Много ли слов в русском языке краткое содержание

Сколько слов в русском языке 2023

Основные требования к сжатому изложению:

  • Информацию исходного текста нужно сократить и обобщить;
  • Необходимо отразить основные мысли автора, искажение авторских суждений не допускается;
  • Должна быть сохранена последовательность изложения содержания;
  • Нужно передать микротемы исходного текста, их три; пропуск микротемы или нарушение абзацного членения ведёт к снижению оценки.

Кратко изложить прослушанный текст гораздо сложнее, чем текст прочитанный, поэтому при подготовке к написанию сжатого изложения имеет смысл потренироваться сокращать прочитанный текст, то есть тот, который вы восприняли визуально. Следующим этапом будет уже сокращение текста, воспринятого на слух, здесь можно воспользоваться аудиозаписями текстов.

Виды компрессии текста

При работе с текстом, воспринятым визуально, можно потренироваться сокращать текст различными способами. Существует несколько приёмов компрессии (то есть сжатия) текста:

Исключение.В этом случае мы убираем из предложения несущественные подробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные и вставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закате дня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на котором должны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобы встретить гостей.

Замена.Можно заменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной, сложного предложения простым, предложения или его части указательным местоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела вас обидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.

Слияние.Объединение двух простых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменой или исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки, мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, о последних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгу разговаривали обо всём.

Основные принципы сжатия текста:

  • В результате сокращения должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.
  • В новом тексте должны быть сохранены все микротемы, основная мысль исходного текста.

Рекомендации для работы с текстом, воспринимаемым на слух:

При первом чтении текста постарайтесь сосредоточиться на восприятии текста, определении основной темы, микротем, идеи (основной мысли) текста

Можно ограничиться только прослушиванием, но можно и начать делать записи, тогда нужно обратить внимание на первые предложения каждого из трёх абзацев (между ними при чтении заметная пауза) и кратко записать их. Первое предложение – это абзацный зачин, часто именно в нём заключается смысл микротемы

Записи следует делать, оставляя места между строками, чтобы потом вписать туда необходимую информацию.

Между первым и вторым чтением отводится 5-7 минут для осмысления текста. В это время нужно кратко записать последовательность событий, восстановить ход рассуждений автора. Можно составить план, в котором определить микротемы.

При втором прослушивании проверьте правильность выделения абзацев, дополните и откорректируйте записанные материалы. Обратите особое внимание на даты, собственные наименования, цитаты, важные для передачи основной мысли текста. Зафиксируйте последовательность: в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец; в описании – предмет и его существенные признаки; в рассуждении – тезис, доказательства, вывод.

Выберите способы компрессии для каждой части текста и затем, используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. После записи сжатого изложения проверьте, удалось ли сохранить связь между частями, авторский замысел. Перечитайте текст и посчитайте количество слов. Если их меньше 70-ти, подумайте, какую часть можно расширить.

После проверки содержания тщательно проверьте грамотность (наличие грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок), перепишите сжатое изложение в чистовик.

Пример сжатия текста

Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».

Использование приемов компрессии

Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:

  • Жизненная цель – самооценка человека.
  • Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
  • Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.

1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от  человека, который радовался каждому своему доброму делу

Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная

Она должна диктоваться добротой и любовью.

Сжатое изложение:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от  человека, который радовался каждому своему доброму делу

Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная

Она должна диктоваться добротой и любовью.

Лексическое значение слова

Слово обла­да­ет номи­на­тив­ной функ­ци­ей, то есть спо­соб­но­стью назы­вать что-то. Слова пона­до­би­лись людям в про­цес­се обще­ния, что­бы име­но­вать всё, с чем они сопри­ка­са­ют­ся в жизни.

К. Паустовский отме­чал, что «для все­го, суще­ству­ю­ще­го в при­ро­де, — воды, воз­ду­ха, обла­ков, солн­ца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цве­тов и трав — в рус­ском язы­ке есть вели­кое мно­же­ство слов и назва­ний».

Кроме зву­ко­вой обо­лоч­ки, сло­во име­ет опре­де­лен­ный смысл. Оно соот­но­сит­ся с опре­де­лен­ной реа­ли­ей дей­стви­тель­но­сти и слу­жит для назы­ва­ния пред­ме­тов и при­зна­ков, дей­ствий и состо­я­ний, коли­честв и качеств. Только неко­то­рые слу­жеб­ные сло­ва (части­цы, пред­ло­ги, сою­зы) не обо­зна­ча­ют поня­тий действительности.

Фонетическая оформ­лен­ность сло­ва нераз­рыв­но соче­та­ет­ся с его опре­де­лен­ным внут­рен­ним смыслом.

Этот внут­рен­ний смысл, исто­ри­че­ски закреп­лен­ный в сло­ве, явля­ет­ся его лек­си­че­ским значением.

Лексическое зна­че­ние — это смыс­ло­вое содер­жа­ние сло­ва, его соот­не­сен­ность с опре­де­лён­ным пред­ме­том или явле­ни­ем действительности.

Можно утвер­ждать, что в каж­дом сло­ве содер­жит­ся опре­де­лён­ная инфор­ма­ци­он­ная программа.

Например, мно­гие зна­ют и пред­став­ля­ют, что обо­зна­ча­ет сло­во «глаз». Глаз — это орган зре­ния у чело­ве­ка и у мно­гих живот­ных и птиц. С помо­щью гла­за мы не толь­ко видим окру­жа­ю­щий мир, но раз­ли­ча­ем цве­та, день и ночь, а так­же можем читать, писать, рисо­вать, стро­ить и пр. В лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва «глаз», выра­жен­но­го имен­но этим соче­та­ни­ем четы­рех зву­ков, рас­по­ло­жен­ных в стро­гом поряд­ке, вхо­дят наи­бо­лее суще­ствен­ные инди­ви­ду­аль­ные при­зна­ки и свой­ства пред­ме­та, обо­зна­чен­но­го этой лексемой.

Слова отли­ча­ют­ся друг от дру­га сво­им лек­си­че­ским зна­че­ни­ем. Лексическое зна­че­ние у каж­до­го сло­ва своё.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют одно­знач­ные и мно­го­знач­ные сло­ва. Однозначные сло­ва (шарф, коси­нус, ночь) обла­да­ют толь­ко одним зна­че­ни­ем, а мно­го­знач­ные име­ют несколь­ко зна­че­ний, кото­рые с помо­щью цифр по поряд­ку пере­чис­ля­ют­ся в тол­ко­вых словарях.

Мост —

  1. Сооружение для пере­хо­да, пере­ез­да через реку, овраг, желез­но­до­рож­ный путь.
  2. Помост, настил из досок, брёвен.
  3. Приём в спор­тив­ной борьбе.
  4. Часть шас­си авто­ма­ши­ны, трактора.
  5. Зубной про­тез — план­ка, на кото­рой укреп­лен ряд искус­ствен­ных зубов.

Характерные свойства и функции

Словесные конструкции являются одним из основных средств общения. Они формируются при помощи грамматических правил и структурно-коммуникативных законов. В русском языке выделяют следующие свойства единиц языка:

  1. Номинативность: способность описывать предмет, его качества и действия. Этим признаком не обладают междометия, модальные глаголы, местоимения, предлоги, союзы и частицы.
  2. Двусторонний характер: имеют знак и связанное с ним значение.
  3. Фонетическая оформленность: состоят из одной или нескольких фонем — минимальных единиц звукового строя языка.
  4. Недвуударность: наличие главного ударения. Предлоги, союзы и частицы являются безударными языковыми единицами.
  5. Константность: обладают неизменной фонетической оболочкой. Это свойство характеризуется постоянство звучания структурной единицы языка.
  6. Идиоматичность: немотивированность значения и связь между словесными морфемами. Этот признак относится к фразеологизмам. В них устойчивые словосочетания приобретают иное лексическое значение. Пример: мутить воду (запутывать какое-либо дело).
  7. Непроницаемость: имеет целостную структуру. Ее нельзя разделить другими словесными конструкциями.
  8. Лексико-грамматическая отнесенность: имеют синтаксическую самостоятельность. В зависимости от контекста предложения они могут изменяться по роду, числу, падежу времени, форме наклонения и лицу.
  9. Воспроизводимость: проговариваются в известном для носителя языка виде. Они формируются во время высказывания.
  10. Изолируемость: воспринимаются вне речевого потока, сохраняя свое первичное значение.
  11. Материальность: имеют звуковую и графическую оболочку.

В русском языке присутствует явление словоизменения. Оно может иметь разную форму и лексико-грамматическое значение. Существуют следующие варианты словоизменения:

Фонетические. Изменяется буквенный состав. Образец: реферат — . При изменении слова на фонетическом уровне меняется порядок произношения

В этом случае внимание концентрируется на постановке правильного ударения.
Лексико-семантические. Смысл слова изменяется в соответствии с контекстом предложения

Образец: глава книги — глава семьи.
Грамматические. Изменяется форма слова в зависимости от рода, морфологической категории и числа. Пример: церковь — церква.

Слова обладают следующими функциями:

  1. Номинативная: позволяют кратко описывать предметы, явления и действия.
  2. Познавательная: предоставляют возможность дифференцировать объект окружающей действительности, нуждающийся в познании.
  3. Накопительная: накапливают информацию и формируют представления о предметах на основе приобретенного опыта. Накопленные знания о мире записывают в виде определений и фиксируются в толковых словарях.
  4. Обобщающая: значение слова характеризует класс предметов или явлений, имеющих схожие признаки. Это позволяет собеседникам понимать друг друга во время разговора.
  5. Коммуникативная: обеспечивают взаимодействие между людьми и упрощают процесс передачи информации.
  6. Эстетическая: словесные конструкции выступают в качестве художественных средств выразительности. Эта функция проявляется в литературных произведениях.
  7. Прагматическая: характеризуют объекты или отдельные ситуации с точки зрения говорящего.

Как написать изложение правильно

Обобщим все полученные знания об изложении материала на письме. Это часто встречаемое задание, поэтому его нужно уметь выполнять корректно и на высокие баллы. Рассмотрим, как грамотно писать текстовое изложение и аудирование.

Сжатое аудио-изложение

Данный вид работы включает в себя прослушивание текста несколько раз, а потом его воспроизведение на бумаге. Сложность заключается в том, что не всегда можно записать и запомнить все то, что говорит диктор

Поэтому нужно максимально сосредоточить свое внимание на речи и уже по ходу прочтения выявлять для себя основные аспекты фрагмента произведения

Правила написания грамотного аудио-изложения

  • прослушайте текст первый раз и постарайтесь зафиксировать на черновике ключевые, по вашему мнению, нюансы;
  • после второго раза прослушивания фрагмента дополните свой черновик дополнительными моментами;
  • проанализируйте услышанное и составьте структуру текста, который будет содержать вступление, основную часть и заключение;
  • для каждой определите ключевое предложение, а второстепенную информацию отбросьте или сократите;
  • в конце написания посчитайте слова, они не должны превышать 90, и проверьте, сохранена ли основная мысль автора, проверьте свою грамотность.

Если все выполнено правильно, то изложение написано верно, и все правила были усвоены и применены на практике.

Текстовое сжатое изложение

Эту работу выполнять намного проще, поскольку исходный текст можно прочитать самостоятельно. Он уже поделен на смысловые части, достаточно просто запомнить основную информацию и выбросить второстепенную.

Алгоритм написания текстового сжатого изложения:

  • внимательно изучить текст и проанализировать его;
  • выделить ключевые моменты и предложения;
  • мысленно пересказать содержание;
  • закрыть текст и написать сжатое изложение, согласно всем правилам, проверить себя.

Ликбез: Сколько слов в русском языке?

Авг

18
2017

Категория: Обо всем и не о чем
Просмотры(5275)

Пожалуй, ни один академик не ответит вам точно на вопрос, сколько в русском языке слов.  Просто никому еще не удалось их точно подсчитать, ибо живой русский язык содержит не только литературные нормы, но и изобилует диалектизмами, профессионализмами и жаргонизмами. Язык постоянно развивается, пополняясь все новыми и новыми словами и формами. Но примерную оценку все же можно сделать…

Кроме того, ученые расходятся в методологии подсчета. Так, например, в Великобритании в справочные издания, такие как Оксфордский или Вебстеровский словари, принято включать в абсолютно все. Там можно найти даже статьи по символам (в том числе обозначение химических элементов, сокращения мер веса, длины и других физических величин, форматы бумаги и т.д.) и специальные термины (например, «WEB 2.0» — это отдельная статья!). В российской научной традиции в словари включаются только полноценные лингвистические единицы литературного языка.

Самым авторитетным отечественным изданием, по которому можно судить о емкости языка, является Большой академический словарь, первое издание которого вышло еще в советские годы. Он насчитывает 131 257 слов русского литературного языка. Сейчас идет работа над новым изданием этого справочника, которое будет содержать уже около 150 000 слов. Дореволюционный словарь В.И.Даля насчитывает более 200 000 слов.

По оценкам профессиональных лингвистов, если к этому добавить диалектизмы, то получится уже более 400 000 слов. Если же еще учесть профессиональные термины, неформальные единицы и новообразования, то число слов перевалит далеко за полмиллиона!

Язык – это живая система. Некоторые слова «умирают», выходя из употребления полностью или оставаясь лишь в литературных произведениях. Но на их место приходят новые.  Например, в XX-начале XXI веке русский язык обогатился не менее чем на 40 слов только с корнем «люб»: «книголюб», «природолюб», «однолюбка», «любовь-игра», «любовь-ненависть», «любовь-морковь», «безлюбье» и другие. Новые веяния приносят в нашу жизнь и новые слова, которые образуются либо на основе уже существующих русских лингвистических единиц, либо путем русификации иностранных заимствований: «постить», «смайлик», «океюшки», «лайкать»  и т.п.

А вот считать заимствования в любом языке – дело совершенно неблагодарное. За всю историю человечества большинство языков  подверглись (и подвергаются до сих пор) очень существенному взаимному влиянию. В русском языке огромное количество заимствований из скандинавских, балтийских, тюркских, арабских, европейских языков и наречий, и, конечно, из латыни и греческого. Некоторые слова были заимствованы так давно, что воспринимаются исконно русскими.   А между тем,  даже «деревня», «боярин», «кувшин», «ларь», «кнут», «сахар», «свёкла», «фонарь», «телега», «руль», «ботинок» и многие-многие другие – это заимствования из других языков.

Английский язык, из которого сегодня идет наибольший поток заимствований в другие языки, тоже не эталон чистоты.  В Вебстеровском словаре только 35% исконных английских слов, остальные 65% — заимствования.

Говорить о «бедности» или «богатстве» какого-либо распространенного языка не совсем корректно. Например, английский и русский языки в целом сопоставимы по количеству слов (лингвисты оценивают реальную емкость английского языка примерно в 470 тыс. слов). Вопрос лишь в их применимости и частоте употребления, а также размере словарного запаса у среднего носителя языка.

В русском языке, согласно «Частотному словарю русского языка» под редакцией Л. Н. Засориной, наиболее употребительными являются около 30 тысяч слов, а наибольшую частоту имеют чуть более 6 тысяч слов.  А самых-самых распространенных в повседневной речи – около 2 500 тысяч.

В лексиконе классика русской литературы А.С.Пушкина было примерно 21 тысяча слов (столько насчитали в его произведениях, включая не только основные лексемы, но и производные от них: лист-листик-листочек и т.д.).  Словарный запас обычного человека оценивается по-разному. Единства в методике подсчета и результатах нет. Есть противоречивые данные, что словарный запас выпускника школы составляет от 3 000 до 40 000  слов. А у человека с высшим образованием – от 7 000 до 80 000 слов. При таких подсчетах надо учитывать, что словарный запас подразделяется на активный и пассивный. Активный запас  состоит из тех, слов, смысл которых человек понимает и использует их в речи, а пассивный – из тех, что понимает, но на практике не пользуется.

Оценивание результата

Содержание изложения оценивается от 0 до 2 баллов в зависимости от количества переданных микротем: если все микротемы отражены, то 2 балла, если же ученик упустил или добавил более одной микротемы, то это 0 баллов.

Приёмы сжатия оцениваются тоже по отношению к микротемам: если один или несколько приёмов сжатия были использованы во всех микротемах, то это даёт максимальные 3 балла, соответственно в двух микротемах – 2 балла, в одной микротеме – 1 балл. Если приёмы компрессии не использовались вообще – 0 баллов.

Третий критерий – оценивание смысловой цельности, связности и последовательности получившегося текста. Здесь учитывается правильность деления текста на абзацы, отсутствие логических ошибок. Максимальное количество баллов – 2. Одна логическая ошибка или одно нарушение деления на абзацы позволяет получить один балл, если нарушений больше – 0 баллов.

Таким образом за содержание сжатого изложения максимальное количество баллов равняется 7.

Грамотность оценивается по критериям, указывающим допустимое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Кроме того, оценивается фактическая точность высказывания. Если в работе не больше двух орфографических, двух пунктуационных, двух речевых, одной грамматической  и нет ошибок в понимании и употреблении терминов, а также отсутствуют фактические ошибки, то по этим критериям ученик получает максимальные 10 баллов.

В общем, в сумме, учащийся может получить за написание изложения максимально 17 баллов.

История русского языка и его слова

Русский язык — один из славянских языков и имеет богатую историю, которая начинается в IX веке. С того времени и до наших дней, язык продолжает развиваться и расти в количестве слов, входящих в его лексику.

Русский язык был сильно повлиян греческим, латинским, немецким и другими языками, с которыми он контактировал на протяжении своей истории. Сейчас, русский язык — один из самых распространенных языков в мире, который говорят более 250 миллионов человек.

Количество слов в русском языке продолжает расти из года в год. Если в 2023 году никто не будет добавлять новых слов в словари, то общее число слов будет оставаться стабильным. Однако, это не вероятно, так как каждый год появляются новые слова, которые отражают изменения в мире, технологии, моды и т.п.

  • Некоторые новые слова, которые были добавлены в русский язык в последние годы включают в себя: транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), цифровизацию, круговую экономику и т.д.
  • Каждое новое слово может иметь свои смысловые оттенки и использоваться в различных контекстах. Таким образом, слова в русском языке могут иметь множество значений и использоваться в различных контекстах..

Изучение истории русского языка и его слова, может помочь нам понять, как язык развивался и как он продолжает меняться в наши дни. Начиная от прошлого и заканчивая современностью, русский язык продолжает оставаться одним из самых элегантных и красивых языков в мире.

Общее понятие

Слово изучается лингвистикой, философией, психологией и логикой. Оно является одним из важнейших сегментов речевого потока. Слово как основная единица языка выступает в качестве условного обозначения звуков, произносимых в устной речи. С его помощью человек может передавать и анализировать информацию. Слова имеют значение, состоящее из 3 элементов:

  1. Прагматический компонент: физиологическая трактовка слова в соответствии с речевой ситуацией. Этот элемент выступает в качестве метасигнала.
  2. Семантический компонент: предметная основа и содержание. Этот элемент характеризует взаимосвязь между словом и предметом, которое оно обозначает.
  3. Синтаксический компонент: отношение слова к другим структурным единицам языка, используемым в процессе речи. Этот элемент учитывается при построении предложений и составлении текста.

Значения слов разделены на подгруппы, называемые семантическими полями. Они связаны между собой единой сетью и формируют словарный запас языка. Семантические поля упрощают процесс классификации языковых единиц. Слово также имеет смысл. В отличие от значения, он не изменяется в соответствии с мотивами и действиями коммуникатора.

Для многих слов характерно явление многозначности. В лингвистике оно называется полисемией. Явления многозначности заключается в переносе наименования с одного объекта на другой, осуществляемого на основе внешнего сходства или общих функций. Существуют следующие разновидности переносных значений:

  1. Метафора.
  2. Метонимия.
  3. Синекдоха.

Совокупность словесных конструкций называется лексической системой или кодом языка. Она усваивается людьми в процессе развития человеческого интеллекта. Лексическая система разделена на подгруппы. Она классифицируется в соответствии с выработанными человечеством представлениями об окружающем мире.

Что такое изложение?

Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.

Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию. Происходит изложение так: учитель 2 раза зачитывает текст (в начальной школе 3 раза), ученик внимательно слушает, делает пометки, старается запомнить. Первый раз учитель читает медленно, ставит паузы в важных местах. Во второй раз читает уже быстрее. Когда учитель заканчивает читать, ученик должен максимально похоже, сохраняя логический порядок и стилистику, написать то, что он только что услышал.

Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.

Важно! Объясните ребенку различие между сочинением и изложением. Излагаем мы информацию, которую услышали, увидели, запомнили

Она не является продуктом производства нашего личного сознания. Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.

Какие существуют виды изложения?

  • Подробное. Направлено на тренировку памяти, так как нужно запомнить большой объем информации, а затем изложить его как можно более точно. В старшей школе задача усложняется, уровень точности передачи становится высоким. Нужно делать пересказ, сохраняя языковые особенности автора.
  • Сжатое. Тренирует умение анализировать текст, выделять ключевые моменты, учит создавать конспекты.
  • Повествовательное. Наиболее простой тип, когда от ученика требуется запомнить правильную последовательность текста, а потом ее воссоздать.
  • Описательное. Текст содержит описание человека, животного или явления. Задача ученика – как можно точнее запомнить это описание, а затем пересказать его. Нередко требует от ученика применение фантазии, знание эпитетов.
  • Рассуждение. Более сложный вид сочинения, появляется ближе к старшей школе. Содержит элементы сочинения, и требует не только пересказа, но также собственной логичной аргументации.

Главная и второстепенная информация в тексте

Эти два вида информации имеют свои характеристики и особенности, о которых необходимо знать перед тем, как приступить к изложению текста. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Главная информация. Особенности и роль в тексте

Этот вид материала передает основную мысль автора, то есть то, что он хотел донести до нас большим объемом информации

Чаще всего главная информация передана в тексте в нескольких предложениях, которые важно уметь видеть и находить

Этот вид информации обладает следующими отличительными свойствами:

  • полнота;
  • достоверность;
  • понятность;
  • доступность;
  • ценность.

Именно главную информацию мы берем за основу написания сжатого изложения. Она обязательно должна быть в работе, ведь от нее исходит вся остальная структура.

Пример главной информации:

Второстепенная информация. Отличительная роль

Данный вид текстового материала отражает сведения, которые дополняют основное содержание текста

Такую информацию очень важно уметь отбрасывать при написании изложения, поскольку она сильно увеличивает текст, из-за чего данная единица речи может потерять свою уникальность и главную мысль

Отличительные детали, которые помогут определить второстепенную информацию:

  • история создания произведения;
  • факты из биографии писателей;
  • примеры;
  • подробные характеристики второстепенных явлений;
  • комментарии;
  • объяснительные толкования;
  • аргументы;
  • обоснования.

Все эти детали необходимо отбросить при написании сжатого изложения. Именно они символизируют второстепенную информацию. Но нельзя говорить о том, что этот материал может помешать восприятию всего произведения в целом. Он дополняет и детализирует единицу речи, распространяет сухую информацию. Однако в изложении данные факты будут явно лишними.

Пример второстепенного материала:

Жирным выделено то, что нужно отбросить.

Как отличить главную информацию от второстепенной

Не трудно справиться с этим заданием перед написанием изложения. Но все-таки иногда допускают ошибки, из-за чего и изложение текста является в корне неверным. Рассмотрим, как же отличить главный материал от второстепенного.

Алгоритм выделения главной информации:

  • прочитайте внимательно текст;
  • выявите самостоятельно главную мысль, по возможности озаглавьте;
  • найдите предложение, которое отражает основную суть текста;
  • постарайтесь увидеть дополнительные факты и сведения, которые можно исключить;
  • проверьте себя и мысленно уберите эти детали из текста, прочитайте без них. Если основная мысль не изменилась и не потерялась – все выполнено верно.

Если руководствоваться этим планом, то можно написать отличное сжатое изложение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: