Андрей штольц в романе “обломов”: анализ и характеристика героя

Родители, семья и происхождение андрея штольца в романе обломов. воспитание обломова и штольца. воспитание штольца в романе обломов

Жизнь в Петербурге

Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает. Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать. Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.

Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение — он просто не допускал их в свою жизнь. Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь напоминала «медленное и ровное горение огня».

Характеристика Штольца

Образу ленивого и бездеятельного Ильи Ильича Обломова в романе «Обломов» И.А.Гончаров противопоставляет его лучшего друга, Андрея Штольца. Этот активный и предприимчивый человек является полной противоположностью своего товарища, но их связывает то, что ещё в далёком детстве молодые люди смогли найти общий язык и завязать дружбу на долгие годы.

В отличие от Обломова, Андрей Штольц ответственно и с энтузиазмом подходит к любой деятельности, будь то учеба, работа или спасение лучшего друга. Герой имеет немецкие корни со стороны отца, во многом его дисциплинированность вызвана достойным воспитанием и прививанием ребёнку грамотных привычек. От матери, обедневшей русской дворянки, мальчик перенял любовь к искусству и музыке. С юных лет Андрей Штольц ценит сильных личностей, но в Обломове его привлекает другое: мягкость, искренность и широта души товарища. Андрей Штольц описан И.А.Гончаровым как смуглый человек атлетического сложения, лишенный мягкости и округлости, которыми отличалась наружность Обломова. Штольц не имеет ни одной свободной минуты, рационально использует своё время, однако он прекрасно воспитан, и видя, какая хандра завладела Обломовым, предпринимает максимум усилий, пытаясь его спасти. У Андрея Штольца светлый и развитый интеллект, он раз за разом с лёгкостью придумывает всё новые способы для выведения Обломова от апатии, но всё тщетно.

Спустя время Андрей Штольц женится на своей  подруге Ольге Ильинской. С самого начала этот союз выглядит скорее дружески-деловым, нежели порождённым искренними чувствами, но супруги очень уважают и прислушиваются друг к другу, а потому сомнений в прочности этого брака не возникает. В семейных делах практичность и рационализм Андрея Штольца остаются при нём, он всё с той же рассудительностью подходит к решению семейных вопросов. Однако этот герой лишён наивной мечтательности и мягкости, которая была присуща Илье Ильичу, и это его недостаток. Искренняя любовь и участие по отношению к Обломову, жившие в сердце Штольца, не исчезают со временем: он продолжает беспокоиться о судьбе Ильи Ильича, а когда тот погибает, забирает на воспитание его сына. Встретив пожилого слугу Обломова, Захара, Андрей Штольц стремится помочь и ему, но тот отказывается от предложения пойти служить к нему в дом, потому что не готов перестать  навещать могилу покойного барина.

Мы делаем вывод, что Андрей Штольц — предприимчивый, деятельный человек, являющийся полной противоположностью Ильи Ильича Обломова. Сравнивая главного героя с его другом, мы понимаем, в чём состояли недостатки его характера.

10 класс

Образ

Внешность

«…Андрюша детскими зелененькими глазками своими смотрел вдруг в три или четыре разные сферы…»

«…глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные…»

“…Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет…”

«…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца…»

«…Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»

“…ты вон не толст, не одолевают ячмени, не чешется затылок. Ты как то иначе устроен…”

«…в организме нет у него ничего лишнего…»

«…У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела…»

«…Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно…»

“…роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…”

Характер

“…от него веяло какою то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины…”

“…его здоровый организм не устоит, если продлятся еще месяцы этого напряжения ума, воли, нерв…”

«…И чем больше оспаривали его, тем глубже «коснел» он в своем упрямстве, впадал даже, по крайней мере в спорах, в пуританский фанатизм…»

«…Не надо, не говори, – возразил Андрей, – я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом, а теперь обойдусь без него…»

«…Да нет, ты не усидишь на одном месте…» (Обломов о Штольце)

«…Удержанность его от порывов, уменье не выйти из границ естественного, свободного состояния духа …»

«…Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой…»

«…Он распускал зонтик, пока шел дождь, то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо…»

«…Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь – вот что было его постоянною задачею…»

«…Мудрено и трудно жить просто!..»

«…причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь…»

«…Как ты иногда резко отзываешься о людях, Андрей, так Бог тебя знает…» (Обломов Штольцу)

«…Больше всего он боялся воображения, этого двуличного спутника…»

«…Он боялся всякой мечты или, если входил в ее область, то входил зная час и минуту, когда выйдешь оттуда…»

«…Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман…»

«…он не способен был вооружиться той отвагой, которая, закрыв глаза, скакнет через бездну или бросится на стену на авось. Он измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там про него ни говорили…»

«…в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы…»

«…Он считал себя счастливым уже и тем, что мог держаться на одной высоте и, скача на коньке чувства, не проскакать тонкой черты, отделяющей мир чувства от мира лжи и сентиментальности, мир истины от мира смешного…»

«…Он и среди увлечения чувствовал землю под ногой и довольно силы в себе, чтоб в случае крайности рвануться и быть свободным…»

«…его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым, как будто он жил вторично, проходил знакомые места…»

«…Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели…»

«…он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды, и разве только тогда отказывался от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая бездна…»

«…а книга чужая, Штольца, у которого заведен такой строгий и скучный порядок, особенно насчет книг, что не приведи Бог! Бумаги, карандаши, все мелочи – как положит, так чтоб и лежали…»

Сон Обломова

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее «увертюрой всего романа». Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова. Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе. В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.

Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких… Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?

Обучение и воспитание

Образование Штольца проходило на русском языке. На нем же мальчик читал книги, общался с деревенскими мальчиками, перенимая их говор и стиль общения. Родители рано начали приучать его к наукам. С 8 лет он изучал географию, учил басни и библейские стихи. Однако при первой же возможности бежал во двор к ребятам, с которыми играл до сумерек. Не бывало и дня, чтобы он возвращался домой без синяка, ссадин и царапин, о чем мать докладывала отцу.

Воспитание Штольца отличалось от традиционно принятой в обществе системы. В дворянском сословии было положено опекать и баловать детей. Однако немецкие корни родителя не давали ему права придерживаться подобной системы воспитания. Сын Ивана Богдановича Штольца был приучен к работе. Он часто ходил с отцом на фабрику, трудился на пашне.

Маленький Андрюша работал у своего отца в качестве мастерового, получая каждый месяц за это 10 рублей. Отрабатывая деньги, он расписывался в их получении так же, как и все работники отца. Мать мальчика была этим весьма огорчена, желая воспитать сына в классических дворянских традициях. Благодаря подобному воспитанию, мальчик стал самостоятельным, и вскоре смог ездить в город по отцовским поручениям.

Образ Штольца

Андрей Иванович Штольц — воплощение трудолюбия, целеустремлённости, здравого отношения к жизни. Это глубоко порядочный, ответственный, надёжный человек, на которого всегда можно положиться.

Обладая живым умом и неуёмным интересом ко всему, что его окружает, Андрей Штольц с удовольствием учится, даже в зрелом возрасте. Всё его естество стремится к знаниям, получению новой полезной информации. Он много путешествует, работает, учится, читает, общается с людьми, бывает в высшем свете. Подобная активность обусловлена двумя важными факторами: деятельной натурой и умением грамотно планировать и расходовать свое время, образцовой самодисциплиной. Недаром Штольц упоминает, что хотел был прожить не одну сотню лет, чтобы успеть сделать как можно больше.

Штольц — натура рачительная, прагматичная не только в делах, но и вопросах личного характера. Он не тратит впустую свои душевные силы, а дожидается настоящей сильной любви. В браке он обретает долгожданное счастье, поскольку его избранница становится не только хорошей женой, но и верным другом, соратником.

Отношение с Ильей Обломовым

Андрей и Илья — друзья с детства. Когда же отец Штольца открыл пансион, они стали неразлучны, несмотря на разницу в происхождении и характере. Штольцу приходилось часто помогать ленивому Обломову, выполняя за него домашние задания, решая задачи с таблицами и делая упражнения по грамматике. При этом им руководила не корысть, а искреннее желание помочь товарищу.

После окончания пансиона пути молодых людей разошлись, но пересеклись в Петербурге. С момента встречи в городе Андрей стал часто навещать друга на квартире, подбадривать, стимулировать к активной светской жизни. Жалобы ленивца на усталость только подзадоривали Андрея. Он старался почаще выводить друга на приемы, что требовало от последнего значительных усилий. Ведь нужно было встать с дивана, поменять домашнее платье на костюм, ехать и с кем-то общаться, к чему Обломов не всегда был расположен.

Однажды Штольцу удалось уговорить Обломова поехать за границу. Уже начались сборы, однако поездка сорвалась в последний момент. Влюбленный Обломов принял решения остаться с Ольгой, объектом своего обожания, и не пожелал присоединиться к товарищу. Какое-то время обиженный апатией Обломова Андрей не посещал его дом. Однако не выдержал и вновь приехал с визитом, кратко отметив, что друга накрыло волной обломовщины. В этот раз его стремление вытащить Илью из апатичного и ленивого восприятия мира было не столь сильным.

Несмотря на разницу в характере, идейной позиции и образе жизни, Штольц стремится сохранить приятельские отношения с Обломовым по двум причинам:

  • дружба между мужчинами зародилась в далеком детстве;
  • Андрей знает о добром нраве Обломова и стремится ему помочь.

Периодически Штольцу приходилось заниматься делами друга, который не хотел самостоятельно решать важные дела в своем поместье. Это привело к тому, что управляющий Обломовки пользовался своим положением в корыстных целях и вел дела, руководствуясь собственными интересами.

Несмотря на горячее желание, Андрей не смог вытащить друга из плена обломовщины. После его смерти он взял на воспитание сына Обломова и занимался делами поместья до совершеннолетия маленького Андрея Ильича.

Характеристика Штольца

Герой неусидчив, бодр, тверд и даже упрям. Всегда занимает активную позицию: «понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его». Время Штольца четко распланировано, тот ни минуты не тратит понапрасну.

При этом герой умеет сдерживать нежелательные порывы и оставаться в границах естественного, рационального поведения, хорошо контролирует собственные чувства и не кидается в крайности. Штольц не склонен винить других в собственных неудачах и легко берет на себя ответственность за приключившиеся страдания и неприятности.


Олег Табаков и Юрий Богатырев в образе Ильи Обломова и Андрея Штольца

В противоположность Обломову, герой не любит мечтать, избегает фантазий и всего того, что не может быть подвергнуто анализу или применено на практике. Штольц умеет жить по средствам, расчетлив, не склонен к неоправданному риску и при этом легко ориентируется в сложных или незнакомых обстоятельствах. Эти качества вкупе с целеустремленностью делают героя хорошим дельцом. Штольц любит порядок в делах и вещах, и ориентируется в делах Обломова лучше, чем тот сам.

Сочинение 2

Можно сказать, что в произведении активный Штольц показан автором в противовес апатичному и флегматичному Илье Обломову. Но, несмотря на то, что персонаж является не самым основным, его нельзя назвать второстепенным. На самом деле, характер героя очень многогранен.

В чем же его характерные черты.  Во-первых, в отличие от остальных образов, Андрей Иванович не принадлежит к дворянскому роду. Впрочем, как и его отец. Конечно же, герой имеет благородный титул – но получил он его не благодаря протекции, а собственным трудом и усердием. Это вызывает уважение. Начиная с самых низов, Штольц сумел дослужиться до должности надворного советника.

Андрей проявляет способностью к наукам, осведомлен в области агрономии. В отличие от Ильи Ильича, привыкшего к довольствию и достатку, Штольц из простой семьи. Можно сказать, что во времена его детства семья даже жила бедно. Герой не привередлив в еде, он привык к простым блюдам.

Персонаж имеет подобающее образование и воспитание. Ведь в отличие от дворянских детей, его не баловали. Наоборот, отец, имеющий немецкие корни с детства внушил мальчику любовь к дисциплине. Мало того, в детстве Андрей даже трудился у него мастеровым. Причем, никаких поблажек не было. Сын трудился и получал зарплату наравне с другими работниками.

Штольц рано стал ответственным и самостоятельным. Он в совершенстве знает французский, имеет музыкальное образование. Умеет играть на фортепиано. Также знает немецкий язык.

Что же касается внешности героя, читатель знакомится с ним в возрасте 30-ти лет. Автор говорит о зеленых выразительных глазах, смуглой коже и атлетическом телосложении.

Характер Штольца подкупает способностью к обучению, трудолюбием и желанием (в отличие от Ильи Ильича) познавать мир. Андрей часто путешествует. Но не только для развлечения. Он обменивается с различными людьми знаниями, перенимает знания, совершенствует языки.  В светском обществе периодически появляется, но не испытывает радости от подобных сборищ.

Однако у героя есть и существенный минус. Он практичен, не умеет мечтать. В некоторых аспектах его даже можно назвать приземленным. Тем не менее, ему не чужды детские активность и живость.

В то время, как Илья Ильи постоянно пребывает на любимом диване, Андрей всегда чем-то занят. Кажется, у него нет ни минуты свободного времени. Как же ему удается везде успевать?

Во-первых, он, как и все немцы, ценит свое время и умеет рационально его распределять. Штольц сдержан с окружающими, однако способен на поддержку и сопереживание.

Герой не привык жаловаться на жизнь и любит порядок. Он достаточно настойчив и амбициозен. Ценит свои достоинства. Его можно назвать человеком открытым. Завести нового знакомого для Штольца не проблема. В свое время помогал Обломову с учебой.

Впрочем, и теперь занимает делами своего друга. Положительными сторонами можно назвать тот факт, что он не поддался «типичной дворянской лени», сохранил в себе тягу к познанию, зарекомендовал себя как хороший муж, отец и друг, человек с активной жизненной позицией, который способен освоить любой вид деятельности, в кратчайшие сроки завести полезное знакомству, решить любую насущную проблему.

Воспитание Штольца

С характеристикой Штольца в романе «Обломов» читатель знакомится во второй части произведения. Герой воспитывался в семье предпринимателя-немца и русской обедневшей дворянки. От отца Штольц перенял весь тот рационализм, строгость нрава, целеустремленность, понимание труда как основы жизни, а также предпринимательскую жилку, присущие немецкому народу. Мать же воспитывала в Андрее Ивановиче любовь к искусству и книгам, мечтала видеть его блистающим светским человеком. Помимо того, сам маленький Андрей был очень любопытным и активным ребенком – ему хотелось узнать как можно больше об окружающем мире, поэтому он не только быстро впитывал все, что прививали ему отец и мать, но и сам не прекращал познавать новое, чему способствовала достаточно демократичная обстановка в доме.

Юноша не находился в атмосфере чрезмерной опеки, как Обломов, а любые его выходки (вроде моментов, когда он мог на несколько дней уйти из дому) воспринимались родителями спокойно, что способствовало развитию его как самостоятельной личности. Этому во многом способствовал отец Штольца, который считал, что в жизни нужно всего достичь собственным трудом, поэтому всячески поощрял это качество в сыне. Даже когда Андрей Иванович вернулся после университета в родное Верхлево, отец отправил его в Петербург, чтобы тот мог сам прокладывать себе дорогу в жизнь. И это Андрею Ивановичу прекрасно удалось – на момент описываемых в романе событий Штольц был уже значимой фигурой в Петербурге, известной светской личностью и незаменимым человеком на службе. Его жизнь изображается как постоянное стремление вперед, непрерывная гонка за новыми и новыми достижениями, возможностью стать лучше, выше и влиятельнее других. То есть, с одной стороны, Штольц полностью оправдывает мечты матери, став состоятельным, известным в светских кругах человеком, а с другой, становится идеалом своего отца – личностью, стремительно строящей свою карьеру и достигающим все больших высот в своем деле.

Семья и происхождение Андрея Штольца

В отличие от большинства главных героев романа, Андрей Иванович Штольц не являлся потомственным дворянином, как и его отец – Иван Богданович Штольц. Титул дворянина Андрей Иванович получил гораздо позже, благодаря своему трудолюбию и усердию на службе, дослужившись до должности надворного советника.

Отец Андрея Ивановича имел немецкие корни, около двадцати лет тому он оставил свою родину и отправился в поисках лучшей судьбы, которая закинула его из родной Саксонии в деревню Верхлево. Здесь, неподалеку от Обломовки, Штольц был управляющим, а также занимался учительской деятельностью. Благодаря своему трудолюбию ему удалось значительно накопить капитал и удачно жениться. Женой его стала молодая девушка из обедневшего дворянского рода. Иван Богданович был довольно счастливым человеком в семейной жизни.

Вскоре у них родился сын, которого назвали Андреем. Мальчик оказался способным к наукам, он легко освоил базовые знания и активно принимал участие в работах на фабрике и в поле, где активно перенимал знания отца в области агрономии.

Жили Штольцы всегда скромно – отец копил деньги для сына и не тратил их на лишние вещи. По мнению обломовцев, Штольцы жили крайне бедно – еда их не отличалась жирностью, в рационе были простые блюда.

Вскоре отец отправил Андрея на обучение в университет, мать тяжело переживала разлуку с сыном. Встретить его после окончания университета она не смогла – женщина умерла. По традиции отец отправляет сына в свободное плавание. Для него как немца это было обыденной вещью, чего не скажешь о местном населении, но так как матери на тот момент уже не было в живых, то перечить Ивану Богдановичу было некому.

Образование и воспитание Андрея Штольца

Воспитание Андрея Ивановича Штольца с первых дней отличалось от традиционно принятой в обществе системы воспитания. В кругу дворян было принято баловать своих детей и всячески их опекать, однако немецкие корни отца не дают ему права придерживаться такой модели воспитания. Иван Богданович с самого детства старался воспитать сына таким образом, чтобы облегчить его дальнейшую жизнь. Он часто ходил с отцом на фабрику и на пашню, принимал активное участие во всех подготовительных работах, что немало огорчало мать, которая хотела воспитать его в классических традициях дворян.

Отец «принял» своего маленького сына на работу в должности мастерового и платил ему за его работу 10 рублей в месяц. Это не было формальностью – Андрей Иванович действительно отрабатывал эти деньги и даже расписывался в специальной книге о их получении, подобно всем работникам Штольца.

Такое трудовое воспитание скоро принесло свои положительные результаты – в 14 лет Андрей Штольц был абсолютно самостоятельным мальчиком и мог в одиночку ездить в город по поручению отца. Андрей Иванович всегда точно выполнял поручения отца и никогда ничего не забывал.

Как и все дети, Андрей Штольц был активным и любознательным ребенком, он постоянно принимал участие в различных шалостях. Однако такая непоседливость не помешала Штольцу получить хорошее образование. Азы он получил в домашних условиях, а затем обучался в пансионе, организованном его отцом для местных детей. После окончания пансиона Штольц продолжает свое обучение в университете.

Андрей Иванович, подобно дворянам, знал французский язык и был обучен музыкальной грамоте, после чего активно играл вместе с матерью на фортепиано в четыре руки. Кроме этого Андрей Иванович знал немецкий язык.

Внешность Андрея Штольца

Гончаров не предоставляет читателям описание внешности Андрея Ивановича во времена его детства и юности. Мы знакомимся с Штольцом во времена его зрелости. Андрей Иванович – ровесник Ильи Ильича Обломова, однако внешне Штольц выглядит значительно моложе своего возраста. Причиной этого стал его активный способ жизни. Андрей Иванович в тридцать лет был хорошо сложенным человеком с атлетической комплекцией. В его телосложении не было ничего лишнего, он по своей комплекции напоминал английскую лошадь, так как подобно ей состоял их мускулов и костей.

Глаза его были зеленого цвета, в них читалось что-то детские, они отличались выразительностью.

Кожа его была смуглая. На этом скудное описание Андрея Ивановича Штольца заканчивается.

Семья и происхождение

В произведении Андрей Иванович является другом Обломова еще со школьной скамьи. Несмотря на разницу в мировоззрении и темпераменте, молодые люди дружили довольно близко. Воспитывался Штольц в полной семье. Его матерью была русская дворянка, а отцом — немец. Он руководил пансионом в поселке Верхлево, где Андрюша и познакомился с Ильей. От отца мальчик перенял ловкость, трудолюбие, живой ум.

Детство Штольца не было таким безоблачным, как у Обломова:

  • родители были строгими, и мальчик получал мало тепла и ласки;
  • обеспечивая его всем необходимым, близкие старались, чтобы ребенок сам прокладывал себе дорогу и добивался поставленных целей.

Отношение к труду

«…Тружусь… – Когда-нибудь перестанешь же трудиться, – заметил Обломов. – Никогда не перестану…»

«…Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей…»

«Он упрямо шел по избранной дороге. Не видывали, чтоб задумывался над чем-нибудь мучительно. Не терялся в сложных обстоятельствах»

«Когда в обществе возникнет надобность посетить Бельгию или Англию — посылают Штольца, необходимо написать какой проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его.»

«Старался тратить каждый рубль, с недремлющим контролем времени и труда, сил души и сердца»

«из родительских сорока сделать тысяч триста капиталу»

Биография

Андрей Иванович Штольц — молодой мужчина, дворянин, имеющий русские и немецкие корни. Отец — образованный немец незнатного происхождения, сумевший сколотить небольшой капитал благодаря своему трудолюбию и упорству. Мать — обедневшая русская дворянка, вынужденная в молодости работать гувернанткой в богатом семействе.

Родители много сил и времени уделяли Андрюше, обучая его всему, что знали сами. Смышлёный мальчик быстро впитывал новые знания, проявлял к ним повышенный интерес. Несмотря на недовольство утончённой матери, отец дал Андрею практическое, деловое воспитание, и мальчик с юных лет рос дисциплинированным, ответственным человеком, на которого можно положиться.

Штольц-старший обеспечил сыну университетское образование, после чего отправил в «большой» мир самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Поначалу Андрей устроился на службу, где смог дослужиться до надворного советника. Бросив службу, он занялся коммерцией и благодаря своей предприимчивости смог добиться немалых успехов.

Всё своё время Штольц посвящал саморазвитию, образованию, путешествиям. Состоявшись как личность и обеспечив себе полную финансовую независимость, он создал семью с Ольгой Ильинской — молодой красивой дворянкой, с которой его связывало полное взаимопонимание, родство душ. Этот брак оказался на редкость удачным.

Взрослая жизнь Ильи Ильича

Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая — труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая — мирное веселье и покой. Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга — Обломовку. Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии.

Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.

Образ жизни

Будучи в детстве неутомимым шалуном и проказником, Андрей Штольц, став взрослым, всю свою энергию направил на трудовую деятельность и дорожил каждой минутой жизни. Он многое успевал, потому что умело планировал и расходовал время. Но вся его деятельность не сводилась только к работе: он посещал и балы, и светские вечера; любил узнавать новых людей и общаться с ними, при этом его детская любознательность не только не исчезла с годами, но стала ещё всестороннее. Узнавая о каком-нибудь образцовом имении, он тут же отправлялся осмотреть его; интересовался новыми европейскими достижениями и часто бывал за границей; путешествовал по России. При этом много читал и помогал близким людям в решении их дел. Например, беспокоился о том, как идут дела у Обломова и, поскольку дела в его имении никак не шли, спешил всё устроить. Помог и Ольге Ильинской в делах её имения.

В начале романа Штольц уже в отставке и занимается частной торговлей, т. е. становится коммерсантом. Он быстро приумножил оставленный ему отцом капитал и стал довольно богатым человеком.

Обучение и воспитание

Образование Штольца проходило на русском языке. На нем же мальчик читал книги, общался с деревенскими мальчиками, перенимая их говор и стиль общения. Родители рано начали приучать его к наукам. С 8 лет он изучал географию, учил басни и библейские стихи. Однако при первой же возможности бежал во двор к ребятам, с которыми играл до сумерек. Не бывало и дня, чтобы он возвращался домой без синяка, ссадин и царапин, о чем мать докладывала отцу.

Воспитание Штольца отличалось от традиционно принятой в обществе системы. В дворянском сословии было положено опекать и баловать детей. Однако немецкие корни родителя не давали ему права придерживаться подобной системы воспитания. Сын Ивана Богдановича Штольца был приучен к работе. Он часто ходил с отцом на фабрику, трудился на пашне.

Маленький Андрюша работал у своего отца в качестве мастерового, получая каждый месяц за это 10 рублей. Отрабатывая деньги, он расписывался в их получении так же, как и все работники отца. Мать мальчика была этим весьма огорчена, желая воспитать сына в классических дворянских традициях. Благодаря подобному воспитанию, мальчик стал самостоятельным, и вскоре смог ездить в город по отцовским поручениям.

https://youtube.com/watch?v=lbe2ijI78Wo

Образ

Штольцу слегка за тридцать. Внешность героя подчеркивает нрав — он крепок, худ, мускулист, скуласт, на теле нет лишнего жира. Гончаров сравнивает героя с «кровной английской лошадью». У Штольца зеленоватые глаза, герой смугловат, спокоен в движениях так же, как и по характеру. Герою не свойственны ни избыточная мимика, ни резкие жесты и суетливость.


Андрей Штольц и его отец

Отец Штольца, немец, вышел из бюргеров и не был дворянином. Мальчика воспитывал в традициях бюргерства — приучал к труду и практической деятельности, что не нравилось матери Андрея, русской дворянке. Отец занимался с Андреем географией. Герой учился чтению по текстам немецких писателей и библейским стихам, с юного возраста помогал отцу в делах, подводя итоги счетам. Позже стал подрабатывать репетитором в маленьком пансионе, устроенном отцом, и получал за это жалованье, как обыкновенный мастеровой.

К четырнадцати годам герой уже один ездил в город с поручениями отца и выполнял порученное в точности, без промашек, ошибок или приступов забывчивости. Отец Андрея запрещал матери препятствовать активности мальчика и держать того при себе, Штольц рос деятельным и часто надолго отлучался из дома. Юноша получил хорошее университетское образование, одинаково хорошо говорит по-русски и по-немецки. При этом герой продолжает учиться всю жизнь и постоянно стремится узнавать новое.


Портрет Андрея Штольца

Штольц не получил дворянства при рождении, но скоро дослужился до чина надворного советника, который дал герою право на личное дворянство. Дальше по карьерной лестнице он не продвигается, а уходит со службы, чтобы заняться торговлей. Компания, в которую вложился Штольц, занимается экспортом товаров. Андрей смог во много раз увеличить состояние отца, превратив сорок тысяч капитала в триста, и прикупил дом.

Штольц много разъезжает и редко надолго остается дома. Герой вдоль и поперек изъездил Россию, бывал за границей, учился в заграничных университетах и изучил Европу «как свое имение». При этом Штольц не чужд светского общения, бывает на вечерах, умеет играть на фортепиано; интересуется наукой, новостями и «всей жизнью».

Влияние матери

Свой вклад в воспитание Штольца в романе «Обломов» внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой — мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой «вечный праздник», где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на Штольца.

Заключение

По мнению многих исследователей, образ Андрея Штольца в романе «Обломов» изображен словно набросками, а сам герой более похож на механизм, подобие живого человека. При этом по сравнению с Обломовым, Штольц мог бы стать идеалом автора, человеком-образцом для многих будущих поколений, ведь для гармоничного развития и успешного, счастливого будущего у Андрея Ивановича было все – прекрасное всесторонне воспитание, целеустремленность и предприимчивость.

В чем же проблема Штольца? Почему он вызывает скорей сочувствие, чем восхищение? В романе Андрей Иванович, как и Обломов, является «лишним человеком» – личностью, живущей будущим и не умеющей наслаждаться радостями настоящего. Более того, Штольцу нет места ни в прошлом, ни в будущем, так как он не понимает истинных целей своего движения, на осознание которых у него просто нет времени. На самом деле все его стремления и поиски направлены к отрицаемой и осуждаемой им «обломовщине» – средоточии спокойствия и умиротворения, места, где его примут таким, каков он есть, как это делал Обломов.

Тест по произведению

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: