Иоганн себастьян бах (1685 — 1750) — биография композитора

Иоганн себастьян бах

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    Бах Иоганн Себастьян (1685 — 1750) — крупнейший немецкий композитор и органист. Его творчество — завершение и высшая точка полифонической эпохи в западно-европейской музыке.

  • Слайд 3

    Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе (Тюрингия). Он был восьмым ребенком и принадлежал пятому поколению семьи музыкантов-профессионалов. Иоганн Себастьян получил первые уроки музыки у своего отца.

  • Слайд 4

    В семилетнем возрасте Иоганн Себастьян начал посещать латинскую школу в Эйзенахе. Неизгладимое впечатление об органном искусстве осталось у него после знакомства с двоюродным братом отца Иоганном Кристофом, который был органистом и композитором.

  • Слайд 5

    В 1695 г. Иоганн Себастьян Бах, осиротев, переехал сюда на попечение старшего брата Иоганна Кристофа. Брат был на 14 лет старше и стал учить Иоганна Себастьяна игре на органе, клавесине, а также композиции. Бах работал в церкви св. Михаила; через 5 лет, 15 марта 1700 г., он покинул город. Эта церковь пережила пожар в 1753 г. и была восстановлена, но в результате бомбардировки в 1945 г. она была полностью уничтожена.

  • Слайд 6

    Первое место после окончания школы Бах получил в 1703 году. Он служил скрипачом, альтистом и органистом в частной капелле герцога Вильгельма Эрнста в Веймаре. В этом же году он переехал в Арнштадт на место органиста Новой церкви и руководителя школьного хора.

  • Слайд 7

    Однажды церковь предоставила отпуск, и жаждущий знаний Бах пешком отправился в находящийся в двухстах милях городок послушать великого органиста того времени Дитриха Букстехуде.

  • Слайд 8

    В 1707 году Бах получил место органиста в Мюльхаузене и женился на своей кузине Марии Барбаре Бах. У них было семь детей, из которых выжили четверо.

  • Слайд 9

    В 1708 году Бах вернулся в Веймар и стал придворным органистом и камерным музыкантом, а в 1714-м — придворным концертмейстером. Из-за споров с герцогом в 1717 году Бах решил уволиться. Герцог был настолько рассержен, что даже посадил композитора на один месяц в тюрьму.

  • Слайд 10

    Новую работу капельмейстера Бах нашел при дворе князя Леопольда из Кётена. В этот период Бах создал инструментальные произведения, в которых предстал как открыватель нового времени: «Бранденбургские концерты», сольные концерты для различных инструментов, произведения для клавира, в том числе «Хорошо темперированный клавир».

  • Слайд 11

    В декабре 1721 года, через год после смерти жены, Бах женится на Анне Магдалене Вилькен (двадцатилетней певице), c которой у него было шесть сыновей и семь дочерей.

  • Слайд 12

    В 1723 году в возрасте 38 лет Бах переехал в Лейпциг, где и оставался до конца своей жизни. Он выиграл конкурс на должность кантора — учителя певческой школы церкви св. Фомы. В его обязанности также входило создание музыки для церковных служб и городских торжеств. Фактически Бах руководил всей музыкальной жизнью города. В этот период Бахом написаны пять годовых циклов кантат для каждой воскресной службы и всех праздников церковного календаря и такие знаменитые духовные произведения, как «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория», «Магнификат» и «Высокая месса».

  • Слайд 13

    Его творчество, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойденного мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.

  • Слайд 14

    В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко . Бах-мастер полифонии . После смерти Баха его музыка была практически забыта, но в XIX веке её вновь открыл для широкой публики Феликс Мендельсон- Бартольди.Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов , в том числе и в XX веке .Педагогические произведения Баха используются до сих пор.

  • Слайд 15

    • 28 июля 1750 Бах скончался , но оставил в напоминании о себе очень много выдающихся произведений.
    • Всё творчество Баха охватывает более тысячи произведений различных жанров для разных составов исполнителей. Лишь в 1950 году, спустя 200 лет после смерти Баха, был опубликован полный каталог его работ. Вольфганг Шмидер систематизировал их в Васh-Werке-Verzeichnis (Каталог работ Баха).
  • Слайд 16

Посмотреть все слайды

Краткое содержание сообщения

Детские годы

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) родился в провинциальном городке Эйзенах в Тюрингии (Германия). Его семья дала миру несколько поколений музыкантов. Первые уроки музыки были получены от отца, городского скрипача. Родители умерли рано, и с 9 лет он жил в семье брата, который был органистом, хотя как педагог отличался педантизмом и не мог удовлетворить запросы младшего брата. Иоганн Себастьян не просто учился музыке, игре на клавесине, альте, скрипке, но стремился познакомиться с достижениями европейской музыки.

Жизнь в провинции

Германия той поры представляла собой множество мелких государств. И.С. Баху пришлось тесно соприкасаться с косной инертной средой, где его рвение, талант и творческая фантазия вызывали только недовольство. Так было в княжеской капелле Веймара, в Новой церкви Арнштадта, в церкви Св. Власия в Мюльхаузене.

Светская служба

Накопив опыт и имея несколько великолепных церковных сочинений, Бах снова перебирается в 1708 г. в Веймар к местному герцогу. Это была первая светская служба, где он мог развить свои замыслы не только в области церковных жанров. Здесь написаны Токката и фуга ре минор, Пассакалия до минор, Токката до мажор и знаменитая «Органная книжечка». Став вице-капельмейстером (1714), Бах получает больше свободы для творчества. Он сочиняет кантаты на библейские и хоральные тексты, во многом уходя от стереотипов.

Новый жизненный и творческий этап начинается в Кетене, где Бах получает должность капельмейстера. Здесь написаны «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Английские сюиты», «Хроматическая фантазия и фуга», вокальные светские сочинения и др.. Отдельного упоминания заслуживают педагогические сочинения, предназначенные ученикам.

Лейпцигский период (1723-1750)

В Лепциге И.С. Бах руководит школой певчих, работает в «Музыкальной коллегии». В эти годы созданы «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Высокая месса», «Рождественская оратория» и др. На основе импровизации, исполненной для короля Фридриха II, Бах создает грандиозный цикл «Музыкальное приношение». Композитор выступает с еженедельными концертами, пишет 150 кантат, сочинения для клавира с оркестром. В свои последние годы жизни он много болеет, особенно страдает зрение: не помогает и операция, на которую Бах решился. Он ослеп, но продолжал диктовать новые сочинения.

Личная жизнь

Первая жена Баха, Мария Барбара, скончалась, оставив 4 маленьких детей. Со второй женой, Анной Магдаленой Вильке, одаренной певицей, ставшей его верной спутницей и помощницей, Бах прожил до последнего дня. Два сына Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил получили известность как композиторы.

Посмертная слава

Творчество Баха долгое время не имело популярности. Первое его жизнеописание появилась только через 52 года после кончины. В 1850-е годы началось систематическое изучение творчества, работа по собиранию и изданию сочинений, определению авторства и уточнению биографических фактов. В ХХ веке многие исполнители стали использовать клавесин вместо фортепиано, стремясь воссоздать дух баховской музыки. Существует «Баховское общество», проводятся фестивали и конкурсы им. И.С. Баха, открыто несколько музеев.

Основные произведения

Всего Баху принадлежит более 1000 концертов, клавиров, кантат, ораторий, фуг, симфоний, месс, прелюдий и др. произведений, включающих богатое органное наследие, целый ряд вокальных и скрипичных сочинений:

  • Хорошо темперированный клавир — цикл произведений, который включает в себя 48 прелюдий, фуги для клавира, объединен в 2 тома по 24 произведения
  • Музыкальное приношение — цикл канонов, фуг, трио-сонаты и других произведений
  • Кантата № 211, Кофейная
  • Кантата № 212, Крестьянская
  • Месса си минор
  • Рождественская оратория
  • Страсти по Иоанну
  • Страсти по Матфею
  • Органная книжечка

Другие биографии:

  • Ершов Петр Павлович

    Известный писатель Петр Ершов родился в 1815 году 22 февраля. Он родился в семействе чиновника в поселке Безруково. Свое детство писатель провел в поселке Березово. Семья часто переезжала из – за должности отца Ершова

  • Василий Иванович Баженов

    Что известно о великом архитекторе Василии Баженове, то, что он родился в 1737 году, и маленьком селе. Ранние годы жизни провел в Москве. Известно, что отец работал в церкви церковным служащим.

  • Андреев Леонид Николаевич

    Леонид Андреев был рожден в 1871 году. Его семью нельзя было назвать бедной, соответственно, он получил стоящее образование. Первым место обучения стала орловская гимназия

  • Рэй Брэдбери

    Рэй Брэдбери, известнейший автор научно-фантастических произведений, чьи книги переведены более чем на 40 языков мира, родился 22 августа 1920 в городе Уокиган, штат Иллинойс, США, в семье наладчика телефонных линий и шведской иммигрантки

  • Юлий Ким

    Юлий родился в 1936 году. Свою фамилию он получил от папы, который по национальности являлся корейцем и работал переводчиком с корейского на русский. Мама Юлия была русской и работала учителем русского языка в русской школе.

Последние годы жизни И. С. Баха

Несмотря на то, что в течение последних лет у И. С. Баха стремительно ухудшалось зрение, он продолжал творить. Только теперь его произведения записывал зять.В Лейпциге в 1750 г. Баху были сделаны две офтальмологические операции, но они только ухудшили положение.18 июля 1750 г. у него случился удар, а через десять дней композитор скончался. Похоронен он был в Лейпциге, но за могилой долгое время никто не ухаживал. Затерянная могила была обнаружена в 1894 г., после чего останки были перенесены в церковь Святого Иоанна, где гений служил почти три десятка лет. Несмотря на то, что храм разбомбили во время Второй мировой войны, останки композитора обнаружили в 1949 г. и перезахоронили в церкви Св.Фомы.

Подробная биография Баха

31 марта 1685 г. в семье Бахов, где каждый мужчина был музыкантом, родился Иоганн Себастьян. С 9 лет осиротевший мальчик рос под опекой старшего брата Иоганна Кристофа. Иоганн Кристоф когда-то учился у выдающегося композитора и органиста И. Пахельбеля, а на тот момент служил в Ордруфе органистом и школьным учителем.

В 1700 г. Иоганн переехал в Люнебург, где в 1703 г. закончил школу с правом поступления в университет. В Люнебурге он тесно общался с композитором Георгом Бёмом (учеником знаменитого органиста И.  Рейнкена). Чтобы послушать самого Рейнкена, молодой музыкант несколько раз посетил Гамбург.

С апреля 1703 г. И.С. Бах занимал скромные должности в разных городах (Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен). В Арнштадте он женился на своей кузине Марии Барбаре. Причиной частых переездов становились конфликты между церковными чиновниками и дерзким молодым музыкантом. Известен эпизод, когда И.С. Бах самовольно задержался в отпуске, чтобы послушать Д. Букстехуде в Любеке. Это послужило поводом для увольнения со службы в Арнштадте.

И.С. Бах начал писать музыку примерно в 20 лет (относительно поздно). Среди первых работ наиболее известны кантата «Ты не оставишь души моей в аду», Выборная кантата, Каприччио на отъезд возлюбленного брата.

В 1708 г. молодой композитор вернулся в Веймар, где теперь служил органистом и придворным музыкантом, а с 1714 г. – помощником капельмейстера. Иногда он выступал в других немецких городах и прославился уникальным мастерством импровизации. В 1717 г. в Дрездене должен был состояться совместный концерт с Луи Маршаном. Но после знакомства с Бахом Маршан тайно уехал из Дрездена, опасаясь провала.

Веймарский период известен лучшими произведениями для органа, среди которых знаменитая ре минорная токката и фуга.

С 1717 г. И. С. Бах занимал пост «директора камерной музыки» у принца Кётенского. Летом 1720 г. умерла Мария Барбара, в 1721 г. его женой стала Анна Магдалена Вилькен.

В Кётене не было органа, постоянной оперной труппы или хоровой капеллы, поэтому наследие кётенского периода отличается большим количеством музыки для клавира: I том Хорошо темперированного клавира (ХТК), сюиты, Хроматическая фантазия и фуга. Также были созданы сонаты для скрипки соло, Бранденбургские концерты.

С 1723 г. композитор служил кантором в школе Св. Фомы Лейпцига. В 1736 г. после нескольких лет ожидания он получил должность придворного музыканта саксонского курфюрста. С 1729 г. И.С. Бах руководил Collegium Musicum, выступал как дирижёр и исполнитель. Для выступлений Collegium Musicum он написал много оркестровой, клавирной и вокальной музыки. И. С. Бах часто посещал с концертами Дрезден и другие немецкие города, где проводил экспертизу органов.

В последний период творчества И.С. Бах написал важнейшие духовные произведения: Magnificat, Страсти по Иоанну, Страсти по Матфею, Месса си-минор. Из светской музыки этого периода наиболее известны Итальянский концерт, 2 том ХТК (также окончательно отредактирован 1 том ХТК), Гольдберговские вариации, Итальянский концерт, Музыкальное приношение (на тему прусского короля Фридриха II), Искусство фуги.

Умер И. С. Бах 28 июля 1750 г.

Иоганн Себастьян Бах не посещал другие страны, но при этом в совершенстве освоил все музыкальные жанры своего времени. Он не писал опер, но лучшие достижения оперной музыки прослеживаются в его вокальных произведениях. При жизни композитор не получил должного признания. Он был известен современникам как блестящий исполнитель-виртуоз и импровизатор, даже Рейнкен оценил его исполнительский талант. Но долгое время музыка Баха считалась скучной и устаревшей, хотя её ценили Моцарт и Бетховен. При жизни композитора была издана Выборная кантата, а в 1730-х гг. в Лейпциге Бах на свои средства издал несколько клавесинных пьес. Широкой публике его гениальная музыка стала доступна только в XIX веке.

Музыка автор будет жить вечно.

5, 6 класс. Для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Произведения Баха для детей

Огромную роль оказывают произведения Баха на развитие художественного вкуса у детей. Многоголосие композитора является хорошей практикой для работы над музыкальным слухом. Особенность его произведений в том, что они доступны к исполнению детьми разных возрастов.

К наиболее известным произведениям Баха для детей относят:

  • «Аве Мария»;
  • «Менуэт»;
  • «Сюита для виолончели»;
  • «Воздух»;
  • «Шутка»;
  • «Любимому малышу».

Большая часть детских пьес композитора – это адаптированные произведения для детского хора «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». Дети младших классов могут исполнять их без особого труда. Бах выпустил две таких тетради. Один из биографов композитора считал, что его метод обучения идеальный, поскольку в нем прослеживается поэтапное продвижение от легкого к трудному.

Биография Баха

ГОДЫ

ЖИЗНЬ

ТВОРЧЕСТВО

1685

Родился в г. Эйзенахе в семье потомственного музыканта. Эта профессия была традиционной для всего рода Бахов: почти все его представители на протяжении нескольких веков были музыкантами. Первым музыкальным наставником Иоганна Себастьяна был его отец. Кроме того, имея прекрасный голос, он пел в хоре.

В 9 лет

Остался круглым сиротой и был взят на воспитание в семью старшего брата – Иоганна Кристофа, который служил органистом в Ордруфе.

1700

В 15 лет с отличием закончил Ордруфский лицей и переселился в Люнебург, где поступил в хор «избранных певчих» (в Michaelschule). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом.

1703

В течение нескольких следующих лет несколько раз меняет местожительство, служа музыкантом (скрипачом, органистом) в небольших немецких городах: Веймаре (1703), Арнштадте (1704), Мюльхаузене (1707). Причина переезда каждый раз одна и та же – неудовлетворенность условиями работы, зависимое положение.

Появляются первые сочинения – для органа, клавира («Каприччио на отъезд возлюбленного брата»), первые духовные кантаты.

1708

ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД
Поступил на службу к веймарскому герцогу в качестве придворного органиста и камерного музыканта в капелле.

– годы первой композиторской зрелости Баха, очень плодотворные в творческом отношении. Достигнута кульминация в органном творчестве – появилось все лучшее, что создано Бахом для этого инструмента: Токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор, прелюдия и фуга до-минор, Токката до мажор, Пассакалия до-минор, а также знаменитая «Органная книжечка». Параллельно с органными сочинениями работает над жанром кантаты, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов (более всего Вивальди)

Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты.

1717

КЁТЕНСКИЙ ПЕРИОД
Становится «директором камерной музыки», то есть руководителем всей придворной музыкальной жизни при дворе кётенского князя.
Стремясь дать сыновьям университетское образование, пробует перебраться в крупный город.

Поскольку в Кётене отсутствовал хороший орган и хоровая капелла, сосредоточил основное внимание на клавирной (I том «ХТК», Хроматическая фантазия и фуга», Французские и Английские сюиты) и ансамблевой музыке (6 «Бранденбургских» концертов, сонаты для скрипки соло).

1723

ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД
Становится кантором (руководителем хора) в Томасшуле – школе при церкви св. Фомы.
Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города

Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской музыки для жителей города.

– время наивысшего расцвета баховского гения.
Были созданы лучшие произведения для хора с оркестром: Месса си-минор, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею, Рождественская оратория, большинство кантат (около 300 – в первые три года).
В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «ХТК» (1744), а также партиты, «Итальянский концерт. Органная месса, Ария с различными вариациями» (после смерти Баха названными Гольдберговскими).

Последние годы омрачены болезнью глаз. После неудачной операции ослеп, но продолжал сочинять.

Два полифонических цикла – «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Исполнение

Современные исполнители произведений Баха обычно следуют одной из двух традиций: так называемой аутентичной (исторически ориентированное исполнение) или современной (задействуя современные инструменты, часто — большими ансамблями). Во времена Баха оркестры и хоры были значительно скромнее, чем в наши дни, и даже его наиболее амбициозные произведения — пассионы и «Месса си минор» — были написаны для гораздо меньшего количества исполнителей. Кроме того, сегодня можно услышать очень разные версии звучания одной и той же музыки, т. к. в некоторых камерных произведениях Иоганна Себастьяна изначально вообще отсутствовала инструментовка. Современные «облегченные» версии произведений Баха внесли большой вклад в популяризацию его музыки в XX веке. Среди них — известные мелодии в исполнении Swinger Singers и запись 1968 года Венди Карлос Switched-On-Bach с применением недавно изобретенного синтезатора. Проявляли интерес к музыке Баха и джазовые музыканты, например Жак Лусье. Джоэль Шпигельман исполнил обработку его знаменитых «Гольдберг-вариаций», создав свое произведение в стиле нью-эйдж.

Об особенностях баховской музыки

Имея богатый опыт знакомства с классическими канонами построения музыкальных произведений, Бах насыщал свои «детища» художественно-композиционными замыслами. Это была, в первую очередь, полифония, которая приближала аллеманду к прелюдии, а жигу — к фуге. Лирические ноты наполняли сарабанду. При этом разворачивалось большое ритмическое разнообразие и импровизированные флейтовые мелодии. Получался переливчатый рисунок, состоящий из отдельных музыкальных орнаментов.

Свободно и индивидуально пользовался композитор метро-ритмическими приемами при написании интермеццо (менуэты, гавоты, полонезы). Интересны его переходы от медленных частей произведений к быстрым. Получалось это легко и непринужденно, а, главное — очень эмоционально.

Лучшие произведения классика мировой музыки:

Бах лучшее 2016

Watch this video on YouTube

Подытоживая свою деятельность, Бах сказал: «Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьётся такого же успеха».

Последние годы жизни и смерть

Иоганн Себастьян прожил 65 лет. В последние годы у него сильно ухудшилось зрение, подпорченное ещё в юности. Композитор решился на операцию, которую ему сделал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора нельзя было назвать хорошей, но Себастьян цеплялся за последнюю надежду. Однако оперативное вмешательство оказалось неудачным, и Бах полностью ослеп. При этом он не перестал сочинять, теперь свои произведения диктовал жене или зятю.

За десять дней до смерти произошло чудо, и к Баху вернулось зрение, словно для того, чтобы он последний раз смог увидеть лица любимой жены и детей, свет солнца.

28 июля 1750 года сердце великого музыканта остановилось. Похоронили его в Лейпциге на церковном кладбище.

Образование

В Ордруфе юный Бах окончил гимназию, где изучил богословие, географию, историю, физику, латынь. Школьный учитель посоветовал ему продолжить учёбу в известной вокальной школе при церкви Святого Михаила в городе Люнебурге.

Когда Себастьяну исполнилось пятнадцать лет, он решил, что уже вполне самостоятелен, и отправился в Люнебург, прошагав пешком из Центральной Германии на север почти 300 километров. Здесь он поступил в школу и в течение трёх лет (с 1700 по 1703 годы) находился на полном пансионе и даже получал небольшую стипендию. За время учёбы побывал в Гамбурге, Целле, Любеке, где познакомился с творчеством современных музыкантов. В это же время он попробовал создавать свои собственные произведения для клавира и органа.

Окончив вокальную школу, Себастьян имел право поступления в университет, но не воспользовался им, так как нужно было добывать средства на жизнь.

Самые известные музыкальные произведения Баха

Все произведения его авторства объединили в единый список – каталог BWV. Каждому сочинению присвоен номер от 1 до 1127.

Удобен каталог тем, что все произведения разделены по типам произведений, а не по году написания.

Чтобы сосчитать, сколько сюит написал Бах, достаточно посмотреть на их нумерацию в каталоге. Например, Французским сюитам присвоены номера от 812 до 817. Значит, всего написано 6 сюит в рамках этого цикла. Всего же можно насчитать 21 сюиту и 15 частей сюит.

Самым узнаваемым произведением является Скерцо си-минор из «Сюиты для флейты и струнного оркестра № 2», получившее название «Шутка». Это мелодия часто использовалась для звонка на мобильных устройствах, но, несмотря на это, к сожалению, не все смогут назвать её автора.

Это интересно: некоторые ошибочно полагают, что композитор сочинял оперы. Однако попытка отыскать информацию о том, сколько опер написал Бах, заканчивается неудачей, ведь он не написал ни одной.

Действительно, названия многих произведений Баха не на слуху, однако их мелодии многим покажутся знакомыми. Например, «Бранденбургские концерты», «Гольдберговские вариации», «Токката и фуга ре-минор».

«Второе рождение»

Гениальное творчество Баха не было по-настоящему оценено его современниками. Пользуясь славой как органист, он при жизни не привлек должного внимания как композитор. О его творчестве не было написано ни одной серьезной работы, лишь ничтожная часть произведений была опубликована. После смерти Баха его рукописи пылились в архивах, многие безвозвратно затерялись, а имя композитора забылось.

Подлинный интерес к Баху возник лишь в XIX веке. Начало ему положил Ф. Мендельсон, случайно нашедший в библиотеке ноты «Страстей по Матфею». Под его управлением это произведение было исполнено в Лейпциге. Большинство слушателей, буквально потрясенных музыкой, никогда не слышало имя автора. Это было вторым рождением Баха.

К столетию со дня его смерти (1850) в Лейпциге было организовано баховское общество, поставившее целью издание всех сохранившихся рукописей композитора в виде полного собрания сочинений (46 томов).

Несколько сыновей Баха стали видными музыкантами: Филипп Эммануэль, Вильгельм Фридеман (Дрезден), Иоганн Кристоф (Бюккенбург), Иоганн Кристиан (самый младший, «Лондонский» Бах).

Творческий путь

Служба в Веймаре не могла удовлетворить творческие потребности музыканта в полной мере, его постоянно терзали амбиции, и он отправляется в город Арнштадт. Там Баху предложили пост органиста в храме св. Бонифация. Жалование было неплохим, работать нужно всего лишь 3 раза в неделю, а сам инструмент соответствовал требованиям молодого дарования.

Здесь композитор создает множество органных произведений, сюиты, каприччио. Он становится настоящим виртуозом. Исполнение вызывало восторг у многочисленных слушателей. В этот период раскрывается его талант импровизации, что пришлось не по душе представителям церкви. Новое место Баху пришлось искать после того, как отпросился на 4 дня в отпуск, чтобы послушать знаменитого органиста Дитриха Букстехуде в городе Любек. Там он задержался на несколько месяцев, после чего был уволен.


Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Работу он нашел в городе Мюльхаузен, где выиграл конкурс на вакантное место. Он занял должность в храме святого Власия. Ему поставили одно условие – никакой импровизации. Власти с должным уважением отнеслись к молодому органисту и одобрили его желание реконструировать церковный орган.

Однажды виртуозное исполнение услышал герцог Саксен-Веймарский. Он был сражен мастерством и талантом органиста, и немедленно предложил ему место придворного музыканта с высоким жалованьем. Веймарский период стал наиболее плодотворным в творчестве Баха. На него влияют работы итальянских музыкантов. Здесь он создает величайшие произведения. Бах сочинил более 20 духовных работ, поэтому его назначают вице-капельмейстером. Основная обязанность заключалась в обновлении церковных произведений.

Позже Бах устраивается капельмейстером и пишет светскую музыку. Как придворному дирижеру, ему назначили хорошее жалованье, а князь общался с ним на дружеской ноте. Здесь композитор пишет знаковые произведения. Он много занимался с учениками, составив для них особый учебный материал, который прославил его как величайшего мастера. Однако князь женился, а его молодая супруга невзлюбила Баха. Он снова начал искать работу.


Первая жена Баха Мария Барбара

Место музыкального директора существующих на тот момент храмов в городе Лейпциге стала вершиной в его карьере. В обязанности Баха входило обучение участников церковного хора, подбор музыкальных произведений, подготовка и проведение концертов. После того как музыканта назначили придворным композитором, он передал управление коллегией одному из своих бывших учеников. Он становится одним из самых узнаваемых людей в Германии.

Творчество

Как-то в Дрезден приехал органист Маршан, который, как говорили, затмевает собой всех немецких музыкантов. Чтобы проверить это, решили устроить соревнование между Маршаном и Бахом, о котором тоже говорили, что он непревзойденный. Накануне соревнования провели репетицию для небольшого круга лиц. Маршан заиграл великолепную французскую арию, украшая ее собственными вариациями. Когда пришла очередь Баха, он вдруг начал играть ту самую арию, и хотя слышал ее впервые, повторил все украшения француза, а затем перешел к своим собственным вариациям, которые были значительно лучше. Когда же через несколько дней наступило время назначенных соревнований, оказалось, что француз сбежал из города, даже не попрощавшись.

Бах написал более 1000 музыкальных произведений, как духовных, так и светских, большая часть из которых, к сожалению, была утеряна.

Среди духовной музыки сохранились «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Иисус — блаженство ожидаемое человечеством» и «К престолу Твоему подступаю», в которых изящно раскрыты темы страдания и скорби, размышления над вечным. Все, что может почувствовать вдохновенный поэт, над чем может размышлять мыслитель и философ, содержится во всеобъемлющем искусстве Баха.

В ощущении гармонии с Бахом не мог сравниться ни один из смертных. Возможно поэтому он совершенно не мог терпеть незавершенных аккордов… Обрывки музыкальной фразы терзали слух гения, и, по свидетельству современников, не было более верного способа вывести его из себя. Как-то Бах вошел в какое-то общество, где играл очень посредственный любитель. Увидев великого композитора, тот настолько растерялся, что вскочил, прервав игру и, на свою беду, остановился на диссонирующем аккорде. Ни с кем не здороваясь, не обращая ни малейшего внимания на напуганного исполнителя, разгневанный Бах бросился к инструменту… Даже не присев, он довел проклятый аккорд до должного конца. Перевел дыхание, поправил парик и пошел здороваться с хозяином.

Похожая история повторилась с одним из его сыновей. Бах традиционно засыпал под музыкальные упражнения своих детей. Как-то парень, услышав сопение отца, мигом исчез, прервав аккорд. Бах немедленно проснулся, рывком сбросил одеяло, в кромешной темноте, натыкаясь на мебель и набивая синяки, пробрался к инструменту и завершил аккорд. Только после этого вернулся к кровати и спокойно уснул.

Для Иоганна Себастьяна Баха мир и спокойствие наступали тогда, когда он, его супруга и их десять детей спускались в музыкальный салон, под который был отведен первый этаж их дома. Там дети садились за шесть клавишных инструментов или принялись настраивать еще десяток духовых или струнных. А сильное сопрано жены перекрывало звучание всех этих инструментов. Для Себастьяна славить Бога таким образом вместе со своей семьей было высшим блаженством, какое только возможно.

С годами зрение Баха становилось все хуже. Сказалось его давнее тайное ночное переписывание нотной тетради. В конце концов музыкант совсем ослеп. Композитор продолжал сочинять произведения — их записывал под диктовку его сын. За 10 дней до смерти Себастьян прозрел, а затем неожиданно умер.

Жена Баха остаток своей жизни провела в приюте для бедных, дочь Регина едва сводила концы с концами. В конце жизни ей помогал Людвиг ван Бетховен.

Странно, но с уходом автора в небытие его произведения быстро вышли из моды. Творчество Баха, почти неизвестное при жизни, надолго было забыто после его смерти. Слава прошла, а интерес к Иоганну Себастьяну возобновился лишь в 1820-х годах, зато больше не утихал. Благодаря деятельной пропаганде Мендельсона, Шумана, письма музыка Баха стала постепенно завоевывать мир.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор, на них растут и гармонично совершенствуются целые поколения музыкантов.

Представить сейчас культурное пространство человечества без вечной музыки Баха просто невозможно. Время и изысканный вкус дали ей надлежащую оценку, назвав «классикой», — бессмертной, как сам Творец, гимном которому она и была.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: