Введение
В жизни современного общества особое место принадлежит Конституции. Ее содержание и сущностные особенности определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, устанавливает основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Это фундамент, на котором покоится правовая и политическая система.
В самом общем виде конституцию можно определить как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом или отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие принципы общественного строя и государственного устройства соответствующей страны».
Вне всякого сомнения, конституция-это явление демократического порядка, поскольку она устанавливает равные права граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Его принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности и определенности в развитии общественных отношений.
Актуальность темы реферата заключается в том, что Конституция Российской Федерации 1993 года обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс формированию новой российской государственности.
Несомненно, его влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и заняло лидирующие позиции в регулировании общественных отношений.
Конституция 1993 года, прежде всего, ввела порядок и организованность в жизнь страны и, главное, определила основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. Конституция устанавливает основные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Она определяет основные принципы внешней политики государства, соотношение международного и внутреннего права.
Необходимо понять, как принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году изменило дальнейшую жизнь общества. Поэтому основной целью реферата является изучение Конституции и ее влияния на формирование правового демократического государства.
Структура Конституции РФ
Структура Конституции – это порядок, система группировки, расположения норм в ее тексте.
Конституция РФ состоит из преамбулы и 2-х разделов. Начинается она с преамбулы – вводной части, создающей эмоционально-психологический настрой для восприятия текста Конституции, и провозглашающей основные нравственные ценности.
Раздел I Конституции РФ содержит 9 глав:
- Основы конституционного строя;
- Права и свободы человека и гражданина;
- Федеративное устройство;
- Президент РФ;
- Федеральное Собрание;
- Правительство РФ;
- Судебная власть и прокуратура;
- Местное самоуправление;
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Всего в разделе первом Конституции РФ 137 статей.
Раздел II Конституции РФ называется «Заключительные и переходные положения». В нем определены основы перехода от прежней Конституции к ныне действующей. Урегулированы вопросы введения Конституции РФ в действие, прекращения действия прежней Конституции, соотношения Конституции и Федеративного договора 1992 г., действия правовых актов, принятых до вступления Конституции в силу, а также основания дальнейшей деятельности ранее образованных органов государственной власти.
Раздел II Конституции РФ не имеет глав и состоит из 9-ти статей.
Структура Конституции РФ отражает концептуальные идеи, на которых она основана. Это, например, тезис о том, что государство должно служить интересам человека, а не наоборот.
Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» является конституцией в конституции, т.к. никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» выражает приоритетное значение, которое Конституция РФ придает утверждению этих прав и свобод, являющихся высшей ценностью.
Положения глав 1 и 2, а также главы 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, что также свидетельствует о их более высокой юридической силе по сравнению с иными главами Конституции.
Порядок внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотр
Порядок внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра установлен в главе 9 Конституции.
Кроме того, порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции регламентируется (принятым в 1998 г.) ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
Пересмотр Конституции РФ – это изменение содержания ее глав 1, 2 и 9. Внесение изменений в эти главы возможно только через разработку нового проекта Конституции и ее принятие.
Поправки к Конституции РФ – это изменение текста ее глав 3-8.
Они принимаются Законом РФ о поправках к Конституции РФ.
В Конституции ограничен круг субъектов внесения поправок к Конституции РФ и ее пересмотра. Их перечень уже, чем перечень субъектов законодательной инициативы, определенный в ст. 104 Конституции РФ.
С инициативой внесения поправок и пересмотра Конституции не могут выступать отдельные депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.
В соответствии со ст.134 Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
В соответствии со ст. 136 Конституции РФ поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. Они должны быть одобрены большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Для вступления поправок в силу они также должны быть одобрены органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ в срок не позднее 1 года со дня их принятия.
После этого Закон о поправках к Конституции РФ направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания.
Поправки в Конституцию РФ вносились 5 раз:
- Увеличение сроков полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы;
- Установлена обязанность Правительства РФ представлять ежегодный отчет Государственной Думе о своей работе;
- Объединение Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации;
- В Совете Федерации появились 17 дополнительных мест, на которые сенаторы назначаются Президентом РФ (президентская квота);
- Наиболее масштабные поправки в Конституцию России были одобрены гражданами РФ на общероссийском голосовании и вступили в силу 04 июля 2020 г.
Статьей 135 Конституции РФ установлено, что Конституция не может быть пересмотрена Федеральным Собранием.
Внесенное предложение о пересмотре Конституции РФ рассматривается Советом Федерации и депутатов Государственной Думы, созывается Конституционное Собрание.
Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ или разрабатывает проект новой Конституции, которая принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.
При всенародном голосовании Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании. При этом должны проголосовать более половины избирателей, внесенных в списки для голосования.
Порядок созыва Конституционного Собрания в соответствии с ч. 2 ст. 135 Конституции РФ должен быть определен федеральным конституционным законом. Однако, такой закон до сих пор не принят, что является существенным пробелом в нашем конституционном законодательстве.
Статьей 137 Конституции РФ предусмотрен особый порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции, устанавливающую перечень субъектов РФ и их наименование. Изменения в ст. 65 вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ или об образовании в ее составе нового субъекта РФ либо об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. Пример: ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (2004 г.), Крым и Севастополь (2014 г.).
Группы прав
Личные ( гражданские)права — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)
Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)
Социально-экономические создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)
Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)
Права | Статьи Конституции |
Гражданские (личные) права | |
Право на жизнь | 20 |
Право на достоинство личности | 21 |
Право на свободу и личную неприкосновенность | 22 |
Право на неприкосновенность частной жизни | 23 |
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. | 24 |
Право на неприкосновенность жилища | 25 |
Право не определять и не указывать свою национальность. | 26,п1. |
Право пользования родным языком | 26, п.2 |
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. | 27 |
Свобода совести, вероисповедания. | 28 |
Политические права и свободы | |
Свобода мысли и слова. | 29, п.1,2 |
Свобода информации, цензура запрещена. | 29, п.3,4 |
Право на создание общественных объединений. | 30 |
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. | 31 |
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.
Право равного доступа к государственной службе. право участвовать в отправлении правосудия. |
32 |
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. | 33 |
Социальные и экономические права. | |
Право на предпринимательство | 34 |
Право на частную собственность. | 35 |
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. | 36 |
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. | 37. п.1-4 |
Право на отдых | 37, п.5 |
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. | 38 |
Право на охрану и помощь семье. | 39 |
Право на жилище | 40 |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. | 41 |
Право на благоприятную окружающую среду. | 42 |
Культурные права | |
Право на образование | 43 |
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.
Право на доступ к культурным ценностям. |
44 |
Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.
Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.
Конституция устанавливает следующие основные обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
- платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
- заботиться о детях (ст. 38);
- заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
- получить основное общее образование (ст. 43);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).
Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Виды обязанностей:
Общие — распространяются на всех граждан:
а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;
б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.
Конкретные — закреплены за определенными категориями лиц:
а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;
б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,- обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;
в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
г) за военнослужащими
Конституционные реформы 1988-1992 годов
Благодаря внесению изменений и дополнений в Конституцию 1978 года в России сформировался совершенно новый общественный строй. Это выражается в следующих основных моментах.
Конституция последовательно исключала характеристики общества, государства как советского и социалистического, т. е. ярко выраженная идеологическая «начинка» заменялась определениями, несущими идеологическую нагрузку, но не имевшими окраски, указывающей на приверженность одной общественно-политической доктрине.
Принцип однопартийности, который был поднят на конституционный уровень, уступил место также принципу многопартийности и политическому плюрализму, который был поднят на конституционное положение.
Наконец, система власти, построенная на правлении одной группы органов — Советов — и подотчетности всем остальным органам государства, была заменена принципом разделения властей, при котором все три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — юридически равны и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Резко изменились экономические и социальные параметры системы, закрепленные в конституционных поправках. Прежде всего, это уничтожение понятия государственной собственности, выдвижение на первый план частной собственности, предоставление права собственности на средства производства и, наконец, закрепление частной собственности в Конституции.
Это конституционный отказ от принципа плановой экономики, поворот к рынку, провозглашение свободы экономической деятельности и честной конкуренции.
Изменилась система социальных приоритетов. Если при прежних конституционных положениях труд на благо общества был критерием положения человека в обществе и чуть ли не священным долгом, то теперь Конституция провозгласила, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями к труду.
На конституционном уровне закрепляются новые основы статуса личности. Они основаны на международно признанной и широко распространенной категории «права и свободы человека и гражданина». При этом на первый план выдвигаются нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу человека.
Другая часть конституционных новаций фиксирует прекращение существования СССР, превращение России в независимое государство-суверенный субъект международного права.
Конституционно формируется новое федеративное устройство Российской Федерации, в котором ее субъекты объявляются республиками в составе Российской Федерации, а также национально-государственными образованиями — автономными областями, автономными округами, а также территориальными образованиями — краями, областями, городами федерального значения.
Создается принципиально новая система федеральных государственных органов по кругу, принципам формирования и организации функционирования, которая повторяется в основных чертах на региональном уровне.
Во-первых, предпринимаются шаги по созданию парламента в форме постоянно действующего Верховного Совета Российской Федерации. Одновременно вводятся свободные выборы, принцип конкуренции, выдвижение нескольких кандидатов на депутатское кресло и выборную должность.
Далее, в России учреждается институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. В то же время принцип главенства Советов заменяется принципом разделения властей. Правительство становится органом, подотчетным Президенту, который им руководит. Парламентский контроль над Президентом и Правительством сохраняется, но в строго определенных пределах. Еще в период существования СССР министерства и ведомства РСФСР полностью переходят под российскую юрисдикцию, их подчинение союзным органам ликвидируется.
Несколько ранее созданная, но впоследствии фактически созданная система конституционного контроля. На федеральном уровне его представляет Конституционный суд Российской Федерации.
В интересах развития деятельности населения и управления им делами местных территорий, в пределах которых оно проживает, вводится институт местного самоуправления, который также получает конституционную основу.
На конституционном уровне предпринимаются важные шаги по реформированию судебной системы и обеспечению защиты личности. В частности, отменяется подотчетность судов Советам, вводится суд присяжных; в круг индивидуальных прав выделяется отдельная группа законов для защиты других прав, в частности в области правосудия и государственного управления.
Популярные темы сообщений
-
Предсказание в искусстве
В своем стихотворении Юному поэту Валерий Брюсов давал ряд заветов для следующих поколений. Если уточнить, то он, конечно, в первую очередь обращался именно к последователям собственной школы русского символизма представителем и идеологом
-
Творчество Джека Лондона
Джек Лондон (настоящее имя – Джон Гриффит Чейни; 1876 – 1916 гг.) – известный американский писатель, творчество которого получило заслуженное признание среди миллионов благодарных читателей по всему миру. Жизнь не раз испытывала
-
Памятники Воронежа
Воронеж это крупный город, поэтому памятников в нем установлено немало. Это монументы как государственным деятелям нашей страны, так и знаменитым людям, чья судьба тем или иным образом связана с этим областным центром.
-
Рыбки Гуппи
Гуппи – это маленькие пресноводные рыбки. Изначально они обитали в водах Венесуэлы, Гвианы, Бразилии, а также на Барбадосе и Тринидаде. Из-за того, что гуппи препятствуют распространению малярийных комаров,
-
Защита населения в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайная ситуация – это сложившаяся вследствие многих факторов обстановка, ведущая к нарушению жизнедеятельности, нанесению вреда здоровью, жизни и имуществу человека, а также повлекшая за собой вред окружающей среде.
Суперпрезидентская республика
Конституция 1993 г. отразила текущий исторический момент, когда президент завоевал и закрепил за собой чрезвычайно серьезные полномочия: право определять внутреннюю и внешнюю политику, подписывать федеральные законы, возглавлять государство и армию, предлагать председателя правительства (практически назначать) и утверждать министров, назначать председателя ЦБ, генерального прокурора и судей, высшее командование, дипломатов, руководителей федеральных ведомств, увольнять их, досрочно и довольно легко распускать парламент в случае конфликта (а вот импичмент депутатам инициировать гораздо труднее), и другие права.
Марка, 1995 г. (Pinterest)
Критики Конституции уже тогда говорили о «перекосе» Конституции в пользу президента как о серьёзнейшем недостатке этого Основного закона; говорили о «неограниченном президентском правлении» и предназначении документа «под конкретного человека» (Ельцина). История показывает, что сомнения в этой модели не напрасны, так как она нарушает принцип разделения властей. В конечном итоге от реализации этого принципа зависит соблюдение всех гражданских прав и свобод, а также остальных конституционных принципов (принципа светского государства, правового государства, демократии, социального государства и др.).
Идея разделения властей проста — не допустить концентрации власти в одних руках и злоупотребления властью. Чтобы всё это работало, нужна система сдержек и противовесов: обеспеченная правом возможность ветвей власти контролировать друг друга, но оставаться при этом независимыми. Конституция 1993 г. оставила таких сдержек совсем немного. Главное — права Госдумы, не дававшие России ступить на авторитарный путь. В 1990-е гг. нижняя палата парламента ещё пользовалась этими правами: депутаты пытались не утверждать предложенных Ельциным премьер-министров, оспаривать законодательные инициативы, а в мае 1998 г. 177 парламентариев даже попробовали инициировать импичмент. В 2000-е годы это прекратилось: наступило время преобладания одной внутренне дисциплинированной политической партии. Последние серьёзные нормы-сдержки президентской власти депутаты перестали использовать — пропрезидентское большинство в законодательной власти гарантирует полное согласие Госдумы, правительства и президента.
Характерные черты Конституции Российской Федерации 1993 г.
Основные положения Конституции Российской Федерации.
Что касается ряда правовых актов, то Конституция Российской Федерации является законом и имеет все свои особенности.
Основные черты характеризуют конституцию как специфический документ, оказывающий мощное влияние на общественные отношения. Будучи обобщенным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, Конституция регулирует основные сферы его жизни. Это отражается в его характерных чертах.
Характерной чертой Конституции Российской Федерации 1993 года является отражение в ней тех общественных отношений, которые складываются в обществе. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В нем воплощено то, что было достигнуто и защищено многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местного самоуправления, принцип разделения властей и др.
Характерной чертой Конституции Российской Федерации 1993 года является наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие важнейшие общественные отношения и служащие правовой основой действующего законодательства. Поэтому они обобщены по своему содержанию, потому что направлены на закрепление самого главного в общественных отношениях.
Характерной чертой российской Конституции является также ее прямое действие. Это предусмотрено статьей 15 Основного закона Российской Федерации. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком-либо ином юридическом подтверждении. Это придает им реальную высшую юридическую силу и служит гарантией от их искажения.
Наконец, Конституция Российской Федерации характеризуется неприкосновенностью и безопасностью прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства» . При этом подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Конституция устанавливает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права .
Функции конституции
За конституциями традиционно закрепляются такие функции:
Название функции |
Способ реализации |
Политическая |
Является основанием для создания новых правовых актов, норм, законов; регулирует деятельность государственной власти, регламентирует форму государственного строя |
Юридическая |
Является базой ценностей и приоритетов, которые используются как база для написания новых форм и ведения реформ. |
Учредительная |
Устанавливает основные институты внутри страны (политические, государственные), определяет статус граждан с точки зрения права, а также деятельность органов самоуправления в городах, селах и других населенных пунктах внутри страны. |
Идеологическая |
Дает документу право определять главные ценности народа и приоритеты государственной деятельности с точки зрения этих ценностей. Например, общими ценностями для многих стран являются суверенитет, права и жизнь человека. |
Ограничительная |
Определяет документ как единственный критерий для деятельности государственных органов, удерживает узурпацию власти и ее монополизацию. |
Внешнеполитическая |
Определяет принципы внешней деятельности страны. Конституция определяет статус государства по отношению к другим, на основе конституции народы и населения других стран оценивают уровень демократии и свободы в них. |
В Конституции прописаны принципы функционирования государства, основные критерии и требования к законам, в ней определяются ценности, формы правления и основные приоритеты внешнеполитической деятельности страны.
Торг
И началась «война правок», а точнее, проектов Конституций. В 1993 г. число вариантов уже достигло десятка: проект христианско-демократической партии, проект конституционных демократов, два коммунистических проекта (с предложением сохранить советскую социалистическую республику)… Но главные проекты предложили Конституционная комиссия при Верховном Совете и Конституционное совещание президента Ельцина. Во многом они были похожи (президентский вариант повторял часть положений проекта Конституционной комиссии), но по ключевому вопросу разнились — по вопросу о власти.
Проект Конституционной комиссии (работу возглавлял депутат, юрист О. Румянцев) предлагал Конституцию смешанной, парламентско-президентской республики, в которой президент и парламент имеют примерно равные полномочия. Таким образом, два политических института не доминируют друг над другом, но в конфликтных ситуациях уравновешивают влияние оппонента. Президентский проект, напротив, предлагал введение президентской республики с такими полномочиями президента, каких не было на тот момент ни в одной президентской республике мира (так что такую республики называют также «суперпрезидентской»). В этой системе парламент — фактически законосовещательный, а не законодательный орган, — в случае конфликта обречён на поражение; президент же вправе влиять на работу всех ветвей власти.
Б. Н. Ельцин. (novayagazeta.ru)
Несмотря на некоторые робкие попытки и призывы, договориться и выработать общий проект президенту и парламенту не удалось. Вопрос о Конституции стал важнейшей причиной трагического обострения кризиса. Борис Ельцин показал себя непримиримым политиком, готовым открыто нарушать конституционные нормы. Предложение Р. И. Хасбулатова (председателя Верховного Совета) вынести на референдум три варианта Конституции (ельцинский, парламентский и коммунистический) президент отверг и стал готовить ликвидацию Съезда народных депутатов и Верховного Совета.
Историки до сих пор спорят, по чьей вине дошло до силового решения конфликта, гибели по меньшей мере пятидесяти человек и переворота. Одни считают виновником амбициозного Ельцина, другие указывают на депутатов, «не оставивших президенту выбора». Так или иначе, основные факты этой драмы известны. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий (они потом и штурмовали парламент), Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ № 1400 о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Так как этот указ нарушал Конституцию, депутаты объявили его незаконным (вполне справедливо) и продолжили работать. Двоевластие продолжалось до 4 октября: стороны не признавали правомерность действий друг друга. После штурма Дома Советов и ареста Хасбулатова и Руцкого осталась одна власть — победил Б. Н. Ельцин.
Дом Советов, октябрь 1993 г. (topwar.ru)
Проект Конституционной комиссии был отброшен. Окружение президента и отдельные эксперты спешно дорабатывали президентский проект. Возможно, как раз на этом этапе появилась в ст. 81 оговорка о двух президентских сроках «подряд» (в проекте Конституционной комиссии Верховного Совета этого слова не было). По мнению О. Румянцева, это Ельцину «принесли на блюдечке» А. Собчак и С. Шахрай. Сам Шахрай приписывал это слово себе: «не помню уже, почему написал «подряд», так у меня в голове сидело». Секретарь Конституционного совещания А. Котенков вообще говорил, что слово «подряд» предложил написать сам Ельцин.
Вместе со словом «подряд» появились и другие положения в пользу президента: был снят верхний возрастной ценз для кандидата в президенты, ослаблены позиции Госдумы. Последние правки Ельцин сам внёс 8 ноября 1993 г. — придал президентским указам и распоряжениям статус обязательных к исполнению законов, добавил право председательствовать на заседаниях правительства. За месяц до референдума проект был наконец обнародован.
Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 года
Предыстория.
В течение всего периода с начала действия Конституции 1918 года было много споров о конституционной реформе, о возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры нельзя было открыто критиковать Конституцию РСФСР, но после распада СССР и образования Российской Федерации Конституция 1978 года неоднократно менялась, что вызывало пробелы и противоречия в законодательстве. Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала инструментом политической борьбы. Нестабильность Конституции, явившаяся следствием ее чрезмерной «гибкости», стала одной из причин конституционного кризиса 1992-1993 годов.
В частности, концепция развитого социалистического общества вряд ли была успешной. Характеристика социализма как «зрелого» не была понята ни населением, ни гуманитарными науками, поскольку не отражала новых качественных характеристик системы, поскольку формы собственности, методы управления и политического руководства оставались прежними. Конечно, политическая ситуация изменилась, режим стал гораздо мягче, но все же основан на однострочном директивном правиле.
Государственная плановая экономика, способствуя развитию тяжелой промышленности и укреплению военной мощи страны, не обеспечивала удовлетворения повседневных потребностей населения ни по объему, ни по качеству товаров. А поскольку поездки в другие страны были уже достаточно распространены, граждане СССР могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ее ориентацию на спрос населения.
Остро встает вопрос о развитии демократии и обеспечении политических прав граждан, в том числе с точки зрения критических оценок существующей в стране системы. Попытки властей искоренить инакомыслие путем высылки диссидентов из страны, уголовного или административного наказания за так называемую антисоветскую деятельность или даже помещения их в психиатрические лечебницы не находили понимания среди населения (хотя в основном молчали, как это было принято в нашей стране), а за рубежом их резко осуждали.
Важным фактором, без которого трудно понять ряд последующих событий, был кризис самой Коммунистической партии. Члены Политбюро ЦК КПСС достигли преклонного возраста и уже не могли принимать радикальных решений, менять стиль руководства.
Именно на фоне всего этого к руководству партией и страной пришли относительно молодые и энергичные лидеры во главе с Михаилом Горбачевым. Они хотели отказаться от командно-административной системы, повернуть страну к демократии, провести крупные политические, социальные и экономические реформы. Начался этап развития страны, который во всем мире называют «перестройкой», причем в русском звучании этого слова, без перевода на другие языки. Однако, во-первых, сами вожди не имели четкого представления о том, каким должен быть истинный социализм, а скорее лучше представляли лишь негативные стороны прошедших этапов, от которых следовало избавиться; во-вторых, идеология социализма стала приобретать негативные оценки различных новых политических сил. Более того, смелость оценок пришла по мере того, как разворачивалась перестройка: начав с совершенствования социализма, многие потом стали его отвергать и отдавать предпочтение другим общественно-политическим формациям.