Рассуждение 2
Тема любви у всех творческих людей находится на почетном месте. Чувство любви помогло многим поэтам раскрыть свой талант, и создать большое количество прекрасных произведений, которые переплетены большим количеством признаний в метафорической форме.
Чувству любви поэт Михаил Лермонтов полностью отдавался. Хоть он прожил не долго, но женщин повстречал не мало, многие смогли заронить в сердце поэта зерно искренней любви. Но эта любовь не всегда была ответной. Часто его музы были холодны по отношению к нему, и тогда все свои душевные терзания поэт выплескивал на бумагу в виде великолепных стихотворений.
Почти все героини произведений Лермонтова имеют своих прототипов, это были дамы, которых любил поэт. Все женщины были разные по характеру и мировоззрению. Многие его избранницы не были готовы к отношениям с поэтом. Но все равно каждой своей музе автор посвящал стихотворные строки, полные любви и страсти.
Первой любовью юного поэта была Варвара Лопухина. Она была юна и прекрасна, поэт посвятил ей огромное количество произведений. Лермонтов писал, что любовь для него стала опорой и обороной от суеты, Варвара для него стала музой, но этой любви не суждено было сбыться. Варвару выдали замуж, а юного романтичного поэта охватила тоска и уныние.
Потом поэт встретил новую любовь, но и она осталась безответной. Эта женщина высмеивала и издевалась, над поэтом. Имя этой юной особы Екатерина Сушкова. Ей был посвящен целый цикл произведений, который так и назывался «Сушковский цикл». А в стихотворении «Нищий» автор смог передать всю ту боль, которую получил от Екатерины. Автор признается, что он обманут в лучших чувствах.
Утешение он нашел в общении с замужней художницей Александрой Воронцовой-Дашковой. Она долго была его музой. Лермонтов понимал, что она не его судьба. Поэт сравнивал её со змеёй, в стихотворении «К портрету», которая постоянно ускользает из рук.
Ещё одной женщиной, которая отвергла пылкого романтика, стала дочь известного драматурга Ивонова, Наталья. Её образ он показал в драме «Странный человек». Но и эта девушка стала женой другого человека.
Все старания поэта разжечь огонь страсти в сердцах его муз не давали желанного результата. Поэт, переживал горечь поражений, и на бумаге появлялись прекрасные строки. Ко всем своим героиням поэт относился с теплотой и нежностью. Эти женщины раскрыли его талант.
Посвящения он подписывал, хотя женщины не отвечали ему взаимностью, он не испытывал к ним злости. Наоборот, он относился с трепетом и заботой.
Сочинение Тема любви в лирике и творчестве Лермонтова
Наверное, многим писателям нравилось писать про любовь и этому они выделяли отдельную главу или внимание. А вот Лермонтов на это потратил очень много времени, и за все время ему удалось создать примерно двадцать разных произведений, в которых речь пойдет про любовь
Каждое его стихотворение посвящено его любви. Здесь он подробно и четко описывает все чувства, которые испытывает сам и испытывает его любимая. Кроме этого здесь присутствует еще вероломство и измена, а также охлаждение чувств к одной из них.
А ведь если тщательно и вдумчиво читать его произведения, то становится понятно, что Лермонтов считается чувствительным человеком. И он старается рассказать всем о том, что если вы очень сильно влюблены, то не нужно сразу же кидаться в нее с головой, ведь от этого могут быть последствия и не всегда положительные. Кроме этого часто в своей жизни автор разочарован, что не стал тем, кем ему давно хотелось стать. Вовремя ему удавалось подключить не только холодный рассудок, но и логику и это его много раз спасало. И каждый раз он понимал, что любви в этом мире он отыскать не сможет. Но немного попозже все-таки пытался опять создать отношения, которые думал, что сложатся совсем не так как предыдущие.
А вот произведение «с горчинкой» предполагает конец всему к чему он так давно и упорно шел. Каждый из его героев оказывается несчастным. И все что он испытывает к женщинам переносится на бумагу и попадают в произведения. А все потому что никто не понимал автора и только при помощи бумаги он мог высказать все что держал всегда в душе и в сердце. Поскольку здесь он не находит себя, то уходит полностью в поэзию, где ему удобно и комфортно находиться. Кроме этого он совсем не хотел всю жизнь прожить в одиночестве и это его еще больше угнетало.
Если раньше каждый человек видит любовь сквозь розовые очки и не всегда замечает того, что его обманывают. А вот Лермонтов уже давно снял эти очки и поэтому сейчас его обмануть становится очень трудно и практически невозможно. Теперь он переходит на различные новеллы. И опять его главные герои очутились в том мире, где им приходится жить без любви и иллюзиями. Кроме этого теперь к своей жизни он подходит с философской точки зрения. Он понимает, что любовь может появиться внезапно и также внезапно исчезнуть, и никто от этого не застрахован.
Любовная лирика заставляет читателей задумываться над жизнью, а также и над тем, что они собираются делать дальше и как жить. Также Лермонтов уверен в том, что существует еще один мир, в котором вообще нет горя и зла, и все люди счастливы. Кроме этого там никто не разочаровывается в любви. И каждый человек в этом мире может быть счастливым.
2 вариант
Наверное, нет такого автора, который бы не писал про любовь, ведь это для них является самой актуальной темой. У Лермонтова было огромное количество женщин, и каждой из них он посвятил стихотворение. Кроме этого он еще описывает их измену или неразделенную любовь.
Также Лермонтова можно назвать чувствительным человеком, который видит окружающих людей, которые любят друг друга, но совсем скоро у них должно что-то случиться или ему хочется остановить человека, который готов броситься с головой в омут любви и никогда оттуда уже не возвращаться. Кроме этого часто судьба его очень сильно разочаровывала, но он все равно верил в то, что все совсем скоро измениться в лучшую сторону. Конечно, бывали моменты, когда он был, не совсем уверен в том или ином решении и тогда на помощь ему приходили не только холодный рассудок, но и логика. Также он делал выводы о том, что любовь вообще никому не нужна, и любить никого кроме себя не стоит. Все его страдания отпечатываются на произведениях автора.
Ему кажется, что у истории любви только лишь трагический конец. Ведь каждый из его героев также как и он несчастен в любви и никому из них не везет в любви. А поскольку ему не с кем делиться всеми своими тайнами, секретами или переживаниями, то он делиться всем с бумагой, которая как говорят, все стерпит. Ему кажется, что человек не должен жить в закрытом пространстве. Кроме этого он должен постоянно соблюдать все законности и правила. И когда он понимает, что везде его обманывают, то решает просто уйти в поэзию. И хотя ему очень плохо одному, но зато никто теперь не будет его обманывать и бросать.
Когда в более зрелом возрасте он уже снял свои розовые очки и на мир смотрел совсем другими глазами. И выражал он свои произведения в новеллах. Больше всего на свете ему нравится писать на гражданскую тему. Кроме этого здесь затрагиваются проблемы любви с философской точки зрения, а также и о своем месте в жизни и о смерти. Он понимает, что не бывает любви на века и в один прекрасный момент она покинет его.
Когда начинаешь читать любовную лирику Лермонтова, то начинаешь мыслить на разные темы и задумываться о своем настоящем и будущем. Те, кто знаком с произведениями Лермонтова, наверное, знают, что он романтик. Кроме этого он верит в то, что где-то существует еще один мир, в котором люди любят друг друга и никогда никто никого не бросает. И ему больше всего на свете хочется попасть именно в этот мир.
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! — любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
Эти строки из стихотворения “1831-го, июня, 11 дня” — словно эпиграф к лирике Лермонтова, лирике “сильнейших страстей” и глубоких страданий. И хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, эта вечная тема — тема любви — зазвучала у него совершенно по-иному. “Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило нашей поэзии”, — писал Д. Мережковский. И воистину, если для Пушкина любовь — источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью. У Михаила Юрьевича мотивы одиночества, противостояния героя-бунтаря “бесчувственной толпе” пронизывают и стихи о любви, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично.
Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтою о счастье:
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями, —
писал он, обращаясь к Н. Ф. И. — Наталии Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Но это лишь одна, не повторившаяся больше нота. Весь же цикл посвященных Ивановой стихов — это история неразделенного и оскорбленного чувства:
Я недостоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования:
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный, печальный,
Который здесь оставлю я.
Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своей избранности, предназначенности для иной, высшей свободы и иного счастья — счастья творить. Завершающее цикл стихотворение — одно из самых прекрасных у Лермонтова — это не только расставание с женщиной, это и освобождение от унижающей и порабощающей страсти:
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам…
Контраст между высоким чувством героя и “коварной изменой” героини в самом строе стиха, насыщенном антитезами, столь характерными для романтической поэзии:
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней…
Этот типично романтический прием определяет стиль не только одного стихотворения — на контрастах, противопоставлениях построена вся лирика поэта. И рядом с образом “изменившегося ангела” под его пером возникает другой женский образ, возвышенный и идеальный:
Улыбку я твою видал,
Она мне сердце восхищала…
Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасала у поэта до конца дней. Пленительный облик этой нежной, одухотворенной женщины предстает перед нами и в живописи, и в поэзии Михаила Юрьевича:
…все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но и в стихах, посвященных Варваре Александровне, звучит тот же мотив разлуки, роковой неосуществимости счастья:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухина ответила на чувство Лермонтова, между ними не было непреодолимых преград. Разгадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский “роман в стихах” не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагической невозможности счастья в этом жестоком мире, “среди ледяного, среди беспощадного света”. Перед нами опять возникает романтический контраст между высоким идеалом и низкой действительностью, в которой он осуществиться не может. Поэтому Лермонтова так притягивают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Это может быть чувство, восставшее против власти “светских цепей”:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
Это может быть гибельная страсть, изображенная в таких стихотворениях, как “Дары Терека”, “Морская царевна”.
Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый “Парус”:
Увы! Он счастия не ищет…
Этой строке вторят другие:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, за которым для него — сон души, угасание и самого поэтического дара.
Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в обычном ее понимании. Душевное родство возникает здесь вне “чего б то ни было земного”, даже вне обычных законов времени и пространства. Вспомним поразительное стихотворение “Сон”. Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но именно оно помогает понять, что есть любовь для лермонтовского героя. Для него это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова.
9 класс
Лермонтов — один из наиболее ярких представителей русской поэзии. В его творчестве особое место занимает любовная лирика, которая поражает своей глубиной и эмоциональностью.
Одним из самых известных любовных стихотворений Лермонтова является «Я вас любил». В этом произведении поэт выражает свою грусть и боль от утраты возлюбленной. Он описывает свои чувства перед ее портретом и жалуется на судьбу, которая разлучила их.
Другое известное произведение Лермонтова — «Стихи о любви». Здесь поэт открывает свою душу и говорит о том, что для него настоящая любовь — это не только физическое притяжение, но и духовное единство. Он пишет о том, что истинная любовь может прийти только к тем, кто способен открыться другому человеку и понять его.
Еще одно замечательное произведение — «Утес». В этом стихотворении Лермонтов описывает свои чувства при встрече с возлюбленной на берегу моря. Он пишет о том, как красива и нежна она в этот момент, и как сильно он любит ее.
Таким образом, любовная лирика Лермонтова — это прекрасные произведения, которые описывают человеческие чувства, эмоции и переживания. Они помогают нам лучше понимать себя и окружающий мир.
В чем своеобразие любовной лирики М. Ю. Лермонтова?
У Михаила Юрьевича тема любви тесно переплетается с темой свободы. Она непременно «пропитана» разочарованием, разлукой. Поэт воспринимает свои чувства особенным образом, переживает их.
Создается впечатление, что любовь, как таковая, тяготит его. Он пытается избавиться от нее, но не может. Чувства лишают его ощущения свободы, к которому М. Ю Лермонтов так стремится. В каком-то смысле любовь ограничивает поэта, сковывает его.
Лирические мотивы в творчестве А. С. Пушкина чем-то похожи, но у Лермонтова любовь ассоциируется со страданием, приносит ему определенные муки. Что нехарактерно для столь возвышенного чувства, которое придает легкость.
Автор замыкается в себе, не раскрывается, по этой причине любовь приносит ему боль, неудобства. Заставляет писать тягостные стихи, в которых он выражает свои эмоции.
Если обычно любовь приносит радость и счастье, то в поэзии Лермонтова это скорее негативное чувство, чем позитивное, которое он испытывает к конкретной женщине.
В то же время эмоции заставляют поэта особенным образом относиться к избраннице, которая их вызвала. В творчестве это хорошо прослеживается.
В чем же причина такого восприятия? Пожалуй, в индивидуальных особенностях характера, ведь люди творческого плана всегда чувствуют иначе, тоньше. Придавая своим эмоциям особое значение.
Чтобы написать сочинение на тему лирики в творчестве М. Ю. Лермонтова, недостаточно просто прийти в класс и «отсидеть» урок. Необходимо прочувствовать стихи поэта, понять его переживания и эмоции, вызванные этим чувством. Осознать, кому посвящены лирические произведения, и что так восхитило или разочаровало автора.
Наталья Федоровна Иванова
В 1831 году Лермонтов увлекся дочерью известного московского писателя Иванова. Наташа на чувства поэта ответила. Девушке льстило, что ей посвящают стихи, уже тогда полные боли и страданий. Тем не менее, всерьез Михаила она не воспринимала, но при этом играла с ним, ожидая более выгодного жениха.
Любовь в лирике Лермонтова стала одной из главных в 1831-1832 годах. Наташе Ивановой он посвятил стихотворения «Прости, мы не встретимся боле…», «Не могу на Родине томиться…», «Измученный тоской и недугом…», «Не ты, но судьба виновата». Через все стихи проходит мотив неразделенной любви, страданий и боли.
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова
Проведя анализ непродолжительной жизни поэта, можно понять, что любовных отношений в ней было не так уж и много. Виной всему образ Лермонтова, впечатление, которое он производил на окружающих.
Одна из его муз, А. О. Смирнова, которой посвящены многие произведения лирического характера, говорила, что Михаил Юльевич производит впечатление злого, дерзкого человека. Но на деле он добрый, частный и порядочный. Просто свои хорошие качества умело прячет под маской дерзости.
История жизни поэта драматична, но это не значит, что в ней не было искренних чувств. Варенька Лопухина – первая любовь автора.
Он описывает ее как легкую, красивую и довольно умную девушку, которая умела вдохновлять. Все вокруг оживало, когда она представала перед ним.
Но увы, эти чувства были обречены. Несмотря на то, что Лермонтов любил Варвару Александровну, она была вынуждена выйти замуж за другого мужчину.
С Екатериной Сушковой поэт познакомился в Москве. Образ кокетки вдохновил его на написание 11 стихотворений, которые были объединены в цикл. Повторная встреча Сушковой и Михаила Юрьевича состоялась в Петербурге, но тогда красавица уже готовилась выйти замуж, причем ее избранником стал друг поэта.
С Александрой Воронцовой-Дашковой отношений у Лермонтова не было, на момент знакомства она была уже замужем. Но живость, остроумие и необычный взгляд на жизнь, вдохновили поэта на написание одного из своих лучших произведений «К портрету».
Варвара Александровна Лопухина
С Варенькой поэт познакомился весной 1832 года и влюбился без памяти. Она стала самой сильной привязанностью Лермонтова. Именно Лопухина была идеалом женской красоты для поэта. Ее черты он искал в других женщинах, ее воспевал с пламенной страстью в стихах.
Никого сильнее Лопухиной так и не сумел полюбить Лермонтов. Тема любви к ней заняла особенное место в его творчестве. Это и посвященные ей стихи, и персонажи, прототипом которых она стала, и портреты, написанные поэтом. Лопухиной он адресовал стихотворения: «Она не гордой красотою…», «Мы случайно сведены судьбою…», «Оставь напрасные заботы…». Не забывает о ней Лермонтов и в более позднем творчестве: «Я к Вам пишу случайно: право…», «Сон». Посвящения к поэмам «Измаил-Бей» и «Демон» (1831 и 1838 гг.) также адресованы Лопухиной.
Известно, что этих двоих связывала сложная, странная любовь. Лермонтов любил Варю, она ответила на его чувства, но возникшее между ними недопонимание загубило их жизни. До Лопухиной дошли слухи, что Лермонтов женился на Сушковой. В ответ на это она вышла замуж за Бахметова, однако вскоре раскаялась, потому что по-прежнему любила Мишеля. К сожалению, изменить ничего уже было нельзя.
Историю этой мучительной любви Лермонтов частично воссоздал в «Герое нашего времени», в драме «Два брата», в незаконченной «Княгине Лиговской». В этих произведениях Варя стала прототипом Веры.
Екатерина Александровна Сушкова
Тема любви в творчестве Лермонтова стала прослеживаться особенно ярко, когда он впервые по-настоящему влюбился. Его избранницей стала восемнадцатилетняя Екатерина Сушкова, черноокая красавица, одетая по последней моде. С ней он познакомился в 1830 году в Середниково, куда они переехали с бабушкой Елизаветой Арсеньевой. На тот момент поэту было шестнадцать лет, поэтому Сушкова не отнеслась к его чувствам серьезно, считая его мальчиком.
Тема любви в произведениях Лермонтова «Весна», «Итак, прощай! Впервые этот звук…», «Черные очи», «Когда к тебе молвы рассказ…», «Один я в тишине ночной», «Передо мной лежит листок…» основывается именно на чувствах к Екатерине Александровне. В «Черных очах» автор говорит, что в глазах возлюбленной нашел и рай, и ад.
Вскоре Сушкова уехала из Москвы. С Лермонтовым они встретились только четыре года спустя. Обиженный поэт решил отомстить бывшей возлюбленной. Он влюбил ее в себя, из-за чего отменилась свадьба Сушковой с Алексеем Лопухиным, другом Михаила Юрьевича.