Традиции
Праздник начинается до рассвета: мужчины соревнуются в силе и ловкости, устраивают соревнования. С восходом солнца все берут в руки ветви лиственницы и проходят сквозь природные арки деревьев, очищаясь под солнечным светом от воздействия злых сил. Затем разжигают сакральные костры, над которыми шаманы читают молитвы, благодарят богов, просят у духов покровительства. Молитвы сопровождаются обрядом кормления огня.
Основу повседневного рациона составляли рыба, мясо. Зимой часто ели сырыми в виде строганины, летом варили. В сезон охоты и рыбного промысла занимались копчением, вялением, солением. Из рыбы и костей делали подобие муки, которую смешивали с кровью оленей и варили. Вареную рыбу растирали с жиром и ягодами, из икры рыб выпекали лепешки.
Летом ели ферментированную рыбу, перед употреблением на сутки завернутую в листья. В отличие от живших по соседству эвенов и якутов, собирали съедобные грибы. В качестве одурманивающего средства употребляли мухоморы, курили листья тимьяна. Повседневный напиток — чай из трав, заваривали также березовые наросты.
-
Как называется правило по которому сообщение преобразуется в цепочку знаков
-
Сообщение о начислении пенсии
-
Краткое сообщение на тему культура донбасса xix века
-
Виль д авре сообщение
- Укажите сведения которые включаются в сообщение tr
Буриши
Буриши, которых называют еще «народ Хунза», живут на северных территориях Кашмира. Ходит миф, что они живут больше 100 лет и отличаются крепким здоровьем. На самом деле эти слухи распространяет местный правитель. Средняя продолжительность жизни буришей составляет всего около 50 лет, и богатырским здоровьем они, к сожалению, похвастаться не могут.
Тем не менее народ Хунза привлекает внимание ученых со всех континентов. Дело в том, что их язык не похож ни на один в мире
Исследователи находили некоторое сходство буришского и кавказских наречий; сходство с французским языком в системе счета и цифр, а также ряд фамилий и слов, напоминающих венгерские. Есть даже теория, что буриши и венгры — родственники: и те и другие могут происходить от гуннов.
Примечания
- , стр.19.
- , стр. 287: «Das Jukagirische zeigt zahlreiche Anklänge an das Finnougrische Beweisen tut das zunächst gar nichts, aber es kann veranlassen, weiter zu prüfen». («Юкагир демонстрирует во многом сходство с финно-угорским На данный момент это ничего не доказывает, но может мотивировать дальнейшие исследования»).
- , п. 338.
- .
- .
- , п. 167.
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- С. 279-81. Ошибка sfnp: цель отсутствует: CITEREFGreenberg2000 (помощь)
- , п. 176. Ошибка sfnp: цель отсутствует: CITEREFBomhard2008 (помощь)
- , п. 30: «Черты, общие для юкагирского и уральского языков, настолько многочисленны и характерны, что они, должно быть, являются остатками изначального единства. Падежная система юкагирского языка почти идентична падежной системе северных самоедов. Повелительное наклонение глаголов образовано одинаковыми суффиксы, такие как в южном самодийском и наиболее консервативном из фенно-угорских языков. Два отрицательных вспомогательных глагола уральских языков также встречаются в юкагирском. В происхождении глаголов есть поразительные общие черты. Большинство местоименных основ более или менее идентичны У юкагирского языка есть полсотни общих слов с уральским, помимо тех, которые можно справедливо заподозрить в заимствовании. Это число не ниже, чем можно было бы ожидать, исходя из предположения, что юкагир сродни уральскому языку. В юкагирских текстах можно найти предложения, содержащие до дюжины слов, которые состоят исключительно или почти исключительно из слов, также встречающихся в уральском языке. Ничто в фонологической или морфологической структуре юкагирского языка не противоречит hy Потез родства, и Юкагир хорошо согласуется с уральским языком в том, что касается синтаксиса ».
- , стр. 146, 158, 178, 215, 238, 274, 300, 325, 336, 344, 354, 379, 384, 458.
- .
- .
- .
Литература по уральским языкам и уралистике
Работы уралистов: Арсланова, Коллиндера, Матвеев, Напольских, Хелимского и других.
Труды о внешних контактах древних уральсих народов
-
Напольских В. В. О времени и исторических условиях урало-тохарских контактов //
Journal de la Société Finno-Ougrienne. Vol.85. Helsinki, 1994. С. 37-39. -
Напольских В. В., Энговатова А. В. Симпозиум «Контакты между носителями индоевропейских и уральских языков
в неолите, энеолите и бронзовом веке (7000-1000 гг. до н. э.)
в свете лингвистических и археологических данных» (Твярминне, 1999) //
Российская археология. № 4. Москва, 2000. С. 224-232. -
Напольских В. В. Уральско-арийские взаимоотношения: история исследований, новые решения и проблемы //
Индоевропейская история в свете новых исследований.
(Сборник трудов конференции памяти профессора В. А. Сафронова). Москва, 2010. С. 231-244. - Хелимский Е. А. Рецензия на: // Linguistica Uralica.T. 27:3. Tallinn, 1991. С. 218-222.
Исследования по финно-угро-самодийской топонимии
-
Арсланов Л. Ш. Финно-угро-самодийская топонимия Восточного Закамья //
Арсланов Л. Ш., Казаков Е. П., Корепанов К. И.
Финны, угры и самодийцы в Восточном Закамье (III в. до н. э. – XIV в. н. э.). Елабуга, 1993. -
Арсланов Л. Ш. Топонимия финно-угро-самодийского происхождения в районах западного Закамья Республики Татарстан //
Финноугроведение. №4. Йошкар-Ола, 1996. С. 3-20. - Матвеев А. К. Вершины Каменного Пояса. Названия гор Урала. Челябинск, 1990.
-
Матвеев А. К. Топонимические типы Верхнего и Среднего Прикамья //
Отчёты Камской (Воткинской) археологической экспедиции. Вып. 2. Москва, 1961.
Siebert F. T. The original home of the Proto-Algonquian people //
National Museum of Canada. Bulletin, 214. Ottawa, 1967. -
Матвеев А. К. Финно-угро-самодийская топонимия на территории СССР как объект лингвистического исследования //
Вопросы финноугорской ономастики. Ижевск, 1989. С. 5-178. -
Напольских В. В. “Угро-самодийцы” в Восточной Европе //
Археология, этнография и антропология Евразии. № 1 (5). Новосибирск, 2001. С. 113-126. -
Напольских В. В. «Угро-самодийская» топонимика в Прикамье: заблуждения и реальность //
Древнетюркский мир: история и традиции. Материалы одноименной научной конференции. Казань, 2002. С. 85-105.
Главная >
Лингвистика >
Языки мира >
Ностратические:
Праностратический (на дочернем сайте) |
Алтайские |
Афразийские |
Дравидские |
Индоевропейские
(от праиндоевропейского) |
Картвельские |
Палеоазиатские
|
Уральские |
Эламский |
Ностратоведение |
Книги по ностратике
Особые (и возможные) ностратические:
Тирренские |
Пиджины |
Древние языки |
Панъязыки
Письменности мира |
Страны и города |
История и общество |
Расы |
Книги в сети |
Студенческие ресурсы
На правах рекламы (см.
условия):
Алфавитный перечень страниц (Alt-Shift-): А | 0-9 | |
|
На русском языке: уралистика, уральская языковая семья, финно-угро-самодийские языки, урало-юкагирская общность, парауральские; На английском языке: Uralic languages. |
«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).
Пишите письма
().
Страница обновлена 30.09.2022
Теория кредитования
Обычно при заимствовании слов количество заимствованных существительных намного превышает количество глаголов, тогда как слова юкагирско-уральских соответствий можно найти в большом количестве во всех классах слов. Большинство уральско-юкагирских соответствий также можно найти в основном словаре и, по-видимому, не составляют четко определенную культурную подгруппу заимствованной лексики какого-либо хронологического периоида или культуры. Но уральские соответствия очень широко встречаются в функциональных словах и наиболее употребляемой лексике, которая, как известно, очень редко заимствуется. В частности, указательные местоимения, личные местоимения, числа, термины родства и многие глаголы — эти виды слов очень редко заимствуются из других языков и очень устойчивы к заимствованию, что дает некоторые доказательства прямого отношения вместо sprachbund.
Основные занятия
Для
народов Волго-Камья с давних времен основными занятиями были земледелие и
скотоводство, причем в XIX в. последнее имело подсобное значение. Другими
древними занятиями были охота и бортничество, пришедшие в упадок с вырубкой
лесов (бортничество сменилось пасечным пчеловодством). Рано начали заниматься
земледелием и народы европейского Севера России, особенно на юге региона.
Наряду с земледелием было распространено скотоводство. Бытовали охота и
рыболовство.
Часть
коми (на р. Ижма) под влиянием ненцев освоили оленеводство, образовав группу
коми-ижемцев. Сельское хозяйство было основой жизнедеятельности води и ижоры.
Рыболовство
в качестве традиционного занятия преобладало в бассейне р. Оби у хантов и
манси. Вспомогательное значение имела охота. Часть хантов и манси занимались
оленеводством. У селькупов на первом месте по значимости стояла охота,
рыболовство — на втором. Типичными оленеводами тундры были ненцы, для которых
оленеводство составляло основу существования. Охота и рыболовство являлись
вспомогательными отраслями. К середине XIX в. постепенно перешли от охоты на
оленя к оленеводству и нганасаны. Среди энцев лишь в 1930-х гг. организуются
оленеводческие и промысловые хозяйства, до этого времени они оставались
охотниками.
Предлагаемые доказательства
Коллиндер основывал свои доводы в пользу генетической связи между уральскими и юкагирскими языками на лексических и грамматических доказательствах; последний включал, по его мнению, сходство между местоимениями, суффиксами именного падежа и глагольным перегибом.
Следующий список лексических соответствий взят из Николаевой (2006).
Протоюкагирский | Протоуральский /Прото-финно-угорский | Смысл |
---|---|---|
* чупо- | * ćuppa | ‘острый’ / ‘узкий, тонкий’ |
* eme | * emä | ‘мать’ |
* iw- | * ime- | ‘сосать’ |
* köj | * koje | ‘молодой человек’ / ‘мужчина’ |
* leɣ | * sewe — / * seɣe- | ‘есть’ |
* пн- | * пнВ- | ‘сказать’ |
* ńu: | * нимэ | ‘имя’ |
* оло- | * sala- | ‘воровать’ |
*или же- | *или же- | ‘кричать’ |
* pe: | * pije | ‘гора, скала’ / ‘камень’ |
* pöɣ- | * пукта- | ‘беги, прыгай’ |
* qa: r / * qajr | * коре / * ко: ре | ‘кожа’ |
* qol- | * куле- | ‘слышать’ |
* wonč- | * wacV / * wančV | ‘корень’ |
Следующий список лексических соответствий взят из Aikio (2019).:52
Протоуральский | Протоюкагирский |
---|---|
* aŋi ‘открывающийся рот’ | * aŋa «рот» |
* emä / * ämä | * эме «мать» |
* ̮Ila- | * āl- «разместить ниже или ниже» |
* kälä- «переходить / подниматься» | * kile- ‘вэйд’ |
* käliw «зять или невестка» | * keľ- ‘зять’ |
* kani- «уходи» | * qon- ‘иду’ |
* koji «мужчина, мужчина, муж» | * köj «парень, мальчик, молодой человек» |
* mälki | * mel- «грудь» |
* Ними | * ńim / * nim ‘имя’ |
* ńali- | * ńel- «лизать» |
* pidi- «длинный / высокий» | * puδe «место на или выше», * puδe-nmē- «высокий, высокий» |
* pi̮ni- ‘положить’ | * pöń- / * peń- ‘положить; покинуть’ |
* sala- | * olo- «украсть» |
* сула- | * aľ- «таять, таять» |
* Ванча (ж) | * wonč- «корень» |
* wixi- «возьми, транспорт» | * weɣ- «веди, неси» |
Общие сведения о юкагирах
Карта расселения юкагиров
Юкагиры – самоназвание одул (одул/вадул означает «сильный») – компактно проживают в двух северных улусах Республики Саха (Якутии), в Магаданской области и на Чукотке. Это малочисленные, родственные между собой племенные группы (народы), широко расселённые в прошлом в Средней и Восточной Сибири. Исследователи предполагают возможную принадлежность древних юкагироязычных племён (народов) – когимэ, алаи, чуванцы, ходынцы и др. – к отдельной юкагирской группе в составе уральской языковой семьи.
Лесные (верхнеколымские) юкагиры одулы проживают в Верхнеколымском улусе РС(Я) в с. Нелемное и районном центре п. Зырянка. По данным переписи 1989 г. их численность составляла 186 чел. Это потомственные охотники на лося, таежных зверей и рыболовы. Кроме собаки, домашних животных не имеют.
Тундренные (нижнеколымские) юкагиры вадулы живут в Нижнеколымском улусе РС(Я) в сёлах Андрюшкино, Колымское и районном центре п. Черском. Основное занятие – оленеводство, охота и рыбный промысел. Численность по данным переписи 1989 г. составила 263 чел.
Юкагирская культура, как одна из древнейших на Северо-Востоке России, имеет многотысячелетнюю историю. В языке, фольклоре, материальной и духовной культуре обнаруживаются элементы сходства с соседними народами: самодийцами Западной Сибири (нганасанами, энцами, ненцами), чукчами и коряками Крайнего Северо-Востока Азии, тунгусами (эвенками и эвенами), якутами. На протяжении XX в. всё более увеличивалось влияние русской культуры. Подобная многосоставность значительно осложняет выявление и изучение собственно юкагирского культурного пласта.
Усечённые, фрагментарные, заархивированные элементы всех пережитым народом исторических эпох – от неолитических носителей циркумполярной культуры охотников на дикого северного оленя и таёжных охотников на лося до вооружённых современной техникой охотников-промысловиков и оленеводов – содержатся во всех сферах промысловой, хозяйственно-бытовой, духовной жизни народа.
Лесные юкагиры р. Ясачной. Фото Л.Жуковой. Коллаж Л.Другиной
Незначительные группы юкагиров имеются в Среднеколымском, Нижнеянском улусах, по р. Индигирке; в столице Республики Саха (Якутия) г. Якутске проживает более 200 представителей этого народа.
Чуванцы – обрусевшие юкагиры долины р. Анадырь на западе Чукотки. В XVIII–XIX вв., смешавшись с русским населением, они утратили родной язык.
Общим фундаментальным базисом, цементирующим всю культурную надстройку, является сохраняемый ныне лесными юкагирами-одулами по существу неолитический, присваивающий тип хозяйственной деятельности. Здесь обнаруживается один из главных феноменов юкагирской культуры – функционирование полнокровного язычества, языческой картины мира на краю урбанизированного современного общества.
Языческая культура наследников циркумполярной северной цивилизации – не исторический анахронизм, она несёт в себе мощную потенцию будущего. Все области юкагирской культуры хранят великую тайну жизни, секрет национально-культурного долгожительства. Эта энергетика питает интеллектуальные, духовные силы народов, в состав которых юкагирский компонент вошёл аборигенным культурным пластом. Познание фундаментальных мировоззренческих основ и естественной натурфилософии древней циркумполярной цивилизации может быть полезным нашему обществу сегодня, погружённому в нравственные и экологические проблемы.
Исландцы
Казалось бы, с происхождением этого народа все ясно: Исландию в IX веке стали заселять викинги, прибывшие из Норвегии, а еще остров имел тесные связи с Данией. Стало быть, исландцы — те же скандинавы. Многие генетические исследования подтверждают этот вывод, добавляя, что среди основателей Исландии были также выходцы из Ирландии и Шотландии.
А вот еще одно изыскание генетиков выявило других предков жителей острова — американских индейцев. Согласно работе испанских и исландских ученых, первым коренным американцем, прибывшим в Европу, возможно, была женщина, привезенная в Исландию викингами более 1 тыс. лет назад. Она оставила потомство, и некоторые коренные жители острова являются носителями ее ДНК.
Материальная культура
Жилищем
рассматриваемых народов Волго-Камья служила срубная изба, по планировке и
убранству ничем не отличавшаяся от изб русского населения. В настоящее время
традиция строить срубные жилища сохранилась, но они значительно изменили свой
внешний вид и внутреннее убранство — состоят из нескольких комнат с городской
обстановкой. Много общего в традиционной материальной культуре карелов, вепсов,
коми и коми-пермяков, что выражается в особенностях расселения (гнездовой тип),
срубном жилище на высоком подклете и устройстве хозяйственного двора
(дом-двор). Срубные избы у саамов распространились под влиянием русской
культуры с XVIII в. XX век принес много изменений в традиционный уклад
населения Севера: с развитием промышленности и специализированного сельского
хозяйства элементы традиционной культуры сохранились лишь во внешнем облике
сельского жилища.
Материальная
культура оседлых рыболовов Оби, оленеводов и охотников определялась
потребностями хозяйственной деятельности. У первых бытовали как оседлые
поселения с капитальными постройками, так и сезонные жилища на местах рыбного
промысла; кочевые оленеводы жили на стойбищах, места которых часто были
постоянными.
Запрет общения
Не менее интересной традицией юкагиров стало «неговорение», что на языке этого народа звучит как «ньэхийини». Этот обычай подразумевал, что определённые группы родственников не должны между собой общаться. Этим людям нельзя было контактировать друг с другом, разговаривать или, упаси Боже, касаться друг друга. Если одному из них требовалось что-то сообщить или передать другому, привлекали третьих лиц, не подпадающих по этот запрет.
Вы можете сказать: и что такого? Казалось бы, нельзя общаться – и не надо. Но здесь проблема крылась в ином. Порой происходило так, что родственники, подпадающие под действие обряда, всё-таки контактировали друг с другом (пусть и не по своей воле, а случайно). Иногда происходило так, что после этого столкновения люди умирали от ужаса, понимая, что нарушили древний запрет.
Статус женщин
Начиная свой рассказ, сразу хочу заметить, что изучение обычаев этого народа – дело непростое. Главные сложности кроются в том, чтобы выделить конкретно юкагирские особенности культуры. Не секрет, что последние несколько столетий этот народ взаимодействовал с соседями. Племена взаимно обменивались культурой и перенимали друг у друга некоторые черты. К примеру, у якутов и юкагиров немало сходных черт в традициях, а понять, где чьи обычаи крайне сложно.
Интересной особенностью этого народа стали пережитки матриархата, сохранившиеся до наших дней. И сегодня родственники сохраняют тесные связи по материнской линии (реже – по отцовской), а женщины при вступлении в брак не спешат менять фамилию.
Кроме того, у юкагиров не порицается весьма свободное поведение женщин, не осуждается появление внебрачных детей. Интересно, что ещё в старину женщины играли решающую роль при общественных сходах, совещаниях. От них зависели исход дела, решение многих проблем и насущных вопросов. Женщина сама могла выбрать себе мужа и, если он её не устраивал, дать развод.
Зимнее традиционное жилище юкагиров и его жители, конец XIX века / Владимир Ильич ИохельсонМестонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия
Гуцулы
О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник». Другие предполагают, что к славянскому «кочул», что значит «пастух». По мнению культуролога Олега Гуцуляка, этноним этого народа происходит от осетинского (сарматского) «гыццыл» — «малый, младший».
Происхождение таинственных гуцулов не дает покоя ученым. По одной из самых распространенных версий, этот народ — потомки белых хорватов — восточнославянского племени, жившего в окрестностях Карпат. Однако гуцулы так сильно отличаются от других славянских народов, что возник соблазн поискать их истоки в другом месте. Так, есть теория, что они имеют румынские и даже тюркские корни. По другой версии, этот народ происходит от готов и сарматов, так что родственниками гуцулов вполне могут оказаться осетины.
Навигация
Народы
- Эвены
- Эвенки
- Юкагиры
- Долганы
- Чукчи
- Алеуты
- Алюторцы
- Коряки
- Кереки
- Ительмены
- Камчадалы
- Эскимосы
- Нанайцы
- Негидальцы
- Ороки
- Орочи
- Тазы
- Удэгейцы
- Ульчи
- Нивхи
- Нганасаны
- Кеты
- Чулымцы
- Чуванцы
- Энцы
- Ненцы
- Селькупы
- Ханты
- Манси
- Кумандинцы
- Вепсы
- Саамы
- Сойоты
- Тофалары
- Тубалары
- Челканцы
- Шорцы
- Телеуты
- Теленгиты
- Тоджинцы
Арктика
- Арктическая зона РФ
- Арктические улусы РС(Я)
- Адаптация человека в Арктике
- Краткая характеристика климата Якутии
- Коренные народыːтрадиционные знания, культура и окружающая среда
- Видеолекции по проблемам Арктики
Расселения КМНС РФ
- Карта расселения КМНС РФ
- Схема расселения КМНС ДВ РФ
- КМНС Республики Саха(Якутия)
- КМНС Сахалинской области
- КМНС Чукотки
- КМНС Хабаровского края
- КМНС Камчатской области
- КМНС Магаданской области
- КМНС Приморского края
- КМНС Амурской области
- КМНС Забайкальского края
- КМНС Республики Бурятия
Классификация языков юкагирской семьи
Родственные (генетические) отношения юкагирских языков с другими языковыми семействами на сегодняшний день точно не установлены. Однако некоторыми лингвистами высказывается предположение, что юкагирские языки отдаленно связаны с уральскими языками, формируя тем самым гипотетическую урало-юкагирскую языковую семью.
Готовые работы на аналогичную тему
Юкагирская языковая семья представлена 4 языками. До настоящего времени в живом употреблении сохранилось два юкагирских языка:
- северноюкагирский язык (тундренный или вадульский) – используется юкагирами, которые проживают в районе Западной тундры (сейчас называется Нижнеколымским районом) — пояс тундры, располагающийся от низовьев реки Индигирки до низовьев реки Колыма в Колымской низменности; раньше на нём говорили в гораздо более широкой области, простирающейся до бассейна Лены на западе;
- южноюкагирский язык (колымский или одульский) – используется юкагирами, которые проживают в лесной зоне вблизи реки Колыма, расположенной между Республикой Саха и Магаданской областью.
Тундренный и колымский юкагирские языки являются единственными оставшимися представителями того объединения, которое раньше было одним из доминирующих языков / языковых семейств северо-восточной Сибири, простираясь от реки Анадырь на востоке до реки Лена на западе.
На основании свидетельств древних источников можно предположить, что существовал юкагирский диалектный континуум, членами которого являлись современные тундренный и колымский юкагирские языки.
Эти два языка имеют лишь относительно небольшую часть общего словарного запаса и не являются взаимно понимаемыми. Однако их основные грамматические структуры очень похожи. Оба языка имеют остаточную гармонию гласных и сложную фонотаксику согласных. И тундренный, и колымский юкагирские языки характеризуются богатой агглютинативной морфологией и являются строго хед-файнолами, то есть в них заглавное слово предложения следует за другими составляющими. Конечного подчинения практически нет и очень мало сочинительных связей.
Наиболее впечатляющей особенностью грамматики тундренного и колымского юкагирских языков является активный строй, то есть противопоставление активного и инактивного начал, основанное на дискурсивно-прагматических особенностях. В отсутствии узкого фокуса система организована на основе номинативного строя; если фокус имеется, то прямые объекты и субъекты непереходных глаголов совмещены (особый случай фокусировки, специальное соглашение о фокусировке).
В современных официальных документах Российской Федерации они фиксируются как один язык — юкагирский язык.
Лингвистами было доказано существование ещё как минимум двух юкагирских языка, которые в процессе своего развития вымерли:
- омокский язык – на нём разговаривали омоки, которые предположительно вымерли до прихода русских от голода и других бедствий; был распространен в низовьях реки Колыма; вымер в XVIII веке;
- чуванский язык – на нём разговаривали чуванцы, которые впоследствии перешли на русский и чукотский языки; был распространён в низовьях реки Анадырь; вымер в XIX веке.
В настоящее время лингвистическим сообществом признана серьёзная угроза исчезновения юкагирских языков.
Религия
Традиционная религия юкагиров — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, вере в духов, культе предков. Мир представлялся триединым, связанным рекой:
- Верхний мир — населяли божества, часто верховный единый бог Хойл.
- Средний мир — люди и духи, олицетворявшие силы природы (огонь, ветер, воду), духи-хозяева озер, рек, моря, леса, животных, гор, тундры.
- Нижний мир — разделен на слои, в первом живут мертвые предки, во втором — злые духи, старухи-людоедки и другие мистические персонажи.
Шаманы играли важную роль в общественной и духовной жизни, выступая посредниками между живыми и мертвыми, путешественниками между мирами. Символически отражали эти представления на шаманском костюме: на спине в правой светлой части изображали птиц, на темной левой — фигуры духов предков. В центре вшивали полосу из серой ровдуги, изображавшей мировую реку или мировое дерево.
После смерти тела шаманов мумифицировали, разделяли на части, считая талисманами. Кровью смачивали предметы одежды, становившиеся амулетами. Важную роль играл череп шамана, остававшийся в одном из домов рода, к которому тот принадлежал. Череп закрывали маской, закрепляли на столбе, покрывавшемся одеждами. Куклу устанавливали на самом почетном месте в доме, подкармливали, кидая мясо в огонь.
Описание дома семьи
Уральско-юкагирская семья живет в одном из традиционных жилых домов юкагиров. Этот тип дома называется «тыгын».
Основным материалом для строительства тыгына является древесина. Дом имеет форму конуса и состоит из двух частей: жилой части и крытого входа. Жилая часть имеет круглую форму, слегка приплюснутую сверху и расширяющуюся к основанию. Диаметр жилой части составляет около 3,5 метров, а высота — около 4,5 метров.
Крытый вход имеет прямоугольную форму и служит для защиты от холода и ветра. Вход расположен на юго-востоке и закрывается кожаной тканью.
Внутри тыгына есть печь, которая используется для приготовления еды и обогрева дома в холодное время года. Для размещения семьи внутри дома есть спальная площадка, которая расположена на высоте около 2 метров от земли.
Конструкция тыгына позволяет семье сохранять тепло внутри дома, несмотря на суровый климат в этом регионе. Тыгын — это уникальный дом, который был разработан и создан народом юкагиров и адаптирован к трудным условиям севера.
Внешность и быт юкагиров
Юкагиры среднего роста, хорошо сложены, волосы и глаза темные или черные, лицо продолговатое. Они трудолюбивы, живут довольно опрятно, занимаются оленеводством, ловлей зверей, рыбы и птиц, выделкой оленьих шкур. Жилища оленеводов напоминают собой русские избы, только печь в жилище занимает очаг. Кочевые юкагиры живут в переносных чумах.
Национальная одежда — выделанные из оленьих шкур, шерстью вверх, парки, сделанные на манер рубахи, с рукавами и разрезом у ворота. Женская парка делается из оленьих выпоротков, вырезанных из живота самки, с откидным меховым, иногда собольим воротником; мужская парка — из молодых оленей, со стоячим воротником какого-нибудь дешевого меха, нередко собачьего.
Традиционная пища юкагиров — рыба, водяная птица и в особенности оленина, высушенная на солнце или мороженая. Особым лакомством считается копченый олений язык.
Олений промысел является основным занятием юкагиров и производится дважды в год, в мае и сентябре, при переходе оленей из лесов в приморские тундры и обратно, особенно осенью, когда олени становятся жирными. Юкагиры охотятся также на пушных зверей. Помимо охоты распространены рыболовство, оленеводство.
Юкагиры любят музыку и пение, а также сказки. Мужчины рассказывают про свою удаль и охотничьи подвиги и про старых богатырей, а также легенды, в особенности о подвигах предков; женщины, у которых довольно мягкий, нежный голос, воспевают любовь и любовные похождения. По характеру юкагиры довольно общительны, беззаботны и гостеприимны.
Традиционные верования — культы духов-хозяев, верховного небесного бога Хойл, промысловых животных, медвежий культ, культ огня, духов предков.
Письменность
Раньше,
чем у других народов уральской семьи, письменность возникла у кочевников
венгров. Это было руническое письмо, восходящее к тюркским орхоно-енисейским
рунам. В XI в. король Иштван I ввел вместо рун латиницу, но в некоторых районах
Венгрии они использовались до начала XIX в.
Первый
письменный текст на карельском языке с использованием кириллицы относится к
XII–XIII вв. Попытка создать собственную карельскую письменность была
предпринята в XVI в. До наших дней эта письменность не дошла. В начале XIX в.
на карельский переводится Евангелие, издается букварь, для их печати
используется русский алфавит. В 1930 г. создается алфавит на основе латинского
для тверских карелов, а в 1937 г. — на основе кириллицы — общий для всех
карелов. В это же время создается и вепсская письменность, сначала на основе
латиницы, затем — на основе кириллицы. С 1940 по 1989 г. письменность на
карельском и вепсском языках не использовалась. В 1989 г. для карелов и вепсов
восстановлена письменность на основе латинского алфавита. В 1372 г.
православным просветителем св. Стефаном Пермским была создана древнепермская
письменность (анбур) — для языков коми-зырян и коми-пермяков (использовалась
также некоторыми другими народами). К XVII в. она была вытеснена русским
алфавитом. В 1920 г. для литературных языков коми-зырян и коми-пермяков введен
так называемый алфавит Молодцова (на основе русской азбуки с видоизмененными
буквами). В 1930 г. Языки переведены на письменность на основе латинской графики,
в 1936 г. вернули алфавит Молодцова, с 1938 г. — письменность на основе
русского алфавита с добавлением нескольких дополнительных знаков.
Финская
письменность (финнов-суоми) возникла в 1540-е гг. на основе латинского
алфавита. Тогда же возник литературный финский язык. Появление письменности в
Эстонии (латинская графика) связано с движением Реформации и распространением
лютеранства (XVI в.).
В
XVII–XIX вв. на основе латиницы создана письменность для шведских, норвежских и
финских саамов, в конце XIX в. — письменность на основе кириллицы для
российских (кольских) саамов. В 1933 г. для советских саамов был введен алфавит
на основе латинского, в 1937 г. он был заменен на кириллицу. Письменность
удмуртов и мордвы возникла в XVIII в. на основе кириллицы. Современные алфавиты
(на базе русского с добавлением некоторых букв) утверждены в 1927 г. Марийская
письменность на основе кириллицы начинает формироваться со второй половины
XVIII в. В 1870-е гг. издаются буквари для горного и лугового марийских языков,
а окончательное утверждение марийских алфавитов произошло в 1938 г.
Письменность ханты и манси, ненцев и селькупов создается в начале 1930-х гг. на
основе латинского алфавита, а в конце 1930-х гг. — на основе русского алфавита.
Ижорская письменность появляется в начале 1930-х гг., в ее основе латинский
алфавит. В 1980-е гг. формируется нганасанская письменность. Не имеют
письменности водь и энцы.
Отличительные черты юкагирских языков
Для комплексного изучения юкагирских народов, их жизни и быта (в том числе, юкагирских языков) была образована отдельная гуманитарная наука – юкагироведение. Оно представляет собой составную и неотъемлемую часть североведения, поскольку исследования, проводимые в этой области, могут стать ключом для понимания этнической и культурной истории многих северных народов Азии и Америки.
Известными юкагироведами являются В. И. Иохельсон, Е. А. Крейнович, Е. С. Маслова, И. А. Николаева, Г. Н. Курилов (Улуро Адо), Э. С. Атласова, В. И. Шадрин.
В 1970-е годы юкагирский учёный-лингвист Г. Н. Курилов создал письменность на тундренном юкагирском языке. Алфавит был составлен на основе кириллицы с преимущественным использованием графем русского и якутского алфавитов.
Юкагиры — древнейшее аборигенное население, заселявшее северные территории Восточной Сибири более 9 000 лет назад. Находясь в репродуктивной и культурной изоляции до XVII столетия, народ сохранил исконные обряды и мифы, создал уникальную пиктографическую письменность и свойственный древним племенам матрилокальный брак.
Гуанчи
Гуанчи — это коренное население Тенерифе. Сейчас от этого народа осталась лишь фамилия Гуанча, распространенная на острове. К концу XV века народ был частично истреблен, частично смешался с испанцами.
По сообщениям европейских завоевателей, туземцы Тенерифе были светлокожими, иногда с серыми и синими глазами и с каштановыми или рыжеватыми волосами. Современная наука считает, что гуанчи — родственники берберов — группы народов, населяющих Северную Африку. Но вот в чем загадка. Канарские острова расположены примерно в 100 км от Северной Африки, а у гуанчей совсем не было развито корабельное дело. Как они ухитрились попасть на Тенерифе, до сих пор неизвестно.