Краткое содержание рассказа «Судьба человека» подробно по частям
Сюжет истории, рассказанной автору Андреем Соколовым, можно условно разбить на 4 части. (В оригинале нет деления на части и главы)
Важно упомянуть и о небольшом введении от автора, в котором он описывает момент встречи со своим героем и его приёмным сыном Ванюшкой
Введение: встреча на переправе
Рассказчик, вынужденный дожидаться попутчика на берегу разлившейся по весне реки, сел прикурить на бревно, но тут выяснил, что сигареты промокли.
Так и скучал бы он без табака в одиночестве, если бы не встретил мужчину — Андрея Соколова и ребёнка. Пока мальчик Ванюша играл, между взрослыми завязалась беседа, и случайный знакомый рассказал автору всю свою жизнь.
1. Мирная жизнь Андрея Соколова
Молодым мужчиной Андрей женился на девушке Ирине, такой же, как и он сам, сироте. Жена ему попалась очень хорошая. И стали они друг другу поддержкой.
Вскоре родились в семье и дети — сын Анатолий и две дочери Настя и Оля. Жизнь с каждым днём становилась только лучше, пока не грянула Великая Отечественная Война.
2. Война и плен
На фронт Андрея провожали дети и жена. Хуже всех пришлось Ирине, она решила, что видит мужа в последний раз. Долго герой ждал, когда супруга успокоится, но она не унималась.
Тогда он легонько её оттолкнул от себя, обижаясь, что та хоронит его раньше времени, о чём жалел после страшно. Ведь новой встречи для него с семьёй так и не случилось.
На войне Соколов служил по профессии — шофёром. Дважды был ранен. В мае 1942 года попал в плен. В одну из ночей, когда колонна с пленными ночевала в церкви, Соколов убил предателя Крыжнёва, который хотел выдать немцам незнакомого герою взводного за его коммунистические взгляды.
Пока его и других пленных перегоняли, попытался бежать. Фашисты пустили по следу беглеца собак и вернули в лагерь.
3. Освобождение из плена
После двух лет в плену Соколова определили возить фашистского майора, который сносно обращался с ним и даже подкидывал еду. При первой же возможности, оглушив своего начальника, герой сбежал на линию фронта и вернулся к своим.
Находясь на лечении в госпитале, Соколов написал домой письмо. Ответ ему прислал сосед, в нём говорилось, что нет у Андрея больше ни дома, ни жены, ни дочерей — только воронка от снаряда, где когда-то был очаг его семьи. К счастью, сына Анатолия в момент бомбёжки не было. Он закончил артиллерийское училище и ушёл на фронт.
4. Война закончилась
В день Великой Победы снайпер убил Анатолия и на родину Соколов вернулся один. Опечаленный смертью сына, в родной город герой не захотел возвращаться, уехал к товарищу.
Там устроился работать шофёром и познакомился с мальчиком-сиротой Ваней. Пожалев беспризорного пацана, Соколов усыновил его, и они зажили вместе как одна семья. Забота о маленьком Ванюше помогла пережить Соколову потерю семьи.
Страшные новости
Из госпиталя Андрей сразу написал Ирине письмо, но ответ из дома все не приходил. Две недели Соколов отсыпался и хорошо питался. Силы к нему вернулись, но на душе была тоска, ждал ответа от жены. На третьей неделе письмо пришло, но не от Ирины, а от соседа. Он сообщил, что еще в июне 1942 года немцы бомбили авиазавод. А дом Андрея стоял как раз рядом. В него попала бомба, оставив после себя лишь глубокую яму. Ирина с дочками в это время были дома. Сын Анатолий ездил в город, а когда вернулся, взглянул на яму и уехал. Сказал соседу, что пойдет на фронт добровольцем.
Семья, дом, все, что строилось годами, рухнуло для Андрея в один миг.
На время Андрей замолчал. Рассказчик снова взглянул на окружающий их весенний пейзаж и заметил, что все вокруг такое же, каким было час назад, но кажется уже иным. Он сам прервал молчание Андрея и спросил, что было дальше.
Выписавшись из госпиталя, Андрей поехал домой. Впереди его ждал месяц отпуска. Но мужчина только взглянул на воронку, оставшуюся на месте, где когда-то жил с семьей, и уехал обратно в дивизию.
Андрей смотрит на место, где стоял его дом. Художник А. Е. Глуховцев
Жизнь до войны
В оригинале дальнейшее повествование ведется от лица Андрея Соколова с редкими комментариями рассказчика.
Новый знакомый начал рассказ о своей жизни. Родился он в Воронежской губернии в 1900 году. В Гражданскую войну боролся на стороне Красной Армии. В 1922 году, во время сильного голода, поехал на Кубань работать на кулаков. Он выжил, но вся его семья, оставшаяся дома, погибла от голода. Андрей остался один.
Он вернулся в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, затем ушел на завод слесарем.
Молодые Андрей и Ирина. Художники В. В. и Л. Г. Петровы
Вскоре он женился на Ирине, которую искренне любил. По словам Андрея, она была «смирная, веселая, угодливая и умница». Девушка выросла в детском доме и не знала легкой жизни. Для Андрея она стала надежной подругой.
Ирина умело поддерживала в доме мир и порядок, а Андрей трудился на заводе. Вскоре у них родился сын, а затем две дочки. Андрей, раньше любивший выпить после работы, отказался от этой привычки и все деньги нес в семью.
Андрей Соколов
Главный герой рассказа, простой шофер. Храбрый, сильный духом, добросердечный, мягкий, но сдержанный в эмоциях.
Во время войны пережил плен, потерял всю свою семью. Стал отцом для мальчика-сироты по имени Ванюшка.
Андрей Соколов. Художник О. Верейский
В 1929 году он изучил автодело и сел за руль грузового автомобиля. Так он стал шофером и проработал десять лет до войны. Зарабатывал хорошо, семье на все хватало. Дети росли, учились хорошо. У старшего сына, Анатолия, проявился талант к математике, и Андрей очень им гордился. Со временем они с женой построили новый дом, купили коз. Жизнь текла мирно и спокойно, пока не началась война.
{"questions":,"answer":}},"hints":}]}
Глава 2. Жизнь до войны
«Вначале жизнь у меня была самая обычная», – рассказывал незнакомец. «Когда случился голодный 22 год, решил податься на Кубань, чтоб работать на кулаков – это единственный фактор, который позволил мне остаться в живых. А отец, мать, сестренка остались дома, и умерли из-за голодовки. Я остался совсем один, никакой родни нет. Через год решил вернуться с Кубани, дом продал, отправился в Воронеж. Вначале работал плотником, после чего отправился на завод, решил выучиться на слесаря. Потом женился. Жена – сиротка, выросла в детдоме. Веселая, но при этом скромная, умница – совсем не чета мне. Она с самого детства уже знала, какая жизнь тяжелая, и это ощутимо отобразилось на ее характере. Со стороны посмотреть – не такая уж и видная, но я смотрел в упор. И не было женщины для меня красивее, умнее, желаннее, и теперь уже никогда не будет».
«Прихожу другой раз с работы – уставший, иногда и жутко злой. Но никогда она не грубила мне в ответ – даже если грубил я. Спокойная и ласковая, все делала для того, чтобы при минимальном достатке мне вкусный кусочек хлеба приготовить. Смотрел я на нее – и чувствую, тает мое сердце, и вся злость куда-то испаряется. Отойду немного, подойду, прощения просить начинаю: «Прости, моя ласковая Иринка, нахамил. Не срослось у меня сегодня с работой, понимаешь?» — и вновь у нас покой, уют и у меня на душе хорошо».
Дальше Соколов опять говорил о своей жене, о том, как она его безмерно любила и никогда не упрекала, даже в том случае, если ему приходилось где-то с друзьями выпить лишнего. Потом дети пошли – сын, после него две дочки. После рождения детей с выпивкой было окончено, разве что одну чашку пива выпивал в воскресный день. Жили хорошо, дом свой отстроили.
В 1929 увлекся автомобилями. Так и стал водителем грузовика. И все бы хорошо, но началась война. Пришла повестка, в скором времени забрали на фронт.
Глава 7. После войны
Наконец Андрей был демобилизован. Куда было ему податься? Естественно, в Воронеж возвращаться не было никакого желания. Тогда он припомнил, что в Урюпинске проживает его друг, который был демобилизован еще весной из-за полученного ранения. Вспомнил Андрей также, что его когда-то приглашали в гости, и решил отправиться в Урюпинск.
У приятеля была жена, но детей не было. Проживали в собственном домике, который располагался на окраине города. Несмотря на то, что у друга была инвалидность, он смог устроиться шофером в автороте – туда же и Андрей решил устроиться. Получилось поселиться у приятеля – пожалели, приютили.
Познакомился с беспризорником – мальчишку звали Ваней. Отец его погиб на фронте, а мать – при авианалете. Как-то, идя на элеватор, Соколов взял Ванечку с собой и сказал, что он и есть его отец. Мальчик обрадовался, поверил. Андрей решил усыновить мальчика, а жена приятеля делала все возможное, чтобы помогать присматривать за ребенком.
Вроде и жизнь наладилась, и жил бы еще Соколов в Урюпинске, но произошла неприятность – ехал по грязи, машину сильно занесло. Появилась внезапно корова, Андрей нечаянно сбил ее с ног. Естественно, все сразу в крик, понабежал народ, тут же и инспектор появился. Сразу же отобрал книжку (удостоверение шофера) – несмотря на то, что всеми силами Андрей просил у него помилования. Корова жива осталась – встала, хвостом махнула и пошла себе дальше скакать, а Соколов лишился одной из самых ценных вещей – водительской книжки. После плотником работал. В письмах начал общаться с одним из сослуживцев, с которым они приятельствовали. Тот пригласил Соколова к себе. Написал, мол, поработает там в плотницкой части, а после выдадут новую книжку водителя. Вот поэтому Андрей и командируется с сыном в Кашары.
И в любом случае, говорит Андрей рассказчику, даже, если бы и не произошло неприятности с коровой, уехал бы он из Урюпинска. Как только Ванюшка подрастет, нужно будет его в школу определять – тогда и он остепенится, осядет на одном месте.
Тут пришла лодка, рассказчику пришлось попрощаться с неожиданным незнакомцем. И стал он раздумывать обо всем, что довелось услышать.
Соколов и мальчик Ваня — два человека, ставших внезапно сиротами, две крупинки, которые были заброшены в чужие, им края – и все из-за военного урагана… Что же их может ожидать впереди, какая судьба? Хотелось бы верить, что этот сильный русский человек не сломается никогда, и возле крепкого отцовского плеча сможет вырасти мужчина. Что этот мужчина все преодолеет, если призовет Родина.
С тоской вслед смотрел рассказчик двум удаляющимся фигурам. Возможно, все было бы благополучно, утверждает рассказчик, но тут Ванечка, заплетая маленькими ножками, обернулся и помахал ему вслед ладошкой. Мягкая, но когтистая лапа сжала сердце нашего рассказчика, и он поспешил отвернуться. На самом деле, не только во сне плачут старые и седые мужчины, прошедшие войну. Плачут они и наяву. Самое главное – успеть отвернуться, чтобы ребенок не увидел, как бежит по мужской щеке скупая, жгучая слеза…
На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Судьба человека» Шолохова, включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!
События фильма «Судьба человека»
Пролог
Во время Великой Отечественной Войны, капитан Василий Косачев (позже – Иванов) отправляется на задание в глубь тыла вместе с опытным шофером Мишкой. На пути их транспорт взрывается, погибает Мишка, а Василий попадает в немецкие плен.
Часть 1. В поисках семьи
После освобождения из плена Василий становится железнодорожником и находит любимую женщину Машу. Вместе они живут и работают, но в один день Маша исчезает, и Василий отправляется на её поиски вместе с другом Алешей. Однако они не находят её и возвращаются обратно.
Часть 2. Жизнь без семьи
Василий женится на другой женщине, Ксении, и вместе с ней воспитывает сына Сашу. Но Василий не может забыть о Маше и продолжает искать её. В результате разводится с Ксенией и отправляется в Сибирь на поиски Маши.
Часть 3. Возвращение к самому себе
В Сибири Василий живёт среди нанайцев и находит Машу, которая бросила его ради другого мужчины. Однако Василий решает вернуться к своей семье, но на пути домой он попадает в аварию и теряет память. Интересно, что именно в аварии он находит своё настоящее «я».
Часто задаваемые вопросы
Зачем писатель ввел в произведение образ рассказчика?
Вместе с рассказчиком читатель знакомится с главным героем — Андреем Соколовым. Рассказчик передает особенности его внешности и поведения, а также является слушателем, что позволяет Андрею говорить от первого лица. Такой тип повествования делает рассказ более исренним и настоящим, обнажающим всю душевную драму героя.
Содержание рассказа в основном трагическое. Почему же он не рождает чувство безысходности?
Рассказ не рождает ощущения безысходности, во-первых, потому что страшные испытания, выпавшие на долю героя, уже позади. Война закончилась победой и пришло мирное время. Во-вторых, в Андрее мы видим человека, который, несмотря на все испытания, не утратил человечности. Он и Ваня нашли друг друга, и вместе они не одиноки. Через своих героев автор говорит о том, что у всего народа, пережившего войну и потери, есть надежда на счастливое будущее.
Как в самой манере рассказа проявляется характер рассказчика?
Рассказчик понимает Андрея, так как и сам воевал
Он сочувствует ему, не перебивает, предлагает не вспоминать тяжелые моменты, осторожно предлагает продолжить во время затянувшегося молчания. Все это характеризует рассказчика как хорошего слушателя, чуткого, внимательного, эмпатичного человека.
Очень краткий пересказ рассказа «Судьба человека»
Автор рассказывает о своей встрече с сорокапятилетним Андреем Соколовым в послевоенные годы. Случайный знакомый оказывается одним из многих солдат, что сражался за свою страну не жалея жизни. Он рассказывает автору свою жизнь.
- Сначала — это прекрасная история жизни простого человека. Рассказ о его молодой семье, где царит согласие, и родились долгожданные дети.
- Затем — жестокая война. Прощание с близкими. Соколову довелось пережить и голод, и плен, и потерю самых дорогих людей — жены и дочерей. В живых остался только сын главного героя, но и он трагически погиб за свою родину.
- В завершении — это победа сильного характера главного героя над всеми ужасами, что случились с ним в военные годы. Не очерствел душой истерзанный физически и морально солдат и, встретив мальчика, который остался, как и он, сиротой, назвал его приёмным сыном и взялся его воспитывать и оберегать.
Мотивы и символизм
В фильме «Судьба человека» режиссер Сергей Бондарчук использует различные мотивы и символы, которые помогают передать главную идею картины. Один из таких мотивов – это мотив дороги. Дорога символизирует жизненный путь человека. Главный герой, Саша Петров, проходит по этой дороге, находя свое место в жизни и любви.
Еще один мотив, который можно увидеть в фильме, – это мотив ветра. Ветер символизирует перемену и изменения в жизни героя. Ветер несет с собой новые возможности и испытания на пути Саши.
Кроме этого, фильм полон символических сцен. Одной из таких сцен является сцена с поездом. Поезд символизирует разлуку и отрыв от прошлого. Но в то же время, он может быть символом возможности изменить свою жизнь и начать новую главу.
Также в фильме можно увидеть символику цветов. Цвета, такие как красный и белый, передают чувства героев и возможные переживания. Красный цвет символизирует страсть, любовь или гнев, а белый – невинность, чистоту и благородство.
Таким образом, мотивы и символы в фильме «Судьба человека» помогают передать главную идею картины, а также создают особую атмосферу и эмоциональную окраску.
Встреча рассказчика с героями
Первая послевоенная весна на Верхнем Дону выдалась на редкость ранней и теплой. Растаял снег, разлилась река, дороги стали почти непроезжими.
В эту пору бездорожья рассказчику пришлось ехать в станицу Букановскую. Несмотря на небольшое расстояние, около шестидесяти километров, бричка двигалась очень медленно, и только часов через шесть рассказчик с товарищами проехали полпути. Они добрались до переправы через речку Еланку.
Станица Букановская
Станица на северо-западе Волгоградской области. По пути туда рассказчик встретил Андрея Соколова.
В 1924 году Шолохов женился на Марии Громославской, дочери бывшего атамана станицы. В то время она работала учительницей в местной школе.
Дом, в котором часто останавливался Шолохов, приезжая в станицу
На той стороне их ждал в гараже старенький «Виллис», а переправиться через реку можно было только на маленькой утлой лодчонке. Рассказчик с шофером оставили товарища с вещами на берегу, а сами поплыли в лодке.
Добравшись до другого берега шофер пригнал из гаража машину и вновь уплыл, обещав вернуться через два часа. Рассказчик присел на старый плетень и наслаждался тишиной и теплой погодой. Он выложил на солнце промокшие по дороге папиросы.
Рассказчик
По пути в станицу Букановскую рассказчик встречает Андрея Соколова и выслушивает его историю. Прототипом рассказчика выступил сам автор.
Рассказчик и Андрей Соколов. Художник С. А. Трофимов
Вскоре на дорогу вышли мужчина и мальчик лет пяти-шести. Поравнявшись с машиной, мужчина поздоровался с рассказчиком и велел мальчику тоже поздороваться с дядей.
Мужчина, Андрей Соколов, принял рассказчика за шофера, а тому было неловко переубеждать его. Лодку нужно было ждать еще долго, и мужчина решил перекурить с братом-шофером. Заметив мокрые папиросы, он угостил рассказчика своим табаком.
Мужчина сел рядом, рассказчик взглянул на него, и ему стало не по себе.
Рассказчик с удивлением отметил, что мальчик был одет просто, но добротно. Все в его облике выдавало женскую заботу. В то время как у Андрея на одежде кое-где виднелись дырки, а заплатки были пришиты грубыми мужскими стежками.
Сюжет
С началом Великой Отечественной войны шоферу Андрею Соколову (Сергей Бондарчук) приходится расстаться с семьёй. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в плен. Он переживает ад фашистского концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину в Воронеж он узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из близких у него остался только сын, который стал офицером. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.
После войны одинокий Соколов работает вдали от родных мест — в Урюпинске. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.
Соколов своим мужеством, своей храбростью и непокоримой силой, человечностью и любовью символизирует идеал советского человека и этим становится идентификационной фигурой целого поколения. [источник не указан 222 дня]
27.11.2015 , Рецензии 25 комментариев
Уходя из кабинета Мюллера, Соколов услышал как звякнула ложка и, сжавшись, оглянулся. Он каждую секунду ожидал выстрела в спину
Уроженец воронежской губернии 1900-го года рождения Андрей Соколов прожил тяжелую жизнь. Смолоду в гражданскую воевал на стороне красной армии, в голодном 22-ом ишачил на кулаков на Кубани, потому и выжил. Через год вернулся домой, никого не осталось.
Встретил свою любовь случайно и слова, которые он произнес при встрече, потрясают своей искренностью и чистотой:
— А на что я тебе?
И так 17 годков вместе, жена показана как образец для подражания, своей кротостью и любовью она отучила мужа от стакана…. Чистая совершенная любовь двух сердец изображена в нескольких кадрах, но они оставляют в душе неизгладимый отпечаток правильности их жизни: верности и простоты…
Соколов два года выживал в плену ради встречи с родными. А их дом оказывается был разрушен попаданием бомбы в первые месяцы войны
Прощайтесь всегда так, словно навсегда. Вдруг этот раз окажется последним. Эти слова пронзительной болью откликнулись в его израненном сердце после того, как он осознал, что его семьи больше нет….
Дальше герой повествует о своих нелегких двух годах плена, в котором он так и не сломался, а смог остаться настоящим ЧЕЛОВЕКОМ.
Сцена, которая потрясла тогда весь мир, одна из лучших, в которой герр Мюллер вызвал на казнь Андрея за слова о том, что план выработки слишком высок и предложил ему выпить за победу германского оружия перед смертью. На что Андрей ответил, что непьющий. Тогда Мюллер предложил выпить ему за свою погибель.
Непьющий Соколов выпил три граненых стакана водки, не поморщившись и не закусив…. Вот вам и русский простой солдат
После победы, потеряв семью и домашний очаг, Андрею некуда было податься. И он остановился в Урюпинске, где и встретил случайно мальчонку-сироту Ванюшку. Вот в этих сценах и снова в 5 минутах показано огромное человеческое сердце Андрея: испив горькую чашу до дна, не имея собственного угла и казалось уже очерствевшего от пережитого, он не смог пройти мимо маленькой жизни, которая нуждалась в заботе. Забыв о своих горестях и не упиваясь собственным искалеченным прошлым, он просто стал отцом чужому мальчику…
А знаешь кто я? — Кто? — Я твой отец! (Ложь во имя спасения маленькой жизни)
И в этом весь великий замысел: ВОЙНА НИЧЕГО НЕ СПИСЫВАЕТ, ВОЙНА ОГОЛЯЕТ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА! И его поступки потом, после войны, говорят о чистоте души и помыслов больше, чем ордена и медали.
Разрушенная страна, искалеченные судьбы — а такая ВЫСОКАЯ планка НРАВСТВЕННОСТИ. Вот в чем СИЛА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА — не в количестве выпитого за раз спиртного, а в том, чтобы оставаться ЧЕЛОВЕКОМ независимо от обстоятельств и не разучиться принимать чужую беду ближе собственной!
И главный посыл фильма — ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ. ВОИСТИНУ ЛЕГЕНДАРНОЕ КИНО .
Вы хотите зарегистрироваться?
Глава 4. На грани жизни и смерти
В лагере неподалеку от Дрездена Б-14 на каменном карьере вместе с другими работал Андрей. Как-то, вернувшись с работы, в бараке, не подумав, соколов сказал о том, что немцам по 4 кубометра выработки нужно. А для могилки каждого из работающих вполне предостаточно и одного кубометра будет. Кто-то вскоре донес начальствую о сказанном, после чего Андрея к себе вызвал лично сам Мюллер – он был комендантом. Он в совершенстве знал русский язык, поэтому для общения переводчик им не понадобился.
Мюллер сказал, что он готов оказать большую честь и самостоятельно расстрелять Соколова за сказанное. Добавил, что тут неудобно, мол, нужно выйти во двор (там бы Андрей и расписался). Последний согласился, спорить не стал. Немец постоял немного, подумал. После бросил пистолет на стол, налил целый стакан шнапса. Взял ломтик хлеба, сверху положил кусочек сала. Еда и напиток были подана Соколову со словами: «Выпей перед смертью, русский, за победу немецкого оружия».
Тот поставил стакан полный на стол, и даже не притронулся к закуске. Сказал, что очень благодарен за угощение, но не пьет. Мюллер усмехнулся – мол, не хочет пить за победу фашистов. Ну раз не захотел выпить за победу, пусть выпьет, в таком случае, за свою смерть. Андрей понял, что терять ему нечего, взял стакан, осушил его в два глотка, но закуску трогать не стал. Обтер губы ладошкой, поблагодарил за угощение. После сказал, что он готов идти.
Фашист продолжал внимательно смотреть на Соколова. Посоветовал перед смертью хотя бы закусить, на что последний ответил, что после первой никогда не закусывает. Мюллер налил второй скан, опять ему дал выпить. Не растерялся Андрей, выпил и тот залпом, а хлеб с салом трогать не стал. Подумал – ну хотя бы напиться перед смертью, все же страшно с жизнью расставаться. Комендант говорит – что же ты, Иван, не закусываешь, зачем стесняться? А Андрей тому отвечает, мол, извините, но я и после второй не привык закусывать. Мюллер фыркнул. Начал хохотать, а сам сквозь смех что-то очень быстро начал говорить по-немецки. Понятно стало, что он диалог своим друзьям перевести реши. Те тоже смеяться начали, задвигались стулья, все на Соколова обернулись, начали разглядывать. А тот заметил, что взгляды немного другие стали, смягчились.
Тут комендант опять наливает, уже третий стакан. Третий стакан Соколов выпил с расстановкой, с чувством, закусил маленьким кусочком хлеба. А остаток его на стол положил. Андрей хотел показать – да, он пропадает от голода, но не собирается жадно хватать их подачки, что есть у русских и честь, и гордость, и чувство собственного достоинства. Что в скотину при всех их стараниях он не превратился, и не превратится никогда, как бы фашистам этого не хотелось.
После произошедшего комендант посерьезнел. Поправил кресты, что были на груди, вышел из-за стола, не взяв оружие, и обратился к Соколову. Сказал, что Соколов – храбрый русский солдат. Добавил, что он тоже солдат и с уважением относится к достойным противникам. Также он сказал, что не будет стрелять в Андрея, к тому же фашистские войска полностью завладели Сталинградом. Для немцев это большая гордость и радость, поэтому он и подарит Соколову жизнь. Приказал идти в блок, а в качестве награды и уважения дал ему буханку хлеба и кусочек сала – за то, что вел себя смело. Пищу все товарищи поделили поровну.
Заключение и выводы по произведению
Тяжёлым испытанием стала Великая Отечественная война для русского народа. В своём рассказе Шолохов соединил трагизм судьбы и веру в силу характера, волю и отзывчивость свойственные простому русскому человеку.
Автор наделил непобедимостью истинную человечность, показав её в образе главного героя, которому пришлось испытать тяжесть расставания, бои, плен и потерю семьи. Но судьба Соколова отражает в первую очередь не зло войны, а возможность одолеть это зло, благодаря надежде на лучшее и вере в добро.
Прототипами главных героев рассказа «Судьба человека» стали мужчина и мальчик, которых автор встретил близ хутора Моховского и степной реки Еланки, куда приехал на охоту. Взрослый путник поведал Шолохову свою историю жизни, чем до глубины души задел писателя, который сразу для себя решил — будет написан рассказ.
Произведение впервые было опубликовано в газете «Правда» в 1956 году. Рукопись Шолохов написал молниеносно, всего за несколько дней, но сам замысел рассказа созревал в течение десяти лет.
Осенью 1957 года в «Литературной газете» был опубликован киносценарий на «Судьбу человека», который написали Фёдор Шахмагонов и Юрий Лукин. В 1959 году на российские экраны вышел одноимённый фильм Фёдора Бондарчука.