном магазине в Москве, и до восстания её брак с Анненковым был практически невозможным. После заключения её возлюбленного в крепость, суда и ссылки она проявляет огромную настойчивость в стремлении следовать за Иваном в Сибирь, перед чем не сумели устоять ни властная и гордая мать Анненкова, ни император Николай I.
Наравне с Полиной в центре сюжета находится Екатерина Трубецкая (Ирина Купченко). Дочь француза-эмигранта Лаваля вышла замуж за Трубецкого по сильной взаимной любви.
Ещё одна героиня — Мария Волконская (Наталья Бондарчук), дочь генерала Раевского, вступила в брак с практически незнакомым ей Сергеем Волконским по воле отца, желавшего своей дочери богатого и знатного мужа. После восстания родные окружают Марию и делают всё, чтобы она позабыла ещё вчера навязанного ей мужа. И тем не менее Мария наравне с Екатериной борется за право ехать в Сибирь.
Сцены восстания декабристов, следствия по их делу, казни пятерых декабристов занимают значительную часть фильма. О некоторых историях из жизни главных героев и героинь фильм рассказывает через лирические воспоминания.