Сообщение по русскому языку на тему похвальное слово знакам препинания

Знаки препинания и зачем они нужны: интересный рассказ о пунктуации для детей 4-го класса

Последние заданные вопросы в категории Русский язык

Русский язык 20.10.2023 14:43 23 Иванова Мария

Наречия-фразеологизмы. Помогите))

Ответов: 1

Русский язык 20.10.2023 14:34 9 Суханова Екатерина

Раскажи,есть ли у тебя дома зверёк или птичка.Придумай рассказ о своём любимице, запиши его в рабочу

Ответов: 3

Русский язык 20.10.2023 14:32 6 Волк Жека

695 схема)срочно помогите сегодня русский уя чилка убьет

Ответов: 1

Русский язык 20.10.2023 14:27 3 Мельниченко Анастасия

Помогите пожалуйста сочинить сказку про имя числительное. Заранее спасибо.

Ответов: 2

Русский язык 20.10.2023 14:25 17 Намаконова Лиза

Морфологические признаки слова солнце

Ответов: 2

Русский язык 20.10.2023 14:22 25 Яричевская Владислава

составить предложения теплыйдень,теплая рубашка,зимний вечер,большая лужа,холодное озеро,большое окн

Ответов: 3

Русский язык 20.10.2023 14:20 11 Панова Алёна

Как правильно? крадься или красться ?

Ответов: 2

Русский язык 20.10.2023 14:18 21 Пучков Саша

Правописание одной буквы «н» в суффиксах имен прилагательных. Опишите примеры и исключения,пожалуй

Ответов: 1

Русский язык 20.10.2023 14:14 5 Асқаров Ахмет

Расскажите о правописание нн в причастиях? Расскажите о правописание н-нн в отглагольных прилагате

Ответов: 1

Русский язык 20.10.2023 14:02 17 Коваленко Анна

сочинение на тему: «лодырю всегда нездоровится» доказать справедливость (70слов) тезис и 1 доказтель

Ответов: 1

Роль знаков препинания

Каждый знак препинания играет свою роль и несет смысловую нагрузку в расставлении правильных акцентов и пауз в тексте.

Кавычки

Зимой мы с мамой шли по городу, и прямо на улице увидели выставку картин. Я заметила картину «Грачи прилетели» и говорю маме:

— Мам, смотри, грачи прилетели.

А мама удивлённо на меня посмотрела и говорит:

— Доча, какие грачи, они только весной прилетают! А я показываю на картину и говорю:

— Мама! Картина «Грачи прилетели». И тогда она увидела выставку, и мы с ней долго смеялись»

ЗАПОМНИТЕ НАВСЕГДА! Название картин, музеев, станций метрополитена и т.п. пишется в кавычках

Восклицательный знак

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств» служит лишь восклицательный знак. В текстах восклицательный знак может встречаться несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, предложение «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.

Во-вторых, в предложении «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак в конце предложения используется для выражения недоумения.

В-третьих, в предложении «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.

В-четвёртых, в предложении «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.

В-пятых, в предложениях «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь. В-шестых, в предложениях «Не спеши! Не скачи! Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ

В-шестых, в предложениях «Не спеши! Не скачи! Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.

В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!

Точка

Если поставить точку неправильно, то получится предложение с другим смыслом. Например, у меня есть друзья Женя и Ира. Один раз они мне прислали эсэмэску про своего друга: «В комнате живёт ёжик Алёша он за ним ухаживает». Я её прочитала так: «В комнате живёт ёжик Алёша. Он за ним ухаживает». Потом долго удивлялась этой эсэмэске.

Так что друзья, пишите правильно, даже в эсэмэсках, разграничивая предложения, а то поймут не совсем так, как вы хотели!!!

Точка с запятой

Однажды я писала сочинение,и в нём оказалось предложение с огромным количеством запятых. Предложение выглядело вот так: «Это лето было тёплое, ласковое, милое, упрямое солнце светило с самого утра».

Но куда ещё запятые, их и так много!! И тут я узнала у мамы про знак препинания точка с запятой. Он ставится, когда в предложении много запятых. И я написала предложение так: «Это лето было тёплое, ласковое, милое; упрямое солнце светило с самого утра».Так я воспользовалась, совершенно новым для меня знаком препинания!!!

Многоточие

Моя подруга писала рассказ-описание о еже. Она старалась написать о ежике всё, что знала. Прочитав написанное сочинение в тетради, она вспомнила ещё кое-что, но писать уже устала. Что делать? И она позвонила мне: «Какой поставить знак, если есть ещё описание, а писать устала?».

Я подумала и ответила: «Что есть знак препинания – многоточие. Этот знак ставится, когда ты ещё не закончил высказывание». Это был выход! Она очень обрадовалась и поблагодарила меня!

Предложение

Страница 13. Виды предложений

12. Прочитайте.РассветаетСолнышко проснулось. Рассветает.Розовеет небо вдалеке…На ладошке небаЗвёзды тают,Как зимой снежинки на руке.                          С. Пшеничных

• Что вы представили, читая каждое предложение?

Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении?

• Подготовьтесь к письму по памяти данного стихотворения. Запишите его. Проверьте себя.

13. Прочитайте. Составьте и запишите предложения из данных слов.1. Золотая, наступает, осень.2. В, берёз, видны, жёлтые, листве, пряди, зелёной, и, лимонные.3. На, краснеют, рябины, гроздья, полянах, ярко, и, лесных, калины.4. Развесистый, роняет, на, дуб, жёлуди, землю, спелые.5. Стаи, к, готовятся, дроздов, на, отлёту, юг.6. А, лесу, в, грибов, появилось, сколько!

• Составляют ли предложения текст? Какой темой их можно объединить?

• Продолжите текст: составьте и запишите 1-2 предложения на эту же тему.  

Функции и виды знаков препинания

Знаки препинания очень важны, но не все из них выполняют одинаковые функции в тексте. В зависимости от этих задач знаки препинания делятся на группы:

Знаки завершения заканчивают предложение и отделяют одну мысль автора от другой. К этой группе относятся точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.  Выбор нужного символа зависит от эмоции, которую передаёт предложение.

Самый используемый символ этой группы — точка. Именно она “говорит” читателю, что мысль закончилась и сейчас начнётся другая. Посчитайте, сколько точек мы уже поставили только в этом абзаце? 

Ещё один знак завершения — это многоточие. Он интересен тем, что может стоять не только в конце предложения, но и в середине. Многоточие указывает на незаконченность мысли автора, что он что-то “недодумал”:

“Хотя… Надо было ему сразу ответить!”,

“А если она забудет про торт…”.

Разделительные знаки препинания помогают отделять один отрезок текста от другого по смыслу, обратив на него наше внимание. В эту группу включаем запятую, двоеточие, тире, точку с запятой

Самый популярный символ среди этой группы — запятая. Этот знак препинания очень важный, но именно про запятую часто забывают или ставят её неверно.

Зачем же нужна запятая? Этот символ отвечает за интонацию всей фразы, потому что в местах, где стоит запятая, мы делаем паузы  и выделяем важные части. Иногда от этого знака зависит весь смысл фразы. Вспомним известное предложение “казнить нельзя помиловать”. Место, куда будет поставлена запятая, наполняет фразу противоположным значением. 

Выделительные знаки чаще всего используются парами: две скобки, два тире, две кавычки, две запятые. Так эти символы выделяют смысловые отрезки внутри фразы. С помощью выделительных знаков мы видим обращения, вводные слова, прямую речь внутри предложения:

“Как же ты, Толя, мог так поступить?”,

“С днём рождения, сынок! — радостно сказала мама”.

Обратите внимание, часть знаков упоминается в нескольких группах. Почему так происходит? В зависимости от своих функций тире и запятые могут относиться к разным группам

Сколько таких знаков вы насчитали?

У всех символов есть общая задача — максимально ясно доносить до читателя мысли автора, наполнять их смыслом и интонацией, передавать эмоции

Поэтому важно показать детям значимость знаков препинания и в максимально доступной и увлекательной форме познакомить со всеми и научить ими пользоваться

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Доклад №2

Знаки препинания в тексте используется для оформления и структурирования записи. Они прежде всего служат для выделения смысловых частей предложения. Они показывают некую правильную структуры предложения и его завершенность

Также они служат для эмоциональной окраски предложения, так как это очень важно. Знаки препинания перестраивают текст, чтобы он стал читабельным и понятным для случайного читателя

Не знание пунктуации не к чему хорошему не приведет, так как такой человек не в силах написать правильный и легко читаемый текст. Знаков препинания существует очень большое количество и за каждым закреплена важнейшая функция.

Точка это очень распространенный знак препинания, и служит для завершения мысли в предложении. Также точка служит границей между двумя и более предложениями. А еще мало кто знает, что при помощи точки сокращаются слова, например, «и т.д».

Многоточие это очень интересный знак, который представляет из себя три точки расположенных подряд. Главной его функцией является показ незаконченности мысли, что возможно есть дополнения, которые небыли рассмотрены. Также многоточием изображается длительная пауза, при чтении текста. Эти паузы часто используются при быстрой смене темы или место действия событий.

Восклицательный знак располагается в конце предложения и показывает сильную эмоциональную окраску всего предложения в целом. Он способен показывать гнев, радость, веселье и многое другое. Вид эмоции определяется по содержанию предложения

Также важно помнить, что восклицательный знак может стоять посередине предложения. В этом случаи он выделяет обращения или какие-либо значимые слова.  

Вопросительный знак всегда находится в конце предложения. Он может показывать вопрос, сомнение или недомогание

Важно помнить если неправильно использовать этот знак, то найти правильный ответ на заданный вопрос не выйдет

Запятая это один из важнейших знаков препинания. Она находиться внутри предложения и разделяет его основные составляющие части. Это могут быть простые предложения в составе сложного. Также запятая показывает интонационные сдвиги или остановки при чтении.

4 класс

Какие бывают и что означают?

Знаки препинания появились намного позднее, чем люди освоили письмо. До конца 15 века все слова записывались слитно. Текст был совсем невыразительным и малопонятным. На фото можно увидеть, как тогда писали:

Согласитесь, намного легче читать текст с отдельными словами, точками, запятыми. Они облегчают восприятие текста.

Постепенно в русском языке появились больше десяти разных знаков препинания. В школе изучают только 10 из них, самых используемых.

Какие знаки бывают и что означают, узнаем из таблицы:

Название Как выглядит Значение Интонация
Запятая , разделение однородных членов предложения (перечисление);

разделение частей сложного предложения;

выделение обращения

перечислительная пауза;

выделительная пауза

Точка . законченная мысль законченное утвердительное высказывание
Многоточие антоним точки, недосказанность длительная пауза, прерванность речи
Двоеточие уточнение, разъяснение сказанного в первой части предложения разъяснения
Точка с запятой ; разделение существенных частей предложения (сообщений, которые нужно обдумать) пояснения
Тире пропуск каких-то слов противопоставления, обусловленности
Вопросительный знак ? в предложении звучит вопрос вопросительная
Восклицательный знак ! выражение ярких эмоций: радости, возмущения, презрения, восхищения, удивления и других;

громкость произношения

эмоциональная, согласно смыслу текста;

громкая

Кавычки « » обозначение чужих слов, границы прямой речи цитирования
Скобки ( ) дополнительная информация уточнения

Чтобы заинтересовать детей, можно прочитать стих о знаках препинания С. Я. Маршака. В нем точки с запятыми спорят, кто из них важнее.

Презентация для учеников 4 класса:

Ученикам полезно прочитать рассказы о знаках препинания. Например, А. Каневского. Писателю-сатирику удалось привести удачные примеры того, что дают человеку запятые, восклицательный, вопросительный и другие знаки.

Популярные темы сообщений

  • Мухоловка

    Венерина мухоловка или диона – относится к хищным растениям семейства Росянковые, которые питаются насекомыми, такими как: мухи, пчелки, муравьи, пауки, членистоногие маленького размера, но только обязательно живыми.

  • Картофель

    Каждый из нас любит картофельные блюда, но мало кто знает, что это растение прибыло к нам из Южной Америки. В середине 16 века эти клубни завезли в Европу. Но вначале люди не понимали всю суть употребления картофеля в пищу, и поэтому его высаживали

  • Портрет в музыке

    Рассматривая понятие «портрет» в каждом виде искусства, можно с уверенностью отметить отличия между ними в конкретном случае. Используя подручные средства, художник может легко запечатлеть мысль, сюжет на листе.

  • Мечников Илья Ильич

    Мечников Илья Ильич – всемирно известный ученый-биолог русского происхождения. Всю свою долгую жизнь, не лишенную трудностей, он посвятил науке. Среди людей признающих его талант были, такие выдающиеся личности,

  • Творчество Набокова

    Владимир Владимирович Набоков – великий писатель, поэт и переводчик, происходивший из русского рода. Но, как говорил о себе автор, он американский писатель.

Страница 5 Повторение

Страница 6. Наша речь и наш язык

1. Прочитайте высказывания о языке и речи. Объясните, как вы их поняли.

     С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (К. Паустовский)

    Наш язык — это важнейшая часть нашего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (Д. Лихачёв)

• Спишите первое высказывание. Проверьте себя.

• Знаете ли вы мудрые изречения о русском языке? Начинайте их находить и записывать.   

2. Прочитайте пословицы о языке и речи. Объясните, как вы поняли их смысл.  

В доброй беседе всяк ума копит.Умные речи приятно и слушать.Сперва подумай, а потом скажи.По речам узнают человека.Что на уме, то и на языке.Язык мой — друг мой.

• Запишите по памяти любые две пословицы. Проверьте себя.

• Подготовьтесь к конкурсу «Проба пера». Выберите любую пословицу и составьте на эту тему текст. Подготовьтесь представить своё сочинение в классе. 

Что такое знаки препинания?

Это символы, которые используются для оформления текста. Знаки препинания определяют смысл фраз и отделяют мысли друг от друга. Благодаря этим символам читатель понимает,  как закончилось предложение: вопросом, восклицанием или просто утвердительно.

Представьте себе текст без знаков, где нет запятых, точек, вопросительных знаков. Это будет один сплошной набор слов, которых сложно отделить друг от друга. Чтобы понять смысл такого текста, нужно приложить немало усилий.

В школе дети изучают только десять знаков препинания: точку, запятую, точку с запятой, тире, двоеточие, круглые скобки, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки, кавычки. Все эти символы активно используются в текстах, обеспечивая их понимание.

Конечно, существуют правила постановки каждого из знаков. Дети учатся различать эти символы и верно их расставлять.

Функции и виды знаков препинания

Знаки препинания очень важны, но не все из них выполняют одинаковые функции в тексте. В зависимости от этих задач знаки препинания делятся на группы:

Знаки завершения заканчивают предложение и отделяют одну мысль автора от другой. К этой группе относятся точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.  Выбор нужного символа зависит от эмоции, которую передаёт предложение.

Самый используемый символ этой группы — точка. Именно она “говорит” читателю, что мысль закончилась и сейчас начнётся другая. Посчитайте, сколько точек мы уже поставили только в этом абзаце? 

Ещё один знак завершения — это многоточие. Он интересен тем, что может стоять не только в конце предложения, но и в середине. Многоточие указывает на незаконченность мысли автора, что он что-то “недодумал”:

“Хотя… Надо было ему сразу ответить!”,

“А если она забудет про торт…”.

Разделительные знаки препинания помогают отделять один отрезок текста от другого по смыслу, обратив на него наше внимание. В эту группу включаем запятую, двоеточие, тире, точку с запятой

Самый популярный символ среди этой группы — запятая. Этот знак препинания очень важный, но именно про запятую часто забывают или ставят её неверно.

Зачем же нужна запятая? Этот символ отвечает за интонацию всей фразы, потому что в местах, где стоит запятая, мы делаем паузы  и выделяем важные части. Иногда от этого знака зависит весь смысл фразы. Вспомним известное предложение “казнить нельзя помиловать”. Место, куда будет поставлена запятая, наполняет фразу противоположным значением. 

Выделительные знаки чаще всего используются парами: две скобки, два тире, две кавычки, две запятые. Так эти символы выделяют смысловые отрезки внутри фразы. С помощью выделительных знаков мы видим обращения, вводные слова, прямую речь внутри предложения:

“Как же ты, Толя, мог так поступить?”,

“С днём рождения, сынок! — радостно сказала мама”.

Обратите внимание, часть знаков упоминается в нескольких группах. Почему так происходит? В зависимости от своих функций тире и запятые могут относиться к разным группам

Сколько таких знаков вы насчитали?

У всех символов есть общая задача — максимально ясно доносить до читателя мысли автора, наполнять их смыслом и интонацией, передавать эмоции

Поэтому важно показать детям значимость знаков препинания и в максимально доступной и увлекательной форме познакомить со всеми и научить ими пользоваться

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Сочинение на тему «Похвальное слово знакам препинания»

Похвальное слово знакам препинания
Как много в жизни важных мелочей, на которые не всегда обращаешь  внимание. Как много вещей, которые кажутся ненужными, а на самом деле решают нашу дальнейшую жизнь.
Вот в грамматике, например, какие-то точечки, какие-то палочки, точечки с хвостиком  – мелочь, но сколько смысла во всем этом

Это ведь не просто правила написания, это правила нашей жизни.

Точка и запятая
В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно поставить точку. Точку в отношениях, точку в игре, точку в учебе, работе. Точка подразумевает под собой завершение чего-то, завершение определенного периода.  Продолжение возможно, но это уже новый этап, который мы начнем с заглавной буквы.
А представьте на секунду, что нет точки, что жизнь идет сплошным тестом. Как отделить прошлое от настоящего, настоящее от будущего?
Но не всегда хочется заканчивать что-то, иногда нужно просто сделать паузу, поставить запятую. Ах, как же важна запятая именно в нужном месте. Вроде бы какая-то закорючка, а может спасти целую жизнь. Все помнят мультфильм «В стране Невыученных уроков» и этот важный вопрос «Казнить нельзя помиловать».

Троеточие и восклицательный знак
А что делать, если нужно больше времени на размышление, если мы знаем, что продолжение будет, но не можем сказать какое? Тогда нам на помочь приходит троеточие или многоточие. Оно обозначает мысли, состояние души, неизвестность, длинную паузу…  Хорошо иногда отдохуть, подумать… И самое главное человек сам в праве решать, когда ему это делать и делать ли вообще.
Жизнь  – это не каждодневная серость. Это праздник, это яркость, это эмоции. Ах, как прекрасна наша жизнь! Эти эмоции нуждаются в выплеске. И если мы просто можем изменить интонацию, повысить голос, то излагая наши мысли, состояние души на бумаге, нам не обойтись без восклицательного знака. Именно он может передать и злость, и радость, и любовь…

Можно долго писать по поводу важности каждого знака препинания. Похвальных слов для них много не бывает

Спасибо Вам, знаки препинания. Спасибо, что наводите порядок в нашей жизни! Спасибо, что помогаете расставить акценты, отделить важное от второстепенного. Вы ведь не просто правила грамматики, вы – наша жизнь, изложенная на бумаге. Спасибо…

Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания

Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой ( ; ), двоеточие ( : ), многоточие ( … ).

1. Вспомните употребление знаков препинания:

а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях.

Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения.

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения.

б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?

в) какой знак и когда ставится перед предложением?

Тире ставится перед каждой репликой в диалоге.

2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.

— Здравствуйте! Я Вопросительный знак! Больше всего на свете я люблю спрашивать: Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? Как? С утра до ночи я задаюсь вопросами: “Зачем падает снег?”, “Почему люди не летают?”, “Откуда известно, что Солнце —это ближайшая звезда?”

3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.

А. А. Фет Весенний дождь

Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым мёдом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.

Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?

В стихотворении употреблены знаки препинания – точка и запятая. Больше всего в тексте запятых. В тексте нет незнакомых знаков препинания. Знаки препинания помогают читать стихотворение более выразительно.

Составьте сообщение на одну из тем:

Наш проект «Похвальное слово знакам препинания»

О пользе знаков препинания можно говорить долго. Если мы потеряем запятую, то будем говорить только простыми предложениями. В большом, сложном предложении мы запутаемся. А за несложными фразами стоят несложные мысли. Если не будет восклицательного знака, наша речь потеряет эмоциональность. Мы не сможем выразить возмущение или радость. Если будет отсутствовать вопросительный знак, мы не сможем задать вопрос. Двоеточие в предложении что-то объясняет. Как же без него? Нет, что ни говорите, а знаки препинания очень важны.

Раньше всех была введена точка, примерно в XV веке, поэтому она важничает больше всех и считает себя самой необходимой. Ведь до этого времени текст писался без промежутков между словами. Представляете, как трудно сегодня читать древнерусские тексты! Уже к первой половине XVI века использовалась запятая, вопросительный знак. А вот восклицательный знак сначала назывался «удивительным». Он и сегодня всему удивляется. «Прибежал Чудак — Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: — Ура! Долой! Караул! Разбой!» К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым стал применять писатель и историк Н.М. Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.B. Ломоносова, называл этот знак «молчанкой».

Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: “?”. Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: “!”.

Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении “Точка, точка, запятая…” А. Шибаев:

Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют прочтения.

Восклицательный знак Бурным чувствам Нет конца: Пылкий нрав У молодца!

Вопросительный знак Вечно думая Над смыслом, Изогнулся Коромыслом.

Многоточие Стоят три кумушки Рядком. Ведут беседу, Но — тайком, Какими-то Далёкими Туманными Намёками…

Двоеточие Двоеточие Глазастое Ходит, Знаниями Хвастая: Так и хочется ему Разъяснить нам, Что к чему…

Тире Ляжет палочкой На строчку: — Проходите По мосточку.

Кавычки Всегда подслушать Норовят То, что другие Говорят…

Скобки Словам раскрывают объятья: — Ждём в гости вас, Милые братья!

Запятая Выйдет на дорожку — Всем подставит ножку!

Точка Загораживает путь, Предлагает отдохнуть.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Правила

Пунктуация – это совокупность знаков препинания и система выработанных и закрепившихся правил их применения. Система, которая действует сейчас, сложилась в 18 веке, когда окончательно сформировались основы литературного языка.

Ломоносов о главном принципе, на котором основываются правила пунктуации: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам».

Другими словами, смысловая сторона речи, мысль, выраженная в предложении, имеет решающее значение при расстановке знаков. Правила расстановки запятых, которые нужно знать в 4 классе:

Основные пунктуационные правила коротко записаны на схеме:

Видео уроки по теме для 4 класса:

Страница 51. Состав слова

Значимые части слова

77. Прочитайте. Назовите сказку.

Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву: Город новый, златоглавый, Пристань с крепкою заставой. Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. А. Пушкин

• Найдите в тексте однокоренные слова. Что они обозначают? Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему?• Спишите. Выделите корень в однокоренных словах.

78. Прочитайте. Сгруппируйте однокоренные слова.

Ночь, грустить, пять, чистый, верх, свет, светленький, пятница, светлый, верхний, чистить, ночевать, пятак, пятнадцать, ночной, грустный, пятёрка, светить, ночь, грусть, чистота, верхушка, чистенький.

• Запишите однокоренные слова группами. Выделите в словах корень. Укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится.• Подчеркните изученные орфограммы в корне слов.

Упражнения для тренировки постановки знаков препинания

1. Вставьте пропущенные знаки (-)

Приплыла к нему рыбка, спросила: Чего тебе надобно, старче?
Ей старик с поклоном отвечает: Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится, Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба.
Отвечает золотая рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет.

2. Вставьте ( — ), где понадобится.
Из за братьев выступает
И, надувшись, отвечает:
Эта пара, царь моя,
И хозяин тоже я.
Ну, я эту пару покупаю!
Продаёшь ты?
Нет, меняю.
3. Вставьте пропущенные ( , )
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь:
Тоска предчувствие заботы
теснят твою всечасно грудь.
4. Вставьте пропущенные ( , )
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит:
«Эй пожарные бегите!
Помогите помогите!»
Долго долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушёными грибами.
Прибегали два курчонка
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата
Поливали из ушата.
Тушат тушат — не потушат
Заливают — не зальют.
Тут бабочка прилетала
Крылышками помахала
Стало море потухать —
И потухло.
5. Вставьте пропущенные ( ! )
«Прямо ехать — убитому быть
Влево ехать – женатому быть
Вправо ехать — богатому быть
Всё судьбой сие предписано»
Во глубоком раздумье Илья,
Он стоит, сам себе говорит.
6. Вставьте пропущенные ( ! )
В доме отдыха – плакат.
Объявления висят:
«Въезд машинам запрещён,
Чтоб не портили газон» 
«Около подъезда
Песни петь не место»
«В семь часов у нас подъём.
А не ночью и не днём»
7. Вставьте пропущенные ( . )
Я возвращался с охоты собака бежала
впереди вдруг она уменьшила шаги и стала красться
на аллее я увидал воробышка молодой воробей
выпал из гнезда он не умел летать и сидел неподвижно
8. Вставьте пропущенные ( . )
Плывут паутины
Над сонным жнивьём,
Краснеют рябины
Под каждым окном
Хрипят по утрам
Петушки молодые
Дожди налегке
Выпадают грибные
Поют трактористы,
На зябь выезжая
Готовятся сёла
Ко Дню урожая

Проверка умения правильно ставить изученные знаки препинания

После того, как подобрали упражнения для тренировки в постановке знаков препинания, провели проверку, умеем ли мы правильно ставить знаки препинания. Для этого раздали одноклассникам свои тексты, затем собрали выполненные работы, проверили правильность, посчитали количество ошибок, поставили отметки и сделали вывод, что у нас получается лучше, а над чем ещё надо поработать. Мы получили следующие результаты:

Отметки

Вид задания

«5» «4» «3» «2»
Поставить точки 7 4 8 5
Поставить запятые 5 9 10
Поставить тире 9 4 1 10
Поставить восклицательный знак 10 9 2 3

Вывод: лучше всего мы научились ставить восклицательный знак, умеем ставить точки. Запятые и тире умеют ставить только половина ребят, поэтому нам необходимо и учить правила и учиться ставить знаки препинания.

Заключение

Работая над проектом, мы узнали очень многое о знаках препинания: какие знаки есть, историю их появления, правила постановки. Также мы учились их ставить. И, хотя у нас ещё не всё получается правильно, такая работа необходима. Она помогает научиться расставлять не только точки, запятые, но и точку с запятой, двоеточие, тире.

Проведённый нами эксперимент показывает, что не все ребята научились правильно расставлять изученные знаки препинания, и поэтому нам необходимо не только учить правила, но и учиться ставить знаки.

Правильно ставит знаки пунктуации очень важно, так как от этого зависит, поймут нас или нет. В устной речи мы изменяем голос, интонацию, делаем паузы, а на письме все это мы выражаем знаками препинания, которые точно передают наши мысли и чувства

А знание правил пунктуации позволит нам стать образованными людьми.

Список литературы

  1. Загадки по русскому языку для школьников.
  2. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. — М.: Просвещение, 2014 г.
  3. Пунктуация(или знаки препинания).
  4. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях Канакина В.П., Горецкий В.Г. — М.: Просвещение, 2014 г.
  5. Стихи о знаках препинания/ Ирина Токмакова.
  6. Точка, точка, запятая: происхождение знаков препинания.

Страница 89. Три склонения имен существительных

Как определить склонение имени существительного?

153. Прочитайте.

1. Лиса, сестра, папа.2. Гнездо, стол, окно.3. Степь, рожь, глушь.

• Что значит просклонять имя существительное?

• Проведите исследование. Просклоняйте каждую группу имён существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.

1-е склонение имён существительных

154. Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имён существительных в начальной форме.

Земл.., волн.., дяд.., тёт.., стран.., Ван.., Миш.., башн.., капл.., сестр.. .

• В чём сходство и различие данных имён существительных?

• Укажите род имён существительных, выделите их окончания.

Страница 67. Части речи

Что такое части речи?

111. Прочитайте. Назовите сказку.

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Жили они в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. А. Пушкин

• Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является.• Найдите и подчеркните служебные слова. Скажите, какую роль они выполняют в предложении.

112. Прочитайте загадку. Какие слова пропущены?

Стоит дуб, … дубу двенадцать гнёзд, … каждом гнезде … четыре синицы. … каждой синицы … четырнадцать яиц: семь беленьких … семь чёрненьких. (К_л_нд_р_)

• Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. Запишите отгадку к загадке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: