Особенности и значение деталей
Как уже было сказано, детали в национальном русском костюме играли очень важную роль.
Детали мужского костюма
Основой национального мужского костюма была простая сорочка. В нарядах простых крестьян она была основой костюма в то время, как знать носила ее как нижнее белье. Она шилась изо льна или шелка. Изнутри передняя и задняя части рубахи дополнялись подкладкой, которую называли подоплекой. Широкие рукава рубахи сужались к кисти.
Внешний вид ворота различался. Он мог быть закругленным, квадратным или вовсе отсутствовать. Если воротник все же был, то он дополнялся завязками или пуговицами.
Также костюм дополнялся такими деталями, как зипун, опашень и охабень. Все эти вещи – разновидности кафтанов. Поверх рубахи и кафтана надевалась свитка, кожух или сермяга. Для более торжественных случаев использовалась парадный плащ (корзно) или однорядка из шерстяной ткани.
Популярны были и шубы. Крестьяне носили более простые изделия из плотной овчины или заячьего меха. Представители высшего сословия позволяли себе щеголять в нарядах из чернобурки, соболя или куницы.
Для того чтобы сохранять тепло внутри, шубы шились мехом внутрь. Снаружи они покрывались плотным сукном. Наряды для знати расшивались парчой или бархатом. Роскоши шубе придавал широкий меховой ворот.
Традиционные шубы в русском стиле были длиною в пол. Рукава также были очень длинными, а руки провдевались не только в них, но и в специальные прорези, располагающиеся спереди. Их носили не только зимой, но и летом, для создания торжественного образа.
Еще одна важная деталь мужского русского костюма – головной убор в национальном стиле. Существовало несколько разновидностей шапок: тафья, клобук, мурмолка и треуха.
Тафья представляла собой маленькую круглую шапочку, которая плотно прилегала к голове. Поверх нее нередко надевали простую шапку. Простые люди выбирали варианты из войлока, более богатые – из бархата.
Мурмолками называли шапки, высокие и расширяющиеся к верху. По похожему принципу создавались и горлатные шапки. Только их дополнительно украшали мехам, идущим от самого горла. Лисий, соболиный или заячий мех одновременно и украшал шапку и согревал голову.
Детали женского костюма
В основе женского национального костюма также была рубаха. Она украшалась вышивкой или изысканной оторочкой. Знатные русские дамы поверх простой нижней рубахи надевали еще и горничную, пошитую из яркого шелка. Самый нарядный вариант – горничная рубашка алого цвета.
Поверх рубашек женщины надевали летник. Старинный наряд длиной в пол создавался из шелка и дополнялся застежками у самого горла. Знатные женщины носили летник, украшенный золотой вышивкой или жемчугом, а их ворот украшало ожерелье.
Более теплой альтернативой летнику в национальном женском костюме была шубка. Длинная и украшенная мехом шуба с декоративными рукавами была признаком роскоши, поскольку особой практичностью не отличалась. Руки либо продевались в специальные прорези под рукавами, либо в сами рукава, которые подкатывались для удобства. Греть ладони можно было в муфте, которая не только украшалась меховой опушкой, но и прошивалась мехом изнутри.
Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником ,повязывая сверху нарядный цветастый платок.
Более нарядно выглядели венчики (широкие повязки, дополненные длинными цветастыми лентами), которые носили летом. Зимой их сменяли меховые шапки. Но традиционный русский костюм до сих пор часто ассоциируется у нас с кокошником – нарядным головным убором в виде опахала. По возможности он богато украшался и становился главным дополнением наряда.
Бисер
Особое значение мастерицы придают вышивке бисером. В древние времена аборигенное население изготавливало бусины в виде кружков и столбиков, вытачивая их из кости и окрашивая природными красителями разнообразных оттенков. Говорят, за горсть таких бисеринок эвенки могли отдать целого оленя. Теперь мастерицам доступен современный бисер, а старинный они берегут как раритет. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение.
Техника шитья и виды орнаментов за долгие годы изменений не претерпели, а вот сама тематика несколько меняется: все чаще на одежде изображают растения, зверей, сам же узор стал крупнее.
Всю природную красоту жизни оленеводов (правда, не Крайнего Севера, а Монголии) запечатлел на своих снимках фотограф Томас Петр
-
Есенин в музыке кратко
-
Два пути облегчения человеческих страданий по а шопенгауэра кратко
-
Идеи аристотеля галилея ньютона в динамике кратко
-
Живопись 9 13 века кратко
- Николай кузнецов разведчик биография кратко
Праздники
Как и у всех народностей, у чукчей имеются национальные торжества. Для европейского человека они покажутся странными и даже диковатыми, но ведь все мы со своими причудами.
Праздник скат байдары
Его празднуют прибережные представители народа. Байдара – это вместительная лодка, в которой легко усядется тридцать человек. Остов изделия выполнен из дерева и китовых ребер. Затем его обтягивают тюленей кожей. Лодка – незаменимая вещь в быту для чукчей. Ее отсутствие означает недостаток провианта в семье.
По этой причине к байдаре относятся с особым уважением и почетом. Перед стартом охотничьего сезона мужское население подготавливает оружие, а женское варит блюдо на основе оленьего жира. Затем шаман проводит специальный ритуал, лодку относят на берег.
После этого морских духов кормят блюдом, которое приготовили девушки. Обряд полностью повторяют на следующий день и после этого открывается сезон охоты.
Праздник кита
Его отмечают чукчи, проживающие на побережье, для которых морские жители – это не только еда, но и цель во время охоты. Суть празднества – вымолить прощение у Хозяина морей за убийство китов, тюленей. Ритуал проводят в конце летнего сезона.
Накануне убивают кита и притаскивают его к берегу, где собираются все жители поселения. Охотники срезают с гиганта полоски кожи и раздают мальчишкам. Затем снимают мясо, а кости вновь опускают в морские глубины. Существовало поверье, что подобные действия помогут животному воскреснуть.
Праздник оленя
Его отмечают чукчи, специализирующиеся на разведении этого животного. Второе название мероприятия – «праздник сброшенных рогов». Он проходит его в мае, когда рождаются молодые оленята. После родов самки сбрасывают рога, а люди их подбирают.
Обувь
Мужчины, женщины и дети Казахстана отдавали свое предпочтение сапогам. Это удобная и практичная обувь, которая идеально подходила представителям кочующего народа. Мужская обувь была более простой и лаконичной. В зимнее время года мужчины обязательно заправляли штаны-шаровары в сапоги – это помогало им сберегать тепло.
Женские сапоги украшались вышивками и декоративными вставками. Праздничные изделия обязательно имели небольшой каблучок и немного загнутый вверх носок.
Молодые юноши часто носили обувь на достаточно высоком каблуке, который составлял не менее 7-8 см. Среди мужчин пожилого возраста были популярны мягкие и удобные изделия без каблука.
Самые бедные мужчины и женщины не могли себе позволить кожаные сапоги. В их гардеробе преобладали обычные сандалии с плоской подошвы из кожи, зафиксированной на ноге при помощи специальных ремешков.
Юкагиры
Зимой сибиряки носили укороченные кафтаны из оленьей шкуры с двумя клиньями по низу спинки, из-за чего возникала внутренняя складка. Эту особенность заметили соседние народы и прозвали юкагиров «людьми с хвостами куропатки». Под кафтан надевалась заимствованная алеутская камлейка, рубашка из кишечника морских млекопитающих.
Существовал второй вариант кафтана – махил, – к которому пришивали окрашенный в красный цвет хвост из тюленьего меха. Мужчинам полагалось носить один подол, начинавшийся от лопаток и спускавшийся до земли. Женщины использовали другой крой: два хвоста по бокам.
Утеплить такие наряды можно было при помощи ниниэдабуна (мехового нагрудника), под который иногда клали заячью шкурку, и шарфа из лисьего хвоста для мужчин или белки для женщин.
Камлейка
У народов Крайнего Севера также есть свои макинтины — камели. По внешнему виду эта куртка похожа на SI или Isaora, и в некотором смысле ее действительно можно назвать технической одеждой. Камлейка — это рубаха с капюшоном, которую обычно носят в качестве верхнего слоя поверх шубы или кухлянки, а также моряки во время охоты. Такая рубашка изготавливалась из внутренностей и шей морских млекопитающих: Моржи, тюлени и морские львы. Особая текстура этих тканей не пропускает воду и снег, защищает мех основной куртки и комфорт владельца.
Слово «унты» происходит от эвенкийского слова «унта», что означает «обувь». Эти сапоги изготавливались из оленьих или заячьих шкур, то есть из кожи ног животного. Подошвы сапог были сделаны из оленьей кожи, а внутренняя часть была выстлана мехом. Сапоги в большинстве случаев были не очень высокими, но если они были высокими, то пряжка крепилась ниже колена. Классическим элементом является инкрустация бисером или вышивкой. Внутренняя подошва сапог была сделана из войлока, что обеспечивало дополнительный комфорт для владельца. Кстати, вариант сапог из овчины стал популярной частью гардероба авиаторов во время Первой мировой войны, поскольку они могли сохранять ноги в тепле даже на предельных высотах и в открытой кабине.
Виды
Благодаря интеграции различных племен и народов, яркие отличительные особенности постепенно стираются. Силуэты и фасоны смешиваются, комбинируются элементы декора. Можно выделить следующие основные виды одежды северян.
Кухлянка — меховая куртка без застежки, напоминающая по силуэту спортивный балахон. Она состоит из 2 слоев. Воздушная прослойка между ними позволяет эффективнее сохранять тепло. Часть, прилегающую к телу, носят мехом наружу. Верхнюю куртку одевают мехом внутрь. Это делает одежду очень устойчивой к загрязнениям. В теплое время года носят только 1 слой.
Люди средних лет и младшего возраста носят кухлянки выше колена. Короткая длина позволяет активно двигаться. Старики, чтобы уберечься от стужи, шьют удлиненные кухлянки до середины икры. У куртки широкий ворот. Он служит для отведения тепла. В горловину продета жила, с помощью которой при сильном ветре можно затянуть воротник. Рукава просторные, благодаря чему руки свободно сгибаются в локтях. Куртка плотно прилегает на запястьях. Человек может выполнять хозяйственные манипуляции. Кухлянка может иметь капюшон или наглухо пришитые рукавицы. Носят ее как с поясом, так и без него.
Двухслойная кухлянка настолько теплая, что ее используют как спальный мешок. Ворот плотно затягивается, оставшееся отверстие закрывают шапкой. Руки вытаскивают из рукавов, просторный крой позволяет прижать их к телу. Если северянину пришлось остановиться, чтобы переждать непогоду, она спасает ему жизнь.
Сокуй — глухая дорожная куртка, по силуэту напоминающая кухлянку. Его не принято подпоясывать. Носится мехом наружу. Есть капюшон, который часто украшен оленьим хвостом. Во время особенно злых морозов сокуй применяют как дополнительный слой сверху прочей меховой одежды.
Малица — глухая дубленка из оленьей шкуры. Подол украшается опушкой из нескольких полос оленьего или собачьего меха. Покрой свободный, как и у кухлянки. Отличительная особенность — удлиненная задняя часть. Рукава заужены к низу. К ним пришиваются рукавицы. Малица имеет меховой капюшон. Мех вывернут наружу. В метель он защищает лицо от снега. Куртка достигает коленей или заканчивается немного выше. Готовясь к дальней дороге, ее подпоясывают. Так за пазухой можно хранить небольшой запас еды и необходимые вещи.
Парка — эта куртка является прародителем популярного предмета современного гардероба. Ее носят поверх малицы. Шьют из нежного меха оленят. К подолу пришивают широкий кусок меха, который может отличаться от основного «полотна». Граница между полосами украшается шахматной мозаикой, которая опоясывает подол. На рукавах также красуется орнамент из кусочков разноцветного меха. Уникальная особенность — капюшон, сшитый из небольшой цельной шкурки. Его могли декорировать ушами или кисточками. Верхняя куртка никогда не подпоясывается.
Паница — женская одежда у многих северных народов. Это длинная распашная шуба, на плечи которой спускается пушистый воротник из песцового, беличьего или заячьего меха. Больше всего ценится отделка хвостом песца. Шубу шьют из 2 слоев так, что мех обращен и внутрь и наружу. Чтобы изготовить шубу для женщины среднего роста (165 см), уходит 5 небольших оленьих шкур. По 2 на каждый слой и еще одна на капюшон. При раскрое шкуры располагают вертикально. Женская одежда богато декорирована. Подол и рукава украшают меховым орнаментом, выполненным из небольших кусочков контрастных цветов. Изделие расшивают тонкими лоскутами яркого сукна, концы которых оставляют незакрепленными.
Ноги жителей Севера защищали от холода особые меховые чулки — торбаса. Женскую обувь шили до колена. Мужская была короче, чтобы не сковывать шаг. На голове носили меховые шапки различных форм.
КухлянкаСокуйМалицаПаркаПаницаТорбаса
Традиции
У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:
- осенью — день убоя оленей;
- весной — день рогов;
- зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.
Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.
Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.
Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.
Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.
Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.
Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.
Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.
После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.
После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.
Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.
Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.
Аксессуары
Многих исследователей чукотского быта поражало, что даже в холода чукчи обходятся без головных уборов. Осенью и весной они надевали разве что налобную повязку с меховой отделкой, иногда с наушниками из тюленьей кожи. Но в самые лютые морозы голову, конечно, покрывали: носили двухслойный малахай (он же капор) – один слой мехом внутрь, другой наружу. В дальнюю дорогу чукча мог надеть два капора один на другой или покрыть его шапкой из густых и длинных оленьих шкур.
Современное прочтение чукотского костюма.
Людмила Рановнаут в чукотском костюме, на голове малахай, 2003 г.
Малахай, 1950-е гг. Капор носили и женщины, и мужчины.
Мужчина в налобной повязке
Шапка чукотского воина, сшита из кожи моржа, конец XIX в.
Чукотские рукавицы из ровдуги, украшенные бисером.
Рукавицы – единственный предмет чукотского гардероба, который делается в один слой. Они просторные, очень легкие, длинные, глубоко заходят в рукава. Кроили их целиком из одного куска шкуры, соединяли единственным швом. Зимние рукавицы шили из оленьих камусов, летние – из тюленьей кожи или ровдуги. В праздники надевали «плясовые» перчатки из окрашенной замши. Их наружная сторона и пальцы богато расшивались цветными узорами.
Сумки
В быту им всегда находится применение. Используются в основном как:
- хранилище для мяса;
- переноска утвари;
- емкость, куда собирают коренья;
- вместилище для материалов и инструментов для рукоделия.
Чукотские сумки различаются по формам и размерам. Так, для хранения рыбы и мяса они большие, делаются из жесткой лахтачьей шкуры. Носятся через плечо. А вот небольшие экземпляры цепляют к поясу (в них с древности хранили порох).
Сумки у народа принято украшать. Маленькие покрывают орнаментами из кожи – светлой на темном фоне. Мастерицы любят вырезать различные геометрические фигуры (треугольники, круги, квадраты, полосы и др.), которые нашивают в специальном ритме, с определенным смыслом. Помимо этого, активно используют бисер и ленты.
Кстати, на различных ярмарках малочисленных народов Севера часто мастерицы предлагают не только купить одну из своих украшенных сумок, но и показывают, как можно декорировать изделие самостоятельно, объясняя смысл узора.
Раньше их делали из дерева, из кожи с прорезями для глаз, из кости моржа. Сейчас чукчи чаще покупают современный вариант аксессуара. Носят их зимой, чтобы защищать глаза от ожога. Дело в том, что от снежной поверхности отражается ультрафиолетовая радиация, которая может вызвать травму роговицы глаз (встречается у горнолыжников, полярников и т. д.).
Национальный костюм Англии
Несмотря на то что англичане четко чтят свои традиции и устои, но вот основного национального костюма у них нет. Если брать в расчет, какой традиционный наряд носят жители Лондона, то чаще всего в памяти всплывает одежда танцоров, которые исполняют национальный танец — моррис.
Татарский костюм
Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.
Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин — это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.
Это интересно: Самые красивые соборы мира
Одежда
Вся чукотская одежда изготавливается из шкур северных оленей, а также из шкур морских млекопитающих (например, тюленей). Материал делает их теплыми и прочными. Кроме того, обувь и некоторые виды верхней одежды изготавливаются из кожи морского животного — тюленя
Для чукчей важно одеваться тепло и удобно. Ведь оленеводство и охота являются их основными занятиями
Когда они охотятся на зверя, они охотятся часами и часто вынуждены ночевать под открытым небом.
Кухлянка
Национальный костюм чукчей обязательно состоит из куртки из оленьего меха. Зимой они носят два слоя меха, внутри и снаружи, а летом только один слой. Ошейник широкий, и веревка с колючей нитью протягивается через ошейник, чтобы затянуть его. Запястья кучлянки намеренно заужены, чтобы рука свободно проходила под подолом одежды. Для дополнительного комфорта низ и воротник оторочены мехом собаки, лисы или песца.
Куртка также имеет специальный пояс — идеальный для крепления ножей и других боеприпасов.
Удивительно, что кучлянку можно носить на голой коже даже в сорокаградусный мороз. Охотники в тундре ночуют в кучлянках на свежем воздухе. Он заменяет теплый спальный мешок.
Камлейка
Причиной появления этого предмета одежды стало то, что меховая одежда намокает и теряет свои согревающие свойства в сырую и снежную погоду. Поэтому они начали шить верблюжью спину, своего рода грим. Она похожа на толстовку.
Эта традиционная накидка надевается поверх внешней ткани. С древних времен куртка изготавливалась из шейного платка и внутренностей морских животных, таких как морские львы, моржи и тюлени.
Штаны меховые
Летом, пока температура позволяла, чукчи носили штаны из тюленьей шкуры, иногда из оленьей кожи. Под них часто надевают другие брюки, например, из овчины.
Зимой одежда намного теплее. В августе охотники уже убивают годовалых оленей. Самые теплые чукотские брюки шьются из его меха. Еще одной частью зимнего гардероба являются носки. Их носят под нижним бельем. Они также изготавливаются из кусочков оленьего меха (из бедер животных).
Женщины носят теплые комбинезоны с широкими воротниками и рукавами длиной до колена. Зимой они двубортные, летом — однобортные.
История
Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV—III тыс. до н. э.[источник не указан 633 дня] Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца XVII — начала XVIII веков. С русскими чукчи столкнулись впервые ещё в XVII столетии на реке Алазее.
В 1644 году казак Михаил Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал . Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от Колымы, после кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Северного Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с российской по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края.
В 1771 году, после ряда военных кампаний, в том числе неудачной кампании Шестакова 1730 года и разгрома отряда Д. И. Павлуцкого в битве на реке Орловой в 1747 году, Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был упразднён по приказу правительства и затем сожжён, а команда его переведена в Нижнеколымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения. В 1775 году на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами.
С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (около 250 км от Нижнеколымска, на берегу Малого Анюя). До первой половины XIX века, когда европейские товары доставлялись на территорию чукчей единственным сухопутным путём через Якутск, Анюйская ярмарка имела обороты на сотни тысяч рублей. На продажу чукчами привозились не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха — бобров, куниц, черных лисиц, голубых песцов, которые так называемые «носовые» чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.
С появлением американских китоловов в водах Берингова пролива и Ледовитого океана, равно как с доставлением товаров на Гижигу судами добровольного флота (в 1880-х годах), наиболее крупные обороты Анюйской ярмарки прекратились, и к концу XIX века она стала обслуживать лишь потребности местного колымского торга, имея оборотов не выше 25 тыс. руб.
XX век
После установления советской власти в чукотских населённых пунктах появились школы, больницы, культурные учреждения; была создана письменность для чукотского языка.
Палитра оттенков и декорирующие элементы
Национальный украинский костюм выполняется строго в определенных оттенках. Рубаха, как правило, белоснежная. Шаровары могут быть красными или же синими. Юбки бывают коричневыми, черными и красными. Также могли применяться и другие оттенки. Например, голубой и зеленый. Особо богатая палитра оттенков наблюдается в вышивке на костюмах.
В зависимости от местности, выбор останавливался на определенных оттенках, техниках и стилях вышивания. В центре страны предпочтение отдавали двухцветному варианту вышивки, где сочетались красные и черные тона. На территории Чернигова и Полтавы узоры были одноцветными. Вышивку на светлом полотне создавали с помощью белоснежных нитей. На Закарпатье и юге государства приветствовался многоцветный декор. При этом в вышивке сочетались желтые, зеленые и красные цвета.
В древности созданные на одежде орнаменты выполняли не только лишь декоративную функцию. По вышивке можно было узнать, каков статус украинца в обществе, а также его семейное положение. Кроме того, вышиванка также выступала в качестве оберега и по поверьям, защищала от злых сил и недоброжелателей. Характерные народные узоры – это растительные мотивы и геометрические орнаменты. Из этих элементов создавались уникальные композиции, которые также отличались в зависимости от местности.
Одежда
Вся одежда чукотского народа шьется из кожи и шкуры оленей, а также морских млекопитающих (например, тюленей). Благодаря материалу она получается теплой и прочной. Кроме того, обувь и некоторая верхняя одежда делается из шкуры морского животного – нерпы
Для чукчей важно одеваться тепло и удобно. Ведь основными занятиями выступают оленеводство, охота
Преследуя зверя, мужчины часами идут за добычей и нередко вынуждены ночевать на открытом воздухе.
Кухлянка
Национальный костюм чукчи обязательно составляет куртка из оленьей шкуры. Зимой одежду носят в два слоя: мехом внутрь и наружу, а летом только в один. Воротник широкий, через него продевается веревка из сухожилий, благодаря которой он затягивается. Запястья кухлянки специально делают уже, чтобы рука беспрепятственно проходила под полу одежды. Для большего комфорта, низ и воротник отделывают мехом собаки, росомахи или песца.
Еще у куртки специальный пояс – он прекрасно закрепляет ножи и другую амуницию.
Удивительным фактом является то, что кухлянку можно носить и в сорокаградусный мороз на голое тело! Охотники в тундре остаются ночевать в куртке на свежем воздухе. Она заменяет теплый спальный мешок.
Камлейка
Причиной появления этого одеяния послужило то, что меховая одежда в сырую и снежную погоду намокает и теряет свои согревающие качества. Поэтому стали шить камлейку – своеобразный дождевик. Внешне похожа на рубаху с капюшоном.
Эту традиционную накидку надевают на верхнюю одежду. Куртку издревле делали из горловой ткани и кишок таких морских обитателей, как сивуч, морж, нерпа.
Штаны меховые
Летом и пока позволяет температура, чукотские мужчины носят штаны из шкуры тюленя, иногда – из оленьей кожи. Под них зачастую надевают другие, например, из бараньего меха.
Зимой же одежда гораздо теплее. До августа охотники убивают годовалого оленя. Его шкуру используют в пошиве самых теплых чукотских штанов.
Еще один элемент зимнего гардероба – чулки. Их надевают под низ. Делаются также из кусков оленьего меха (берут с бедер животного).
Женщины носят теплый комбинезон с широким воротом и рукавами, продолжающийся до колен. В зимнее время он двойной, летом – одинарный.
Особенности и уникальные черты национальной одежды чукчей
Одежда чукчей представляет собой уникальное сочетание практичности, функциональности и красоты. Изначально она разрабатывалась с учетом особых климатических условий, в которых живут чукчи.
Одной из основных черт национальной одежды чукчей является использование натуральных материалов, таких как мех и кожа животных. Они служат отличной защитой от холода и ветра, а также препятствуют проникновению влаги. Одежда изготавливается с учетом не только климатических условий, но и особенностей охотничьего и рыболовного промысла, которым занимаются чукчи.
Одним из характерных элементов национальной одежды чукчей является парка. Она имеет свободный крой, позволяющий двигаться охотникам и рыболовам с большой свободой. Внутренняя поверхность парки украшена шкурой моржа или мехом других морских млекопитающих, что увеличивает ее утепляющие свойства.
Также национальной одеждой чукчей являются варежки и сапоги из меха животных, которые защищают руки и ноги от низких температур и снега. Они обеспечивают хорошую сохранность тепла и комфорт при передвижении по снежным равнинам и заснеженным льдам.
Еще одной уникальной чертой национальной одежды чукчей является использование традиционных орнаментов и вышивки. Они украшают рукава, воротники и нагрудники одежды, что придает ей особый шарм и узнаваемость.
На фоне современных тенденций в моде, национальная одежда чукчей сохраняет свою актуальность и пользуется спросом. Она яркий пример практичности и красоты, объединенных в одном изделии.
Культура
Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).
Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.
Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.
Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:
- имитационно-подражательные
- игровые
- импровизированные
- обрядово-ритуальные
- танцы-инсценировки или пантомимы
- танцы оленных и береговых чукчей
Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:
- журавль
- полет журавля
- бег оленя
- ворон
- танец чайки
- лебедь
- танец уток
- бой быков во время гона
- высматривание
Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.
Имена
Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.
Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.
Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».