Как читать стихи

Чем проза отличается от лирики? что такое лирика? общее понятие лирики и эпоса

Как понять смысл лирического произведения и почему это важно

Лирическое произведение – это стихотворное или прозаическое произведение, которое выражает авторские чувства, эмоции и настроение

Понимание смысла лирического произведения является важной задачей для любого читателя, поскольку это позволяет вникнуть в глубину авторских переживаний и прочувствовать их собственными чувствами

Для понимания смысла лирического произведения необходимо обратить внимание на такие элементы, как:

Тема лирического произведения. Тема может быть любой – от любви и природы до смерти и метафизики. Понимание темы помогает углубиться в содержание произведения и раскрыть его смысл.
Образы и символы. Лирическое произведение часто использует образы и символы для передачи эмоциональной и смысловой нагрузки

Важно разгадать их значение, чтобы полностью понять смысл произведения.
Языковые средства. Метафоры, эпитеты, аллегории – все эти языковые средства используются в лирике для создания особой атмосферы и выражения эмоций

Анализирование языковых средств помогает понять смысл конкретных фраз и выражений.

Понимание смысла лирического произведения является важным, потому что оно позволяет читателю пережить те же эмоции и чувства, которые испытывал автор в момент создания произведения. Это помогает лучше понять и воспринять его идеи, а также взглянуть на мир глазами поэта.

Кроме того, разбираясь в смысле лирического произведения, мы расширяем свой кругозор и творческое мышление. Анализируя образы и символы, мы обогащаем свое воображение и умение понимать метафорическую речь. Также мы можем находить в произведении личное отражение собственных переживаний и эмоций, что помогает лучше понять себя и других людей.

Итак, понимание смысла лирического произведения играет важную роль в том, чтобы читатель мог полностью прочувствовать и осознать эмоции и идеи автора, расширить свое кругозор и развить творческое мышление. Поэтому всегда стоит вникать в смысл произведения и наслаждаться его глубиной и красотой.

Роды и жанры литературы

Все словесно-художественные
произведения можно объединить в три большие группы, именуемые
литературными родами и включающими в себя как поэтические, так и
прозаические тексты:

– эпос,

– драма,

– лирика.

Также как отдельный род выделяют
лироэпику и отличают некоторые межродовые и внеродовые формы.

Хотя имеется разделение на роды, в
литературных произведения может быть «родовое пересечение». Так,
может быть эпическая поэма, лирическая повесть, драматический
рассказ и т.д.

В каждый из литературных родов входят
произведения определенного жанра.

Литературные жанры – это группы
произведений, собранные по формальному и содержательному признаку.
Также можно сказать, что жанр – это исторически складывающийся и
развивающийся тип художественного произведения, имеющий определенный
комплекс устойчивых свойств (размер, речевые конструкции, принципы
построения и т.д.). Жанры обеспечивают преемственность и
стабильность в литературном развитии.

Со временем одни жанры отмирают, им на
смену приходят другие. Также «оставшиеся в живых» жанры могут
становиться как более, так и менее популярными –  как у авторов, так
и у читателей. На формирование или изменение литературных жанров
влияет историческая действительность. Так, например, на рубеже
девятнадцатого и двадцатого веков мощно развивались детективный,
полицейский роман, научно-фантастический и дамский («розовый»)
роман.

Классификация

жанров – задача непростая, т.к. разные жанры могут обладать
одинаковым свойствами.

Исторически жанры разбивали на две
группы: «высокие» и «низкие». Так, в ранние литературные времена
жития святых относились к «высоким», а развлекательные произведения
– к «низким». В период классицизма была установлена строгая иерархия
жанров: высокие – это ода, трагедия, эпопея, низкие – комедия,
сатира, басня. Позже к «высоким» стали относить сказку, роман.

Сегодня говорят о высокой литературе
(строгой, подлинно художественной, «литературном верхе»), и о
массовой («тривиальной», «популярной», «потребительской», «паралитературе»,
«коньюктурной литературе», «литературном низе»). Первая
предназначена для людей рефлексирующих, образованных, разбирающихся
в искусстве. Вторая – для невзыскательного большинства читателей,
для человека «не приобщенного (или мало приобщенного) к
художественной культуре, не обладающего развитым вкусом, не
желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству
оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом
развлечения». Массовую литературу отличает схематизм, использование
стереотипов, клиширование, «безавторство». Но свои недостатки
популярная литература компенсирует динамично развивающимся
действием, обилием невероятных происшествий.

Также выделяют классическую литературу
и беллетристику. Классическая литература – это те произведения,
которые являются вершинами творчества и на которые нужно равняться
современным авторам.

Как говорят, классика – это то, что
пишется с расчетом на вкусы будущих поколений.

Беллетристикой (от фр.
belles lettres – изящная словесность)
обычно называют неклассическую повествовательную прозу, относящуюся
к массовой литературе, но не находящуюся в самом «низу». Другими
словами, беллетристика – срединная массовая литература, находящаяся
между классикой и бульварным чтивом.

Копирайтер должен хорошо представлять
себе специфику родов и жанров литературных произведений. Например,
смешение или подмена жанров может легко «убить» текст для читателя,
ожидающего одно, а получившего другое (вместо «комедии» – «драму»,
вместо «боевика» – «мелодраму» и т.д.). Однако же продуманное
смешение жанров может также и эффективно работать на определенный
текст. Конечный результат будет зависеть от грамотности и мастерства
копирайтера. Он обязан знать «законы жанра».

Более подробную информацию на
эту тему можно найти в книге А. Назайкина

«Современные копирайтинг. Как создавать тексты для
литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим
копирайтером?
Пройди обучение на программе профессиональной
подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю
высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени
М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий!

Жми!

Чем отличается стихи от произведений в прозе?

Чем отличается стихи от произведений в прозе.

Что — то своё родное лучше чем чужое.

— ты считаешь, то, что твоя еда лучше, чем у других).

Если я не ошибаюсь , то это шарф, в Германии есть ему памятник.

Мальчик с пальчик Братья Жена Людоеда Людоед Родители.

Мальчик с пальчик, его родители — отец лесоруб и мать, братья, людоед, жена людоеда.

Я считаю что житье — это » Хорошая, приятная жизнь » например : Вот в деревне житье будет.

К сердцу принимать — заботиться . Значит заботиться о грамоте.

Сад с молодильными яблоками, колодец с живой водой, съездил за тридевять земель, тридесятое царство, , молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец, избушка на курьей ножке, Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.

Кокоино героино наркотино.

Кожа увядает и теряет цвет, грустно отлетает молодости след ; снова день рожденья, как мне много лет! Море наслаженья, недовольсву — НЕТ.

2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+ Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Литература относится к письменному творчеству, две ее распространенные формы – проза и поэзия.

  • Проза – это обычный стиль письма в литературе, который включает в себя сюжет, среду, персонажей, тему, настроение, точку зрения и т. д. Проза написана с использованием предложений, образующих абзац. Она также может включать диалоги.
  • Поэзия – это то, что вызывает чувства и образы. Автор тщательно выбирает стиль и отдельные слова, упорядочивая их таким образом, чтобы создать ритм и рифму. Именно наличие последней определяет поэзию, помогает на слух уловить разницу между ней и прозой. Стихотворение чаще всего разделено на строфы, законченную синтаксическую и смысловую организацию.

Что такое проза

Проза является основной формой литературы; и проза, и научная литература включены в прозу. Романы, повести, рассказы, биографии, автобиографии, мемуары, очерки, путевые книги, академические сочинения, тезаурусы, учебники и т. Д. Написаны в прозе.

Язык имеет грамматическую природу и состоит из естественного потока речи, а не из метрической структуры. Он состоит из полных грамматических предложений, и эти предложения затем группируются в абзацы. Язык, используемый в научной литературе, такой как газета, учебники, путевые книги и т. Д., Лишен фигуры речи, а другие декорации и идеи выражаются прямо и прямо. Разговорный язык также может быть классифицирован как проза.

Поскольку разговорный язык обладает характеристиками прозы, многим людям легче писать прозу, чем стихи. Другим важным фактором, который способствует этому предпочтению, является ограничение слова в поэзии; поэты часто используют ограниченное количество слов, чтобы выразить свои идеи.

Сравнение

Если говорить про отличие лирики от поэзии в общих чертах, то лирика – это находящиеся в центре внимания отдельного произведения чувства и эмоции, а поэзия – это форма, в которую облечена речь автора.

Рассмотрим каждое из понятий более подробно. Обратимся сначала к лирике. Чтобы разобраться в ее особенностях, сравним лирику с двумя остальными родами литературы. Одним из них является эпос, предполагающий повествование о происходящих внешних событиях. При этом перед читателем ясно предстает временная и пространственная сфера, в которой совершаются некие действия.

Лирика противопоставляется эпосу. Если последний отражает факты объективной реальности, то лирика основана на обращении к внутреннему миру. В этом случае автор пытается показать переживания в их динамике, используя определенные художественные средства. В произведениях, относящихся к драме (третьему из родов), могут содержаться как лирические, так и эпические моменты.

Обратимся теперь к поэзии. Под ней часто понимаются именно стихи, то есть творчество, противоположное прозе, которой несвойственны рифмы. В то же время к поэзии относятся и некоторые переходные формы, например белый стих. Если рассматривать вопрос еще шире, то иногда поэтичным, в метафорическом смысле, называется любое изящное изложение, даже сугубо прозаическое.

Разбираясь, в чем разница между лирикой и поэзией, следует обязательно отметить, что лирику можно обнаружить и в поэтических, и в драматургических произведениях, и в прозе. Лирическими бывают музыка или настроение человека. Однако поэзию не всегда можно назвать лирической. Например, лирикой не является повествовательная поэма или стихотворный рекламный текст.

Стихотворение в прозе — промежуточный жанр между лирикой и прозой. Отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию либо повествование, правда отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. Параллельно с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые чаще всего характеризуют лирическое высказывание.

Миниатюра – художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов. Классификация миниатюры в литературе весьма затруднена. Кто-то считает его стихотворением в прозе, кто-то маленьким рассказом, кто-то пишет, что это просто сверхмалая жанровая форма.

Образцом жанра лирико-философской миниатюры К. С. Сахаров считает «короткий рассказ» Бунина, но это не механически сокращенный «большой» рассказ. Характеристическими признаками «краткого» рассказа нужно считать совершенно неразвитый сюжет, отсутствие традиционных завязок, развязок и т. п. «. Данное утверждение представляется весьма убедительным: следует разграничивать жанр «стихотворение в прозе» как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический. И если для лирической миниатюры жанрообразующим фактором является чувство, мысль, переживание автора, т. е. лирическое начало, то для миниатюры эпической — фабульный сюжет, событие, имеющее пространственно-временную протяженность. Другими жанрообразующими признаками миниатюры являются сверхмалый объем, детализация. Миниатюра, таким образом, есть вполне законченное в себе литературное произведение, построенное в объективных образах.

Небольшие размеры сближают стихотворение в прозе с миниатюрой. Стихотворение в прозе отличается от миниатюры более лирическим характером. Даже в том случае, когда в основе лежит эпический сюжет, на него накладываются лирические тона.

Лирика — слово, довольно сложно поддающееся определению. Согласно словарям, лирика в повседневном смысле — это такое настроение человека, когда эмоциональные элементы преобладают над разумными. Свое особое значение термин «лирика» нашел также в литературе и музыке.

В этой статье расскажем подробнее, что такое лирика.

Лирика в литературе — что это за направление

Лирика — это вид литературы, призванный воспроизводить настроение автора, его субъективное отношение к чему-либо.

Лирический тип построения художественного образа основан на эмоциональном переживании, поэтому часто трактуется как способ раскрытия внутреннего мира писателя или поэта, метод его самовыражения.

В отличие от драматических произведений, лирические не имеют прямой конструктивной связи с сюжетностью. Для них характерна простейшая сюжетная организация. Если в драматическом произведении читатель ищет событийную основу и логический финал, то в лирике поиск этих принципов лишен смысла.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Примечание

Важная особенность лирики — отсутствие возможностей для точного и широкого описания действительности. Ее главная задача — поместить читателя в эпицентр того душевного, чувственного переживания, которым охвачен автор.

Определение лирики и ее цель

Лирика – один из основных жанров литературы, который выражает эмоции, настроение, чувства и интимные переживания автора. Она уникальна в том, что позволяет приобщиться к внутреннему миру поэта или автора произведения.

Цель лирики заключается в том, чтобы передать эмоциональное состояние и тонко отразить субъективные переживания автора. Она может выражаться в виде стихотворений, песен, монологов или эссе

Важное отличие лирики от других жанров заключается в ее эмоциональной направленности и отсутствии объективной информации

Лирическое произведение может быть написано в различных манерах и стилевых приемах: от меланхоличной и грустной до радостной и энергичной. Оно часто использует образы, метафоры и символы для выражения эмоций автора более точным и образным образом.

Часто лирика отражает жизненные пути, переживания и радости, связанные с романтическими отношениями, любовью, природой или даже философскими мыслями. Она позволяет читателю или слушателю поделиться чувствами, сопереживать и вдохновляться созданным произведением.

TheDifference.ru определил, что отличие лирики Пушкина от лирики Лермонтова заключается в следующем:

  1. Лирической поэзии А.С. Пушкина свойственно разнообразие тем и мотивов, в которых отражается жизнеутверждающая позиция автора. В лирике Лермонтова главной темой является неразрешимый конфликт между собственной судьбой и эпохой.
  2. Назначение поэта в творчестве Пушкина определяется как служение высшим идеалам. Поэт в стихах Лермонтова – сверхличность с трагическим мироощущением, осознающая свою исключительность и одиночество в окружающем мире.
  3. Лирика Пушкина отличается совершенством формы, чистотой языка, естественностью художественных образов. В романтической поэзии Лермонтова форма подчинена содержанию, в котором важная роль отводится аллегорическим образам и символике, заимствованной из мифологии.

Стихотворение в прозе — промежуточный жанр между лирикой и прозой. Отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию либо повествование, правда отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. Параллельно с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые чаще всего характеризуют лирическое высказывание.

Миниатюра – художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов. Классификация миниатюры в литературе весьма затруднена. Кто-то считает его стихотворением в прозе, кто-то маленьким рассказом, кто-то пишет, что это просто сверхмалая жанровая форма.

Образцом жанра лирико-философской миниатюры К. С. Сахаров считает «короткий рассказ» Бунина, но это не механически сокращенный «большой» рассказ. Характеристическими признаками «краткого» рассказа нужно считать совершенно неразвитый сюжет, отсутствие традиционных завязок, развязок и т. п. «. Данное утверждение представляется весьма убедительным: следует разграничивать жанр «стихотворение в прозе» как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический. И если для лирической миниатюры жанрообразующим фактором является чувство, мысль, переживание автора, т. е. лирическое начало, то для миниатюры эпической — фабульный сюжет, событие, имеющее пространственно-временную протяженность. Другими жанрообразующими признаками миниатюры являются сверхмалый объем, детализация. Миниатюра, таким образом, есть вполне законченное в себе литературное произведение, построенное в объективных образах.

Небольшие размеры сближают стихотворение в прозе с миниатюрой. Стихотворение в прозе отличается от миниатюры более лирическим характером. Даже в том случае, когда в основе лежит эпический сюжет, на него накладываются лирические тона.

Сравнение

Если говорить про отличие лирики от поэзии в общих чертах, то лирика – это находящиеся в центре внимания отдельного произведения чувства и эмоции, а поэзия – это форма, в которую облечена речь автора.

Рассмотрим каждое из понятий более подробно. Обратимся сначала к лирике. Чтобы разобраться в ее особенностях, сравним лирику с двумя остальными родами литературы. Одним из них является эпос, предполагающий повествование о происходящих внешних событиях. При этом перед читателем ясно предстает временная и пространственная сфера, в которой совершаются некие действия.

Лирика противопоставляется эпосу. Если последний отражает факты объективной реальности, то лирика основана на обращении к внутреннему миру. В этом случае автор пытается показать переживания в их динамике, используя определенные художественные средства. В произведениях, относящихся к драме (третьему из родов), могут содержаться как лирические, так и эпические моменты.

Обратимся теперь к поэзии. Под ней часто понимаются именно стихи, то есть творчество, противоположное прозе, которой несвойственны рифмы. В то же время к поэзии относятся и некоторые переходные формы, например белый стих. Если рассматривать вопрос еще шире, то иногда поэтичным, в метафорическом смысле, называется любое изящное изложение, даже сугубо прозаическое.

Разбираясь, в чем разница между лирикой и поэзией, следует обязательно отметить, что лирику можно обнаружить и в поэтических, и в драматургических произведениях, и в прозе. Лирическими бывают музыка или настроение человека. Однако поэзию не всегда можно назвать лирической. Например, лирикой не является повествовательная поэма или стихотворный рекламный текст.

Определения

  • Жанр — понятие, характеризующее разновидности произведений внутри литературных родов — эпоса, лирики и драмы.
  • Роман — самый распространённый жанр эпической литературы; большое по объёму и сложное по структуре произведение, изображающее всё многообразие событий человеческой жизни (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»; И. А. Гончаров, «Обломов»).
  • Роман-эпопея — монументальный роман, в котором события изложены в общенародном масштабе. В русской литературе два романа-эпопеи — «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» М. А. Шолохова.
  • Повесть — прозаический жанр, средний по объёму между романом и рассказом. Обычно повествует о жизни главного героя. Побочные сюжетные линии отсутствуют (А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича»).
  • Рассказ — малая форма художественной прозы. В рассказе, как правило, решается одна проблема (А. П. Чехов, «О любви»).
  • Очерк — одна из разновидностей рассказа; сочетает в себе признаки художественной и документальной прозы. В очерке описываются реальные события (А. С. Пушкин, «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г.»).
  • Сказ — художественное произведение, оформленное как подражание фольклору.
  • Притча — короткий иносказательный рассказ с назидательным выводом (Л. Н. Толстой, «Три сына»).
  • Поэма — большое стихотворное произведение, как правило, повествовательного характера. Может быть как эпической (Гомер, «Илиада»), так и лиро-эпической (В. В. Маяковский, «Хорошо») или даже исключительно лирической (А. А. Ахматова, «Поэма без героя»).

Ода — торжественное стихотворное произведение, посвящённое важному историческому событию или значительному лицу (М. В

Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»).

Сонет — поэтическая форма, каждая строфа которой состоит из 14 строк — двух четверостиший (катренов) на две рифмы и двух трёхстиший (терцинов) на две или три рифмы (А. С. Пушкин, «Мадонна»).

Баллада — сюжетное лиро-эпическое стихотворение. В нём автор не только отражает свои мысли и чувства, но и описывает событийный ряд (В. А. Жуковский, «Светлана»).

Лирическое стихотворение — стихотворное произведение, отражающее внутренний мир автора и передающее его переживания (И. А. Бунин, «Вечер»).

Песня — поэтический жанр, предполагающий музыкальное сопровождение (А. С. Пушкин, «Как по Волге-реке, по широкой…»).

Элегия — поэтический жанр, передающий печальные раздумья автора о жизни (К. Н. Батюшков, «Элегия»).
Послание (эпистола) — поэтический жанр, имеющий конкретного адресата. Может иметь как серьёзный, так и шутливый характер (А. С. Пушкин, «Городок»).

Эпиграмма — краткое стихотворное произведение сатирического характера.Обычно в нём высмеивается какой-либо человек или факт жизни (эпиграммы Козьмы Пруткова).

Комедия — драматический жанр, в котором события излагаются в смешном (возможно, сатирическом) ключе (Д. И. Фонвизин, «Недоросль»). Различают комедию положений (основана на смешных ситуациях) и комедию нравов (основана на высмеивании низменных человеческих качеств).

  • Трагедия — серьёзное драматическое произведение, в котором развитие событий приводит персонажей к катастрофе (А. С. Пушкин, «Борис Годунов»).
  • Драма — драматическое произведение, которое отличается от трагедии бытовым сюжетом и возможностью благоприятного для персонажей исхода. Впрочем, эта возможность реализуется в произведении далеко не всегда (А. Н. Островский, «Гроза»).

Лирика в музыке

Лирическая музыка — это композиции с преобладанием эмоционально-субъективных элементов. Одним из самых распространённых жанров музыкальной лирики является романс. Мелодия романса, как правило, очень тесно связана с текстом, многие композиторы даже объединяют романсы в вокальные циклы, например, «Зимний путь» Шуберта или «К далекой возлюбленной» Бетховена.

Кроме того, существуют в музыке лирико-эпические симфонии, основоположником которых считается Шуберт. Для таких симфоний характерно повествование о событиях в сочетании с эмоциональными переживаниями.

В русской литературе XIX века поэзию А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет не эпоха, а краткий миг, которого хватило бы, чтобы перелистнуть книжную страницу. М. Ю. Лермонтов откликнулся на трагическую гибель А. С. Пушкина стихотворением «На смерть поэта», и Россия узнала о новом даровании, по силе таланта не уступающем пушкинской гениальности.

Поэтический мир Лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов лирики Пушкина. Его отличительной чертой является глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и реальностью, определившая романтическое содержание творчества поэта, мироощущение которого формировалось под значительным влиянием лирических произведений Дж. Байрона.

Основной лейтмотив в поэзии Лермонтова – тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворенности своей судьбой. Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Мое грядущее в тумане».

В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.

Интимная лирика Пушкина
полна личных переживаний, но в ней нет безысходности и отрицания, свойственных поэзии Лермонтова. «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем», Кольцо», «Я Вас любил» – стихи, в которых печаль светла, а чувства возвышенно прекрасны. У Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья. Примером может служить стихотворение «Я не унижусь пред тобой».

Пейзажную лирику Пушкина можно назвать зарисовками с натуры: ее образы не обременены излишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осень» – стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармонию мира. В лирике Лермонтова, посвященной этой теме, преобладает жанр пейзажной миниатюры с использованием сложных аллегорий и мифологизированных образов, связанных с размышлением поэта о жизни и смерти. «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и другие лирические произведения поэта, построены на внутренних контрастах, отражающих дисгармонию окружающего мира.

Особое место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены положительным смыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой. В лирике Лермонтова
тема общения с современниками окрашена субъективным ощущением неудовлетворенности и тоски по несбыточному идеалу. Отсюда – хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье…»

Этот же мотив преобладает и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен среде, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием своего окружения. В стихах Пушкина гражданский мотив связан со стремлением «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.

Лирика в литературе

Лирика — один из родов литературы, наряду с эпосом и драмой. К лирическим жанрам относят оду, элегию, эпиграмму и т.д. Также лирикой называют совокупность произведений этого рода, например, сборник лирики.

Смысл лирической литературы в том, чтобы отразить жизнь посредством чувств, впечатлений, переживаний и мыслей отдельного персонажа — лирического героя. В центре художественного внимания — образ-переживание, и все события, происходящие с героем, описываются через призму этого переживания.

Массу лирических стихотворений подарил миру величайший русский поэт А. С. Пушкин, среди известнейших: «Я вас любил…», «Зимний вечер», «Пущину» и т.д. А. А. Ахматова также радовала публику изобилием лирических произведений — «Я научилась просто, мудро жить…», «Песня последней встречи», «Ты знаешь, я томлюсь в неволе». Знаменитым лириком был и С. А. Есенин — «Гой ты, Русь моя родная», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери». Любой поэт, таким образом, является лириком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: