Смысл произведения Мастер и Маргарита
Основной смысл произведения «Мастера и Маргариты» – это борьба добра и зла, о чем говорится и в эпиграфе к роману.
М. А. Булгаков склоняет к читателя к мысли о том, в мире должно быть равновесие, состоящие из добра и зла. Это равновесие находит олицетворение в Воланде и Иешуа.
Зло – Воланд – предстает справедливым в романе. Добро и зло переплетаются в душе человека. Сатана наказывал людей злом за то зло, которое они сами творили.
Также в произведении прослеживается и смысл человеческой борьбы.
Москвичи изображены в романе как марионетки. Только Он и Она среди этой безликой толпы понимают устройство мира и его правителя.
Роман делится на следующие пласты:
- Великий Прокуратор и Иешуа – они ведут постоянную войну за бессмертие души человека, а также играют с человеческими душами;
- Мастер и Маргарита – понимают устройства мира намного глубже, чем видят его другие люди;
- Москвичи – стремятся лишь к материализму, а не к духовности.
М. А. Булгаков хочет показать своим романом то, что не стоит следовать за установленным порядком, необходимо внимательно относиться к себе. Иначе это может привести к ущербу своей личности.
О чем книга Мастер и Маргарита
Перед тем, как начать читать книгу, читатели задаются следующим вопросом о содержании книги. Так о чем же книга «Мастер и Маргарита»?
Воланд (Сатана) побывал во многих уголках мира. Одним из пунктов путешествия являлась Москва. Его посещение Москвы падает на 1930 год, когда в стране все перестают верить в Бога. Герой романа – Мастер – написал книгу об Иисусе и его последних днях на земле. Писателя отправили в дом для сумасшедших, а его роман был сожжен автором.
Вместе с Воландом путешествует его свита: Коровьев, Гелла, Бегемот и Азазелло. Они называют людей, которые предались грехам (например, пьянство или взяточничество).
Маргарита – любовница Мастера. Женщина не знает, что Мастер, был помещен в дом для сумасшедших и пытается его найти.
Помимо любовной темы, разворачивается история Иешуа и Понтия Пилата. Великий Прокуратор боится божьего суда за то, что осудил Иисуса.
В конце романа сюжетные линии пересекаются. Мастер освобождает Иешуа. Понтий Пилат, гнетенный совестью, наконец-то, обретает покой. Мастер с Маргаритой обретают покой и вечную любовь.
Смысл эпиграфа
Эпиграф для своего романа М. А. Булгаков взял из произведения И. В. Гете «Фауст». Смысл эпиграфа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он предопределяет двухчастность произведения, смешение времен (прошлого и настоящего), оригинальную философскую концепцию.
Произведения великих писателей во многом схожи. К главным героям является Сатана: к Фаусту Мефистофель, к Маргарите – Воланд.
Также эпиграф говорится, что исход борьбы добра и зла уже предопределен – добро всегда побеждает зло.
Очень краткий пересказ романа «Мастер и Маргарита»
В столице останавливается заграничный профессор чёрной магии Воланд со своей необычной свитой: котом Бегемотом, рыцарем-убийцей Азазелло и Коровьевым. С их появлением город сотрясает от череды мистических событий. В это же время развивается роман между замужней Маргаритой и бедным писателем Мастером, сочинившим уникальную рукопись о последних днях Ийсуса на земле.
Влюблённых разлучают, но Маргарита оказывает Воланду услугу — становится королевой на балу у Сатаны. За это тёмный властитель возвращает ей возлюбленного прямо из психиатрической клиники, где тот томился из-за гнусной кляузы.
Параллельно роман включает в себя книгу, написанную Мастером и рассказывающую о событиях в Древнем Ершалаиме — последних днях и распятии Иешуа Га-Ноцри, прототипа Христа.
Действующие лица
Мастер — главный герой, писатель. Автор романа о Понтии Пилате.
Маргарита — возлюбленная Мастера.
Воланд — таинственный персонаж, в котором угадывается Сатана.
Иван Понырев (псевдоним — Бездомный) — поэт.
Свита Воланда — Азазелло (невысокий рыжий мужчина с клыками), Бегемот (маленький толстяк, он же — гигантский чёрный кот), Гелла (рыжая красавица-вампирша), Коровьев, он же Фагот (худощавый мужчина в клетчатом костюме и пенсне без одного стекла).
Сотрудники московского театра Варьете — Степан Лиходеев (директор), Григорий Римский (финансовый директор), Иван Варенуха (администратор), Василий Ласточкин (бухгалтер), Андрей Соков (буфетчик).
Персонажи романа Мастера — Иешуа Га-Ноцри (философ, считавший всех людей добрыми и распятый за свои убеждения), Понтий Пилат (пятый прокуратор Иудеи), Каифа (первосвященник), Левий Матвей (ученик Иешуа), Иуда из Кириафа (предатель), Низа (возлюбленная Иуды), Марк Крысобой (кентурион), Афраний (начальник тайной службы Понтия Пилата).
Прочие персонажи — Михаил Берлиоз (председатель МАССОЛИТа), Максим Поплавский (дядя Михаила Берлиоза), Алоизий Могарыч (лжедруг Мастера), Никифор Босой (председатель дома, в котором поселился Воланд со своей свитой), Стравинский (врач в клинике, куда поместили Ивана Бездомного), Бенгальский (конферансье), Латунский (литературный критик), Наташа (домработница Маргариты), Николай Иванович (сосед Маргариты).
Первый мир — Москва 20-30-х годов.
Сатана пришел в Москву, чтобы совершить правосудие, вызволить Мастера, его шедевр и Маргариту. Он видит, что Москва превратилась в подобие Великого бала: ее населяют предатели, доносчики, подхалимы, взяточники, валютчики. Булгаков представлял их как в виде отдельных персонажей, так и в виде служащих следующих учреждений: МАССОЛИТа, Театра Варьете и Зрелищной комиссии. Каждый человек имеет пороки, которые Воланд разоблачает. Более тяжкий грех взяли на себя работники МАССЛИТа, называющие себя литераторами и учеными. Эти люди много знают и при этом сознательно уводят людей от поиска истины, делают несчастным гениального Мастера. За это кара настигает Дом Грибоедова, где размещается МАССОЛИТ. Московское население ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни в дьявола. На мой взгляд, Булгаков надеялся, что когда-нибудь люди осознают тот ужас, который поглощал Россию в течение многих лет, как осознал Иван Бездомный, что стихи его ужасны. Но при жизни Булгакова этого не произошло.
История создания
Этот роман Булгаков писал 12 лет. История о Мастере и Маргарите, Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, о Воланде и Москве занимала все мысли писателя. При этом ни малейшей надежды на публикацию у автора не было: за ней последовал бы расстрел (да и не взялся бы никто публиковать это произведение).
Булгаков окончил работу над романом в 1939 г. Будучи тяжело больным, он продолжал диктовать жене поправки к роману. До последнего момента жизни автор создавал это великое произведение.
Благодаря неимоверным усилиям Елены Сергеевны Шиловской, жены Булгакова, спустя 27 лет после смерти писателя роман «Мастер и Маргарита» в сокращённом виде опубликовали в журнале «Москва».
Проблематика:
- истина и её суть (Пилат и Иешуа);
- борьба добра и зла;
- внутренняя свобода и несвобода (Пилат, Мастер);
- человек и власть (Пилат);
- человек и деньги;
- связь времён;
- любовь и её суть (Мастер, Маргарита);
- верность и предательство.
Смысл названия: Михаил Булгаков долго не мог определиться с названием романа. Черновые варианты назывались «Инженер с копытом», «Князь тьмы» или даже просто «Сатана». Но впоследствии Булгаков ушёл от демонической темы — вернее, сместил её на периферию, утвердив как главное содержание романа любовь (Маргарита) и творчество (Мастер).
Литературное направление: в силу самобытности роман «Мастер и Маргарита» сложно отнести к какому-либо определённому литературному направлению. Можно сказать, что этот роман сближается с эстетикой магического реализма (вплетение магических элементов в реалистическую картину мира). В русской литературе к магическим реалистам можно также причислить Гоголя.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: «Мастер и Маргарита» — это сатирический, социальный, фантастический и философский роман. Кроме того, в композиционном отношении он представляет собой «роман в романе».
Время и место действия: роман о Мастере и Маргарите, о Воланде — Москва, 1930-е годы, весна.
Роман об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате — Иерусалим, весенний месяц нисан.
Второй мир — Ершалаим.
С Ершалаимом связано много характерных, присущих именно ему и в то же время объединяющих с Москвой деталей. Это палящее солнце, узкие запутанные улочки, рельефность местности. Особенно удивляет сходство некоторых возвышений: Дом Пашкова в Москве и дворец Пилата, находящийся над крышами городских домов; Лысая гора и Воробьевы горы
Можно обратить внимание еще и на то, что если в Ершалаиме окружается холм с распятым Иешуа, то в Москве с покидающим ее Воландом. Всего три дня описывается из жизни города. Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться
Главный герой древнего мира Иешуа очень похож на Иисуса. Он тоже простой смертный, который остался непонятым. Ершалаим, придуманный Мастером,- фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным
Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться. Главный герой древнего мира Иешуа очень похож на Иисуса. Он тоже простой смертный, который остался непонятым. Ершалаим, придуманный Мастером,- фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным.
Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и их взаимодействие
Слайд 1
Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и их взаимодействие
Слайд 2
Роман состоит из трех миров: наш привычный мир, ершалаимский мир («Свет»), и потусторонний мир. Все три мира романа существуют в постоянной и неразрывной связи, подвергаются постоянной оценке со стороны высших сил. Роман «Мастер и Маргарита» — самое гениальное и самое неоднозначное произведение о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда стремится к свету и добру.
Слайд 3
Первый мир — Московский Москва показана Булгаковым с любовью, но и с болью. Это прекрасный город, немного суетливый, суматошный, полный жизни.
Слайд 4
Но сколько утонченного юмора, сколько откровенного неприятия в изображении людей, населяющих столицу!
Слайд 5
В литературной среду талант с успехом заменили пробивные способности, хитрость, ложь, подлость. Отныне цена успеха не признание народом, а дача в Переделкине!
Слайд 6
Блестящие показаны жулики, карьеристы, сводники. Всех их настигает заслуженное возмездие. Но наказание не страшное, над ним смеются, ставя в нелепые ситуации, доводя до абсурда их собственные черты и недостатки.
Слайд 7
Жадные на дармовщинку получают в театре вещи, которые исчезают, как бальное платье Золушки, деньги, которые превращаются в бумажки.
Слайд 8
Воланд стоит в мира. Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия, на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, воздаёт каждому по вере. Мир сатаны
Слайд 9
Воланду принадлежит немало умнейших и поучительных высказываний, несущих в себе глубинный смысл.
Слайд 10
Люди живут, суетятся, выгадывают, нелепо умирают. О них он скажет так: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Слайд 11
В разговоре с Маргапитой Воланд произносит потрясающие слова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас.Сами предложат и сами всё дадут»
Слайд 12
Воланд высказывает излюбленную мысль Булгакова: «Каждому будет дано по его вере»
Слайд 13
Воланд, «свита» и вся «темная сила» раскрывают, разоблачают, соблазняют. Единственные, кто выносит испытание, — Мастер и Маргарита, да и Мастер, оказывается, все-таки заслуживает лишь покой. Маргарита – единственный человек, который вызвал восхищение у Воланда и его свиты своей честностью, нравственностью, гордостью, умением любить так самоотверженно. За нелегкий труд он отблагодарил её, ещё раз поразившись тем, что она ничего не требовала…
Слайд 14
Библейский мир В «ершалаимских» главах наиболее острое звучание приобретают главные темы произведения: тема нравственного выбора, ответственности человека за свои поступки, наказания совестью.
Слайд 15
М.Булгаков сконцентрировал действие романа вокруг двух персонаже — Иешуа и Пилата. Иешуа стоит в мира. Он — философ, странник , проповедник добра, любви и милосердия, является воплощение чистой идеи в романе, вступающей в неравную схватку с юридическим правом.
Слайд 16
В Понтий Пилате мы видим грозного властелина. Он хмур, одинок, бремя жизни тяготит его. Всемогущий Пилат признал Иешуа равным себе. И заинтересовался его учением. Но он не в состоянии преодолеть страх перед долгом Каифы
Слайд 17
Несмотря на то, что сюжет кажется завершенным — Иешуа казнен, возникает впечатление, что Иешуа так и не умер. Кажется, самого слова «умер» нет в эпизодах романа.
Слайд 18
Пилат — носитель и олицетворение «самого страшного порока» – трусости Раскаянием и страданиями Пилат искупает свою вину и получает прощение…
Слайд 19
Заключение В «Мастере и Маргарите» современность проходит испытание вечными истинами. Все происходящие события неразрывно связаны между собой, они подчеркивают и помогают понять неизменность природы человека, понятий добра и зла, извечных человеческих ценностей…
Кратко об истории создания произведения
Михаил Афанасьевич трудился над романом почти 12 лет — с конца 1920-х годов до 1940 года. Правки и дополнения в рукопись автор перестал вносить лишь за три недели до смерти. Последнюю редактуру романа производила жена писателя Елена уже после его похорон.
Булгаков долго не мог определиться с конечным вариантом названия рукописи: «Гастроли Воланда», «Копыто инженера», «Чёрный маг» или «Князь тьмы»? Лишь в 1937 году уже слабеющий от болезни писатель выбрал для романа имя, обречённое стать всемирно известным — «Мастер и Маргарита».
История создания этого произведения пестрит пробелами. Никто точно не скажет, откуда автор почерпнул идею. Возможно, это связано с восхищением, которое вызывал в Булгакове «Фауст» Гёте. В первых рукописях главного героя автор называл Фаустом. Интересно и то, что Мастер и его Маргарита не фигурировали в самом начальном варианте романа, хотя сейчас представить себе их отсутствие в сюжете невозможно.
Кроме того в 1930-м году из-за бесконечных нападок со стороны правительства писатель оказался на гране нервного срыва, в этом подавленном состоянии он предал огню свой литературный труд. К работе над романом Булгаков вернулся спустя пару лет, восстановив сожжённую рукопись по черновым записям.
Роман издали лишь спустя 30 лет после смерти его творца. Причём он был изрядно сокращён. Полную версию «Мастера и Маргариты» свет увидел в 1969 году в Германии. В СССР на роман Булгакова долгое время был наложен запрет. Для советского читателя он был издан только в 1973 году.
Герои романа «Мастер и Маргарита» и его художественные особенности В романе «Мастер и Маргарита» читателю представлены две самостоятельно развивающиеся сюжетные линии. События первой разворачиваются в Москве в мае 1930-х годов, а второй — тоже весной, но в городе Ершалаиме у самых истоков новой эры, около двух тысяч лет тому назад. Повествование построено так, что главы «московской» истории чередуются с главами «ершалаимской», которые к тому же являются рукописью пера главного героя — Мастера.
Подсказки в тексте
Популярность извозчиков.
В Москве вовсю пользуются услугами извозчиков – при том, что на протяжении тридцатых годов их популярность падает и они постепенно исчезают со столичных улиц, теснимые автомобилями. Таким образом, если в результате вычисления года действия мы получим два равновероятных результата, предпочтение будет отдано более раннему году (когда с большей вероятностью можно было встретить извозчика).
Существование Соловецкого лагеря
Лагеря на Соловках (печально известные СЛОН, затем Беломоро-Балтийский лагерь и, наконец, СТОН) существовали с 1923 по 1939 годы.
Идет война в Испании
Судя по словам Воланда, можно предположить, что речь идет о полуострове. Подходящая под это описание война шла в Испании (Пиренейский полуостров) с июля 1936 по апрель 1939 года.
Недавно расстелян Генрих Ягода
Как известно, все участники бала у Воланда имеют реальных прототипов. В 1938 году состоялся громкий судебный процесс право-троцкистского блока. Одним из главных обвиняемых был Г. Ягода. По материалам следствия, Ягода опасался, что Ежов может разоблачить его участие в убийстве Кирова и приказал своему секретарю приготовить яд, которым были обрызганы стены кабинета Ежова. Ягода был расстрелян 15 марта 1938 года.
В Москве скоро состоится архитекторский съезд
Первый съезд архитекторов СССР состоялся в июне 1937 года.
Червонцы выпуска 1925–1936 годов
Белые червонцы с водяными знаками выпускались с 1925 по 1936 год. В начале 1937 года им на смену пришли червонцы нового образца (почему-то без водяных знаков).
Троллейбусные маршруты
По Арбату троллейбус был пущен в конце 1934 года. Но на это можно не обращать внимания, потому что по Садовому кольцу троллейбус стал ходить лишь в конце 1936 года (раз Поплавский оказался в троллейбусе всего через несколько минут после побега из нехорошей квартиры, значит, сел он именно на Садовой).
Еще существует Мюзик-холл
В 1936 году Мюзик-холл (именно он в романе назван Варьете) закрыли под тем предлогом, что это не советский театр. Мне кажется, такое как раз могло бы случиться после скандального сеанса черной магии.
Уже (или еще) существует Торгсин
Объединение Торгсин (Торговый синдикат) было создано в январе 1931 года. Правда, советские граждане могли попасть в магазин лишь с июня, а значит, описанные в романе майские события могли происходить не раньше 1932 года. В январе же 1936 Тогрсин прекратил свое существование.
Бывший Брянский вокзал уже называется Киевским
Брянский вокзал был переименован в Киевский в 1934 году.
Уже существуют советские паспорта
Паспорта были введены 27 декабря 1932 года.
Издается «Литературная газета»
Первый номер «Литературной газеты» вышел 22 апреля 1929 года.
Полнолуние в майскую ночь с пятницы на субботу
Из календаря полнолуний видно, что в интересующий нас период на пятницу пришлось полнолуние 1932 года. Но оно нам не подходит – полнолуние тут приходится на утро пятницы, а не на ее вечер. А вот в 1928 году полнолуние было в 00:11:01 (то есть, практически в полночь) с пятницы на субботу (с 4 на 5 мая).
Итак, у меня вышла ровно чертова дюжина зацепок. Такой уж роман. Может быть, вы мне подскажете еще что-нибудь? Комментарии к статье – внизу.
Смысл концовки книги Мастер и Маргарита
Последняя глава романа называется «Прощение и вечный приют». В чем же заключается смысл финала «Мастер и Маргарита»?
Ночь срывает со свиты Воланда маски:
- Фагот становится темным рыцарем;
- Кот Бегемот превращается в демона-пажа;
Также меняются и Азазелло, и Мастер. Один лишь Воланд не поменял своего облика.
Ночь, изображенная в финале, особенная. Каждый герой получает прощение. Первым является Великий Прокуратор. За него просил сам Иисус, которого Понтий Пилат обрек на смерть.
Вопрос о судьбе Мастера остается открытым. Его подвиг не является христианским, а художественным. Следовательно, героя не оставило все земное и он не забыл Маргариту.
Эпилог рассказывает о судьбе оставшихся на земле героев. Все, кто встретился с Воландом, навсегда запомнили этот момент, но как сновидение.
Финал произведения понимается с двух точек зрения:
- Кто-то принимает все произошедшее как реальность.
- Кто-то понимает, что это лишь плод больного воображения Ивана Бездомного.
Здесь Булгаков не дает точного ответа, а предлагает читателям самим поразмыслить над этим вопросом.
«Мастер и Маргарита» — произведение, которое было не единожды прочитано как русскими читателями, так и иностранными. Этот роман был переведен на множество языков. Многие исследователи до сих пор разгадывают тайны, заложенные Булгаковым в его произведение.
«Мастер и Маргарита» — та книга, которую нужно перечитать несколько раз за жизнь, потому что с каждым прочтением в ней открывается что-то новое и индивидуальное.
Пороки жителей столицы
На первый взгляд, вполне себе обычные жители столицы ведут нормальное существование, служат своей стране, кто как может. Кто-то водит трамвай, кто-то трудится чиновником, кто-то руководит Варьете, а кто-то пишет литературные статьи.
Вот только Булгаков обнажает суть жизни москвичей, а состоит она в том, что человечество ненамного ушло в части нравственного и духовного развития от ершалаимской толпы, которая таращилась на казнь Иешуа. Людьми правят алчность, желание сладко спать и сытно есть, иметь в собственности столичную квартиру, а лучше вместе с дачей и стабильно ездить отдыхать по партийной путевке.
Только все эти материальные блага в Москве 30-х годов, как, собственно, и в нынешней, зачастую можно получить, лишь умея крутиться, угождать, подстраиваться, где-то и предать ближнего, где-то и донос сделать на соседа. Именно таким писатель остро вырисовывает истинный портрет успешного москвича тех лет.
Оборотной стороной такой жизни выступают лоск и престиж, возможность жить в элитном жилье в центре города, обедать в ресторане и отдыхать на море. Слабость человеческой натуры, мещанство, потребительство и неспособность нравственно возвыситься над массовой бездуховностью — все это сатирически мастерски изображает Михаил Афанасьевич в своем бессмертном литературном творении.
Основными и явными пороками москвичей в романе являются:
- алчность,
- бездумное потребительство,
- ложь,
- равнодушие к ближним,
- корысть,
- лизоблюдство,
- духовная низменность.
Место действия
Изображение образа города Москва в романе стоит рассматривать с двух сторон. Один ракурс — это место, где происходят описываемые события. Другой — сатирический. Город с определённой долей юмора показывается автором изнутри, обнажая свою изнанку.
Михаил Булгаков при описании Москвы в «Мастере и Маргарите» для городских пейзажей использует исключительно те полутона, которые способны подчеркнуть настроение героев и атмосферу самого произведения, а не просто для очертания декораций. Сюда можно отнести и колеровку цвета, и ощущения персонажей, и запахи. Примером служит незабываемый аромат сирени, присутствующий как в майской Москве, так и в древнем городе Ершалаиме.
Если вспомнить начало произведения, то порядок действий строится в майскую жару тридцатых годов. И раскалённый город у читателя сразу вызывает какое-то чувство неопределённости и тревоги. Складывается впечатление, что очень скоро произойдут события, не вкладывающиеся в обычный уклад жизни горожан. И они действительно происходят.
При встрече же Мастера и Маргариты автор даёт описание грязной жёлтой стены в мрачном переулке и множества чужих друг другу людей. Этим Булгаков как будто подчеркнул то мрачное состояние глубокого одиночества, в котором главные персонажи произведения пребывали до встречи друг с другом.
В представлении Москвы, как места действия, прослеживается тонкий юмор Михаила Булгакова. Так, в описании Дома Грибоедова, где дислоцировались литераторы-массолитовцы, вызывают читательскую улыбку надписи и рисунки на дверях помещений:
- «Карась, попавшийся на уду» (рисунок на двери).
- «Запись в очередь на бумагу к Поклёвкиной».
- «Квартирный вопрос».
А огромные очереди, собирающиеся перед ними, только подчёркивают нескрытую иронию автора, с которой он обрисовывает так называемый Дом Творчества с царящей в нём бюрократии. И понятно, что в этом литературном центре есть всё, только не литература. Ясно, что «Грибоедов» — это сосредоточение формальностей и бланков для решения «квартирных вопросов». Творчеством здесь и не пахло.