Достижение духовной богатости
Духовная богатость является одной из ключевых составляющих счастливой и осознанной жизни. Она отражает глубину и качество наших духовных и эмоциональных связей, отношений с собой, другими людьми и миром в целом. Достижение духовной богатости – это процесс постоянного совершенствования и развития себя внутренне, осознание себя и своих ценностей.
Одним из ключевых аспектов достижения духовной богатости является самоосознание. Понимание себя, своих эмоций, мыслей и желаний – это основа для развития духовности. Человек, который осознает себя, свои сильные и слабые стороны, свои цели и мотивы, обладает большей духовной глубиной и богатством.
Другим важным аспектом достижения духовной богатости является развитие эмоционального интеллекта. Умение управлять своими эмоциями, понимать и эмпатично относиться к эмоциям других людей и развивать гармонические взаимоотношения – это неотъемлемая часть духовного роста.
Также, для достижения духовной богатости необходимо обращать внимание на свои ценности и убеждения. Человек, который знает свои ценности и умеет жить в соответствии с ними, испытывает большую гармонию и удовлетворенность
Умение выбирать и действовать в соответствии с своими ценностями – это путь к духовному обогащению.
Жертва
Что есть «жертва»?
Допустим, у некоего человека есть определенный достаток. Внезапно у него заболел и оказался в крайней нужде друг. Должен ли этот человек взять на свое обеспечение оказавшегося в беде друга?
Он может пожертвовать из своего достатка — десятину или сколько сочтет нужным. Но брать на себя обеспечение другого человека — это подвиг. Если он на это идет, то от него требуется внутреннее соответствие подвигу. Он должен рассчитать свои силы. Сможет ли он всю жизнь содержать больного друга? Сможет ли он не обижаться, не раздражаться, не злиться на больного друга, которого взялся тащить на своей шее?
Жертва — это не когда человек должен, а когда он может.
Традиционный вопрос: «Батюшка, сколько я должен отдавать на церковь?» Во-первых, не должен, а во-вторых, пожертвовать можно не только деньги. Если богатство измеряется только деньгами, то десятина имеет только денежное выражение. Но ведь это же не так. Десятина может выражаться во времени, которое вы готовы уделить ближнему или Церкви, в знаниях, которыми можете делиться, в связях… Тогда мы можем пожертвовать очень много, ведь мы — богатые
Только надо принять во внимание все свои дарования, все свои способности: знания, опыт, работу, способности, язык
Синдром Золушки.
Это не сидром Плюшкина как в первом случае и не синдром никак не наступающего черного дня как во втором случае.
Тут задействованы моменты психики, которые отвечают за любовь и проявление этой любви к себе. Это тоже связано с материальными проявлениями ,которые просто более заметна, но выливаются потом во внутреннюю бедность. Это можно описать так.Например. Человек имеет какую- то цель что- то купить, но это ему не по карману сейчас и он копит и копит и копит. Так как с каждым годом на эту вещь дорожают, то копить нужно больше. Тут тоже оговорка- копить не плохо, хуже будет сидеть в кредите, который не можешь выплатить. Не плохо ставить цель, пусть даже большую. А что плохо? Плохо, что на оставшиеся деньги человек уже не может купить себе что- то из любви к себе ,постоянно живет аскетом. Человек ставит цель материальную выше любви к себе и выше любви к другим.
Например, женщина в такой ситуации не покупает себе новых кофт, белья, одевается не совсем по современному и даже не со вкусом, потому что не позволяет себе даже иногда минимум женского гардероба. И например растут дети, которые растут в этой обстановке, поверьте, могут быть такими же взрослыми внешне, но еще и с комплексами внутри. Например, дети могут не ставить перед собой какой- то цели и могут иметь даже более лучшее материальное положение, но не позволят себе купить что- то новенькое, пока совсем не износится старое. А если они купят что- то новое для себя, то испытают чувство вины, что потратили на себя деньги. Вот такая получится искусственно созданная бедность и материальная и душевная. И человек чувствует себя бедным и материально и душой.
Проявляйте любовь к себе.
Вы не должны любить вещи материальные больше чем себя. Конечно, есть такое что,человек может отдать жизнь за моральные принципы, но скорее всего покупка дачи, машины, ремонт и т. д. это не то, что должно забирать вашу любовь.
Вы уже очень экономны и бережливы, целеустремленны и терпеливы, так будьте же добрее к себе и к своим потребностям.
Не вините себя в излишествах, если вы что- то купили из необходимого. Например, теплая куртка на зиму, обувь, по размеру одежда детям- это потребность, а не баловство.
Это не значит, что вы сейчас спустите все деньги и восполните все из прошлого. Нет, помните, вы хотите стать богатым душой, а не просто материально. Материально с вашими качествами вы итак живете хорошо, но вот внутри нужно убрать комплексы.
Так же можно найти себе хобби или развить то, которое у вас уже есть. Это поможет вам проявлять любовь к себе, хотя хобби по психологическим мотивам иногда считается уже не прихотью, а потребностью. Занимайтесь чем- нибудь интересным для себя и своей семьи в свободное время, конечно. То есть выделите время для души, для себя, любимого или любимой.
Через время вы увидите, что купить что- то для себя- это не преступление, и что вы хорошо выглядите при том что вы еще и копите и что- то приобретаете материальное. Знаете почему такое будет? Потому что вы станете богатым душой- вы будете добры и к себе и к окружающим, и будете получать радость и удовлетворение от жизни не только после приобретения вещи, на которую копите, но и уже сейчас.
Также вы можете поставить себе более реальную цель в плане времени. Например, если вы хотите 2-х этажную дачу. То может купить одноэтажную и потом подумать как ее расширить или потом может оказаться что вам хватает и ее.
Эти моменты на первый взгляд связана с материальным, но они исходят из ума, и также влияют на него обратно.
Если дома неопрятные и старые вещи, то это результат мышления, но пока вы не избавитесь от такой обстановки, то она же и будет угнетать вас дальше.
Если ребенок вырос в такой обстановке, то он очень сильно к ней привыкает и даже не представляет жизнь по- другому. Конечно, бедность в детстве стимулировала некоторых наоборот выбраться из этого и вести другой образ жизни. Но большинство людей ломаются под серой тяжестью.
Поэтому не нужно думать, что дети вырастут и будут стремиться к светлому и чистому после тяжелого прошлого. Возможно, не гарантия.
Есть такое выражение, что «богатство- это состояние ума». Поэтому поставьте себе цель быть богатым душой и умом. И один из шагов в этом направлении- это поменять свое внешнее- обстановку, вещи и цели.
Будьте богатым душой!
Деньги и отношения
С другой стороны, деньги — это измерение не только товара и труда, но и, как ни странно, еще и наших отношений
Об этом важно помнить с психологической точки зрения
Иногда мы хотим отблагодарить человека деньгами в ответ на то, что он оказал нам что-то важное, ценное, как сейчас говорят — услугу. Иногда люди отказываются
Есть врачи и даже священники, которые говорят: «Ничего не надо». А некоторые прямо говорят: «Вот это будет стоить столько-то».
Но я говорю о том, когда деньги отдаются взамен за услугу, которую невозможно измерить: она заключается в хорошем отношении, в каком-то знакомстве, какой-то протекции. У нас есть платная медицина, мы можем сравнить, сколько стоит прием врача, ремонт зуба. Мы можем посчитать, сколько стоит чинить кран. А есть вещи, которые не измеряются деньгами. Например, человек дает нам рекомендательное письмо, составляет протекцию, звонит кому то, кто тебя примет, кто тебя выслушает и, может быть, чем-то поможет. Чем мы можем отблагодарить человека, который нам помог наладить такую связь, если мы не можем ему предоставить в ответ необходимую услугу?
Возникает проблема: мы чувствуем, что не можем воздать человеку и ощущаем свое неравенство. Он выше, сильнее, значимее нас.
Итак, услуга, полученная не за деньги, нас унижает, и мы хотим дать за нее денег. Это можно называть взяткой, а можно благодарностью
Важно, что благодарность, выраженная в денежной форме, приносит нам облегчение: если человек взял деньги, мы чувствуем, что мы квиты, чувство тревоги уходит, хотя на самом деле, деньгами, может быть, никогда не измеришь полученной пользы
Владение против бытия
Страсть к богатству, сребролюбие — это отношение к миру, основанное на глаголе иметь
«Иметь» — значит, владеть чем то, что заменяет для тебя нечто существенное, самое главное и важное. С христианской точки зрения, самое важное и ценное у человека — это его жизнь, это Божий дар
А если еще более конкретно — бессмертная душа. Можно ли чем-нибудь заменить душу и всю человеческую жизнь? Конечно, нет.
Фото: KristinaShumina, photosight.ru
Иметь — это подмена. Христианская антропология основана на другом глаголе — «быть». Когда человек «быть» подменяет «иметь», все его мироощущение и сам он сдвигаются в другую сторону. Вместо ощущения бытия, он ставит ощущение владения. И чем?
Многодетный отец владеет большой семьей. Но можно ли сказать «владеет» о семье?
Человек, построивший дом, им владеет. Человек, унаследовавший землю от своих отцов и праотцов, владеет ею.
Дом — это место, где человек живет, то есть бытует. Земля — это место, где он может добывать себе пропитание и построить дом. Это тоже относится к бытию. Деньги — нет. Деньги не кормят человека, не дают ему крышу над головой. Деньги — это символика. На деньги он может нечто приобрести, а может и не приобрести, может зачахнуть над златом, ничего не получив. Здесь бытие исчезает в стремлении человека иметь.
Чего ищет человек, в своем стремлении иметь больше? Казалось бы, он ищет бытия. Он думает: «Если у меня будет много денег, я могу купить большую квартиру, землю, чтобы построить на ней большой дом, хорошую одежду; я смогу путешествовать, обеспечивать семью, купить дорогую машину…» — и т. д., в зависимости от вкусов и воспитания. Но ведь между бытием и тем, что может быть — огромная дистанция. «Могу» — это бытие с отсрочкой, бытие с дистанцией. Иметь — это суррогат бытия, его иллюзия.
Когда роскошь — не признак сребролюбия
Что такое роскошь, пусть каждый определяет сам
Скажем, для меня, человека, сидящего на стуле большую часть жизни, важно кресло в кабинете. Кабинета, правда, нет
Какое кресло нужно для работы? Скажете: эргономичное, удобное и так далее. Это верно. А недавно мне подарил свояк резное кресло, очень красивое. Это роскошь? Мне, кажется, что нет. Да, это резьба по дубу, ну и что? Вот ампирное кресло с позолотой — это роскошь.
Я был в доме одной маркизы из самого известного в Италии аристократического семейства. В этом доме — вся история Европы, в нем огромное количество роскоши, которую они же обслуживают всей семьей (около ста пятидесяти человек). Их владение составляет целый квартал в Риме, носящий их фамилии. Банки, музей, церковь… А они жили в мансарде, причем сейчас и мансарду сдают, сами живут на окраине Рима.
Предметы роскоши — маленькая частичка того богатства, которым они владели в XIX веке: картинная галерея, по стоимости картин равная Эрмитажу, фарфор, золото…
Излишняя ли для них эта роскошь? Они за нее несут ответственность. По сути, они владельцы доступного всем музея. Ни продать, ни воспользоваться им они не могут — там каждый предмет на учете государства.
Они не работают, но всю жизнь занимаются благотворительностью. Маркиза приезжала в Россию раза четыре: привозит мощи, иконы, святыни, ездит по российским епархиям с подарками. И все за свои деньги, конечно.
Я не считаю, что для них роскошь стала страстью. Они верующие католики, живут по Евангелию, служат своим богатством всему миру.
Накопительство как историческая патология
Увы, в той или иной степени многие из нас обладают какими-то страстями, которые можно было бы отнести к сребролюбию. Скажем, любовь ходить по магазинам, покупать, хранить, копить.
Есть совершенно патологические формы накопительства, но они и выглядят как патологические. Одна из таких форм, очень печальная и трагическая связана с нашей историей. Им страдают люди, пережившие голод, карточную систему или получившие этот страх в наследство от родителей.
В 1990-е годы я как священник был в некоторых домах, где накопительство выглядело чудовищно. Например, закупалось подсолнечное масло, закупоривалось в трехлитровые банки и ставилось на нижние полки. Накоплено было, как минимум, на год-два вперед. Так же покупались крупы и мука. Все это превращалось в ничто — в крупе заводились жуки, масло портилось. Но люди не могли не покупать — они боялись (и, кстати говоря, газеты и журналы их активно подогревали: «скоро наступит голод, в Москве продуктов осталось на неделю — вы что, не знаете разве?»). Это — результат нашей истории, когда голод повторялся на протяжении жизни одного поколения несколько раз.
Я голода не застал, но помню очереди за хлебом и мукой в хрущевские 1960 или 61-й год. Я стоял, потому что ребенку тоже что-то давали. В Москве этого избежали, а где-то были бунты. Это был короткий период: лето или осень, но память семейная его сохранила.
На нашей семье это не отразилось, а моя бабушка собирала пакетики из-под сахара и бумажные вилки. Зачем — объяснить не могла. Про запас.
Осенью 1941-го стали раздавать участки под Москвой. Люди успели посадить картошку и капусту, а потом земля оказалась на несколько месяцев захвачена немцами, и у многих все пропало. А кто-то ел перемороженную и гнилую капусту, пытаясь тем самым спастись от голода. Мои отец и бабушка вспоминали об этом.
Может наступить время, когда не будет даже участка, чтобы за несколько месяцев что-то вырастить, как, например, в Ленинградскую блокаду.
Эта патология от пережитых травм, горькая и страшная, а вовсе не страсть. Люди, несущие в себе страх голода, физической нищеты, когда нечего будет есть и нельзя будет добыть еду, не могут подпадать под наше осуждение. Мы должны понимать, что в нашем народе очень сильна эта травма:история-то недавняя, сколько тут прошло?
Подытожим.
Достаток не осуждается, а благословляется, потому что при достатке жизнь устроена. Меры, где кончается достаток и начинается осуждаемое богатство, ни Господь в Священном Писании, ни Церковь не дает. Бог дал нам право, право нашей совести самим и каждому свое, определять грань между достатком и богатством.
Эта грань открыта духовному взору каждого человека. Евангелие называет погибельной страсть, а не стремление человека к обеспечению жизни себя своей семьи.
Страсть, которая может подпадать под евангельское осуждение — когда человек не может остановиться, ему все мало, нужно еще и еще покупать, более дорогие и роскошные вещи, больше золота, машин, домов… Это поврежденная, с духовной точки зрения, личность.
Культурный, образованный, но не духовный
Другой тип людей — те, кто заботится об эмоциональной, чувственной составляющей своего существа — о душе. Такого человека радует не только богатство, но общение с природой, прослушивание прекрасной музыки, созерцание картин, чтение книг. Такой человек становится, безусловно, культурным, но не богатым в обозначенном нами смысле. Это образованный человек, просвещённый, начитанный, но не духовный.
Если жизнь человека поднимается на более высокий — духовный — уровень, он начинает понимать: за всем, что он имеет, стоит Творец, Который создал мир и законы этого мира, как физические, так и духовные. Он осознаёт, что общение с Творцом сделает его более богатым: Бог даёт ему то, чего он никогда не имел. Материальные средства условны: кто-то более сильный или хитрый может прийти и отнять их. Культурные ценности тоже могут подвести. А вот если за всем мы видим Бога, Его заповеди, то обретаем сокровище, которое отнять невозможно.
Как развивать духовные богатства?
Развитие духовных богатств — это непрерывный процесс, который требует постоянного внимания и усилий
Важно понимать, что духовные богатства не приходят мгновенно, они формируются и развиваются на протяжении всей жизни
Один из способов развития духовных богатств — это обучение и практика. Чтение духовных текстов, участие в духовных обрядах и практиках, посещение духовных мест и общение с мудрыми людьми помогут расширить кругозор и глубже понять себя и мир вокруг.
Постановка и достижение духовных целей также играют важную роль в развитии духовных богатств. Установка конкретных целей и стремление к их достижению позволяют стать более осознанными и целенаправленными в своих духовных практиках.
Важным аспектом развития духовных богатств является практика саморазвития и самоанализа. Регулярная медитация, саморефлексия, ведение дневника и работа над собственными недостатками и привычками позволит стать более гармоничным и внутренне сильным человеком.
Также необходимо уделять внимание развитию своих качеств лидера. Обучение навыкам руководства, умению вдохновлять и мотивировать других, развитие эмоционального интеллекта — все это поможет стать не только духовно богатым, но и успешным человеком во всех сферах жизни
Какая благотворительность угодна Богу?
Богу угодна благотворительность, соответствующая нужде того, кому мы хотим помочь.
Фото: otto, photosight.ru
Богу угодна благотворительность, идущая от сердца, а не от долга и не от страха. Внутреннее состояние благотворительности — от щедрости не кошелька, а сердца.
Бывает благотворительность от страха осуждения Господня — когда люди жертвуют, потому что наворовали, и их мучает совесть. Богу угодна благотворительность не сама по себе, а соединенная с другими добродетелями. А если человек ворует, убивает и манипулирует другими, занимаясь при этом благотворительностью — не уверен, что Господь ее примет.
Мера благотворительности, думаю, такая. Сколько вы можете отдать после того, как удовлетворили нужды своей семьи? Если вы все отдали, а ваши дети голодают, то это не благотворительность, а невротическая жертвенность. Кормить свою семью — это долг, в отличие от помощи чужой.
Богатство или убожество?
Прежде всего, стоит разобраться, что такое духовное богатство. Нередко духовно богатым считают человека, хорошо разбирающегося в искусстве, имеющего большой культурный кругозор, образованного и так далее. Конечно же, это не так.
Человек состоит из тела, души и духа. Он может сосредоточить себя и свою жизнь на каждом их этих уровней — телесном, душевном или духовном. Например, есть люди, которых заботит только материальный достаток. Они хотят быть финансово независимыми, видят смысл жизни в деньгах, которые позволяют жить, как хочется. Такой человек не может называться богатым, потому что слово «богатый» происходит от праславянского «bogъ» — «бог». Скорее, его можно назвать противоположным по значению словом — убогий. Богат тот, кто в Бога богатеет.
Приведу пример. Бог, создавая нашу планету, заключил в её недра разные полезные ископаемые. Он знал, что человечество будет развиваться и однажды найдёт способ добывать их и использовать себе на пользу. Так и произошло. Однако нашлись люди, которые превратили Божий дар в средство собственного обогащения. Можно ли назвать их богатыми? Нет, скорее — состоятельными, обеспеченными и убогими, потому что они переживают только о своей выгоде.
Бытие определяет сознание.
Прежде чем согласиться с этой фразой, нужно ее для начала хорошо понять и осмыслить. Она подразумевает связь окружения, внешнего мира человека на его образ мышления и соответственно его развития.
Конечно, есть и обратная связь, когда внутреннее влияет на внешнее. Это тоже правда. Но если изменить внутреннее очень непросто, то внешнее изменить легче. Поэтому здесь так же видно побуждение начать хотя бы с этого. Что это значит на практике?Например,
если человек раньше когда- то купил диван или поклеил обои и эти вещи конечно были красивыми и новыми. Но что с ними происходит с годами? Ничто не вечно под луной…. и что нужно тогда с ними делать? Менять, да, нужно по возможности менять те вещи,которые уже имеют недостойный вид на новые. Это не значит, что нужно брать кредит и во что бы то ни стало покупать себе новый кухонный гарнитур. Это значит, что можно подкопить и присмотреть себе что- то достойное, если то что имеется уже совсем вышло из строя.
Бедный материально человек думает, что купить новое ему не по карману и поэтому нужно беречь то, что имеешь. Конечно, нужно беречь то, что имеешь, но до того момента. Когда вещь выглядит достойно. Однако человек настолько привыкает внешнему виду окружающих вещей, что даже не замечает их старость и неряшливость. Таких вещей становится все больше и больше и человек начинает жить в очень унылой, тоскливой остановке. А как в такой обстановке развиваться душевно?
Такое мышление в отношении материального может перейти и на душевное состояние. Человек может думать, что лучше, мудрее, вежливее он не станет и поэтому перестает стремиться к этому. Начинает процесс обратный развитию, ведь если человек не движется вперед, то он движется назад. И человек начинает жить с самим собой, когда уже давно можно было кое- что изменить, не претерпевая каких- то неудобств.
В результате человек остается относительно своего потенциала бедным и материально, и душевно.
Поменять внешнее, чтобы стать богатым душой.
Внутренние качества, характер, привычки вы естественно тоже должны начать корректировать в лучшую сторону. Это процесс долгий, но очень- очень нужный. Он конечно нужнее, чем красиво обставленная квартира.
Однако начните еще и с малого. Есть ли у вас дома предметы мебели, вещи, которые уже не выглядят достойно? Это не относится к каким- то семейным ценностям, которые хранятся в шкатулке.
Если вы еще и «страдаете» синдромом плюшкина
, то конечно избавиться от старых вещей и заменить их на новые- это подвиг для вас. Но тем самым вы измените свое внешнее- свое окружение и вы почувствуете как что- то у вас поменяется и внутри. Когда чисто в квартире, когда красивая люстра и диван, когда плинтуса хорошо прижаты к стене и почтовый ящик не портит дверь- это действительно поднимает настроение.
«У меня не так много денег! Были бы деньги- давно бы все поменяла!»- скажете вы. Вы правы, но только отчасти. Вы не должны делать евроремонт, но вы и не должны иметь неопрятное внешнее окружение. Ведь чистота и порядок не требуют много денег. Ищите варианты и вы их найдете.Например,
не обязательно покупать новый диван, тем более если нет возможности. Но можно купить обивочную ткань и обтянуть диван самим. Это стоит гораздо дешевле и найти поэ тому руководство можно интернете.
Также и с другими предметами обихода.
Богатые верой
Апостол Иаков сказал: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5). Какой интересный парадокс! Здесь говорится о богатстве веры, что открывает нам врата духа, и мы начинаем совершенно иначе оценивать значение финансовой независимости и культурного уровня, которых мы достигли. Мы понимаем, что всё это имеет смысл только при нашем стремлении к богоподобию. Если мы не видим во всём этом Бога, то и богатство, и культурное развитие могут приводить только к конфликтам, нестабильности и напряжённости в личной и общественной жизни.
В «Социальной концепции Русской Православной Церкви» написано: «Греховное отношение к собственности… порождает разделение и отчуждение между людьми». Состоятельный человек думает: «Как заработать больше?» Духовно богатый — «Как мне поступить с тем, что я имею, чтобы угодить Богу?» Святой Амвросий Медиоланский учит нас: «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же». Господь нашими руками даёт другим людям. Когда человек это понимает и старается применять в своей жизни, тогда он становится духовно богатым. Он заботится не о себе, а о других. Широта восприятия мира у него с каждым днём становится больше и больше. Как добрый самарянин, он уже не может пройти мимо страждущего, не находит оправданий для этого.
Символы духовных богатств
Духовные богатства – это нечто гораздо большее, чем материальные блага. Они представляют собой ценности, которые питают нашу душу и наполняют нашу жизнь смыслом
Символы духовных богатств могут служить нам напоминанием о важности духовных ценностей и помочь нам обрести внутреннюю гармонию и радость
Один из символов духовных богатств – это книга. Книга символизирует знания, мудрость, образование. Она открывает перед нами мир новых идей и помогает нам развивать наше мышление и понимание
Важно выбирать книги, которые отвечают нашим духовным потребностям и помогают нам расти и развиваться
Еще одним символом духовных богатств является музыка. Музыка способна перенести нас в иные миры и вызвать самые глубокие эмоции. Она может лечить душу и помогать нам обрести внутреннюю гармонию. Независимо от того, играете ли вы на инструменте или слушаете музыку, она может стать источником вдохновения и радости.
Еще одним символом духовных богатств является природа. Окружающая нас природа – это прекрасный источник вдохновения и спокойствия. Прогулка по лесу, наблюдение за птицами или рассветом над океаном – все это может наполнить нашу душу энергией и радостью
Природа помогает нам отдохнуть и перезарядиться, а также задуматься о важности и красоте жизни
Также символом духовных богатств может быть любовь и сострадание. Они помогают нам выйти за пределы собственного эго и понять, что наша жизнь связана с жизнями других людей. Способность любить и проявлять сострадание позволяет нам обрести глубокую связь с окружающими и привносить добро и счастье в мир.
Наконец, символом духовных богатств может быть наша способность к саморазвитию и самоосознанию. Она позволяет нам познать себя и свои потребности, развиваться и становиться лучшими версиями себя. Саморазвитие и самоосознание помогают нам постоянно расти и изменяться в лучшую сторону.
Признаки духовного богатства.
Он имеет в себе сочетание прекрасных качеств и умеет их правильно проявлять. Например, он терпелив, проницателен, добр, прощающий, уступчивый, корректный, обдумывающий слова, хороший слушатель и т. д.
Высоконравственность.
Как это понять? Например, человек добр и это хорошо. К такому человеку обращается кто бы то ни было и просит сигарету. Как поступит высоконравственный человек? Не даст. Курение вредит здоровью самого курильщика и окружающим, поэтому дать такому человеку своими руками сигарету означает проявить к нему не любовь, а еще раз помочь ему принести вред себе. Такой же принцип можно применить и к другим поступкам, которые имеют название вредные привычки или противоречат нравственности.
Если человек поступается какими- то моральными принципами или тем более своей совестью, то это говорит о его душевной, внутренней неустойчивости и незрелости. Это можно исправить.
Удовлетворение.
Да, человек, который стал богатым душой, испытывает внутреннее удовлетворение и это видно в его образе жизни и поступках. Это не значит,что он стал отшельником и ему не нужно ничего современного, но он умеет правильно расставлять приоритеты. Например, у него счастливая семья, которую он смог сохранить и поддержать. Он качественно работает и не ставит нереальные цели. Не забывайте, что такой человек моет быть богат материально, но это не затмило его глаза и он не потерял человечности и понимания сути мира.
Согласитесь, что общаться с таким человеком очень приятно. Каждый может поставить себе такую цель, чтобы самому стремиться к душевному развитию, несмотря на свой возраст и достижения.
А сейчас рассмотрим как мышление, которое вроде бы настроено на материальную бедность не дает быть богатым и душой и материально.
Вклад духовного богатства в счастье и гармонию
Духовное богатство человека играет крайне важную роль в достижении счастья и гармонии в его жизни. Оно представляет собой набор ценностей, убеждений и эмоций, которые формируют внутреннюю реальность человека.
Духовное богатство помогает человеку находить смысл в жизни, развиваться как личность, обретать глубокое удовлетворение и испытывать радость. Оно способствует формированию позитивного взгляда на мир и помогает справляться с жизненными трудностями.
Одним из основных компонентов духовного богатства является нравственность. Она отражает систему ценностей человека и его способность отличать добро от зла. Нравственность позволяет принимать морально верные решения и вести себя с уважением к окружающим людям, что способствует установлению гармоничных отношений.
Важным аспектом духовного богатства является самоосознание. Человек, обладающий развитым самоосознанием, способен понимать себя и свои потребности, строить гармоничные отношения с собой и окружающими. Он находит свое место в мире и достигает внутренней гармонии.
Духовное богатство также связано с эмоциональной интеллектуальностью. Человек, умеющий понимать себя и свои эмоции, а также умеющий эффективно управлять ими, обладает большей степенью эмоциональной устойчивости и может лучше управлять своей жизнью.
Духовное богатство способствует развитию творческого мышления и воображения. Оно открывает человеку возможности для самореализации и воплощения своих идей в реальность. Творческое мышление помогает находить новые пути решения проблем и достигать успеха в различных сферах жизни.
Итак, духовное богатство человека играет важную роль в его счастье и гармонии. Оно помогает развиваться как личность, находить смысл в жизни и пользоваться удовлетворением от внутреннего мира. Составляя свою внутреннюю реальность, духовное богатство помогает человеку строить гармоничные отношения с собой и окружающими, осознавать и управлять своими эмоциями, быть творческим и успешным.
Какое оно, духовное богатство?
Понятие «духовное богатство» нельзя трактовать однозначно. Существуют спорные критерии, с помощью которых чаще всего дают определение этого термина. Причем спорные они по отдельности, в совокупности с их помощью складывается довольно четкое представление о духовном богатстве.
- Критерий человечности. Что значит быть духовно богатым человеком с точки зрения других людей? Часто сюда относят такие качества, как человечность, понимание, сопереживание, умение слушать. Можно ли считать духовно богатым человека, у которых нет этих качеств? Скорее всего ответ отрицательный. Но и этими признаками понятие духовного богатства не ограничивается.
- Критерий образования. Его суть в том, что чем образованнее человек, тем он богаче. И да, и нет, потому что есть много примеров, когда человек имеет несколько образований, он умен, но вот его внутренний мир совершенно беден и пуст. При этом истории известны личности, не имевшие образования, но их внутренний мир был подобен цветущему саду, цветками с которого они делились с другими. Таким примером может быть Простая женщина из небольшой деревни не имела возможности получить образование, но Арина Родионовна была настолько богата своими знаниями фольклора, истории, что, возможно, ее духовное богатство стало искрой, зажегшей пламя творчества в душе поэта.
- Критерий истории рода и родины. Суть его в том, что нельзя назвать духовно богатым человека, который не несет багажа знаний об историческом прошлом своей семьи и родины.
- Критерий веры. Слово «духовный» произошло от слова «дух». Христианство определяет духовно богатого человека как верующего, живущего по заповедям и законам божьим.