Концепция речи как ключевой высшей психической функции
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Из сказанного следует, что речь не только сама является высшей психической функцией, но и способствует переходу в эту категорию других психических функций.
Согласно современным представлениям высшие психические функции — это сложные системные психические процессы (сознательные формы психической деятельности), формирующиеся в процессе развития человека под влиянием общества, связанные с употреблением знаков, обеспечивающие пластичность и адаптивность поведения.
Заслуга определения специфики речи как высшей психической функции принадлежит Л.С. Выготскому (1896—1934). М.Г. Ярошевский пишет: «Вклад Выготского в… последующий прогресс был обусловлен обращением к особому непсихологическому объекту — слову. Сквозь призму преобразованного и в силу этого запечатлевшего более высокий уровень постижения психической реальности категориального аппарата Л.С. Выготский смог прозреть в не психологическом объекте — слове — глубинные слои душевной жизни личности, ее незримую динамику». Речь, чтение, письмо, счет, рисование входят, по Л.С. Выготскому, в систему внешних высших психических функций наравне со всеми другими высшими психическими процессами. Практический интеллект, восприятие, память относятся к их внутренней «линии», представляя собой следствия культурно-исторического развития.
Речевые нарушения протекают по общим законам, которые, согласно Л.С. Выготскому, заключаются в следующем: «При распаде высших психических функций, при болезненных процессах в первую очередь уничтожается связь символических и натуральных функций, вследствие чего происходит отщепление ряда натуральных процессов, которые начинают действовать по примитивным законам, как более или менее самостоятельные психологические структуры. Таким образом, распады высших психических функций представляют собой процесс, с качественной стороны обратный их построению». Самой яркой иллюстрацией этого положения Л.С. Выготский считает распад высших психических функций при афазии. Наблюдаются не только выпадения отдельных знаковых операций, но общие и глубочайшие нарушения всех высших психических систем. Из-за снижения способности владения высшими знаковыми операциями в практических действиях страдающий афазией целиком подчинен элементарным законам оптического поля. Он теряет способность задерживать свои действия, манипулировать образами, откладывать замыслы, отвлекаться в своих рассуждениях и действиях от конкретной ситуации; для него становится характерным примитивная форма реакции на внешние воздействия — подражание.
Таким образом, речь с помощью процессов порождения и восприятия сообщений служит средством общения или средством регуляции и контроля собственной деятельности
Речь занимает ведущее место в системе высших психических функций, поскольку, перестраивая внимание, память, мышление, эмоции и другие функции, придает им большую пластичность, способствует более тонкому проявлению. Наиболее значимы те ее особенности, которые отражают структуру интегральных психических характеристик — личности, интеллекта и деятельности
Последние проявляются в речи как в знаковой системе в виде аксиологии, гносеологии и праксиологии.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Человеческие эмоции, их виды и особенности проявления
- Взаимосвязь психологических защитных механизмов и эмоционального выгорания
- Защитный механизм: вытеснение
- Психотип личности с ярко выраженными чертами характера
- Метод минимальных изменений и метод средней ошибки
- Очерк Леонтьева о проблемах развития психики
- Взаимосвязь ценностных ориентаций и субъективного благополучия — Понятие ценностных ориентаций
- Возрастная периодизация зарубежных психологов — Концепции когнитивного развития человека в исследованиях Ж.Пиаже и Лоренца Колберга
- Александр Федорович Лазурский, Отечественный психолог — Начало жизненного пути
- Психолого-педагогические основы развития профессионального мастерства педагогов доу
Классификация патологий речевых способностей
В логопедии выделяют 2 основных классификации речевых отклонений:
- Клинико-педагогическая.
- Психолого-педагогическая.
Обе классификации верны и полностью согласованы между собой.
Клинико-педагогическая классификация
Рассматривает проблему речевого расстройства с медицинской стороны. Разделяет все типы нарушений на 2 группы:
- Нарушения устной речи. К этой группе относятся:
- дислалия (неправильная постановка звуков, нарушения фонетического слуха). Проявляется у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата;
- ринолалия (неправильное произношение звуков, нарушение тембра голоса). Проявляется у детей с врожденными патологиями строения речевого аппарата;
- дизартрия (неправильное произношение речи, нарушение фонематического восприятия и фонематического слуха). Возникает у детей, получивших травму головного мозга или ЦНС;
- дисфония (отсутствие голоса или слабая сила голоса и тембра). Возникает при различных поражениях голосового аппарата;
- заикание (нарушение ритмики и темпа постановки речи). Возникает из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата;
- брадилалия (темп речи слишком медленный);
- тахилалия (ускоренный темп речи);
- Также в устной речи выделяют структурно-семантический вариант нарушений:
- алалия (одновременное недоразвитие всех составляющих речи или полное ее отсутствие). Возникает во время беременности матери или при врожденных патологиях ЦНС;
- афазия (полная потеря речевых навыков). Возникает из-за патологий головного мозга.
2. Нарушения письменной речи. Сюда входят:
- дислексия (расстройство чтения). Возникает при нормальном зрении и интеллекте. Ребенок не способен распознавать некоторые буквы и произносить их;
- дисграфия (расстройство письма). Ребенок путает буквы в словах при написании.
Схематически клинико-педагогическая классификация выглядит так:
Психолого-педагогическая классификация
В логопедии чаще всего применяется именно эта классификация. Данная разработка принадлежит Р.Е. Левиной. В ее основе лежат методы коррекции речевых дефектов.
- Патологии формирования (возникают в процессе недостаточного развития речи или его слишком медленного темпа)
- фонетико-фонологическое;
- общее нарушение речи.
2. Нарушения применения (возникают из-за проблем с функционированием речевого аппарата без механических повреждений)
- заикание;
- патологии без судорог.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Для современной трактовки патологии характерно такое утверждение: расстройство речи – это системное нарушение.
История логопедии
Платон и Аристотель
Зарождение и развитие логопедии, как педагогической науки, пришлось на начало XX века. Предпосылки выделения логопедии в самостоятельную науку существовали и ранее
Философы и врачеватели ещё в Древней Греции и Древнем Риме поднимали вопрос о важности правильного воспитания речи (Аристотель, Демосфен, Гиппократ, Платон и другие). В странах Востока и Византии существовали целые трактаты о болезнях речи и их лечении (Орибадий, Ибн Сина)
В странах Западной Европы отношение к правильности речи возникло в эпоху Возрождения (Томас Мор, Франсуа Рабле и другие). Формирование речи педагоги, философы и врачи стали рассматривать во взаимосвязи с развитием ума, выделяя и описывая различия, которые были характерны как для сохранного, так и нарушенного состояния речи. В это же время появились первые выводы о важности речи для полноценной жизни и деятельности человека, были выделены этапы и закономерности развития речи ребёнка, написаны первые обоснованные и структурированные рекомендации методического характера. К концу XIX столетия благодаря исследованиям зарубежных и отечественных учёных сложились предпосылки для понимания логопедии как самостоятельной науки (М. Мюллер, В. Ф. Олтушевский, К. Вернике и другие). Учёными была определена взаимосвязь между нарушениями отдельных участков головного мозга и различными патологиями, в том числе патологиями речевой деятельности, а так же определены основные пути работы с такими пациентами.
Лев Семёнович Выготский 1896—1934 годы
На рубеже XIX — XX веков в работах многих учёных доказывается важность для диагностики сбора подробного анамнеза, в том числе и на изучение расстройств речи. В это же время активно развивается психология, появляются работы по психологии детского возраста, которые начинают применять в педагогике.. Научные исследования М. В. Богданова-Березовского, С. М. Доброгаева, Г. Д. Неткачева и других учёных дают возможность для развития отечественной логопедии в начале XX века
Позже труды Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Ф. А. Рау, П. П. Кащенко и других учёных заложили основу для становления логопедии как междисциплинарной науки, охватывающей области разных нарушений речи у детей и взрослых. Расцвет отечественной логопедии приходится на середину XX века. В это время создали и обосновали научную классификацию речевых нарушений, определили глобальные психолого-педагогические и нейропсихологические подходы к устранению недостатков речи, выявили внешние и внутренние проявления в структуре речевых дефектов, установили взаимосвязь первичных и последующих проявлений нарушений письменной и устной речи.
Научные исследования М. В. Богданова-Березовского, С. М. Доброгаева, Г. Д. Неткачева и других учёных дают возможность для развития отечественной логопедии в начале XX века. Позже труды Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Ф. А. Рау, П. П. Кащенко и других учёных заложили основу для становления логопедии как междисциплинарной науки, охватывающей области разных нарушений речи у детей и взрослых. Расцвет отечественной логопедии приходится на середину XX века. В это время создали и обосновали научную классификацию речевых нарушений, определили глобальные психолого-педагогические и нейропсихологические подходы к устранению недостатков речи, выявили внешние и внутренние проявления в структуре речевых дефектов, установили взаимосвязь первичных и последующих проявлений нарушений письменной и устной речи.
Современная логопедия занимает важное место в системе педагогических наук и рассматривается как неотъемлемая часть специальной педагогики.
Развитие логопедии в различных странах
Логопедия – это наука и практика, которая занимается изучением и коррекцией речевых нарушений. Развитие логопедии происходит в различных странах, где существуют свои особенности и подходы к работе с детьми и взрослыми, страдающими речевыми нарушениями.
Развитие логопедии в СССР и России
В СССР в 1920-х годах была разработана первая программа логопедического обучения, которая включала в себя упражнения по развитию артикуляции, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи. В дальнейшем, в СССР и России были созданы специальные учебные заведения, где обучали логопедии и проводили исследования в этой области. Сегодня в России логопедия является отдельной научной дисциплиной и имеет свои методики и программы для работы с речевыми нарушениями.
Развитие логопедии в США
В США логопедия развивалась в тесной связи с областью специального образования. Здесь акцент делается на индивидуальном подходе к каждому ребенку и использовании различных технологий и методик для коррекции речевых нарушений. В США также проводятся исследования в области логопедии и разрабатываются новые методы и программы для работы с детьми и взрослыми.
Развитие логопедии в Европе
В Европе развитие логопедии происходит в каждой стране отдельно. В разных странах Европы существуют различные подходы к работе с речевыми нарушениями
Некоторые страны акцентируют внимание на ранней диагностике и коррекции речевых нарушений, другие страны сосредоточены на интеграции детей с речевыми нарушениями в общество. В Европе также проводятся исследования и разрабатываются новые методики и программы в области логопедии
Развитие логопедии в других странах
В различных странах мира также существуют свои особенности и подходы к работе с речевыми нарушениями. Некоторые страны активно развивают логопедию и имеют развитую систему специалистов и учебных заведений, где обучают логопедии. Другие страны только начинают развивать эту область и активно внедряют новые методики и программы. Все эти усилия направлены на помощь людям с речевыми нарушениями и улучшение их качества жизни.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Логопедия и логопсихология
Слайд 2Логопедия: предмет, задачи, методыЛогопедия — наука о нарушениях развития речи,
– нарушения речи и методы коррекцииОбъект – лица с нарушениями речи
Слайд 6В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю Внешняя
форма речи – это речь «про себя» — это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения
Слайд 7
Внешняя речь
Слайд 8Все виды нарушений, рассматриваются в клинико-педагогической классификации.
Нарушения устной речи:
аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении;ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врожденными расщелинами нёба);
нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;
Слайд 11 Нарушения устной речи (системные или полиморфные нарушения)алалия — отсутствие или
недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга
во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга
проявляющееся в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния
букв в слоги и слогов в слова, в аграмма-тизме;дисграфию — частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений
Слайд 13
Психолого-педагогическая квалификация
Слайд 14Психология детей с нарушениями речи как научная дисциплина: предмет, цель,
задачи Логопсихология — это отрасль специальной психологии,
которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера..
задачи
Слайд 16
Задачи логопсихологии
Слайд 18
Взаимосвязь логопсихологии со смежными науками Логопсихология находится на пути выработки
аппарат наиболее близких дисциплин — прежде всего психологии и лингвистики, в частности, общего языкознания, теории коммуникации (прагматики), психолингвистики, патопсихологии, общей психологии, медицинской психологии, специальной психологии, возрастной, педагогической, нейропсихологии, логопедии и др.
Слайд 21Вывод
Таким образом, для получения целостной картины структуры нарушения логопсихологии
функций при патологии развития, на общую и специальную психологию, возрастную психологию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также с нейролингвистикой
Важное значение для логопсихологии представляют и знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии и др.
Связь логопсихологии с другими науками
Логопсихология находится на пути выработки своих теоретических основ, преимущественно заимствуя их у других, наиболее близких дисциплин — прежде всего психологии и лингвистики, в частности, общего языкознания, теории коммуникации (прагматики), психолингвистики, патопсихологии, общей психологии, медицинской психологии, психологии специальной, возрастной, педагогической, нейропсихологии, логопедии и др.
Связь с логопедией носит взаимодополняющий характер, так как знания о психологии лиц с речевыми нарушениями уточняют и углубляют исследования симптоматики расстройств, соотношения речи и психических процессов в структуре речевого дефекта. В свою очередь, знания о расстройствах речи позволяют уточнять конкретное значение речи для различных психических функций.
По отношению к логопедии логопсихология является вспомогательной дисциплиной, направленной на то, чтобы оптимизировать психологическими средствами логокоррекционный процесс.
Логопсихология имеет важное прикладное значение для логопедии. Во-первых, она определяет место речи как ключевой высшей психической функции в системе других элементарных и высших психических функций
Во-вторых, она предоставляет современные средства диагностики, позволяющие определить структуру дефекта, а также возможности компенсации с учетом сохранных психических функций. В-третьих, логопсихология способствует установлению характера адаптивных психических реакций субъекта на речевой дефект. В-четвертых, она предлагает дифференцированные методы помощи для решения различных задач: выработки или компенсации недостающих психических функций, установления оптимальною контакта со страдающим речевым дефектом субъектом, формирования мотивации на исправление дефекта речи, и т. п.
Логопсихология представляет собой одну из более чем ста ветвей в сложной системе психологии. Чтобы определить место логопсихологии в этой системе, можно обратиться к интерпретации К.К.Платонова, который писал: «Термин «психологическая наука» объединяет систему знаний, предмет которой психические явления. Предмет науки — это тот теоретический аспект, специфический угол зрения, под которым данная наука рассматривает изучаемые ею объекты. Он раскрывается в системе ее категорий и понятий и определяет ее методы» (1984. — С. 187—188). У психологии логопсихология заимствовала теоретические представления, прежде всего в виде теорий личности, позволяющих представить психику как систему иерархически организованных элементов, состав и система отношений которых и обусловливают специфику их различий. У психологии логопсихология взяла также методы исследования психических явлений. Отдельные области психологии представляют самостоятельный интерес для решения задач логопсихологии.
Будучи разделом психологии, логопсихология, естественно, имеет с нею общие корни. Датой основания научной психологии принято считать 1879 г. — год открытия немецким ученым Вильгельмом Вундтом (1832—1920) первой в мире психологической экспериментальной лаборатории. Сам первооткрыватель новой науки был философом и физиологом, представителем двух наук, которые сыграли решающую роль в становлении психологии. Философия к тому времени выработала с помощью интроспективного метода категориальный аппарат психологии, а физиология вооружила ее методом инструментального наблюдения. Общим с физиологией был и первый объект научной психологии — восприятие, которое к тому времени физиологи успешно изучали на животных. В случае человеческого восприятия физиологам пришлось учитывать не только силу реакции, но и ее психический характер. В отличие от лягушки у человека можно было спросить, что он при этом чувствует. Но еще более важным оказалось то обстоятельство, что внутренний «душенный фактор» существенно влиял на величину ответа, а следовательно, позволял получать объективную характеристику психических процессов. Знаменательно, что первым объектом психологии стали когнитивные процессы по причине относительно легкой их объективации.
Понятия ЗРР и ОНР в логопедии
Задержка речевого развития //rechudetey.ru/narushenie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-zrr.html, характерна для детей, не достигших 4 летнего возраста. Уровень развития речевых способностей ребенка с таким диагнозом заметно отстает от сверстников. При своевременном обращении к логопеду отклонение успешно устраняется.
ОНР – общее недоразвитие речи. Понятие включает в себя разносторонние патологии в речевом развитии ребенка (лексические, грамматические, фонетические и другие ошибки в произношении и формулировке слов и предложений).
ОНР может наблюдаться при алалии, дизартирии и т.д. В логопедии ОНР разделяют на 4 уровня, которые определяются степенью отклонений от нормы. Представлено в таблице:
Уровни ОНР |
Характеристика |
1 уровень |
|
2 уровень |
|
3 уровень |
|
4 уровень |
|
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Представленное разделение необходимо логопеду для правильной постановки диагноза и последующего лечения.
Методы логопсихологии
Методы логопсихологии подразделяются на две большие группы — психодиагностика и психологическая помощь(коррекция и терапия).
Владение методами диагностики в значительной мере определяет квалификацию специалиста. Только правильное распознание имеющегося расстройства, понимание его структуры и динамики позволяют оказать наиболее качественную помощь человеку с теми или иными нарушениями, в том числе с расстройствами речи. Психологическая диагностика особенно значима для логопедии, так как речь тесно связана со всеми психическими функциями.
Психологическая диагностика лиц с речевыми расстройствами в первую очередь выявляет отклонения психических характеристик от нормы, оценивает переживания человека по поводу своего дефекта, наличие у него искажений восприятия своего состояния, дезадаптивных программ поведения и планирования.
Методы психологической диагностики могут быть описаны с помощью различных классификаций, каждая из которых полезна при решении конкретных задач.
В общем виде психодиагностические методы можно разделить по направленности, теоретическому конструкту, на котором они основаны, и форме применения.
На первый взгляд направленность кажется самым понятным критерием, однако за внешней простотой порой скрываются довольно сложные методологические вопросы. Дело в том, что сам понятийный аппарат современной психологии еще не устоялся
Существуют не только десятки определений понятия «личность», но и попытки вообще убрать из употребления такие устоявшиеся понятия, как внимание, интеллект и т.п
В данном пособии мы будем опираться на наиболее принятые понятия, к общим категориям которых относятся такие, как интеллект, личность и поведение. В рамках этих категорий с некоторой долей условности можно выделить составляющие их элементы психики, например, к категории интеллекта будет относиться восприятие, память, мышление, к категории личности — ценности, направленность, эмоции, к категории поведения — мотивация, воля, активность.
Достаточно известным является также разделение методов психодиагностики по теоретическому конструкту, на котором они основаны. Оно оказывается действенным при подборе нескольких диагностических методик для достижения их совместимости. Например, тревога одними авторами рассматривается как безадресный страх, а другие понимают страх как частное проявление экзистенциальной тревоги, т.е. в этих концепциях понятия «тревога» и «страх» выступают то как частное, то как общее. Очевидно, что методики, построенные на различных теоретических основах, не могут быть использованы в качестве взаимодополняющих. Эта классификация полезна также для демонстрации того, как «работают» психодиагностические методики.
Разделение методов диагностики по форме их применения зависит от практических потребностей специалиста, а также от технических возможностей (от наличия соответствующей аппаратуры и т.п.). К формам психодиагностики относят устную и письменную, индивидуальную и групповую, с применением бланков или компьютера и некоторые другие.
С некоторой долей условности методы могут быть расположены по степени возрастания строгости — от наблюдения до экспериментальных методов.
Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и не включенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное — является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное — предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.
Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними.
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.
Лингвистические основы логопсихологии
Логопсихология, будучи разделом психологии, в наибольшей степени обязана своим содержанием лингвистике
Понимание сущности языка, его функций, структуры и путей развития имеет важное практическое значение, поскольку язык является необходимым условием формирования высших психических функций, отличающих человека от животных. Любые отклонения, нарушения в развитии ребенка немедленно сказываются на успешности его взаимодействия с окружающим миром, на формировании у него языка и речи, а значит, специфически влияют на его социализацию
Если в психологии до XIX в. преобладал метод интроспекции, то лингвистика развивалась по преимуществу как наука о текстах. Для развития лингвистики важным рубежом стал переход к осознанию существования не языка как такового, а говорящего человека, а значит, необходимости понимания законов реального говорения, в том числе с учетом психических особенностей говорящего и условий говорения.
От решения вопроса об историческом происхождении человеческой речи был один шаг до изучения становления речи у детей. В частности, этим вопросом занимался И.М
Сеченов, обративший внимание на то важное обстоятельство, что у ребенка мы можем непосредственно наблюдать рождение речи и мысли, опирающейся на речь. И.М. Сеченов стоит и у истоков идеи о значении проговаривания в процессе мышления: «Когда ребенок думает, он непременно в то же время говорит
У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто (а может быть, и всегда, только в различных степенях) случается и с взрослыми людьми. Я по крайней мере знаю по себе, что моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т.е. движениями мышц языка в полости рта. Во всех же случаях, когда я хочу фиксировать какую-нибудь мысль преимущественно перед другими, то непременно вышептываю ее. Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора. По крайней мере, я не в силах мысленно пропеть себе одними звуками песни, а пою ее всегда мышцами; тогда является как будто и воспоминание звуков» (1953. — С. 88)
Сеченов стоит и у истоков идеи о значении проговаривания в процессе мышления: «Когда ребенок думает, он непременно в то же время говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто (а может быть, и всегда, только в различных степенях) случается и с взрослыми людьми. Я по крайней мере знаю по себе, что моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т.е. движениями мышц языка в полости рта. Во всех же случаях, когда я хочу фиксировать какую-нибудь мысль преимущественно перед другими, то непременно вышептываю ее. Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора. По крайней мере, я не в силах мысленно пропеть себе одними звуками песни, а пою ее всегда мышцами; тогда является как будто и воспоминание звуков» (1953. — С. 88).
Известный детский психолог и лингвист К. Бюлер в 1924 г. ввел в научный оборот представление о трех функциях речи, составивших в дальнейшем основу концепции речевой коммуникации:
1) выражения душевных движений;
2) воздействия на чужие душевные движения;
3) «репрезентации». Его заслугой является создание ситуативной теории речевой деятельности. Развивая представления о знаковой природе языка, он писал: «Особые позиции участников речевой ситуации предопределяет связь знака не только с предметами и ситуациями, о которых сообщается в высказывании, но и с каждым из них. Таким образом, знак оказывается полифункциональным (имеет три функции): это символ в силу своей соотнесенности с предметами и положениями вещей, это симптом в силу своей зависимости от отправителя и это сигнал в силу своей апелляции к слушателю, чьим внешним поведением или внутренним состоянием он управляет».
Упражнения для коррекции дефектов в логопедии
Занятия с логопедом направлены на разработку артикуляционного аппарата и дыхательной системы ребенка.
Гимнастика дыхательных путей учит правильно дышать через нос и рот, а также тренирует задерживать дыхание на несколько секунд.
Чтобы занятия не утомляли детей их выполняют в игровой форме. Например, игра «Кораблики». Ее суть в том, что ребенок дует на кораблик, находящийся в воде воздухом пододвигая его к краю емкости. Таких игр в логопедии огромное количество.
Гимнастика артикуляционного аппарата состоит в следующем:
- разминка нижней челюсти;
- разминка щек;
- разминка губ;
- зарядка для языка;
- зарядка для неба.
Упражнения проводят в стихотворной форме с задействованием мимики лица. Делая акцент на том, какие звуки ставятся первыми и на правильное ударение в словах.
Су-Джок терапия
Терапевтический метод применяется для коррекции речевых отклонений. Его цель – нормализация тонуса мышц. Благодаря воздействию на мышцы активизируется работа головного мозга, а именно центров, отвечающих за речь.
Специальное кольцо с массажными шариками одевается на большой палец руки. Легкими движениями массажируют сначала весь палец, а потом активно воздействуют на его ногтевую область до появления покраснения.
Более подробно – https://rechudetey.ru/razvivayushhie-igry/su-dzhok.html
Терапия особенно полезна для детей с диагнозом дизартрия. Потому что у этой категории расстройства речи связаны с неправильной работой головного мозга.
https://youtube.com/watch?v=m5-PdapxHU0
Post Views: 1 783