Проблема методов воспитания, психолого-педагогические требования к их использованию

Методы воспитания

Виды методик в воспитании и способы передачи данных

Словесный. Словесные методики обучения являются популярной группой методик, применяемых педагогами на практике. Ее используют во всех предметах школы и на всех ступенях обучения. Источником знаний является речь. Она бывает устной или письменной.

Главная роль метода заключается в усвоении правил и норм поведения – этического, эстетического, делового, морального. В процессе преподаватель объясняет и убеждает в правильности того или иного факта, вывода

Тут важно опираться на опыт учащихся, их личные отношения к теме, умение найти ответы самостоятельно. Беседа предполагает диалогическую вопрос-ответную методику обсуждения вопросов

Так ребёнок складывает свои мысли, свои мнения, оценку. Основой разговора является выверенное сочетание основных, дополнительных и уточнительных вопросов, которые подталкивают ученика к новым знаниям. Правильные концепции должны содержать те темы, которые раскрывают социальные, моральные, естественные смыслы жизни общества. Беседы используются при работе с детьми любого возраста. Учитель задает тему и затем вопросы, чтобы школьники могли ответить, спросить, выразить свое мнение самостоятельно. Учебные процессы могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными. При выборе темы рекомендуется остановиться на самых волнующих и близких к ребенку. В группах обсуждения должны учитываться существующие тренды в отношениях детей. Беседы помогут педагогу определить степень осознанности учениками норм и правил, зафиксировать ошибки, оценить их влияние, узнать об отношения детей.

Наглядный. Практические визуальные методы применяются при наблюдении предметов, явлений. Материалы для иллюстраций: схемы, рисунки, картинки, плакат, портрет, графика, атрибуты. При использовании таких методов педагогу следует избежать перегрузки на наглядность. В результате отсутствия внимания уменьшается эффективность действия, ребенок останавливается на главных деталях. Таким образом, иллюстрации нужно подготовить заранее и в ограниченных количествах. Педагог должен внимательно продумать их познавательные смыслы и роли. На уроках и экскурсиях используется метод наблюдения. Педагог демонстрирует реальное событие, природу, научные процессы, и процессы производства. Дети сами готовят презентацию, делают личное оформление. В процессе демонстрации необходимо привлечь участников в дискуссию для объяснения, осознания и спровоцировать их активность. В иллюстрации используется символическое изображение. В показе используют схемы и рисунки. Оба способа связаны и расширяют совместное действие.

Практический. Универсальная система упражнений используется людьми с незапамятных времен, поскольку она доказала свою эффективность. Хронология образовательной деятельности не помнит случаев, когда достаточно правильно выполненные упражнения не произвели желаемое действие. Поэтому рассмотренный метод основывается на вовлечении ребенка в работу. Соблюдая правила и нормы поведения, воспитанник органично получает общественный опыт. Целью является развитие конкретных умений и навыков, а именно жизненно необходимое, полезное мышление — такое, как самоконтроль, гибкость, культура общения. Для эффективного и результативного стимулирования следует следовать: систематическому, анализу результатов, поощрению поступков. Метод тренинга реализуется путем организации режима, рабочей деятельности и игр. Захватывает сферы спортивного творчества. В любом случае ученика приучают к определенному стандарту поведения. Продуктивность упражнений зависит от их содержания, мощности, контроля, времени и места, мотивации и стимуляции.

Классификация методов

В зависимости от характеристики методов, которая ложится в основу классификации, различают несколько подходов. 

Выделяют группы методов:

  • прямого влияния педагога;
  • косвенного влияния.

Классификация Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова базируется на характере воздействия:

  • убеждение;
  • поощрение;
  • наказание;
  • упражнение.

Система И.С. Марьенко имеет другую структуру:

  • объяснительно-репродуктивные;
  • проблемно-ситуативные;
  • приучения и упражнения;
  • стимулирования;
  • торможения;
  • руководство;
  • самовоспитания.

Некоторые исследователи воспитательные приемы делят на две основные категории:

1. Методы, которые оценивают человеческую деятельность:

  • поощрение;
  • порицание.

2. Методы, которые стимулируют деятельность:

  • убеждение;
  • побуждение.

Распространена классификация Г.И. Щукиной. В её основе лежит направленность:

  1. Методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, лекция, внушение, пример, беседа).
  2. Методы, направленные на формирование поведенческого опыта и организацию деятельности (общественное мнение, поручение, убеждение, приучение).
  3. Стимулирующие методы (поощрение, наказание, соревнование).

О. С. Гребенюк в своей классификации выделил несколько сфер:

  1. Интеллектуальная (убеждение, самоубеждение).
  2. Мотивационная (стимулирование, поощрение, наказание).
  3. Эмоциональная (внушение).
  4. Волевая (требование, приучение).
  5. Сфера саморегуляции (коррекция поведения, саморегулирование).
  6. Предметно-практическая (метод воспитывающих ситуаций, соревнование).
  7. Экзистенциальная (анализ деятельности, рефлексия).

Построение поведения

Методы данной группы создают эмоциональную и волевую сферу у учащихся, организуют деятельность, развивают единство сознания и поведения. Это означает: приучение; поручение; воспитание.

  • Тренинг вырабатывает необходимый навык.
  • Привычка формируется в процессе регулярных действий.
  • Поручение развивает организованность и ответственность. Особенно ценным в поручении является то, что дает коллектив. Встречаются длительные, эпизодические случаи.
  • Воспитательная функция развивает нравственное качество. Суть заключается в ответных поступках ученика на обстоятельства, организованные учителем: уступить место, сказать правду.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Классификация общих методов обучения

I-группа — это методы, с помощью которых, прежде всего,
формируются представления, понятия, взгляды, убеждения, осуществляется
оперативный объем информации в педагогической системе между ее членами.

II группа — это методы, которые помогают организовать
деятельность студентов и стимулировать их положительные мотивы.

Группа III — это методы, которые в первую очередь
стимулируют самооценку и помогают учащимся саморегулировать свое поведение,
самоанализ и самообразование, а также дают формальную оценку действий учащихся.

Особенности методов воспитания и самовоспитания. Первый этап
правильно организованного воспитания — это знание (понимание) тех норм и правил
поведения, тех моральных качеств человека, которые должны формироваться в
процессе воспитания. Все виды информационного воздействия имеют функцию
убеждения и формирования представлений о «хорошем и плохом»,
представлений о хорошем и плохом, о том, что разрешено и что не разрешено.

Методы этой группы способны объяснить факты и явления
общественной и личной жизни. Функции этой группы методов — внедрение теории в
жизненный опыт ребенка, формирование системы понятий и отношений, обобщение и
осмысление собственного опыта, собственных поступков. Эта группа методов
конкретизирует сложные моральные, социальные, трудовые и эстетические нормы и
идеи. Создает эмоциональную направленность деятельности. Способствует развитию
положительной, моральной мотивации деятельности. Основным инструментом этой
группы методов является слово. Каждый учитель обязан умело использовать слова.
В.А. Сухомлинский говорил: «Слово учителя не заменит инструмента
воздействия на душу ученика. Искусство воспитания означает, прежде всего,
искусство слова, искусство обращения к человеческому сердцу. Я твердо убежден,
что многие школьные конфликты, которые часто заканчиваются большим несчастьем,
берут свое начало в неумении учителя разговаривать с учениками.

Одной из характерных черт этой группы методов является
аргументированность и доказательность излагаемой информации, которая призвана
воздействовать не только на рациональную, но и на эмоционально-волевую сферу
личности. Указывая на неоценимую роль чувств и эмоций в формировании сознания
учащихся, М.М. Пистрак писал: «… Для ребенка и подростка обращение к
разуму более убедительно, эффективно и глубоко, если оно связано с приведением
в движение соответствующих эмоций ребенка. В нашей действительности многие
студенты явно ощущают недоразвитие эмоциональной сферы личности.

Зададимся вопросом: где и почему выросли дети, способные убить раненую птицу, задушить слабого котенка, толкнуть, сбить с ног, унизить покалеченного товарища, организовать групповое изнасилование, хладнокровно убить сверстника, оскорбить раненного в бою ветерана….? Ответ прост: их не учат состраданию и способности чувствовать. Убеждение в образовательном процессе достигается путем использования различных методов. Например, в старой школе широко использовались поучительные истории, притчи, басни и другие косвенные и изобразительные способы передачи необходимых знаний. Выводы должны были сделать сами дети. Сейчас все больше учителей включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Считаются наиболее сложными по содержанию и применению приемов словесного и эмоционального воздействия. Рассказ — яркое, эмоциональное представление определенных факторов и событий. Воздействуя на эмоции, рассказ помогает учащимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Функции

История имеет несколько функций: Она служит источником
знаний; обогащает нравственный опыт человека опытом других людей; служит
способом использования положительного примера в воспитании. Условия для того,
чтобы рассказывание историй было эффективным, включают следующее.

История должна быть связана с социальным опытом студентов.
Рассказ должен показать содержание той или иной моральной нормы, понятия,
которое не знакомо учащимся или не привлекает достаточного внимания, или
непонятно. Содержание истории должно быть рассказано ярко и эмоционально, чтобы
она могла произвести достаточно сильное впечатление на детей.

Рассказ сопровождается иллюстрациями, которые могут быть
произведениями искусства, художественными фотографиями: восприятие усиливается
хорошо подобранным музыкальным сопровождением.

Рассказ может быть использован для представления идеального
образа нравственного поведения, психологически близкого учащимся, чтобы вызвать
желание подражать этому примеру. История должна быть пережита аудиторией.
Необходимо позаботиться о том, чтобы оттиск держался как можно дольше.
Неуклюжий, неумелый рассказчик не может рассчитывать на успех. Объяснение — это
метод эмоционального и вербального воздействия на учащихся.

Особенность заключается в направленности воздействия на
конкретную группу или человека. Она требует глубокой мотивации, объяснения
социального смысла моральных понятий. Объяснение используется: а) для
формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения; б)
для выработки у учащихся правильного отношения к уже совершенному поступку. В
практике воспитания прибегают к увещеванию, которое сочетает в себе просьбу с
объяснением и предложением.

Их педагогическая эффективность зависит от авторитета
воспитателя, его личных моральных качеств, убежденности в правильности своих
слов и действий. Необходимыми условиями увещевания являются обращение к
позитиву, похвала, обращение к чувству достоинства и чести. Наиболее широко
используемым методом является разговор. В зависимости от содержания она может
быть познавательной, этической, эстетической, по правовым, экологическим
вопросам и т.д. Беседа — это метод вовлечения учащихся в выработку правильных
оценок и суждений по всем волнующим их вопросам.

Похожие термины:

отрасль педагогической науки, учение о методах воспитания.

педагогическая деятельность, направленная на оформление и организацию окружающей ребенка среды для того, чтобы ненавязчиво, исподволь внедрять в его сознание нормы и правила поведения, системы р

Программа общей организации воспитательного процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников в определенных условиях. Она включает, как правило, общие цели и задачи педагогической деятель

воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, рассчитанное на то, чтобы вызвать соответствующее ему ответное действие ученика, его попытку самовоспитания. Бинарные методы воспитания

. При проведении в коллективе воспитательной работы используются различные способы воздействия. Чаще всего в условиях производства в воспитательных целях применяются разнообразные методы убежд

способы организации жизнедеятельности детей, при которых детям предоставляется свобода выбора и создаются условия для саморазвития их интересов и самодеятельности (Ж.-Ж. Руссо, Э. Кей, М

Монтессо

процесс взаимодействия педагога с учеником/воспитанником при котором взрослый организует самостоятельную поисковую деятельность ребенка по решению какого-либо затруднения и, что важно, установ

Это последовательность действий и способов взаимодействия воспитателей и воспитанников в конкретных формах организации воспитательной деятельности. Например: методика школьного праздника, мет

методы воспитания, основанные на применении наказаний, принуждения

модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликт ы мирным путем.

система методов воспитания, упорядоченная по единому основанию. Существуют различные классификации, но в силу сложности жесткого разграничения методов воспитания по определенному основанию бол

совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития высоких морально-бое

представляют собой совокупность педагогических средств управления учебно-воспитательным процессом, составляют основу педагогического мастерства. М.г.в. состоят из трех групп: методов организац

использование в педагогических целях стихийно возникающих и разрешающихся в острой форме противоречий учащихся в деловых и нравственных взаимоотношениях. Нерадивое исполнение учащимися общест

Метод поощрения

Приемы поощрения и порицания используются для оценки деятельности человека. Поощрение положительно влияет на человека и на сплоченность в коллективе. Формы его могут быть различными — от одобрительной улыбки до вручения награды.

Необходимость и эффективность поощрения диктуется потребностью человека в оценке своего труда. Каждый хочет получить за старания одобрение. Это служит хорошей мотивацией для дальнейших действий.

Для того, чтобы поощрение приносило результаты, нужно соблюдать условия:

  • поощряемый должен четко осознавать, за какие его заслуги высказывается одобрение;
  • поощрение не должно быть платой за обычное поведение, поступки;
  • важна своевременность поощрения, не стоит переносить его на будущее;
  • должны учитываться личностные характеристики, достижения воспитанника;
  • гласность.

В совокупности поощрение и порицание (наказание) составляют метод стимулирования.

Порицание представляет собой реакцию на отрицательное поведение и поступки. Оно воспитывает характер, волю, помогает формироваться чувству ответственности.

К порицанию есть определенный ряд требований:

  • высказывается только за определенный поступок или поведение;
  • мера порицания рассчитывается исходя из серьезности проступка, сопутствующих обстоятельств;
  • осуществляется в спокойном состоянии, без раздражения;
  • не должно откладываться по времени или отменяться;
  • коллектив не должен отвечать (нести наказание) за поступок отдельного человека.

Что такое методы воспитания

Определение

Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — комплекс действий, направленный на достижение целей воспитания.

Признаки метода воспитания:

  • четкое содержание педагогической деятельности;
  • конкретный способ усвоения;
  • выделение определенной формы взаимодействия участников воспитательного процесса.

Воспитательные приемы направлены на формирование практических умений, навыков, ценностей, форм поведения на базе знаний, полученных в процессе обучения. Выбор и эффективность их зависит от содержания воспитания, особенностей воспитанников, возможностей педагога.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Характеристика методов воспитания

Методы обучения подбирает педагог. Проблема классификации — отсутствие единого критерия: разные цели, средства и этапы воспитания. Например, в одной группе приемов гарантируют получение знаний об общепризнанных ценностях, в другой – помогает решить жизненные проблемы, в третьей – заложены параметры поведения. Преимущественным считается систематический подход на основе синтеза целей, смыслов и процессов. Различные программы разработаны настолько тщательно, что в них можно разобраться только с помощью определенного типирования. Структура воспитания, разделяемая большинством ученых, делится на четыре условных группы: методика формирования созерцания: беседы, рассказы, лекции, дискуссии, диспуты, личные примеры; методика организации работы и поведения: упражнения, поручения, приучения, требования; методика стимуляции поведения: игры, соревнования, наказания, поощрения; методика самоконтроля, наблюдения, тестирования, опроса, анкетирования.

Классификация методов воспитательной работы

Классификация методов при этом достаточно затруднительна, поскольку имеет разделение по средствам, целям, последовательности и очередности применения.

Н. И. Болдырев и Н. К. Гончаров выделяют три основные группы методов:

  • Убеждение.
  • Упражнение.
  • Поощрение и наказание.

В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев в свою очередь определяют другие группы:

  • Организация детского коллектива.
  • Убеждение.
  • Стимулирование.

Т. А. Ильина характеризует следующие группы методов:

  • Убеждение.
  • Организация деятельности.
  • Стимулирование поведения.

Г. И. Щукина объединила методы в ряд групп, среди которых многоплановое воздействие на понимание, чувства и волю учащихся, организация работы и формирование опыта социального поведения, регулировка, коррекция и стимулирование поведения и деятельности. Здесь основным аспектом классификации считается функция метода по отношению к деятельности.

Методика воспитательной работы под редакцией В. А. Сластенина определяет способы двусторонней работы педагога и учеников. Он также сформировал группы методов воспитания в 4 составляющих:

  • Формирование сознания личности.
  • Организация работы, общения, опыта социального поведения.
  • Стимулирование, мотивация труда и поведения.
  • Контроль, самостоятельный контроль деятельности и поведения.

В современной литературе описаны и другие методы классификации. Так П. И. Пидкасистый определяет метод как средство педагогического управления деятельностью, в процессе которой выполняется самореализация личности и ее многостороннее развитие.

Другой ученый В.А. Караковский предложил классификацию на основе воспитания, а именно воспитание словом, делом, ситуацией, игрой, общением, отношениями.

Средства и методы воспитания

В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются.

Средства воспитания – это самое широкое понятие. Это всё, что может использоваться в процессе воспитания — люди, явления, вещи (педагог тоже средство). Методы – это способы влияния воспитателя на чувства, сознание, психику воспитанника для решения задач воспитания. Приёмы воспитания – это частные проявления конкретных методов.

Ценность методов воспитания, помимо организующего и воспитывающего действия, заключается в обратной связи (есть и специальные методы обратной связи), позволяющей анализировать процесс воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития личности и коллектива.

Педагогический процесс не сводится к набору средств и методов. Великий психолог и педагог А.С. Макаренко отмечал непрерывный характер воспитания, «даже когда вас нет дома». Ведущим является только один метод, который меняется по ситуации, при этом остальные методы его дополняют.

Метод принуждения

Определение

Принуждение — комплекс мер, побуждающий воспитанников вопреки нежеланию выполнять свои обязанности или корректировать поведение.

Принуждение обязательно должно основываться на убеждении или других воспитательных методах. Требования педагога должны быть аргументированными и обоснованными. Проступки, оставшиеся без наказания или невыполнение обязанностей приводят к чувству безответственности. 

Применению метода принуждения должны предшествовать другие, более мягкие приемы и меры (личный контроль обучения, проведение беседы в присутствии коллектива, установление конкретных сроков для выполнения задачи, осуждение коллективом). Воздействуя на воспитанника принудительными мерами, необходимо поощрять изменения поведения, выделять успехи, стремления ученика к положительным переменам.

Формирование отношений и чувств: методы воспитания в педагогике

Методы мотивации поведения выражаются в виде: поощрения, наказания, требований; соревнования. Стимулирование предназначено, чтобы учащийся имел цель и мог улучшить познавательную активность. В условиях успеха ребенок чувствует удовлетворение своими действиями и своими поступками. Действие стимулирования направлено на формирование позитивных эмоций, благодаря чему ребенок чувствует моральную удовлетворенность.

Метод поощрения — положительные оценки, похвалы, одобрения. Этим мы закрепляем правильные умения и навыки, повышаем уверенность в себе, увеличиваем чувство ответственности.

Высокая степень поощрения – благодарность, награды. Следует поощрять не только успех, но и труд, отзывчивость, поддержку. Одновременно не следует допускать возможности перехвалить ребенка, это повлечет за собой высокомерие и эйфорию.

Метод принуждения в педагогике – это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение

Наказание корректирует поведение путем осуждения. Правильное применение метода приводит ребёнка к тому, чтобы он больше не совершал подобных действий. Возникает ощущение стыда и страха, пробуждается совесть. Наказания считаются продуктивными, если они понятны ученику, и они оценивают их как справедливые. Недопустимо телесное наказание, которое влечет за собой ложь, скрытность, трусость.

Требования должны подтолкнуть ребенка к действиям. Стоит избегать агрессивных высказываний. Рекомендуется тактично рассматривать поступок, объясняя сразу, как поступать в данной ситуации в дальнейшем.

Конкурс применяется для детей в школьном возрасте. Основывается на необходимости соревнования и воспитания, тренируются физические и моральные качества. Чтобы смягчить конкуренцию, рекомендуется использовать увлекательную, игровую форму. При участии в конкурсе дети привыкают активно отстаивать свои интересы. Педагогу только нужно поддерживать и направлять.

Качества, которые необходимо развивать педагогу

Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.

Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения

Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения

В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).

Виды методов

Методики воспитания в целом определяются как направление или тактика организации этой деятельности, взаимного сотрудничества учителя и учеников, ориентированного на решение задач воспитания.

Добиться положительной динамики в процессе воспитательной деятельности обеспечивает использование таких приемов как убеждение, организация работы, стимулирование поведения и деятельности.

Такой метод, как убеждение, ориентирован на сознание личности. Главным источником является слово, при этом само слово может исходить от любого участника процесса воспитания. Реализация данного метода осуществляется через беседу, рассказ, обоснование, внушение.

Одним из основополагающих средств воспитательной деятельности считается организация самостоятельной работы обучающихся. В основу этой методики входит приучение, педагогические требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование используется как представление исполнения определенных норм поведения, положений и правил. При этом требование могут иметь прямое или косвенное значение, где прямые озвучиваются в формате приказа, а косвенные звучат в качестве совета или пожелания.

Общественное мнение принято определять как выражение массового требования, которое используется при обсуждении действий, проведении мероприятий.

Таким образом, главной задачей создания воспитывающей ситуации является погружение личности в состояние затруднения, ситуацию выбора либо побуждения к действию.

Подобные ситуации используются в различных вариациях. Они обеспечивают усвоение ценностей, приобщение к заложенным обществом нормам поведения.

Методы стимулирования поведения и деятельности дают толчок к социально одобряемому поведению. Мотиватором выступает одобрение или осуждение поступка. Эмоциональной основополагающей считается переживание и самооценка учащегося, самостоятельное осмысление поступка на основе критики более авторитетных сверстников. В коллективных рамках личности свойственно ориентироваться на признание, поддержку и согласие с собственным поведением. В таком случае представляется возможным корректировать поведение учащихся на основании оценочных характеристик.

Метод упражнения

Универсальный путь для формирования различных поведенческих навыков.

Определение

Упражнение — многоразовое повторение и усовершенствование способов действий, на которых основано поведение.

В воспитательном процессе упражнения направлены на оттачивание до автоматизма привычек в поведении, умений и навыков. На привычках и правилах, сформированных воспитанием, основываются такие качества, как самоконтроль, дисциплина, выдержка, культура общения, организованность. Чем сложнее качество, тем больше упражнений потребуется для выработки привычки. 

Для формирования и развития моральных, волевых качеств личности необходим системный подход.

Для эффективности метода упражнений следует учитывать физические, психологические особенности человека.

Проблемы воспитания

Точно также, как не существует исчерпывающего перечня педагогических методов, не существует и полного перечня педагогических проблем. Человек развивается разносторонне – есть соответствующие формы воспитания — физическое, умственное, социальное, духовно-нравственное. Соответственно, в каждой сфере присутствуют специфические проблемы. Существуют особые педагогические проблемы в неполных и многодетных семьях. Отдельная проблема – это желание и способность (см. необходимые навыки) воспитателя решать проблемы. В этом смысле кризисы (возрастные и прочие) являются своего рода проверками воспитателей на наличие и тяжесть допущенных ошибок.

Несмотря на всё множество и разнообразие, во всех проблемах есть нечто общее. А.С. Макаренко указывал на сопротивление личности, когда её начинают воспитывать, однако для «проблемных» (беспризорных) детей он принципиально не использовал каких-либо специальных методов, а работал с ними так, чтобы они смогли стать счастливыми самостоятельными людьми. Для этого необходим гармоничный, авторитетный стиль воспитания. Нарушения этой гармонии вполне устойчивы и формируют характерные проблемные стили (паттерны) воспитания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: