Тьютор

Кто такой тьютор? о секретах профессии помощника для особых детей...

Требования к специалистам

Родители и директора учебных заведений выдвигают определенные требования к тьюторам. Современный квалифицированный специалист должен им соответствовать. Основные из них:

  • тактичность;
  • стрессоустойчивость;
  • ответственность;
  • организованность;
  • оптимистичный настрой;
  • аналитическое мышление;
  • принципиальность;
  • терпеливость.

Цель работы специалиста — повысить уровень знаний ребенка. Для этого он должен быть всесторонне развитым и уметь творчески мыслить. Ему приходится работать с разными детьми, поэтому нужно запастись терпением и искать свой подход к каждому. В этом деле помогут тактичность, терпеливость и неконфликтность.

Но тьютор также должен проявлять строгость и правильно вести себя с учениками. Неприемлем не соответствующий педагогу внешний вид и неадекватное поведение. Дети должны уважать и слушать специалиста. Даже при совмещении работы в учебных заведениях и индивидуальных занятий тьютор остается ответственным и оптимистичным.

Требуется также достойный уровень образования. Диплом тьютора можно получить в государственном гуманитарном, педагогическом и психолого-педагогическом университетах. Для регионов достаточно окончить колледж или курсы по педагогике и психологии.

Навыки, которыми должен обладать тьютор:

  • опыт развивающего обучения;
  • уверенный пользователь ПК;
  • умение анализировать разные уровни развития и обучения детей;
  • практика в использование современных технологических средств;
  • навыки самостоятельного развития.

Спросом пользуются тьюторы в возрасте от 27 до 40 лет с опытом работы или без него. Государственные учреждения готовы взять на должность специалиста, который прошел подготовку в учебном заведении или на курсах. Но предпочтение все же отдают тем, кто уже имеет опыт работы педагогом, учителем или воспитателем.

Этика тьютора: на чьей он стороне?

— Зачем понадобился этический кодекс тьютора?

— В какой-то момент мы поняли, что профессия не охватывается только технологией и профстандартом. Ты можешь быть технологически очень развит, а ценностно — нет. Было несколько прецедентов, после которых стало ясно, что мы должны этически закрепить определённые принципиальные положения. Например, была очень некрасивая ситуация, когда тьютор начала работать с тьюторантом, но не закончила свою работу, а деньги родителям не вернула. Или когда тьютор для технической поддержки во время работы в онлайне пригласила помощников, но с родителем тьюторанта это не обсудила, а родитель не захотел рассказывать про своего ребёнка при посторонних людях. Вот такие ситуации мы и захотели в будущем предупредить за счёт введения этического кодекса.

— Этот кодекс принят раз и навсегда, или он всё время дополняется?

— Понятно, что сразу всё учесть невозможно. Этический кодекс — это примерно как клятва Гиппократа в медицине, но постоянно усложняющаяся. Ничто не мешает нам каждый год дополнять и редактировать его.

— Можете на конкретных примерах пояснить, в чём заключается этика тьюторства?

— Например, очень важно, чтобы до начала работы тьютор согласовал ожидания как с родителями, так и с самим ребёнком. Если у ребёнка есть свои замыслы, которые расходятся с желаниями родителя, то тьютор проводит ряд переговоров, но если согласия достигнуть не получается, то тьютор не начинает работать

Тьютор должен честно сопровождать интересы тьюторанта, даже если это маленький ребёнок. А если родители не поддерживают интересы ребёнка, то работа тьютора просто обессмысливается. Ведь тьютор приходит и уходит, а ребёнку с родителями жить.

— А если тьютор — сотрудник школы или вуза, то чьими интересами он руководствуется?

— Если тьютор работает в рамках институциональной структуры (детского сада, школы, вуза и так далее), то тогда необходимо согласование с родителем как представителем ребёнка, с самим ребёнком, администрацией школы или, например, классным руководителем.

Тьютор, работающий в школе, должен понимать, хочет ли родитель, чтобы у его ребёнка была такая услуга, потому что тьютор всё время работает на усиление позиции ребёнка, а это может усугубить конфликтную ситуацию, если она есть в семье.

— Что конкретно делает тьютор, чтобы усиливать позицию ребёнка?

— Он помогает создать такую среду, в которой можно было бы увидеть интересы ребёнка, и дальше помогает их представить во взрослом мире. Ребёнок ещё понятия не имеет, какие существуют науки и университеты, — он, может быть, жуками интересуется или камнями, но не знает, что есть энтомология или геология. Задача тьютора — раскрыть, поддержать и усилить его интерес. Как именно это сделать — каждый раз конкретная тьюторская работа. Для этого существует множество методик, в каждом конкретном случае она будет своя.

Как работать с тьютором дома?

Работа с педагогом-тьютором в домашних условиях возможна, это доказало дистанционное обучение в последние месяцы. Однако для успешной работы надо заранее продумать и обсудить с тьютором:

Время и продолжительность работы

Тьюторы обычно берут деньги за час занятия. Время заранее оговаривается. Главное, чтобы во время тренинга ребенок был бодрым, не обеспокоенным другими делами.
Площадка для занятий

Занятие должно происходить с тьютором наедине. Присутствие родителей может давить на ребенка, мешать доверительным отношениям. Идеальное место — детская.
Обстановка в месте занятия

Ничто не должно отвлекать ребенка от работы с тьютором, особенно если он совсем маленький

Особенно важно, чтобы ничто не отвлекало его от диалога, так что не тревожьте ученика, пока он работает с тьютором.
Практическая составляющая

Если вы наняли частного тьютора, а не специалиста из школы или агентства, с опытами могут быть проблемы. Либо они должны организовываться дистанционно, либо ответственность за них берут родители.

Обязанности тьютора

Есть стереотип: педагоги-помощники работают только в инклюзивных учреждениях, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Действительно, изначально тьюторское сопровождение предлагалось только этой категории учеников.

Только так оно закреплено современными российскими законами об образовании. Но фактически сейчас к педагогам-тьюторам обращаются в обычных учреждениях, на дистанционном обучении, даже в детских садах.

В обычной школе

В школе педагог-помощник взаимодействует с учениками несколькими путями. Такие преподаватели часто проводят тренинги для целых классов, параллелей. Обычно на такие мероприятия приглашают успешных специалистов, которые показывают изнанку работы, отвечают на вопросы. Возможна и индивидуальная работа через:

  • Беседу. На начальных этапах сопровождающий должен получить доверие несовершеннолетнего. Потом он выступает как активный слушатель, помогает с решением проблем, не напрямую связанных с поиском будущей профессии;
  • Вопросы. Когда контакт установлен, тьютор начинает выявлять сильные стороны школьника через диалог, задания в игровой форме. Позднее он учит ребенка формулировать вопросы себе;
  • Личностно-ресурсную карту. Такой кластер, создаваемый педагог, помогает понять, как ребенок получает, обрабатывает информацию. Обычно с картой работает не школьник, а родители;
  • Опыты. Опыты — возможность для учащегося испробовать себя в новой сфере деятельности. Или в той, которой он планирует реализовать себя, когда вырастет;
  • Дебаты. Этот способ взаимодействия особенно важен для школьников старшего звена. Между ними и организуются дебаты. Еще он помогает развивать коммуникативные способности, отстаивать свои взгляды на учебу.

На дистанционном обучении

При дистанционном обучении сопровождающий педагог особенно нужен. Дистанционка подразумевает другое расписание, самостоятельный подход к учебе.

Некоторым детям трудно смириться со сменой формата. В таких случаях тьютор создает новую модель обучения, правильный график занятий. Многие образовательные центры, школы практикуют онлайн-консультации с тьюторами.

Некоторые дистанционные школы проводят переподготовку основного педагогического состава. Это сокращает расходы на сопровождающих преподавателей. Но результат говорит о том, что лучше работать с узким специалистом.

Тьютор в детском саду

Фактическая роль сопровождающего — ознакомление малышей с профессиями и будущими направлениями обучения. Чаще всего оно проходит в игровой форме в специальных центрах по типу КидСпейс, КидБург.

Работа педагога-помощника в детском саду похожа на ту, что он ведет в младшей школе. На личностно-ресурсную карту ребенка здесь не ориентируются — в детском саду составить ее нельзя до 7-ми лет.

Зарплата и карьерные перспективы

Зарплата тьютора зависит от условий работодателя, опыта, образования специалиста. По данным на сентябрь 2020 года, в регионах РФ он получает от 15 до 50 тысяч рублей в месяц. Зарплата московских тьюторов выше — от 30 до 80 и даже 150 тысяч рублей. Работая индивидуально, можно получать в регионах 500-1000 рублей в час. Зарплата тьютора-репетитора в Москве выше, вплоть до нескольких тысяч евро (в эквиваленте).

Повысить доход поможет профессиональный, должностной и карьерный рост. Зарплата опытных тьюторов со знанием языков, коррекционных методик всегда выше. Если место работы — школа или другое официальное учреждение, специалист может занять руководящие посты. Другие направления карьерного роста:

  • муниципальные, государственные структуры образования;
  • индивидуальная практика — e-learning, коучинг, научно-социальная деятельность;
  • коммерческая деятельность — собственный центр развития, частная школа, игровой детский клуб и т.д.

В современную российскую систему образования понятие тьютор вошло лишь в 2008 году. Но в мировой практике оно существует еще со времен Средневековья: по некоторым данным, тьюторы появились в английских университетах — Кембридже и Оксфорде — в ХIII-XIV веках. Тогда к каждому студенту прикреплялся индивидуальный консультант, тьютор, который давал ему советы по выбору курсов, обучению, поведению.

В России это слово практически не использовалось до последнего времени, но это не значит, что функции тьютора никто не выполнял: гувернеры в богатых семьях или монастырские наставники в дореволюционной России; репетиторы, существовавшие во все времена — всех этих людей в той или иной степени можно назвать тьюторами. Разберемся, в чем специфика профессии тьюторов, где они трудятся и как ими стать.

Цели, задачи и основные функции тьютора

Видоизмененная схема, связанная с профессией «Человек – Человек», превращается в «Человек – Человек и его команда», включающую в себя тьюторанта, его родителей, педагогов, сверстников и так далее.

Разрабатывая индивидуальную программу обучения и развития, наставник учитывает особенности состояния здоровья, интересы, возможности и потребности подопечного. Он осуществляет личное сопровождение с самого начала знакомства и продолжает его в течение всего процесса реализации программы, внося периодические коррективы.

Основной работой тьютора является:

  • сопровождение тьюторантов (подопечных) любого возраста на протяжении всего учебного процесса;
  • помощь в организации индивидуального пути, получения образования, общего развития;
  • поддержка в раскрытии потенциала личности.

Для достижения целей тьютору предстоит решение следующих задач:

  • создание комфортных для подопечного условий (организация доступа в школу, класс, столовую, обустройство рабочего места и места отдыха и т. д.);
  • помощь тьюторанту с социализацией, выстраиванием отношений в новом коллективе;
  • помощь в усвоении учебной программы, при необходимости– адаптация ее под возможности подопечного;
  • организация участия в процессе других специалистов (если потребуется);
  • поддержание контактов, постоянное взаимодействие с родителями ребенка;
  • контроль динамики и оценка результатов.

Всю работу тьютора можно разделить на несколько этапов:

  • Диагностический: собрать данные, исследовать интересы, склонности, планы и намерения, сильные и слабые стороны подопечного, степень его готовности к самоопределению.
  • Проектировочный: разработка программы и выбор средств для тьюторского сопровождения, определение возможностей и ресурсов, которые помогут подопечным в учебном процессе. Так как учащиеся имеют разные особенности, необходимо выбрать такие средства, которые полностью соответствуют индивидуальным потребностям.
  • Реализационный: поддержка и помощь в определении целей, планов и маршрута движения подопечного, в решении различных вопросов и преодолении трудностей.
  • Аналитический: изучение возможностей реализации поставленных задач, исследование выбранных средств и эффективности использования ресурсов.

Может ли родитель быть тьютором своего ребенка

Часто родители детей с особенностями развития выражают желание устроиться тьютором, чтобы сопровождать своего ребенка в процессе обучения. Эксперты считают, что это не лучший вариант и для ребенка, и для родителя. Родители для этого должны иметь соответствующее образование и пройти дополнительные курсы — без соответствующей квалификации привлекаться к работе они не должны; а ребенку совсем не полезно замыкаться в общении только на членов своей семьи. Однако как временная мера такой вариант может рассматриваться. В крайнем случае родители могут работать помощниками тьютора или сопровождающими.

Для работы с детьми в инклюзивных и коррекционных школах могут потребоваться медицинское образование или специальные навыки — такие, например, как владение языком жестов или психологическая практика.

Необходимо отметить, что тьюторство в России постоянно развивается, и как достаточно новое явление постоянно требует от специалистов активного обмена опытом. Эту роль выполняют вебинары, конференции и другие мероприятия сообщества.

Каждый год в разных регионах страны проводится Летний Университет тьюторства. Также ежегодно — традиционно в конце октября — в Москве проводится тьюторская конференция. Важными ресурсами для тьютора являются вебинары, проводимые признанными экспертами

В этой связи стоит обратить особое внимание на деятельность Межрегиональной тьютерской ассициации

Откуда появились тьюторы

Первые тьюторы появились в Англии в 18 веке в эпоху Тюдоров. Это были специалисты, которые помогали студентам Оксфордского и Кембриджского университета выбрать маршрут обучения. Согласно правилам получения образования в университетах в период Средневековья, специалист-тьютор составлял план образования для каждого обучающегося индивидуально.

В педагогической практике России такой термин как тьюторство появился лишь в 2008 году. Но это не означает, что до 21 века никто не выполнял обязанности наставника, модератора и помощника. Роль тьютора выполняли:

  • гувернантки;
  • наставники в монастырях;
  • репетиторы.

Чем тьютор отличается от наставника

Задача наставника: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного предмета, учебной мотивацией. Наставник обычно:

  • проводит с ребёнком встречи, направленные на развитие soft skills (навыков тайм-менеджмента, коммуникации, креативного мышления);
  • следит за нагрузкой ребёнка, помогает ему распределять время; консультирует семью о процессе учебы;
  • следит за успеваемостью и говорит об этом с родителями;
  • решает организационные и технические вопросы;
  • мотивирует и подбадривает ребёнка.

Тьютор же изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития. Его задача дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор в образовании создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.  Что он делает:

  • учит ребёнка проектировать будущее: осознавать себя и свои желания, ставить цели и добиваться их;
  • составляет индивидуальную траекторию развития с учётом интересов ребёнка;
  • помогает ориентироваться в большом потоке информации;
  • приучает к ответственности;
  • помогает с выбором профессии, может посещать с ребёнком очные мероприятия и находит способы реализации его желаний;
  • поддерживает связь с ребёнком, консультирует родителей.

Задача тьютора: помощь в прокладывании для ребёнка индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя формальное и неформальное обучение. Вот их особенности:

  • Формальное обучение связано с получением документов установленного образца. Оно может быть основным (получение школьного аттестата) и дополнительным (диплом музыкалки или художки). Всегда ограничено по времени.
  • Неформальное обучение направлено на удовлетворение личных интересов. Может выражаться в каком-либо форматном мероприятии (экскурсии, мастер-классе, дискуссионном клубе, лагере) или быть случайным (например, на образование может повлиять беседа с эрудированным человеком). Не имеет дедлайнов, может продолжаться всю жизнь.

Как стать тьютором

Чтобы стать тьютором, необходимо пройти соответствующее обучение. За рубежом факультеты тьюторства открыты в колледжах. В России к профессии тьютора предъявляются высокие требования: кандидат на замещение вакансии в том или ином образовательном учреждении должен иметь не только диплом о высшем педагогическом образовании, но и сертификат, подтверждающий обучение по дополнительной узконаправленной программе.

Кроме того, чтобы работать тьютором, человек должен иметь педагогический стаж 2 года.

Где учиться на тьютора

На программы профессиональной подготовки тьюторов принимаются абитуриенты в возрасте 18 лет и старше.

Получить профессию тьютора можно в таких образовательных учреждениях, как:

  • магистратура МГПУ;
  • НГПУ;
  • Сибирский федеральный университет;
  • Национальная академия ДПО г. Москва;
  • Пермский государственный университет;
  • Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет;
  • Дальневосточный федеральный университет;
  • РГПУ имени Герцена;
  • Университет Иннополис;
  • НИИДПО г. Москва (программа профессиональной переподготовки);
  • Школа тьюторов в Якутии (программа профессиональной переподготовки);
  • онлайн-школы.

Если человек планирует работать тьютором в коррекционной школе, ему стоит получить медицинское образование. Востребованным для данных образовательных учреждений являются специалисты, владеющие знаниями в области олигофренопедагогики, сурдопедагогики и тифлопедагогики.

Что такое «dual teaching»

Dual teaching – это модель построения образовательного процесса, в соответствии с которой на базе учебного заведения человек получает только теоретическую подготовку. Применение же теоретических знаний на практике происходит непосредственно при его устройстве на производство.

Тем, кто решил освоить профессию тьютора, стоит учесть, что многие курсы построены именно на основе технологии dual teaching. Это означает, что в формате дистанционного обучения человек получит только теоретические знания. После окончания таких курсов довольно трудно сразу начать профессиональную деятельность в стенах образовательного учреждения. Поэтому лучше проходить обучение на базе университетов, где программой предусмотрен не только теоретический блок, но и практикумы, лабораторные работы и мастер-классы.

Где работают тьюторы

Работать тьютором можно в любом образовательном учреждении, где есть такая должность. Также тьютор может зарегистрироваться в качестве самозанятого или открыть ИП, чтобы оказывать профессиональное сопровождение ребенку на платной основе.

Преподаватель учебного заведения может совмещать основную работу с выполнением обязанностей тьютора, если в школе реализуется инклюзивное образование.

Особенности работы тьютора-фрилансера

Отличительной особенностью работы тьютора-фрилансера является то, что ему необходимо самому находить клиентов. Для этого нужно:

Важным отличием тьютора-фрилансера от штатного сотрудника, решающего задачу педсопровождения ребенка в образовательном процессе является то, что сторонний человек не имеет возможности влиять на педагогический персонал школы. Он может только непосредственно работать с ребенком, но не может стать для него посредником в общении с учителем.

Зарплата тьютора и перспективы профессии

Тьюторство сегодня уверенно входит не только в сферу образования, но и в сферу бизнеса. Конечно, этот вид профессионального труда еще совсем молодой, но эксперты уже пророчат ему большое будущее.

Эксперты говорят о том, что в перспективе развития образования тьюторство станет востребованным направлением профессионального труда. Так как сейчас квалифицированных специалистов на рынке немного, а спрос на людей, способных грамотно организовать сопровождение детей в учебном процессе, велик, заработная плата тьюторов высокая.

Важно понимать, что на размер зарплаты тьютора влияют такие факторы, как:

  • квалификация специалиста, его стаж работы;
  • уровень экономического развития конкретного региона;
  • статус образовательного учреждения;
  • форма собственности образовательного учреждения.

Отличие от прочих педагогических профессий

В системе образования существует немало специалистов, помогающих детям во время образовательного процесса. Профессия «Тьютор» уникальна тем, что для этого педагога нет проблемных и успешных, плохих и хороших учеников. Для личного наставника неприемлема оценочная система, свойственная для традиционного образования.

Привычная задача учителя – передать знания по принципу «от простого к сложному». Функция тьютора – создать среду обучения, помочь выбрать приоритеты и выстроить индивидуальную программу. Наставник не говорит напрямую, как обучаться, он помогает подопечному идти по пути личностного роста и саморазвития.

Школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель в ДОУ работает фронтальным методом, с классом или аудиторией. Тьютор – максимум с тремя учениками. Встречается формат групповой работы, но при условии, что все действующие лица объединены общими интересами. Стандартный и самый дорогой вариант – один на один с учеником.

Тьютор в детском саду – не воспитатель и не няня. Он не только сопровождает образовательный процесс и обслуживает ребенка с ОВЗ, но развивает в нем самостоятельность, подсказывает, как правильно найти контакт с другими. Цель наставничества – адаптировать подопечного к новым условиям, чтобы в дальнейшем он смог вести обычный образ жизни в обществе.

Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.

Программа осуществляется дистанционно: тьютор и ребёнок общаются в режиме реального времени по видеосвязи.

<<Форма семейного образования>>

Участники программы:

  • тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
  • тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.

Структура программы включает в себя 9 индивидуальных онлайн-встреч. Первая общая встреча со всеми участниками программы проводится в начале тьюторского сопровождения, а вторая — в конце. На первой встрече тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится.

Тьютор в школе не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. Если ли у родителей появятся вопросы, они могут принять участие во встрече — в начали или в конце.

Примеры тем индивидуальных встреч:

  • «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества.
  • «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов.
  • «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов.
  • «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов.
  • «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось.
  • «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.

Сферы тьюторского сопровождения

Сфера применения тьюторского сопровождения гораздо шире, несмотря на то, что многие думают, что специалисты необходимы в первую очередь для детей с особенностями развития, подобно кураторам, которые поддерживают их в инклюзивных детских садах или школах:

В новой среде детского сада помощь наставника малышу с особенностями развития приобретает особое значение. Он проводит анализ интересов и способностей ребенка, выявляет основные проблемы и разрабатывает индивидуальный маршрут его адаптации, развития и обучения

Внимательно следя за процессом, наставник своевременно вносит коррективы, и для этого важно сотрудничать с родителями и воспитателями малыша

Для вас подарок! В свободном доступе до
22.10

Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать
файл

  • На среднем уровне образования, в школе, тьютор заботится о разных категориях учеников, таких как одаренные дети, те, у кого есть ограничения по здоровью, домашние учащиеся, а также воспитанники альтернативных/инновационных учебных заведений. Тьютор выбирает оптимальный план обучения для подопечного, чтобы помочь раскрыть таланты и способности, выбрать идеальную профессию. Специалист помогает новичку адаптироваться в школе с товарищами и учителями, находить адекватные решения проблем. Как и раньше, главная задача – персонализировать обучение и воспитание, адаптировать их под молодого клиента.
  • В онлайн-школе тьютор также играет важную роль. Его цель – поддерживать разгорающийся огонь в глазах подопечного, сохранять его мотивацию и стремление к приобретению новых знаний и навыков, научить его применять их на практике. Однако существует некая сложность в осуществлении контакта, поскольку он возможен только через телефон или видеосвязь в Skype. Но тьютор должен найти способ дистант-взаимодействия, чтобы ближе познакомиться с подопечным, завоевать его доверие и стать другом. Это позволит сделать процесс онлайн-обучения более индивидуализированным, уменьшая дистанцию между тьютором и учеником.
  • Вузы и ссузы дают абитуриентам возможность получать помощь от тьюторов и на этом этапе. Они помогают разобраться в целях и мотивациях поступления, выбрать нужное направление. Студентам предоставляется помощь в адаптации к новой среде, учебным программам и требованиям. Выпускникам предоставляется поддержка в процессе профессионального самоопределения и грамотного построения карьеры.


Сферы тьюторского сопровождения

Самым ценным ресурсом является время, и тьютор, помогая взрослым студентам быстрее ориентироваться в учебном процессе, эффективно экономит его. Он подсказывает, к кому обратиться по разным вопросам и где найти нужную информацию. Эта помощь необходима не только детям, но и тем, кто достиг зрелого возраста.

Обязанности тьютора

Работа заключается не только в проведении уроков и общении с детьми. Специалист выполняет сразу несколько функций. В обязанности тьютора входит:

  • разработка методической литературы;
  • распределение ресурсов для успешной учебы;
  • проведение индивидуальных тренингов;
  • выявление нарушений в психике ребенка;
  • консультирование учеников, родителей и преподавателей;
  • организация взаимоотношения школьников с учителями;
  • помощь выпускникам с выбором профессии.

Тьютор способствует тому, чтобы у детей был стимул к обучению. Он разрабатывает специальные методические планы для индивидуальной работы с каждым ребенком, занимается оценкой и распределением ресурсов, чем обеспечивает успешность образовательного процесса. Проводит личные беседы и тренинги.

Он консультирует родителей, самих детей, преподавательский состав, улучшает их профильные навыки и обучающие технологии.

А также должностная инструкция включает помощь выпускникам в сфере профориентации. Тьютор выявляет наклонности ученика, его интересы, оценивает его способности и любовь к труду, соответствие характера выбранной профессии. Специалист организовывает конструктивное взаимодействие преподавателей с учащимися, рассматривает их позиции в конфликтных ситуациях. Он координирует деятельность учителей в заведениях, где обучаются дети с отклонениями.

Все свои функции специалист выполняет по методам работы тьютора: он собирает и систематизирует информацию, оформляет учебные планы соответственно требованиям и оценивает результаты труда.

Кто такой тьютор и чем он занимается?

Тьютор — это учитель-консультант, воспитатель, индивидуальный наставник и опекун. Он следит, чтобы его подопечный осваивал учебную программу, выполнял домашние задания

От специалиста требуется эмоциональная поддержка, внимание, поэтому профессия подходит тем, кто любит работать с детьми

Наставник может заниматься с одним или несколькими детьми. Сколько тьюторов нужно для коллектива воспитанников, зависит от особенностей образовательного процесса. Часто специалист работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот тьютор выступает как воспитатель, поддерживающий в ребенке стремление к самостоятельности, получению знаний. Наставник в инклюзивном образовании следит, чтобы дети с ОВЗ учились в удобном режиме и успешно социализировались.

Где учиться на тьютора?

Чтобы работать по специальности, требуется образование в области педагогики, детской психологии, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ. Российские педагогические вузы совсем недавно начали готовить специалистов. Поэтому работать как тьютор в школе, дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сейчас может воспитатель, социальный педагог, что не совсем правильно.

В том, что должен делать специалист, много специфики, и выполнять должностные обязанности без профильного образования практически невозможно. Выход — специализированные программы ссузов. Среднее профессиональное образование направлено на практику — студентов учат, что делать, дают конкретные навыки работы.

Для поступления в колледж не нужны результаты ЕГЭ, нет вступительных экзаменов. Обучение ведется дистанционно*. Уже со второго курса студенты проходят практику, к выпуску накапливая профессиональный опыт. Это помогает легче найти работу. Профпереподготовка проводится на последнем курсе. Два диплома помогают работать как педагог, тьютор — в школе, ДОУ, инклюзивном или другом учреждении образования.

Где работают тьюторы и сколько получают

Профессия тьютора востребована как в детских садах и школах, так и в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Такие специалисты часто требуются в организациях инклюзивного и дистанционного образования, а также в различных семейных центрах, организациях, осуществляющих поддержку в семейном образовании.

Тьюторы могут состоять в штате учебного заведения или работать на фрилансе.

Штатный тьютор выступает в роли посредника между учебным заведением и учащимися. Он прекрасно разбирается в программе, знает преподавателей. Если подопечному понадобится дополнительная консультация или нужно будет перенести дату зачета, он будет знать, к кому обратиться с этим вопросом.

Наставник-фрилансер работает с мотивацией, самоопределением, следит за усвоением материала по теме. К нему могут обратиться для проведения нескольких консультаций, чтобы решить конкретный запрос. Возможна также долгосрочная работа с учеником.

Уровень заработка напрямую зависит от квалификации тьютора. В первую очередь это касается тех, кто работает на фрилансе.

Также размер доходов в этой профессии отличается в различных регионах. К примеру, в Москве средний оклад такого специалиста колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей. Переход из государственной организации в частное учреждение позволяет повысить уровень заработной платы. Цена за индивидуальные занятия может составлять от 500 рублей до нескольких тысяч рублей в час.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: