Владимирский успенский собор

Успенский собор во владимире - шедевр древнерусского зодчества

1.Памятники архитектуры Древней Руси

1.986-996 Десятинаая церковь ( Успения Богородицы) в Киеве. Владимир Святой.
2.1019-1026 Золотые ворота в Киеве Ярослав Мудрый
3.1037 Собор Святой Софии в Киеве. Ярослав Мудрый.
4.1045-1050 Собор Святой Софии в Новгороде Ярослав Мудрый
5. 1129 Георгиевский собор во Владимире Юрий Долгорукий
6.1158-1161 Успенский собор  во Владимире Андрей Боголюбский
7.1164 Золотые ворота во Владимире Андрей Боголюбский
8.1165 Церковь Покрова -на-Нерли Андрей Боголюбский
9.1194-1197 Дмитровский собор во Владимире Всеволод Большое Гнездо.
10. 1198 Церковь Спаса на Нередице. Новгород Ярослав Владимирович.

Десятинная церковь  в Киеве

(Церковь Успения Пресвятой Богородицы)Реконструкция Н.Холостенко.

Первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986 и 996 г. 

Разрушена  в 1240 во время набега Батыя.

По легенде она рухнула под весом народа, набившегося в неё и спасавшегося от монголов.

Основатель: Владимир Святой.Построена  греческими зодчими.

Золотые ворота в Киеве

Построены Ярославом Мудрым в 1019-1026 в честь победы над печенегами.Построен из плинфы- широкого обожжённого кирпича, применяемого в строительстве в Византии и на Руси в 10-13вв.

Название получили от Золотых ворот в Константинополе.Предназначались для церемониального въезда

В 1982 году в честь 15000-летия Киева ворота полностью реконструировали.   

Софийский собор в Киеве

Собор построен в центре Киева в 1037г. по приказу Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. 

Крестово-купольный храм.Построен византийскими и киевскими мастерами. 

В 1740г перереконструирован. Первоначальный вид утрачен. Построен в стиле украинского барокко.Является всемирным наследством ЮНЕСКО.

 

Софийский собор в Новгороде

Собор построен в 1045-1050 Ярославом Мудрым.

Крестово-купольный храм.

В 1929 г. закрыт, открыт снова только в 1991  и освящён лично патриархом

Алексием 2.

Георгиевский собор во Владимире.

Собор построен Юрием Долгоруким в 1129г. в честь своего небесного покровителя- Георгия Победоносца. Юрий- в крещении Георгий.

В 18 и 19 вв. храм пристраивался.

Находится во Владимире недалеко от Золотых ворот.

Успенский собор во Владимире

Собор построен  Андреем Боголюбским в 1158-1161 г.

До возвышения Москвы был главным храмом Владимиро- Суздальского княжества.

Фрески Успенского собора писал Андрей Рублёв.

В 1185-1189 храм значительно расширен Всеволодом  Большое Гнездо.

Золотые ворота во Владимире

Построены в 1164 князем Андреем Боголюбским. 

Это были самые парадные ворота в 12-13 веках.

Является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь построена в 1165г. Андреем Боголюбским во Владимиро- Суздальском княжестве.

Это первый храм, посвящённый празднику Покрова Богородицы.

Памятник внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 Дмитриевский собор во Владимире

Собор построен в 1194 г. Всеволодом Большое Гнездо.

Впервые в русской архитектуре появляется обильная скульптурная декорация, храм кажется ажурным.

Церковь Спаса на Нередице (Новгород)

Церковь была построена в Новгороде в 1198 внуком Владимира Мономаха – Ярославом Владимировичем.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Архитектура первой половины XIX века

Казанский собор

Архитектор: А.Н. Воронихин (1759-1814 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1801-1811

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Здание Биржи

Архитектор: Ж. Тома де Томон (1760-1813 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1805-1816

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Смольный институт

Архитектор: Д. Кваренги (1744-1817 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1806-1808

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Горный институт

Архитектор: А.Н. Воронихин (1759-1814 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1806-1811

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Адмиралтейство

Архитектор: А.Д. Захаров (1761-1811 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1806-1823

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Большой театр

Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы строительства: 1816-1824

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Исаакиевский собор

Архитектор: О. Монферран (1786-1858 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1818-1858

Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Александре II (1855-1881 гг.)

Здание Московского университета

Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.)

Место нахождения: Москва

Год строительства: 1819

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Михайловский дворец

Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1819-1825

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Здание Главного штаба и министерств

Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1819-1829

Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Николае I (1825-1855 гг.)

Здание Опекунского совета

Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы строительства: 1823-1826

Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Николае I (1825-1855 гг.)

Малый театр

Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)

Место нахождения: Москва

Год строительства: 1824

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Екатерининский институт

Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.), А.Г. Григорьев (1782-1868 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы строительства: 1826-1827

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Здание Публичной библиотеки

Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Год строительства: 1828

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Здание Сената и Синода (2 ракурса)

Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1829-1834

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Триумфальные ворота

Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы строительства: 1829-1834

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Александровская колонна

Архитектор: О. Монферран  (1784-1834 гг.), скульптор Б.И. Орловский (1793-1837 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1830-1834

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Ансамбль Александринского театра

Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Год строительства: 1832

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Большой Кремлевский дворец

Архитектор: К.А. Тон (1794-1881 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1838-1849

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Архитектура Киевской Руси — влияние Византии

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из  греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Архитектура Древней Руси 10 века

Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).

Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его

  • обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
  • многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции древнерусского деревянного зодчества.

Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси 11 века

В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии —  главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.

К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)

Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные по размерам и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.

Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.

↑ Интересные факты

  • В 1158 г. князь Боголюбский вёз икону Божьей Матери. Внезапно лошади остановились и ни в какую не трогались дальше. Это произошло рядом с городом Владимиром. До полуночи продолжались молитвы князя, пока не появилось видение Богоматери. Мать Бога уверила, что этот город станет столицей русского государства. Так же велела на этом месте построить храм и поставить там её икону.
  • Говорят, что пространство между стенами центральной главы было занято тайником с казной государства. 1771 г.
  • Боголюбская икона Пресвятой Богородицы спасла город от эпидемии страшной болезни. Девочка, молившаяся у иконы, перестала заикаться. Другая девочка, после автокатастрофы, которую не вылечили врачи, начала ходить. У молящихся на икону бездетных семей рождались дети.
  • Хан Батый приказал отрубить князю Георгию голову. При вскрытии гроба, в феврале 1919 г., установлено, что голова приросла к телу. Доказательства: неправильно сросшиеся позвонки шеи.
  • Мощи князя Глеба Андреевича не затронул пожар 1238 года. В 1410 г. гробница опалила огнём врага — татарина, искавшего сокровища.

Колокольня Успенского собора фото

Успенский собор во Владимире

Андрей Боголюбский повелел украсить самый центр города великолепным собором, посвящённым празднику Успения Богородицы. Именно он становится кафедральным – главным собором Древней Руси, выполняющим функции столичного государственного духовного и культурно-общественного центра.

Когда с Успенского собора сняли строительные леса, народ ахнул: такой церкви на Руси ещё не видали!

Первоначальное внутреннее убранство храма, к сожалению, не сохранилось, но его внешний облик всё также прекрасен.

Успенский собор славен не только своим внешним обликом (который, кстати, менялся на протяжении веков), но и росписями интерьера. Среди них, сохранились редкие достоверные работы выдающихся живописцев Древней Руси — Андрея Рублёва и Даниила Чёрного . (О русских иконописцах я расскажу в отдельной статье).

И сейчас, белокаменный собор Успения Богоматери, возвышаясь над крутым берегом реки Клязьмы, виден издалека, привлекая многочисленных туристов своим золотым пятиглавием, сияющим на солнце.

Как устроен Собор Святой Софии

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Первоначальный храм 1158—1160 годов

?ервоначальный белокаменный собор был построен великим князем
Андреем Боголюбским в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был
расписан.

Согласно сообщению В. Н. Татищева, «по снисканию бо
его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров для строения оного
из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по
вратам градским, видно, что Архитект достаточный был… Мастеры же
присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха
Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако
необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом
к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по
украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква
святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем
Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим
каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же
его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех
земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому
летописному тексту, речь идет не о строителях, а об иконописцах,
ювелирах и золотильщиках.

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным,
построенным из высококачественного белого камня (качество камня
храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей
Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м.
Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно
воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около
22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около
21 м), пропорции были достаточно изящными. И в интерьере, и в
наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3
метра) храм превосходил
Софийские соборы Киева и Новгорода.

Dormition Cathedral, Vladimir — Serge.Bystro @ Flickr

И стены, и крестчатые столпы относительно тонки, столпам
отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с
полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток
над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от
подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется
через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для
домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского
имел три притвора. Цоколь представлял собой простой
непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены
собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась
на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители
колонок близки к романской «кубической» форме, в базах —
клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и
украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет
собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на
два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и
затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню,
примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором
зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями
во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Н.Н. Воронин
обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на
стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а
по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В
центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в
пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и
«Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В
интерьере собора сохранились фигурные «капители 1158—1160 гг.
в виде сдвоенных лежащих львов .

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г.
относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного
фриза (в северной галерее).


Vladimir 10 — Alexxx1979 @ Flickr

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени
являлся весьма спорным (в частности, Е.Е. Голубинский полагал
храм пятиглавым, Н.Н. Воронин — одноглавым). В начале
2000-х годов анализ летописных источников, проведенный
Т.П. Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования
С.В. Заграевского показали верность гипотезы
Е.Е. Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Архитектура Древней Руси: кратко об особенностях

Памятники Киевской Руси строились византийскими мастерами, но аналогов в Византии не было (см. Архитектура Византии: 11 примеров чистого стиля). Приглашённые зодчие должны были учитывать непривычные для них строительные материалы и  многовековые традиции деревянного зодчества Руси (многоглавие, внешние галереи).

Уже на самой ранней стадии каменное зодчество Древней Руси имело своеобразный характер и свой путь развития. К 13 веку от киево-византийского наследства сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма. Праздничное и радостное звучание архитектуры — явление глубоко русское.

В результате изменения художественных вкусов под влиянием народных идеалов прекрасного, любви к красоте природы появились памятники во многом противоположные не только византийскому, но и  романскому стилю. Даже самые крупные здания, как владимирский Успенский собор, лишены подавляющей человека подчеркнутой грандиозности романского стиля.

Архитекутра Древней Руси (кратко и со вкусом величия) является крупнейшим вкладом в сокровищницу русского и мирового искусства. Она сыграла важнейшую роль в последующем строительстве и становлении русского стиля зодчества.Читайте по теме:«Устройство русской избы внутри и снаружи»«Деревянное зодчество Древней Руси и России»

↑ Богослужения

Двери храма открыты ежедневно с 7.30 до 20.00. Когда нет служб, собор посещают туристы и экскурсанты, знакомятся с музейными экспонатами. По будням в храме ранняя литургия в 7.30, время поздней в 9 часов. В воскресные и праздничные дни утренняя служба в 6.30, а вечерняя в 5 вечера.

икона Владимировской Божьей Матери фото

Каждое воскресенье, на вечерней службе, звучат хвалебные песнопения Матери Бога Владимирской иконе. В пятницу прихожане беседуют с настоятелем. Спустившись под колокольню, попадаешь в часовню. Вход с 10 утра до 6 вечера. Службы проходят ежедневно в 11.00, по воскресеньям с 12 часов. Во время молебна произносится Акафист, и освящается вода.

Святыни

А вот среди особенностей и представленных в храме святынь можно выделить наиболее примечательные: фрески, мощи, иконы.

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира

Следует заметить, что росписи храма были расчищены только в 1918 г., при этом обнаружилось что они сильно пострадали от побелки и безграмотной реставрации. Поэтому сами фрески до наших дней дошли лишь частично сохранившимися, а большая часть из них навсегда останется утерянной (к примеру, в северо-западной части молельни, в куполе, на парусах, алтаре и не только).

Те, части росписей, которые были расчищены относятся к фрагментам действительно величественной композиции «Страшного суда», служащая украшением прилегающих столбов и западных сводов южного и центрального нефов.

Мощи святых в Успенском соборе Владимира

Здесь почивают мощами нетленными, как владимирские богоугодники, так чудотворцы всего русского государства, к которым относятся:

  • благоверный праведник князь муромский Глеб (день памяти 20 числа в июне месяце/июль месяц 3-го числа);
  • Андрей Боголюбский – великий благочестивый князь, память которого приходится на 4/17 число в июле месяце;
  • Георгий (проводится день памяти церковью 4/17 числа последнего зимнего месяца) – великий князь, который своим праведным образом жизни был удостоен канонизации.

Также в молельни находится части святых мощей св. богоугодника великого князя Владимирского Невского Александра, равноапостольного праведного князя Владимира. Примечательным является то, что в представленном Божьем храме в расположенном в галерее некрополи хранятся свыше 40 мощей святых праведников.

Иконы Успенского собора Владимира

К особо чтимым чудотворным ликам, представленных в Божьем храме следует отнести:

  • образ Царицы Небесной «Боголюбская»,
  • образ Пресвятой Богородицы «Владимирская»,
  • икона «Максимовская»,
  • божественный образ святителя Авраамия Болгарского с частицами его мощей,
  • лик Апостола Симона.

Православный храм Владимирской епархии пребывает в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Православной Русской Церкви. В 1992г. был внесен в качестве памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

↑ Какие есть мощи

В соборных аркосолиях стоят гробницы со святыми мощами князей города. Здесь же покоятся родственники, епископы и настоятели храма. 

  • Северная галерея, слева от центра, в придельном алтаре поклоняются мощам благоверного Андрея Боголюбского. Князь признан святым в 1702 г.
  • В центре, под стеклом, рака с мощами, принадлежащим святому Георгию. Канонизирован спустя 400 лет со дня смерти.
  • Напротив раки Андрея Боголюбского, покоятся останки Всеволода Большое Гнездо. Сверху, заменяя крышку, поставлено вместилище останков младшего сына Андрея, благоверного Глеба. Юноша жил уединённо, соблюдая строгий пост и молитвенные бдения с 12 лет. В 19 лет умер. Святые мощи не тронуты тлением.
  • Святитель Максим, святые мощи которого покоятся в земле, перенёс киевскую кафедру во Владимир. На стене, над захоронением расположена копия изображения явления Богородицы.

↑ История

Удивительная и богатая история у собора Владимирской митрополии.

Успенский собор фото

  • Первоначальное здание заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 г. после явления Пресвятой Богородицы. Матерь Божья велела соорудить в этом месте дом для черноризцев. Князь распорядился написать лик Богоматери таким, какой она привиделась.
  • Строили главный храм греческие, галичские, киевские мастера и архитекторы из Германии. Совместная работа помогла укрепиться и внешнеполитическим отношениям. В 1161 г. собор освятили. 
  • В 1181 г. храм пострадал в результате сильного пожара. Приказал восстановить и расширить строение князь Всеволод Большое Гнездо. 
  • 1238 г. Войска хана Батыя подожгли собор, но строение пострадало не сильно. 
  • В XIV – XV веках стены расписаны Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. 
  • XVI-XVII вв. неухоженный храм постепенно ветшает.
  • С XVIII в. храм неоднократно обновлялся: — 1767 г., Екатерина II приказала изменить иконостас, который приобрёл стиль барокко; на протяжении следующих 200 лет перестраивали и изменяли здание снаружи, построили колокольню; в 70-80 гг. XX века купола покрыли золотом, а на камень нанесли специальный состав; остаткам фресок вернули величественный вид, внутри помещения установили благоприятный климат.

Новгородская архитектура Древней Руси 11—12 веков

Первая христианская церковь в Новгороде была выстроена из дуба (в конце 10 века). В 1044-1052 годах вместо сгоревшего в пожаре деревянного Софийского собора возвели каменный. Он интересен тем, что демонстрирует отличные от Киева архитектурные вкусы горожан и влияния западноевропейского стиля. Строгие толстые стены, маленькие узкие окна имеют много общего с . Но сохраняется отличительная особенность древнерусского стиля: башенки и купола. Уступая киевской Софии по площади, новгородский храм заметно превосходит ее по высоте.

Дальнейшие отклонения от византийской модели очевидны в последующих соборах Новгорода: Свято-Никольский (1113 г.), Св. Антоний (1117–19 гг.) и Св. Георгий (1119 г). (Кликайте на картинку для увеличения)

Особенностью новгородской архитектуры стало отражение грубоватой и лаконичной простоты, отсутствие геометрической четкости форм, их характерная пластичность и скупость декора.

История создания

Строительство Успенского собора началось еще в середине 12 века князем Андреем Боголюбским, который задумал возвести храм, равного которому еще не было на Руси. Для осуществления грандиозного замысла были приглашены выдающиеся зодчие со всех земель – Галича, Киева, Германии и Греции. Собор был выстроен из известняка и украшен великолепной белокаменной резьбой.

В последующие годы храм много раз восстанавливали и перестраивали. Так, в конце 12 века он был сильно поврежден вспыхнувшим пожаром. Стараниями князя Всеволода Большое Гнездо собор был восстановлен. Зодчие расширили храм, внутреннее убранство заменили более роскошным и обнесли новыми стенами из камня, соединенными арками со старыми.

В 13 веке войска хана Батыя ворвались в город и подожгли собор вместе с находившимися в нем людьми. Огонь повредил церковную роспись, но сам храм выстоял.

После победы в Куликовской битве началось восстановление соборов и церквей. В начале 15 века князь Василий I пригласил знаменитых мастеров иконописи – Андрея Рублева и Даниила Черного. Они расписали храм новыми уникальными фресками, из которых сохранились отдельные фрагменты.

В 18 веке при Екатерине II интерьер храма был обновлен, появился барочный иконостас. А в самом начале 19 века рядом с собором выстроили высокую четырехъярусную колокольню с золотым шпилем, которая в 60-е годы 19 века была соединена с ним Георгиевским приделом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: