Темы и проблемы
Темы и проблемы, затронутые в романе, не потеряли своего социального значения и сегодня.
- Основная тема – социальные противоречия жизни дворянства, отражение нравов и обычаев определённой эпохи.
- Особым образом проявляется тема народа. Пушкин хорошо знал его жизнь, тесно переплетающуюся с верой в чудеса и приметы. Когда Владимиру попался поп со всем причетом, молодой человек невольно скрылся за деревом, так как по народным приметам это предзнаменование несёт одни несчастья.
- Социальный конфликт господ и холопов. Радушие, доброта, преданность своим хозяевам – черты, испокон веков присущие русскому национальному характеру. Великодушному хозяину народ служит верой и правдой и готов пойти на самые крайние поступки. Так, приехавшего с чиновниками господина Шабашкина дворня готова была уничтожить. И только властный голос хозяина, уверившего, что государь заступится за них, не дал свершиться самосуду. И всё-таки самосуд свершился, когда кузнец Архип, вопреки приказанию Владимира, закрыл двери подожжённого молодым Дубровским дома на ключ. Все сгорели в этом огне.
- Проблема жестокости переплетается с проблемой милосердия. Тот же Архип, увидев, как мечется в огне кошка, забыв об опасности, спасает её («Божия тварь погибает, а вы … радуетесь»).
- Пушкин своеобразно подошёл к новой теме о растлевающей власти денег, «убивающих» в человеке все лучшие нравственные качества.
- Проблема бунта, перерастающая в крестьянские выступления против насилия над человеческой личностью. Руководит бунтовщиками дворянин, выступающий против самодуров-помещиков.
- Проблема власти, которой всё позволено, действующей по принципу: «Закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло».
- Проблема «отцов и детей». В романе представлены два поколения. История вражды «отцов» является «прелюдией» к несостоявшейся любви «детей». Социальная проблематика раскрывается во взаимоотношениях дочери и родителя. Марья боится папеньку, не доверяет ему, и одиночество толкает ее в объятия Дубровского. Сам отец поступает еще хуже, лишая ребенка свободы выбора и обрекая девушку на несчастную жизнь.
- Главная проблема, всегда волновавшая Пушкина и находящая живой отклик в сердцах читателей, проблема о взаимоотношениях человека и общества. Каждая личность индивидуальна в своём развитии, имеет свои взгляды на определённые события, свою точку зрения. Но жизнь общества тоже регламентируется своими законами, традициями. Можно ли добиться того, чтобы общественные взгляды совпадали с привязанностями и симпатиями простых людей? Возможна ли дружба и любовь между людьми, стоящими на разных ступенях социальной лестницы?
Образ жизни Дубровского в Петербурге
Владимир Дубровский в семилетнем возрасте был отправлен отцом в Петербург на обучение в Кадетский корпус — военное училище для детей дворян. Там мальчик получил качественное и всестороннее образование: помимо основных предметов, он изучал музыку, танцы, светские манеры и пр.
После окончания образования Владимир в звании корнета был зачислен в гвардию. Шумная столичная жизнь со своими неписаными правилами наложила свой отпечаток на личность юноши. Поскольку Дубровский-старший делал всё возможное, чтобы регулярно высылать деньги сыну, Владимир ни в чём не знал отказа и вёл весьма беспечный образ жизни, совершенно не задумываясь о будущем.
Дубровский-младший вёл в Петербурге тот образ жизни, который был принят среди его окружения: сорил деньгами, играл в карты, позволял себе роскошные прихоти, при необходимости одалживал крупные суммы.
Поскольку Владимир принадлежал к знатному, но обедневшему дворянскому семейству, он рассчитывал решить все свои финансовые проблемы выгодной женитьбой на богатой невесте. Однако беспечная жизнь Владимира в столице была раз и навсегда перечеркнута тревожными известиями из дома.
Вариант 2
Повесть Александра Пушкина «Дубровский» не только повествует о дворянской жизни, но и выносит уроки и оценки, поставленные автором. Понять отношение писателя к героям можно по описанию их образа, их поступкам, отношениям к ним окружающих, их судьбе.
Александр Сергеевич Пушкин негативно оценивает Кирилу Троекурова. Это видно по описанию характера помещика. Автор наделяет его такими чертами как избалованность, ветреность, самодурство. Герой два раза в неделю устраивал пиры, от которых страдал от обжорства. Любил он и выпить. При этом это человек ограниченного ума, который никогда не читает книг. Он жесток и считает, что стоит выше закона. Его образ позволяет сказать, что автор осуждает его. Александр Пушкин приходит к выводу, что многие дворяне были корыстными людьми, которые не имели серьезных увлечений. Этот образ жизни противен автору.
Такие же негативные характеристики получают и гости Троекурова. Для них самое главное — это чинопочитание, богатство, продвижение по карьерной лестнице, которое неприемлемо для автора.
Совсем другие слова используются для описания Андрея Дубровского. Старый помещик очень беден, но имеет чувство собственного достоинства. Он в хорошем смысле гордый. Кроме этого, он смелый и остроумный. Эти характеристики указывают на то, что автор относится к герою с почтением, сочувствует его судьбе.
Его сын, Владимир Дубровский, очень уважаем автором. Александр Пушкин восхищается героем, называет его величественным, смелым, гордым, благородным, совестливым, очень умелым и образованным. Он вынужден стать разбойником, после того как потерял дом. Но это не меняет отношение автора к герою. Писатель отождествляет его с Робин Гудом, который грабит лишь богатых с целью восстановления справедливости. Дубровский для автора — это образец мужчины и человека. Именно таким и нужно быть — смелым, честным, справедливым.
Вскоре Дубровский влюбляется в Машу Троекурову — дочь Кирилы Троекурова. Ему пришлось оставить свою разбойную жизнь. Писатель считает, что ради любви можно отказаться от всего. Автор относится к девушке с сочувствием. Это видно по ее отношению к отцу. Она не любит его пиры. Девушка отличается от него сдержанностью и уравновешенностью нрава. Автор выражает сожаление к ее судьбе, ведь она не смогла быть вместе с любимым.
Автор с нежностью относится к положительным героям повести и осуждает негативных персонажей.
Другие образы
Особый интерес представляет авторское отношение к героям повести «Дубровский» — к Маше, Троекурову, Дубровскому-старшему. Андрей Гаврилович, пожалуй, тот персонаж, которым Пушкин восхищается. Он лишен аристократического лоска, вышел на пенсию простым поручиком, не сделав блестящей военной карьеры. Его гордость — не горделивое самовозвеличивание, а самоуважение.
Именно поэтому такого простого и скромного человека чтит вся округа. Даже самодур Троекуров не рискует относиться к нему свысока. Это сильный образ, хотя он и лишен гиперболизированных черт.
Кирила Троекуров, напротив, вызывает у Пушкина недовольство. Это совершенно другой типаж русского барина, выражение и воплощение негативных черт дворянского сословия. Троекуров самоуверен до крайности, держит в страхе всю округу, забавляется весьма жестоким образом. Его, в отличие от Андрея Гавриловича, не уважают, а боятся. Автор не может относиться к этому человеку иначе, чем с осуждением. Однако он справедлив, поэтому показывает Троекурова любящим отцом, искренне переживающим за будущее своей дочери.
Барин решает выдать Машу за старика не из вредности или своенравия, как может показаться на первый взгляд, а лишь для того, чтобы обеспечить ей достойную жизнь после собственной смерти. Подобные мезальянсы, в которых о любви не могло быть и речи, характерны для тех времен, поэтому Троекуров — лишь классический представитель своей эпохи, за что осуждать его не следует.
Отношение Пушкина к Маше очевидно — писатель искреннее сочувствует молодой красавице, которая всю свою молодость провела рядом с деспотичным и суровым отцом, а потом его же руками была отдана в супруги такому же мужу — старому, нелюбимому и жестокому. Автор рисует образ Марии с нескрываемой добротой и сопереживанием.
Таковы основные моменты, касающиеся отношения Пушкина к героям романа «Дубровский». Однако произведение не было закончено.
Основная идея
Прежде всего, смысл романа «Дубровский» – это протест против царивших в России того времени несправедливых крепостнических порядков. Он изобличает коррупцию, кумовство и невежество. Наталкивает на мысли о необходимости в общественных реформах.
Также это произведение Пушкина интересным образом переосмысливает сам жанр разбойничьего романа. От примитивного противопоставления благородного героя и порочного общества Пушкин постепенно начинает смещаться к более рациональным взглядам на мир, в котором ничего не делится только на чёрное и белое. Главная мысль романа «Дубровский» заключается в том, что любой бунт обречен на трагичный финал, и проблемы в стране нужно решать системно.
Критика
Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.
В. Г. Белинский, представитель демократического направления в литературе, первоначально отнёсся к произведению восторженно, назвав его «одним из величайших созданий гения Пушкина». Позже в своих сочинениях он отметил «дивные» стороны повести: описание быта русского дворянства, царящего в России коррупционного судопроизводства, создание крестьянских образов, характера героини. Не преминул подчеркнуть, что Дубровский «не возбуждает к себе участия».
И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.
Мелодраматизм «Дубровского», который отмечал как слабую сторону романа в своих статьях и Белинский, критика 30 — 50-х годов XX века объясняет следствием пушкинского замысла, поставившего во главе крестьянского мятежа бунтующего дворянина.
В работах о «Дубровском», написанных в конце XX века, художественные достоинства романа «реабилитируются».
Проблемы
Проблематика романа «Дубровский» очень серьезна и показательна для того времени.
- Месть – основная проблема. Пушкин показывает, что путь мести, пусть и порождённый самыми благородными стремлениями, ведёт в никуда и неизбежно приводит человека к краху.
- Несправедливость – русское общество, изображённое в романе, в высшей степени несправедливо к героям. Коррупция, кумовство, договорные браки – всё это вызывает резкое неприятие у Пушкина.
- Защита человеческой личности – в своём романе писатель протестует прежде всего против того положения вещей, при котором богачи могут навязывать свою волю окружающим, распоряжаясь их жизнями, как игрушками. В обществе того времени попытка защитить себя приравнивалась к преступлению. Слабому нужно было молчать и терпеть, ведь сильному закон был не писан.
- Русское барство – помещичье дворянство в большинстве своём представлено в романе в негативном ключе. Это упивающиеся властью самодуры, не приносящие никакой реальной пользе стране. Семья Дубровских показана, как феноменальное исключение из общей картины.
- Жестокость и человечность – мир, изображённый в произведении, кажется невероятно жестоким, однако в нём сохранились ещё доброта и человечность в лице Владимира и Марии. И даже самые низкие люди, вроде Троекурова, не являются полными чудовищами и способны на раскаяние и теплоту.
- Беззаконие — одна из главных проблем дворянской России. Общество сложилось таким образом, что реальными владыками губернии оказываются не чиновники, а богатые помещики. Они диктуют свою волю и попирают закон.
История создания романа «Дубровский»
Среди незавершенных прозаических трудов А.С. Пушкина сохранился роман «Дубровский». В рукописи указано начало работы – 22 октября 1832 г.,дата последней записи – 6 февраля 1833 г.Автором была приостановлена работа над романом, не получившим еще названия. Произведение было издано в 1841 г.через четыре года после гибели Пушкина на дуэли, название роман получил от издателей по фамилии героя.
При создании романа «Дубровский» были использованы реальные факты. Друг Пушкина П. Нащокин рассказал поэту о деле белорусского помещика Павла Островского, у которого была судебная тяжба со соседским помещиком из-за незаконного лишения поместья. Разорившийся дворянин, оставшись без земли,начал разбойничать со своими крестьянами, но как благородный человек грабил только богатых и никого не лишал жизни. Пушкин заинтересовался этой историей, а во время поездки в Болдино ознакомился с подобным делом помещиков из Нижегородской губернии. Прототипом помещика Троекурова, героя романа «Дубровский», стал богатый и влиятельный подполковник Семен Крюков, который в 1832 г. через суд отнял поместье у подпоручика Ивана Муратова. Копия судебного дела помещиков Муратова и Крюкова отражена во 2-ой главе романа. Текст подлинного документа Пушкиным был использован для придания роману исторической достоверности. Также для сюжета романа была использована история бунта крестьян помещика Дубровского в 1737 г.в Псковской губернии, которую Пушкин узнал в Михайловском.
Разбой долгое время был обычным явлением русской жизни. Беглые крепостные крестьяне, рекруты-дезертиры, обнищавшие горожане прятались в лесах, грабили на больших дорогах, опустошали барские поместья. Народ осуждал не разбойников, а тех, кто довел людей до крайней степени отчаяния, толкнул на преступный путь. Такое понимание причин разбойничества простыми людьми нашло отражение в народных русских песнях, которые были Пушкину известны.
Сочинение 3
Самым красивым и интересным произведением Пушкина является «Дубровский». Здесь он постарался высказать и показать свое отношение к каждому из главных героев. Кроме этого после каждого их поступка он высказывал свое мнение и давал оценку. Троекурова и Верейского автор показывает, как слабых людей. И они стараются сделать все для того чтобы все было так как хочется им, а вот на мнение других людей им всегда было наплевать. Также не стоит думать, что это поведение является правильным, и в итоге человек становится корыстным и властным над другими людьми.
Еще там имеются и другие герои, которых автор тоже отметил. И ими являются Шабашкин и Спицын. Они готовы купиться на любую идею самое главное чтобы им заплатили за то, что они соглашаются на все, что им предложат. А в некоторых ситуациях они готовы даже продать свою душу лишь бы получить как можно больше денег.
А вот Мария и Дубровский никак не могут найти место в этой жизни. Их жизнь состоит в постоянных стрессах и проблемах, и противостоять им они не могут. И поэтому когда читатели читают произведение, то всегда переживают за них и если бы у них была возможность, то они бы помогли им. Дубровский старается сделать все для того чтобы выиграть свой процесс, вот только в себе он совершенно не уверен и поэтому поводу очень сильно переживает и сомневается в себе. На фоне этого у него появилась болезнь, которая уже давно не давала ему покоя. Болезнь с каждым днем все прогрессировала, и вылечить ее никто не мог. И в итоге он простился с жизнью.
Дубровского автор показывает как доброго и порядочного парня. Но судьба заводит его в такие рамки, что он ничего не может сделать и становиться разбойником. Все это происходит только потому что он видит, что мир меняется и не в лучшую сторону, но со своей стороны он ничего не может сделать для того чтобы поменять его или хотя бы немного. Но, не смотря на это, он все равно остается добрым и порядочным человеком. Он старается действовать только в интересах людей и старается считаться с их мнением. И хотя он превращается совсем в другого человека, но читатели все равно считают его положительным героем и даже переживают за него. Он видит, что богатые люди обогатились за счет других людей и ему хочется вернуть все настоящим владельцам и для этого совершает преступление.
6 класс
Пример текста сочинения
Во время изучения романа «Дубровский» школьники получают различные задания на закрепление материала. Одним из них является краткое сочинение на тему «Отношение Пушкина к Дубровскому», в котором необходимо объяснить, как автор описывает главного героя, симпатизирует ему или критикует. Например, сочинение можно написать так.
В своём романе автор через характеры персонажей передаёт собственное отношение к существующему в его время управленческому строю. Такие действующие лица, как Троекуров, Спицын, Шабашкин, изображены подкупающими и продажными. Они не остановятся ни перед чем, что поможет им разбогатеть. Честь, преданности и совесть — неизвестные для этих людей слова.
А вот отношение автора к Дубровскому как младшему, так и старшему совсем противоположное. Писатель с уважением и сочувствием описывает судьбу пострадавших героев романа. Владимира Пушкин вначале изображает как избалованного офицера, бездумно тратящего состояние отца. Но все недостатки списываются на молодой возраст персонажа и его окружение. Он делал так же, как и другие служащие.
Но вся ветренность улетучивается, когда молодой человек получает письмо о плохом состоянии здоровья своего родителя. Здесь автор показывает героя как любящего и нежного сына:
- парень бросается к отцу;
- тепло к нему относится;
- выгоняет из дома врага своего батюшки, несмотря на то, что неприятель держит в страхе всю округу и очень мстителен по натуре.
Поддержка Владимира крестьянами тоже показывает авторское отношение к Дубровскому — молодой человек достаточно силён и благороден, предан своему имению и готов защищать простых людей. Писатель показывает, как лжесвидетельства продажных чиновников и взяточников меняют судьбу ни в чём не повинного человека. Он теряет всё:
- дом;
- состояние;
- положение в свете;
- честь.
И по вине других благородный ранее человек становится разбойником. Но и здесь персонажа автор поддерживает. Он старается так преподнести борьбу Дубровского против беззакония, чтобы читатель не осудил его.
История создания
В период с октября 1832 по февраль 1833 года Пушкин работает над новым романом, который пишется поразительно быстро, карандашом. Но, закончив его, в печати не публикует. Видимо, для того были свои причины. «Дубровский» выходит в свет в 1841 году.
Задушевный друг писателя, П. В. Нащокин, «подарил» Пушкину «историю» дворянина Островского, которая стала отправной точкой в написании данного произведения. Один из героев (Владимир Дубровский) первоначально носил эту фамилию. Но потом Александр Сергеевич передумал. Персонажи старик Дубровский и Троекуров имели своих прототипов в реальной жизни: помещики проживали в Нижегородской губернии. Кистенёвка располагалась недалеко от Болдина, полученного поэтом в наследство от отца. Пейзажные зарисовки, нравы крепостного быта несут отпечаток псковских и михайловских впечатлений писателя.
Как Пушкин хотел завершить «Дубровского»? Замысел романа менялся. Первоначально главный герой женится на Маше. Когда она заболела, Владимир везёт жену в Москву, а «шайку» распускает. Но такой финал автора не устроил.
Особенности сюжетной канвы
Отношение автора к Владимиру Дубровскому в целом положительное. Пушкин изобразил его умным и образованным молодым человеком, не лишенным справедливости.
Отличительные характеристики образа Владимира таковы:
- чувство справедливости;
- искренняя любовь к отцу;
- честность;
- доброта;
- милосердие;
- храбрость.
Владимир настолько предан своему отцу, что, узнав о его несчастье, мчится в родной дом, где не был более 10 лет, чтобы быть с ним рядом. Он способен искренне любить, что и доказывают его непростые отношения с Марией Троекуровой.
Однако такого позитивного во всех отношениях юношу Пушкин привел к судьбе бандита, пусть и благородного. Автор говорит о том, что непростая судьба и вероломство Троекурова принудило Владимира сжечь собственное поместье — видеть его в руках врага было гораздо больнее, чем видеть разрушенным.
Троекуров или Верейский, Шабашкин и Спицын, Дубровский вместе со своим отцом, а также Мария, Владимира Дубровского
Урок литературы в 6-м классе «Отношение автора к героям романа «Дубровский»»
4
Урок литературы в 6-м классе «Отношение автора к героям романа «Дубровский»» (на примере Владимира Дубровского)
«…он рожден был для иного назначения…»
Цели:
- продолжать обучению анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению.
- развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.
- продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.
Ход урока
Бунт крестьян
Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского
Владимир, сын мелкопоместного дворянина, с 8 лет был на воспитании в Петербургском Кадетском корпусе, из которого вышел корнетом гвардии. Небогатый Андрей Гаврилович ради «приличного содержания» сына средств не жалел. Юноша рос честолюбивым и расточительным, вел в столице беспечную жизнь: кутил, играл в карты. Узнав о болезни отца и потере единственного имения, 23-летний гвардейский офицер едет домой, но отца застает уже при смерти. Похоронив единственного родного человека, Владимир повелел сжечь родительский дом, который теперь принадлежал врагу, и вместе со своими верными крепостными, не пожелавшими признать хозяином Троекурова, создает разбойничью шайку.
Благородный разбойник Владимир Дубровский – смелый, великодушный и честный человек. Он стал разбойником вследствие общественного разбоя и беззакония. Грабительство власть имущих на «законных» основаниях породило месть оскорбленного гражданина, который ответил на судейский произвол и несправедливость общества стихийным разбойничьим протестом. Пушкин в романе «Дубровский»отразил явления современной ему жизни: самоуправство богатых помещиков-крепостников, бесправие мелкопоместных дворян и крепостных крестьян, беззаконие суда, народный протест против общественной несправедливости.
Возмущение крепостных приговором суда, их несогласие признать хозяином жестокого барина-самодура спровоцировало бунт крестьян Дубровского. Под предводительством своего признанного барина они становятся разбойниками, о которых слагались в народе песни: такие грабят богачей, помогают беднякам. В разбойничестве крестьяне увидели единственную возможность своего протеста.
Кузнец Архип решительно высказался против грабительского решения суда, первым хватается за топор, запирает «окаянных» приказных чиновников в горящем доме, обрекая их на погибель. Но, рискуя жизнью, обгоревший кузнец спасает с полыхающей крыши кошку, которую называет «божьей тварью». Пушкин показал, что русскому крестьянину не чужда любовь ко всему живому, он готов жертвовать своей жизнью, но он нетерпим к несправедливости, готов бунтовать против притеснителей. С особой любовью описана няня Егоровна,которая уходит в лес с взбунтовавшимися крестьянами, не страшась тягот их разбойничьей жизни.
Даже дети крестьян-бунтарей показаны с более достойной стороны, чем дворянские отпрыски. Особенно это проявилось в сцене, когда Саша Троекуров, пряча кольцо в дупло, столкнулся с крестьянским мальчишкой Митей. Струсив перед угрозой наказания, барский сынок рассказывает отцу о просьбе сестры. Митя же своему «новому» барину Троекурову отвечал с достоинством, что он дворовый человек Дубровского. Он не выдал чужой тайны, несмотря на более суровую кару.
Главной целью Владимира Дубровского стало желание отомстить Троекурову за разорение и смерть отца. Волею случая Дубровскому удается попасть в дом своего обидчика в роли учителя Саши. Однако его планам отмщения не суждено было сбыться. Его чувства к Маше оказались сильнее жажды мести.Благородный разбойник Дубровский становится безнадежно влюбленным: он понимает, что союз с ним Марье Кирилловне не сулит ничего хорошего. Лесной атаман разбойников не может ничего,кроме своей защиты, предложить приличной барышне. Оттого Маша, сосватанная за пожилого князя, обращается к нему с просьбой о защите.Но Дубровскому не удалось спасти любимую от ненавистного ей брака. Потеряв надежду на личное счастье, он оставляет шайку и становится странником.
В образе Владимира Дубровского социальный образ «разбойника поневоле» пересекается с традиционным образом благородного разбойника, который широко использовался в произведениях западноевропейских писателей-романтиков. Образы смелых романтических разбойников, протестующих против угнетателей, вызывали сочувствие, их судьбы были необычны и загадочны. Пушкин использовал традиции «разбойничьего» романа: его герой – благородный молодой дворянин, ставший атаманом шайки и борцом за справедливость.Любовь героя-разбойника к дочери своего врага – тоже характерная черта романтических произведений. Пушкин, используя романтические традиции, обратился к русской действительности и создал реалистический роман.
Дубровский
Критика
Виссарион Белинский отмечал хорошее воспроизведение быта помещиков и крестьян в романе. Однако критик остался не впечатлён образом самого Дубровского, в котором он увидел только ничем не выдающегося мелодраматического героя.
Критик Анненков отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:
Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:
А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:
То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:
Спустя много лет Максим Горький, рассуждая творчестве Пушкина, заметил, что именно с романа «Дубровский» начал формироваться самостоятельный русский литературный язык, а русская литература, окончательно уйдя от сентиментализма, начала свой переход к романтизму и реализму.
5 фактов о Дубровском
- Прототипом Владимира Дубровского стал белорусский дворянин Островский. Став жертвой нечестного судебного процесса, он лишился своего имущества, но не пал духом, а принялся вести разбойничий образ жизни. В итоге Островский был пойман и посажен за решетку.
- В ранних набросках Пушкин именовал героя своего романа Островским, но позднее заменил фамилию. Примечательно, что название роману «Дубровский» дал не сам автор, а издатели — к моменту публикации классик уже скончался.
- Князь Верейский в разговоре с Троекуровым за глаза называет Владимира Дубровского «наш Ринальдо», тем самым сравнивая Владимира с литературным персонажем романа Кристиана Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини».
- Пушкин рассматривал разные сюжетные линии развития любовной истории Дубровского и Маши. Интересно, что решающее объяснение между молодыми людьми почти полностью копирует аналогичную сцену в романе «Онегин»: Маша («Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского…») и Татьяна Ларина («Но я другому отдана; Я буду век ему верна»).
- Сохранились черновики Пушкина, согласно которым А. С. Пушкин планировал написать продолжение романа. Вероятно всего, писатель возвращал главного героя в Москву, к Маше, но об истинном замысле Пушкина приходиться только догадываться.
Изображение русского дворянства
Образы Троекурова и Дубровского-старшего. Причины и последствия их ссоры
В романе даны картины дворянской жизни и крестьянского уклада первой половины XIX в. В дворянском сословии существовало расслоение, немаловажную роль играли чины, состояние, титулы, связи дворянина. Образы помещиков в романе «Дубровский» представляют собой два разных типа людей дворянского сословия. Представителем русского барства в романе «Дубровский»показан богатый и знатный помещик Кирила Петрович Троекуров. Он дослужился до генерала-аншефа, владел огромным поместьем, имел более 3 тыс. крепостных душ. Большое состояние, знатность и связи давали ему безграничную власть над людьми.Соседи и губернские чиновники, проявляя рабскую покорность перед влиятельным барином, старались угодить ему во всем. Троекуров не знал ни в чем отказа, считал, что ему все позволено. Избалованный окружением, он не сдерживал порывов своего крутого нрава, давал полную волю своим грубым затеям и потехам, порожденным его «ограниченным умом».
Благородные помыслы «старинного русского барина» Троекурова перемешаны с отвратительными поступками. С одной стороны, он не прирожденный злодей: ценит дружбу с небогатым помещиком Дубровским, его совесть неспокойна после их ссоры, он готов пойти на примирение. Троекуров, несмотря на угрызения совести, с циничной жестокостью отбирает у Дубровского последнюю деревню и землю. Он верит в безграничную силу собственной власти, которая может переступить через закон: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Делает это он не из корыстолюбивых побуждений, а из собственного своенравия,чтобы отомстить человеку, посмевшему дерзить ему и прекословить. Но такая победа над старинным другом не радует его сердце, он понимает, что довел Андрея Гавриловича до умопомешательства и стал причиной его смерти.
Противоречива и родительская любовь Троекурова: он безумно любит свою дочь, души в ней не чает, но выдает замуж против ее воли за старого князя, проявляя свой деспотизм. Он устраивает судьбу дочери вопреки ее счастью, исходя из соображений выгоды такого брака. Он гордый, высокомерный и властолюбивый человек. Безнравственность, самодурство и невежество были отличительными чертами этого барина.
Крепостнические порядки развратили не только помещика Троекурова, но и его крепостных, которые привыкли к своему рабскому положению, покорно сносят наказания, безропотно терпят издевательства своего хозяина. Крепостные Кирилы Петровича тем не менее тщеславно хвалились«богатством и славою своего господина», могли позволить себе высокомерно обращаться к бедным соседям. Совсем иные крепостные люди были у великодушного и доброго барина Дубровского, им не чуждо чувство собственного человеческого достоинства, они могут самостоятельно принимать решения.Характер помещиков Троекурова и Дубровского словно отражается в подвластных крестьянах: троекуровские люди так же спесивы, как их владелец; крепостные Дубровского независимы духом, как их барин. Псарь Парамошка своей спесивой дерзостью бедному другу хозяина спровоцировал ссору Дубровского и Троекурова. Слуга Владимира Дубровского Гриша, отправленный выгнать со двора Троекурова, барское повеление дополнил личным оскорблением: «Вон, старый пес – долой со двора». Няня Егоровна, с удовольствием вспоминая дерзкое обращение своего сына Гриши к влиятельному дворянину, сама непочтительно отозвалась о грозном барине: «Небось, поджал хвост».
Совсем иным был помещик Андрей Гаврилович Дубровский, потомок обедневшего старинного дворянского рода. Он был поручиком в отставке,участником русско-турецкой войны. Все состояние его представляло собой славную родословную, небольшую деревеньку и обостренное чувство чести. Он человек гордый, с чувством собственного достоинства и независимым характером. Он, не стерпев унижения от холопа Троекурова, написал дерзкое письмо хозяину своего обидчика. Когда у него незаконно отнимают последнее имущество, он от бессилия и несправедливости лишается рассудка и умирает. В образе Андрея Гавриловича Дубровского Пушкин показал благородного дворянина, который честно служил своему Отечеству, но был беззаконно ограблен, не получив защиты от государства.
Троекуров и Дубровский-старший
2 вариант
Александр Сергеевич Пушкин является достоянием классической литературы. Его творчество бессмертно и люди разных возрастов наслаждаются его произведениями.
Его цитируют критики, учат наизусть строки студенты учебных заведений, экранизируют произведения режиссеры кинолент.
Анализировать его творчество интересно и полезно для развития личности. Можно проследить переживания и отношения между героями, и автора к героям.
В известной поэме «Дубровский», отражена непростая история взаимоотношений и судеб персонажей. Автор не стесняясь обнажил был дворян своего времени в лице Троекурова и князя Верейского. И ярко выразил благородство и честность дворян Дубровских- отца и сына. Автор проявляется особое чувство при их описании. Это чувствуется при прочтении произведения. Особенно при описании отношения окружающих к их семье. Народ уважает Дубровского и его сына, слуги верны и ценят своего помещика.
Смерть старшего Дубровского стала общим горем для всей деревни.
Автор сам оценивает персонажей. Это не частое средство при создании и описании образов персонажей. Описывая Дубровского в Кистеневской роще, можно прочувствовать красоту осеннего пейзажа – так автор изображает внутреннее состояние героя. Как и в романе Льва Толстого «Война и мир», идет полное отождествление явлений природы и состояние главного героя. Писатели изображают любимых героев на фоне природы. Это особый символ одухотворённости и симпатии к персонажу.
Владимир Дубровский проходит через тернии испытаний. И все же он смог сохранить человечность и благородство.
Владимир не осуществляет месть за отца. Он уважает и защищает свой народ. Для него любовь – благородное и высокое чувство. Воля возлюбленной – священна. Владимир готов на любое самопожертвование ради любви. Автор подчеркивает уважение и симпатию к своему герою
Александр Сергеевич не идеализирует Дубровского, нет. Он показывает, что разбойник и мститель может быть более человечнее, чем бояре и вышестоящие люди
Хотя важно понимать, что Владимир Дубровский всего лишь несчастный, одинокий и глубокий человек
Как и во многих классических произведениях, в поэме «Дубровский» ярко выражена проблема личности и общества. Эта тема актуальна и сегодня. Произведение показывает главное, что каким бы не был человек, противостоять существующим и действующим порядкам и законам невозможно.
6 класс
Вывод
Владимир Дубровский является центральным персонажем романа А. С. Пушкина «Дубровский». Это сложный, весьма противоречивый образ, который меняется и раскрывается с разных сторон на протяжении всего произведения. Его отношение к справедливости, чувству долга не может не вызывать восхищения.
Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать глубинные социальные проблемы, с которыми не справиться одному человеку, каким бы храбрым и решительным он ни был. Дубровский попытался сразиться с системой, но его попытка изначально была обречена на провал. Цитатная характеристика Владимира Дубровского позволит лучше подготовиться к уроку по литературе в 6 классе, написать сочинение или кратко составить доклад на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Предыдущая запись Характеристика Троекурова в романе Дубровский кратко, образ с цитатами героя Кирилы Петровича (старшего) для сочинения в таблице (6 класс)
Следующая запись “Мастер и Маргарита” сочинения по роману Булгакова