Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы

Лекция 15. философия как рациональная отрасль духовной культуры. сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии, т.е. проанализируем духовную культуру | авторская платформа pandia.ru

Введение

Философия происходит от древнегреческого слова “φιλοσοφία”, которое переводится как “любовь к мудрости”.. Эта дисциплина имеет множество различных направлений, но ее общая цель – помочь людям лучше понимать мир, в котором мы живем, усовершенствовать наше мировоззрение.

Она помогает нам задавать вопросы о том, что является истиной, как мы можем достичь счастья, как мы должны поступать в сложных моральных ситуациях и т.д. Философия также помогает нам развивать наше мышление и способность к критическому анализу, что может быть полезным в нашей повседневной жизни.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Определение термина

С греческого языка термин «философия» переводится как «любовь к мудрости». Население Древней Греции действительно любило разум и знания. Целые города гордились своими философами. К ним часто обращались по поводу написания законов. Также у этих людей просили советов в общественных делах и устанавливали на площадях памятные статуи.

Само слово «философия» придумал Пифагор. Это невозможно проверить, поскольку ученый не оставил книг и запрещал ученикам рассказывать о своем учении. Самый ранний текст, в котором упоминается термин «философия» принадлежит Платону. В диалоге «Федр» Сократ ведет рассуждения о так называемой божественной философии. Он предлагает называть человека, который занимается поиском истины, философом.

С того момента и до эпохи Просвещения термин «философия» оставался общим названием для всех наук. Исаак Ньютон назвал свой главный труд по механике «Математические начала натуральной философии». Также этим термином пользовался Гегель. У англичан по сей день «философией» называется целая наука или и вовсе общий взгляд на мир.

В русском языке вместо понятия «философия» длительное время применялся термин «любомудрие». В 1823-1825 годах в Москве проводили тайные собрания «Общества любомудров». Во время таких встреч молодежь из лучших семейств занималась вольнодумством по европейскому подобию.

Что такое философия?

Дать определение «философии» непросто, но, возможно, лучший способ — представить этимологическое происхождение этого слова.. И разве «Философия» происходит от латинского «философия», слова, придуманного Пифагором (одним из великих философов древности), что означает «любовь к мудрости».

Таким образом, философия и есть страсть к познанию. Возникнув в Греции и Древнем Риме, философия зародилась примерно между VI годом до нашей эры. и VII в. до н. э. Первые философы (Сократ, Марк Аврелий, Цицерон, Платон, Аристотель …) хотели понять мир вдали от религии и мифологии. Таким образом, философия была первой формой научной мысли, поскольку они пытались ответить на наши вопросы, используя наблюдение природных явлений, разработку гипотез и рациональное мышление.

С тех пор философия сильно изменилась, но она по-прежнему поддерживает эту готовность отвечать на вопросы, которые люди задают себе больше всего, как правило, связанные со смыслом жизни и нашей ролью во Вселенной.

Не впадая в редукционизм, мы могли бы определить философию как доктрину, которая посредством использования логических рассуждений и применения теорий познания отражает в целом абстрактные концепции, такие как смысл жизни, истина, этические ценности, мораль, происхождение мысль и цель жизни.

Проблемы философии

Философия занимается широким кругом проблем, которые касаются мира, человека, знания и многого другого. Среди основных проблем, которые изучает философия, можно выделить следующие:

  1. Онтология – изучение природы бытия и реальности.
  2. Эпистемология – изучение познания, знания и истины.
  3. Аксиология – изучение ценностей и морали.
  4. Этика – изучение нравственных принципов и действий.
  5. Гносеология – изучение познавательных процессов и методов.
  6. Логика – изучение правильного мышления и рассуждения.
  7. Политическая философия – изучение власти, государства и общества.

Каждая из этих проблем имеет свои подпроблемы и взаимосвязи с другими проблемами, что делает изучение философии очень разнообразным и интересным.

Направления философии

Философия является широкой областью знаний, которая включает в себя множество различных направлений и подходов. Ниже мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных направлений философии:

Аналитическая философия – направление, которое сосредоточено на анализе языка, логики и понятий

Она ставит целью разобраться в том, какие утверждения являются истинными, а какие ложными, и как достичь точности в использовании языка.

Континентальная философия – направление, которое акцентирует внимание на человеческом опыте, исследуя феномены, такие как сознание, идентичность, свобода и историю. Она также часто включает в себя критику культуры и власти.

Феноменология – направление, которое изучает восприятие и опыт человека в мире

Феноменология исследует то, что мы видим, чувствуем и ощущаем, а также наши взаимоотношения с другими людьми и окружающей средой.

Постмодернизм – направление, которое подвергает сомнению все общепринятые истины и традиционные представления о мире. Оно утверждает, что существуют множество точек зрения, и что мы не можем точно определить, что является истиной.

Экзистенциализм – направление, которое ставит акцент на индивидуальности и свободе человека. Оно утверждает, что каждый человек обладает своей уникальной судьбой и что мы должны сами определить смысл своей жизни.

Это лишь некоторые из направлений философии, которые существуют в современном мире. Каждое из них имеет свои особенности и методы исследования, и все вместе они помогают нам лучше понимать мир и самих себя.

Новое время

Для философии Нового времени, центром изучения остается человек и общество. Она придерживается гносеологического подхода: понимание мироустройства возможно благодаря познанию. Инструмент познания — логика, рациональное мышление.

Признаки философии Нового времени:

изучение методов познания, придание им первостепенной важности;
наукоцентризм — наука ставится выше всего остального, философия воспринимается как один из инструментов развития научного знания;
создание сводов законов — общественная жизнь претерпевает изменения, подчиняясь новым политическим, правовым, моральным нормам;
практический подход довлеет над теоретическим.

Философия Нового времени создала базу для развития научного подхода, применяемого в современной философии. Благодаря открытиям Канта, Локка, Гегеля, Ницше стали возможны фундаментальные изменения в социуме, появились предпосылки к техническому прогрессу.

Главный вопрос философии

В философии главный вопрос заключается в следующем: что является первичным – бытие или сознание. Он обладает двумя аспектами:

  • онтологический – определяет первичность сознания или бытия;
  • гносеологический – определяет, можно ли в принципе познать мир.

За всю историю существования данной науки четкого ответа, который можно было бы принять за аксиому, получено не было. Современные ученые уверены, что в скором времени основной вопрос и вовсе изменится, поскольку текущий становится неактуальным.

Появление философии датируется еще древними временами. Однако за время своего существования эта наука значительно эволюционировала и продолжает это делать по сей день.

История философии как специальная дисциплина

В 18–19 вв. Ф. об­ра­ща­ет­ся к собств. ис­то­рии как од­но­му из осн. пред­ме­тов ис­сле­до­ва­ния. Мно­го­том­ные тру­ды И. Я. Бру­ке­ра («Крат­кие во­про­сы из фи­ло­соф­ской ис­то­рии», т. 1–7, 1731–36, и др.) по­ло­жи­ли на­ча­ло ста­нов­ле­нию ис­то­рии Ф. как спец. дис­ци­п­ли­ны, вклю­чаю­щей – в разл. опы­тах её из­ло­же­ния – собств. «тео­рию и ме­то­до­ло­гию» (В. Г. Тен­не­ман, 1798), «срав­ни­тель­ную ис­то­рию фи­лос. сис­тем» (Ж. М. Де­же­ран­до, 1804), «ис­то­рию ис­то­рии фи­ло­со­фии» (Ф. А. Ка­рус, 1809). Ге­гель соз­дал сис­те­ма­тич. кон­цеп­цию ис­то­ри­ко-фи­лос. про­цес­са как по­сту­пат. дви­же­ния мыс­ли, со­хра­няю­щей прой­ден­ные сту­пе­ни в со­ста­ве бо­лее раз­ви­то­го кон­крет­но­го це­ло­го. Соз­да­ют­ся фун­дам. ис­то­рии Ф. в тру­дах И. Э. Эрд­ма­на (1805–92), К. Фи­ше­ра, Ф. Ибер­ве­га и др., фор­му­ли­ру­ют­ся ме­то­до­ло­гич. прин­ци­пы ис­то­ри­ко-фи­лос. ис­сле­до­ва­ний (Э. Цел­лер). Идея «фи­ло­со­фии фи­ло­со­фии», вы­ска­зан­ная Ф. Шле­ге­лем и за­тем В. Диль­те­ем, по­лу­чи­ла реа­ли­за­цию в мно­го­числ. ти­по­ло­ги­ях фи­лос. сис­тем и уче­ний. Ха­рак­тер­но, что мно­гие сис­те­ма­тич. на­прав­ле­ния 19–20 вв. раз­ви­ва­ют­ся под де­ви­зом «на­зад к» – Пла­то­ну и Ари­сто­те­лю (Ф. А. Трен­де­лен­бург), Фо­ме Ак­вин­ско­му (не­ото­мизм), Кан­ту (нео­кан­ти­ан­ст­во), Ге­ге­лю (нео­ге­гель­ян­ст­во) и т. д. В 20 в. ис­то­рич. ас­пект яв­ля­ет­ся кон­сти­ту­тив­ным для боль­шин­ст­ва фи­лос. кон­цеп­ций, а ис­то­рия Ф. обо­га­ща­ет­ся но­вы­ми ме­то­да­ми – гер­ме­нев­тич. под­хо­дом, ис­то­рич. се­ман­ти­кой, ис­то­ри­ей про­блем и по­ня­тий («Ис­то­ри­че­ский сло­варь фи­ло­со­фии» И. Рит­те­ра в 13 т., 1971–2007). Ме­то­до­ло­гия ис­то­рии Ф. – по­ми­мо учеб­ной док­со­гра­фии – вклю­ча­ет 2 осн. ти­па: сис­те­ма­тич. об­су­ж­де­ние про­блем не­за­ви­си­мо от их ис­то­рич. воз­ник­но­ве­ния и бы­то­ва­ния и ис­сле­до­ва­ние их с учё­том ис­то­рич. кон­тек­ста. Фор­ми­ру­ют­ся та­кие спец. ис­сле­до­ва­тель­ские про­грам­мы, как со­цио­ло­гия фи­лос. зна­ния, ин­сти­ту­цио­наль­ная ис­то­рия Ф. и др.

По ме­ре раз­ви­тия меж­куль­тур­ных кон­так­тов на­чи­ная с 19 в. про­ис­хо­дит по­сте­пен­ное ос­мыс­ле­ние фи­лос. тра­ди­ций, имев­ших ме­сто в не­ев­ропей­ских ци­ви­ли­за­ци­ях – ин­дий­ской, ки­тай­ской и др. Они оформ­ля­ют­ся как в хо­де ре­цеп­ции и взаи­мо­дей­ст­вия с ев­роп. тра­ди­ци­ей Ф., так и пу­тём рет­ро­спек­тив­но­го вы­де­ле­ния фи­лос. про­бле­ма­ти­ки из ре­ли­ги­оз­но­го и ми­ро­воз­зрен­ч. на­сле­дия этих куль­тур. В этой свя­зи в нач. 20 в. по­яв­ля­ет­ся фи­лос. ком­па­ра­ти­ви­сти­ка («Срав­ни­тель­ная фи­ло­со­фия» П. Мас­сон-Ур­се­ля, 1923, и др.).

Особенности

Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:

  • переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
  • увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;
  • развитие научного знания, торговли и ремесел;
  • превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы:

  • откуда появился мир;
  • каким образом он существует;
  • кто управляет природой.

Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы:

  • почему происходит именно так;
  • что является причиной определенного явления;
  • что есть истина.

Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.

Философия Древнего Китая

Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Среди имен древнекитайских философов наиболее ярко выделяются два: Конфуций и Лао-Цзы. В центре конфуцианской философской системы находился человек, коллектив, все общество в целом. Благо народа возможно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек будет стремиться к внутренней добродетели, морали и самосовершенствованию. Мудрый правитель должен служить примером для своих подчиненных, отвергнув политику подавления и угнетения.

Рис. 3. Конфуций.

В философском течении под названием даосизм, адептом которого выступил философ Лао-Цзы, центральное место занимает Дао – универсальный закон мироздания, всего сущего в мире. Гармония в природе, согласно даосизму, возможна только в единстве двух противоположностей – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).

Несмотря на различия в трактатах китайских и индийских мыслителей, продиктованных принципиально разным государственным строем, можно выделить общие особенности философии Древнего Востока. Она носит консервативный, патриархальный характер, и самым тесным образом связана с религией.

Что мы узнали?

При изучении темы «Философия Древнего Востока» мы узнали кратко самое главное о философии Древнего Востока, выяснили, какие восточные государства оказались лидерами в продвижении философской мысли на Востоке. Также мы узнали, каковы отличия и общие черты мировоззрения Древнего Китая и Древней Индии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Первые философы

К первым философам стоит отнести следующих деятелей:

  1. Зороастр. Он работал в Персии примерно в седьмом-шестом веках до нашей эры. Суть учения этого философа заключалась в противопоставлении добра и зла.
  2. Патанджали. Этот индийский исследователь считается создателем йоги. Он собрал все древние философские учения в «Йога-сутру». Этот ученый считается автором труда «Обуздание волнений разума».
  3. Капила Санкхья. Этот философ противопоставлял дух и материю.
  4. Бадараяна. Суть его учения заключалась в внутреннем единении всего сущего.
  5. Гаутама Будда. Этот ученый считается основателем буддизма. Он занимался поиском истины, основной целью которой считался выход из круга сансары и достижение нирваны.
  6. Лао-цзы. Этот китайский ученый считается основоположником даосизма. Суть учения заключается в непротивлении течению вещей и внутреннем самосовершенствовании.
  7. Конфуций. Этот исследователь считается создателем конфуцианства. В основу его концепции легли принципы гуманности и чувства долга.
  8. Сократ. Этот греческий ученый жил в пятом веке до нашей эры. Его основной заслугой стало выведение диалектики Гераклита на принципиально новый уровень. Сократ стремился постичь истину через беседу или спор. При этом смысл жизни для него заключался в поиске истины.
  9. Платон. Суть учения этого философа заключается в том, что идея является первичной. Согласно его теории, истинное бытие представляет собой мир идей. При этом мир веществ служит отражением идей.

  • Демокрит. Этот философ считается создателем материализма. Согласно его учению, ничто не появляется из ничего и не разрушается в ничто.
  • Аристотель. Этот ученый считается создателем логики. Идеи нельзя отделить от вещей, но путь к истине лежит через логику.

Также в Палестине творили ветхозаветные пророки-писатели. Среди них стоит выделить Иеремию, Исайю, Илию. Они считаются создателями иудаизма. Согласно теории этих философов, в основе всего лежит утверждение единобожия. Также они выступали с резкой критикой социальной несправедливости. Помимо этого, одним из первых философов считается Иисус Христос. Он выступал с идеей, что Бог – это любовь, а душа человека – бессмертна.

Период развития классической философии

Для классической и постклассической школы характерен отказ от рационализма, как единственного способа познания. Мыслители отказались и от четкого разграничения концепций идеализма и материализма. Догматизм и опора философской мысли на авторитеты также отошли в прошлое.

Характерные черты классического периода:

  1. Множественность предметов изучения. Появляется много новых предметов изучения, и вследствие этого — новые направления философии.
  2. Плюрализм. Классическая философия поощряет появление разнообразных направлений, основанных на материалистической и идеалистической концепции. Среди мыслителей встречаются как рационалисты и атеисты, так и приверженцы интуитивного подхода. Ни одно из учений не наделяется особой значимостью, допустимы любые способы познания.
  3. Антропоцентризм. Главный предмет изучения — человек. Он рассматривается комплексно, мыслители стараются найти ответы на все, возникающие перед ними, вопросы: смысл жизни, кризис личности, роль человека в мировой истории.
  4. Толерантность. Представители школ, использующих диаметрально противоположные подходы, не вступают в открытую конфронтацию. Они стремятся к диалогу и поиску компромисса.

Большинство представителей классического периода — немецкие философы. Классическая немецкая философия сформировала основные постулаты, перешедшие в новейшую философию.

Что такое Философ

Это человек, который ищет знания о самом себе, движимый любопытством на фундаменте реальности.

Разные философы оставили своё имя, выгравированное в мировой истории, со своими теориями, которые обсуждаются, принимаются и осуждаются до сих пор. Некоторые из этих философов: Аристотель, Пифагор, Платон, Сократ, Декарт, Локк, Кант, Фрейд, Хабермас и многие другие.

Каждый из этих философов строил свои теории на основе различного предмета философии, логики, метафизики, этики, политической философии, эстетики и других.

Согласно Платону философ пытается прийти к Знанию Идей, истинному знанию, характеризуемому как эпистема, и выступает против доксы (до́кса, от др. греч. δόξα — «слава»), основанной лишь на видимости.

В дополнение к развитию философии как науки, она присуща человеческому роду, это не знание, а естественное отношение человека ко вселенной и его собственному бытию.

По словам Аристотеля, согласно поведению человека знание можно разделить на три категории: теоретическое знание (математика, метафизика, психология), практическое знание (политика и этика) и поэтическое знание (поэзия и экономика).

В настоящее время слово “философия” часто используется для описания набора идей или поведения, например: “философия жизни”, “политическая философия”, “философия образования”, “философия регги” и т. д.

Философия фокусируется на вопросах человеческого существования, но в отличие от религии она основана не на божественном откровении или вере, а на разуме.

Таким образом, философия может быть определена как рациональный анализ смысла человеческого существования, индивидуального и коллективного, основанный на понимании бытия.

Несмотря на некоторое сходство с наукой, на многие вопросы философии нельзя ответить эмпирическим знанием.

Средневековье

В эпоху Средневековья, теология была неотъемлемо связана с философией. Философами считались религиозные деятели: богословы, пророки, учителя. Они занимались изучением и переводами религиозных текстов, проповедовали, укрепляли в странах Западной Европы христианство. Средневековье вошло в историю как период самого активного и безапелляционного насаждения религиозных догм. Церковь фактически управляла государством, ведя с несогласными жестокую борьбу. В философии не допускалось вольнодумия, от мыслителей требовали признания главенства веры над разумом.

Согласно представлениям христианства, Бог — творец мира: природы, Космоса и людей. Человек создан по образу Бога: помимо физического тела у него есть душа. Она живет вечно, а после смерти физического тела отправляется в Рай, к своему создателю. Но чтобы заслужить вечную жизнь в Раю, человек должен жить по заповедям, всегда между добром и злом выбирать добро. Души злых людей недостойны быть рядом с Богом, после смерти они попадают в Ад, где искупают свои грехи вечными страданиями.

Адаптированное христианское учение, преподававшееся в школах и университетах, называлось схоластикой. Она объединила в себе все религиозные тексты, с которым должен быть знаком человек, желавший заниматься наукой. Выдающийся философ Ф. Аквинский был первым мыслителем средневекового периода, попытавшимся соединить догматизм религии и развитие науки. Он считал, что познание не противоречит вере, если ученый руководствуется христианской моралью.

Какие темы изучали философы

Несмотря на то, что сам термин «философия» появился в глубокой древности, за время своего существования наука претерпела много изменений. Они были связаны с развитием человечества.

В древности

Философское учение вытекало из религии и мифологии, которые пытались своими способами осознать мир и место человека в нем. Вот почему оно зародилось почти одновременно в разных регионах.

Во времена Древней Греции натурфилософы в большей степени интересовались вопросами природы появления мира. Также они задавались проблемами единичного и целостного, а также их взаимосвязи. В период упадка античности в центре философских интересов оказались этические проблемы. В частности, ученые задавались вопросами, в чем заключается смысл жизни и счастье человека.

В Средневековье

В Средние века в основе науки, безусловно, находился Бог. Именно с этим связано и второе название философии, которое появилось в тот период, а именно – «служанка богословия». Все проблемы рассматривали через призму религии.

В Новое время

Во времена Возрождения натурфилософские идеи античности были переосмыслены. При этом во главу угла ставятся проблемы человеческих свобод и познание природы устройства мира. До эпохи Просвещения философия превратилась в «госпожу наук», а впоследствии и вовсе обособилась.

По мере развития наук природа перестала быть предметом философии. Однако на протяжении Нового времени стал формироваться новый вектор интереса этого учения

Именно тогда впервые стали уделять основное внимание непосредственно процессу познания. Таким образом зародилась гносеология

Вопросы этого учения затрагивают все научные дисциплины. Однако ни одна из них не концентрируется на изучении этого предмета.

Если рассматривать вопрос гносеологии о субъекте познания, на первый план выходит человек. Именно он стоит в центре картины мира. Для ее выстраивания люди опираются на собственные представления, культуру и опыт. Начиная со времен Канта и до настоящего момента, человеку отводится центральное место в философии. Именно он становится ее предметом.

История философии

Философия имеет длинную историю, которая начинается еще в Древней Греции и Риме. В течение тысячелетий философы из разных культур и стран исследовали фундаментальные вопросы о мире и нашей жизни в нем. Среди наиболее известных философов можно назвать Аристотеля, Платона, Ницше, Канта и многих других.

В средние века философия была тесно связана с религией, и многие философы, такие как Августин Аврелий и Томас Аквинский, использовали философию для объяснения христианской веры и учения.

В эпоху Просвещения философия стала отдельной наукой, и философы начали изучать вопросы о знании, науке и обществе. Философы, такие как Рене Декарт, Джон Локк и Иммануил Кант, развивали новые идеи и концепции, которые стали основой для современной философии.

В XX веке философия развивалась в различных направлениях, включая аналитическую философию, континентальную философию, феноменологию, постмодернизм и другие. Каждое направление имело свои уникальные идеи и методы исследования.

Изучение истории философии является важной частью образования для тех, кто хочет понимать современную философию и ее корни. Оно также помогает понимать различные культурные и исторические контексты, в которых возникали философские идеи и учения

Библиографические ссылки

  • Пальма, Х. (2015) «Происхождение, настоящее и перспективы философии биологии». Иберо-американский журнал науки, технологий и общества.
  • Була Г., Гонсалес С.А. (2016) «Философия и счастье». Журнал Университета Ла Саль.
  • Карраско, Э. (2007) «Философия и политика». Журнал Философия.
  • Liaudat, S. (2017) «Философия и преподавание: два расходящихся пути? Некоторые руководящие принципы философской практики, посвященной проблемам современности ». Университет Ла-Платы.
  • Мерло Понти, М. (2009) «Философия существования». Философская практика.
  • Мартинес Фрейре, П. (2008) «Будущее философии разума». Ludus Vitalis.

Периодизация

Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов:

  1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.
  2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель.
  3. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля.

Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь. Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.

Функции философии

Эта наука лишена четкой структуры. Первым, кто попытался упорядочить данное учение, был Аристотель. Он разделил науку на метафизику, этику, логику и прочие направления, которые воспринимал как элементы философии.

Стоики на основе классификации Аристотеля сформировали несколько ключевых областей – логику, этику и физику. Такая ситуация сохранялась до Нового времени.

По мере развития философских направлений появились и новые течения. Среди них стоит выделить онтологию, аксиологию, эстетику. Функции философии тоже имеют разные оценки. К основным из них относят следующее:

  • мировоззренческая – создает представления о мире и месте человека в нем;
  • аксиологическая – кроется в оценке вещей с точки зрения разных ценностей;
  • гносеологическая – создает механизмы для познания истины;
  • методологическая – занимается созданием методов познания действительности;
  • критическая – подвергает все сомнению;
  • мыслительно-теоретическая – обучает концептуальному мышлению и созданию теорий;
  • прогностическая – занимается прогнозом тенденций развития на основе существующих знаний.

Античный период

Философия античного периода считается колыбелью науки, непосредственным началом зарождения философской мысли. Основной вопрос, которым задавались мыслители — принципы мироустройства. Они стремились понять законы природы, сущность человека и его место в мире. Вначале, философы в своих суждениях опирались на мифы: они наделяли явления природы чертами личности, а небесные светила считали божествами. Для раннего античного периода была характерна натурфилософия — восприятие мира как единой системы, части которой зависят друг от друга и развиваются параллельно.

Два ярчайших представителя античной эпохи: Демокрит и Платон. Они создали уникальные, противоречащие друг другу взгляды: материализм и идеализм. Демокрит за несколько веков до изобретения микроскопа смог предположить, что все вещества состоят из атомов — маленьких частиц, не видимых глазу. Платон придерживался иррационального подхода, пытаясь объяснить происхождение вещей с мистической точки зрения. Переломный момент в античной философии произошел в 5 веке до н. э., когда Сократ в центр философского познания поставил не природу, а человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: