Функция технологизации в узком смысле образования

1.3. закон технологизации. системная технология

Технология – это …

Допустим, вы задумали смастерить скворечник или посадить картошку. С чего вы начнете свою деятельность? Правильно, сначала вы составите определенный алгоритм действий (что это?).

Чтобы сделать дом для птиц, вы набросаете схему строения, просчитаете количество нужных стройматериалов, выберете способ крепежа деталей (гвозди, шурупы, клей). А затем в определенном порядке соберете свою поделку.

После того как скворечник готов, вы полезете на дерево и с большим трудом его там прикрепите. И после этого там, может быть, поселятся воробушки.

Если вы собрались садить картошку, то сначала вы подготовите семенной картофель (положите на свет, чтобы появились ростки), вскопаете участок земли, затем закопаете туда картошку. А потом все лето будете то полоть ее, то окучивать, и, главное – не забудете ее по осени выкопать.

Итак, вы смастерили скворечник и посадили картошку, применяя определенный алгоритм последовательных действий и используя нужные исходные материалы и необходимые инструменты. Иначе говоря, вы достигли своих целей, применяя разработанные кем-то когда-то технологии.

Вывод: технология – это совокупность определенных методов, процессов, инструментов и материалов, с помощью которой возможно достижение желаемого результата.

Можно сформулировать определение немного по-другому:

Технология – это процесс переработки исходного продукта (сырья, материала, полуфабриката) посредством применения определенных методов в конечный продукт с заранее известными свойствами и характеристиками.

Для справки: технолог – это должность сотрудника организации, который следит за соблюдением технологий, используемых в производственном процессе.

Что такое жизненный цикл технологии

Каждая из технологий имеет конечную продолжительность существования. Это значит, что технологии не могут быть статичными, они меняются под воздействием внешних факторов:

  1. появление новых материалов;
  2. изобретение новых источников энергии;
  3. разработка методов и способов обработки сырья, материалов, полуфабрикатов;
  4. изобретение новых инструментов и оборудования.

Например, многие тысячелетия назад появилась технология выпечки хлеба. Казалось бы, что может быть статичней рецептуры и способов его приготовления.

То есть технология изготовления хлеба за тысячелетия поменялась в корне. Осталось незыблемым только одно – использование злаковых культур в качестве основы рецептуры.

Можно сделать вывод, что все технологии имеют определенный жизненный цикл.

То есть за время своего существования проходят несколько стадий:

  1. новейшая технология – новая разработка с высоким потенциалом применения;
  2. передовая – применяется в ограниченном масштабе, имеет хорошую эффективность;
  3. современная – оценена и признана многими потребителями (о потребителях – в следующем разделе статьи), приобретает статус стандартной, спрос на нее становится максимальным;
  4. не новая – появление более новых технологических разработок снижает спрос на данную технологию, ее эффективность ниже передовых или современных технологий;
  5. устаревшая – спрос минимальный, постепенно исчезает совсем.

Вывод: технология – объект, конечный по времени.

Ограничения технологической модернизации образования

Хотя технологическая модернизация образования предлагает множество новых возможностей и преимуществ, она также сталкивается с некоторыми ограничениями и препятствиями, которые могут затруднить ее полное внедрение и использование.

Одним из основных ограничений является необходимость финансирования для технологической инфраструктуры. Внедрение новых технологий, закупка компьютеров, интерактивных досок и программного обеспечения требует значительных финансовых вложений. Многие школы и учебные заведения не имеют необходимых средств для полного осуществления технологической модернизации.

Вторым ограничением является отсутствие квалифицированных и опытных педагогических кадров. Чтобы эффективно использовать технологические инструменты, учителя необходимо обучать и привлекать к активному использованию новых технологий в учебном процессе. Но многие педагоги не имеют достаточного опыта работы с технологиями и не могут использовать их в полной мере.

Третьим ограничением является доступность технологий и интернет-соединения. В некоторых областях отсутствует достаточная инфраструктура, чтобы обеспечить стабильное интернет-соединение для школ и учебных заведений. Это создает проблемы для доступности образовательных ресурсов и взаимодействия учащихся с технологиями.

Наконец, последним ограничением является возможность отвлечения и потери фокуса на образовательные цели. Внедрение новых технологий может привести к слишком большому уделянию внимания технологическим инструментам, в ущерб основным образовательным задачам и целям

Важно найти баланс между использованием технологий и акцентом на образовательных целях и результате

Таким образом, ограничения технологической модернизации образования включают финансовые проблемы, недостаток квалифицированных учителей, ограниченный доступ к технологиям и возможность отвлечения от основных образовательных целей. Решение этих ограничений требует совместных усилий со стороны образовательных учреждений, правительств и сообщества.

История развития технологий[]

Если обратиться к самому определению термина технология, к его изначальному значению (техно — мастерство, искусство; логос — наука), то мы придём к выводу, что цель технологии заключается в том, чтобы разложить на составляющие элементы процесс достижения какого-либо результата.
Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату, но осознанное использование технологического подхода было подлинной революцией.
До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар — дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем.
Например, изготовление каменного топора можно представить как акт искусства, а можно — как технологию. В первом случае мы имеем (возможно) бесподобный топор, но со смертью носителя искусства делания топоров, означенных инструментов больше не будет. Во втором случае мастерство сохранится навсегда, но качество продукта (возможно) будет не таким высоким.

Момент перехода от искусства к технологии фактически создал современную человеческую цивилизацию, сделал возможным ее дальнейшее развитие и совершенствование.

По большому счету, технология присутствует во всем живом, поскольку всё живое, так или иначе, производит переработку продуктов питания в продукты жизнедеятельности (отходы).

Однако началом Технологии человека стоит считать первый опыт улучшения свойств первых инструментов, будь то палка-копалка или кремневый нож.

Касаясь технологии как процесса — одной из первых (но до сих пор значимой!) технологией является процесс добычи первобытным человеком огня посредством трения.

Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология — это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.

Роль технологий в современном образовании

Современное образование тесно связано с использованием технологий, которые играют важную роль в процессе обучения и оказывают значительное влияние на развитие образовательной среды.

Одна из основных ролей технологий в современном образовании — предоставление доступа к информации. С помощью интернета и мультимедийных ресурсов ученики могут получать актуальную и разнообразную информацию из различных источников. Это помогает учащимся расширять свои знания, развивать критическое мышление и креативность, а также учиться искать и анализировать информацию.

Технологии также способствуют активизации учебного процесса. Использование интерактивных досок, компьютерных программ и приложений позволяет создавать индивидуальные и интерактивные задания и упражнения, что делает обучение более интересным и эффективным. Это позволяет также учителям эффективнее контролировать и оценивать учебный прогресс учеников.

Кроме того, технологии играют важную роль в развитии навыков сотрудничества и коммуникации в образовательной среде. Системы электронного обучения, социальные сети и онлайн-коммуникации позволяют ученикам общаться между собой, с учителями и с другими образовательными учреждениями. Это развивает навыки командной работы, дает возможность обмениваться опытом и знаниями с коллегами, что в свою очередь формирует дружелюбную и поддерживающую обучающую среду.

В целом, использование технологий в современном образовании помогает значительно улучшить процесс обучения и повысить его доступность и эффективность

Однако важно помнить, что технологии должны быть грамотно интегрированы в образовательную практику и использоваться с учетом особенностей учащихся и целей образования

Ответ эксперта

Верны ли определения?
А) Помещение ребенка в приемную семью – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суть, которой заключается в составлении договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемной семьей) о передаче ребенка (детей) на воспитание на срок, установленный договором
В) Опека и попечительство – это наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их естественных прав и интересов
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А – да, В – да
 А – да, В – нет
 А – нет, В – да
 А – нет, В – нет
Верны ли определения?
А) Синтез – это мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое (к примеру, рассмотрение социальной работы как системы)
В) Анализ – это мысленное или реальное расчленение объекта на составные части (например, выделение в социальной работе ее элементов, компонентов)
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А – да, В – да
 А – да, В – нет
 А – нет, В – да
 А – нет, В – нет
Верны ли определения?
А) Социально запущенные дети – это деформация социального развития детей, для которой характерны, прежде всего, проявления отклонений поведенческого характера: сквернословие, дерзкие выходки, негативное отношение к учебной деятельности, сопротивление требованиям учителей, воспитателей
В) Педагогически запущенные дети – это деформация социального развития детей вследствие жестокого обращения с ними в семье, физического, психического или сексуального насилия
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А – нет, В – нет
 А – да, В – нет
 А – да, В – да
 А – нет, В – да
Верны ли определения?
А) Социальное пространство в узком смысле – это все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов человека, реализацию социальных потребностей граждан, мотивирует или блокирует раскрытие сущностных сил человека, социума
В) Социальное пространство в широком смысле – это сущностная характеристика условий и возможностей социального развития индивидов, групп, общностей
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А – нет, В – нет
 А – да, В – нет
 А – да, В – да
 А – нет, В – да
Верны ли определения?
А) Социальное сиротство – это социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства
В) Детская беспризорность – это сиротство вследствие лишения детей попечения родителей в силу их нежелания или невозможности осуществлять родительские обязанности
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А – нет, В – нет
 А – да, В – нет
 А – да, В – да
 А – нет, В – да
Верны ли определения?
А) Тестирование – это поиск управленческих решений в различных проблемных ситуациях посредством игры по заданным правилам
В) Деловая игра – это способ изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, которые не поддаются непосредственному наблюдению
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А – нет, В – нет
 А – да, В – нет
 А – да, В – да
 А – нет, В – да
Верны ли определения?
А) Технологизация – это процесс, т.е. устойчивая, повторяющаяся, последовательная по времени смена содержания деятельности с единым замыслом
В) Воздействие – это способы, формы, приемы решения как глобальных, так и конкретных общественных проблем
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А – да, В – да
 А – да, В – нет
 А – нет, В – да
 А – нет, В – нет

Виды технологий

Технологии принято классифицировать либо исходя из их отношения к определенным отраслям производства, либо по используемому сырью (материалов, полуфабрикатов), либо по особенностям обработки.

Технологии, которые основаны на наукоемких разработках и задействуют в производственном процессе вычислительную технику, достижения микроэлектроники, робототехники и т.д., называются высокими технологиями.

Проанализируем существующие виды технологий в сводной таблице:

  1. получение металлов из сырья (в том числе – обогащение сырья, т.е. удаление пустой породы и повышение концентрации полезного элемента);
  2. обработка металлов методом литья, сварки, пайки;
  3. обработка металлов механическими способами (резанье, сверление, ковка, штамповка и т.д.);
  4. обработка металлов электрофизическими и электрохимическими методами (т.е. изменение формы металла посредством эл.тока + механическое или химическое воздействие)
  1. переработка органического сырья (горючих ископаемых);
  2. синтез полимеров;
  3. получение лекарственных и пр.веществ
  1. переработка минерального сырья;
  2. получение кислот, щелочей

Преимущества технологического подхода в образовании

Внедрение технологий в образовательный процесс приносит множество преимуществ для учащихся и преподавателей. Они позволяют использовать новые методы обучения, которые способствуют повышению эффективности усвоения знаний и развитию навыков.

Одним из основных преимуществ технологического подхода является доступность информации. Учащиеся могут получать знания в любое время и из любой точки мира с помощью онлайн-обучения

Это особенно важно для гибкости образовательного процесса и возможности индивидуального изучения материала

Технологии также способствуют активизации самостоятельной работы учащихся. Благодаря использованию интерактивных учебных материалов и заданий, студентам предоставляется возможность самостоятельно исследовать тему, решать задачи и проверять свои знания. Это помогает развить критическое мышление и самостоятельность.

Еще одним преимуществом технологического подхода является повышение мотивации учащихся. Применение разнообразных онлайн-инструментов, игр и интерактивных приложений делает обучение увлекательным и интересным. Такие методы мотивируют учащихся активно участвовать в образовательном процессе.

Кроме того, технологический подход позволяет учащимся развивать навыки, которые будут актуальны в современном обществе и рынке труда. Использование компьютерных программ, работы с электронными ресурсами и сетевыми коммуникациями помогает подготовить учащихся к жизни и работе в информационном обществе.

Таким образом, технологический подход в образовании имеет множество преимуществ, таких как доступность информации, развитие самостоятельности и мотивации учащихся, а также подготовка к современной жизни и работе. Поэтому его внедрение является важным шагом на пути к улучшению качества образования.

Повышение доступности образования

Функция технологизации в узком смысле образования играет важную роль в повышении его доступности. Современные технологии позволяют легко и быстро получать информацию, коммуницировать с преподавателями и другими студентами, проходить обучение в удобном для себя месте и времени. Это особенно актуально для людей, которые находятся в отдаленных районах, имеют ограниченные возможности или физические ограничения.

Создание образовательных материалов в электронном формате позволяет их более широкому распространению и доступу. Электронные учебники, видеолекции, интерактивные задания и тесты доступны онлайн и могут быть использованы студентами в любое время и в любом месте. Это значительно упрощает обучение и делает его более гибким и удобным для всех пользователей.

Технологизация также предоставляет возможность для дистанционного обучения. С использованием интернета и специальных платформ, студенты могут принимать участие в онлайн-курсах и получать качественное образование, не покидая своих домов. Это особенно полезно для людей, которые не могут посещать физические занятия по различным причинам.

Технологизация также открывает новые возможности для индивидуализации образования. С помощью специализированных программ и алгоритмов, обучение может быть адаптировано и персонализировано под конкретного студента. Это позволяет каждому ученику получать образование на своем уровне и в своем темпе, что способствует более эффективному усвоению знаний.

Таким образом, технологизация образования в узком смысле играет роль в повышении его доступности. Она предоставляет возможность получения образования в любом месте и в любое время, делает образовательные материалы более доступными и открывает новые возможности для дистанционного и индивидуализированного обучения.

Информационные технологии[]

Основная статья: Информационные технологии

Информационные технологии (ИТ, англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки информации. В основном под информационными технологиями подразумевают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. По этой причине, специалистов по компьютерам часто называют ИТ-специалистами.

совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. Современные технолгии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт, информационная технология (ИТ) — информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства. В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр. Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса. Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: