Введение
С именем Георгия Александровича Струве связана целая эпоха развития хорового искусства в России. Его деятельность была направлена на привлечение детей к данному виду коллективного творчества. Методические материалы, песни, написанные им, ценятся и в настоящее время, как доступные, интересные, понятные для подрастающего поколения.
Создание такого наследия требует большой любви к своему делу, предельной творческой отдачи и верности собственному призванию. И действительно, ознакомившись с биографией Георгия Струве, можно убедиться, что он всегда ярко сиял, имел горячее сердце, а также способность дарить любовь и творчество детям, получая от них полноценную отдачу. С чего же начался его творческий путь?
Основные достижения
Одним из самых значимых трудов Василия Яковлевича стала так называемая «Дуга Струве», которая позволила определить параметры Земли, её форму и размеры. Чтобы провести это исследование, была проделана работа фантастических масштабов: пункты измерений меридианной дуги расположились на 265 точках Земли – от побережья Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, общая протяжённость – почти 3000 километров. Некоторые из этих пунктов занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. За огромную и успешно проделанную работу Струве был награждён высшей наградой – медалью Русского географического общества.
Туманность, которую открыл Струве
На счету Василия Яковлевича также система астрономических единиц, которую использовали почти полвека во всех странах, теория о межзвёздном поглощении света, второй каталог двойных звёзд (опубликован в 1852 году) и многочисленные измерения Веги, а том числе звёздный параллакс. Струве также пригласили поучаствовать в создании астрономической обсерватории в Лиссабоне, которую он возвёл по подобию Пулковской. За это время он успел повторно жениться (первая супруга скончалась), новый союз подарил учёному ещё шесть детей. Впоследствии некоторые из них тоже стали изучать звёзды, образовав целую астрономическую династию.
Юбилейная монета Банка России в честь учёного
Методика «Хоровое сольфеджио»
Как считал Георгий Струве, музыка объединяет и учит по-настоящему любить. Он был убежден, что каждого человека можно научить петь, и все дети изначально рождаются с абсолютным слухом. Однако любой навык нуждается в постоянной огранке и совершенствовании, при этом оттачивание мастерства не должно превращаться в изнурительный труд. Наоборот, этот процесс должен проходить в доброжелательной атмосфере, через элементы игры, дарить радость и удовлетворение после каждого урока.
Свои принципы Георгий Александрович изложил в авторской разработке «Хоровое сольфеджио», ее основу составляют многочисленные упражнения, в которых одновременно задействованы слух, двигательная активность и зрение. Они представляют собой попевки разного уровня сложности, одноголосные или многоголосные. Во время их исполнения ученику необходимо каждую ноту показывать специальными ручными знаками, они помогают чувствовать направление движения мелодии и звуковысотное расстояние между соседними звуками, а также более внимательно прислушиваться к голосам своих одногруппников. За прошедшие несколько десятилетий эффективность данной методики была доказана неоднократно, во многих школах она применяется до сих пор.
Создание хоровой студии «Пионерия» и покорение вершин
В 1959 году Вишняковская школа была признана Первой хоровой школой в Советском Союзе, а сам хор стал студийным и получил название «Пионерия». Район, в котором она находилась, в то время считался неблагополучным: люди с плохими и порочными наклонностями там не были редкостью, это касалось также детей и подростков
Многие родители не успевали уделять должное внимание своим чадам, потому что работать в те годы приходилось очень много. Беспокоясь об будущем развитии детей и пытаясь оградить их от пагубного влияния улицы, родители охотно отдавали дочерей и сыновей в этот коллектив
Таким образом, помимо знакомства с миром музыки и навыками хорового пения Георгий Струве много внимания уделял формированию у детей высоких идеалов, проводя беседы и различные групповые мероприятия, способствующие развитию у учащихся чувства ответственности, умения и желания помогать, ценить и беречь красоту души и окружающего мира. За годы своей деятельности студия обрела известность не только в СССР, но и во многих других странах Европы. Помимо многочисленных конкурсов и концертов хор участвовал в теле- и радиопередачах, а также записал несколько десятков пластинок.
Начало профессиональной деятельности и продолжение образования
В 1952 году он начал работать учителем пения недалеко от Москвы, а спустя год стал руководителем школьного хора в поселке Вишняки. В своей педагогической методике он опирался на опыт детства, помня о том, как открывали двери в мир музыки его родственники: легко, непосредственно, без всякой академической отягощенности, с играми и доброжелательным общением. Это помогло установить доверительное общение с детьми, заинтересовать, увлечь их и благодаря этому обрести первые успехи.
Однако в скором времени Георгий Струве понял, что тех знаний, которыми он обладал, недостаточно. Он поступает в Московское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, которое окончил в 1958 году. Его дипломной работой была концертная программа с хором из поселка Вишняки, которую оценили на высший балл, а у хора оказалось большое будущее.
Петербург
В 1861 году художник на суд жюри представил две картины: «Проповедь в селе» принесла ему большую золотую медаль и поездку за границу, «Сельский крестный ход на Пасхе» – и восторги, и непонимание одновременно. Причиной разноголосицы публики стала подмеченная Перовым правда жизни, которой многие испугались. Картину впоследствии купил П.М. Третьяков.
Окончив училище, Перов в 1862 году представил публике ещё одну остросоциальную картину: обрюзгший самодовольный монах, склонный к чревоугодничеству, в «Чаепитии в Мытищах» противопоставлен инвалиду войны, жизнь которого полна мук и лишений, и только оборванный мальчик-поводырь надёжный его товарищ.
Перов с передвижниками
В 1869 году Василий Григорьевич с энтузиазмом ухватился за идею Мясоедова создать Товарищество передвижных выставок и взялся за его московскую часть. Административной работой Товарищества Перов занимался в течение следующих семи лет.
На показах передвижников особой популярностью пользовались сюжеты на житейские и бытовые темы, близкие большей части зрителей и потенциальных покупателей. Так, на 1-й в истории выставке ТПХВ были показаны «Рыболов» и «Охотники на привале», которые позже отправились на Всемирную выставку, а также некоторые портреты.
В 1871 году Перов начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ.
Не только хормейстер, но и композитор
Георгий Струве постоянно стремился расширять горизонты и раскрывать таланты, находился в поисках новых возможностей. Едва окончив училище и достигнув первых успехов как талантливый хормейстер, он начал совершенствовать свои композиторские задатки, которые проявились еще в детстве. В 1959 году поступает в Московскую консерваторию, а пять лет спустя — в аспирантуру, которую окончил в 1967 г. Его наставниками были знаменитые музыканты-профессора М. Багрянский (в консерватории) и Д. Кабалевский, который особенно ценил устремления своего аспиранта, находя в них много общего с собственными представлениями о культурном воспитании подрастающего поколения.
До конца жизни он помогал хоровой студии «Пионерия» во всех ее начинаниях. В последующие годы репертуар коллектива пополнился и сочинениями его руководителя. Композитор Г. Струве является автором таких известных детских песен, как «Школьный корабль», «С нами друг», Выпускные вечера», «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова!» и многих других. Все они легко ложатся на слух, отличаются простотой и ясностью музыкального языка и грамотно подобранными текстами, что делает их доступными для детского восприятия. Песни композитора Георгия Струве остаются актуальными и в настоящее время.
Происхождение
Родился в Тобольске в начале января 1834 года (точная дата не известна, возможно, 2-е или 4-е число). Отец барон Криденер, губернский прокурор, женился на матери Василия после рождения сына (это был его второй брак), поэтому ребёнок считался незаконнорожденным и не мог носить фамилию отца и наследовать баронский титул. В документах первое время мальчик упоминался как «Васильев» (Василием звали крёстного). Перовым он стал с лёгкой руки дьячка, который учил мальчика грамоте, за старание и прилежание на уроках письма, где перо было главным инструментом.
Василию было несколько лет, когда отец оставил службу (дружил с декабристами, за что и был уволен). Семья в поисках доходного места некоторое время колесила по России, побывав в Архангельске, под Дерптом, в Самарской губернии. В 1842 году отец устроился управляющим в имение помещика в Нижегородской губернии.
Первая известность
Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».
Васнецов напишет потом:
Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.
Виктор «Васнецов Витязь на распутье», 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.
Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.
Семья
Дочь Георгия Струве — Мария Струве, пошла по стопам отца и в сентябре 1988 года основала собственный хор, известный впоследствии как «Детская хоровая Капелла Марии Струве». Будучи победителем регионального конкурса «Учитель года 2000» в номинации «Вдохновение и артистизм» и лауреатом множества международных наград, Мария активно поддерживала отца, давала совместные концерты с его хором. Продолжая дело отца по популяризации хорового пения в стране, Мария Струве является почетным работником общего образования Российской Федерации, Президентом Гильдии Дирижёров-хоровиков России, президентом некоммерческой организации дополнительного образования «Академии искусств Марии Струве».
Личная жизнь
Георгий Александрович не раз был женат и разведен, в 1962 г. на свет появилась дочь Мария. Следуя по стопам отца Мария поочередно окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории и саму консерваторию, также по специальности «хоровое дирижирование». Ею была создана собственная хоровая капелла, на счету Марии и ее подопечных множество конкурсов, концертов, побед и наград.
Мария Струве
В последние годы рядом с Георгия Александровича была его супруга Лидия Семеновна. Они случайно познакомились в «Пионерии», куда Лидия приводила на занятия своего сына Артема.
При знакомстве выяснилось, что Струве давно знаком с ее отцом Семеном Семеновичем Видановым, директором ДК «Спутник» в Балашихе, а Лидия работает в Реутово воспитателем того же детского сада, где когда-то работала его любимая тетя Соня. Вскоре Георгий Александрович и Лидия Семеновна поженились. В студии «Пионерия» Лидия Семеновна ведет младший хор мальчиков, шефствует над своим бывшим детским садиком.
Родина, тема трагизма
В Москве Перовы остановились у Ф.Ф. Резанова, дяди Елены. И началась размеренная жизнь, в которой главным было искусство. Сразу после приезда в Россию, с 1865 года, Перов приступил к исполнению своего заграничного замысла – начал большое полотно на тему жизни монастыря, которое впоследствии писал всю жизнь. Живописец следил за художественными конкурсами и принимал в них участие. За «Проводы покойника» Василий Перов в 1865 году получил первую премию, критики картину назвали великой, так тронула сердца пронзительная сцена на ней. Начался период наиболее пристального взгляда художника на драму, преследующую русский народ. Изображение Перовым детей внутри этой драмы, имя которой нищета, унижение, безысходность, особенно острое.
В 1866 году художник был удостоен звания академика. В 1867-м пять работ живописца экспонировались на Всемирной выставке в Париже и были оценены по достоинству. В том же году на академической выставке среди прочих картин Василия Григорьевича Перова «Утопленница» выделилась особо.
Краткая биография Петра Струве
Пётр Бернгардович Струве – русский политический деятель конца XIX-начала XX века, выдающийся экономист, философ, публицист, академик РАН, внук известного астронома В. Я. Струве. А также, он являлся теоретиком «легального марксизма», лидером российского либерализма, членом партии кадетов и руководителем журнала «Русская мысль». Пётр Струве написал немало работ по социально-экономической истории России и о проблемах российской интеллигенции. Он родился 7 февраля 1870 года в городе Пермь в семье пермского губернатора. Политические взгляды Петра сложились в раннем возрасте. С 1882 года жил в Петербурге и посещал гимназию.
В 1889 году поступил на юридический факультет Петербургского университета и вскоре основал там марксистский кружок. С 1892 года посещал лекции социолога Л. Гумпловича в австрийском университете и решил стать экономистом. Вскоре Пётр стал заниматься публицистикой и написал немало статей против народников, за что в 1894 году был арестован. В 1896 году он выступил на социалистическом конгрессе в Лондоне. А в 1898 году написал «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии». Был редактором первых марксистских журналов «Начало» и «Новое слово». В 1903 году стал одним из лидеров «Союза освобождения». К 1907 году Струве окончательно переходит от марксизма к либерализму. В этот же период он стал статским советником и депутатом II Государственной думы от Петербурга. В 1917 году Струве был назначен директором Экономического департамента МИД, а в мае – академиком РАН. Однако в 1928 году он большевиками исключен из Академии Наук.
К Октябрьской революции политик относился отрицательно и был на стороне «Белого» движения. В результате событий, происходящих в стране, в 1920 году Струве эмигрирует. За границей он преподает в университетах Праги и Белграда, возобновляет журналистскую работу и начинает выпускать журналы «Русская мысль» и «Возрождение». В это же время он пишет немало очерков о России, о выдающихся писателях – Пушкине, Толстом и Достоевском. Свои взгляды об экономическом развитии России излагает в ряде работ. В 1941 году Струве был арестован немецкими оккупантами как «друг Ленина», но после трехмесячного задержания освобожден. В 1942 году он с супругой выехал в Париж, где и умер зимой 1944 года. Струве похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
см. также:Все краткие биографии известных и знаменитых людей
Награды
Струве — лауреат многочисленных российских, всесоюзных и международных премий, в том числе премии комсомола Подмосковья (1978 г.) и премии Ленинского комсомола (1979 г.).
Награждён медалями «За доблестный труд» (1979 г.), «Ветеран труда» (1992 г.), памятной медалью «За укрепление мира» советского общества Дружбы, памятной медалью губернатора Московской области, а также Почётной грамотой Московской Патриархии, Почётными грамотами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Орденом Дружбы
5 ноября 1991 года Струве присвоено звание «Народного артиста РСФСР»
Новый век
С началом нового столетия началась у Васнецова и новая работа, которой стал цикл картин под названием «Поэмы семи сказок». Картины «Спящая царевна», «Ковер – самолет», «Кощей бессмертный» и другие стали частью этого цикла. Новый век принес новые мировые события и порядки.
Первая Мировая война стала драмой не только общечеловеческой, но и личной трагедией художника, ведь двое его сыновей сражались на фронте. В этот период Васнецов пишет картину «Архангел Михаил», как человек верующий он верит в то, что высшие силы помогут его детям и другим сражающимся на войне вернуться живыми домой.
На события 1917 года живописец откликается картиной «Баба-яга». Расскажу подробнее про эту картину, так как она очень хорошо показывает отношение Васнецова к революции.
Виктор Васнецов «Баба-Яга», 1917 Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия
Человек он был патриархального уклада, царский режим уважал, а вот новый социалистический строй, возникающий на родине, не принимал и относился крайне негативно. Посмотрите на эту картину, Баба-яга изображена довольно страшной и злобной старухой, она символизирует новый режим, красный цвет её юбки, соответственно, символ социализма, а маленький мальчик, которого уносит злая баба – это всё то, с чем художник связывает разрушенный имперский уклад жизни.
Несмотря на неприятие большевизма и новой власти Васнецов не уезжает из страны, оставаясь верным своей родине. Живописец продолжает писать сказочные сюжеты, но теперь в них больше мрачных тонов, чаще встречается красный фон. В картинах чувствуется сопереживание художника к страданиям родины.
«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» – одна из картин, на которых видно отчаяние. Васнецов понимает, что красная машина социализма сметает всё на своем пути и возврата к мирной жизни при царе уже не будет.
«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1913 годМестонахождение: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия
Картину «Спящая царевна» художник пишет около 20-ти лет до самой своей смерти. Это были сложные времена, в стране был кризис, порой не было красок, не всегда удавалось отапливать помещения, но Васнецов работал даже в этих условиях. Покинул этот свет художник 23 июля 1926 года, так и не завершив последнюю свою работу – портрет друга – художника Михаила Нестерова.
Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания своих чудесных картин, множество которых купил Павел Третьяков, оформил фасад Третьяковской галереи, расписал не один храм и создал множество эскизов зданий. Конечно, в памяти человечества он запомниться более как гениальный живописец, но нельзя отрицать и умалять его вклад, помимо русского искусства, в русскую культуру в целом.
Детство и юность
Георгий родился в Москве 9 декабря 1932 года в семье Александра Филипповича и Нины Петровны Струве. Его дед Филипп Егорович был известным военным инженером, вместе с братьями возводил мосты через Неву, Днепр, Москву-Реку, Оку, основал в Коломне завод по производству паровозов и трамваев. Сам Александр Филиппович был поэтом, публицистом, музыковедом, профессором Института Слова. По его стихотворению «Труд» времен Гражданской войны была поставлена «тоно-пластическая симфония», включенная в программу агитпоездов Культпросвета.
Легендарной творческой личностью по линии матери была прабабушка Надежда Александровна Муромцева, известная пианистка, писательница, поэтесса, основательница одной из московских музыкальных женских школ. Отец Георгия играл на скрипке, мама на фортепиано, дядя на виолончели, гостями семьи были многие московские литераторы, актеры, музыканты.
Дома часто устраивались детские утренники, спектакли, концерты, участниками которых становились младшие члены семьи. Такая обстановка во многом определила будущее Георгия, который рано начал писать свои первые детские пьески. Свое первое музыкальное образование 18–летний Струве получил, окончив в 1950 г. Уфимскую школу военных музыкантских воспитанников.
Георгий Струве в молодости
Последние годы жизни
Зимой 1858 года Струве сильно заболел. У него диагностировали злокачественную опухоль, которая полностью лишила его возможности заниматься наукой. Дела по управлению обсерваторией в Пулково учёный передал одному из сыновей. Василий Яковлевич скончался 23 ноября 1864 года под Петербургом. Ему был 71 год. Похоронен великий астроном на кладбище возле своей легендарной обсерватории. В его честь названа одна из планет и кратер на видимой стороне Луны. Имя Струве увековечено не только в космосе, но и на Земле: оно навсегда останется в истории человечества благодаря его многочисленным открытиям и уникальной Пулковской обсерватории, которой он посвятил практически всю свою жизнь.
Биография
В 1950 году окончил школу музыкантских воспитанников СА в Уфе.
В 1952 году начал работу учителем пения в пос. Никольский Балашихинского района Московской области.
В 1953 году стал руководить школьным хором школы-семилетки пос. Вишняки.
В 1958 году закончил дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища при МГК имени П. И. Чайковского.
В 1964 году завершил учёбу в МГК имени П. И. Чайковского на теоретико-композиторском факультете по классу профессора М. М. Багрянского (дирижирование).
В 1967 году там же окончил класс композиции на правах аспирантуры у профессора Д. Б. Кабалевского.
С 1973 по 1983 год возглавлял правление хорового общества Московской области, был заместителем председателя Всероссийского хорового общества по делам детей и молодёжи, председателем комиссии по творчеству для детей и юношества Советского общества Дружбы с зарубежными странами, позднее был заместителем председателя Всероссийского музыкального общества по работе с детьми и молодёжью.
Струве — выдающийся педагог, более полувека проработавший с детьми и воспитавший за эти годы более 10 тысяч учеников. Более 400 его учеников стали профессиональными музыкантами, многие из них стали заслуженными артистами, заслуженными работниками образования, культуры, лауреатами международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов. Многие из них продолжают дело Струве и работают с детьми.
Струве был учеником и верным продолжателем дела Д. Б. Кабалевского по всеобщему музыкальному воспитанию детей и молодёжи. Он создал уникальную систему музыкального воспитания. Его методика хорового сольфеджио стала настольным пособием для педагогов, работающих в области музыкального воспитания, принята и утверждена Министерством образования для 1-4 классов.
Струве возглавлял и входил в состав жюри десятков крупнейших национальных и зарубежных конкурсов в Австрии, Германии, Италии, на Украине и др. Он провёл более тысячи семинаров, мастер-классов и авторских концертов в сотнях городов и районов России и других странах (Австрия, Вьетнам, Германия, Индия, Италия, Франция, Южная Корея, Япония и др.).
Именем Струве названы:
Зрелость и последние годы
Работе художник отдавал всё время. В 1873 году выставлялся в Вене. Затем он отправился в путешествие на Волгу, в Оренбургскую губернию – «Суд Пугачёва» Василия Григорьевича Перова стал результатом длительных поездок и кропотливого изучения материалов по той странице истории России. Простудившись в дороге, художник серьёзно заболел – в 1874 году у него началась чахотка.
С этого времени изменилось не только физическое, но и душевное состояние Перова, что неизбежно отражалось в живописи – художник метался, в своих произведениях он стремился охватить всё: и религию, и историю, и литературу.
В 1881 году ослабленный чахоткой организм художника не справился с тифом и воспалением лёгких, которые на 49-м году жизни стали причиной смерти гениального художника-реалиста, русского «певца скорби», выразителя боли народной и обличителя несправедливости Василия Григорьевича Перова. Живописца не стало 10 июня 1882 года.
Москва и уверенные шаги к славе
Проведя несколько лет дома, в течение которых Василий Перов не оставлял кисть, и написал ряд прекрасных и пронзительных полотен («Нищий, просящий милостыню» и других), молодой художник в 1852 году едет в Москву. С лёгкостью поступив в училище живописи, вскоре столкнулся с материальными трудностями, из-за которых чуть было не оставил учёбу. Поддержал талантливого ученика Е.Я. Васильев, преподаватель, который дал Перову кров и заботу до окончания им училища.
Обучение в целом велось классическими методами, направленными на соблюдение традиций, сообразных со ступинской школой. В этой манере Перов написал портрет своего брата, за который в 1856 году в Императорской академии художеств начинающий художник получил малую серебряную медаль. Талант молодого живописца побуждал его смелее вносить в свои работы новаторские идеи, и за работу «Приезд станового на следствие» Перов кроме большой серебряной медали получил первую известность, лестные отзывы критиков и восторги публики. Картину приобрёл русский купец и коллекционер Г.И. Хлудов.
С этого времени художник увлекается трагическими сюжетами из жизни народа, эта тема будет волновать Перова долгие годы. Не все работы удовлетворяли самого живописца. К примеру, ему не нравилась «Сцена на могиле» (1859), созданием которой руководил Е.Я. Васильев. По мнению Перова, она выглядела неправдоподобно.
Следующий год принёс художнику малую золотую медаль – «Первым чином» (1860) Перов показал себя как искусный сатирик, расширив свои возможности и интересы. Эта награда открыла ему путь к большой золотой медали, за которой он отправился в Санкт-Петербург.
Биография Василия Струве (1889-1965 гг.)
Краткая биография:
Имя: Василий Струве
Дата рождения: 21 января 1889 г.
Дата смерти: 15 сентября 1965 г.
Образование: Императорский Санкт-Петербургский университет
Место рождения: Санкт-Петербург,
Российская империя
Место смерти: Ленинград, РСФСР, СССР
Василий Струве – астроном и основатель звездной астрономии: биография с фото, открытия и вклад в астрономию, исследование двойных звезд, определение параллакса.
Василий Яковлевич Струве родился в немецком городе Альтон 4 апреля (15 по старому стилю) 1793 г. Отец будущего астронома занимал должность директора в классической гимназии. Покинув в 1808 г. Германию, Струве стал студентом филологического факультета Дерптского (Тартуского) университета, который окончил в 1810 г. Через три года он стал магистром астрономии и стал профессором этого университета, возглавляя с 1818 по 1820 гг. кафедру астрономии. На протяжении с 1818 по 1839 гг. В. Я. Струве руководил Дерптской обсерваторией, а с 1839 по 1862 гг. — Пулковской обсерваторией в должности директора этого учреждения, активно участвуя в ее развитии и оснащении.
Большую известность приобрели исследования Струве устройства двойных звезд и имеющих кратность, которые проводились с 1813 г. В опубликованном в 1827 г. каталоге, указывающего точное положение 3110 подобных небесных объектов, более 2000 двойственных звезд были определены самим ученым. В каталоге «Средние положения», изданном в 1852 г. собраны данные о наблюдениях за 2874 звездами, собранными ученым и его коллегами в течение 1822 — 1843 гг. Они были впоследствии широко востребованы при создании научных работ в области звездной астрономии.
Струве первым в мире надежно произвел определение параллакса 27 звезд в 1822 г., через 15 лет с помощью измерений высокой точности оценил параллакс α Лиры, благодаря чему стало возможным определение разделяющего ее с Землей расстояния, равного 27 световым годам. Особое влияние на развитие раздела астрономии, изучающего звезды, оказала монография ученого «Этюды звездной астрономии», созданная в 1847 г. Предоставленные в ней аргументы доказывали поглощение света межзвездным пространством и возрастание плотности звезд при приближении к центральной части Млечного Пути. Разработанная сотрудниками Пулковской обсерватории, возглавляемой Струве, система астрономических постоянных была общепринятой на протяжении 50 лет. Немалым является вклад этого выдающегося ученого и в геодезию: за период 1822 — 1827 гг. он руководил измерением русско-скандинавской дуги меридиана, составлявшей рекордную по тем временам длину — более 25°.
Струве проявил себя не только как талантливый ученый, но и как прекрасный организатор и замечательный педагог. Он занимался оснащением Пулковской обсерватории наиболее современным оборудованием, руководил разработкой высокоточных способов вычисления координат звезд. Благодаря основанной им школе астрометрии Пулковская обсерватория заняла одну из лидирующих позиций в мире. Струве занимался многочисленными видами научной деятельности: укомплектовывал библиотеку научными трудами и книгами, в том числе древними и редко встречаемыми, составил каталог библиотеки, участвовал и руководил научными экспедициями, входил в Русское географическое общество, активно участвуя в его мероприятиях, выступал на проводимых Академией наук заседаниях, читал лекции, преподавал и руководил учебным процессом в обсерватории офицеров флота, состава Генерального штаба и гидрографов, работающих в Морском министерстве.
Струве дважды создавал семью, у него родилось 18 детей. Потомки ученого стали известными учеными, продолжая трудиться на ниве своего отца. Его сын, Отто Васильевич, в 1862 г стал директором Пулковской обсерватории, известными астрономами стали и внуки Василия Яковлевича Герман и Людвиг. Правнук Струве Отто также является известным астрофизиком прошлого столетия.
Принявший российское подданство в 1842 г. В. Я. Струве был награжден множеством отечественных и зарубежных орденов, премий, считался почетным членом большого количества университетов, научных обществ и академий во всем мире. Умер ученый 11 ноября 1864 г.
Пулковская обсерватория
В начале 1830-х годов Струве отправил российскому императору Николаю I проект новейшей обсерватории в Санкт-Петербурге и убедил его начать строительство, которое сам же и возглавил. Причём Василий Яковлевич лично разработал план обсерватории, контролировал ремонтные работы и даже самостоятельно выезжал за границу за уникальнейшим астрономическим оборудованием. В итоге спустя 9 лет ему удалось возвести Пулковскую обсерваторию – самую технически оснащённую обсерваторию тех времён. Помимо передовой аппаратуры, она обладала телескопом, размером с которым не мог сравниться ни один телескоп в мире. Пулковская обсерватория вызывала восхищение у всех учёных, которые успели её посетить. Первым её директором стал сам Струве.
Пункт Дуги Струве в Норвегии
Последователи и продолжатели
Грандиозные начинания великого деятеля культуры не подверглись забвению. Главной опорой для Георгия Струве и его идеалов стала семья. Его дочь Мария Струве достойно продолжила дело своего отца, создав не только свой собственный коллектив, но и школу.
Не осталась в стороне и супруга Любовь Семеновна, которая тоже по специальности дирижер-хоровик. Она продолжает развитие хоровой студии «Пионерия», руководит хором мальчиков и работает с дошкольниками в одном из детских садов.
Правительство России также не осталось в стороне: после долгого перерыва, связанного с неблагополучной жизнью в России в 90-е годы прошлого века и начальные годы 21-го, было воссоздано Всероссийское хоровое общество, сформирован тысячный детский хор, увеличилось количество хоровых фестивалей и конкурсов, а также у российских коллективов есть возможность принимать участие во всемирных хоровых олимпиадах, которые проводятся один раз в два года в разных странах.
Семья и детство
Василий Яковлевич Струве появился на свет 15 апреля 1793 года в маленьком городке близ Гамбурга, где его отец, Яков Струве, преподавал математику и был по совместительству директором местной гимназии. Благодаря отцу Василий Яковлевич с ранних лет проявлял большой интерес к науке, однако в те времена его больше интересовала филология. Продолжил изучение языка Струве уже в Эстонии, куда в 1808 году бежал из Германии, чтобы уклониться от призыва в наполеоновскую армию. Василий Яковлевич поступил в Дерптский университет на филологический факультет и окончил его с золотой медалью.
Дерптская обсерватория, 1824 год
Заключение
На протяжении всей творческой биографии главными приоритетами Георгия Струве были дети и песня, которую он считал главным признаком общей культуры и национального самосознания. Работать с детьми, по словам педагога, было совсем нетрудно, только посвятить этому надо всю свою жизнь. Свои идеи Струве воплотил в оригинальной методике обучения детей «Хоровое сольфеджио», совместившей профессиональный, одновременно новаторский подход с коллективной формой взаимодействия учителей и учеников.
Многие из его учеников связали свою жизнь с музыкой, создали и возглавили собственные музыкальные и хоровые коллективы, педагогический состав продолжающей работу «Пионерии» практически целиком представлен ее бывшими воспитанниками.
Имя своего создателя с гордостью и полным правом носит «Пионерия», получившая в 2003 г. статус детской музыкально-хоровой школы. В честь Георгия Александровича в Железнодорожном названы одна из улиц города и ежегодный детский фестиваль-конкурс «Юные таланты Московии», детская музыкально-хоровая школа города Железногорска, Международный детский хоровой конкурс «Артековские зори».