Организация школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения

Какие виды школ здоровья выделены в соответствии с ок скму

ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.

К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:

1.       Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.

2.       Повышение ответственности пациента о его здоровье.

3.       Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.

4.       Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.

5.       Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.

Показатели работы школы здоровья

Показатель охвата обучением анализируется в отношении всех пациентов, пролеченных в отделении или прикрепленных к учреждению. Он рассчитывается ежеквартально и ежегодно и представляет собой отношение прошедших обучение больных к общему числу пролеченных. Данный показатель не должен быть менее 70% в отношении стационарных пациентов и менее 30% — амбулаторных.

Показатель способности к самоконтролю рассчитывается в отношении пациентов, обученных в школах выборочно. Например, в течение года было проведено десять школ, пациентов, прошедших обучение в двух из них, включили в опрос для расчета показателя способности к самоконтролю. Данный показатель рассчитывается исходя из отношения суммы положительных ответов, каждый из которых принимается за единицу, к числу вопросов. Индивидуальные показатели всех пациентов суммируются и делятся на количество пациентов.

В настоящее время наиболее перспективным является дистанционное обучение больных. Оно позволяет охватить большой объем людей, живущих далеко от нефрологического центра и/или не имеющих возможностей пройти это обучение очно. Более того, при формировании ответов на поставленные вопросы в блогах специализированных сайтов школ их смогут прочитать десятки больных, повысив свой уровень знаний.

Статья прочитана 30 468 раз(a).

Цели, тематика и задачи обучения пациентов в школах здоровья

Врачу-нефрологу недостаточно осуществлять диагностические и лечебные мероприятия при ведении пациента с почечной патологией. При нефрологических отделениях и центрах должны создаваться школы для обучения пациентов. В Ростовском государственном медицинском университете под эгидой Ростовского областного общества нефрологов такая школа здоровья для пациентов была создана в 2002 году и на протяжении уже более чем 10 лет успешно функционирует.

Организация школ здоровья нужна для повышения уровня знаний пациентов в вопросах анатомии, физиологии и патологии мочевыделительной системы, приобретения навыков ведения здорового образа жизни и правильного питания, а также самоконтроля за патологическим процессом, позволяющего повысить уровень мотивации в качественном ведении почечной патологии.

Целями и задачами школы здоровья являются:

1. Формирование доминанты у пациента на активное участие в процессе оздоровления.

2. Обучение методам диагностики и коррекции факторов риска развития и прогрессирования почечной патологии, таких как артериальная гипертензия, сахарный диабет, ожирение, гиперурикемия, гиперхолестеринемия и т. д.

3. При организации школ для пациентов обязательно освещают основы и правил лечебного питания при заболеваниях почек, а также диетического питания, направленного на снижение веса тела при ожирении.

4. Работа школы здоровья основана на обучении методам самоконтроля СКФ, артериального давления, индекса массы тела, анализа мочи с применением тест-полосок, водного баланса.

5. Информирование о методах заместительной почечной терапии и особенностях питания, контроля водного баланса, подходах к медикаментозному и немедикаментозному лечению.

6. Одна из задач школы здоровья – ознакомление с концепцией хронической болезни почек и стратегией борьбы с почечной патологией.

7. Представление информации об организации нефрологической службы, деятельности профессиональных и пациентских нефрологических обществ и возможностях получения квалифицированной помощи.

Занятия в школе здоровья проводятся четыре раза по полтора часа:

Занятие № 1 — «Основы строения и функционирования органов мочевыделительной системы. Основные симптомы при заболеваниях почек».

Занятие № 2 — «Концепция хронической болезни почек, факторы риска развития и прогрессирования почечной патологии».

Занятие № 3 — «Подходы к диагностике и лечению заболеваний почек».

Занятие № 4 — «Основы почечнозаместительной терапии».

Следует заметить, что данные темы занятий в школе здоровья предназначены для пациентов, нуждающихся в консервативной терапии, и здоровых людей с факторами риска почечной патологии. В случае обучения в школах здоровья пациентов, получающих лечение гемодиализом или имеющих почечный трансплантат, а также страдающих хронической почечной недостаточностью (ХБП 3—4-й стадии), требуется иная структура школы.

Темы школы здоровья для пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью и готовящихся к началу или получающих почечнозаместительную терапию:

Занятие № 1 — «Основы строения и функционирования органов мочевыделительной системы. Концепция хронической болезни почек, факторы риска развития и прогрессирования почечной патологии».

Занятие № 2 — «Основы почечнозаместительной терапии. Методы, показания к применению и подготовительные процедуры».

Занятие № 3 — «Особенности питания и поддержания водно-электролитного баланса на гемодиализе».

Занятие № 4 — «Контроль артериального давления, гемоглобина и коррекция нарушений фосфорно-кальциевого обмена».

Занятие № 1 — «Основы строения и функционирования органов мочевыделительной системы. Концепция хронической болезни почек, факторы риска развития и прогрессирования почечной патологии».

Занятие № 2 — «Основы почечнозаместительной терапии. Методы, показания к применению. Трансплантация почки — показания к применению, технология проведения и особенности подготовительного этапа».

Занятие № 3 — «Применение иммунодепрессивной терапии, классификация и проявления криза отторжения, профилактика, тактика при кризе отторжения».

Занятие № 4 — «Контроль артериального давления, гемоглобина, коррекция нарушений фосфорно-кальциевого обмена, нарушений питания, инфекционных осложнений у пациентов с функционирующим почечным трансплантатом».

ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?

На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».

Действуют учреждения следующим образом:

1.       В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.

2.       Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.

В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: