Общество как сложная система 10 класс конспект урока презентация

Общество как сложная система - человек в обществе

Содержание урока по обществу в 10 классе

Тема урока: Что такое общество

Цель урока: Раскрыть понятие «общество» и его основные характеристики; дать представление о сущности общества, его структуре и функциях.

  1. Введение
    • Определение понятия «общество».
    • Обзор основных характеристик общества.
  2. Структура общества
    • Понятие «социальная структура».
    • Роль институтов в формировании структуры общества.
    • Типы социальных стратификаций.
  3. Функции общества
    • Общественное сознание и его роль в функционировании общества.
    • Основные функции общества: экономическая, политическая, социальная, культурная и др.
    • Взаимосвязь функций общества.
  4. Завершение
    • Повторение основных понятий и характеристик общества.
    • Обсуждение вопросов для самопроверки.
    • Домашнее задание.
Методы обучения Материалы и средства обучения
  • Рассказ учителя.
  • Групповая работа.
  • Обсуждение и анализ текстов.
  • Самостоятельная работа.
  • Учебник по обществознанию.
  • Презентация с основными понятиями и характеристиками общества.
  • Тексты для анализа.
  • Задания для самопроверки.

Общество как система

 

Системой называют те объекты окружающего мира, которые состоят из множества отдельных частей, в совокупности представляют собой единую целостность. Термин система обычно применяют ко многим сложным явлениям и объектам познания: к науке, праву, образованию, человеку, культуре.

Социум также представляет собой сложную систему, отдельные части которой находятся в непрерывном взаимодействии между собой. Отличительными характеристиками общества как системы являются:

  1. Динамизм. Общество является системой которая постоянно меняется, эволюционирует и одновременно сохраняет некоторую стабильность.

Пример. Общества прошлого, в которых существовала форма государственного устройства –монархия, существенно отличаются от современных республик. Республики представляют собой демократию, а монархии- различные формы авторитаризма, в которых нарушаются многие группы прав человека. В республиках нет наследственной передачи власти, народ непосредственно принимает участие в выборе своего правительства. Тем не менее, и в монархиях прошлого, и в современных республиках народ обязан соблюдать законы государства, платить налоги, исполнять все постановления правительства.

  1. Универсальность. Система жизни общества включает в себя как результаты материальной так и результаты духовной деятельности человека, таким образом она обеспечивает личность удовлетворением всех видов потребностей.
  2. Иерархичность. Социуму, как системе характерна иерархичность. Иерархичность общества – это расположение его структур по старшинству, взаимодействие его элементов в порядке соподчинения друг другу. Как на работе существуют работники, менеджеры, заместители начальника и начальники, так между социальными отраслями существует собственная иерархия власти.
  3. Сложное устройство. Общество как система содержит в себе множество уровней, подразделений и элементов. Так каждая из сфер человеческой деятельности (культурная жизнь, политика, экономика, социальная сфера) подразделяется на десятки и даже сотни отдельных организаций, отраслей, учреждений. К примеру, экономическая сфера включает в себя рыночные отношения, бизнес, финансовую деятельность, множество отраслей производства, а политическая система общества состоит из политических институтов, органов государственной власти, государства, правовых норми прочих элементов.

При этом, составляющие каждой из сфер жизни социума (политики, культуры и прочих) таким же образом можно подразделить на отдельные компоненты, к примеру финансовая деятельность (как элемент сферы экономики) включает в себя страхование, кредитование, обмен валют, куплю-продажу акций.

Общество как динамическая система

Мы — винтики в социальном колесе. Цели определяются не только одним человеком. Они возникают как общие потребности. Общество решает бесконечный поток проблем благодаря силе отдельных его членов. Поиск решений делает общество лучше и создает новые сложные проблемы. Человечество строит себя само, что характеризует общество как динамичную систему, способную к саморазвитию.

Общество имеет сложную динамическую структуру. Как и любая система, она состоит из подсистем. Подсистемы группы делятся в соответствии с их сферами влияния.

  1. Духовная — отвечает за культуру.
  2. Политическая — регулирует отношения законами.
  3. Социальная — кастовое разделение: нация, класс, социальный слой.
  4. Экономическая — производство и распределение благ.

Общая концепция системы. Термин «система» относится к сложным объектам, будь то механические, биологические или социальные. Все они содержат разнородные элементы. Все эти элементы, части системы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Система функционирует только благодаря этому взаимодействию. Характеристики системы принадлежат не отдельным ее частям, а системе в целом.

  1. Материальные — заводы, жилища, ресурсы.
  2. Идеальные — ценности, идеалы, убеждения, традиции.

Общество — это динамичная, саморазвивающаяся система, поскольку мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и моральные установки и т.д. создаются самими людьми, развиваются в ходе истории и могут отличаться друг от друга в разные исторические периоды.

Публикация «Блок-модуль по обществознанию для 10 класса „Общество как сложная система“ для самостоятельного изучения темы на уроке» размещена в разделах

  • Обществознание
  • Старшая школа 10 класс
  • Старшая школа. 10-11 класс
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

2) Универсальный элемент всех социальных систем?

___

___

3) Что значит «система обладает интегративным качеством»?

___

___

4) Приведите и проиллюстрируйте примеры связи между подсистемами и элементами

общества.

___

___

5) Что значит социальная система – самоуправляемая?

___

___

Задание 3. Составьте таблицу

Функции системы

Функции системы Характеристика

1) Адаптация, целедостижение

2) поддержание образца

3) интеграции

Пункт: Социальные институты (стр. 22)

Задание 1.

Сформулируйте и запишите понятия:

• Слово институт в переводе с латинского — ___

• Институт в русском языке — ___

• Институт в области права — ___

• Социальный институт с социологии — ___

• Социальный институт — ___

Задание 2. Заполните таблицу

Социальные институты

Социальные институты Характеристика

Потребность в воспроизводстве рода

Потребность в безопасности и социальном порядке

Потребность в средствах существования

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Потребность в решении духовных проблем смысла жизни

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1) Что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы?

___

___

2) Почему структура социальных институтов устойчива?

___

___

3) Проиллюстрируйте примером положение о том, что развитие общества требует

модернизации деятельности социальных институтов?

___

___

4) В чём значение институциализации?

___

___

ПРАКТИКУМ

Задание 1.

Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

Задание 2.

В коллективной работе российских социологов говорится: «Общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями – леса».

• Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Задание 3.

В 2011 году проводился социологический опрос с целью выяснить, доверяют ли граждане общественным институтам?

• о доверии главе государства заявили 20 %;

• правительству – 11 %;

• армии – 8 %;

• правоохранительным органам – 4 %;

• церкви – 13 %;

• о том, что никому не доверяют, заявили 37 %.

Как вы думаете, чем объяснить такие результаты?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для подготовки учащихся к олимпиаде по теме «Общество как социальная система».

Тесты для подготовки учащихся 10-11 классов к олимпиадам.

Презентация по обществознанию «Общество как сложная динамическая система», 10 класс, по книге Л.Н. Боголюбова.

Презентация может быть использована для проведения урока «Общество как сложная динамическая система» по книге Л.Н. Боголюбова, 10 класс.

Презентация «Общество как сложная динамическая система

Презентация на тему «Общество как сложная динамическая система» рассматривает следующие разделы: характеристики социальной системы и социальные институты. Он включает практическое упражнение по теме §2

Социальная стратификация: происхождение и последствия

Социальная стратификация — это процесс, в результате которого люди и группы разделяются на различные слои или классы, основанные на таких факторах, как социальное положение, благосостояние, образование и власть. Этот процесс является интегральной частью социальной системы и имеет существенное влияние на общество в целом.

Происхождение социальной стратификации можно проследить в истории развития человеческого общества. От первобытных общин, где все члены имели примерно одинаковый статус, до современных индустриальных обществ, где существует огромное разнообразие социальных классов. В социальной стратификации обычно выделяют три основные составляющие: экономическую, социальную и политическую.

  • Экономическая стратификация основана на наличии или отсутствии материальных ресурсов у отдельных людей и групп. Неравные возможности доступа к экономическим ресурсам создают неравенство в благосостоянии и жизненных условиях разных социальных классов. Экономическая стратификация определяет возможности индивидов в области образования, здоровья, культуры и других сферах жизни.
  • Социальная стратификация связана с разделением людей на социальные группы на основе их образования, профессии, статуса и многих других факторов. Одна из особых форм социальной стратификации — это кастовая система, которая основана на наследуемом статусе и предписывает заранее назначенные роли и обязанности для отдельных групп людей.
  • Политическая стратификация основана на распределении политической власти и права принятия решений между различными социальными группами. Распределение политической власти может быть неравномерным в обществе, что ведет к неравенству доступа к ресурсам и льготам, а также к возможности влиять на процессы принятия решений в обществе.

Социальная стратификация имеет серьезные последствия для общества. Она обусловливает неравномерное распределение ресурсов, что может приводить к возникновению общественных неравенств и социальных противоречий. Неравенство в доступе к образованию и возможностям влиять на политические процессы может создавать дискриминацию и ограничивать развитие отдельных групп людей. Кроме того, социальная стратификация может способствовать сохранению неравных социальных и экономических условий в течение многих поколений, формируя различия в социальной мобильности и ведя к углублению разрыва между бедными и богатыми слоями общества.

«Общество как сложная динамичная система (социальное взаимодействие и основные институты общества)». 10-й класс

  1. Формировать знания обучающихся о социальном взимодействи, социальных институтах и их роли в обществе.
  2. Развивать умения анализировать материал, работать с тестом, обобщать, работать в группе, умение преподносить материал.
  3. Воспитывать стремление реализовать свои возможностии и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: ноутбук, презентация, видеопроектор, экран, рабочие листы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний обучающихся.

Вид урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические (задания), фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа по вопросам, индивидуальные задания.

Цели урока реализуются следующим образом:

Развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие самостоятельности учащихся способствует через групповую работу, работу с текстом, выполнение заданий с пропусками слов.

Пробуждается интерес, любовь к предмету. Считаю, что эффективнее это получается тогда, когда используются игровые моменты, потому что игра для ребёнка естественная потребность. Во время игры дети действуют свободно, не боятся ошибки. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребёнком в процессе учебной деятельности. С этой целью учащимся предложена игра “Эстафета”, которая также используется в качестве физкультминутки.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в пограмме Microsoft PowerPoint, что позволяет, во-первых, сэкономить время, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счёт предлагаемых словесных, наглядных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Соблюдаются структурные компоненты урока:

  1. Организационный момент, характеризирующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
  2. Устный опрос (повторение теоретического материала);
  3. Изучение нового материала (самостоятельная работа в группах);
  4. Закрепление изученного материала (решение практических заданий);
  5. Дано домашнее задание;
  6. Итоги урока подведены учащимися.

Приём подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке, поскольку на настоящий момент данными умениями владеют не все учащиеся класса.

Учебная работа на уроке разнообразна: групповая работа, работа с дидактическим материалом, индивидуальная работа. Чередуются различные виды деятельности учащихся.

Общество и его функции

В широком смысле слова обществом называют совокупность всех форм взаимоотношений людей, которые представляют собой единую систему. В узком смысле слова, под обществом подразумевают некоторую группу индивидов, сплоченных совместными целями и задачами, трудовой деятельностью, интересами. Общество бывает большим и маленьким, однородным и неоднородным, открытым и закрытым.

Однородным называют социум, в котором все его члены равны между собой по социальному положению, уровню дохода, степени доступа к власти. Неоднородный социум напротив, включает в себя общественные группы, различающиеся уровнем достатка и престижа. Закрытые общества отличаются иерархичностью, жестким разделением населения на касты, сословия. Однако большинство современных обществ открытые — в них торжествуют принципы правового равенства всех людей, отсутствуют жесткие сословные перегородки.

Независимо от своего размера и вида каждое общество выполняет функции:

  1. Вырабатывает систему правил, законов и ценностей, стандартов поведения, которые координируют деятельность людей.
  2. Поощряет одобряемое, правомерное поведение и пресекает противоправные действия.
  3. Организует удовлетворение материальных потребностей каждой отдельно взятой личности и общественных групп, перераспределение материальных ресурсов.
  4. Создает условия для всестороннего развития личности, для осуществления творческой, культурной и научной деятельности индивидов.
  5. Обеспечивает социализацию человека (усвоение им знаний, умений, норм морали и нравственности принятых в данном социуме).
  6. Упорядочивает жизнь людей, обеспечивает индивидам безопасность, стабильность.

Социум не просто объединяет отдельно взятых людей, он ставит их в полную зависимость друг от друга. В соответствии с этим,удовлетворение потребностей современного человека полностью находится во власти его окружения.

Важность изучения общества в 10 классе

Изучение предмета «Общество» в 10 классе является важным этапом в формировании учеников как активных и осознающих свою роль членов общества. Этот предмет помогает им понять, как функционирует современное общество, какие процессы в нем происходят, какие проблемы существуют и какие решения можно предложить.

Основная цель изучения обществознания – развитие у учащихся критического мышления, способности анализировать события в обществе, оценивать их и делать выводы. Знания, полученные на уроках общества, помогают учащимся развить навыки самостоятельной работы с информацией и ее сопоставления, критического осмысления фактов и аргументации своей точки зрения.

Изучение обществознания также позволяет учащимся расширить свой кругозор и разносторонне развиться. Ученики изучают различные аспекты жизни общества, такие как политика, экономика, социальные отношения, история и др. Это помогает им понять, что общество – это сложная система, взаимосвязанная и взаимозависимая, и чтобы понимать ее функционирование, необходимо узнать все её составляющие.

Изучение обществознания также способствует развитию у учащихся социокультурной компетенции. Они учатся уважать и толерантно относиться к разным социокультурным группам, ценить культурное наследие своего и других народов. Это помогает формированию гражданской идентичности и гражданской позиции учеников.

Таким образом, изучение общества в 10 классе имеет немаловажное значение для формирования активных, критически мыслящих, толерантных и информированных членов общества. Этот предмет помогает учащимся увидеть свою роль в обществе, понять значимость гражданской позиции и влияние каждого человека на события в обществе

Методы преподавания общества в 10 классе

Преподавание предмета «Общество» в 10 классе осуществляется с использованием различных методов, направленных на активизацию учебной деятельности учащихся, их разностороннее развитие и формирование навыков самостоятельного мышления и анализа социальных явлений.

Среди методов преподавания общества в 10 классе можно выделить:

  1. Беседа
  2. Лекция
  3. Индивидуальная работа
  4. Групповая работа
  5. Проектная деятельность
  6. Дискуссия
  7. Работа с учебником и дополнительными материалами
  8. Анализ и обсуждение социальных ситуаций
  9. Практические занятия с применением знаний
  10. Проведение экскурсий и выездов

Беседа является одним из основных методов преподавания общества. Она позволяет учащимся обсудить предметные вопросы, поделиться мнениями, выразить свою точку зрения и аргументировать свои утверждения. Беседа способствует развитию коммуникативных навыков учащихся и формированию их критического мышления.

Лекция представляет собой передачу знаний учителем, которые она или он владеет. Учитель описывает и объясняет основные понятия и факты, используя наглядные материалы, примеры и иллюстрации. Лекция способствует систематизации знаний общественных наук и формированию учащихся логического мышления и способности к анализу.

Индивидуальная работа позволяет учащимся более глубоко усвоить преподаваемый материал, самостоятельно провести исследование, выполнить задания на закрепление и проверку знаний. Этот метод способствует формированию учебной самостоятельности и ответственности и помогает выявить индивидуальные способности учащихся.

Групповая работа предполагает совместное решение задач и выполнение проектов в группах. Учащиеся общаются, совместно исследуют проблемные вопросы, разрабатывают планы и стратегии действий. Такая форма работы активизирует и развивает социально-коммуникативные навыки, способствует формированию творческого мышления и позволяет использовать разнообразные источники и методы исследования.

Проектная деятельность стимулирует учащихся к творческому и творческому подходу к решению проблем, формирует навыки поиска и анализа информации, способствует саморазвитию и самообразованию.

В процессе обучения по предмету «Общество» в 10 классе широко используются методы дискуссии, работы с учебниками и дополнительными материалами, анализа и обсуждения социальных ситуаций, практических занятий с применением знаний, а также проведения экскурсий и выездов.

Таблица методов преподавания общества в 10 классе
Метод
Описание

Беседа
Обсуждение предметных вопросов, выражение мнений и аргументирование точек зрения учащихся
Лекция
Передача знаний учителем с использованием наглядных материалов, примеров и иллюстраций
Индивидуальная работа
Усвоение материала, проведение исследования и выполнение заданий на закрепление знаний
Групповая работа
Совместное решение задач и выполнение проектов в группах учащихся
Проектная деятельность
Реализация творческого подхода к решению проблем, поиск и анализ информации
Дискуссия
Обсуждение спорных вопросов и анализ различных точек зрения на социальные явления
Работа с учебником и дополнительными материалами
Изучение учебного материала и дополнительных источников информации
Анализ и обсуждение социальных ситуаций
Анализ различных социальных ситуаций и обсуждение причин и последствий
Практические занятия
Применение знаний на практике, выполнение задач и ситуаций
Экскурсии и выезды
Посещение различных мест для изучения социальных явлений

Использование различных методов преподавания общественных наук в 10 классе позволяет создать интересное и познавательное учебное окружение, способствует развитию у учащихся навыков критического мышления, самостоятельности и творчества, а также формированию активной гражданской позиции.

Практическое применение знаний обществознания в жизни

Изучение обществознания в школе имеет практическую направленность, которая помогает учащимся применять полученные знания в реальной жизни. В процессе изучения предмета ученики знакомятся с основными понятиями, теориями и методами общественных наук, а также анализируют актуальные социальные проблемы и явления в обществе.

Практические применения знаний обществознания:

  1. Понимание политических процессов

Знание основ политической системы, структуры государства и правовых норм позволяет учащимся лучше понимать политические процессы в своей стране и в мире. Они могут анализировать текущие события, оценивать действия политических лидеров и принимать информированные решения при участии в политической жизни.

Разбор социальных проблем

Изучение обществознания помогает учащимся разобраться в сложных социальных проблемах, таких как бедность, безработица, преступность, экологические катастрофы и т. д. Они могут анализировать причины и последствия этих проблем, предлагать возможные пути их решения и принимать участие в общественных инициативах.

Формирование гражданской идентичности

Изучение обществознания помогает учащимся осознать свою роль и место в обществе, развить гражданскую идентичность и гражданскую активность. Они учатся уважать права и свободы других людей, соблюдать законы и принимать ответственность за свои действия.

Развитие аналитических навыков

Изучение обществознания развивает учащихся аналитические навыки, которые они могут применять в различных сферах жизни. Они учатся собирать и анализировать информацию, строить аргументацию и выражать свои мысли. Эти навыки могут быть полезными во многих профессиональных областях и повседневной жизни.

Итак, знания обществознания имеют практическую ценность, которая помогает учащимся лучше понимать мир и быть активными гражданами.

Роль общества в 10 классе по ФГОС

В рамках программы по ФГОС ученикам 10 класса предлагается изучить тему «Что такое общество» и понять роль общества в жизни индивида и общества в целом. Эта тема является ключевой для формирования общекультурных компетенций и развития социальной ответственности ученика.

Общество – это совокупность людей, объединенных определенными целями, интересами, нормами, ценностями и субкультурой. Оно является основным контекстом социализации индивида, влияет на его развитие и формирование индивидуального сознания и самосознания.

Роль общества в жизни индивида заключается в следующем:

  1. Социализация: общество является средой, в которой происходит социализация человека, т.е. его воспитание и адаптация к жизни в обществе. Через общение с другими людьми, индивид получает опыт, знания, навыки, усваивает ценности и осваивает социальные роли.
  2. Развитие личности: общество предоставляет индивиду возможности для развития своих способностей, талантов и интересов. Оно создает условия для самоопределения и самореализации личности в различных сферах жизни (образование, работа, семья и др.).
  3. Установление социальной иерархии: общество устанавливает социальную иерархию, т.е. систему социального неравенства, основанного на различиях в статусе, власти, положении и ресурсах. Индивиду приходится находиться и функционировать в рамках этой иерархии, что влияет на его возможности, ограничения и социальные роли.
  4. Обеспечение социальной защиты: общество создает систему социальной защиты и социального обеспечения, которая призвана обеспечить минимальные условия жизни для всех его членов. Это может включать государственные социальные программы, медицинское обслуживание, образовательные возможности и т.д.
  5. Формирование коллективного сознания: общество формирует коллективное сознание, т.е. общие представления, ценности, убеждения, стереотипы и мировоззрение, которые принимаются идентифицирующейся социальной группой. Коллективное сознание определяет общие нормы и правила поведения общества, приводит к формированию общественного мнения и краеобразованию.

Таким образом, общество играет важную роль в формировании личности, адаптации индивида к жизни внутри общества, установлении социальных отношений и обеспечении социальной защиты. Понимание этой роли является необходимым для сознательного участия ученика в жизни общества и развития его личностных и социальных компетенций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: