Введение
В педагогике существует множество подходов и методов, которые помогают преподавателям эффективно обучать студентов. Один из таких подходов – аксиологический подход. В данной лекции мы рассмотрим суть и основные принципы аксиологического подхода, а также роль ценностей в педагогическом процессе. Мы также рассмотрим примеры применения этого подхода и обсудим его преимущества и недостатки. Давайте начнем!
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Изменение ценностей
Аксиология – наука, но ценности каждый человек определяет для себя самостоятельно. И он тем свободнее в своём выборе, чем осознаннее
Если вы сумели определить свои основные жизненные ценности и честно обосновали себе их важность, то уже сделали самый главный шаг
Ценности могут изменяться без вашего участия: например, с возрастом вы переосмысливаете свою жизнь, и какой-то аспект теряет важность, или у вас происходит какой-то мировоззренческий перелом, смена парадигмы. «Вручную» же изменить терминальные ценности достаточно тяжело – вам придётся доказать себе, что что-то, что было вам дорого, не имеет значения или что что-то, что вам было безразлично, играет важную роль. «Вручную» же изменить терминальные ценности достаточно тяжело – вам придётся доказать себе, что что-то, что было вам дорого, не имеет значения или что что-то, что вам было безразлично, играет важную роль
«Вручную» же изменить терминальные ценности достаточно тяжело – вам придётся доказать себе, что что-то, что было вам дорого, не имеет значения или что что-то, что вам было безразлично, играет важную роль.
Но зато корректировкой инструментальных ценностей заняться гораздо легче. Допустим, ваша терминальная ценность – свобода. Инструментальной ценностью для неё был заработок денег (достижение финансовой свободы).
Тогда вам требуется убедить себя, что свобода зависит не столько от финансовой независимости, сколько от умения принимать решения самостоятельно. То есть вы будете удовлетворять ту же потребность (в свободе), но уже другим путём.
Конечно же, это не сработает, если вы неправильно определили терминальную ценность. Поэтому вы должны быть честны с собой и уметь себя понимать.
Живите в согласии со своими ценностями! Желаю успехов!
Влияние аксиологического подхода на развитие научных теорий и практики
Аксиологический подход имеет огромное значение для развития научных теорий и практики. Суть этого подхода заключается в учете ценностных аспектов и установок при проведении научных исследований.
Аксиологический подход помогает ученым определить ценности и приоритеты, которые лежат в основе их исследований. Это позволяет более четко сформулировать цели и задачи исследования, а также определить возможные пути достижения этих целей.
Ценностные аспекты имеют важное значение для принятия решений в процессе исследования. Они позволяют ученым определить, какие результаты и выводы будут иметь наибольшую ценность для научного сообщества и общества в целом
Благодаря аксиологическому подходу, ученые более осознанно и обоснованно делают выбор между различными путями и способами исследования.
Аксиологический подход также оказывает влияние на практику научных исследований. Научная практика становится более осмысленной и систематизированной благодаря аксиологическому подходу
Ученые уделяют особое внимание этическим аспектам и принципам, таким как правдивость и объективность, участвующим в процессе исследования
Использование аксиологического подхода в научных исследованиях также способствует усилению социальной значимости их результатов. Ученые, ориентируясь на ценности и потребности общества, стараются исследовать проблемы, наиболее актуальные и важные для него. Таким образом, аксиологический подход обеспечивает соответствие научных теорий и практики потребностям общества и повышает их полезность и применимость.
В целом, аксиологический подход оказывает глубокое и многогранное влияние на развитие научных теорий и практики, способствуя их более осознанному и эффективному развитию.
Типология ценностей
М. Рокич делит ценности на:
- Терминальные. Это конечные цели. Например, счастье, независимость или вклад в развитие человечества.
- Инструментальные. Например, деньги. Сами по себе они не нужны, но с их помощью человек удовлетворяет физиологические потребности (покупает еду, жильё и т.п.). Если денег достаточно много, то человек получает некоторую свободу и независимость (может больше не работать).
Гордон Оллпорт делит ценности на:
- Теоретические. Поиск истины.
- Экономические. Накопление богатства.
- Эстетические. Заинтересованность в красоте и искусстве.
- Социальные. Заинтересованность в любви и дружбе.
- Политические. Стремление к власти.
- Религиозные.
Также можно провести деление на групповые ценности (национальные, классовые, общечеловеческие и т.п.) и личные (субъективные) ценности.
Попробуйте прямо сейчас классифицировать свои ценности. Какие из них терминальные, а какие инструментальные? Какие у вас экономические ценности, какие социальные? Какие из ваших ценностей присущи всем людям (или какой-либо группе), а какие вы можете назвать субъективными?
Знать свои ценности очень важно. Они служат ориентиром для человека, его личным компасом по жизни. Как вы достигнете желаемого, если даже не знаете, к чему стремиться?
Как вы достигнете желаемого, если даже не знаете, к чему стремиться?
Роль аксиологии в образовании
Аксиологический подход – это инструмент, отражающий суть гуманистической педагогики: здесь человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития. Собственно, аксиологический подход в педагогике можно назвать новой философией образования и методологии.
Фундаментом аксиологического подхода служит утверждение о взаимозависимости и взаимодействии мира. Согласно нему, все жизненное пространство являет собой мир целостного человека, в связи с чем необходимо видеть общность, объединяющую человечество, но и дающую характеристику каждой отдельной личности. Гуманистическая ориентация на ценности – это некий аксиологический двигатель, приводящий в движение прочие звенья ценностной системы.
Философия образования современности, имеющая гуманистическую направленность, представляет из себя программу качественного обновления всех этапов образовательного процесса. Философские искания данного направления дают возможность сформировать принципы оценки работы образовательных учреждений, концепций, педагогического опыта, достижений или неудач. Гуманизация образования включает в себя и обновление системы подготовки квалифицированных кадров: переход от «обезличенности» к осознанному творческому включению в процесс, стремлению к общему и профессиональному развитию личности.
Гуманизация образования в самой основе изменяет традиционные привычные представления о его целях: систематизации информации, умений, навыков. Собственно, такие цели и стали основой дегуманизации образования, проявившейся в разделении процессов воспитания и обучения
Учебным программам и пособиям придавалось излишне важное, почти идеологическое значение, в связи с чем воспитательный процесс становился или неявным, или отсутствовал вообще. Образование, изначально предполагающее трансляцию культуры следующему поколению, оказалось дискредитированным
Также и трудовое воспитание было лишено своего нравственно-эстетического значения.
Довольно долго образовательная система направляла усилия на обучение подрастающего поколения приспособлению к жизненным трудностям, едва ли не способам выживаемости. Процесс образования не давал навыка гуманизации самой жизни, формирования ее согласно законам красоты. На сегодняшний момент стало очевидным, что содержание и характер направленности человеческой личности задают эффективность решений проблем социального и экономического характера, определяют безопасность существования человечества.
Идея гуманизации – это следствие аксиологического подхода в образовании, имеющее важнейшее социально-политическое и философско-антропологическое значение. То, как будет реализована эта идея, определит конечную стратегию развития современного общества: будет ли новая концепция тормозить его движение или, наоборот, запустит новый виток развития. Современное образование имеет возможность стать существенным элементом в становлении ценных мировоззренческих, нравственных качеств каждого индивидуума. В гуманистическую философию образования заложена миссия создания экологической, нравственной гармонии в нашем мире.
Дистанционное обучение педагогов.
По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.
Подробней на странице
«Переподготовка, повышение квалификации педагогов».
Наш телефон 8-800-775-09-71
Роль ценностей в педагогическом процессе
Ценности играют важную роль в педагогическом процессе, так как они определяют цели и задачи образования, формируют систему ценностных ориентаций учащихся и влияют на их поведение и развитие.
Вот несколько основных ролей ценностей в педагогическом процессе:
Определение целей и задач образования
Ценности помогают определить, какие знания, навыки и качества следует развивать у учащихся. Они помогают установить приоритеты и выбрать содержание образования, которое будет способствовать формированию ценностей и развитию личности.
Формирование ценностных ориентаций
Педагогический процесс направлен на формирование ценностных ориентаций учащихся
Ценности помогают им определить, что важно и ценно в жизни, какие принципы и идеалы следует придерживаться. Они помогают учащимся развивать свою мораль, этику и эстетические предпочтения
Влияние на поведение и развитие учащихся
Ценности оказывают сильное влияние на поведение и развитие учащихся. Они помогают им принимать осознанные решения, выбирать правильные поступки и действовать в соответствии с высокими ценностными стандартами. Ценности также способствуют развитию самооценки, саморегуляции и самореализации учащихся.
Создание гармоничной и целостной личности
Ценности помогают формировать гармоничную и целостную личность учащихся. Они способствуют развитию их эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер. Ценности помогают учащимся стать ответственными, толерантными, этичными и гражданскими людьми.
Таким образом, ценности играют важную роль в педагогическом процессе, они определяют цели и задачи образования, формируют ценностные ориентации учащихся и влияют на их поведение и развитие. Педагоги должны учитывать ценности учащихся и помогать им развивать их ценностную сферу, чтобы создать гармоничную и целостную личность.
Иерархия ценностей
В аксиологии под иерархией ценностей обычно понимают их ранжирование от низших к высшим или наоборот.
Низшие ценности – усреднённые, стереотипные модели, которые наиболее распространены среди людей. Они усредняют человека и делают его более конформным. Низшие ценности скоротечны и изменчивы. Пример: материальные ценности, всё то, что делается из тщеславия, корыстных или эгоистических побуждений.
Высшие ценности не так сильно распространены, даже в некоторой степени элитарны. Они свойственны только высокоразвитым личностям; совершенствуют человека. Высшие ценности требуют наличия нонконформистского взгляда, зачастую они неудобны. Это «вечные» ценности.
Пример: искусство, самосовершенствование, такие понятия, как красота, справедливость и добродетель.
Чтобы было понятнее, разберем такой пример. Если человек работает врачом во имя любви, ввиду своих альтруистических установок, то он руководствуется высшими ценностями. Если же он работает только ради зарплаты и не думает о своих пациентах, то руководствуется низшими ценностями.
Таблица сравнения аксиологического подхода в педагогике
Аспект | Определение | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|---|
Определение | Аксиологический подход в педагогике – это подход, основанный на ценностях и ориентированный на развитие личности студента. |
|
|
Основные принципы | Аксиологический подход основан на следующих принципах: |
|
|
Роль ценностей | Ценности играют важную роль в аксиологическом подходе: |
|
|
Примеры применения | Аксиологический подход может быть применен в следующих ситуациях: |
|
|
Преимущества и недостатки | Аксиологический подход имеет следующие преимущества и недостатки: |
|
|
Педагогические задачи аксиологии
При внимательном изучении вопроса становится очевидным, что гуманистический характер педагогики основан на аксиологии. В качестве высшего ценностного ориентира был выбран человек, который стал также и целью общественного развития. Аксиология связывает все звенья в этой системе и, таким образом, служит методологией современной педагогики.
Основной принцип аксиологии можно сформулировать следующим образом: в основе всего лежит детерминированность, все явления жизни взаимосвязаны между собой; исходя из этого положения, каждый индивидуум связан с социумом, и важно видеть эти общие черты и закономерности. Аксиологической базой образования должен стать гуманизм
Педагогическая система, вставшая на путь гуманизма, благодаря усвоению опыта этой философии улучшит качество образования
Аксиологической базой образования должен стать гуманизм. Педагогическая система, вставшая на путь гуманизма, благодаря усвоению опыта этой философии улучшит качество образования.
Кроме того, можно выделить конкретные преимущества такой аксиологической установки:
1) появление метода оценивания набранного педагогического опыта, ранее использованных методов и приемов учебно-воспитательной работы;
2) отказ от «обезличенности» образования в пользу овладения навыками, способствующими индивидуальному личностному и профессиональному росту;
3) смена целей образования: информация и навыки как главный ориентир образования не соответствует аксиологии гуманистического образования. Главный ее недостаток с точки зрения гуманизма – неадаптированность к человеческой природе
Важно понимать, что человек воспринимает информацию одновременно с навыками, которые помогают ему социализироваться. Поэтому процессы воспитания и обучения должны идти параллельно
Традиционные программы не имеют четкой системы воспитания
Лишение образования функции культурного воспитания отрицательно повлияло в свою очередь и на развитие трудовой деятельности, поэтому гуманизм призывает обратить внимание на нравственно-эстетический аспект учебной работы;. 4) обучение способности менять окружающий мир в соответствии со своим мировоззрением, а не приспосабливать свою картину миру к существующей реальности; устоявшаяся система не учитывает, что человек является меняющей силой и способен повлиять на экономические, социальные, экологические и прочие проблемы; до этого обучение было направлено только на приспособление к проблемам, но не на борьбу с ними
4) обучение способности менять окружающий мир в соответствии со своим мировоззрением, а не приспосабливать свою картину миру к существующей реальности; устоявшаяся система не учитывает, что человек является меняющей силой и способен повлиять на экономические, социальные, экологические и прочие проблемы; до этого обучение было направлено только на приспособление к проблемам, но не на борьбу с ними.
Таким образом, гуманизация образования предлагает избавиться на ранних этапах от всех тормозов, которые сдерживают развитие отдельных личностей, а вместе с тем и всего общества. Вместе с тем это и переустановка философских ориентиров. Антропоцентризм в сфере образования необходим для того, чтобы вернуть ему функцию воспитания в человеке нравственных качеств и мировоззренческих установок. Гуманизм в педагогике стремится к гармонии именно в этических и нравственных областях.
Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь
Литература
- Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. — Л., 1968.
- Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05011-8.
- Ивин А.А. Аксиология. — М.: Высш.шк., 2006. — 390 с. — ISBN 5-06-005308-3.
- Макейчик А.А. Аксиология. — СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2004. — 128 с. — ISBN 5-8064-0775-6.
- Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998.
- Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / редкол.: В. Г. Графский, Л. С. Мамут, В. С. Нерсеянц (отв. ред.) — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 89 c.
- Политико-правовые ценности: история и современность / В. Г. Графский, Д. В. Дождев, Н. Н. Ефремова, Н. Ю. Козлова и др.; под ред. В. С. Нерсесянц; редкол.: В. Г. Графский, Л. Е. Лаптева, Л. С. Мамут. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c.
- Вайпин, Сунь. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае // Вестник Российского философского общества. — 2007. — № 4(44). — С. 89-95.
- Ценностей теория // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Что такое аксиология?
Что изучает аксиология? Ответ на этот вопрос философы формулируют так:
- темы, сопряженные с естеством ценностей;
- место ценностей в обществе;
- их связь в структуре и – с восприятием человека.
Главной темой своей философской позиции ценности сделал Сократ, определив, что ценность, которую удалось реализовать – это благо и польза. Ученые Средневековья называли такие категории, как полнота бытия, добро и красота. В современной трактовке аксиология, как ветвь философии, проявляется, когда понимание бытности делится на реальность и ценность, в качестве шанса реализовать себя, продемонстрировать способности своего разума.
Аксиология
Что такое аксиология в философии?
Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:
- Средневековье. Главная ценность – вера в Бога.
- 19-20 века – красота и гармония.
И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.
Что такое аксиология культуры?
В современной трактовке аксиология, как учение о ценностях, занимает особое место в культуре, которая сама является сборником ценностей. По аксиологическим меркам, культура – это:
- осуществление ценностных целей;
- мир вещей через восприятие человека;
- идеалы, которые определяют действия и поступки, мотивацию общества.
Аксиологическая цель – сохранить важную роль ценностей. Ценность – это значимость объектов мира для людей, и определяется не по свойствам, а по роли для разных социальных групп. Красоту, добро, честность каждый трактует по-своему, исходя из общих категорий, но нет в мире явлений, одинаково значимых для всех. Есть значимости личные, характерные для пола или возраста, то, что ценно для одного народа может быть абсолютно не существенно для другого.
Понятие аксиологического подхода
Аксиологический подход — это философская концепция, которая изучает и оценивает ценности и идеалы, лежащие в основе человеческого сознания и поведения. Основной целью аксиологического подхода является исследование и понимание того, что является ценным, важным и достойным почитания в различных областях жизни.
Аксиологический подход предполагает, что ценности и идеалы могут отличаться в зависимости от культурных, социальных и исторических контекстов. Этот подход учитывает различные взгляды и мнения людей, а также позволяет проследить эволюцию ценностей и идеалов в обществе.
Аксиологический подход широко применяется в таких областях, как философия, социология, психология, экономика и другие. Его ценность и значимость заключается в том, что он помогает людям осознать свои ценности и принять информированные решения на основе этих ценностей. Также аксиологический подход позволяет анализировать и сравнивать различные системы ценностей и идеалов, что дает возможность найти общие точки соприкосновения и улучшить взаимопонимание между людьми и группами общества.
Аксиологический подход к культуре
Аксиология культуры выделяет четыре высшие ценности, сформулированные учеными разных времен, и которые постоянно проявляются в духовной жизни:
- Вера или Бог.
- Добро.
- Красота.
- Истина.
Ценность воплощает подход к конфигурациям людского существования, стягивает духовное к разуму и воле человека. Поэтому аксиологическая функция – определять ценность, как осознанное бытие для каждой личности. Существует три уровня культуры в реализации ценностей:
- Низший. Моральные категории существуют, как значимости.
- Специализированный. Ценности могут реализоваться в поведении и поступках.
- Полноценный. Высшей ценностью становится сам человек своим отношением к миру.
Аксиология
Аксиология (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, теория философии об общезначимых принципах, задающих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.
Функции аксиологии
Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:
- выяснить критерии, более значимые для человека;
- отличить ценность от повседневности в понимании личности.
Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:
- В воспитании – мотивация в процессе принятия важных решений.
- В педагогике – привитие нравственных ценностей.
- В культуре – формирование принятых норм.